УДК 338.43 001: 10.24411/2587-6740-2019-12022
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ, ПРИ ПРОГНОЗИРУЕМОМ ДЕФИЦИТЕ НА РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
О.Н. Маргалитадзе
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития сельских территорий России на ближайшую перспективу с учетом прогнозируемого дефицита на рынке рабочей силы в стране. Предлагаются соответствующие меры по решению проблемы за счет регулирующего воздействия государства, привлечения к сельскому труду пенсионеров и иммигрантов, развития сельского туризма.
Ключевые слова: устойчивое развитие, дефицит трудовых ресурсов, Доктрина продовольственной безопасности, Стратегия устойчивого развития сельских территорий до 2030 года, агротуризм, международная миграция рабочей силы.
Уели устойчивого развития, как глобальная инициатива, в выработке общих подходов которой участвуют все ы мира, определяет основные проблемы, с которыми сталкивается человечество, и фиксирует необходимость борьбы с ними. В 2015 г. под эгидой ООН была подготовлена «Повестка дня в области устойчивого развития», которая содержит цели в области устойчивого развития на период с 2015 по 2030 гг. и включает набор из более чем 170 задач по разным направлениям, объединенных в 17 целей — от преодоления нищеты и ликвидации голода до принятия срочных мер по борьбе с изменением климата.
Согласно документам ООН, устойчивое развитие — это развитие, которое сочетает в себе неуклонное улучшение экономических и социальных условий жизни с долговременным сохранением природных основ этой жизни для будущих поколений. Аналитический центр при Правительстве России в 2016 г. подготовил доклад о человеческом развитии, который посвящен целям в области устойчивого развития. В нем большинство целей рассматриваются в российском контексте, намечены основные направления их достижения.
Особенно остро проблема устойчивого развития стоит перед сельскими территориями России, при прогнозируемом дефиците на рынке рабочей силы в целом по стране и в сельском хозяйстве особенно [1]. По мнению Минэкономики России и Центробанка, структурный дефицит трудовых ресурсов является одним из главных среднесрочных рисков для экономики. Численность трудоспособного населения в России снижается, что уже привело к сокращению трудовых ресурсов, и продолжит снижаться в среднесрочной перспективе. С этим согласны и большинство экспертов [2, 3].
Этот процесс позволит сократить безработицу, но одновременно создаст проблему дефицита рабочей силы, особенно на селе. При сохранении нынешней структуры населения и экономики России придется привлекать
новых мигрантов и одновременно повышать пенсионный возраст. Динамика сокращения доли и абсолютного числа трудоспособного населения, по данным Росстата, представляется следующим образом [4]:
Численность населения, млн 143,2 143,1 146,8 147,0 146,8
Из них трудоспособного, млн 90,2 87,1 83,2 82,7 80,8
Доля трудоспособного населения, % 63,0 60,9 56,7 56,3 55,1
Годы 2006 2012 2017 2020 (прогноз) 2024 (прогноз)
Проблема устойчивого развития особенно актуальна сейчас, когда с 2014 г. введены западные санкции против России и продовольственные антисанкции, которые Россия ввела в ответ. Это способствовало оживлению темпов роста объемов производства в отдельных областях сельского хозяйства, но подстегнуло продовольственную инфляцию. С падением цены на нефть и замедлением экономического роста обрушился курс рубля к свободно конвертируемым валютам. Рекордного уровня достиг чистый отток капитала из страны.
Не вызывает сомнений, что добиться прорывного экономического роста экономики при сокращении населения и инвестиций невозможно. Мы поддерживаем мнение экспертов, которые советуют правительству РФ перевести экономику на инновационные рельсы, чтобы добиться устойчивого развития сельских территорий страны [5, 6, 7, 8].
Вместе с тем можно предложить несколько паллиативных методов смягчения проблемы [9].
Регулирующее воздействие
федерального центра
Даже самый высокий сельскохозяйственный потенциал в мире, которым располагает Россия (наличие более 10% площади пашни планеты, в том числе значительной части пло-
дородных черноземных угодий, большая емкость продовольственного рынка, стабильно высокие темпы сельхозпроизводства, высокий экспортный потенциал и т.п.), сам по себе не может обеспечить устойчивое развитие этой рисковой отрасли экономики. Необходимо кардинальное улучшение делового климата в сельском хозяйстве страны через регулирующее воздействие государственной политики в сфере АПК в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности и Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года [10, 11].
