Прогнозирование правового регулирования экономической сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза
Агамиров Карэн Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН E-mail: [email protected]
Важнейшей областью «зоны знаний» ЕАЭС является экономическая сфера, роль которой, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, состоит в укреплении и совершенствовании экономик стран-участниц посредством ряда организационных, технических и коммуникативных принципов и практик. Сегодня внедрение цифровой экономики в ЕАЭС является крайне актуальной задачей, предполагающей принятие общих правил ведения цифровой торговли, стандартов информационного обмена, технических требований к защите информации. Соответственно необходимо создать унифицированную нормативную основу, обеспечивающую бесперебойное функционирование существующих и вновь возникающих рынков. Правовое прогнозирование, с нашей точки зрения, должно исходить из синхронного развития институтов информационного, коммерческого и финансового права, поскольку первое отвечает за форму инновационной практики, второе - за договорное регулирование отношений, составляющих содержание этой практики, а последнее контролирует взаимоотношения предпринимателей с бюджетами соответствующих уровней. Прагматическими регулятивами правового прогнозирования применительно к экономической интеграции в рамках ЕАЭС являются: цифровая модернизация ветвей экономики; создание цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности процессов передачи и архивирования данных; цифровая трансформация процессов принятия решений; образование инновационной системы на основе кластерного подхода; создание объектов инновационной инфраструктуры; развитие старта-пов и венчурных компаний. Перечисленные факторы, с нашей точки зрения, позволяют на системной основе формировать прогнозы отдельных отраслей и институтов права ЕАЭС и, соответственно, российского права, коль скоро эти два правопорядка существуют в тесном переплетении.
Ключевые слова: «зона знаний», юридическое прогнозирование, приоритетные прогностические направления правового регулирования экономической сферы зоны знаний, инновационные направления в экономике ЕАЭС.
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 18-29-15014 «Эффективность правового регулирования процессов формирования «зоны знаний» интеграционных объединений государств (на примере сравнительно-правового исследования ЕС и ЕАЭС)»
Экономика в постиндустриальном обществе имеет в качестве ведущего фактора развития человеческий капитал, который в значительной степени отличается от промышленного и финансового капитала. Это означает, что отдельные формы коллективной деятельности способны накапливать в себе потребительную и обменную стоимость, не будучи сводимы к традиционным объектам гражданско-правового регулирования. Точнее, эти формы быстрыми темпами обретают статус товара и начинают вовлекаться в процессы рыночного обмена. Именно такую трансформацию сегодня демонстрирует человеческое знание.
Под термином «экономика знаний» сегодня принято понимать новую форму организации общественных отношений, при которой:
- именно знания выступают источником основной доли добавочной стоимости произведенного продукта;
- определенным образом организованные знания играют первостепенную роль в появлении и развитии новых секторов занятости;
- быстрыми темпами растет сфера высокотехнологичных услуг, значительная часть которых, опять-таки, имеет дело с информацией (данными);
- доступность высшего образования достигает массового уровня, а диверсификация традиционных образовательных программ (и, соответственно, реализующих их учреждений) становится элементарным велением времени;
- резко возрастает степень коммерциализации знания в силу укрепления всемирного режима юридической защиты интеллектуальной собственности;
- увеличение количества агентов, действующих на рынке, равно как и мощности производственных ресурсов, используемых в постиндустриальном обществе, не снижает отдачу при переходе через некую точку максимума, а продолжает повышать ее. Таковы главные черты экономики знаний по мнению ведущих специалистов в этой сфере [5].
Как полагают В.Л. Макаров и Г.Б. Клейнер, подобные закономерности, проявляющиеся в современной экономике, обязаны своим появлением т.н. «когнитивной ренте», которую приобретает фирма, осуществляющая успешные вложения в знания. Поскольку сами по себе знания -это концентрированная и обобщенная форма информации, их широкое использование в производстве также приводит в действие механизмы концентрации и усиления производственных
возможностей, что и формирует положительную обратную связь [4].
Дальнейшая интеграция производственного и научно-исследовательского секторов приводит к тому, что взаимодействие экономических субъектов организуется по сетевому принципу. Смысл сетевой конфигурации заключается в отсутствии привилегированной области - центра, т.е. сеть противоположна иерархически устроенной системе. В сети каждый узел может быть связан с каждым, и вообще здесь образуются разнообразные связи, гибкостью своей превосходящие традиционные социотехнические системы. В немалой степени становление экономических (производственных и торговых) сетей стало возможным в силу чрезвычайно динамичности информации, циркулирующей между агентами и преобразуемой в определенные знания.
