Научная статья на тему 'Прогнозирование перспектив развития российского рынка платных медицинских услуг'

Прогнозирование перспектив развития российского рынка платных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ПОКОЛЕНИЕ БЭБИ-БУМ / СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА / MEDICAL SERVICES MARKET / BABY BOOM GENERATION / POPULATION STRUCTURE / MARKET FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Ибрагим Агаевич, Григорьева Елена Сергеевна

В статья представлены результаты исследования перспектив развития платных медицинских услуг здравоохранения. Установлены основные демографические и социально-экономические факторы, определяющие перспективы развития рынка платных медицинских услуг. Делаются выводы о том, что российский рынок услуг здравоохранения находится на стадии активного формирования и подвержен влиянию множества факторов. На перспективы его развития существенное влияние оказывают перемены, происходящие в демографической и социально-экономической среде. Прогнозируются быстрые темпы расширения доли и увеличения физической емкости физкультурно-спортивного и санаторно-оздоровительного сегментов рынка здравоохранения. Доказывается, что доля сегмента платных медицинских услуг будет сокращаться, а его физическая емкость будет расти за счет роста спроса на качественные услуги. Исходя из наличия тесной корреляционной связи между изменениями в возрастной структуре населения и динамикой количественных характеристик рынка медицинских услуг, доказывается, что наиболее значимыми факторами развития рынка услуг здравоохранения является количество и возрастная структура населения. Указывается необходимость учета особенностей развития поколения бэби-бум и его влияния на формирование рынка медицинских услуг. Показана ошибочность прогнозов Росстата, согласно которым ожидается расширение доли населения старше трудоспособного возраста на длительную перспективу. Наоборот, доказывается постепенное сокращение доли населения старше трудоспособного возраста по мере выбытия поколения бэби-бум и ослабления его влияния на емкость и долю сегмента платных медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting the Prospects for the Russian Market of Paid Medical Services Development

The article presents the results of a study on the prospects for the development of paid medical services for health care. The main demographic and socio-economic factors that determine the development prospects of the market of paid medical services have been Identified. It is concluded that the Russian market of health services is at the stage of active formation and is subject to the influence of many factors. The prospects for its development are significantly influenced by the changes taking place in the demographic and socio-economic environment. The rapid rates of expansion of the share and increase in the capacity of the sports and health segments of the health care market are predicted. It is proved that the share of the segment of paid medical services will decrease, and its physical capacity will grow due to the growth in demand for quality services. Given the close correlation between changes in the age structure of the population and the dynamics of the quantitative characteristics of the medical services market, it is proved that the most significant factors in the development of the health care services market are the number and age structure of the population. The necessity of taking into account the peculiarities of the development of the baby boom generation and its influence on the formation of the medical services market is indicated. The erroneousness of the Rosstat forecasts, according to which the long-term share of the population over working age is expected, is shown. On the contrary, it proves a gradual reduction in the proportion of the population older than working age as the baby boom generation retires and the impact on the capacity and share of the paid medical services segment decreases.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование перспектив развития российского рынка платных медицинских услуг»

В статья представлены результаты исследования перспектив развития платных медицинских услуг здравоохранения. Установлены основные демографические и социально-экономические факторы, определяющие перспективы развития рынка платных медицинских услуг. Делаются выводы о том, что российский рынок услуг здравоохранения находится на стадии активного формирования и подвержен влиянию множества факторов. На перспективы его развития существенное влияние оказывают перемены, происходящие в демографической и социально-экономической среде. Прогнозируются быстрые темпы расширения доли и увеличения физической емкости физкультурно-спортивного и санаторно-оздоровительного сегментов рынка здравоохранения. Доказывается, что доля сегмента платных медицинских услуг будет сокращаться, а его физическая емкость будет расти за счет роста спроса на качественные услуги. Исходя из наличия тесной корреляционной связи между изменениями в возрастной структуре населения и динамикой количественных характеристик рынка медицинских услуг, доказывается, что наиболее значимыми факторами развития рынка услуг здравоохранения является количество и возрастная структура населения. Указывается необходимость учета особенностей развития поколения бэби-бум и его влияния на формирование рынка медицинских услуг. Показана ошибочность прогнозов Росстата, согласно которым ожидается расширение доли населения старше трудоспособного возраста на длительную перспективу. Наоборот, доказывается постепенное сокращение доли населения старше трудоспособного возраста по мере выбытия поколения бэби-бум и ослабления его влияния на емкость и долю сегмента платных медицинских услуг.