Программа должна включать меры, обеспечивающие структурную перестройку отрасли на федеральном и региональном уровнях на основе достижений НТП, освоение ресурсосберегающих технологий, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, повышение производительности труда и продуктивности, опираясь на научно обоснованное ценообразование, гибкую кредитно-финансовую и налоговую политику государства. Вот почему руководство России в ближайшие годы предлагает траекторию прорывного научно-технологического и социально-экономического развития, так как у страны фактически не остается иных способов ускорения ВВП до среднемирового уровня [12, 13].
Между тем для РФ именно внедрение инновационных технологий становится первостепенной задачей. К примеру, численность сельского населения трудоспособного возраста, одного из драйверов ВВП, в течение последних лет стремительно снижается. Экономисты видят потенциал для наращивания в стране производительности труда, что может подстегнуть рост ВВП. Тем более, что пока производительность труда в сельском хозяйстве РФ заметно отстает от многих стран (например, в 4 раза от Австралии — лидера по производительности труда в мировом агропроме).
В России в производстве сельхозпродуктов господствующее положение занимают агрохолдинги. Для них характерны такие не-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
Vf О STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK
достатки, как низкий уровень автоматизации, наличие ненужных функций и процессов, а также дефицит навыков управления проектами. Другая причина — устаревшее оборудование и неэффективные технологии. Кроме того, в российском сельском хозяйстве превалируют крупные корпорации, которые часто действуют на монопольных или олигопольных рынках РФ, а соответственно не испытывают давления конкурентов и не видят необходимости внедрения новых технологий [14].
Представляется, что в создавшихся условиях стабилизировать ситуацию, или даже кардинально улучшить ее, может разработка и реализация комплексной федеральной программы помощи селу. Она должны предусматривать не только финансовые, но и научно-технические, организационные, социальные проекты, способные замедлить процесс миграции сельского населения в город, насколько это возможно в условиях глобализации и урбанизации.
Составной частью этой программы может стать подготовленная Минтрудом России программа повышения квалификации или переподготовки лиц предпенсионного возраста, которая, наряду с другими, может предусмотреть обучение навыкам и знаниям ведения сельского фермерского хозяйства в Центрах опережающей профессиональной подготовки.
Увеличение возраста выхода
на пенсию
Вместе с изменениями в пенсионной системе правительство задумалось о трудоустройстве россиян старшего поколения, многие из которых недостаточно востребованы в нынешних профессиях, и в предпенсионном возрасте могут создать напряжение на рынке трудовых ресурсов [15].
В настоящее время Россия вошла в очередную демографическую яму, когда в пенсионный возраст входит довольно многочисленное поколение родившихся в послевоенные годы, а в трудоспособный возраст вступают рожденные в последнюю декаду прошлого века, которых гораздо меньше. Дефицит рабочей силы можно компенсировать либо повышением производительности сельского труда, либо привлечением ограниченного экстенсивного фактора в виде дополнительной рабочей силы. Ее можно привлечь за счет определенной части городского населения пенсионного и предпенсионного возраста, которая не потеряла связь с селом, а также мигрантов.
Современный пенсионер долго сохраняет трудоспособность и активность. Как свидетельствует статистика, большая часть пенсионеров продолжает работу и после выхода на пенсию, только выбирает для этого менее ответственную, легкую работу с гибким графиком. Наверное, можно подготовить пенсионера к труду в сельском фермерском хозяйстве еще в предпенсионном возрасте. Совмещая получение пенсии с посильным
28 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (368
трудом по производству продукции сельского хозяйства, пенсионер фактически субсидируется пенсионной системой. Следовательно, он оценивает издержки своего производства, особенно трудозатраты, по минимальной ставке, тем самым способствуя снижению себестоимости и цены реализации этой продукции.
Сельская ферма или дачный участок позволяет пенсионеру регулировать рабочую нагрузку в соответствии со своим возрастом и возможностями. Задача государства предусмотреть меры по стимулированию такого выбора для работающего пенсионера, создать ему оптимальные условия для производства и реализации своей продукции, или хотя бы не мешать лишней регламентацией.
