Научная статья на тему 'Правовое обеспечение безопасности внутреннего товарного рынка Евразийского экономического союза'

Правовое обеспечение безопасности внутреннего товарного рынка Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / СТАНДАРТЫ В ЕАЭС / БЕЗОПАСНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ТОВАРНОГО РЫНКА ЕАЭС / EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / DOMESTIC MARKET OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / TECHNICAL REGULATIONS / STANDARDS IN THE EAEU / SECURITY OF THE EAEU DOMESTIC PRODUCT MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы заключается в необходимости разработки в рамках ЕАЭС мер по обеспечению безопасности внутреннего (общего) товарного рынка ЕАЭС, что является сложной масштабной задачей, достижение которой обеспечивает принятие различных мер и мероприятий, включая экономические, организационные, а также правовые. Общий рынок ЕАЭС представляет собой взаимосвязанную совокупность национальных рынков государств членов ЕАЭС, объединенных единой таможенной территорией. Проблемы обеспечения безопасности внутреннего товарного рынка ЕАЭС связаны с разработкой единых технических регламентов ЕАЭС, поскольку национальные экономики и право государств членов ЕАЭС отличаются друг от друга. Это связано как с уровнем технического регулирования, так и с правовым регулированием в этой области и состоянием технического контроля рыночной инфраструктуры. Особенно важна Концепция технического регулирования продукции, включенной в единый перечень единых обязательных требований при осуществлении предпринимательской и иной деятельности, заинтересованных лицах, интересы которых будут затронуты в связи с включением продукции в единый перечень. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами для исследования послужили законодательные акты стран ЕАЭС и международных нормативно-правовых акты стран ЕАЭС. Используются методы сравнительно-правового анализа законодательства России и стран ЕАЭС, рассматриваются научные позиции российских ученых по проблемам развития правовых основ технического регулирования в ЕАЭС. Исследуются функциональные аспекты деятельности органов ЕАЭС. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье рассмотрены основные положения интеграционного права ЕАЭС по регулированию безопасности внутреннего товарного рынка. На основе права ЕАЭС изучено современное состояние технического регулирования на внутреннем товарном рынке ЕАЭС. Отмечено значение актов ЕЭК в пересмотре действующих технических регламентов и принятии новых. Рассмотрены проблемы применения технических регламентов в государствах членах ЕАЭС и принимаемые меры по устранению технических барьеров. Показано, что общие принципы технического регулирования и основные требования к составлению технических регламентов и документов по стандартизации установлены в разделе X Договора о ЕАЭС, который фактически определяет основы безопасности товарного рынка ЕАЭС. Устанавливаются единые обязательные требования о технических регламентах ЕАЭС илинациональные обязательные требования к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Внесение в ЕЭК предложений по техническим регламентам осуществляется по согласованию с соответствующими органами государственной власти государств-членов, что показывает, как развитие евразийской интеграции сопряжено с необходимостью учета национальных интересов для достижения цели обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Есть вопросы с исполнением решений ЕЭК по техническому регулированию. Существуют научные проблемы в международном интеграционном праве ЕАЭС относительно обязательности решений ЕЭК по сравнению с актами национального права. Государства члены ЕАЭС осуществляя на равноправной основе разработку и утверждение документов технического регулирования, учитывают взаимные интересы в отличие от стран ЕС, в котором внедрение единых правил не всегда положительно отражается на экономике отдельных государств. Евразийским Межправительственным Советом был сформирован План мероприятий («дорожная карта») по устранению недостатков и пробелов в регулировании применения документов по стандартизации, на основании которых обеспечивается действие технических регламентов ЕАЭС . В данном Плане предусмотрено принятие актов ЕЭК и внесение изменений в Договор о ЕАЭС в целях устранения технических барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Так, в 2019 году предусмотрено принятие акта ЕЭК о координации работ по стандартизации в рамках Союза в целях реализации технических регламентов, а также создание Совета руководителей органов по стандартизации государств-членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal security of the internal commodity market of the Eurasian economic Union

