Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ДЕФИЦИТ НА РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ И РЕЗЕРВЫ ЕГО КОМПЕНСАЦИИ'

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ДЕФИЦИТ НА РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ И РЕЗЕРВЫ ЕГО КОМПЕНСАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / демографический кризис / COVID-19 / дефицит рабочей силы / иммиграция / соотечественники / внутренняя миграция / Д.Кард / Д.Ангрист / Г.Имбенс. / sustainable development / demographic crisis / COVID-19 / labor shortage / immigration / compatriots / internal migration / D.Card / D.Angrist / G.Imbens.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маргалитадзе О. Н.

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития России на среднесрочную перспективу с учётом прогнозируемого дефицита на рынке рабочей силы. Автор предлагает соответствующие меры по решению проблемы за счёт регулирующего воздействия государства, привлечения иностранной рабочей силы, реинтеграции соотечественников из-за рубежа, внутренней миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTED SHORTAGE IN THE MARKET LABOR FORCE OF RUSSIA AND THE RESERVES OF HIS COMPENSATION

The article discusses the issues of sustainable development of Russia in the medium term, taking into account the projected shortage in the labor market. The author suggests appropriate measures to solve the problem through the regulatory impact of the state, the attraction of foreign labor, the reintegration of compatriots from abroad, internal migration.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ДЕФИЦИТ НА РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ И РЕЗЕРВЫ ЕГО КОМПЕНСАЦИИ»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ДЕФИЦИТ НА РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ И РЕЗЕРВЫ ЕГО КОМПЕНСАЦИИ

PROJECTED SHORTAGE IN THE MARKET LABOR FORCE OF RUSSIA AND THE RESERVES OF HIS COMPENSATION

УДК 338.43

Маргалитадзе О. Н., к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», академик Международной инженерной академии

Margalitadze O. N., m-on-42@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития России на среднесрочную перспективу с учётом прогнозируемого дефицита на рынке рабочей силы. Автор предлагает соответствующие меры по решению проблемы за счёт регулирующего воздействия государства, привлечения иностранной рабочей силы, реинтеграции соотечественников из-за рубежа, внутренней миграции.

Annotation

The article discusses the issues of sustainable development of Russia in the medium term, taking into account the projected shortage in the labor market. The author suggests appropriate measures to solve the problem through the regulatory impact of the state, the attraction of foreign labor, the reintegration of compatriots from abroad, internal migration.

Ключевые слова: устойчивое развитие, демографический кризис, COVID-19, дефицит рабочей силы, иммиграция, соотечественники, внутренняя миграция, Д.Кард, Д.Ангрист, Г.Имбенс.

Keywords: sustainable development, demographic crisis, COVID-19, labor shortage, immigration, compatriots, internal migration, D.Card, D.Angrist, G.Imbens.

1. Ситуация на рынке рабочей силы

Для решения задач устойчивого развития страны необходимо обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов. В настоящее время таким дефицитным ресурсом в мировой экономике, в том числе российской, является рабочая сила. По мнению экспертов структурный дефицит трудовых ресурсов является одним из главных среднесрочных рисков для экономики страны. За три последних десятилетия численность трудоспособного населения в России снижается, что уже привело к сокращению трудовых ресурсов, и по прогнозам, продолжит снижаться в среднесрочной перспективе [1, 2].

Проблему усугубило введение западных санкций против России и продовольственные антисанкции, которые Россия ввела в ответ. Это оживило темпы роста объёмов производства в отдельных областях сельского хозяйства, но подстегнуло продовольственную инфляцию при устойчивом падении реальных располагаемых доходах населения. С падением цены на нефть и замедлением экономического роста обрушился курс рубля к свободно конвертируемым валютам. Рекордного уровня достиг чистый отток капитала из страны. За последние годы в России также обострилась демографическая ситуация по причине депопуляции населения, сокращения рождаемости и повышения смертности, под влиянием пандемии COVID-19.

При нашем демографическом кризисе и слабонаселённости азиатской части страны иммигранты благо для России, они дают возможность компенсировать спад прироста трудовых ресурсов, который будет в ближайшие годы только усугубляться. Ведь по заключению экспертов, для поступательного развития экономики России, вплоть до 2030 г., требуется приток как минимум 0,7-1 млн. трудовых мигрантов ежегодно [3]. Однако, приток иммигрантов в последние годы резко сократился. Если до пандемии

коронавируса в России находилось от 9 до 11 млн. иммигрантов, в том числе две трети из них были трудовые мигранты, сейчас их число сократилось вдвое [4, 5, 6].

