Научная статья на тему 'Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета'

Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Л.А.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на структуру доходной части регионального бюджета, его зависимость от налоговых поступлений. Определена зависимость уровня налоговых изъятий от действующей системы налогов и их разграничения по уровням бюджетной системы, а также дана оценка потенциальной возможности на региональном уровне повысить налоговые изъятия с целью увеличения поступлений доходов в бюджет и обеспечения развития региона, как социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета»

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГИОНА В УВЕЛИЧЕНИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

л.а. мещерякова,

кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет

Любое прогрессивное изменение в экономическом развитии региона имеет направленность, определяемую поставленными целями развития всей его социально-экономической системы. Сложившаяся динамика нормативной величины налогового потенциала (НВНП) Ставропольского края отражает общие процессы в социально-экономическом развитии региона и показывает зависимость его величины от эффективности отраслей экономики, использования производственных мощностей, состояния основных фондов, а также действующей системы налогообложения и состояния межбюджетных отношений в государстве [1] (рис. 1).

Первостепенным внешним условием нормативно-правового характера при формировании регионального бюджета как фонда денежных средств, обеспечивающего социально-экономическое развитие региона, имеет действующее налоговое законодательство и задачи очередного этапа проводимой государственной налоговой реформы. Основная преследуемая здесь цель — достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями нало-

25

20

15

10

21,8 19,03 1

16,15 14,95 п 18,38 15,13 14,51

11111Г ■ Нормативный налоговый потенциал, %

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 1. Динамика НВНП региона, %

гов. Реализация стимулирующей функции требует снижения налогового бремени, а реализация фискальной — высокой наполняемости доходной части бюджета. В этой системе противоречий и вырабатываются основные направления бюджетно-налоговой политики региона, реализующие изменения налогового законодательства РФ [2]. Как показали проведенные исследования, структура доходной части регионального бюджета определялась, в основном, внешними факторами воздействия, в частности действующим налоговым законодательством и системой межбюджетных отношений в государстве, что в значительной мере ограничивает возможности регионов при установлении показателей доходов бюджета. С целью изучения влияния на структуру доходной части регионального бюджета налоговых и неналоговых доходов нами проведен корреляционно-регрессионный анализ, результаты которого показывают, что в общем объеме налоговых поступлений основную долю занимают: налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на прибыль организаций, налоги на совокупный доход. Данная зависимость — прямая по направлению — и является довольно сильной. Более детальное влияние наиболее важных налогов на формирование доходной части краевого бюджета дают регрессионные модели связи. Построенные модели этих зависимостей налоговых доходов бюджета региона от налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество физических лиц носят возрастающий характер. Это предполагает, что при незначительном увеличении указанных налогов за счет роста их элементов (налоговой базы или налоговой ставки) возможен ощутимый рост

5

0

Налог на прибыль

Рис. 2. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налога на прибыль

налоги на совокупный доход

Рис. 3. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов на совокупный доход

0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 налогина имущество

Рис. 4. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов на имущество физических лиц

и в налоговых доходах краевого бюджета (рис. 2—4).

Налог на имущество предприятий описывает парабола, которая достигла своего максимума, то есть даже при увеличении ставки налога на имущество предприятий дополнительных поступлений может и не быть. Зависимость уровня налоговых доходов от налога на доходы физических лиц свидетельствует о том, что при дальнейшем увеличении данного налога значительного увеличения суммы поступлений в региональный бюджет не ожидается (рис. 5) .

Зависимость налоговых доходов от налога на товары, услуги, регистрационные и лицензионные сборы и зависимость налоговых доходов от налога за пользование природными ресурсами описывают степенные функции, которые достигают максимума в 2005 г. с последующим убыванием (рис. 6—7). Данная ситуация свидетельствует об отсутствии возможности на региональном уровне дальнейшего повышения уровня налоговых изъятий посредством увеличения налоговой ставки, либо иного усиления налогового бремени. Считаем положительным явлением тот факт, что в формировании доходов регионального бюджета сохраняется относительно высокий удельный вес налога на прибыль, несмотря на существенное снижение (с 35 до 24 %) ставки налогообложения, но одновременном увеличении доли налога, зачисляемого в региональный бюджет.

