Научная статья на тему 'Валютная политика в странах СНГ: основные проблемы и тенденции реализации'

Валютная политика в странах СНГ: основные проблемы и тенденции реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1215
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ВАЛЮТНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / СТРАНЫ СНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С.

В статье анализируются особенности валютной политики стран СНГ, обусловленные изменением параметров внешней и внутренней среды. Выделены и охарактеризованы этапы развития валютной политики, различающиеся целями и инструментами реализации, на основе чего доказано наличие схожих для государств проблем и тенденций в процессе формирования валютной политики и ее реализации. Особое внимание уделено анализу влияния современного глобального кризиса на решения, принимаемые в целях совершенствования валютной политики и стабилизации валютного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютная политика в странах СНГ: основные проблемы и тенденции реализации»

Валютная политика

УДК 339.7

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ СНГ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Ж.Г. ГОЛОДОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического регулирования

и планирования E-mail: golodova@yandex.ru

Ю.С. РАНЧИНСКАЯ, кандидат экономических наук, ассистент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: u.ranchinskaya@mail.ru Российский университет дружбы народов

В статье анализируются особенности валютной политики стран СНГ, обусловленные изменением параметров внешней и внутренней среды. Выделены и охарактеризованы этапы развития валютной политики, различающиеся целями и инструментами реализации, на основе чего доказано наличие схожих для государств проблем и тенденций в процессе формирования валютной политики и ее реализации. Особое внимание уделено анализу влияния современного глобального кризиса на решения, принимаемые в целях совершенствования валютной политики и стабилизации валютного рынка.

Ключевые слова: валютная политика, инструменты валютного регулирования, валютные ограничения, валютный курс, валютные интервенции, официальные валютные резервы, страны СНГ

Переход к рыночной экономике и существенные изменения внешней и внутренней среды предопределили необходимость кардинальных преобразований прежде всего в части создания совершенно новых для стран СНГ институтов: ва-

лютного рынка и валютного регулирования. И если в начале 1990-х гг. правительства самостоятельно формировали валютную политику, ориентируя свои валюты на доллар, немецкую марку или российский рубль, то впоследствии стала ясна необходимость координации действий в данных процессах. В этом направлении государствами были предприняты отдельные шаги, среди которых можно выделить такие, как подписание соглашения «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства» (1992 г.), создание Межгосударственного валютного комитета (1995 г.), деятельность которого была ориентирована на сближение правил валютного регулирования, координацию валютной политики, сотрудничество и согласование действий в области валютного контроля1. Но, поскольку не все страны проявили заинтересованность в реализации поло-

1 URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd3773. htm.

жений данных документов (Азербайджан, Грузия, Туркменистан, Украина), большинство из них так и остались продекларированными. Последующая длительная дискуссия о возможности создания единого валютного союза в рамках стран СНГ пока не привела к реальной гармонизации валютного законодательства и координации валютной политики. Вместе с тем отдельные процессы и факторы отражают схожесть процессов, переживаемых странами СНГ в части регулирования и функционирования валютного рынка. В их числе можно отметить использование одинаковых инструментов регулирования: нормативов обязательной продажи экспортной выручки; введение валютного коридора и др.; симметричность возникающих шоков; осознание невозможности существенного увеличения экспорта в страны дальнего зарубежья и т.д.

В соответствии с утвержденной в 2004 г. Концепцией сотрудничества и координации деятельности государств - частников Содружества Независимых Государств в валютной сфере эффективное валютное сотрудничество было определено как предпосылка углубления экономической интеграции стран. В части такого сотрудничества предполагались проведение согласованной валютной политики, создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, экономического и валютного союза2. Однако в силу как объективных, так и субъективных причин многие предполагаемые результаты (унификация национальных законодательств в валютной сфере, обеспечение свободы движения капитала, оформление согласованной валютной политики в виде межгосударственного документа и др.) достигнуты не были, а некоторые были выполнены частично или значительно позже намечаемых сроков (внедрение в практику государственных расчетов национальных валют стран СНГ и пр.).

