Научная статья на тему 'Прогнозная модель формирования доходной базы'

Прогнозная модель формирования доходной базы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брежнева Ирина Борисовна, Глазкова Ирина Юрьевна, Мещерякова Людмила Александровна

В статье рассмотрены факторы, влияющие на структуру доходной части регионального бюджета, зависимость доходов бюджета от налоговых поступлений. Определена зависимость уровня налоговых изъятий от действующей системы налогов и их разграничения по уровням бюджетной системы, дана оценка потенциальной возможности на региональном уровне повысить налоговые изъятия с целью увеличения поступлений доходов в бюджет.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the factors influencing structure of a profitable part of the regional budget, dependence of incomes of the budget on tax revenues are considered. Dependence of level of tax withdrawals on operating system of taxes and their differentiation on levels of budgetary system is defined; the estimation of potential possibility at regional level to raise tax withdrawals for the purpose of increase in receipts of incomes in the budget is given.

Текст научной работы на тему «Прогнозная модель формирования доходной базы»

Брежнева И.Б., Глазкова И.Ю., Мещерякова Л.А. Прогнозная модель формирования доходной базы

РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Одним из важнейших условий сохранения потенциала саморазвития регионов, обеспечения стабильности их социально-экономического положения является обеспечение устойчивости бюджетно-налоговой системы. В свете решения существующих проблем бюджетного федерализма, связанных с нечетким разграничением полномочий между уровнями власти по расходам, недостаточностью финансовых средств, необходимых для реализации переданных полномочий, отсутствием четких правил в устранении дисбалансов бюджетов с помощью межбюджетных трансфертов, особое значение приобретает вопрос повышения эффективности бюджетного планирования и выработки механизмов регулирования межбюджетных отношений. Сложившаяся ситуация требует разработки более качественных методов регулирования возникающих разногласий, в основу механизмов реализации федеральной и региональной бюджетно-налоговой политики необходимо заложить единые научнообоснованные подходы к согласованию интересов бюджетов различных уровней, реализация которых требует разработки соответствующего инструментально-методического обеспечения.

Бюджетная система является одним из основных потенциальных источников социально-экономического развития региона. Бюджетная система регионального уровня обладает сложной структурой, в которой переплетаются важнейшие элементы жизнеобеспечения территории.

Эффективность бюджетно-налоговой системы в первую очередь зависит от наличия действенных механизмов управления, способных динамически осуществлять анализ и оценку ее состояния, выявлять важнейшие факторы, оказывающие влияние на eё устойчивость, определять стратегию ее развития и соответственно вырабатывать продуктивные управляющие решения.

Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет около 95 %. Поэтому оценка и прогноз ожидаемых налоговых поступлений

в доходную часть бюджета любого уровня — важнейшая задача бюджетного планирования. Существуют различные методы и подходы к решению этой задачи. Авторы предлагают модель, реализующую подход, основанный на оценке налогового потенциала территории, который наиболее адекватен в нынешних условиях нестабильной экономики переходного периода и становления рыночных отношений. Таким образом, во-первых, модель обеспечивает возможность прогнозирования ожидаемых налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в соответствии с налоговым потенциалом территории и существующим налоговым законодательством. Во-вторых, модель позволяет обосновать распределение налоговых поступлений по расходным статьям бюджетов всех уровней в соответствии с законодательно установленными государственными социальными стандартами, а также реализовывать различные схемы (варианты) регулирования межбюджетных отношений при возможном дисбалансе доходов и принятых обязательств по бюджету каждого уровня.

Сложившаяся динамика нормативной величины налогового потенциала (НВНП) Ставропольского края отражает общие процессы в социально-экономическом развитии региона и показывает зависимость его величины от эффективности отрасли, использования производственных мощностей, состояния основных фондов, а также действующей системы налогообложения и состояния межбюджетных отношений в государстве [1].

Первостепенным внешним условием нормативно-правового характера при формировании регионального бюджета имеет действующее налоговое законодательство, задачи очередного этапа проводимой налоговой реформы. Основная преследуемая цель здесь — достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов. Реализация стимулирующей функции требует снижения налогового бремени, а реализация фискальной — высокой наполняемости доходной части бюджета. В этой системе противоре-

чий и вырабатываются основные направления бюджетно-налоговой политики региона, реализующие изменения налогового законодательства [2]. Анализ исполнения краевого бюджета показал, что структура его доходной части определялась в основном внешними факторами воздействия, в частности, действующим налоговым законодательством и системой

межбюджетных отношений в государстве, что в значительной мере ограничивает возможности регионов при установлении показателей доходов бюджета. С целью изучения влияния на структуру доходной части регионального бюджета налоговых и неналоговых доходов, нами проведен корреляционно-регрессионный анализ (табл. 1).