Поскольку в объеме налоговых доходов регионального бюджета (рис. 8) наибольший удельный вес имеет налог на доходы физических лиц (его доля в среднем составляет 34 %), можно говорить о том, что изменения в его поступлении будут отра-

8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000

(1 000)

2 000 1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200

1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200

налог на доходы физических лиц

5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000

налоги на товары, услуги, регистрационные и лицензионные сборы

Рис. 5. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов на доходы физических лиц

Рис. 6. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов на товары, услуги, регистрационные и лицензионные сборы

Рис. 7. Зависимость доходной части бюджета Ставропольского края от налогов за пользование природными ресурсами

10000 15000 20000 25000 30000

плата за пользование природными ресурсами

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

1 2 3 4 5 6 7 8

I прочие налоги

□ плата за пользование природными ресурсами

I налоги на имущество

□ налоги на совокупный доход

□ налог на доходы

Рис. 8. Структура налоговых доходов регионального бюджета по видам поступлений

9 000

0

0

жаться на общем объеме налоговых поступлений в региональный бюджет [4]. Таким образом, потенциальной возможности увеличения налоговых доходов регионального бюджета за счет имеющихся фактически налоговых источников не существует, поэтому мы полагаем, что только рост объема производства, занятости населения и его благосостояние, а в конечном итоге, рост ВРП, могут обеспечить рост доходной, а, следовательно, и налоговой базы региона.

Для подтверждения справедливости сделанного нами предположения проведен анализ плановых показателей налоговых доходов региона и налога на доходы физических лиц на период до 2009 г. С помощью парного коэффициента корреляции установлена тесная прямая взаимосвязь между анализируемыми показателями, что позволило построить линейную модель влияния налога на доходы физических лиц на уровень налоговых доходов в целом.

N = 2255,82 + 2,3^ (1)

где N — налоговые доходы,

F — налог на доходы физических лиц.

Полученная модель имеет удовлетворительную точность и полностью адекватна, что подтверждается критерием Дарбина-Уотсона (1,822). Поскольку построенная модель отличается хорошими качественными характеристиками, она может быть использована для прогноза налоговых поступлений на региональном уровне в среднесрочном периоде, при условии сохранения динамики поступлений налоговых доходов, определяемых действующими положениями налогово-бюджетного законодательства. Результаты проведенного анализа потенциальных возможностей увеличения доходов региона свидетельствуют о настоятельной необходимости увеличения финансового и экономического потенциала Ставропольского края.

Безусловно, укрепление позиций региона должно основываться на ускорении его промышленного развития, обеспечивающего темпы роста в основных отраслях экономики на уровне 9 — 10 % в год, которое позволит обеспечить необходимые условия для формирования бюджета развития региона и увеличения его финансовых ресурсов. В регионе существуют потенциальные возможности, способные содействовать обеспечению необходимого роста экономики. К ним мы относим, в первую очередь:

1) в промышленности и сельском хозяйстве: неиспользуемые либо не полностью загруженные производственные мощности, требующие обновления и модернизации основных фондов, способные обеспечить увеличение нормы прибыли и уровня

рентабельности отраслей. Соответственно, увеличится налоговая база для формирования доходов бюджета. Появятся дополнительные рабочие места, что будет способствовать снижению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе, улучшению уровня жизни населения;

2) развитие малого бизнеса, которому необходимы сейчас реальные стимулы в виде четкой законодательной базы, доступная система долгосрочного банковского кредитования, возможность использования лизинга, которые по-прежнему остаются дорогостоящими и потому недоступными для большинства рядовых предпринимателей;

3) развитие рекреационного комплекса КМВ, способных оказать влияние на развитие многих направлений предпринимательства в регионе, создание дополнительных рабочих мест для жителей края, а также обеспечить приток дополнительных финансовых ресурсов в регион за счет развития конкурентоспособных курортных и туристических услуг;

4) создание в регионе благоприятных условий для привлечения инвестиций путем создания соответствующей законодательной и налоговой базы на региональном уровне и использования административного ресурса региона. Эти и другие направления смогут обеспечить вывод из кризисного состояния значительной части организаций всех отраслей экономики региона и способствовать развитию региона как социально-экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584.

2. О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае: Закон Ставроп. края от 21.11.2005, № 55-кз.

3. Об основных направлениях социального и финансово-экономического развития Ставропольского края по 2010 год: Распоряжение Правительства Ставроп. края от 22 июня 2005 г. № 340-рп.

4. Концепция развития налоговой базы Ставропольского края: Распоряжение Правительства Ставроп. края от 23 июня 2003 г. № 190-рп.

5. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и Северной Европы / Материалы пятой ежегодной н-п конф., книга 1 // Петрозаводск.: ПетрГУ. 2005. - 266 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.