В рамках формирования и реализации валютной политики стран СНГ можно выделить четыре этапа, различающиеся как целями ее осуществления, так и используемыми инструментами:

1-й этап (1992-1997 гг.). Для этого периода в условиях глубокого экономического кризиса, отсутствия постоянного притока иностранной валюты за счет экспортных операций и увеличения внешней задолженности для стран СНГ было характерно:

2 URL: http: //pravo. levonevsky. org/bazabyü 9/sbor33/text33515. htm.

- введение плавающего валютного курса (в некоторых странах при периодически административном его установлении: Украина - 1993-1994 гг., Беларусь - 1995-1996 гг.);

- наличие в некоторых странах множественных валютных курсов (в Беларуси - рыночный, и инвестиционный, а затем официальный, курс по неторговым операциям, курс на услуги министерства транспорта и связи, курс некоммерческих банков; в России - коммерческий, официальный, биржевой, затем и рыночный (до мая 1992 г.); в Туркмении -рыночный и официальный, в Украине - официальный и рыночный);

- введение ограничений на приобретение валюты предприятиями и организациями, использующими в своей деятельности импортируемые товары (Беларусь, Украина);

- установление валютных ограничений в виде норматива обязательной продажи экспортной выручки (Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Украина); максимального объема ввоза-вывоза наличной валюты из страны (Беларусь, Россия). При этом в Беларуси в 1993 г. норматив обязательной продажи экспортной выручки составлял 50%, из которых 10% взималось в виде налога на экспортную выручку, 20% направлялось в государственный валютный фонд;

- введение валютных коридоров (Беларусь, Россия);

- переориентация внешнеторговых потоков на страны дальнего зарубежья (все страны СНГ);

- принятие законодательных (Азербайджан, Казахстан, Россия и др.) или нормативных актов в виде указов, декретов, постановлений или распоряжений (Армения, Беларусь, Молдова, Украина) в области валютного регулирования (табл. 1).

В отдельных странах вводились дополнительные ограничения потоков иностранной валюты. В частности, в России в 1996 г. были установлены особые условия открытия счетов нерезидентов.

Все перечисленные меры принимались прежде всего в целях становления валютного рынка, мобилизации валютных ресурсов и увеличения официальных валютных резервов, сдерживания темпов роста курса иностранных валют.

Вместе с тем в некоторых государствах уже в начале 1990-х гг. были сняты все валютные ограничения по текущим валютным операциям (Армения, Казахстан, Киргизия), по обслуживанию счетов резидентов и нерезидентов (Армения), по движению капитала (Киргизия). В Армении в Заявлении

о валютной политике, принятом в году, также было отмечено, что величина официальных валютных резервов является промежуточной целью денежно-кредитной политики.

2-й этап (1997-1999 гг.). В этот период для большинства стран СНГ были характерны существенная девальвация национальных валют, расширение валютных коридоров и ужесточение валютных ограничений. Эти процессы были обусловлены как действием внешних факторов в виде кризиса в странах Юго-Восточной Азии и оттока в этой связи средств нерезидентов из развивающихся рынков, так и усугублением внутренних экономических проблем и дефицитностью бюджетных систем.

Так, в Казахстане вновь был введен норматив обязательной продажи экспортной выручки в размере 50%, но одновременно был осуществлен переход к свободно плавающему валютному курсу.

В России в августе-сентябре 1998 г. валютный курс доллара вырос более чем в 2,5 раза, что способствовало принятию правительством решения о повышении в 1999 г. норматива обязательной продажи экспортной выручки с 50 до 75% и сокращении срока этой обязательной продажи с 14 до 7 дней. В то же время Россией на фоне ужесточения валютного регулирования в целях стимулирования притока иностранной валюты в 1998 г. был осуществлен допуск нерезидентов на рынок долгосрочных государственных ценных бумаг.

Более жесткое решение было принято в Туркменистане, в котором в соответствии с распоряжением бывшего президента С. Ниязова в 1998 г. была прекращена деятельность обменных пунктов

и установлен единый курс маната по отношению к доллару США в размере 5 200 (курс действовал в течение 10 лет).

На Украине гривна обесценилась в 2,76 раза, валютный коридор за 1 долл. США, который составлял в конце 1997 г. 1,7-1,9 гривны, в начале 1998 г. - 1,8-2,25 гривны, сразу после кризиса в августе 1998 г. был увеличен в пределах от 2,25 до 3,5 гривен. В стране из 50% обязательной продажи экспортной выручки предприятия были обязаны 40% продавать по рыночному курсу на УМВБ, тогда как оставшиеся 10% - по официальному курсу, причем направлялись эти средства в официальный резерв страны (в течение 10 дней даже действовал норматив в размере 75%). В Беларуси был осуществлен переход к управляемому плавающему валютному курсу.