В сетевой топографии новых рынков особое место уделяется т.н. «зонам знаний» - сферам концентрации продуктов интеллектуальной деятельности, обеспечивающим трансляцию знание-вого ресурса в индустриальные технологии [2].
Важнейшей областью «зоны знаний» Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является экономическая сфера, роль которой, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе [7], состоит в укреплении и совершенствовании экономик стран-участниц посредством ряда организационных, технических и коммуникативных принципов и практик. Сегодня рынок ЕАЭС -это свыше 170 млн человек, пятая часть мировых резервов природного газа и около 15% нефти. Но ключевым ресурсом, с нашей точки зрения, на этом рынке является (и будет таковым впредь) именно человеческий капитал, в структуре которого важную роль играет знание как предмет генерации, категоризации и прикладного использования.
На формирование «зоны знаний» ЕАЭС существенное влияние оказывает деятельность управляющих интеграционными процессами субъектов - Высшего Евразийского экономического совета, Евразийской экономической комиссии, Суда Евразийского экономического союза. Закономерности формирования «зоны знаний» подчиняются целевым показателям, закладываемым в совместные экономические проекты. Впрочем, на сегодняшний день нет в наличии ни реально функционирующих наднациональных органов управления, ни солидарной финансовой и денежно-кредитной политики, равно как и единой торговли энергоносителями [6]. Отдельное направление - это трудовая миграция. При условии своего становления, отмеченные участки деятельности необходимо включить в сферу правового регулирования, а ее результаты должны будут пополнить копилку экономической сферы «зоны умений» [2].
Приоритетные прогностические направления правового регулирования экономической сферы зоны знаний ЕаЭС. Логично предположить, что экономическая интеграция должна иметь
соответствующее нормативно-регулятивное обеспечение. Если вектор интеграционных процессов достаточно ясен, разработка правового прогноза также не представляется слишком сложной задачей. Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года базируются на таком сценарии развития Союза, в котором определяющим фактором служит уровень интеграционной кооперации государств-членов интеграционного образования, которая, в свою очередь, зависит от внутренних и внешних экономических условий функционирования Союза [8].
Из представленных трех вариантов - инерционного (предполагавшего относительно автономное функционирование национальных экономик при экстенсивном экономическом развитии), фрагментарного (исходившего из потенциала использования имеющихся конкурентных преимуществ интеграционного объединения в сырьевом и энергетическом сегментах экономики и учета географического положения Союза в качестве транзитной зоны для поступательного движения Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона) и максимального (учитывавшего необходимость дальнейшего укрепления позиций национальных производителей на внутренних рынках с одновременной диверсификацией в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности), был выбран последний сценарий, ориентированный на максимальную реализацию интеграционных резервов.
Он предопределил следующие направления долгосрочного экономического развития ЕАЭС и, соответственно, правового регулирования экономической сферы «зоны знаний» интеграционного образования:
- стабилизация макроэкономических процессов;
- улучшение делового климата в контексте согласованной инвестиционной политики;
- совершенствование компетентности и профессионализма рабочей силы, управленцев низшего и среднего звена;
- внедрение технологий, ориентированных на сбережение ресурсов, замещение не возобновляемых ресурсов аналогами из числа возобновляемых;
- планомерное территориальное и социальное развитие регионов.
Решение отмеченных задач ставится в зависимость от регуляторной политики, среди приоритетов которой - расширение возможностей субъектов предпринимательства с одновременным сокращением административных барьеров.
Для наиболее эффективной реализации поставленных задач необходимо, по мнению исследователей, институционализировать единый ры- р нок, сократить пока еще существующие админи- Д стративные барьеры (избыточное лицензирова- Ч
т
ние, иные дорогостоящие процедуры оформления К документации); эффективно координировать фи- ё нансовую политику в странах ЕАЭС; способство- у вать расширению зон свободной торговли. Также А
рекомендуется заключение ряда двух- и многосторонних соглашений, предметом которых выступает как торговое партнерство, так и инвестиции (в числе потенциальных и наиболее желаемых контрагентов называют ЕС и КНР)[3].