Ключевые слова: рынок медицинских услуг; поколение бэби-бум; структура населения; прогнозирование рынка.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Рамазанов Ибрагим Агаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова; 117997, Москва, Стремянный

переулок, д. 36

[email protected]

Григорьева Елена Сергеевна,

магистр, Московский гуманитарный университет; 111395, г. Москва, ул. Юности, 5 [email protected]

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здравоохранения является одним из основных индикаторов уровня жизни населения, социально-экономического развития страны и ее места в глобальном пространстве. В мире сформировались три основных организационно-экономических модели здравоохранения: государственно-бюджетная, социально-страховая и платная.

Во многих странах этот рынок развивается по схеме государственно-частного партнерства [1]. При этом одни исследователи указывают на целесообразность увеличения роли государственных мер в области здравоохранения [2], другие исследователи считают,

что развитие негосударственного сектора медицинских услуг создаст условия для конкуренции и повышения качества, в том числе, государственного сектора медицинских услуг [3].

Эпоха глобальных рынков, Интернета и новых информационных технологий сопровождается значительными переменами втради-циях потребления и поведении потребителей [4]. Кроме того, процесс глобализации приводит к росту влияния транснациональных корпораций, в том числе, на рынке медицинских товаров и услуг, способствует зарождению новой философии хозяйствования и реализации социально-гуманистической концепции маркетинга, кото-

рый, по определению И.А. Рама-занова и Т.Н. Парамоновой, предполагает организацию деятельности, ориентированной не только на удовлетворение потребностей, формирование благосклонного отношения социального окружения и получения прибыли, но и на бескорыстное формирование справедливой социально-экономической, безопасной природной и стабильной политической среды обитания и духовного развития человека на основе гуманистических ценностей [5]. Учитывая тот факт, что медицинские товары и услуги являются основой справедливой социально-экономической среды, данная концепция приобретает особое значение для

развития рынка медицинских услуг.

В России не только формируется внутренний рынок, но и происходит постепенное вовлечение в глобальный рынок платных медицинских услуг как получателей, так и продавцов этих услуг. Этот рынок постепенно становится самостоятельной отраслью экономики, следовательно, исследование проблем его развития приобретает особую актуальность. По мнению исследователей [6], наблюдается значительное удовлетворение спроса по таким направлениям медицины, как диагностика, стоматология, пластическая хирургия, косметология, репродук-тология и т.п. Перспективы развития этого рынка связывают с комплексным использованием маркетингового подхода, внедрением системы управления качеством, принципов стратегического управления и инновационного менеджмента [7]. Указывается на то, что в современных условиях для обеспечения оптимальных взаимоотношений субъектов системы здравоохранения и повышения эффективности используемых ресурсов необходимо внедрение современных принципов маркетинга, основанных на экономических и социально-психологических методах вуправлении медицинскими учреждениями [8].

Кроме того, для успешного функционирования на этом рынке необходимо сегментирование и использование стратегий целевого маркетинга [9]. Участниками рынка платных медицинских услуг признаются государственные медицинские учреждения, коммерческие и некоммерческие медицинские организации, страховые медицинские организации по добровольному медицинскому страхованию, граждане и предприятия,

потребляющие медицинские услуги [10]. При этом делаются выводы о том, что рыночные механизмы свободного взаимодействия участников рынка должны сопровождаться обязательным государственным регулированием, чтобы обеспечить формирование социально-ориентированного рынка платных медицинских услуг [11].

Исследователи доказывают, что изучение рынка медицинских услуг позволяет соотнести деятельность субъектов маркетинговых систем медицинских услуг, определить приоритеты предложений и покупательского спроса на конкретные наборы медицинских услуг, расширить возможности по ориентации на специфику предложений и спроса на медицинские товары и услуги [12].

Оценивая состояние и тенденции развития рынка платных медицинских услуг, многие исследователи отмечают наличие значительного потенциала [13]. Кроме того, отмечается, что этот рынок:

♦ далек от насыщения;

♦ характеризуется сезонностью спроса;

♦ в регионах с относительно высокой платежеспособностью населения развивается быстрее;

♦ в среднесрочной перспективе будет развиваться на основе государственно-частного партнерства;

♦ независимо от наличия ряда неблагоприятных факторов среды, остается одним из наиболее привлекательных [14]. Однако при возникновении серьезных проблем со здоровьем граждане предпочитают государственные медицинские клиники [15]. При этом доля государственной помощи здравоохранению стремительно сокращается, а платные медицинские услуги развиваются как альтернатива государственным.