В то же время в другой группе стран никаких кризисных явлений на валютном рынке не наблюдалось, и в них проводилась политика по либерализации валютного регулирования. Так, в Азербайджане в 1997-1999 гг. обесценение национальной валюты (маната) по отношению к доллару США составило всего 6,7%, в Армении - 3,9%. В частности, в Таджикистане были сняты ограничения по текущим валютным операциям нерезидентов, которым разрешили вывозить или переводить валюту из страны, если эти средства были ввезены или переведены в Таджикистан, а также приобретены в Таджикистане.

3-й этап (2000-2008 гг.). В первой половине 2000-х гг. на фоне роста цен на основные виды сырья, являющегося основой экспорта всех стран

Таблица 1

Некоторые параметры валютного регулирования в странах СНГ

Страна Год принятия закона о валютном регулировании Год присоединения к ст. VIII МВФ Действие норматива обязательной продажи экспортной выручки Год вступления в ВТО

Азербайджан 1994 2004 - -

Армения 2004 1997 - 2003

Беларусь 2003 2001 С 1992 г. и по настоящее время -

Казахстан 1993 1996 1994-1995 гг. -

Кыргызстан 1995 1995 - 1998

Молдова 2008 1995 1992-1994 гг. 2001

Россия 1992 1996 1992-2006 гг. 2012

Таджикистан 1995 2004 1995 г. 2013

Туркменистан 1993 - - -

Узбекистан 1993 2003 С 2000 г. по настоящее время -

Украина 1994 1996 1998-2005 гг. С 2012 г. и по настоящее время 2008

Источник: составлено авторами по данным официальных сайтов центральных банков стран СНГ.

Таблица 2

Динамика темпа роста экспорта в страны СНГ и доля стран СНГ в экспорте страны, %

Страна 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Азербайджан 20 / 21 680 / 3 69 / 8 45 / 9 24 / 11 -10 / 5

Армения 31 / 19 -8 / 31 -33 / 19 46 / 19 28 / 20 3 / 24

Беларусь 16 / 44 34 / 44 -35 / 44 19 / 54 64/ 49 11 / 51

Казахстан 39 / 15 49 / 16 -39 / 16 40 / 15 35 / 14 3 / 13

Кыргызстан - / 45 41 / 55 -10 / 45 5 / 45 28 / 45 -14 / 58

Молдова 11 / 51 19 / 39 -19 / 38 20 / 40 44 / 41 -3 / 43

Россия 33 / 14 33 / 15 -35 / 15 32 / 15 30 / 15 2 / 15

Таджикистан -1 / 20 -4 / 16 -28 / 21 18 / 13 5 / 14 8 / 18

Туркменистан 34 / - -22 / 4 / - 73 / - 19 / -

Узбекистан - / 32 29 / 35 2 / 33 11 / 45 15 / 45

Украина - / 31 41 / 36 -41 / 34 34 / 36 - / 38 1 / 37

Примечание. В числителе указана динамика роста экспорта в страны СНГ, в знаменателе - доля стран СНГ в экспорте страны.

Источник: рассчитано авторами по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ (URL: http://www.cisstat.com).

СНГ, началась политика либерализации валютного регулирования и контроля, проводимая большинством стран СНГ. В частности, в Казахстане была отменена таможенная пошлина в размере 1%, взимаемая при ввозе иностранной валюты юридическими лицами. В первой половине 2000-х гг. был расширен перечень оснований для приобретения юридическими лицами-резидентами иностранной валюты и упрощена процедура лицензирования валютных операций, а во второй половине 2000-х гг. лицензирование операций, связанных с движением капитала и открытием счетов в иностранных банках, было отменено. Были также сняты все ограничения по конверсионным операциям организаций на внутреннем валютном рынке, и увеличена норма вывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами без подтверждающих документов с 3 до 10 тыс. долл.

В России физическим лицам была предоставлена возможность проводить переводы из страны (или в страну) в сумме, не превышающей 75 000 долл. США; юридические лица получили право применять уведомительный порядок осуществления операций при получении или возврате ими валютных кредитов и займов от нерезидентов сроком более 180 дней, а также при осуществлении прямых иностранных инвестиций в страны СНГ в размере не более 10 млн долл.; был упрощен порядок перевода иностранной валюты при приобретении предприятий в странах СНГ (если доля была не менее 10%), была отменена обязательная продажа валютной выручки и др.