Сельский туризм
Агротуризм, сочетающий туризм и сельское хозяйство для желающих ознакомиться с особенностями сельской жизни, как наименее отрицательно влияющая на природную среду экономическая деятельность, успешно развивается во многих странах мира. Как правило, в сельской местности сельских туристов ждет уютный гостевой домик на ферме, вкусная еда из натуральных продуктов, свежий воздух, близость к живой природе и, при желании, посильное участие в сельхоз-работах.
Агротуризм в России можно развивать на базе существующего фермерского хозяйства, где все в порядке с сельхозпроизводством, надо лишь озаботиться уровнем бытового сервиса. Кроме прочего, это источник дополнительного финансирования фермерской деятельности: фермер сможет продавать свою продукцию (мясо, молоко, фрукты, овощи, мед) клиенту, который сам за ней приехал, и получать с гостей деньги за различные дополнительные услуги (русская баня, прогулки на лошади, сбор лекарственных трав, ягод и грибов, рыбалка, охота и т.п.). Агротуризм мог бы замедлить, а в перспективе, возможно, обратить вспять миграцию населения из деревни в город, способствовать подготовке кадров для работы в фермерских хозяйствах, то есть работать на возрождение села [16, 17].
Помогут иммигранты
В наши дни, в условиях замедления темпов роста экономики России, важным фактором экономического, социального и демографического развития может стать международная миграция рабочей силы. При демографическом кризисе и слабонаселенности азиатской части страны мигранты — благо для России, они дают возможность компенсировать спад прироста трудовых ресурсов, который будет в ближайшие годы только усугубляться. По заключению экспертов, для поступательного развития экономики России, вплоть до 2030 г., требуется приток как минимум 0,71 млн трудовых мигрантов ежегодно.
Реальная ситуация в сельской местности (деградация, нежелание молодежи заниматься подсобным хозяйством, уход пожилых
2019
людей от этого занятия, уменьшение числа фермерских хозяйств) объясняет причину, почему по ряду жизненно важных продуктов все еще не достигнут уровень 1990 г. Россияне бегут от сельского хозяйства. По данным Росстата, за последние 10 лет число желающих работать в агропромышленном комплексе сократилось почти вдвое. Заметно сократилось количество сельхозорганизаций всех типов. Деревня скатилась в демографическую яму — начался устойчивый рост смертности мужчин, наступило невиданное прежде снижение рождаемости, выталкивание молодежи из-за отсутствия работы в город, резкое ухудшение медицинского обслуживания и образования. Началось массовое бегство дееспособного населения из деревень. Ежегодно из села в город уезжают порядка 200000 человек, и, как следствие, безжизненное пространство страны расширяется, десятки тысяч населенных пунктов исчезли в считаные годы, как показали исследования Института географии РАН и Института демографии ВШЭ [18].
Российское сельское хозяйство нуждается в серьезных реформах и переходе к модели качественного и устойчивого развития. Нужна взвешенная комплексная госпрограмма по развитию АПК, привлечение в него финансовых, материальных и людских ресурсов. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года правительство России намерено более чем вдвое снизить отток населения из сельской местности, увеличить число деревенских жителей за счет иммиграции соотечественников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и Государственной программой к нему, а также за счет развития сельского туризма.
Вместе с тем при очевидной стагнации экономики и возможного роста безработицы правительство вынуждено вводить дополнительные препятствия для трудовой иммиграции [19]. Стране нужен четкий баланс трудовых ресурсов. Экономически выгодно заняться планомерной организацией приема, размещения, повышения образования, интеграции в общество мигрантов. Результатом репрессивной миграционной политики может оказаться, что после выхода из кризиса, когда России с ее демографической ситуацией обязательно понадобятся дополнительные трудовые ресурсы, они уже будут переориентированы на другие страны с более цивилизованным отношением к ним. Привлечь в это время этот дефицитный фактор производства на мировом рынке труда на выгодных для отечественного бизнеса условиях может оказаться затруднительным. Поэтому, чтобы в будущем не потерять потоки мигрантов с постсоветского пространства, необходимо работать с ними по стабильным и известным правилам, сокращать количество иммигрантов осторожно, то есть с неукосни-
www.mshj.ru
тельным выполнением всех предусмотренных действующим законодательством выплат и компенсаций. В России же никак не завершатся постоянные изменения законодательства по отношению к мигрантам. Иммигранты — сила, а не слабость России, и этой силой надо учиться пользоваться [20].