Дальнейшее развитие постиндустриальной экономики предполагает и прогресс в области технологий работы с массивами знаний. Для целей оптимизации рыночного обмена, планирования экономического развития, иного управления, важно собирать вместе знание многих людей. Для этого сама форма представления знания должна быть изменена. Есть несколько способов обращения с агрегированными знаниями, например, тезаурусы, т.е. массивы словарных данных, в которых заданы определенные семантические отношения. В каком-то смысле тезаурус являет собой семиотическую карту той предметной области, к которой он относится, поскольку связи между словами (значениями терминов) отражают связи между фактами или явлениями. Так, к примеру, словарная синонимия означает тождество фактов, ме-ронимия (отношение «часть - целое») моделирует разбиение большой системы на подсистемы и т.д. В итоге образуется что-то вроде гибридного варианта иерархии и сети, где есть вертикальные и горизонтальные отношения между значениями. В основе тезауруса лежит гипотеза о возможности терминологического воспроизведения существенных свойств предметной области и ее элементов. И хотя далеко не всякое знание может быть представлено в таком формате, сама возможность такого представления обеспечивается компьютерными алгоритмами. Таким образом, экономика знаний влечет за собой потребность в цифровиза-ции накопленных нематериальных благ.
Важный вопрос: в каких случаях знание должно быть подвергнуто перекодированию в цифровые форматы? Нам представляется, что таких случаев всего четыре:
а) данное знание представляет собой более глубокое понимание реальности по сравнению с наиболее распространенным в данной организации (превосходит некий «средний уровень»), причем под пониманием следует подразумевать как дискурсивное отношение к явлениям - постижение их причин и предвосхищение возможного спектра следствий, так и интуитивное чувствование человека, ситуации или возможных исходов какого-либо дела);
б) данное знание позволяет увеличить сначала компетенции персонала фирмы, а затем и рыночные предложения, и как следствие - доходы;
в) данное знание позволяет каким-либо образом снизить трансакционные издержки фирмы;
г) данное знание позволяет обеспечить консолидацию, единство многих людей на какой-либо
^ идейной основе (слово «идеология» здесь следу-2 ет понимать так же широко, как понимают слово «философия» те крупные компании, которые пи-еЗ шут его на своих рекламных плакатах, т.е. речь ав фактически идет о коллективном мировоззрении).
Новый тип экономики работает с огромными массивами данных, что требует соответствующего технологического обеспечения, в т.ч. и мер безопасности. Интерфейсы доступа к этим массивам могут принадлежать и контрольно-надзорным органам, хотя в ряде отраслей более эффективным является мониторинг (а не надзор) процессов и действий, переданных в сферу саморегулирования.
Сегодня внедрение цифровой экономики в ЕА-ЭС является крайне актуальной задачей, предполагающей принятие общих правил ведения цифровой торговли, стандартов информационного обмена, технических требований к защите информации. Соответственно необходимо создать унифицированную нормативную основу, обеспечивающую бесперебойное функционирование существующих и вновь возникающих рынков. Эволюция правового регулирования инновационных процессов в ЕАЭС имеет вектор правового сопровождения целой экосистемы цифровых транспортных коридоров интеграционного объединения, цифровой индустриальной кооперации.
Правовое прогнозирование, с нашей точки зрения, должно исходить из синхронного развития институтов информационного, коммерческого и финансового права, поскольку первое отвечает за форму инновационной практики, второе -за договорное регулирование отношений, составляющих содержание этой практики, а последнее контролирует взаимоотношения предпринимателей с бюджетами соответствующих уровней.
Информационное право отвечает также за устойчивые каналы обмена данными и функционирование платформы по сбору и обработке сведений, вовлеченных в рыночный обмен. Финансовое право призвано регулировать налогообложение международных цепочек добавленной стоимости. Международное предпринимательское право служит координации энергетического, транспортного и финансового рынков ЕАЭС.
Таким образом, прагматическими регулятива-ми правового прогнозирования применительно к экономической интеграции в рамках ЕАЭС являются
- цифровая модернизация ветвей экономики;
- создание цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности процессов передачи и архивирования данных;
- цифровая трансформация процессов принятия решений;
- образование инновационной системы на основе кластерного подхода, предполагающего объединение в единой структуре производственных, финансовых и научно-исследовательских центров, их государственную поддержку для обеспечения технического и технологического объединения товарно-денежных потоков в рамках Евразийского экономического союза;
- создание объектов инновационной инфраструктуры - технопарков, бизнес-инкубаторов, свободных экономических зон;
- развитие стартапов и венчурных компании.
Перечисленные факторы, с нашей точки зрения, позволяют на системной основе формировать прогнозы отдельных отраслей и институтов права ЕАЭС и, соответственно, российского права, коль скоро эти два правопорядка существуют в тесном переплетении. В дальнейшем, как представляется, экономика знаний будет требовать к себе все более пристального внимания со стороны ученых-юристов, что объясняется дальнейшим развитием глобализационных процессов.