В Туркменистане была возобновлена деятельность обменных пунктов, а также были открыты торги на Межбанковской валютной бирже.

Одновременно в отдельных государствах принимались решения как по либерализации, так и по ужесточению валютной политики. В частности, в Узбекистане в соответствии с постановлением Кабинета министров республики от 29.06.2000 № 245 был введен норматив обязательной продажи экспортной выручки в размере 50%3, но при этом была отменена множественность валютных курсов.

В некоторых странах был введен новый показатель, характеризующий курсовую политику центрального банка и отражающий курс рубля по отношению к доллару и евро. В частности, с 2005 г. он был введен в России, а с мая 2008 г. был осуществлен переход к использованию валютного коридора стоимости бивалютной корзины, в рамках которой регулятор и проводит валютные интервенции.

4-й этап (2009 г. - настоящее время). В условиях нагнетания кризисных явлений в 2009 г. в большинстве странах СНГ произошло существенное сокращение экспорта товаров (табл. 2), а в 6 странах оно составило более 30%.

Схожая ситуация повторилась в 2012 г. (в некоторых странах и в 2013 г.), когда после предыдущего более стабильного двухлетнего периода в отдельных государствах вновь имело место снижение объема экспорта (в Азербайджане, Кыргызстане и Молдове) или замедление темпов его роста (во всех остальных государствах за исключением Таджикистана). Одновременно стала вновь проявляться тенденция увеличения удельного веса экспорта товаров в страны СНГ в совокупном экспорте государств (в Кыргызстане и Молдове).

3 URL: http://fmc.uz/legisl.php?id=prod_val.

При этом негативной тенденцией являлось не только снижение темпов роста экспорта, но и увеличение объема импорта (прежде всего, потребительских товаров), характерное для всех стран СНГ. В частности, в России с 2011 г. наблюдается замедление темпов роста экспорта товаров, составившее в 2012 г. 2%, а в 2013 г. 0,3%, тогда как импорт за этот же период вырос на 5,4 и 18% соответственно. Как следствие, в преобладающем большинстве стран СНГ существенно сократился приток иностранной валюты.

Для пополнения официальных резервов и регулирования валютного курса в большинстве стран были сохранены действующие, а также введены новые валютные ограничения. Для предотвращения оттока иностранной валюты в отдельных странах СНГ сохраняются ограничения на ввоз-вывоз наличной валюты резидентами и нерезидентами:

- Азербайджан: разрешен ввоз национальной валюты резидентами в пределах декларации при их выезде из страны, иностранной валюты - без ограничений при условии ее декларации; вывоз национальной валюты резидентами без ограничений при условии ее декларации, вывоз иностранной валюты резидентами в сумме, не превышающей эквивалентна 10 000 долл., причем с суммы, превышающей 1 000 долл., уплачивается налог в размере 1% (при вывозе более 10 000 долл. требуется справка Национального банка Азербайджана), вывоз иностранной валюты нерезидентами в пределах суммы, указанной ими в декларации при въезде в страну;

- Беларусь: ввоз-вывоз наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) через таможенную территорию Таможенного союза в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию; вывоз наличной иностранной валюты в сумме, эквивалентной до 3 000 евро, не подлежит декларированию, от 3 000 до 10 000 -подлежит обязательному декларированию, а при вывозе свыше 10 000 евро требуется наличие разрешительных документов; ввоз-вывоз наличной национальной валюты допускается в пределах сумм, не превышающих 500 минимальных заработных плат, установленных в стране;

- Молдова: ввоз-вывоз резидентами или нерезидентами наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 евро, подлежит обязательному декларированию (при вы-

возе свыше 50 000 евро требуется подтверждение Национального банка Молдовы);

- Казахстан: ввоз-вывоз резидентами или нерезидентами наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию;

- Россия: ввоз-вывоз резидентами или нерезидентами наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию;

- Туркменистан: ввоз иностранной валюты не ограничивается, но ввоз-вывоз валюты подлежит декларированию.