2. Реинтеграция соотечественников

Свою положительную роль в привлечении трудовых мигрантов из числа соотечественников сыграл Указ президента Российской Федерации от 22.06.2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и Государственная программа к нему. За эти годы по этой программе на историческую родину вернулись около одного миллиона человек, тем самым во многом компенсирована естественная убыль населения, появились дополнительные трудовые ресурсы для национальной экономики. К сожалению, этот ресурс постепенно исчерпал себя [7].

Миграционная политика государства должна быть направлена на то, чтобы соотечественники хотели приехать в Россию и остаться у нас жить. Особенно это важно в депрессивный период для экономики страны. Власть должна реально продемонстрировать, что будет оказывать поддержку иммигрантам, заинтересованным в интеграции, что они будут безболезненно встроены в социальную, культурную и общественную жизнь наравне с жителями России. Вместе с тем, в случае провала реинтеграции, вместо ожидаемого драйвера разгона экономики страны, миграционный прирост может превратиться в тормоз. Отсутствие интеграции мигрантов несет риски роста напряженности в обществе из-за культурных различий, увеличения теневого сектора, навеса безработицы, процессов, дезинтегрирующих общество. Перед властью стоит противоречие, которое ей надо разрешить: рост ксенофобских настроений к приезжим, вместе с этим в экономике не хватает дешевой рабочей силы [8].

Эти и другие проблемы гуманизации политики и практики при легализации в РФ переселенцев обсуждали в октябре 2021 года делегаты Всемирного конгресса российских соотечественников из 102 стран мира, а

также Форума переселенческих организаций на международной конференции с представителями Главного управления МВД по вопросам миграции (ГУВМ) [9, 10].

3. Рабочая сила как дефицитный ресурс

Не вызывает сомнения, что при сокращении населения и инвестиций невозможно добиться прорывного экономического роста экономики. Вместе с тем, при очевидной стагнации экономики и возможного роста безработицы, проблемами, вызванными распространением пандемии коронавируса, правительство вынуждено вводить дополнительные препятствия для трудовой иммиграции. Тем не менее, стране нужен четкий баланс трудовых ресурсов, экономически выгодно заняться планомерной организацией приема, размещения, повышения образования, интеграции в общество иммигрантов. Результатом репрессивной миграционной политики может оказаться, что после выхода из кризиса, когда России с её демографической ситуацией обязательно понадобятся дополнительные трудовые ресурсы, они уже будут переориентированы на другие страны с более цивилизованным отношением к ним. Привлечь в это время этот дефицитный фактор производства на мировом рынке труда на выгодных для отечественного бизнеса условиях может оказаться затруднительным.

Поэтому, чтобы в будущем не потерять потоки мигрантов с постсоветского пространства, необходимо работать с ними по стабильным и известным правилам, сокращать количество иммигрантов осторожно, т.е. с неукоснительным выполнением всех предусмотренных действующим законодательством выплат и компенсаций. У нас же никак не завершатся постоянные изменения законодательства по отношению к мигрантам. Иммигранты - сила, а не слабость России, и этой силой надо учиться пользоваться [11].

Опираясь на создавшиеся демографические реалии, первые лица государства резко осуждают репрессивную миграционную практику в ряде регионов России, прекращение иммиграции признано угрозой национальной

безопасности страны. Они призывают ломать пресловутые административные барьеры, мешающие приехавшим легализоваться в России, создать условия для привлечения в нашу страну квалифицированной рабочей силы, людей образованных и законопослушных [12]. Кроме этого, в связи с необходимостью привлечения дополнительной рабочей силы в различные отрасли экономики, упрощаются получение гражданства РФ последними поправками к Федеральному закону Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», подготовленными правительством России. При этом исполнительная власть на федеральном и местном уровнях делает далеко не всё, что нужно для регулирования миграционных потоков, адаптации и целевого привлечения иммигрантов в конкретные регионы и отрасли рынка [13].

