Научная статья на тему 'Прогностический аспект развития экономики знаний в евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ее правовое обеспечение'

Прогностический аспект развития экономики знаний в евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ее правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / "ЗОНА ЗНАНИЙ" / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЕАЭС / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ЕАЭС / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В ЕАЭС / ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ "ЗОНЫ ЗНАНИЙ" ЕВРАЗИЙСКОГО СОДРУЖЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамиров К. В.

В статье исследуются прогностические направления формирования экономики знаний в Европейском экономическом союзе. Автор определяет экономику знаний в ЕАЭС как такой сектор системы «зоны знаний» на пространстве интеграционного объединения, который представлен инновационными разработками в экономической, политической, социокультурной, информационной сферах. Обосновывая взаимосвязь экономики знаний, «зоны знаний», правовой системы и правовой политики ЕАЭС, автор подвергает прогностическому анализу стратегию развития экономики знаний в интеграционном сообществе, выделяет инновационные направления в отмеченных сферах и меры по их правовому обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агамиров К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогностический аспект развития экономики знаний в евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ее правовое обеспечение»

Прогностический аспект развития экономики знаний в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ее правовое обеспечение

Агамиров Карэн Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, [email protected]

В статье исследуются прогностические направления формирования экономики знаний в Европейском экономическом союзе. Автор определяет экономику знаний в ЕАЭС как такой сектор системы «зоны знаний» на пространстве интеграционного объединения, который представлен инновационными разработками в экономической, политической, социокультурной, информационной сферах. Обосновывая взаимосвязь экономики знаний, «зоны знаний», правовой системы и правовой политики ЕАЭС, автор подвергает прогностическому анализу стратегию развития экономики знаний в интеграционном сообществе, выделяет инновационные направления в отмеченных сферах и меры по их правовому обеспечению.

Ключевые слова: экономика знаний, «зона знаний», правовая система ЕАЭС, правовая политика ЕАЭС, интеграционное объединение, юридическое прогнозирование, стратегия развития экономики знаний в ЕАЭС, инновационные направления «зоны знаний» евразийского содружества.

Экономика знаний в эпоху постиндустриального общества

Экономика знаний представляет собой формирование такого типа знаний постиндустриального (информационного) общества1, в котором решающую роль играют инновации. Наряду с высокоразвитой промышленностью, инновационными технологиями, исключительной производительностью труда, оно характеризуется также значительным ростом качества жизни населения и развитием индустрии знаний. Научные исследования, разработки и достижения превращаются в главную движущую силу экономики, а инвестиции - в человеческий капитал. Творческий потенциал работника, уровень его подготовки и образования являются приоритетными показателями конкурентоспособности инновационной экономики.

В постиндустриальном обществе значительный сегмент рынка принадлежит сфере информационных продуктов и услуг; на первый план выдвигается развитие телекоммуникаций, информационных и других наукоемких технологий, оказание услуг в области поиска, передачи, получения и распространения информации. Постиндустриальное общество иногда называют постклассовым. Это означает смену социальных приоритетов в структуре общества - на смену классам приходит культурный капитал2. Доминирующая роль науки, знаний и их носителей в корне меняет социальную действительность, умножая многообразие моделей общественного развития.

Отец-основатель экономики знаний Ф. Махлуп определял ее как такой сегмент экономики, который ориентирован на производство знаний3. В качестве экономики, в которой знания играют заглавную роль, рассматривали экономику знаний Д. Амидон, П. Друкер, В.Л. Макаров4.

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 18-29-15014 «Эффективность правового регулирования процессов формирования "зоны знаний" интеграционных объединений государств (на примере сравнительно-правового исследования ЕС и ЕАЭС)

1 См.: Агамиров К.В. Актуальные проблемы совершенствования российской правовой системы в условиях постиндустриального общества // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 1. С. 138-144.

2 См.: Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Г.А. Чередниченко. М., 1993. С. 99-158.

3 См.: Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.

4 См.: Амидон Д. Глобальный импульс стратегии знаний. URL: http://www.skyrme.com/insights/

21gke.html (дата обращения: 25.02.2019; Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to our Changing Society. New York: Harper & Row, 1969; Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России. Доклад, сделанный на научной сессии Общего собрания РАН 19.12.2002. URL: http://www.vivovoco.rsl.ru/vv/journal/vran/ session/vran5.html.

Затем этот термин получил расширенную трактовку, характеризующую такой тип экономики, в которой знания имеют не только приоритетное значение, но и являются источником экономического роста и конкурентоспособности предприятий, региональных образований и национальных государств.

Однако с прогрессирующим совершенствованием компьютерного моделирования различных процессов, моделирования экономических систем, общественного поведения или различных вариантов разрешения проблем возможности проведения широкомасштабных контролируемых экспериментов в общественных науках открыли перспективы для планирования альтернатив в самых разных сферах общественной жизни, раздвигая пределы

определения и контроля влияющих на нас обстоя-

1

тельств .

Российский законодатель откликнулся на эти процессы собственным определением уже не экономики, а общества знаний, которое, как отмечается в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», представляет собой такое общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации2.

