Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ВРЕМЕННЫХ ЖИЛИЩ РАБОЧИХ—СТРОИТЕЛЕЙ БАМ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ВРЕМЕННЫХ ЖИЛИЩ РАБОЧИХ—СТРОИТЕЛЕЙ БАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC AND PHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF THE MICROCLIMATE IN TEMPORARY DWELLINGS OF WORKERS-BUILDERS OF THE BAIKAL-AMUR RAILWAY

The authors carried out investigations of the microclimatic conditions prevailing in the temporary dwellings of builders of the Baikal-Amur railway (БАМ) in the winter time and made a physiological assessment of the thermal state of persons living in them. Investigations were performed in carridge-hostels of type ОП-6А and board houses of type ИП-420-П. The finding was that both of these dwellings are unfit for the living of builders of in the winter time, as their construction does not answer the main thermotechnical requirements. Data of physiological investigations on the thermal state of a confirmed the impossibility of using both of the investigated constructions under conditions prevailing in the region of the БАМ building.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ВРЕМЕННЫХ ЖИЛИЩ РАБОЧИХ—СТРОИТЕЛЕЙ БАМ»

палатках общая обращаемость и обращаемость по поводу простудных заболеваний оказались в 7 раз выше, чем у студенов, живших в обычных жилых помещениях.

На основании комплексного обследования разработаны рекомендации по гигиеническому обеспечению студенческих строительных отрядов, которые могут быть приемлемы и для других групп молодых строителей БАМ, составляющих здесь преобладающее большинство рабочих. Применение трехслойных брезентовых палаток в условиях БАМ оказалось недопустимым даже летом. Их можно использовать только в районах с температурой наружного воздуха ночью выше 10°. Представляется крайне необходимым строительство капитальных жилищ. Установлены ориентировочные минимальные нормы водопотребления (25—30 л в сутки на 1 студента). Разработаны временные рекомендации по условиям содержания и хранения емкостей для питьевой воды, по проведению санитарно-хими-ческой обработки и контролю качества питьевой воды, в ряде случаев также показана необходимость ее фторирования. Установлены нормы питания. Общая калорийность пищи студентов, работающих по наиболее массовым строительным профессиям (плотники, каменщики), должна составлять не менее 4500 ккал в сутки. Наряду с количественными показателями должна обеспечиваться сбалансированность рациона питания за счет мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей, фруктов и др.

Работы в данных направлениях будут продолжены в последующие годы с охватом других районов и расширением круга изучаемых вопросов. Особое внимание будет обращено на разработку прогнозов оптимальной планировки промышленных комплексов в целях обеспечения гигиенических условий быта, труда и отдыха вновь прибывающего населения.

Поступила 10/VI 1976 г.

УДК 613.5:728.18

Кандидаты мед. наук О. И. Грибанов, Е. М. Ратнер и Л. А. Кожинова, А. С. Игумнов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ВРЕМЕННЫХ ЖИЛИЩ РАБОЧИХ—СТРОИТЕЛЕЙ БАМ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

В период строительства обычно используются временные жилища разнообразной конструкции и типов, основным назначением которых является обеспечение удовлетворительных жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей. При этом прежде всего требуется создание в жилище комфортного микроклимата, при котором достигается, по образному выражению И. П. Павлова, «высшее уравновешивание> организма со средой. Микроклимат жилищ должен быть таким, чтобы функциональное напряжение аппарата терморегуляции оказалось минимальным, а восстановительные процессы в организме происходили на самом оптимальном уровне.

В литературе имеется сравнительно не много работ по исследованию отдельных составляющих и комплекса микроклиматических факторов в жилищах, расположенных в районах Крайнего Севера, к которым может быть отнесена и трасса БАМ. С. И. Ветошкин, М. С. Горомосов и др. показали, что в северных районах в жилых зданиях облегченных конструкций перепады температуры по вертикали достигают 5—7° и более, тогда как оптимальное тепловое состояние человека может поддерживаться в жилище при температуре воздуха 18—22°, относительной влажности 30— 60%, при перепадах температур по вертикали и горизонтали не более 2—3°. Поэтому авторами были даны следующие рекомендации к проведению санитарно-защитных мероприятий в жилищах этих районов: утепление

полов, дополнительная теплоизоляция стен, потолков и др. Указанные выше параметры микроклимата помещений полностью удовлетворяют гигиеническим требованиям лишь при условии, что температура внутренних поверхностей стен также не более чем на 2—3° ниже температуры воздуха в жилище. При исследовании температур воздуха на разных уровнях в помещениях сборно-щитовых финских и пластиковых домов, предназначенных для жилья на Крайнем Севере, были выявлены большие перепады внутренней температуры по вертикали и незначительные по горизонтали (Е. А. Родионова и П. Е. Федоровский; М. М. Григорьева, и др.).