INTRODUCTION. The relevance of the topic lies in the need to develop within the EAEU measures to ensure the security of the EAEU internal (general) product market, which is a complex large-scale task, the achievement of which ensures the adoption of various measures and measures, including economic, organizational, as well as legal ones. The common EAEU market is an interconnected set of national markets of the EAEU member states united by a single customs territory. The problems ofensuring the security of the EAEU domestic product market are related to the development of unified EAEU technical regulations, since the national economies and the law of the EAEU member states differ from each other. This is due both to the level of technical regulation, legal regulation in this area and the state of technical control of market infrastructure. Particularly important is the concept of technical regulation of products included in a single list of common mandatory requirements for business and other activities, interested parties whose interests will be affected in connection with the inclusion of products in a single list. MATERIALS AND METHODS. The materials for the study were legislative acts of the EAEU countries and international regulatory legal acts of the EAEU countries. The methods of comparative legal analysis of the legislation of Russia and the EAEU countries are used, the scientific positions of Russian scientists on the development of the legal foundations of technical regulation in the EAEU are examined. The functional aspects of the activities of the EAEU bodies are investigated. RESULTS. The article discusses the main provisions of the EAEU integration law on regulating the security of the domestic commodity market. Based on the EAEU law, the current state of technical regulation on the EAEU domestic product market is considered. The importance of the ECE acts in the revision of existing technical regulations and the adoption of new ones is noted. The problems of applying technical regulations in the EAEU member states and the measures taken to eliminate technical barriers are considered. It is shown that the general principles of technical regulation and the basic requirements for the preparation of technical regulations and standardization documents are established in Section X of the EAEU Treaty, which in fact defines the fundamentals of the security of the EAEU product market. Unified mandatory requirements are established for technical regulations of the EAEU or national mandatory requirements for products included in a single list of products for which mandatory requirements are established within the EAEU. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Submission of proposals on technical regulations to the ECE is carried out in agreement with the relevant state authorities of the member states, which shows how the development of Eurasian integration is associated with the need to take into account national interests in order to achieve the goal of ensuring the free movement of goods, services, capital and labor. There are issues with the implementation of ECE decisions on technical regulation. There are scientific problems in the EAEU international integration law regarding binding decisions of the EEC in comparison with acts of national law. When developing and approving technical regulation documents on an equal footing, the EAEU member states take into account mutual interests, in contrast to EU countries, in which the introduction of uniform rules does not always positively affect the economy of individual states. The Eurasian Intergovernmental Council formed an Action Plan (“roadmap”) to address the shortcomings and gaps in the regulation of the application of standardization documents, on the basis of which the EAEU technical regulations are enforced. This Plan provides for the adoption of EEC acts and amendments to the EAEU Agreement in order to remove technical barriers in the EAEU domestic market. So, in 2019, the adoption of an ECE act on the coordination of standardization within the Union with a view to implementing technical regulations, as well as the creation of a Council of Heads of Standardization Bodies of the Member States, is envisaged.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение безопасности внутреннего товарного рынка Евразийского экономического союза»

Правовое обеспечение безопасности внутреннего товарного рынка Евразийского экономического союза

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,

руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции

Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ,

доктор юридических наук,

почетный работник высшего образования РФ,

профессор МГЮУ имени О.Е. Кутафина

Контакты: г. Москва, ул. Проспект мира, д.22, АНО «Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ» E-mail: andlaw@mail.ru

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы заключается в необходимости разработки в рамках ЕАЭС мер по обеспечению безопасности внутреннего (общего) товарного рынка ЕАЭС, что является сложной масштабной задачей, достижение которой обеспечивает принятие различных мер и мероприятий, включая экономические, организационные, а также правовые. Общий рынок ЕАЭС представляет собой взаимосвязанную совокупность национальных рынков государств - членов ЕАЭС, объединенных единой таможенной территорией. Проблемы обеспечения безопасности внутреннего товарного рынка ЕАЭС связаны с разработкой единых технических регламентов ЕАЭС, поскольку национальные экономики и право государств - членов ЕАЭС отличаются друг от друга. Это связано как с уровнем технического регулирования, так и с правовым регулированием в этой области и состоянием технического контроля рыночной инфраструктуры. Особенно важна Концепция технического регулирования продукции, включенной в единый перечень единых обязательных требований при осуществлении предпринимательской и иной деятельности, заинтересованных лицах, интересы которых будут затронуты в связи с включением продукции в единый перечень. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами для исследования послужили законодательные акты стран ЕАЭС и международных нормативно-правовых акты стран ЕАЭС. Используются методы сравнительно-правового анализа законодательства России и стран ЕАЭС, рассматриваются научные позиции российских ученых по проблемам развития правовых основ технического регулирования в ЕАЭС. Исследуются функциональные аспекты деятельности органов ЕАЭС.

РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье рассмотрены основные положения интеграционного права ЕАЭС по регулированию безопасности внутреннего товарного рынка. На основе права ЕАЭС изучено современное состояние технического регулирования на внутреннем товарном рынке ЕАЭС. Отмечено значение актов ЕЭК в пересмотре действующих технических регламентов и принятии новых. Рассмотрены проблемы применения технических регламентов в государствах - членах ЕАЭС и принимаемые меры по устранению технических барьеров. Показано, что общие принципы технического регулирования и основные требования к составлению технических регламентов и документов по стандартизации установлены в разделе X Договора о ЕАЭС, который фактически определяет основы безопасности товарного рынка ЕАЭС. Устанавливаются единые обязательные требования о технических регламентах ЕАЭС или

национальные обязательные требования к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Внесение в ЕЭК предложений по техническим регламентам осуществляется по согласованию с соответствующими органами государственной власти государств-членов, что показывает, как развитие евразийской интеграции сопряжено с необходимостью учета национальных интересов для достижения цели обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Есть вопросы с исполнением решений ЕЭК по техническому регулированию. Существуют научные проблемы в международном интеграционном праве ЕАЭС относительно обязательности решений ЕЭК по сравнению с актами национального права. Государства - члены ЕАЭС осуществляя на равноправной основе разработку и утверждение документов технического регулирования, учитывают взаимные интересы в отличие от стран ЕС, в котором внедрение единых правил не всегда положительно отражается на экономике отдельных государств. Евразийским Межправительственным Советом был сформирован План мероприятий («дорожная карта») по устранению недостатков и пробелов в регулировании применения документов по стандартизации, на основании которых обеспечивается действие технических регламентов ЕАЭС1. В данном Плане предусмотрено принятие актов ЕЭК и внесение изменений в Договор о ЕАЭС в целях устранения технических барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Так, в 2019 году предусмотрено принятие акта ЕЭК о координации работ по стандартизации в рамках Союза в целях реализации технических регламентов, а также создание Совета руководителей органов по стандартизации государств-членов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия, внутренний рынок Евразийского экономического союза, технические регламенты, стандарты в ЕАЭС, безопасность внутреннего товарного рынка ЕАЭС

Legal security of the internal commodity market of the Eurasian economic Union

ANDREEVA LYUBOV VASILIEVNA,

Head of the Center for Economic and Legal Problems Eurasian Integration Research Institute CIS Security Problems, Doctor of Law, Honorary Worker higher education of the Russian Federation,

professor of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin

Contacts: Moscow, st. Prospect Mira, d.22, ANO «Research Institute for Security Problems of the CIS» E-mail: andlaw@mail.ru

ANNOTATION

INTRODUCTION. The relevance of the topic lies in the need to develop within the EAEU measures to ensure the security of the EAEU internal (general) product market, which is a complex large-scale task, the achievement of which ensures the adoption of various measures and measures, including economic, organizational, as well as legal ones. The common EAEU market is an interconnected set of national markets of the EAEU member states united by a single customs territory. The problems of

1 См.: Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета от 25.10.2017 г. № 17 «О Плане мероприятий («Дорожной карте») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018-2019 годы».

ensuring the security of the EAEU domestic product market are related to the development of unified EAEU technical regulations, since the national economies and the law of the EAEU member states differ from each other. This is due both to the level of technical regulation, legal regulation in this area and the state of technical control of market infrastructure. Particularly important is the concept of technical regulation of products included in a single list of common mandatory requirements for business and other activities, interested parties whose interests will be affected in connection with the inclusion of products in a single list.