Именно поэтому экономика знаний сегодня, по мнению автора настоящей статьи, не сводится только к инновационной экономике, а вбирает в себя всю систему «зоны знаний» на пространстве ЕАЭС, которая включает в себя экономическую, политическую, социокультурную и информационную сферы «зоны знаний», отражающие соответственно общее экономическое, политическое, социокультурное и информационное пространство, с той поправкой, что в экономику знаний отмеченных сфер включается не весь комплекс «зоны знаний», а только те ее направления, которые имеют исключительно инновационный характер.

Взаимосвязь экономики знаний, «зоны знаний», правовой системы и правовой политики ЕАЭС

Значение любой социальной теории состоит в ее прагматическом потенциале для практического применения, способности быть реализованной3. Правовая система, отражая социально-экономические процессы в обществе, выводит теоретические категории на уровень повседневной

X 2 о

о сч сч

О!

1 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. В.Л. Иноземцева. М., 2004. С. 12.

2 См.: О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.

3 См.: Лукьянова Е.Г. Концепции закона и современное государственно-правовое развитие // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 1. С. 138.

жизни людей, оттеняя свое главное предназначение - служить людям, показывать на деле (а не только в теории) реальные преимущества заложенных в ней ценностей. Правовая система представляет собой правовую организацию общества, совокупность непротиворечивых и взаимосвязанных социально однородных юридических явлений, которые властные структуры должны использовать для направляющего и стабилизирующего воздействия на общественные отношения и поведение людей4. Можно сказать, что она (правовая система) является хранилищем юридических явлений, которые имеются в обществе в одном и том же временном пространстве5.

В новых условиях, открывающих простор творческой инициативе, раскрепощающих человека и способствующих становлению всесторонне развитой личности, неизбежно разворачиваются дискуссии о месте и роли правовой системы ЕАЭС в результате тех процессов широкомасштабной социальной трансформации, которые осуществляются во входящих в нее государствах . Определив стратегию развития экономики знаний как инновационного сегмента «зоны знаний», в котором заложены новшества, обеспечивающие качественные показатели эффективности всех его составляющих, можно будет наметить и стратегические ориентиры модернизации правовой системы ЕАЭС, призванной обеспечить нормативную базу инновационных проектов.

Правовая система ЕАЭС включает в себя нормативно-правовое обеспечение экономической, политической, социокультурной, информационной сфер системы «зоны знаний» интеграционного образования (нормативная часть), функционирование органов управления ЕАЭС: Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии, Суда Евразийского экономического союза (организационно-институциональная часть), процессы правообразования, законотворчества, правореализации и правоприменения.

Фактором поступательного движения экономики знаний, «зоны знаний» и правовой системы ЕАЭС является юридическое прогнозирование7, которое А.В. Малько рассматривает в качестве одного из базовых принципов правовой политики, ориентирующего на предвидение будущих юридических ходов субъектов права, при необходимости их соответствующую корректировку и воплощение в

См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государств и права:

Учебник. М., 2009. С. 174.

5 См.: Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. В.А Туманова / М., 1986. С. 177.

6 См.: Глотов С.А., Григорьев И.А. Правовая система Евразийского экономического союза: постановка проблемы // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2015. № 3. С. 12-29; Глотов С.А., Григорьев И.А., Губин А.Н., Лычагин А.Г., Савёлов О.П., Терентий Л.М. Право Евразийского экономического союза: теория и практика. М., 2016; Елистратова В.В. Формирование правовой системы Евразийского экономического союза // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 1. С. 46-51.

7 См.: Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 25-36.

качестве модели поведения в системе правового регулирования и правовой жизни в целом1, ибо непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, противоречиями в нормативных правовых актах и неопределенными приоритетами, ведет к сбоям и в осуществлении социальной, экономической, национальной политики2.

Именно поэтому стратегические векторы правовой политики ЕАЭС, в свою очередь, должны учитывать национальную специфику стран-участниц интеграционного объединения и быть направлены на совершенствование всех сфер «зоны знаний» и других частей правовой системы интеграционного объединения с целью формирования наилучших параметров баланса между ними.

На основе методологии юридического прогнозирования следует выставлять «прогностические буи», ориентирующие на модернизацию законодательства, организационных структур интеграционного объединения, его правотворческой и правоприменительной деятельности.

Стратегия развития экономики знаний в ЕАЭС

Сквозным элементом стратегии развития евразийской экономики знаний является сращивание интеграционных и инновационных процессов в единый поток. При этом, как уже подчеркивалось, развитие интеграционного инновационного пространства ЕАЭС должно вестись во всех его сферах - экономической, политической, социокультурной, информационной.

Рассмотрим основные векторы этого развития и прогностические направления правового обеспечения инновационных сегментов этих сфер, но вначале определим общую стратегию развития правовой системы ЕАЭС в части обеспечения нормативной базы инновационных проектов.

Критериями относительной справедливости

(разумности, должности) в методологии исповеду-

3

емого автором универсального права являются

непреложные законы человеческого бытия. Правовая система может считаться необходимым и достаточным условием исправного функционирования государственных и общественных институтов, если она:

а) обеспечивает государственную и общественную безопасность;

б) удерживает государство в «границах порядка», то есть ограничивает его вмешательство в частную жизнь граждан;

в) наделяет граждан неотъемлемыми правами и свободами и гарантирует их неукоснительное соблюдение;

г) находится в постоянном развитии, обеспечивая тем самым надлежащее функционирование государственных и общественных институтов в соответствии с изменяющимися политическими и социально-экономическими условиями.