Повсеместное использование в районе БАМ (ввиду отсутствия достаточного количества стационарных жилищ) сборно-разборных и передвижных временных жилищ для строителей, недостаточно исследованных с физио-лого-гигиенических позиций, послужило основанием к изучению микроклиматических параметров и теплового состояния людей, проживающих в двух наиболее распространенных типах временных жилищ в начальный период строительства трассы БАМ. Наша работа включала два раздела: первый — санитарно-описательный, второй — инструментальные микроклиматические и экспериментальные физиологические исследования по оценке теплового состояния людей, проживающих в разных типах жилищ. Изучение микроклимата (температура воздуха, скорость движения и относительная влажность воздуха) проводили по общепринятой методике регистрации параметров указанных факторов в 25 точках на трех уровнях по вертикали и горизонтали и сопоставлении этих данных с наружными температурами воздуха и скоростью ветра. Исследования теплового состояния человека проводили не менее чем через 1 ч адаптационного периода, в течение которого испытуемые находились в состоянии относительного мышечного покоя, и включали: измерение температуры тела, топографии температуры кожи в 8 точках (лоб, щека, предплечье, кисть, грудь, голень, стопа, большой палец ноги) с последующим расчетом средневзвешенной температуры кожи и оценку теплоощущения по 5-балльной шкале (1 балл — холодно, 2 — прохладно, 3 — комфортно, 4 — тепло, 5 баллов — жарко).

В качестве объектов исследования были выбраны передвижные и сборно-разборные временные жилища, которые были представлены сборно-щи-товой конструкцией серии ИП-420-11 и вагон типа ОП-6А. Общежитие серии ИП-420-11 входит в состав комплекса сборно-разборных временных зданий жилого и культурно-бытового назначения. Проект 5-квартирного дома разработан для строительства в районах с обычными геологическими условиями с расчетной температурой наружного воздуха до —50°, снеговой нагрузкой для III климатического района 100 кг/м2. Здание панельной конструкции, деревянное, из деталей заводского изготовления. Утеплителем служит минеральная вата, пергамин, бумага или другие изоляционные материалы, размещенные внутри деревянного каркаса. Здание оборудовано электроосвещением от наружных сетей. Оконные рамы с двойным остеклением. Пол покрыт линолеумом. Вентиляция естественная, через форточки; отопление печное. Исследования проводились в 2-комнатной квартире — в жилой комнате и на кухне. В квартире проживает 4 человека.

Вагон типа ОП-6А — передвижное общежитие, предназначенное для проживания 5—6 человек при температуре наружного воздуха не ниже —30°. Передвижное общежитие представляет собой кузов, смонтированный на специальном металлическом шасси и установленный на двух осях с колесами на грузоленте. При длительной эксплуатации на одном месте кузов снимается с колесных осей и дополнительно утепляется за счет установки цокольных щитов. Собственно кузов собирается из отдельных щитов: стеновых (4 щита), чердачного и цокольного, щиты имеют деревянный каркас и утеплитель (пенопласт) с наружной обшивкой из листового металла и внутренней — из декоративной фанеры (слоистого пластика). Крепление щитов осуществляется болтовыми соединениями. Оконные рамы имеют двойное остекление. Пол покрыт линолеумом. Кузов разделен пере-

городками на 3 отсека: салон, спальное помещение и тамбур. Вентиляция помещений естественная вытяжная и приточная с помощью электровентилятора. Отопление вагона комбинированное — электрическое с помощью 1 масляных электрорадиаторов РМТ-0,5 и электро-водяное.

Необходимо отметить, что эксплуатация временных жилищ, представленных ОП-6А и ИП-420-11, осуществляется с дополнениями к проекту: в обоих утеплен пол, жилой дом внутри оштукатурен мокрой штукатуркой, к имеющимся отопительным приборам в вагоне типа ОП-6А использовались в зависимости от наружной температуры воздуха от 3 до 5 электрорефлекторов мощностью 1 кВт.

Жилые поселки строителей Байкало-Амурской магистрали, как правило, размещаются вблизи от мест производства строительных работ; временные жилища в поселке имеют, в основном, свободную ориентацию, зачастую не совпадающую с гигиеническими рекомендациями.