Таблица 1

Парные коэффициенты корреляции зависимости доходной части регионального бюджета

от налоговых поступлений

Фактор Налог на прибыль Налоги на товары, услуги, регистр. и лиценз. сборы Налог на доходы физ. лиц Налоги на совокупный доход Налоги на имущество Плата за пользование природ. ресурсами Прочие налоги

Доходная часть регионального бюджета 0,96 0,46 0,99 0,97 0,96 0,38 -0,55

Доходная часть бюджета рассчитывается по формуле:

D = N + E +1,

где D — доходная часть,

N — налоговые поступления в бюджет, E - прочие поступления, I — отчисления на развитие. Представляя N как сумму поступлений по видам налогов, получаем:

Б = £ N + Е +1,

I=1

(1)

Тогда формула (1) примет вид:

т к

Б = £ N + Е + £ (Яу - Я').

I=1

У=1

Расходную часть бюджета можно представить как:

я=Я + Я2 +...+Яп ,

У=1

где R — расходная часть,

К. — отдельные статьи расходов. Отчисления на развитие формируются за счет сокращения некоторых статей расходов:

1К = (Я - Я) + Я - Я2 ) +... + Я - Як)+ = £Яу - Я'),

У=1

где К, — сокращенные статьи расходов.

Приведенные данные показывают, что в общем объеме налоговых поступлений основную долю занимают: налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на прибыль организаций, налоги на совокупный доход. Более детальное влияние наиболее важных налогов на формирование доходной части краевого бюджета дают регрессионные модели связи. Построенные зависимости налоговых доходов бюджета региона от налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество носят возрастающий характер. Это предполагает, что при их незначительном увеличении за счет роста элементов налога (налоговой базы или налоговой ставки) возможен ощутимый рост и в налоговых доходах краевого бюджета (рис. 1, 2, 3).

Строя модель зависимости уровня налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, получаем логарифмическое уравнение, свидетельствующее о том, что при дальнейшем увеличении налога на доходы физических лиц сильного увеличения суммы поступлений в региональный бюджет не ожидается (рис. 4).

Рис. 1. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налога на прибыль

1400

_ 1 200 Л

с[

О 1 000 8

^ 800 0) .й

¡5 боо

0

§ 400 со

1 200

0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000

налоги на совокупные доходы

Рис. 2. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов на совокупный доход

5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 налоги на имущество

Рис. 3. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов на имущество

5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000

налог на доходы физических лиц

Рис. 4. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов на доходы физических лиц

Зависимость налоговых доходов от налога на товары, услуги, регистрационные и лицензионные сборы и зависимость налоговых доходов от налога за пользование природными ресурсами описывают степенные функции, которые достигают максимума в 2005 г. с последующим убыванием. Данная ситуация свидетельствует об отсутствии возможности на региональном уровне дальнейшего повышения уровня налоговых изъятий посредством увеличения налоговой ставки, либо иного усиления налогового бремени. Считаем положительным явлением тот факт, что в формировании бюджета территорий сохраняется относительно высокий удельный вес налогов на прибыль, несмотря на существенное снижение (с 35 % до 24 %) ставки налогообложения, на одновременном увеличении доли налога, зачисляемого в региональный бюджет.

В общем объеме налоговых доходов краевого бюджета (рис. 5) наибольший удельный вес имеет налог на доходы физических лиц. Его доля в среднем составляет 34 %, следовательно, можно говорить о том, что изменения в данной подгруппе будут отражаться на общем объеме налоговых поступлений в региональный бюджет [4]. Таким образом, потенциальной возможности увеличения налоговых доходов за счет имеющихся фактически налоговых источников (налогов на прибыль организаций, на имущество и доходы физических лиц) практически не существует, поэтому мы полагаем, что только рост объема производства, занятости населения и его благосостояние, а в конечном итоге, рост ВРП, могут обеспечить рост доходной, а, следовательно, и налоговой базы региона.

25 ооо

20 ООО

15 000

10 000

5 000

■ прочие налоги

П плата за пользование природными ресурсами

■ налоги на имущество

□ налоги на совокупный доход

П налог на доходы физических лиц

Рис. 5. Структура налоговых доходов регионального бюджета по видам поступлений

Чтобы доказать справедливость сделанного нами предположения, был проведен анализ плановых показателей налоговых доходов региона и налога на доходы физических лиц на период до 2009 г. С помощью парного коэффициента корреляции установлена тесная прямая взаимосвязь между анализируемыми показателями, что позволило построить линейную модель влияния налога на доходы физических лиц на уровень налоговых доходов в целом:

N = 2255.82 + 2.3Б,

где N — налоговые доходы,

Б — налог на доходы физических лиц.

Полученная модель имеет удовлетворительную точность и полностью адекватна, что подтверждается критерием Дарбина-Уотсона (1,822). Поскольку построенная модель отличается хорошими качественными характеристиками, считаем возможным использовать ее для прогноза налоговых поступлений в краткосрочном периоде, при условии сохранения намеченной динамики поступлений налоговых доходов, определяемых действующими положениями налогово-бюджетного законодательства, а также соответствующей динамикой экономического развития региона (табл. 2).