Таким образом достигается взаимопроникновение безопасности государства, основанной на его перманентной модернизации в направлении обеспечения соответствия системы и функционирования государственных учреждений потребностям времени, и свободного развития институтов гражданского общества, а право выступает в качестве нормативного фундамента этой модернизации, обеспечивающего динамичное и результативное управление на всех этажах государственного организма и согласованную взаимную ответственность публичной власти и личности4.

Исходя из этого, правовое обеспечение инновационных проектов ЕАЭС должно, с одной стороны, обеспечивать качественное повышение эффективности процессов во всех сферах государственной и общественной жизни стран-участниц на основе внедряемых новшеств, а с другой - блокировать в первую очередь риски, связанные с их возможными неблагоприятными последствиями для безопасности собственных национальных государств и наднационального объединения в целом и реализации фундаментальных прав и свобод человека и гражданина.

1 См.: Малько А.В. Научная обоснованность и прогнозирование как важнейшие принципы современной российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 1. С. 11.

2 См.: Его же. Правотворческая политика как особая форма реализации правовой политики // Правотворческая политика в современной России: Курс лекций / Под. ред. А.В. Малько. Саратов, 2013. С. 7.

См.: Агамиров К.В. Новый тип правопонимания // Человеческий капитал. 2013. № 11. С. 15-22; Его же. Универсальное право // Наука: теория и практика-2015. Сборник научных статей по материалам XI международной научно-практической конференции 7-15 августа 2015 года. Варшава, 2015. Vol. 2: Pravo. Politologija. Filozofia. Historia: Przemysl. Nauka i studia / red. naczelna S. Górniak. С. 3-13; Его же. Закон и справедливость // Современные тенденции развития науки и технологий. Сборник статей по материалам XXII международной научно-практической конференции 31 января 2017 года. Белгород,

2017. № 1-10. С. 13; Его же. Универсальное право. URL: http://www.konspekt.biz/index.php?text=56172; Его же. Универсальное право как феноменологическая объективация естественной, позитивной и реальной свободы // Философия и психология права: современные проблемы. Сборник научных трудов / Под общ. ред. В.И. Жукова. Отв. ред. А.Б. Дидикин. М.,

2018. С. 74-85.

Инновации в экономике ЕАЭС и их правовое сопровождение

Общепризнанным стратегическим инновационным направлением в экономике ЕАЭС является внедрение в нее цифровизации. Цифровая, или прогностическая, экономика, основанная на big data -анализе больших массивов данных для прогнозирования роста экономики, спроса и выпуска товаров под него5, является незаменимым прогностическим инструментом контрольно-надзорных органов для профилактики и предупреждения производственных рисков предприятий6 и важным подспорьем повышения эффективности государственного управления

См.: Смирнов В.В., Агамиров К.В., Фролова Е.Е. Националь-

ная безопасность и модернизация права. Часть I // Образова-

ние и право. 2018. № 9. С. 35.

5 См.: Программа «Стратегия Роста» // Вольная экономика. № 02, апрель-июнь 2017. С. 14.

6 См.: Программа Кудрина // Там же. С. 21.

5

m С К А а

Н А У

в целом . Прогностическая экономика, обеспечивая темпы роста, является залогом технологического лидерства, и на повестке дня стоит формирование принципиально новой, гибкой нормативной базы для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни2. Цифровая экономика содержит данные в цифровом виде, которые служат ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и способствуют повышению конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечению экономического роста и национального суверенитета. Развитие цифровой экономики в Российской Федерации получило статус государственной программы, закрепленной в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р. В ней определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики3.

На повестке дня - внедрение цифровой экономики в ЕАЭС, и на этом пути Евразийской экономической комиссией в качестве постоянно действующего наднационального регулирующего органа интеграционного объединения проделана большая работа4. Тем не менее, 18 января 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Обращении к главам государств - членов ЕАЭС в связи с принятым Россией с 1 января 2018 года председательством в органах Евразийского экономического союза отметил необходимость ускорения реализации общей цифровой повестки Союза, координации действий по развитию интернет-экономики, формирования общих правил ведения цифровой торговли, единых стандартов обмена информацией и ее защиты, внедрения высоких технологий в государственное управление, промышленность, системы таможенного регулирования, запуска совместных конкурентоспособных, инновационных и наукоемких производств, сближения валютно-финансовой и денежно-кредитной политики государств-членов союза и создания в перспективе единого финансового рынка5.

Соответственно должна формироваться гибкая нормативно-правовая основа, обеспечивающая сбалансированную реализацию заявленных направлений и выстроенная на унификации нормативно-правовых баз, с помощью которых можно будет добиться правильного и эффективного функциониро-

х <2 о

0 сч сч

01

1 См.: Чаннов С.Е. Большие данные в государственном управлении: возможности и угрозы // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 111-122.

2 См.: Шувалов считает, что Путин "заболел" цифровой экономикой. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4305814; Перспективы развития российской экономики. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4309752.

3 См.: Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р. URL: http://government.ru/docs/28653/.

4 См.: Цифровая повестка ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/de fault.aspx.

5 См.: Обращение Президента России к главам государств -

членов Евразийского экономического союза. URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/56663.