MATERIALS AND METHODS. The materials for the study were legislative acts of the EAEU countries and international regulatory legal acts of the EAEU countries. The methods of comparative legal analysis of the legislation of Russia and the EAEU countries are used, the scientific positions of Russian scientists on the development of the legal foundations of technical regulation in the EAEU are examined. The functional aspects of the activities of the EAEU bodies are investigated. RESULTS. The article discusses the main provisions of the EAEU integration law on regulating the security of the domestic commodity market. Based on the EAEU law, the current state of technical regulation on the EAEU domestic product market is considered. The importance of the ECE acts in the revision of existing technical regulations and the adoption of new ones is noted. The problems of applying technical regulations in the EAEU member states and the measures taken to eliminate technical barriers are considered. It is shown that the general principles of technical regulation and the basic requirements for the preparation of technical regulations and standardization documents are established in Section X of the EAEU Treaty, which in fact defines the fundamentals of the security of the EAEU product market. Unified mandatory requirements are established for technical regulations of the EAEU or national mandatory requirements for products included in a single list of products for which mandatory requirements are established within the EAEU. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Submission of proposals on technical regulations to the ECE is carried out in agreement with the relevant state authorities of the member states, which shows how the development of Eurasian integration is associated with the need to take into account national interests in order to achieve the goal of ensuring the free movement of goods, services, capital and labor. There are issues with the implementation of ECE decisions on technical regulation. There are scientific problems in the EAEU international integration law regarding binding decisions of the EEC in comparison with acts of national law. When developing and approving technical regulation documents on an equal footing, the EAEU member states take into account mutual interests, in contrast to EU countries, in which the introduction of uniform rules does not always positively affect the economy of individual states. The Eurasian Intergovernmental Council formed an Action Plan ("roadmap") to address the shortcomings and gaps in the regulation of the application of standardization documents, on the basis of which the EAEU technical regulations are enforced. This Plan provides for the adoption of EEC acts and amendments to the EAEU Agreement in order to remove technical barriers in the EAEU domestic market. So, in 2019, the adoption of an ECE act on the coordination of standardization within the Union with a view to implementing technical regulations, as well as the creation of a Council of Heads of Standardization Bodies of the Member States, is envisaged.

KEYWORDS: Eurasian Economic Union (EAEU), Eurasian Economic Commission, domestic market of the Eurasian Economic Union, technical regulations, standards in the EAEU, security of the EAEU domestic product market

Введение

Согласно ст. 28 Договора о ЕАЭС внутренний рынок Союза охватывает экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. Функционирование рынка ЕАЭС основывается на основных положениях, которые можно рассматривать как принципы, в соответствии с которыми в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

Как отмечается в экономической литературе, формирование общего рынка ЕАЭС базируется на основах, выраженных принципами наибольшего благоприятствования, национального режима, преференций на льготных условиях, принципах, связанных со свободным транзитом и транспарентностью1.

Процесс интеграции национальных рынков происходит главным образом путем устранения различных барьеров на пути создания общего рынка ЕАЭС и выработки единых правил функционирования общего рынка.

Ключевые принципы создания и функционирования общего рынка ЕАЭС распространяются и на его важнейшую составляющую -внутренний товарный рынок.

Роль права заключается не столько в закреплении и упорядочении сложившихся экономических отношений и связей в рамках ЕАЭС, но и стимулировании новых прогрессивных отношений, соответствующих проводимой в ЕАЭС общей макроэкономической

политике. Вместе с тем, возникают вопросы, каким образом должно развиваться правовое регулирование возникающих новых экономических отношений для эффективного закрепления правил, способствующих развитию, а не торможению прогрессивных явлений.

Право ЕАЭС является сложным правовым образованием, поскольку ЕАЭС создан в качестве международной наднациональной организации. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (п. 2 ст. 1 Договора о ЕАЭС). В этой связи большое значение приобретает решение вопросов выбора вида правовых актов, регулирующих те или иные вопросы. Рассматривая данную проблему применительно к теме данной статьи, следует отметить, что иерархия полномочий органов ЕАЭС в принятии правовых актов определена непосредственно в Договоре о ЕАЭС. Так, решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках Союза.

Если возникают противоречия в содержании решений Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), Евразийского межправительственного совета (ЕМС) и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), то для решений ВЭЕС установлен приоритет относительно решений ЕЭК и ЕМС. При этом решения ЕМС обладают приоритетом над решениями ЕЭК (ст. 6). Таким образом, принятие наиболее важных решений, обеспечивающих реализацию общей макроэкономической политики государств - членов ЕАЭС осуществляется путем заключения международных договоров.

Происходящий процесс пересмотра технических регламентов Таможенного союза и

1 Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Общий рынок: формирование, регулирование, защита: монография. М.: Проспект, 2018. С. 89.

создание развернутой системы правил в области технического регулирования в рамках ЕАЭС можно рассматривать как новый этап

проведения работы по гармонизации и унификации требований к безопасности товаров, работ, услуг. Все это требует научного анализа.

О юридической силе актов Евразийской экономической комиссии по техническому регулированию

Большое значение в создании необходимой правовой основы функционирования товарного рынка ЕАЭС имеют акты Евразийской экономической комиссии, которая вправе принимать юридически обязательные решения.

Согласно ст. 18 Договора о ЕАЭС Комиссия является постоянно действующим регулирующим органом Союза. Статус, задачи, состав, функции, полномочия и порядок работы Комиссии определяются согласно Приложению № 1 к данному Договору.