В период коронавирусной пандемии трудовым мигрантам сложнее попасть в Россию из-за закрытых границ. А сокращение рабочей силы угрожает восстановлению российской экономики. Многие министерства и ведомства, руководители ряда регионов России заявляли о нехватке рабочих на стройках, транспорте, сфере услуг, в ЖКХ, на сезонных сельхозработах и просили правительство увеличение квот на приглашение иммигрантов. Некоторые ведомства даже ставили вопрос организации чартерных поездов для доставки рабочих из соседних стран [14, 15].

В связи с этим Министерство труда и социальной защиты России на основании предложений федеральных и региональных органов власти, а также межведомственной комиссии, в состав которой включены представители МВД, Минпромторга, Минсельхоза, Минтранса, Минэкономразвития, Минстроя и Минвостокразвития России заранее определяет квоту для привлечения иностранных работников на будущий год. Квота рассчитана по заявкам работодателей, которые не могут набрать сотрудников в своём регионе, а фирмы готовы обеспечить выполнение необходимых санитарно-эпидемиологических требований для приезжих [16].

При этом надо принимать во внимание, что иммигранты не просто идут на рабочие места, которые не занимает коренное население, но также и создают их. Поскольку они тратят часть своей заработной платы по месту работы, они увеличивают спрос на людей, производящих товары и услуги, которые сами же потребляют. Не вызывает сомнения, что Россия нуждается в мигрантах, причем не в гастарбайтерах, а в постоянных жителях. К этому стремится и часть иммигрантов. Однако некоторые недальновидные политики, популисты всех мастей, используют эту проблему предвыборным инструментом, разжигают ксенофобию и мигрантофобию, ссылаясь, что отражают настроения населения. При этом совершенно игнорируется экономическая выгода от мигрантов.

Иногда властные структуры дают противоречивые и даже взаимоисключающие трактовки действующей в стране миграционной политики. Так, например, если чиновники-экономисты, требуют привлечения иностранной рабочей силы для поддержки бизнеса, и соответственно, послабление режима их въезда и пребывания в стране, то силовики, опираясь на опасения коренного населения о мигрантской угрозе, считают, что увеличенный приток иммигрантов несет серьезные риски роста преступности, возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве [17]. Важно информировать население, что трудовые мигранты нужны России и их привлечение не ущемляет интересы коренного населения. Лауреаты Нобелевской премии по экономике 2021 года Д.Кард, Д.Ангрист и Г.Имбенс убедительно доказали, что иммиграция может благотворно сказаться на доходах коренных жителей в стране и не обязательно приводит к сокращению рабочих мест [18].

Каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутреннего экономического положения. В России, учитывая огромную протяженность и высокую проницаемость границ, необходимы четкие требования, квоты и льготы для различных категорий мигрантов, что позволит существенно снизить

нелегальную миграцию, создать благоприятные условия для регулирования миграционных потоков и привлечения нужных стране специалистов. Главное, не переусердствовать, принимая ограничительные меры.

4. Проблемы внутренней миграции

В 2020-2021 годы, когда из-за пандемии коронавируса наблюдается снижение количества приезжих иностранных рабочих, казалось бы, должны были открыться возможности для внутренних мигрантов. Однако запросов на вакансии от соотечественников не стало резко больше. Немногие безработные из регионов России готовы идти в ЖКХ, на стройки, в сельское хозяйство, туда, где сегодня ощущается дефицит рабочей силы и необходим тяжелый физический труд. На экспертном уровне рассматривается проблема привлечения россиян на рабочие места, замещаемые иностранными мигрантами. Однако российские граждане менее мобильны, привыкли к определенному уровню комфорта в своем регионе и далеко не все готовы жить и работать вдали от дома на условиях, приемлемых для иммигрантов.

Возникает проблема с низкой оплатой и условиями труда, а также социальный аспект (жильплощадь, медицинское обслуживание, социальные гарантии, питание, оплата проезда, подъемные на первый месяц и т.п.). Привлекательными для россиян рабочие места мигрантов сделала бы их механизация и автоматизация, но это требует инвестиций и времени. Если делать ставку на внутреннюю рабочую силу, которая более требовательна ко всему этому, то работодатель будет вынужден делать дополнительные расходы, которые негативно отразятся на себестоимости и конкурентоспособности произведённых благ. Им выгоднее привлечь дешёвую иностранную рабочую силу, готовую работать за относительно низкую зарплату, при несоблюдении нормальных условий труда и правил техники безопасности, низких социальных гарантиях, бытовых неудобствах. Что они и делают.