вания единых рынков, гарантии свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы6. Развитие нормативно-правовой базы экономических инноваций должно вестись также в направлении правового сопровождения разработки концепции экосистемы цифровых транспортных коридоров интеграционного объединения, цифровой промышленной кооперации и пр.7.

Среди других инновационных направлений в экономике ЕАЭС с соответствующим правовым сопровождением следует выделить:

- развитие интернета вещей (как потребительского, так и промышленного), составляющего значительный сегмент цифровой экономики и цифровых активов, в которых в ближайшее время будет аккумулироваться добавленная стоимость, а именно: внедрение соответствующих стандартов, обеспечение качественной беспрерывной связи и функционирование платформы по сбору и обработке данных с соответствующей унификацией национальных законодательств стран-членов Евразийского экономического союза, в том числе в установлении единых подходов взимания НДС на территории Евразийского экономического союза между его участниками. Это будет способствовать реализации цели по цифровой трансформации отраслей, исключению лазеек для несоответствия в регулировании и нивелированию проблем он-лайн-продавцов;

- развитие отраслей для применения интернета вещей: энергетического, транспортного и финансового рынков ЕАЭС и формирование скоординированной правовой политики в этой сфере8;

- цифровая модернизация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация;

- развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов;

- цифровая трансформация процессов управ-

9

ления и интеграционных процессов ;

- развитие критических технологий (технологий широкой сферы применения и получаемых результатов), отражающих синергетический и каталитический характер, которые как часть национальных экономик должны присутствовать в стратегических проектах государств-участниц ЕАЭС с целью повышения независимости и рейтинга конкурентоспособности10;

- формирование инновационной системы на основе кластерного подхода, предполагающего объединение в единой системе производственных,

См.: Там же.

7 См.: Итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета 6 декабря 2018 г. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2018-12-10--itogi-zasedanija-vysshego-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soveta-6-dekabrja-2018-g.-40018.

8 См.: Риск инноваций в ЕАЭС должен поощряться // URL: http://eurasian-studies.org/archives/1377.

9 См.: Ильютченко В.А. Основные тенденции развития цифровой экономики в ЕАЭС // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(43). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(43).pdf.

10 См.: Наабер Ю.Р., Акчурина О.Л., Островская Е.С. Приоритеты инновационной деятельности экономики Кыргызстана и стран ЕАЭС // Экономические отношения. 2018. Т. 8. № 4. С. 639-650.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансовых и научно-исследовательских проектов, формирующих взаимообратные связи, их государственную поддержку, с целью развития производства или организации выпуска нового продукта для обеспечения технической и технологической модернизации экономик стран Евразийско-

1

го экономического союза ;

- создание объектов инновационной инфраструктуры - технопарков, бизнес-инкубаторов, свободных экономических зон (СЭЗ)2;

- поддержка стартапов и венчурных проектов, поощрение предпринимательства. Это предполагает создание и сохранение финансово-экономических условий для роста инновационной активности, развития венчурного предпринимательства и добросовестной конкуренции3.

Инновации в политике ЕАЭС и их правовое сопровождение

В Договоре 1 января 2015 г. о Евразийском экономическом союзе о политической составляющей ЕАЭС ничего не сказано. Тем не менее, ЕАЭС вполне может стать в будущем новой политической силой на евразийском пространстве по образу ЕС4, и тогда политический сегмент «зоны знаний» получит официальный статус и потребует надлежащего правового сопровождения. Тем более что, несмотря на договоренность участников экономического интеграционного союза отклонить его политическую составляющую, конкуренция в рамках самого ЕАЭС носит, по мнению некоторых экспертов, очевидный политический, а не экономический характер в силу иерархичности интересов его членов и, как следствие, политики неравномерного участия, предполагающей формирование блоков стран с различной иерархией национальных интересов .

Инновации как стержень политической составляющей экономики знаний ЕАЭС с прогностической позиции могут развиваться в следующих направлениях:

- расширение политического взаимодействия стран-участниц объединения за счет интеграции на уровне таких инновационных институтов-медиаторов (посредников между властью, гражданами, научным сообществом и общественными организациями), как Общественная палата Рос-

1 См.: Славнецкова Л.В., Мызрова О.А. Формирование и развитие инновационной системы стран ЕАЭС на основе кластерного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. № 1. С. 62-69.

2 См.: Шурубович А.В. Инновационное сотрудничество стран ЕАЭС // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 1. С. 57.

3 См.: Шляхов М.А. Механизмы привлечения инвестиций в национальную инновационную систему России // Инновационная экономика России: проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала / Под ред. С.Н. Сильвестрова, Н.А. Новицкого. М., 2006. С. 81.

4 См.: Станет ли Евразийский экономический союз предтечей нового политического объединения? URL: https://vesti.kg/poNtika/item/25774-stanet-N-evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-predtechey-novogo-politicheskogo-obedineniya?.html.

5 См.: Кошкин А.П., Новиков А.В. Политические перспективы

развития России и ЕАЭС в условиях западных санкций //

Власть. 2015. № 11. С. 215.