Опираясь на создавшиеся реалии, первые лица государства резко осуждают репрессивную миграционную практику в ряде регионов России, прекращение миграции признано угрозой национальной безопасности страны. Они призывают ломать пресловутые административные барьеры, мешающие приехавшим легализоваться в России, создать условия для привлечения в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Упрощают получение гражданства РФ и последние поправки к закону «О гражданстве Российской Федерации», подготовленные правительством России [21].
При этом надо принимать во внимание, что иммигранты не просто идут на рабочие места, которые не занимает коренное население, но также и создают их. Поскольку они тратят часть своей заработной платы по месту работы, они увеличивают спрос на людей, производящих товары и услуги, которые сами же потребляют. Не вызывает сомнения, что Россия нуждается в мигрантах, причем не в гастарбайтерах, а в постоянных жителях. К этому стремится и часть иммигрантов. Однако некоторые недальновидные политики, популисты всех мастей, используют эту проблему в качестве предвыборного инструмента, разжигают ксенофобию и ми-грантофобию, ссылаясь на то, что отражают настроения населения. При этом совершенно игнорируется экономическая выгода от мигрантов.
Каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутреннего экономического положения. В России, учитывая огромную протяженность и высокую проницаемость границ, необходимы четкие требования, квоты и льготы для различных категорий миг рантов, что позволит существенно снизить нелегальную миграцию, создать благоприятные условия для регулирования миграционных потоков и привлечения нужных стране специалистов. Принимая ограничительные меры, главное, не переусердствовать.
Существует большое количество проблем, от которых зависит приток рабочей силы и инвестиций в Россию, в частности в АПК страны. В целом можно сформулировать так: потенциальные доходы от инвестиций должны быть достаточно высоки, а риски ведения бизнеса существенно снижены. Мы разделяем мнение экспертов, которые считают, что на привлечение иностранных инвестиций и соответственно на устойчивое развитие АПК России значительно влияют факторы, решение которых должно стать предметом совместных согласованных усилий общества и власти [22].
К важнейшим из них можно отнести следующие:
• стабильность политической системы и тенденция усиления роли государства в бизнесе (общественно-политические события последнего времени и реакция на них властей, реприватизация частных компаний, опасение инвесторов в любой момент лишиться всех своих вложений);
• коррупция (в международном индексе восприятия коррупции Transparency International 2018 г. Россия заняла лишь 135 место. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20 и одиннадцатый среди постсоветских республик);
• бюрократизм, чрезмерное осложнение канцелярских процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени и средств;
• инфляция, отпугивающая инвесторов, и достаточно высокая ставка рефинансирования ЦБ, которая фактически ограничивает доступность денег для экономики;
• низкая диверсификация экономики, то есть отсутствие государственной политики, направленной на создание современной структуры народного хозяйства, на комплексное многоотраслевое развитие страны;
• отсутствие прозрачной судебной системы, гарантирующей абсолютную защиту прав собственности, несовершенное законодательство.
Сегодня особое значение для потенциального инвестора в сельское хозяйство России имеют: гарантия возврата вложенных средств, маржинальность произведенного продукта, возможность его экспорта, местоположение территории по отношению к рынкам сбыта, логистика, кадровая, инновационная и финансовая привлекательность проекта. От анализа и оценки этих факторов во многом будет зависеть кто будет финансировать инвестпроект: потенциальный инвестор или хозяйствующий субъект из своих скудных ресурсов.
Сельское хозяйство России — это огромный и уникальный рынок, имеющий большой потенциал к модернизации и внедрению инноваций, который ждет денег и технологий из развитых стран. Пока прямые иностранные инвестиции, получаемые экономикой Россией и направляемые на экономическое преобразование производственного комплекса страны, явно недостаточны. Обеспечение инвестиционной привлекательности АПК России для зарубежного и отечественного частного бизнеса безусловно поощрит предпринимательскую инициативу, позволит выйти на восстановительный тренд экономического развития и добиться долговременных, устойчивых и достаточно высоких темпов его роста.