Как отмечается в литературе, функция принятия обязательных решений становится особенно важной в интеграционных союзах наднационального характера1.

При разработке обязательных актов наднационального характера Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) руководствуется, как было показано, решениями и распоряжениями вышестоящих органов ЕАЭС, Договором о ЕАЭС, заключенными международными соглашениями, в соответствии с которыми выработаны общие подходы к созданию правил функционирования внутреннего товарного рынка ЕАЭС и его отдельных секторов - рынков отдельных товаров.

Профессором Г.Г. Мокровым определены основные положения функционирования товарных рынков как структурных звеньев общего рынка ЕАЭС:

• неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин;

• приоритетное обеспечение потребностей общего товарного рынка государств - членов ЕАЭС в производимых товарах;

• унификация норм и стандартов, устанавливающих характеристики продукции, правила осуществления всего ее жизненного цикла, а также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке и правила их нанесения;

• обеспечение экологической безопасности товаров, предполагающей возможность снижения ущерба, наносимого окружающей среде;

• информационное обеспечение единых товарных рынков, в том числе создание системы обмена информацией о поставках товаров на общий рынок ЕАЭС2.

Из перечисленных основных положений функционирования товарных рынков следует, что установление единообразных норм и стандартов для товаров на всем их жизненном цикле является одной из основных задач по обеспечению безопасности оборота товаров на рынке ЕАЭС.

В ст. 53 Договора о ЕАЭС установлено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должная быть безопасной.

Отсутствие технических барьеров на общем товарном рынке является одним из ос-

1 Нешатаева Т.Н. Наднационализм: развитие внутреннего права ЕАЭС // Российское правосудие. 2019. № 5. С. 41.

2 Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Общий рынок: формирование, регулирование, защита: монография. М.: Проспект, 2018. С. 96-98.

новных условий обеспечения свободы движения товаров в ЕАЭС.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов ЕАЭС установлен Решением Совета ЕАК1.

Пересмотру подлежат как технические регламенты Таможенного союза, так и национальные технические регламенты. При этом разработке и утверждению общих технических регламентов на наднациональном уровне должна предшествовать деятельность по упорядочению соответствующих обязательных правил в государствах - членах ЕАЭС.

В Договоре о ЕАЭС устанавливаются основы разработок по техническим регламентам ЕАЭС или национальным техническим регламентам, содержащим общие обязательные требования к продукции, включенной в единый перечень ЕАЭС. Вместе с тем, представляется, что первый вариант является предпочтительным, поскольку принятие технических регламентов ЕАК позволяет обеспечить унификацию требований к определенной продукции, устранить в процессе согласования проектов технических регламентов в государствах-членах разногласий и разночтений в объектах и правилах технического регулирования.

В процессе разработки и принятия документа о едином перечне продукции, для которой предусматриваются специальные технические и стандартизированные условия качества, поставки, комплектации и др., в рамках ЕАЭС обосновываются и осуществляются требования согласно Порядку формирования и ведения единого перечня продукции, требующей установления обязательных требований

в рамках ЕАЭС, утвержденному Решением Совета ЕАК от 17.03.2016 г. № 232.

В свете изложенного можно полагать, что наиболее эффективным инструментом принятия технических регламентов является их разработка и утверждение ЕЭК.

Однако есть концептуальные сложности в теории международного интеграционного права, связанные с юридической силой актов органов ЕАЭС. Научные подходы к обоснованию юридической силы и обязательности решений ЕЭК по сравнению с действующими нормами национального законодательства, не отличаются единством мнений. Это связано с тем, что различаются толкования положений Конституций государств - членов ЕАЭС о верховенстве норм международного права над национальным. Приоритет над национальным правом имеют международные договоры, которые подписаны и ратифицированы государствами согласно Венской Конвенции о праве международных договоров 1980 года и общепризнанным принципам и нормам международного права ООН, либо иные признаваемые государствами международные договоры или общепризнанные принципы3. Решения ЕЭК носят нормативно-правовой характер и не являются международными договорами в понимании права международных договоров. В этой связи возникает вопрос, обладают ли решения ЕЭК, носящие нормативный правовой характер, приоритетом перед нормативными актами национальных законодательств.

Компетенция ЕЭК по вопросам, по которым она принимает решения, имеющие нормативный правовой характер, установлена Договором о ЕАЭС, следовательно, государства,

1 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. № 48 «О Порядке разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза». Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (http://www.tsouz.ru) 20.06.2012 г.