Считается, что для повышения эффективности частный рынок здравоохранения должен получать государственную поддержку [16].

Российский рынок платных медицинских услуг развивается в условиях глобализации мировой экономики, которая обусловливает необходимость ведения конкурентной борьбы на международном уровне, учитывать политические, макроэкономические и иные особенности среды функционирования частных медицинских учреждений [17]. Однако, несмотря на ухудшение уровня жизни населения, не выявлено уменьшения расходов на платные медицинские услуги и значимого влияния экономического кризиса на спрос. Независимо от ограничений государственной системы здравоохранения рынок платных медицинских услуг активно развивается [18].

Проведенный контент-анализ позволяет сделать вывод о том, что полученные различными авторами результаты носят противоречивый характер. Это указывает на необходимость продолжения исследований, посвященных проблемам развития рынка платных медицинских услуг. Данная статья посвящена исследованию факторов и перспектив развития российского рынка платных медицинских услуг.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки состояния и перспектив развития В2С-рынка платных медицинских услуг учитывались следующие индикаторы:

1) фактическое среднедушевое потребление медицинских услуг;

2) динамика численности и структуры населения в РФ;

3) динамика и структура расходов домашних хозяйств на платные медицинские услуги;

4) коэффициенты корреляционных связей;

5) структура рынка платных медицинских услуг.

Достоверность полученных результатов обеспечивается соблюдением методологических положений по обследованию бюджетов домашних хозяйств, используемых при государственном статистическом наблюдении за уровнем жизни населения: «Методологические положениями по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств» (утверждены приказом Росстата от 5 апреля 2017 г. № 226)*.

РАСЧЕТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценивая социально-экономическое значение рынка медицинских услуг, можно отметить, что, по данным Росстата, среднегодовая численность занятых в здравоохранении на 2018 год составил более 4,6 млн человек. Емкость этого рынка на начало 2019 составила более 962 млрд рублей. На данный момент в структуре этого рынка преобладают платные медицинские услуги (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, доля платных медицинских услуг в общем объеме рынка медицинских услуг составляет 69%. Однако изменения в социально-экономической среде могут привести к значительным переменам в тенденциях развития этого рынка.

Из диаграммы (рис. 2) видно, что не только прогнозируется c большой вероятностью (^>0,99) значительное увеличение емкости отдельных сегментов

рынка продуктов здравоохранения, но и ожидаются значительные перемены в ее структуре.

Из таблицы 1 видно, что по физической емкости сегмент платных медицинских услуг сохраняет свои позиции, при этом сужается его доля по мере развития са-наторно-оздоровительного, физ-культурно-спортивного и социального сегментов. В частности, ожидается, что доля платных меди-

цинских услуг может сократиться с 69% в 2019 году до 53% к 2030 году. И, наоборот, прогнозируется значительное увеличение доли физкультурно-спортивного сегмента с 11% в 2019 году до 20% к 2030 году.

Емкость рынка услуг рынка здравоохранения в основном зависит от платежеспособности, численности и структуры населения, которые характеризуются значительной динамичностью (рис. 3).

Физической культуры и спорта 11%

Социальные

3%

Санаторно-оздоровительные 17%

Медицинские 69%

Рис. 1. Структура услуг здравоохранения (составлено авторами по данным Росстата: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_34/Main.htm)

^ 500000

р2 = 0,993 -

с 400000 300000 200000 100000 0

р2 = 0,9997

- £ а '

р2 = 0,9969

р2 = 0,9991

о^ о^ о^ о* о^ о^ о? о->° & о* о^ ^ о* & О*5

медицинские

санаторно-оздоровительные физической культуры и спорта социальные

Рис. 2. Прогнозируемая динамика основных сегментов рынка платных медицинских услуг (составлено авторами по данным Росстата)

Таблица 1

Ожидаемые изменения емкости и структуры рынка платных медицинских услуг (рассчитаны авторами по данным Росстата)

2019 2025 2030

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

Всего 962,0 100 1 252,7 100 1 575,2 100

медицинские 665,9 69 740,7 59 835,3 53

санаторно-оздоровительные 159,8 17 236,7 19 300,0 19

физической культуры и спорта 103,0 11 197,8 16 307 788 20

социальные 33,2 3 77,5 6 131 908 8

* Интернет-сайт Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/.