Сельское хозяйство России имеет большой резерв для существенного роста в перспективе, но без проведения серьезных институциональных реформ, ликвидации внутренних и внешних барьеров его будущее может быть под большим вопросом.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Литература
1. Любимов И.Л. От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? // Вопросы экономики. 2018. № 8. С. 5-23.
2. Вишневский А.Г., Щербакова Е.М. Демографические тормоза экономики // Вопросы экономики.
2017. № 6. С. 48-70.
3. Мануйлова А., Вислогузов В. Экономическому росту недостает кадров // Коммерсантъ. 2017. 31 июля. С. 5.
4. Добросоцкий В.И. Региональная политика развития человеческого капитала на сельских территориях // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 2. С. 90-95.
5. Алтухов А.И. Проблемы развития АПК страны и необходимость их ускоренного решения // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 4. С. 2-14.
6. Германович А.Г. Роль региональных агрокла-стеров в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 358-361.
7. Буров М.П., Горбунов В.С. Совершенствовать управляющее воздействие на развитие территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 9. С. 5-13.
8. Чемодин Ю.А., Горбунов В.С. Методологические основы и механизмы устойчивого развития территории России на региональном уровне: учебное пособие. М.: РИО ГУЗ, 2018. 160 с.
9. Фомин А.А. Анализ реализации программ устойчивого развития сельских территорий // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2017. № 4. С. 11.
10. Узун В.Я., Фомин А.А., Логинова Д.А. Место России на агропродовольственной карте мира // Международный сельскохозяйственный журнал.
2018. № 1. С. 68-76.
11. Шевченко Т.В. Государственная поддержка устойчивого развития сельскохозяйственного производства как основа продовольственной безопасности страны // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 223.
12. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018. Режим доступа: http:// www.kremlin.ru
13. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.
14. Иванов Н.И., Кокорев А.С., Фомин А.А., Цып-кин Ю.А. Прикладной менеджмент: учебное пособие. М.: Научный консультант, 2018. 440 с.
15. Ломская Т. Сергей Гуриев рассказал, почему россияне старшего возраста перестают работать // Ведомости. 2018. 23 октября. С. 10.
16. Маргалитадзе О.Н. Сельский экотуризм — фактор устойчивого развития территорий в российских регионах. В кн.: Тенденции и проблемы развития земельного законодательства: материалы к парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в ГУЗ 19 апреля 2018 г. / под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А. Фомина. М.: РИО ГУЗ, 2018. С. 127-134.
17. Кокорев А.С. Основные показатели и механизм повышения экономической эффективности деятельности туристского предприятия // Инновации и инвестиции. 2016. № 5. С. 84-87.
18. Нефедова Т.Г., Мкртчян Н.В. Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2017. № 5. С. 58-67.
19. Денисенко М.Б., Чернина Е.М. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 40-57.
20. Маргалитадзе О.Н. Роль миграции в стабилизации рынка рабочей силы в фазе кризиса // Международный научный журнал. 2015. № 2. С. 16-21.
- 29
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
W О STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK
21. Соловьев В., Самохина С. Великая сооте- 22. Буров М.П., Маргалитадзе О.Н. Инвестици- развитие территорий и модернизацию экономики // чественная волна // Коммерсантъ. 2018. 26 октября. онный климат в России: существующее положение Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. С. 1. и проблемы форсированного роста инвестиций в 2017. № 2 (145). С. 11-18.
Об авторе:
Маргалитадзе Омари Николаевич, доцент кафедры экономической теории и менеджмента, академик Международной инженерной академии, m-on-42@mail.ru
FACTORS AFFECTING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF RUSSIA, WITH A PROJECTED DEFICIT IN THE LABOR MARKET
O.N. Margalitadze
State university of land use planning, Moscow, Russia
The article deals with the issues of sustainable development of rural areas of Russia in the near future, taking into account the projected deficit in the labor market in the country. Appropriate measures are proposed to solve the problem through the regulatory impact of the state, the involvement of pensioners and immigrants in rural labor, the development of rural tourism.
Keywords: sustainable development, deficit of labor resources, Doctrine of food security, Strategy of sustainable development of rural areas until 2030, agro-tourism, international labor migration.
References
1. Lyubimov I.L. From human capital to economic growth: a straight road or a long walk through the maze? Voprosy ekonomiki = The questions of the economy. 2018. No. 8. Pp. 5-23.