сийской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по правам человека, Общественно-консультативный совет при Администрации Президента Белоруссии, Общественный совет Республики Армения, Общественная палата Республики Казахстан, общественно-наблюдательные советы Киргизской Республики. Направленное эффективное интегрированное взаимодействие указанных структур способствовало бы как сближению политических позиций этих стран, так и нивелированию проявлений в них авторитаризма публичной власти, за которым может последовать ее отторжение от гражданского общества;

- сотрудничество на уровне проевразийских неправительственных организаций стран-участниц, таких как «Евразийский диалог» при российском парламентском Европейском клубе, призванном консолидировать усилия политических деятелей, экспертов, представителей общественности и СМИ по проблемам евразийского интеграционного процесса, Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в задачи которого входит подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы сотрудничества и углублению интеграционных процессов, Белорусский республиканский союз молодежи и Молодежный фонд Армении - проводники государственной молодежной политики своих стран. Особое место в стане популяризаторов евразийской интеграции занимает Фонд развития евразийского сотрудничества, обеспечивающий государственную поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества6;

- сотрудничество на уровне политических партий и движений, использующих в своей деятельности инновационные интернет-технологии, среди которых: анализ мнений и настроений электората; проведение опросов и статистических исследований; анализ реакции пользователей сети на те или иные политические явления и процессы; презентации политических проектов и законодательных инициатив; распространение пресс-релизов среди СМИ и пр. Сетевая политика имеет колоссальное влияние на умы и сердца людей, и интеграционное взаимодействие политических структур стран-членов ЕАЭС во Всемирной паутине призвано способствовать налаживанию их конструктивного диалога с интернет-сообществом, которое, как показывает исследование, является мощным противодействием монополизации власти и доминированию политических элит7.

См.: Деятельность проевразийских неправительственных организаций. URL:

http://belinstitute.com/sites/biss.newmediahost.info/files/attached-files/BISS_ER_04_2015ru.pdf.

7 См.: Инновационная деятельность политических партий в процессе взаимодействия с интернет-сообществом. URL: https://studref.com/332254/informatika/innovatsionnaya_deyatelnos t_politicheskih_partiy_protsesse_vzaimodeystviya_internet_soobsc hestvom.

5

m С К А а

Н А У

Работа в указанных инновационных направлениях потребует их правового сопровождения, в том числе диффузии (распространения и переноса) правовых норм и практик одной страны ЕАЭС в другую1, среди способов которой следует выделить кроссконституционное влияние - применение элементов и правовых конструкций одних государств в конституционном праве и конституционном процессе других2.

Следует также отметить серьезное влияние политических инноваций на формирование экономической, социокультурной, информационной, региональной, международной, информационной и других сфер жизнедеятельности стран-членов ЕАЭС, так как политическая составляющая экономики знаний является системообразующим фактором внедрения новых видов отношений, институтов и практик во всех областях социальной действительности3.

Инновации в социокультуре ЕАЭС и их правовое сопровождение

В Договоре о ЕАЭС отсутствуют ссылки на социально-гуманитарную деятельность интеграционного образования. Тем не менее, она ведется в самых разных направлениях, в том числе по линии внедрения инноваций, которые характеризуют ее как имманентную составляющую современной модели социокультурного развития и экономики знаний евразийского сообщества.

Социокультурные инновации представляют собой такие впервые адаптированные к процессу формирования, усвоения и использования духовные ценности, традиции, самобытные продукты творчества и социального опыта, а также поведенческие нормы, которые генерируют условия для прогрессивных социокультурных трансформаций.

В них отражаются как общая мера владения культурным богатством общества, так и применения его в деятельности индивида и социально-профессиональной группы, находит выражение состояние не только собственно культуры, но и процесса деятельности, реализующего социальный потенциал субъектов социокультуры, через которую происходит снятие социального в экономическом, политическом, идеологическом и выявляется способность властных структур к сотрудничеству при взаимоуважении и высоком профессионализме субъектов политики, в том числе рядо-

4

вых чиновников .

Налицо взаимосвязь социокультурных инноваций со всеми другими сегментами экономики знаний. В связи с этим выглядит достаточно убедительным лейтмотив «От экономической к культурно-гуманитарной интеграции в Евразии», обозна-

х 2 о

0 сч сч

01

1 См.: Сунгуров А.Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. М., 2015. С. 20.

2 См.: Кузнецов И.И. Кроссконституционное влияние в политическом процессе России // Политэкс. 2007. Т.3. № 3. С. 165-181.

3 См.: Гордеев Л.И. Инновации в политике как фактор развития российского государства и общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2014. С. 20.

4 См.: Что такое «социокультура» или к вопросу о состоянии

отечественной социологии. URL:

https://maa13.livejournal.com/38926.html.

ченный на круглом столе «Будущее ЕАЭС: взгляд казахстанских и российских экспертов» (г. Астана, 23 августа 2017 г.), на котором отмечалась невозможность экономической интеграции без тесного социально-гуманитарного и образовательного сотрудничества, и поиск диалога между странами в этом направлении исключительно актуален для правильного понимания общественностью концепции евразийства и ЕАЭС в целом. Форматы экономического и социально-гуманитарного развития гармонично дополняют друг друга и предвосхищают создание в Союзе инновационной полномасштабной системы студенческого обмена наподобие европейской программы «Erasmus». На повестке дня - инновационные прорывы в интеграции информационных потоков, предполагающей выделение государственными телеканалами и информационными агентствами определенного процента эфирного времени новостям из других стран евразийского объединения5.