Здесь важна чёткая государственная политика, направленная на замещение иностранной рабочей силы коренным населением. Эту политику ещё надо выработать и потом поэтапно реализовать.

5. Что делать

Существует большое количество проблем, от которых зависит ситуация на рынке рабочей силы, её возможный приток в Россию. В целом можно сформулировать так: потенциальные доходы от привлечения иностранной рабочей силы должны быть достаточно высоки, а риски ведения бизнеса существенно снижены. Мы разделяем мнение экспертов, которые считают, что на привлечение иммигрантов и соответственно - устойчивое развитие регионов России значительно влияют факторы, решение которых должно стать предметом совместных согласованных усилий общества и власти.

К важнейшим из них можно отнести:

1. Разработка и реализация государственной иммиграционной политики, направленной не только на привлечение иностранной рабочей силы, но и на постепенное их замещение коренным населением;

2. Совершенствование законодательства, судебной системы, искоренение коррупции, бюрократизма, чрезмерного усложнения канцелярских процедур, искусственных препятствий при сдаче документов, отнимающих у иммигрантов массу времени и средств;

3. Создание более прозрачной системы найма иностранцев, которая способна решить проблему их трудоустройства и защиту от произвола недобросовестных работодателей (создание нормальных условий для труда и отдыха, легализацию трудовых мигрантов, исключение задержки зарплат, социальных выплат и т.п.).

Экономика России имеет большой резерв для существенного роста в перспективе, это огромный и уникальный рынок, имеющий большой потенциал к модернизации и внедрению инноваций, но для его эффективного использования нужен такой важный фактор производства, как рабочая сила, которого в стране явно недостаточно. Обеспечение экономики трудовыми

ресурсами безусловно поощрит предпринимательскую инициативу, позволит выйти на восстановительный тренд экономического развития и добиться долговременных, устойчивых и достаточно высоких темпов её роста.

Но без проведения серьезных институциональных реформ, ликвидации внутренних и внешних барьеров это будущее может быть под большим вопросом.

Литература

1. Голикова рассказала о ситуации на рынке труда // https://ria.ru/20211027/golikova-1756430355.html.

2. Соловьева О. В России почти не осталось желающих трудиться безработных // Независимая газета, 28.10.2021. https://www.ng.ru/economics/2021-10-28/1_8290_unemployed.html.

3. Маргалитадзе О.Н. Факторы, влияющие на устойчивое развитие сельских территорий России, при прогнозируемом дефиците на рынке рабочей силы // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. №2. С.27-30.

4. Соколов А. Жители России не готовы заместить иностранных мигрантов // Ведомости, 29.11.2020. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/11/29/848719-zamestit-gastarbaiterov.

5. Комраков А. Правительство готово поднять Россию чужими руками // Независимая газета, 10.02.2021. https://www.ng.ru/economics/2021-02-10/1 _8079_migrants. html.

6. Литвинова М. СПЧ заступился за мигрантов // Коммерсантъ, 23.07.2021.

https://www.kommersant.ru/doc/4910779?from=four_strana.

7. Указ президента Российской Федерации от 22.06.2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую

Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и Государственная программа к нему // http://www.kremlin.ru/acts/bank/23937.

8. Литвинова М., Старикова М. Ненаших бьют // Коммерсантъ, 26.10.2021. https://www.kommersant.ru/doc/5050473?from=main.

9. Трифонова Е. Переселенцам в РФ чиновники предлагают лучше готовиться // Независимая газета, 24.10.2021. https://www.ng.ru/politics/2021-10-24/1_8285_migrants.html.

10. Тарасенко П., Коваленко М. Соотечество в опасности / Коммерсантъ, 16.10.2021. https://www.kommersant.ru/doc/5038381?from=main.

11. Маргалитадзе О.Н. Роль миграции в стабилизации рынка рабочей силы в фазе кризиса // Международный научный журнал. 2015. №2. С. 16-21.

12. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию от 21.04.2021. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794.