Исследования, проведенные в зимних условиях, показали, что при наружных температурах до —15° температура воздуха в помещении в большинстве случаев соответствовала комфортной и составляла в среднем от 21 до 23° (табл. 1). Температура в нижнем наружном углу во всех случаях была значительно ниже (на 6—7°), а во внутреннем верхнем углу — выше (на 1—2°), чем температура в середине помещения. При этом тип отопле-ф ния помещения не оказывал существенного влияния. При наружной темпе-' ратуре воздуха от —15 до —22° в вагончике типа ОП-6А температура воздуха была значительно ниже комфортной и составляла в среднем 15,4— 15,7°, а у наружного нижнего угла — 7,5°, что объясняется недостаточной теплоизоляцией наружных ограждений, неплотностью оконных и дверных проемов. Очевидно за счет указанных выше причин на всех уровнях измерения (0,1; 1,5 м от пола и 0,1 м от потолка) отмечались значительные перепады между температурой воздуха наружного и внутреннего угла и наружного угла и середины помещения. В то же время перепад температур воздуха внутреннего угла и середины помещения не превышал 2°, что согласуется с гигиеническими рекомендациями.

Полученные нами данные о перепадах температур воздуха по вертикали свидетельствуют о том, что в вагоне типа ОП-6А, в наружном углу, они составляли 4,9—7°, а в сборно-щитовом доме серии ИП-420-11 были на уровне верхней границы принятых норм. Указанные перепады температур воздуха по вертикали не зависели от температур наружного воздуха и Ь наблюдались даже при относительно теплой погоде (от —1 до —5°).

Анализ показал, что внутренняя температура ограждающих поверхностей во временных жилищах была значительно ниже, чем температура воздуха в помещении. Причем перепад этих температур во всех случаях прямо зависел от температуры наружного воздуха. Несмотря на то что полы в исследуемых нами помещениях были дополнительно утеплены, разница между температурой воздуха и ограждений достигала 6—10°. Наиболее выраженным этот перепад оказался в вагоне типа ОП-6А и составлял 10°. Подвижность воздуха в жилых помещениях в среднем не превышала 0,07— 0,1 м/с, однако у дверных проемов скорость движения воздуха значительно возрастала и достигала 0,5 м/с и более. Относительная влажность воздуха в домах конструкции ИП-420-11 была на уровне нижней границы норм (34— 39%), рекомендуемых М. С. Горомосовым для постоянных жилищ. В вагоне типа ОП-6А относительная влажность воздуха составляла 17,6—29%, что значительно ниже принятых -норм. Очевидно столь значительная сухость воздуха зависела от применения для дополнительного отопления электроприборов с открытой спиралью, излучающих радиационное тепло. ^ Исследования, проведенные в обоих типах временных жилищ в летний

период года, показали, что микроклиматические условия в основном соответствовали комфортному уровню и лишь при очень высоких температурах воздуха (более 30°) создавались условия для перегрева в связи с недостаточной теплоизоляцией ограждений (см. табл. 1).

а г» ш ч о

а

о

г

в

I 8

9 г

X

а

&

н «

о.

«Г с

г

в

х

I

и

01 и о 00 сч

в ч — а 1 со сч 1 ю г?

о 1 оо* 1 сч" 1 со

сч сч сч сч сч сч о

н Ч-"

о сч сч сч

ю Сч СО сч 00 СО о ч^

о ч _ сч да г> сч 00 О) сч я* 00 сч сч сч сч

с* н о 1 V 1 00 1 «■4 да" 1 из

сч сч сч со сч сч о —4 оо сч о

ь да сч оо" оо" «г

о сч сч

с« п со со (О

да

к л сч 1 1 сч сч 1

К со е м 8 сч 1 оо о 1 о С4 о !

а & и 00 N да"

о

«0

о М о сч 00 со сч_

а О ч 00 *? я N оо 00 да сч СО п сч

£ да 1 сч" 1 гС 1 оо" 1 8 1 сч 1

т О со сч о СО о 00 сч о

н 00 сч СО оо оо сч"

ш о ■—' сч — ^ сч

О

и

о

X 1 ч- 00 сч ч^ о

1 ю" <п ю сч чг Ч-"

ч со сч да сч ч^ сч сч сч сч о сч

«0 ю сч 1 сч" 1 сч" о 1 сч 1 со 1

X 1 сч со сч о сч со сч сч сч оо сч о

«а 1 ь 00* сч оо да" оо* сч

£ о — сч 1—• сч

ь

со

а. 9) ю 00 сч о

С 1 ч7 1С из

а> о ч о> сч —^ сч сч

Н ^ 1 и о сч" сч 19,4- 1 « сч 1 да" я" «А да"