1. Выделением направлений отраслей экономики, приоритетных для региона и способных увеличить валовой региональный продукт и, как следствие, обеспечить увеличение доходной базы бюджета.

2. Созданием льготного режима налогообложения для всех категорий инвесторов, независимо от их статуса.

3. Созданием в составе администрации структуры мониторинга инвестиционных процессов и эффективности осуществляемых инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики региона.

Увеличение объема инвестиционных ресурсов, привлекаемых в реальный сектор экономики существенно повлияет на доходную базу региона, причем значительные резервы государственных инвестиционных ресурсов содержатся в расходной базе регионального бюджета. Так, отчисления на развитие региона могут быть сформированы за счет:

1. Оптимизации расходной части бюджета за счет перенаправления ресурсов статей расходов на прямую поддержку отраслей экономики, отличающихся низкой эффективностью, по инвестиционному сценарию.

2. Предоставления льгот при налогообложении прибыли банков, в части активов, на-

Таблица 2

Прогноз налоговых поступлений

год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

доход 5075 7587 10946 18067 19284 22725 28999 35720 43721 54170 67604

ВРП 40737 57474 71843 86025 110143 132820 168282 201689

Отчисления на развитие 1496 2088 3124 3664 3791 4579 4770 6831

Налоговые поступления 3766 5144 6961 8781 11898 13658 14959 16650

Доходы на перспективу 22 445 25 970 39 907 44 089 54695 68958 87750

Для обеспечения устойчивого экономического развития региона необходимо не только оптимизировать расходную часть регионального бюджета, но и обеспечить привлечение различных инвестиционных ресурсов, источниками которых могут быть средства внутренних инвесторов и государственные инвестиции. Создание соответствующего инвестиционного климата в регионе может быть, на наш взгляд, обеспечено:

правляемых для долгосрочного кредитования реального сектора экономики и применяющих пониженные ставки кредитования, в том числе для развития малого и среднего бизнеса.

3. Предоставления льгот при налогообложении деятельности лизинговых компаний, выигравших тендер на предоставление услуг в области лизингового кредитования и операционного лизинга, при условии снижения стоимости лизинговых услуг.

Предложенные мероприятия по оптимизации расходной части регионального бюджета, а также некоторое сокращение поступлений в бюджет за счет предоставляемых льгот по налогу на прибыль можно рассматривать как долгосрочные (на срок не менее 5 лет) инвестиции в развитие экономики региона, которые, по оценкам экспертов, могут составить до 35 % от уровня предполагаемых расходов. Результаты проведенного анализа свидетельствуют

о настоятельной необходимости увеличения финансового и экономического потенциала Ставропольского края. Укрепление позиций региона должно основываться на ускорении его промышленного развития, обеспечивающего темпы роста в основных отраслях экономики на уровне 9-10 % в год, которое позволит обеспечить необходимые условия для формирования бюджета развития региона и увеличения его финансовых ресурсов [7; 8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Правительство. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: постановление Правительства от 15.08.2001 г. № 584.

2. Ставропольский край. Законы. О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае: закон Ставроп. края от 21.11.2005 г., № 55 - кз.

3. Ставропольский край. Правительство. Об основных направлениях социального и финансово-экономического развития Ставропольского края по 2010 год: распоряжение Правительства Ставроп. края от 22 июня 2005 г. № 340-рп.

4. Ставропольский край. Правительство. Концепция развития налоговой базы Ставропольского края: распоряжение Правительства Ставроп. края от 23 июня 2003 г. № 190-рп.

5. Пискунова С.В. Структурно-отраслевая деформация доходной части государственного бюджета. / Научно-технические ведомости СПбГПУ (Экономические науки) № 4 (52)/ 2007.

6. Пчелинцев О. Минченко М. Региональные условия и проблемы экономического роста. ЭКО. 2004., №3. С. 5-27.

7. Перонко, И.А., Красницкий, В.А. Налоговое администрирование / И.А. Перонко, В.А. Красницкий // Налоговый вестник. 2000. № 10. С. 22-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бондаренко С.М. Анализ эффективности и способы оптимизации

ПОРТФЕЛЯ АКТИВОВ БАНКА

При формировании портфеля активов в банковском секторе возникает проблема количественного соответствия между прибыльностью и риском, которая должна решаться оперативно в целях постоянного совершенствования структуры уже сформированных портфелей и создания, новых в соответствии с поставленны-

ми задачами. Следует отметить, что указанная проблема относится к числу тех, которые имеют общую схему решения, но которые практически не решаются до конца. В связи с этим является актуальным определение общей методики анализа эффективности формирования портфеля активов, разработка практических рекоменда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.