Среди других инновационных направлений социокультурного пласта ЕАЭС следует выделить:

- развитие институциональной основы образовательного потенциала социокультуры ЕАЭС в лице вузов культуры и искусств для творческой реализации информационно-коммуникационных возможностей приобщения молодого поколения всех стран и народов к наработанным человечеством высшим духовным идеалам и ценностям;

- наполнение новой системы воспитания и образования в евразийском пространстве идеями гуманизма, любви, толерантности, согласия и взаимного уважения друг к другу, ее ориентация на укрепление духовных скреп евразийской культуры;

- создание инновационных организационных форм образования как социального института на евразийском пространстве, осуществление странами-участницами интеграционного сообщества совместных долгосрочных программ межкультурного сотрудничества, разработка и реализация среднесрочных инновационных проектов и краткосрочных мероприятий культурно-творческого и исполнительского искусства на евразийском пространстве в целом;

- закрепление принципа первостепенной роли культуры в государственных национальных проектах и программах образования для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства народов евразийского пространства6.

Эти и другие инновационные составляющие социокультурной сферы ЕАЭС7 следует обеспечить надлежащим правовым фундаментом.

См.: Культурно-гуманитарная интеграция в ЕАЭС: взгляд из Астаны. URL: http://russiancouncil.ru/blogs/GreaterEurasia/33806/.

6 См.: Кузнецова Т.В. Инновационный потенциал евразийской культуры в мировом образователь номпространстве // Вестник МГУКИ. 2013. № 2. С. 12-17.

7 См. также: Культура в евразийском пространстве: традиции и новации // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Барнаул, 12-13 мая 2016 г.: в 2 ч. Барнаул, 2016. Ч. 1; Инновации в обществе и культуре. URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsii-v-kulture.

Инновации в информационно-

коммуникационных технологиях (ИКТ) ЕАЭС и их правовое сопровождение

Инновации в вышеотмеченных сферах экономики знаний ЕАЭС не могут быть реализованы в полной мере без инновационных прорывов в информационной области. В свою очередь, полноценное функционирование последней также должно быть законодательно обеспечено.

В информационной сфере отражаются инновационные стандарты преподнесения информации, выставляемые на основе общей информационной политики стран-участниц интеграционного объединения для нивелирования информационной асимметрии между ними. Инновации призваны поднять интерес к информационной политике ЕАЭС, который остается пока что невысоким1.

Среди инновационных направлений информационной индустрии на евразийском пространстве отметим следующие:

- модернизация ИКТ в сфере оборота информации;

- инновационные разработки по защите интеллектуальной собственности;

- развитие инновационных ИКТ в сфере цифро-визации;

- формирование инновационного исследовательского евразийского пространства, в том числе в социальных сетях;

- развитие на евразийском пространстве новых ИКТ, обеспечивающих воспроизводство коммерчески востребованных технологических направлений, способствующих повышению производительности труда, улучшению экологической безопасности и благоустроенности потребителей;

- взаимное обнуление в странах-участницах ЕАЭС пошлин на ввоз информационно-коммуникационных материалов и оборудования;

- бюджетные субсидии на ввоз в страны-члены ЕАЭС наукоемкого оборудования2.

Организационной и правовой финализацией инновационных прорывов на евразийском пространстве могут стать соответственно разработка и принятие Информационного кодекса ЕАЭС и образование Информационного центра евразийского содружества.

Таким образом, исследование инновационного участка «зоны знаний» евразийского содружества -экономики знаний в ее основных сферах - экономической, политической, социокультурной, информационной - выводит на необходимость системного прогностического подхода, основанного на методологии юридического прогнозирования3, которую можно было бы использовать в рамках междисциплинарных исследований по научному обеспечению процессов совершенствования в целом правовой системы ЕАЭС.

1 См.: Информационное пространство ЕАЭС станет единым. URL: http://snob.kg/pro-novosti/odno-i-po-tomu/item/350-informatsionnoe-prostranstvo-eaes-stanet-edinym.

2 См.: Чубаров С.В. Инновации в информационных технологиях в РФ. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014006765.

3 См.: Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. М., 2015. С. 11-44.

Литература

1. Агамиров К.В. Актуальные проблемы совершенствования российской правовой системы в условиях постиндустриального общества // Вестник Владимирского юридического института. -2014. - № 1. - С. 138-144.

2. Агамиров К.В. Закон и справедливость // Современные тенденции развития науки и технологий. Сборник статей по материалам XXII международной научно-практической конференции 31 января 2017 года. - Белгород, 2017. - № 1-10. - С. 819.

3. Агамиров К.В. Новый тип правопонимания // Человеческий капитал. - 2013. - № 11. - С. 15-22.

4. Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2015. - 408 с

5. Агамиров К.В. Универсальное право // Наука: теория и практика-2015. Сборник научных статей по материалам XI международной научно-практической конференции 7-15 августа 2015 года. - Варшава, 2015. - Vol. 2: Pravo. Politologija. Filozo-fia. Historia: Przemysl. Nauka i studia / red. naczelna S. Górniak. - С. 3-13.

6. Агамиров К.В. Универсальное право как феноменологическая объективация естественной, позитивной и реальной свободы // Философия и психология права: современные проблемы. Сборник научных трудов / Под общ. ред. В.И. Жукова. Отв. ред. А.Б. Дидикин. - М.: Ин-т государства и права РАН, 2018. - С. 74-85.

7. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы // Журнал российского права. -2018. - № 8. - С. 25-36.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 2004. -788 с.

9. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Г.А. Чередниченко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

10.Глотов С.А., Григорьев И.А., Губин А.Н., Лы-чагин А.Г., Савёлов О.П., Терентий Л.М. Право Евразийского экономического союза: теория и практика. - М.: Галлея-принт, 2016. - 304 с.

11.Глотов С.А., Григорьев И.А. Правовая система Евразийского экономического союза: постановка проблемы // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2015. - № 3. - С. 12-29.

12.Гордеев Л.И. Инновации в политике как фактор развития российского государства и общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2014. - 31 с.

13.Елистратова В.В. Формирование правовой системы Евразийского экономического союза // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - № 1. - С. 46-51.

14.Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. В.А Туманова. - М.: Прогресс, 1986. - 352 с.

15.Кошкин А.П., Новиков А.В. Политические перспективы развития России и ЕАЭС в условиях западных санкций // Власть. - 2015. - № 11. - 214220.

5

-С m

о

К А

ГА

H А

У

16.Кузнецов И.И. Кроссконституционное влияние в политическом процессе России // Политэкс. -2007. - Т.3. № 3. - С. 165-181.

17.Кузнецова Т.В. Инновационный потенциал евразийской культуры в мировом образователь-номпространстве // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 2. -С. 12-17.

18.Культура в евразийском пространстве: традиции и новации // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Барнаул, 12-13 мая 2016 г.: в 2 ч. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. - Ч. 1. - 273 с.

19.Лукьянова Е.Г. Концепции закона и современное государственно-правовое развитие // Труды Института государства и права РАН. - 2016. -№ 1. - С. 133-149.

20.Малько А.В. Научная обоснованность и прогнозирование как важнейшие принципы современной российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

21.Малько А.В. Правотворческая политика как особая форма реализации правовой политики // Правотворческая политика в современной России: Курс лекций / Под. ред. А.В. Малько. - Саратов, 2013. - С. 7-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государств и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. - 540 с.

23.Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1966. - 462 с.

24.Наабер Ю.Р., Акчурина О.Л., Островская Е.С. Приоритеты инновационной деятельности экономики Кыргызстана и стран ЕАЭС // Экономические отношения. - 2018. - Т. 8. № 4. - С. 639-650.

25.Программа Кудрина // Вольная экономика. -№ 02, апрель-июнь 2017. - С. 20-21.

26.Программа «Стратегия Роста» // Вольная экономика. - № 02, апрель-июнь 2017. - С. 12-15.

27.Славнецкова Л.В., Мызрова О.А. Формирование и развитие инновационной системы стран ЕАЭС на основе кластерного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16. № 1. - С. 62-69.

28.Смирнов В.В., Агамиров К.В., Фролова Е.Е. Национальная безопасность и модернизация права. Часть I // Образование и право. - 2018. - № 9. -С. 32-40.

29.Сунгуров А.Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. - М.: Политическая энциклопедия, 2015. - 283 с.

30.Чаннов С.Е. Большие данные в государственном управлении: возможности и угрозы // Журнал российского права. - 2018. - № 10. - С. 111122.

31.Шляхов М.А. Механизмы привлечения инве-х стиций в национальную инновационную систему 2 России // Инновационная экономика России: про-о> блемы развития инновационно-инвестиционного о потенциала / Под ред. С.Н. Сильвестрова, Н.А. £ Новицкого. - М.: ИЭ РАН, 2006. - 224 с.

32.Шурубович А.В. Инновационное сотрудничество стран ЕАЭС // Россия и новые государства Евразии. - 2018. - № 1. - С. 50-67.

33.Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to our Changing Society. - New York: Harper & Row, 1969. - 394 p.

Predictive aspect of development of economy of knowledge in

the Eurasian Economic Union (EEU) and its legal support Agamirov K.V.

Institute of State and Law of RAS

In article the predictive directions of formation of economy of knowledge in the European economic Union are investigated. The author defines economy of knowledge in EEU as such sector of a system of "a zone of knowledge" on space of integration association which is presented by innovative developments in economic, political, soci-ocultural, information spheres. Proving interrelation of economy of knowledge, "zones of knowledge", the legal system and the legal policy of EEU, the author subjects to the predictive analysis the strategy of development of economy of knowledge in integration community, allocates the innovative directions in noted spheres and measures for their legal support. Keywords: economy of knowledge, "zone of knowledge", the legal system of EEU, the legal policy of EEU, integration combination, legal forecasting, the strategy of development of economy of knowledge in EEU, the innovative directions of "a zone of knowledge" of the Eurasian commonwealth. References

1. Agamirov K.V. Actual problems of improving the Russian legal

system in a postindustrial society // Bulletin of the Vladimirsky Law Institute. - 2014. - № 1. - p. 138-144.

2. Agamirov K.V. Law and Justice // Modern Trends in the Devel-

opment of Science and Technology. Collection of articles based on the materials of the XXII international scientific-practical conference on January 31, 2017. - Belgorod, 2017. - № 1-10. - p. 8-19.

3. Agamirov K.V. New type of legal understanding // Human capital.

- 2013. - № 11. - p. 15-22.