00 1 сч 00 ч^ сч ч^

о 1С СО Ч"1 ю я* из

Ч «о сч 00 сч сч ■о сч 00 сч

С« 1 м 1 о* 1 о" 1 1

1 сч сч сч -г сч сч сч сч сч оо сч

1 да со" СО* да 00

о — —'

ю

I сч сч 00

00 да г»Г

К* 1 ч- Ч<

« 1 ю" 1 ю" 1 1 из 7

сч 1 - сч сч

н

о

ж

03 я

О. *

V

I я «в 5 я §

л с с с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 4» СО О к с £

№ а а а

ю _

с с |

I X

ч в и о сч < со с о сч < СО с о сч < со

в ч* С ч ч с

я с с с с о

I1* 5 8 а ш

а о о и я а с 1 о & с о 8

Ч со со с; [ со

к

I

а

3 о.

I

га О. V с

к X

а §

ж

Я

|

о.

с

к >.

о а

<а о. >.

н «

а.

а>

Б

Я

В о. С

Объективные показатели теплового состояния человека (табл. 2) свидетельствуют, что при температуре наружного воздуха выше —15° в жилищах обоих типов (ИП-420-11 и ОП-6А) тепловое состояние человека близко к такому, которое определяет минимальное напряжение тер-морегуляторных функций (И. С. Кандрор и соавт.). Так, средневзвешенная температура кожи была близка или даже несколько выше 32°, температура кожи туловища почти во всех случаях превышала 32—33°, однако градиент между температурой кожи груди и стопы в ряде случаев превышал 5—9°.

Неблагоприятное тепловое состояние, характеризуемое умеренным напряжением терморегуляторного аппарата, отмечалось при наружной температуре —15 и —22°. Так, например, в вагоне типа ОП-6А средневзвешенная температура кожи у исследуемых была равна 30,1°, температура кожи лба — н иже 30°, груди — 30,6°, нижних конечностей (стопа)—около 26°, а большого пальца ноги—16° при градиенте температуры грудь—стопа 14,3°. Субъективно теплоощущение также оценивалось довольно низким баллом — 2,6, т. е. ниже состояния комфорта.

В то же время при относительно теплой погоде (—1° и —5°) в жилище типа ОП-6А наблюдались наиболее высокие показатели теплового состояния исследуемых: средневзвешенная температура кожи достигала 35,4°, температура кожи туловища — 36,8°, кисти — 34,9°, стопы — 31,8°; правда, температура большого пальца ноги и в этих условиях не превышала 27,1°, что свидетельствовало о локальном охлаждении конечностей и нарушении нормальной то-

Таблица 2

Показатели теплового состояния организма у 8 обследуемых, проживающих в изучавшихся временных жилищах, при разных наружных температурах воздуха (средние данные из

45 наблюдений)

Показатель теплового состояния Температура наружного воздуха (в градусах)

от-22 до— 15 от— 12 до—8 от—7 до— 5 от—4.9 до— 1

тип жилища

ОП-6А ИП-420-11 ОП-6А ИП-420-11 ИП-420-1 1 ОП-6 А

Температура: 32,4 35,4

средневзвешенная кожи 30,1 31,7 33,5 33,1

тела 36,5 36,3 36,2 36,5 36,4 36,5

кожи груди 30,6 33,6 32,4 34,4 33,9 36,8

Температурный градиент 7,7 3,1 2,4 9,4

грудь — стопа 14,3 4,7

Средний балл теплоощуще- 2,5 4.0

ния 2,6 3,6 2,7 3,0

пографии температуры кожи вследствие недостаточного уровня температуры пола. Несмотря на последнее обстоятельство все исследуемые субъективно оценивали свое тепловое состояние, как «тепло» (4 балла). При той же наружной температуре показатели теплового состояния исследуемых, проживающих в жилище серии ИП-420-11, соответствовали состоянию теплового комфорта: средневзвешенная температура порядка 33,1°, температура кожи груди — 33,9°, градиент температуры кожи-грудь — стопа 2,4е, теплоощущение комфортно (3 балла).

Выводы

1. Полученные данные свидетельствуют, что при температуре наружного воздуха ниже —15° рабочие, проживающие в обследованных временных жилищах, испытывают определенный тепловой дискомфорт, характеризующийся легкой степенью охлаждения.

2. В зимний период года внутренняя температура ограждающих поверхностей находится в прямой зависимости от температуры наружного воздуха и значительно ниже температуры воздуха помещений, что наблюдается даже и в тех случаях, когда полы утеплены и для дополнительного обогрева помещений используются электронагревательные приборы. Оба типа жилищ не отвечают теплотехническим требованиям.