В Беларуси не только была сохранена обязательная продажа экспортной выручки, но и сокращен в 2011 г. перечень предприятий и организаций, освобождаемых от обязательств такой продажи (ранее от обязательной продажи были освобождены нефтеперерабатывающие предприятия, ОАО «Беларуська-лий», Белорусская нефтяная компания и др.)4. Льгот лишились такие компании, как ЗАО «Белорусская калийная компания» (в части выручки, полученной от реализации калийных удобрений), члены ассоциации «Инфопарк» (в части выручки от экспорта информационных технологий и услуг при их разработке), ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Центроэнергомонтаж» и т.д.5.

На Украине согласно постановлению правления Национального банка Украины от 16.11.2012 N° 475 были сокращены сроки расчетов по экспортно-импортным операциям со 180 до 90 дней6, было введено требование обязательной продажи экспортной выручки в размере 50% юридическими лицами, не являющимися уполномоченными банками, не позднее, чем на следующий день после поступления средств на счет. Кроме того, впоследствии постановлением правления НБУ от 25.09.2013 № 381 требование об обязательной продаже экспортной выручки было распространено и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность7. Помимо этого в стране было установлено требование о продаже

4 Указ президента Республики Беларусь от 25.07.2011 № 326. URL: http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/o-nekotorykh-voprosakh-obyazatelnoi-prod_0000000.

5 Экономическая газета от 29.07.2011 № 57 (1475). URL: http://www.neg.by/publication/2011_07_29_14944.html.

6 Постановление правления НБУ от 16.11.2012 № 475. URL: http://4biznes.com.ua/tag/postanovlenie-nbu-475.

7 URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE24257. html.

всех поступлений в иностранной валюте из-за пределов Украины в пользу физических лиц, равных или превышающих 150 тыс. гривен в месяц.

Но даже при таком ужесточении регулирования в 2013 г. и начале 2014 г. резко обострилась проблема управления валютным курсом, который вырос по отношению к базовым валютам в большинстве стран СНГ (табл. 3). И, если в 2013 г. центральным банкам большинства государств удавалось удерживать и не допускать резкого скачка валютных курсов, то в начале 2014 г. в преобладающем количестве стран они выросли более чем на 30% по отношению ко всем базовым валютам. В отдельных государствах имел место существенный рост курса валюты (в Беларуси он вырос более чем в 4 раза).

На фоне роста валютного курса доллара и евро спрос на них стал активно повышаться. Для удовлетворения этого спроса коммерческие банки РФ в 2012 г. более чем на 50% увеличили ввоз наличной иностранной валюты, объем которой достиг 17 млрд долл., причем в общей сумме ввоза удельный вес доллара составил около 58%, евро - около 38%.

В условиях сокращения притока иностранной валюты центральные банки многих стран СНГ в

целях удержания валютных курсов из нетто-поку-пателей превратились в нетто-продавцов валюты на внутреннем рынке. Особенно сложной ситуация оказалась в 2008-2009 гг. Так, в Армении, например, в 2009 г. объем продажи валюты более чем в 18 раз превышал объем ее покупки.

Банк России в 2008 г. выступал преимущественно в качестве нетто-продавца валюты (объем нет-то-продажи равнялся 69,2 млрд долл.), но с 2009 г. перешел в категорию нетто-покупателя валюты: объем нетто-покупки составил в 2009 г. 17,2 млрд долл., в 2010 г. - 34,1 млрд долл., в 2011 г. - 12,4 млрд долл., в 2012 г. - 7,6 млрд долл. При этом объем продаж иностранной валюты составил в 2010 г. 11,8 млрд долл., 2011 г. - 12,4 млрд долл., в 2012 г. - 5,6 млрд долл. Однако в 2013 г. Банк России вновь был вынужден проводить активные интервенции.

В результате ухудшения состояния платежных балансов и активных валютных интервенций в большинстве стран СНГ к началу 2014 г. сократились официальные валютные резервы (табл. 4). В то же время при положительной динамике величины валютных резервов в Беларуси в 2012-2013 гг. в 2012 г. величина резервов обеспечивала только

Таблица 3

Группировка стран СНГ по темпам роста курсов их национальных валют по отношению к доллару США, евро и российскому рублю в 2009-2014 гг.*

Признак группировки стран СНГ Период Снижение или сохранение курсов национальных валют Повышение курсов национальных валют

до 30% более 30%

По отношению к доллару США 2009-2013 гг. Азербайджан, Россия, Туркменистан, Украина Казахстан, Кыргызстан, Молдова Армения, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009-2014 гг. Азербайджан, Туркменистан Молдова, Россия, Украина Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан

По отношению к евро 2009-2013 гг. Азербайджан, Россия, Туркменистан, Украина Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан Беларусь

2009- 2014 гг. Азербайджан, Туркменистан Молдова, Россия, Украина Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан

По отношению к российскому рублю 2009-2013 гг. Азербайджан, Таджикистан, Украина Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова Беларусь, Узбекистан

2009-2014 гг. Таджикистан, Туркменистан, Украина Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан Беларусь, Узбекистан

Примечание. Анализ проводился по валютным курсам на 19.02.2014.

