Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ)'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Абрамов, Е.В. Кудрявцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ)»

та в Калининграде», где назван ряд автохозяйств, не контролирующих исправность автотранспорта, и запрещено движение автотранспорта по ряду улиц. Мурманский горисполком при активном участии городской санэпидстанции принял решения: «Об упорядочении схемы движения городского транспорта», «Об ускорении окончания строительства восточной объездной автодороги».

С целью устранения недостатков, обнаруженных в течение месячника в Костроме, принято постановление комитета народного контроля при горкоме КПСС.

В -ходе месячника отмечены серьезные сдвиги в организации работ по оздоровлению воздушного бассейна городов в Кургане, Туле, Новосибирске и Омске: созданы посты по контролю за содержанием окиси углерода в отработавших газах, приняты административные решения, приобретены совершенные газоанализаторы и др. Во всех районах Омска действовали сани-тарно-технические посты. Эффективность их деятельности ярко иллюстрирует тот факт, чтоеслив начале месячника по городу была проверена 101 автомашина и за превышение содержания окиси углерода в отработавших газах были сняты номерные знаки у 42%, то в конце месячника из проверенных 347 автомашин — у 47 (14%). Число нарушений уменьшилось в 3 раза.

Особенностью решения Омского горисполкома «О проведении месячника» явилось то, что, помимо' организационных мероприятий, связанных с непосредственным проведением месячника в 1977 г., в него были включены три вопроса: ежегодное проведение месячника, создание в каждом районе города постоянно действующих санитарно-технических постов по контролю за содержанием окиси углерода в отработавших газах автомобилей и организация обучения рабочих и ИТР автотранспортных предприятий основам гигиены труда, профилактики профессиональных заболеваний, травматизма и мерам охраны внешней среды.

В Йошкар-Оле лабораторный контроль атмосферного воздуха на местах стоянок автомашин зарегистрировал по итогам месячника снижение содержания окиси углерода в 2—3 раза, окислов азота — в 1,5 раза, сернистого ангидрида и свинца — в 1,2—2,8 раза.

Значительно вырос обобщенный показатель гигиенической грамотности по данной проблеме у работников автотранспортных предприятий, на которых велась пропагандистская кампания (в Москве, Туле, Омске, Саранске и др.): если до месячника он был в пределах 0,3—0,45, то после него превысил 0,7.

Апробация предложенной нами модели месячника (декадника) по уменьшению загрязнения атмосферы вредными выбросами автотранспорта подтвердила правильность конструирования модели, постановки модельного эксперимента, жизненность новой формы борьбы за санитарную охрану воздушного бассейна городов.

Поступил* 24/IV 1978 г.

УДК 614:1:112.11-037

Канд. мед. наук А. И. Абрамов, Е. В. Кудрявцева

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ)

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Рост численности детского населения на территории БАМа мы изучали с начала строительства поселков временного типа, т. е. с конца 1974 г. Проведенный нами анализ среднего ежеквартального прироста числа строителей, членов их семей, детей всего и по отдельным возрастным группам показы-

Таблица 1

Возрастная 'структура и прирост детского населения БАМа за 1975—1976 гг.

ч Прирост веса у детей различных возрастов

н Ь я л ¡2 0-1 ± 1-2 ± 2-3 ± 3-7 ± 7-14 ±

1975 г.

I 311 301 246 732 1235

II ч401 +93 358 +57 423 + 177 1266 +534 1579 +344

III 585 + 181 537 + 179 711 +288 1749 +483 2695 + 1116

IV 814 +229 876 +339 906 + 195 3092 + 1343 3912 + 1217

- 1976 г.

I 916 + 102 959 +83 964 +58 3271 + 179 4385 +473

II 1233 +317 977 + 18 1271 +307 4170 +899 4931 +546

III 1551 +318 1314 +397 1354 +83 5210 + 1040 6667 + 1736

IV 1795 +244 1513 + 199 16 944 +290 6214 + 1004 7132 +465

вает, что увеличение детского населения происходило соответственно возникновению новых поселков строителей, увеличению фронта работ, особенно отчетливо в летний период (табл. 1).

В первый год существования новостройки наибольший удельный вес имели дети дошкольного и школьного возраста. В 1975 г. увеличение численности детского населения происходило в основном за счет миграционного прироста.