2 Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion. org) 29 апреля 2016 г.

3 Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Общий рынок: формирование, регулирование, защита: монография. М.: Проспект, 2018. С. 34.

заключившие Договор, согласились на передачу части своих полномочий по регулированию определенных отношений, в частности, по техническому регулированию, на наднациональный уровень, поэтому решения ЕЭК по вопросам технического регулирования носят обязательный к исполнению характер и имеют прямое действие на территории всех государств-членов. К этому следует добавить,

что Договором о ЕАЭС и Регламентом работы ЕЭК1 определено, актам каких органов ЕАЭС и международным договорам должны соответствовать обязательные решения ЕЭК. К тому же процедура принятия технических регламентов ЕЭК достаточно формализована и основана на согласовании принимаемых регламентов соответствующими органами государств - членов ЕАЭС.

О дальнейшем развитии правовых основ технического регулирования, формирования и ведения единого перечня продукции, требующей установления обязательных требований в рамках ЕАЭС

Формирование и ведение единого перечня осуществляется на основании предложений государств - членов ЕАЭС.

Проектом Перечня определяются виды продукции, в отношении которых устанавливаются обязательные нормативы, отражающие структурные показатели и параметры качества продукции, гарантирующие защиту жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений.

Подобные требования связаны также с предупреждением действий, направленных на введение в заблуждение потребителей, на обеспечение эффективности использования электроэнергии и природных ресурсов. Они утверждаются актами ЕЭК в соответствии с международными стандартами, научными данными и (или) результатами исследований либо в отношении которой по результатам государственного контроля (надзора) выявлены и подтверждены риски причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей

среде, жизни и (или) здоровью животных и растений.

На основании установленных данных разрабатывается Концепция технического регулирования продукции, предлагаемая для включения в единый перечень.

В Концепции обосновывается вариант установления единых обязательных правил (в техническом регламенте ЕАЭС либо в национальных технических регламентах) и указываются цели предлагаемого регулирования.

Также Концепция устанавливает соответствующие положения, развивающие основополагающие нормы Договора о ЕАЭС, обосновывая эффективность и практическую значимость технического регулирования, касающегося деятельности хозяйствующих субъектов, иных заинтересованных лиц, предлагая возможные способы регламентации вопросов, которые требует урегулирования техническими регламентами Союза или перечнем технических регламентов Союза.

Ведение единого перечня осуществляется ЕЭК путем размещения его на официальном

1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 г. № 98 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Текст решения опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии (http:// www.eurasiancommission.org) 25.12.2014 г.

сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Исходя из принципов технического регулирования и правил о технических регламентах можно утверждать, что единый перечень должны в первую очередь составлять товары, предназначенные для населения.

В целях недопущения установления избыточных требований к осуществлению предпринимательской деятельности в Договоре о ЕАЭС установлено, что государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (ст. 53).

Следует отметить, что технические регламенты в ЕАЭС должны соответствовать правилам ВТО, что установлено Договором от 19.05.2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС проводится в порядке, установленном национальным законодательством государств-членов.

В литературе обращено внимание на то, что в отличие от Договора о ЕАЭС российский Закон о техническом регулировании не предусматривает критериев выявления объектов технического регулирования, в отношении которых требования безопасности должны устанавливаться техническими регламентами1.

Следует обратить внимание на норму п. 1 ст. 53 Договора о ЕАЭС, в соответствии с ко-

торой правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС, определяются международным договором в рамках ЕАЭС. Данный механизм достаточно сложен по сравнению с принятием технических регламентов ЕЭК.

С 1 января 2015 года начал функционировать ЕАЭС вместо Таможенного союза, однако технические регламенты Таможенного союза продолжают действовать на основании п. 2 ст. 99 Договора о ЕАЭС.

Вместе с тем, с изменением социально-экономического развития экономик государств - членов ЕАЭС, переходом к цифровым технологиям, изменением внешнеполитической обстановки и другими факторами в настоящее время происходит процесс пересмотра технических регламентов Таможенного союза с одновременным принятием новых технических регламентов наднационального характера. Нпример, с 1 июля 2019 года вступает в силу Технический регламент «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017)2.

Решением Коллегии ЕЭК от 09.04.2019 года № 52 утвержден Перечень технических регламентов ЕАЭС (технических регламентов Таможенного союза), включающий 47 позиций, большинство из которых устанавливает безопасность продукции, предназначенной для населения, и размещенный в единой системе нормативно-справочной информации ЕАЭС.