3. В качестве оптимальной системы отопления в подобного типа жилищах следует применять водяное панельное отопление с обязательным монтажом обогревающих элементов в полу и стенах и централизованной подачей тепла. Необходимо также делать тройное остекление.

ЛИТЕРАТУРА. Ветошкин С. И. Санитарная охрана жилищ. М.. 1955. — Горомосов М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963.— Григорьева М. Н. — В кн.: Вопросы гигиены жилища и лечебно-профилактических учреждений. М., 1971, с. 60—63. — К а и д р о р И. С., Демина Д. М., Рат-н е р Е. М. Физиологические принципы санитарно-климатического районирования территории СССР. М., 1974. — Родионов Е. А., Федоровский П. Е. — «Гиг. и сан.», 1949, № 8, с. 13—17.

Поступила 24/1V 1976 г.

HYGIENIC AND PHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF THE MICROCLIMATE IN TEMPORARY DWELLINGS OF WORKERS-BUILDERS OF THE BAIKAL-AMUR

RAILWAY

0. /. Gribanov, E. M. Ratner, L. A. Kozhinova, A. S. Igumnov

The authors carried out investigations of the microclimatic conditions prevailing in the temporary dwellings of builders of the Baikal-Amur railway (BAM) in the winter time and made a physiological assessment of the thermal state of persons living in them.

Investigations were performed in carridge-hostels of type On-6A and board houses of type Hn-420-II. The finding was that both of these dwellings are unfit for the living of builders of in the winter time, as their construction does not answer the main thermotechnical requirements.

Data of physiological investigations on the thermal state of a confirmed the impossibility of using both of the investigated constructions under conditions prevailing in the region of the BAM building.

УДК в 14.72:621.43.019.9:[б 13.3:658.05

Д. П. Парцеф, Н. А. Бессонова

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА РЕГУЛИРОВЩИКОВ ГАИ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ АВТОМОБИЛЕЙ

Центральная высотная гидрометеорологическая обсерватория, Москва, и санэпидстанция медицинского отдела Главного управления внутренних дел Мосгорисполкома

Для выявления возможной реакции организма регулировщиков уличного движения на различные уровни загрязнителей мы изучали состояние загрязнения атмосферного воздуха на 20 постах, расположенных на улицах Москвы с различной интенсивностью автомобильного движения. Было отобрано более 1000 разовых и 257 круглосуточных проб на окись углерода, углеводороды, двуокись азота, пыль, акролеин, оксиданты и озон. Результаты исследований подтвердили прямую зависимость концентраций этих веществ в атмосфере от интенсивности автомобильного потока и обратную связь с шириной проезжей части улиц, что согласуется с данными ряда авторов (3. Г. Вольфсон; Д. П. Парцеф, и др.). Особенно четко отмеченные закономерности выявлены по содержанию окиси углерода, углеводородов, двуокиси азота и пыли.

Анализ результатов исследований уровней загрязнения атмосферы озоном и оксидантами был проведен по коэффициенту, отражающему отношение величин концентраций оксидантов и озона. Данный подход, предложенный К. А. Буштуевой и соавт., оказался плодотворным — на улице с интенсивностью автомобильного движения до 1000 автомашин в час этот коэффициент равнялся 1, на второй улице с большей интенсивностью (1600 автомашин в час) он возрос до 1,9, а на улице с высокой интенсивностью (3600 автомашин в час) — до 3,9. Отбор проб воздуха проводили через одинаковые промежутки времени в течение суток, результаты этих исследований объединяли по трем периодам для характеристики уровня загрязнения во время каждой из трех смен работы постовых ГАИ. Интенсивность автомобильного потока в утреннюю и дневную смены отличалась незначительно. В ночную же смену поток автомобилей резко сокращался. Так, на улицах с небольшой и средней интенсивностью в первую и вторую смены концентрации загрязнителей в воздухе были на одном уровне, а в третью смену в I1/*—2 раза снизились. На улице с небольшим автомобильным потоком содержание загрязнителей в атмосферном воздухе хотя и снижалось от первой смены к третьей, но не так резко, как в воздухе на первых двух пунктах, где проходил меньший автомобильный поток. Вероятно, это связано с тем, что в ночное время здесь не успевают рассеиваться высокие концентрации, имевшие место в утренние и дневные часы.

В атмосферном воздухе на улицах Москвы среди определяемых нами различных загрязнителей окись углерода обладает специфическим воздей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.