Одновременно с большим притоком молодежи возникло много новых молодых семей, что привело к значительному и естественному приросту детского наделения на втором году строительства.

Изучая характер прироста детского населения за 2 года строительства, необходимо отметить, что увеличение численности детей на Западном участке (Иркутская область) в начале первого года строительства значительно превышало таковое на Восточном участке (Хабаровский край) и, наоборот, к концу этого же года прирост численности детей на Восточном участке превышал таковой на Западном. Это объясняется фронтом строительства не только железнодорожного полотна, но и значительным увеличением количества благоустроенного жилья.

Одинаковым по всем участкам оказался максимальный прирост к началу III квартала, что соответствует началу учебного года (табл. 2).

Наиболее интенсивный прирост численности детей школьного возраста падает на летний каникулярный период (II—III квартал).

По плановому строительству в поселках временного типа к концу первого года строительства вводилась школа на 320 посадочных мест без спортивного зала и спортивного комплекса. К началу учебного года на втором году новостройки (1976) детям приходилось обучаться в две смены, что нежелательно в районах, приравненных к Крайнему Северу, с коротким световым днем.

Таблица 2

Прирост детского населения на 1000 жителей по участкам трассы БАМа

Квартал Западный участок Центральный участок « Восточный участок

1975 г.

I • 115,9 23,3 _

II 70,1 58,8 54,6

III 42,6 42,8 101,8

IV 77,5 61,0 191,8

1976 г.

1 • 28,3 12,8 14,1

II 13,1 44,7 25,8

III 46,2 44,5 52,3

IV 19,8 23,0 47,8

Для оказания лечебно-профилактической помощи детям на трассе создана сеть лечебно-профилактических учреждений, однако база для оказания детям стационарной помощи явно неудовлетворяет потребности.

Естественно, трудности имеются не только у строителей БАМа, но и у медицинских работников, охраняющих здоровье будущего поколения. Нельзя не сказать о том, что никто не ожидал такого значительного, в течение 2 лет, увеличения количества детского населения с 2825 в начале 1975 г. до 18 298 к последнему кварталу 1976 г. Значительный удельный вес детей дошкольного возраста в структуре детского населения не мог не привести к отставанию темпов роста мест в дошкольных учреждениях, мощность которых на первом этапе строительства поселков временного типа в основном была 50—75 мест. Такие дошкольные учреждения вступали в строй лишь к концу первого года строительства, что явно не соответствовало приросту численности детей дошкольного возраста. В общем по трассе охват детей дошкольными учреждениями к концу даже второго года не превышал 50% потребности.

Наши двухлетние наблюдения показали, что, несмотря на трудности в бытовом устройстве и тяжелые климатические условия, детское население новостройки неуклонно растет, а темпы строительства дошкольных учреждений и школ в поселках временного типа явно не удовлетворяют потребности. Дальнейшее изучение прироста детского населения в условиях новостройки поможет правильному планированию мощности и срока ввода в строй детских дошкольных учреждений и школ.

Таким образом, двухлетний опыт изучения прироста детского населения во вновь организуемых поселках временного типа для строителей БАМа показал, что, несмотря на суровые климатогеографические и экстремальные условия, характеризующие строительство трассы, численность детского населения неуклонно растет. Почти полное отсутствие населенных пунктов по всей трассе строительства, специфика природы (контрастность температур, высокая сейсмичность, вечная мерзлота, высокогорье), быстрые темпы развертывания работ, отсутствие дорожных коммуникаций, связи, собственной]сырьевой базы, своеобразие водоисточников не могли не обусловить высокой миграции населения, в том числе детского.

Двухлетний опыт наблюдения за приростом детского населения на БАМе дал возможность прогнозировать прирост детского населения в условиях новостройки, обосновывать и планировать сеть дошкольных учреждений, школ и лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих детей. Так, к концу первого года строительства в каждом поселке строителей необходимо планировать ввод детского дошкольного учреждения на 50 мест, а к концу второго года — дополнительно на 75 мест, школ к концу первого года — 320, к концу второго — 520 с обязательным наличием спортивного зала в школах на 320 мест.

' Поступила 30/У1 1977 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.