Источник: составлено авторами по данным официальных сайтов центральных банков стран СНГ.

Примечание. По Туркменистану и Узбекистану официальных данных о величине валютных резервов нет. Источник: составлено авторами по данным официальных сайтов центральных банков стран СНГ и Мирового банка.

Таблица 4

Динамика официальных валютных резервов стран СНГ в 2005-2014 гг., млрд долл.

(на начало года)

Страна 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Азербайджан 1,08 3,37 6,14 5,16 6,41 10,48 11,69 14,21

Армения 0,55 1,66 1,41 2,0 1,86 1,93 1,8 2,25

Беларусь 0,59 4,18 3,06 5,65 5,03 7,92 8,09 6,65

Казахстан 9,29 19,16 18,27 26,27 31,16 33,69 26,95 24,52

Кыргызстан 0,61 1,22 1,22 1,59 1,72 1,83 2,66 2,44

Молдова 0,47 1,33 1,58 1,49 1,72 1,96 2,51 2,82

Россия 124,54 478,76 426,28 439,45 479,38 498,65 537,62 509,59

Таджикистан 0,16 0,25 0,4 0,52 0,63

Украина 9,49 31,79 30,8 26,5 34,57 31,79 24,55 20,42

двухмесячный импорт страны, а в 2013 г. резервы уменьшились почти на 18%.

Такой дисбаланс величины официальных валютных резервов делает невозможным проведение валютной интеграции стран СНГ в части создания единой резервной валюты, а также в совокупности с существенно различающимися ставками денежного рынка создает сложности при осуществлении взаимных расчетов между двумя отдельными странами посредством национальных валют, тогда как это могло бы снизить зависимость экономик стран СНГ от курсов доллара и евро. Вопрос об общем валютном регулировании и введении единой валюты Беларуси, Казахстана и России в рамках Таможенного союза находится в стадии обсуждения. Вместе с тем есть отдельные позитивные результаты использования национальных валют при осуществлении взаимных расчетов странами ЕврАзЭс. В общей структуре направленных и полученных платежей стран - участниц альянса, согласно данным Межгосударственного банка, удельный вес российского рубля составил в 2012 г. в количестве платежей 79% и в объеме платежей -55,4%, белорусского рубля - 4,2 и 0,3%, казахстанского тенге - 0,7 и 0,6% соответственно. При этом российский рубль использовался странами при осуществлении взаимных расчетов не только с Россией (с помощью российского рубля было оплачено более 30% платежей между Беларусью и Казахстаном, около 10% платежей между Беларусью и Кыргызстаном)8 [14].

8 Краткая аналитическая записка по информации, содержащейся в Сведениях о платежах, связанных с оборотом товаров и услуг, проводимых между государствами - участниками Ев-рАзЭС, за 2012 г., полученной от центральных (национальных)

Продолжающиеся кризисные тенденции в экономиках развивающихся государств, а также сокращение программы государственной поддержки экономики в США стали причиной изменения валютной политики в отдельных государствах в 2013-2014 гг. Так, например, Национальный банк Казахстана и Банк России приняли решение об отказе проведения валютных интервенций в целях поддержания курса национальных валют, а также о постоянном изменении коридора валютных корзин. Вместе с тем во избежание спекуляций на валютном рынке Национальный банк Казахстана ввел ограничение по марже обменных пунктов в размере, не превышающем 2 тенге за доллар.

В Узбекистане с 01.02.2013 был изменен порядок продажи наличной валюты физическим лицам-резидентам, согласно которому продажа осуществляется уполномоченными коммерческими банками только в безналичной форме посредством перевода имеющейся на персональной банковской карте национальной валюты в иностранную валюту, хранящуюся на международных платежных картах (покупка валюты у населения, как и раньше, производится в неограниченных объемах в обменных пунктах банков). При этом для покупки валюты граждане обязаны представить документ, удостоверяющий личность, заявку на покупку валюты и персональную банковскую карту с необходимой суммой имеющихся на ней средств.