В соответствии с прогнозами Росстата (Л°>0,95) ожидается значительное сокращение доли трудоспособного населения и увеличение доли населения старше трудоспособного возраста, который является основным потребителем большинства видов медицинских услуг. Что может свидетельствовать об увеличения доли этой группы населения в формировании рынка платных медицинских услуг в РФ. Однако авторы данного исследования считают, что данные Росстата не позволяют учитывать рад факторов, которые могут оказывать значительное влияние на результаты анализа и на прогнозирование рынка платных медицинских услуг. Авторы доказывают наличие иной динамики изменения численности и доли населения старше трудоспособного населения (рис. 4).

Авторы утверждают, что сегмент платных медицинских услуг постепенно сузится после достижения своего максимума к 2019— 2020 годам. Среди причин подобных изменений особо выделяется уменьшение количества больных в перспективе в связи с сокращением доли людей пожилого возраста. В частности, авторы доказывают, что между динамикой количества пожилых людей в стране и динамикой количества людей, нуждающихся в медицинских услугах, существует тесная прямая корреляционная связь (коэффициент корреляции г =0,76). Кроме того, формирование рынка медицинских услуг происходит в условиях, когда продолжается сокращение доли трудоспособного населения, и наоборот, увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста (старше 55—60 лет) и моложе трудоспособного возраста. Современный этап развития рынка медицинских

услуг происходит на фоне достижения поколения бэби-бум, пик которого для России приходился на 1950—1960 годы, когда рождаемость была наиболее высокой, пенсионного возраста. В частности, в 1960 году число родившихся детей составило 2,782 млн чел., что в 2,2 раза больше, чем в самые неблагополучные 90-е годы (в 2000 г. родились 1,267 млн чел.). Следовательно, в 2020 году поколение людей, родившиеся в 1960 году составит основу населения старше трудоспособного возраста, доля которого достигнет 25,19%. По данным Росстата, после 1960 года наблюдается падение рождаемости. В отличие от Росстата, который прогнозирует увеличение доли населения старше трудоспособного населения (к 2030 году должна достигнуть 41,693 (28,7%), авторы доказывают, что,

70 60 50 40 30 20 10 0

достигнув своего максимума к 2019—2020 годам, количество и доля населения старше трудоспособного возраста постепенно сократится: к 2030 году до 24,748 млн чел. (17,01%) (табл. 2).

Учитывая тот факт, что между динамикой численности населения старше трудоспособного возраста и емкостью рынка платных медицинских услуг существует тесная прямая корреляционная связь, можно прогнозировать сдерживающее влияние этой группы населения в перспективе на сегмент рынка платных медицинских услуг.

Исследования показывают, что по мере формирования здорового образа жизни увеличиваются расходы населения на медицинские услуги. По данным Росстата, за последние 10 лет среднемесячные

ГУ г> Л

о о

■ - ■ - р - 0,9 51

р2 = 0,988:

п п 3 3 ги п П г> п о Й □ о - ■ ■ -- 2 - 0,9 52

У У У и А £ £ л £ ¿У ■А

моложе трудоспособного, % трудоспособном, % старше трудоспособного, %

Рис. 3. Прогнозируемая динамика структуры населения по версии Росстата (построена авторами по данным Росстата)

27 25 23 21 19 17 15

25, 44 5,19 2 4,86 24,44

■"■о-2 3,92 2 3,34

22,65 1,90

0,17 9,18

8,09

01

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

Рис. 4. Прогнозируемая динамика доли населения старше трудоспособного возраста в РФ с учетом особенностей развития поколения «бэби-бум»

расходы домохозяйств на платные медицинские услуги увеличились в 2,6 раза. Исходя из устойчивых тенденций роста расходов домохозяйств на здравоохранение, можно прогнозировать не только рост расходов, но и увеличение емкости сегмента рынка платных медицинских услуг (рис. 5).

Опираясь на результаты ежегодного мониторинга доходов и расходов домохозяйств, осуществляемого Росстатом, авторы прогнозируют рост расходов на платные медицинские услуги и увеличение емкости рынка платных медицинских услуг. В частности, расходы домохозяйств на платные медицинские услуги к 2030 году могут достигнуть 1 195 рублей в месяц на человека, а емкость этого рынка — превысить 2 триллиона рублей.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контент-анализ позволяет сделать вывод о том, что при наличии многих исследований не получены ответы на большинство вопросов. В частности, нет ясности в понимании состояния и перспектив развития рынка платных медицинских услуг; отсутствуют достоверные сведения о факторах, которые могут оказывать влияние на формирование его емкости в перспективе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения,происходящие в социально-экономической среде на фоне глобальных процессов, могут привести к изменению не только емкости рынка услуг здравоохранения, но и сопровождаться значительными переменами в структуре рынка этих услуг. Полученные авторами результаты (см. рис. 1, рис. 2, табл. 1) свидетельствуют о том, что в перспек-