Одной из основных проблем технического регулирования в рамках ЕАЭС является реализация технических регламентов. Данная проблема решается путем применения различных мер и мероприятий, в том числе путем созда-

1 БелыхВ.С., Кванина В.В., Лукьянова В.Ю., Панова А.С. Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности: монография / под общ. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2016.

2 Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion. org) 26.12.2017 г.

ния развернутой нормативной базы, необходимой для обеспечения правоприменения.

Поскольку на основании Договора о ЕАЭС государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, входящих в право ЕАЭС, осуществляется органами государственного контроля (надзора) государств - членов Союза ЕАЭС ЕЭК разработала документ в форме Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 г. № 9 «О взаимодействии органов государственного контроля (надзора) государств - членов Евразийского экономического союза при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза» в целях предотвращения выпуска в обращение и обращения на таможенной территории ЕАЭС продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, а также обеспечения взаимодействия органов государственного контроля (надзора) государств - членов ЕАЭС при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов1.

Органы государственного контроля (надзора) осуществляют организацию и проведение мероприятий по государственному контролю (надзору), в том числе проверок юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, принимают предусмотренные законодательством государств-членов меры по пресечению

и (или)устранению последствий выявленных нарушений, а также взаимодействуют в целях предупреждения, выявления и пресечения выпуска в обращение и обращения на таможенной территории Союза продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

О фактах выявления продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и принятых мерах органы государственного контроля (надзора) информируют органы государственного контроля (надзора) других государств-членов и при необходимости Комиссию посредством направления уведомления по установленной форме.

Следует отметить большое значение уведомления, поскольку в нем подробно описан разработанный ЕЭК алгоритм действий органов государственного контроля (надзора)при выявлении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, действующих в ЕАЭС.

Рекомендации государственным органам контроля (надзора) даны, и определен порядок их действий в различных ситуациях:

• при выявлении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, произведенной на территории этого государства-члена;

• в случаях, когда на территории государства-члена при проверке продавца выявлена продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов Союза, произведенная на территории другого государства-члена;

• в случаях, когда на территории государства-члена при проверке продавца выявлена

1 Текст Рекомендации опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs. eaeunion.org) 21.06.2018 г.; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 г. № 219 «Об утверждении Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), и Перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов, произведенная на территориях третьих стран;

• в случаях, когда на территории государства-члена при проверке изготовителя продукции (уполномоченного изготовителем лица) выявлены нарушения требований технических регламентов;

• в случаях, когда на территории государства-члена при проверке продавца или изготовителя продукции (уполномоченного изготовителем лица) выявлены нарушения, связанные с оформлением документов об оценке соответствия.

В целях ускорения процессов обеспечения эффективного осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2018 года № 74 запущен пилотный проект по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза1.

Не меньшее значение для складывающейся практики применения технических регламентов ЕАЭС имеет разработка стандартов, необходимых для применения технических регламентов2.

В соответствии со ст. 51 Договора о ЕАЭС стандартизация в ЕАЭС осуществляется в соответствии с рядом принципов, среди которых добровольность применения стандартов; разработка и применение межгосударственных стандартов; гармонизация межгосударственных стандартов с международными и регио-

нальными стандартами. При этом в ст. 52 Договора о ЕАЭС определен приоритет в использовании вида документов по стандартизации, применяемых для выполнения требований технического регламента Союза - могут применяться на добровольной основе международные международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) - национальные (государственные) стандарты государств-членов.

Для применения технического регламента в целом ряде случаев необходима разработка и применение значительного количества стандартов. Так, Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2018 г. № 219 утвержден Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования3.

1 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2018 г. № 74 «О реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза». Текст Решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 14.05.2018 г.

2 Информация об органах государственного контроля (надзора) размещается на официальном сайте Союза в разделе Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК (http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/texnreg/deptexreg/Pages/default.aspx)

3 Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion. org) 28.12.2018 г.

Решение Коллегии ЕЭК от 29.08.2017 № 106 «О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза „О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016), и перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза „О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования»1.

Решение Коллегии ЕЭК от 29.08.2017 г. № 108 «О перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований(испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза „Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектрони-

ки" (ТР ЕАЭС 037/2016) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования». Данный перечень стандартов включает более чем 100 наименований стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения требований технического регламента ЕАЭС «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» (ТР ЕАЭС 037/2016)2.

В рамках ЕАЭС стандарты разрабатываются только в целях выполнения требований технических регламентов Союза.