В целом следует отметить, что в вопросах формирования и реализации валютной политики для стран СНГ характерны некоторые моменты:

банков Сообщества / Информационный портал Межгосударственного банка. URL: http://www.isbnk.info/analytics_payments. html.

1) схожие подходы и инструменты, используемые центральными банками в процессе формирования и реализации валютных политик;

2) во всех государствах с начала 2000-х гг. проводится политика либерализации валютного регулирования и контроля, проявляющаяся как в совершенствовании валютного законодательства и механизма установления валютных курсов, так и в сокращении перечня валютных ограничений или их отмене;

3) в преобладающем большинстве стран в 20132014 гг. сохраняются глобальные кризисные тенденции, оказывающие существенное влияние на состояние и параметры валютного рынка (сокращение темпов роста или снижение поступлений от экспорта при росте импорта, в том числе потребительских товаров, и увеличение спроса на иностранную валюту). Для сглаживания их проявления центральные банки были вынуждены увеличивать объемы продажи валюты из своих резервов, что не всегда способствовало сдерживанию валютного курса. В результате, центральные банки Казахстана, Кыргызстана и России приняли решение отказаться от активного вмешательства в процесс формирования валютного курса и сократить объемы валютных интервенций, что стало причиной еще большего роста курсов иностранных валют во второй половине февраля 2014 г. Вместе с тем наблюдаемое снижение курсов национальных валют по отношению к иностранным валютам, осуществляемое в том числе в целях защиты экспортеров и кассового исполнения бюджетов, приводит к обесцениванию хранящихся в национальной валюте сбережений субъектов экономики, и, следовательно, принимаемые в отдельных странах меры по ужесточению валютного регулирования будут носить краткосрочный характер. Основная задача, стоящая перед странами СНГ и способная улучшить ситуацию, состоит в необходимости изменения структуры экономики и экспорта при одновременном содействии процессу им-портозамещения, стимулировании развития промышленного производства;

4) изменение подходов при осуществлении взаимных расчетов между странами ЕврАзЭс пос-

редством использования национальных валют продемонстрировало позитивные результаты, и дальнейшее развитие этого процесса способно снизить зависимость экономик стран альянса от курса доллара и евро.

Список литературы

1. Годовые бюллетени Центрального банка Армении за 2008-2012 годы. URL: http://www.cba. am/en/SitePages/statspannualbulletin.aspx.

2. Годовые бюллетени Национального банка Таджикистана за 2011-2013 годы. URL: http://www. nbt.tj/ru/statistics/stat_bulletin.php.

3. Годовые отчеты Банка России за 20002012 годы. URL: http://www.cbr.ru/publ/?prtid= god&PageYear.

4. Годовые отчеты Центрального банка Республики Азербайджан за 2008-2012 годы. URL: http://en.cbar.az/pages/publications-researches/annual-reports/.

5. Годовые отчеты Национального банка Республики Беларусь за 2008-2012 годы. URL: http:// www.nbrb.by/publications/report/.

6. Годовые отчеты Национального банка Казахстана за 2008-2012 годы. URL: http://www. nationalbank.kz/?docid=31.

7. Годовые отчеты Национального банка Кыргызстана за 2008-2012 годы. URL: http://www.nbkr. kg/index.jsp?res=high&scr_res=1024.

8. Годовые отчеты Национального банка Молдовы за 2008-2012 годы. URL: http://www.bnm. md/ru/annual_report.

9. Годовые отчеты Национального банка Украины за 2008-2012 годы. URL: http://www.bank.gov. ua/control/en/publish/category?cat_id=57508.

10. Динамика валютного курса иностранных валют и таджикского сомони за 2008-2014 годы. URL: http://www.nbt.tj/ru/kurs/?c=4&id=28&lang=ru.

11. Динамика валютного курса иностранных валют и туркменского маната за 2008-2014 годы. URL: http://www.cbt.tm/ru/archive.html.

12. Динамика валютного курса иностранных валют и узбекского сума за 2008-2014 годы. URL: http://www.cbu.uz/ru/section/rates.

13. Официальная статистика Мирового банка. URL: http://data.worldbank.org/indicator/FI.RES. TOTL.CD.