Литература
1. Агамиров К.В. Роль юридического прогнозирования в становлении и функционировании правовых основ системы «зоны знаний» интеграционных объединений государств на примере Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Государство и право. 2018. № 7. С. 7-15.
2. Агамиров К.В. Прогностический аспект развития экономики знаний в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ее правовое обеспечение // Юридическая наука. 2019. № 2. С. 11-19.
3. Винокуров Е.Ю., Цукарев Т.В. Экономика ЕАЭС: повестка дня // Евразийская экономическая интеграция. 2015 № 4. С. 7-21.
4. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. - М.: Экономика, 2007.
5. Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. -С.115-136.
6. Сапир Е.В., Сидорова Е.А. О перспективах формирования евразийской экономики знаний на пространстве Евразийского экономического союза // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 212-224.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014). URL: http:// eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dobd/Documents/ Договор%20о%20ЕАЭС^; http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855 /0be36c1fcadd0cdd1f8c0984ef99fbc7d8da61b9/ (дата обращения: 25.07.2020).
8. Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года. URL: https:// eurasianeconomic.org/pdf/analiz02.pdf (дата обращения: 25.07.2020).
forecasting of legal regulation of the economic sphere of the «knowledge zone» of the Eurasian economic union
Agamirov K.V.
Institute of State and Law of RAS
The most important area of the EAEU «zone of knowledge» is the economic sphere, the role of which, according to the Treaty on the Eurasian Economic Union, is to strengthen and improve the economies of the participating countries through a number of organizational, technical and communicative principles and practices. Today, the implementation of the digital economy in the EAEU is an extremely urgent task, involving the adoption of general rules for conducting digital trade, information exchange standards, and technical requirements for information protection. Accordingly, a unified regulatory framework needs to be created to ensure the smooth functioning of existing and emerging markets. Legal forecasting, from our point of view, should proceed from the synchronous development of institutions of information, commercial and financial law, since the former is responsible for the form of innovative practice, the latter is for the contractual regulation of relations that make up the content of this practice, and the latter controls the relationship of entrepreneurs with the budgets of the corresponding levels. ... The pragmatic regulations of legal forecasting in relation to economic integration within the EAEU are: digital modernization of the branches of the economy; creating a digital infrastructure and ensuring the security of data transmission and archiving processes; digital transformation of decision-making processes; formation of an innovation system based on a cluster approach; creation of objects of innovation infrastructure; development of startups and venture companies. The listed factors, from our point of view, make it possible on a systematic basis to form forecasts of individual branches and institutions of EAEU law and, accordingly, Russian law, as long as these two legal orders exist in close intertwining.
Keywords: «knowledge zone», legal forecasting, priority forecasting directions of legal regulation economic sphere of the knowledge zone, innovative directions in the economy of the EAEU.
References
1. Agamirov K.V. The role of legal forecasting in the formation and functioning of the legal foundations of the «knowledge zone» system of integration associations of states on the example of the Eurasian Economic Union (EAEU) // State and Law. 2018. No. 7. P. 7-15.
2. Agamirov K.V. The predictive aspect of the development of the knowledge economy in the Eurasian Economic Union (EAEU) and its legal support // Legal Science. 2019. No 2. P. 11-19.
3. Vinokurov E. Yu., Tsukarev T.V. EAEU Economy: Agenda // Eurasian Economic Integration. 2015 No. 4. P. 7-21.
4. Makarov V.L., Kleiner G.B. Microeconomics of knowledge. - M .: Economics, 2007.
5. Mindeli L.E., Pipia L.K. Conceptual aspects of the formation of the knowledge economy // Problems of forecasting. 2007. No. 3. - P. 115-136.
6. Sapir E.V., Sidorova E.A. On the prospects for the formation of a Eurasian knowledge economy in the space of the Eurasian Economic Union // Vestnik RUDN. Series: International Relations. 2015.Vol. 15.No. 3.P. 212-224.
7. Agreement on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on May 29, 2014). URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/ dobd/Documents/Agreement%20o%20EAEU.pdf; http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/0be36c1f-cadd0cdd1f8c0984ef99fbc7d8da61b9/ (date accessed: 25.07.2020).
8. The main directions of economic development of the EAEU until 2030. URL: https://eurasianeconomic.org/pdf/analiz02.pdf (date accessed: 25.07.2020).
5 -a
C3
<