13. Трифонова Е. Убежища в России лучше не искать // Независимая газета, 20.06.2021. https: //www.ng.ru/politics/2021-06-20/3_8177_politics 1. html

14. Полухин А., Скорлыгина Н. У трудовой миграции начинается вагония // Коммерсантъ, 18.06.2021. https://www.kommersant.ru/doc/4858729?from=main_2

15. Мануйлова А. Мигранты не компенсируют убыль россиян // Коммерсантъ, 02.06.2021.

https://www.kommersant.ru/doc/4838308?from=four_economic.

16. Минтруд предложил установить квоту на мигрантов в 2022 году в пределах 124 тыс. человек // HTTPS://TASS.RU/OBSCHESTVO/12742707.

17. Гастарбайтеры: угроза или ресурс России? // Независимая газета, 31. 10.2021. https://www.ng.ru/editorial/2021-10-31/2_8291_editorial.html.

18. Сергеев М. Приток трудовых мигрантов может повысить доходы коренных жителей // Независимая газета, 12.10.2021. https: //www.ng.ru/economics/2021-10-12/100_211012nobel. html.

Literature

1. Golikova told about the situation on the labor market // https://ria.ru/20211027/golikova-1756430355.html .

2. Solovyova O. There are almost no unemployed people in Russia who want to work // Nezavisimaya Gazeta, 10/28/2021. https://www.ng.ru/economics/2021-10-28/1_8290_unemployed.html .

3. Margalitadze O.N. Factors influencing the sustainable development of rural areas of Russia, with a projected shortage in the labor market // International Agricultural Journal. 2019. No. 2. pp.27-30.

4. Sokolov A. Residents of Russia are not ready to replace foreign migrants // Vedomosti, 11/29/2020. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/11/29/848719-zamestit-gastarbaiterov.

5. Komrakov A. The government is ready to raise Russia with someone else's hands // Nezavisimaya Gazeta, 10.02.2021. https://www.ng.ru/economics/2021-02-10/1_8079_migrants.html .

6. Litvinova M. HRC stood up for migrants // Kommersant, 07/23/2021. https://www.kommersant.ru/doc/4910779 ?from=four_strana.

7. Decree of the President of the Russian Federation No. 637 of 22.06.2006 "On measures to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation" and the State Program for it // http://www.kremlin.ru/acts/bank/23937 .

8. Litvinova M., Starikova M. Nenashih beat // Kommersant, 26.10.2021. https://www.kommersant.ru/doc/5050473 ?from=main.

9. Trifonova E. Officials suggest that immigrants to the Russian Federation should prepare better // Nezavisimaya Gazeta, 24.10.2021. https://www.ng.ru/politics/2021-10-24/1_8285_migrants.html .

10. Tarasenko P., Kovalenko M. Compatriots in danger / Kommersant, 10/16/2021. https://www.kommersant.ru/doc/5038381 ?from=main.

11. Margalitadze O.N. The role of migration in stabilizing the labor market in the crisis phase // International Scientific Journal. 2015. No.2. pp. 16-21.

12. Putin V.V. Message of the President to the Federal Assembly dated 04/21/2021. (About the situation in the country and the main directions of domestic and foreign policy of the state) // http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 .

13. Trifonova E. It is better not to seek asylum in Russia // Nezavisimaya Gazeta, 20.06.2021. https://www.ng.ru/politics/2021-06-20/3_8177_politics1.html

14. Polukhin A., Skorlygina N. Labor migration begins vagonia // Kommersant, 06/18/2021. https://www.kommersant.ru/doc/4858729 ?from=main_2

15. Manuylova A. Migrants do not compensate for the loss of Russians // Kommersant, 02.06.2021. https://www.kommersant.ru/doc/4838308 ?from=four_economic.

16. The Ministry of Labor proposed to set a quota for migrants in 2022 within 124 thousand people // HTTPS://TASS.RU/OBSCHESTVO/12742707 .

17. Migrant workers: a threat or a resource of Russia? // Nezavisimaya Gazeta, 31.10.2021. https://www.ng.ru/editorial/2021-10-31/2_8291_editorial.html

18. Sergeev M. The influx of migrant workers can increase the incomes of indigenous residents // Nezavisimaya Gazeta, 12.10.2021. https: //www.ng.ru/economics/2021-10-12/100_211012nobel. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.