Finance and credit Currency policy

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

EXCHANGE RATE POLICY IN CIS COUNTRIES: MAJOR ISSUES AND TRENDS OF IMPLEMENTATION

Zhanna G. GOLODOVA, Iuliia S. RANCHINSKAIA

Abstract

The article analyzes the features of currency policy of the CIS countries caused by change of parameters of the external and internal environment. The authors consider the stages of development of the currency policy differing with the purposes and instruments of realization on the basis of what existence of similar problems for the states and tendencies in the course of formation of the currency policy and its realization. The paper special attention pays to the analysis of influence of the modern global crisis on decision-making for improvement of the currency policy and stabilization of the currency market.

Keywords: currency policy, instruments, currency regulation, currency restrictions, exchange rate, currency interventions, official currency reserves, CIS countries

References

1. Godovye biulleteni Tsentral'nogo banka Armenii za 2008-2012 gody [Annual bulletins of the Central Bank ofArmenia for 2008-2012]. Available at: http://www.cba. am/en/SitePages/statspannualbulletin.aspx. (In Russ.)

2. Godovye biulleteni Natsional'nogo banka Tadzhikistana za 2011-2013 gody [Annual bulletins of the National Bank of Tajikistan for 2011-2013]. Available at: http://www.nbt.tj/ru/statistics/stat_bulletin.php. (In Russ.)

3. Godovye otchety Banka Rossii za 2000-2012 gody [Annual reports of the Bank of Russia for 20002012]. Available at: http://www.cbr.ru/publ/?prtid= god&PageYear. (In Russ.)

4 . Godovye otchety Tsentral'nogo banka Respub-liki Azerbaidzhan za 2008-2012 gody [Annual reports of the Central Bank of the Republic of Azerbaijan for 2008-2012]. Available at: http://en.cbar.az/pages/publica-tions-researches/annual-reports/. (In Russ.)

5. Godovye otchety Natsional'nogo banka Respubliki Belarus' za 2008-2012 gody [Annual reports of the National Bank of the Republic of Belarus for 2008-2012]. Available at: http://www.nbrb.by/publications/report/.(In Russ.)

6. Godovye otchety Natsional'nogo banka Kazakhs-tana za 2008-2012 gody [Annual reports of the National

Bank of Kazakhstan for 2008-2012]. Available at: http:// www.nationalbank.kz/?docid=31. (In Russ.)

7 . Godovye otchety Natsional'nogo banka Kyrgyzs-tana za 2008-2012 gody [Annual reports of the National Bank of Kyrgyzstan for 2008-2012]. Available at: http:// www.nbkr.kg/index.jsp?res=high&scr_res=1024. (In Russ.)

8. Godovye otchety Natsional'nogo banka Moldovy za 2008-2012 gody [Annual reports of the National Bank of Moldova for 2008-2012]. Available at: http://www.bnm. md/ru/annual_report. (In Russ.)

9 . Godovye otchety Natsional'nogo banka Ukrainy za 2008-2012 gody [Annual reports of the National Bank of Ukraine for 2008-2012]. Available at: http ://www.bank.gov. ua/control/en/publish/category?cat_id=57508. (In Russ.)

10 . Dinamika valiutnogo kursa inostrannykh valiut i tadzhikskogo somoni za 2008-2014 gody [Dynamics of an exchange rate of foreign currencies and Tajikistan somoni for 2008-2014]. Available at: http://www.nbt. tj/ru/kurs/?c=4&id=28&lang=ru. (In Russ.)

11 Dinamika valiutnogo kursa inostrannykh valiut i turkmenskogo manata za 2008-2014 gody [Dynamics of an exchange rate of foreign currencies and Turkmenistan manat for 2008-2014]. Available at: http://www.cbt.tm/ ru/archive.html. (In Russ.)

12 . Dinamika valiutnogo kursa inostrannykh valiut i uzbekskogo suma za 2008-2014 gody [Dynamics of an exchange rate of foreign currencies and Uzbekistan sum for 2008-2014]. Available at: http://www.cbu.uz/ru/sec-tion/rates. (In Russ.)

13 . Ofitsial'naia statistikaMirovogo banka [The official statistics of the World Bank]. Available at: http://data. worldbank.org/indicator/FI.RES.TOTL.CD. (In Russ.)

Zhanna G. GOLODOVA

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation golodova@yandex.ru

Iuliia S. RANCHINSKAIA

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow,

Russian Federation

u.ranchinskaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.