2. Vishnevskij A.G., Scherbakova E.M. Demographic brakes of the economy. Voprosy ekonomiki = The questions of the economy. 2017. No. 6. Pp. 48-70.
3. ManujlovaA, Visloguzov V. Economic growth lack of personnel. Kommersant. 2017. July 31. P. 5.
4. Dobrosotskij V.I. Regional policy of human capital development in rural areas. Ekonomika selskogo khozya-jstva Rossii = Economics of agriculture of Russia. 2018. No. 2. Pp. 90-95.
5. AltukhovA.I. Problems of development of agriculture in the country and the need for accelerated solutions. Ekonomika selskogo khozyajstva Rossii = Economics of agriculture of Russia. 2018. No. 4. Pp. 2-14.
6. GermanovichA.G. The role of regional agricultural clusters in ensuring sustainable development of rural areas. Innovacii i investicii = Innovations and investments. 2018. No. 5. Pp. 358-361.
7. Burov M.P., Gorbunov V.S. Improve the management impact on the development of territories. Zem-leustrojstvo, kadastr i monitoring zemel = Land management, land monitoring and cadaster. 2017. No. 9. Pp. 5-13.
8. Chemodin Yu.A., Gorbunov V.S. Methodological foundations and mechanisms of sustainable develop-
ment of the territory of Russia at the regional level. Textbook. Moscow: RIO GUZ, 2018. 160 p.
9. Fomin A.A. Analysis of the implementation of sustainable development programmes of rural areas. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologij «Integral» = International journal of applied sciences and technology "Integral". 2017. No. 4. Pp. 11.
10. Uzun VYa., Fomin A.A., Loginova D.A. Position of Russia on the world agro-food map. Me zhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 1. Pp. 68-76.
11. Shevchenko T.V. State support of sustainable development of agricultural production as the basis of food security of the country. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2016. No. 5. Pp. 223.
12. Putin VV. Address to the Federal Assembly on 01.03.2018. Access mode: http://www.kremlin.ru
13. Medvedev D.A. Russia-2024: Strategy for socioeconomic development. Voprosy ekonomiki = The questions of the economy. 2018. No. 10. Pp. 5-28.
14. Ivanov N.I., KokorevA.S., Fomin A.A., Tsypkin Yu.A. Applied management: textbook. Moscow: Scientific adviser, 2018. 440 p.
15. Lomskaya T. Sergei Guriev told why the Russians are older no longer work. Vedomosti. 2018. October 23. P. 10.
16. Margalitadze O.N. Rural ecotourism is a factor of sustainable development of territories in Russian regions. In the book: Trends and problems in the development of land legislation: materials for the parliamen-
tary hearings of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation and the Stolypin readings in the GUZ on April 19, 2018. Under the general editorship of S.N. Volkov, A.A. Fomin. Moscow: RIO GUZ, 2018. Pp. 127-134.
17. Kokorev A.S. Key indicators and the mechanism of increase of economic efficiency of tourism enterprises. Innovacii i investicii = Innovations and investments.
2016. No. 5. Pp. 84-87.
18. Nefedova T.G., Mkrtchyan N.V. Migration of rural population and dynamics of agricultural employment in the regions of Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta = Bulletin of Moscow university. Series 5. Geography.
2017. No. 5. Pp. 58-67.
19. Denisenko M.B., Chernina E.M. Labor migration and earnings of migrants in Russia. Voprosy ekonomiki = The questions of the economy. 2017. No. 3. Pp. 40-57.
20. Margalitadze O.N. The role of migration in stabilizing the labour market in the crisis phase. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal = International scientific journal. 2015. No. 2. Pp. 16-21.
21. Solovev V., Samokhina S. Great wave of the nation. Kommersant. 2018. October 26. P. 1.
22. Burov M.P., Margalitadze O.N. The investment climate in Russia: current situation and problems of accelerated growth of investments in the development of territories and modernization of the economy. Zem-leustrojstvo, kadastr i monitoring zemel = Land management, land monitoring and cadaster. 2017. No. 2 (145). Pp. 11-18.
About the author:
Omari N. Margalitadze, associate professor of the department of economic theory and management, academician of the International academy of engineering,
m-on-42@mail.ru
m-on-42@mail.ru
30 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (368) | 2019
www.mshj.ru