Комиссия ЕАЭС утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС. Вместе с тем, принцип добровольности стандартов означает, что неприменение стандартов, включенных в перечень, не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента ЕАЭС.

Заключение

Процесс формирования необходимой нормативной и иной документальной базы для эффективного применения технических регламентов в практике всех государств - членов ЕАЭС включает принятие Распоряжения Коллегии ЕЭК от 02.04.2019 г. № 57 «О введении в действие общего процесса „Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия

требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающейся единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии»3. Данный документ введен в действие с 1 июня 2019 года.

Присоединение новых участников к общему процессу осуществляется путем выполнения

1 Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion. org) 31.08.2017 г.

2 Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion. org) 31.08.2017 г.

3 Текст распоряжения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs. eaeunion.org) 05.04.2019 г.

процедуры присоединения согласно Порядку присоединения к общему процессу «Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)» в части, касающейся единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2016 г. № 39.

Учитывая актуальность формирования единого реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, содержащихся в национальных частях единого реестра до 1 июня 2019 года, наполнение данными сведениями происходит путем их внесения соответствующими органами в единый реестр.

Требуется разработка согласованных подходов к применению национальных и межгосударственных стандартов, к которым присоединились не все члены государств-членов и которые включены в перечень, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Союза, а также в соответствующие перечни, содержащие правила

и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Учитывая важность и сложность данной проблемы, ее решение требует внесения соответствующих изменений в Договор о ЕАЭС.

Быстрое развитие новых цифровых технологий, использование достижений научно-технического прогресса объективно обусловливают развитие интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе и значительно опережают их правовое регулирование.

Применительно к рассматриваемой теме следует отметить, что требования к маркировке содержатся в технических регламентах, а например, Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 881 «Пищевая продукция в части ее маркировки», действующий в ЕАЭС, содержит только требования к маркировке пищевой продукции1. Соответственно, происходящий постепенный переход к цифровой маркировке товаров необходимо учитывать и отражать в принимаемых и уже принятых технических регламентах ЕАЭС.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 г. № 23 «О Порядке формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза».

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2018 г. № 74 «О реализации пилотного проекта по формированию системы ин-

формирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза».

3. Технический регламент «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017).

4. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 г. № 9 «О взаимодействии органов государственного контроля

1 Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (http://www.tsouz.ru) 15.12.2011 г.

(надзора) государств - членов Евразийского экономического союза при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза».

5. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.04.2019 г. № 57 «О введении в действие общего процесса „Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающей-

ся единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии».

6. Белых В.С., Кванина В.В., Лукьянова В.Ю., Панова А.С. Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности: монография / под общ. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2016.

7. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Общий рынок: формирование, регулирование, защита: монография. М.: Проспект, 2018.

8. Нешатаева Т.Н. Наднационализм: развитие внутреннего права ЕАЭС // Российское правосудие. 2019. № 5. С. 38-57.

Normative legal acts and literature

1. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of March 17, 2016 N 23 «On the Procedure for the Formation and Maintenance of a Unified List of Products, for Which Mandatory Requirements are Established in the Framework of the Eurasian Economic Union»

2. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission of May 10, 2018 N 74 «On the implementation of a pilot project on the formation of a product information system that does not meet the requirements of the technical regulations of the Eurasian Economic Union»

3. Technical regulation «On the safety of oil prepared for transportation and (or) use» (EAEU TP 045/2017

4. Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission of June 19, 2018 N 9 «On the interaction of state control (supervision) bodies of the Member States of the Eurasian Economic Union when conducting activities on state control (supervision) of compliance with the technical regulations of the Eurasian Economic Union»

5. The order of the Board of the Eurasian Economic Commission dated April 2, 2019 N 57 «On the implementation of the general process» Formation and maintenance of unified registers of issued or accepted documents on the assessment of compliance with the requirements of technical regulations of the Eurasian Economic Union (technical regulations of the Customs Union) «in part concerning the unified register of issued certificates of conformity and registered declarations of conformity»

6. Belykh V.S., Kvanina V.V., Lukyanova V.Yu., Pano-va A.S. Technical regulation of the economy and business: a monograph (under the general editorship of V.S. Belykh). - M .: «Prospect», 2016.

7. Mokrov G.G. Eurasian Economic Union. Common market: formation, regulation, protection: monograph. M., Prospect, 2018

8. Neshataeva T.N. Supranationalism: Development of the EAEU Domestic Law // Russian Justice. 2019. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.