4. Agamirov K.V. Problems of legal forecasting: methodology, theo-

ry, practice. - M .: YURKOMPANI, 2015. - 408 seconds

5. Agamirov K.V. Universal Law // Science: Theory and Practice-

2015. Collection of scientific articles based on the materials of the XI International Scientific and Practical Conference August 7-15, 2015. - Warsaw, 2015. - Vol. 2: Pravo. Poli-tologija Filozo-fia. Historia: Przemysl. Nauka i studia / red. naczelna S. Gorni-ak. - p. 3-13.

6. Agamirov K.V. Universal law as a phenomenological objectifica-

tion of natural, positive and real freedom // Philosophy and psychology of law: contemporary problems. Collection of scientific papers / Under total. ed. IN AND. Zhukov. Ed. ed. A.B. Didikin. -Moscow: Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, 2018. - p. 74-85.

7. Agamirov K.V. Legal forecasting as a factor in the improvement

of the Russian legal system // Journal of Russian law. - 2018. -№ 8. - p. 25-36.

8. Bell D. The coming post-industrial society: the experience of social forecasting / Trans. from English V.L. Inozemtsev. - M .: Academia, 2004. - 788 p.

9. Bourdieu P. Sociology of politics / Trans. with fr. G.A. Chered-

nichenko. - M .: Socio-Logos, 1993. - 336 p.

10. Glotov S.A., Grigoriev I.A., Gubin A.N., Lychagin A.G., Savelov O.P., Terenty L.M. The right of the Eurasian Economic Union: theory and practice. - M .: Halley-print, 2016. - 304 p.

11. Glotov S.A., Grigoriev I.A. The legal system of the Eurasian Economic Union: problem statement // Vestnik MGOU. Series: Jurisprudence. 2015. - № 3. - P. 12-29.

12. Gordeev L.I. Innovations in politics as a factor in the development of the Russian state and society: Author's abstract. dis. ... Cand. watered sciences. - M., 2014. - 31 p.

13. Elistratova V.V. Formation of the legal system of the Eurasian Economic Union // Bulletin of the Saratov State Legal Academy.

- 2017. - № 1. - p. 46-51.

14. Carbonier J. Legal sociology / Trans. with fr. V.A. Tumanova. -M .: Progress, 1986. - 352 p.

15. Koshkin A.P., Novikov A.V. Political prospects for the development of Russia and the EAEU in the context of Western sanctions // Power. - 2015. - № 11. - 214-220.

16. Kuznetsov I.I. Crossconstitutional influence in the political process of Russia // Politex. - 2007. - T.3. № 3. - p. 165-181.

17. Kuznetsova T.V. Innovative potential of the Eurasian culture in the world educational environment // Bulletin of MGUKI. - 2013. - № 2. - p. 12-17.

18. Culture in the Eurasian space: traditions and innovations // Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. Barnaul, May 12-13, 2016: at 2 pm - Barnaul: Publishing house Alt. state Institute of Culture, 2016. - Part 1. - 273 p.

19. Lukyanova E.G. Concepts of law and modern state-legal development // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - № 1. - p. 133-149.

20. Malko A.V. Scientific validity and forecasting as the most important principles of modern Russian legal policy // Legal policy and legal life. - 2012. - № 1. - p. 8-14.

21. Malko A.V. Lawmaking policy as a special form of implementation of legal policy // Lawmaking policy in modern Russia: A course of lectures / Under. ed. A.V. Malko. - Saratov, 2013. - p. 7-25.

22. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of States and Law: Textbook. -M .: Yurist, 2009. - 540 p.

23. Machlup F. Production and dissemination of knowledge in the United States. - M .: Progress, 1966. - 462 p.

24. Naaber Yu.R., Akchurina OL, Ostrovskaya E.S. Priorities of innovation activity of the economy of Kyrgyzstan and the countries of the EAEU // Economic Relations. - 2018. - T. 8. No. 4. -p. 639-650.

25. Kudrin program // Free economy. - № 02, April-June 2017. - p. 20-21.

26. The program "Growth Strategy" // Free Economy. - № 02, AprilJune 2017. - p. 12-15.

27. Slavnetskova L.V., Myzrova O.A. Formation and development of the innovation system of the EAEU countries on the basis of the cluster approach // Izvestia Saratovskogo University. New series. Series: Economy. Control. Right. - 2016. - V. 16. № 1. -p. 62-69.

28. Smirnov V.V., Agamirov K.V., Frolova E.E. National security and modernization of law. Part I // Education and Law. - 2018. -№ 9. - p. 32-40.

29. Sungurov A.Yu. How political innovations arise: "thought factories" and other mediating institutions. - M .: Political Encyclopedia, 2015. - 283 p.

30. Channov S.E. Big data in public administration: opportunities and threats // Journal of Russian law. - 2018. - № 10. - p. 111122.

31. Shlyakhov M.A. Mechanisms for attracting investment in the national innovation system of Russia // Innovative economy of Russia: problems of the development of innovation and investment potential / Ed. S.N. Sil-Westrova, N.A. Novitsky. - M .: IE RAS, 2006. - 224 p.

32. Shurubovich A.V. Innovative cooperation of the EAEU countries // Russia and new states of Eurasia. - 2018. - № 1. - p. 50-67.

33. Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to our Changing Society. - New York: Harper & Row, 1969. - 394 p.

5

-C

m o

K A a

H

A y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.