тиве расширятся доля физкуль-турно-спортивного и санаторно-оздоровительного сегментов рынка здравоохранения. Перспективы развития этих сегментов можно связывать с улучшением социально-экономического положения населения, распространением здорового образа жизни, культивируемого среди населения России под влиянием глобальных процессов. Этот процесс будет сопровождаться значительным улучшением здоровья населения, следовательно, сокращением расходов на платные медицинские услуги и доли этого сегмента рынка услуг здравоохранения. Авторы доказывают, что сужение доли сегмента платных медицинских услуг не приведет к уменьшению физической емкости сегмента платных медицинских услуг, который будет расти более медленными

Таблица 2

Прогнозируемая динамика численности и структуры населения в РФ по версии авторов, млн чел.

Все население Население моложе трудоспособного возраста Население трудоспособного возраста Население старше трудоспособного возраста, тыс. чел.

прогноз Росстата прогноз авторов

млн чел. % млн чел. %

2019 146,797 27,436 81,385 37,975 25,9 36,978 25,19

2020 146,797 27,545 80,721 38,532 26,2 36,494 24,86

2021 146,758 27,586 80,048 39,124 26,7 35,868 24,44

2022 146,675 27,578 79,531 39,566 27,0 35,085 23,92

2023 146,579 27,551 79,118 39,911 27,2 34,212 23,34

2024 146,474 27,379 78,873 40,222 27,5 33,176 22,65

2025 146,361 27,104 78,788 40,469 27,7 32,053 21,9

2026 146,228 26,796 78,649 40,782 27,9 30,825 21,08

2027 146,069 26,480 78,584 41,005 28,1 29,462 20,17

2028 145,893 26,026 78,638 41,231 28,3 27,982 19,18

2029 145,699 25,451 78,797 41,452 28,4 26,357 18,09

2030 145,493 24,876 78,924 41,693 28,7 24,748 17,01

1400 1200 1000 800 600 400 200 + 0

732

Л СС7

1649

809

851

1871 1941

fO"

-н-ч-

2019 2020 2021

2014 i=0-

2086

1152

-Н-Ч-1-и

2026 2027 2028 2029

f=On

1195

2500

2000

1500

1000

500

0

□ Расходы на здравохранение, руб. мес.

Ёмкость рынка, млрд. руб.

Рис. 5. Прогнозируемое изменение расходов населения на здравоохранение и емкости рынка

платных медицинских услуг в РФ

1801

1108

1026

985

891

2022

2024

2030

темпами, чем другие сегменты рынка услуг здравоохранения. Рост физического объема рынка платных медицинских услуг произойдет за счет повышения качества медицинских услуг, следовательно, и их стоимости. При этом, необходимо отметить, что сана-торно-оздоровительный сегмент рынка составляет прямую конкуренцию, оказывая не только санаторные услуги, но и сопутствующие медицинские услуги. А физ-культурно-спортивный сегмент оказывает опосредованное влияние, которое заключается в том, что, по мере распространения, здоровый образ жизни и занятия спортом приводят к уменьшению заболеваемости. Некоторое влияние на развитие сегмента платных медицинских услуг оказывает также увеличение расходов на социальную поддержку населения государством.

Наиболее значимыми факторами развития рынка услуг здравоохранения являются количество и возрастная структура населения: рост численности населения сопровождается адекватным ростом спроса на услуги здравоохранения; чем выше доля населения старше и моложе трудоспособного возраста, тем выше физическая емкость и доля сегмента платных медицинских услуг. Прогноз численности и возрастной структуры населения (см. рис. 3), осуществляемый Росстатом, свидетельствует, что в возрастной структуре населения могут произойти значительные перемены: ожидается сокращение численности и доли населения трудоспособного возраста и, наоборот, увеличение численности и доли населения старше и моложе трудоспособного возраста. Следовательно, от подобных перемен можно ожидать увеличения емкости и доли

сегмента платных медицинских услуг. Однако авторы данного исследования доказывают, что результаты, полученные по прогнозам о динамике численности и структуры населения по данным Росстата, не корректны по причине того, что в этих прогнозах не учитывается влияние поколения «бэби-бум». По мнению авторов, это поколение является самым многочисленным, после него начинается спад рождаемости. В 2020 году оно вступает в стадию «старше трудоспособного возраста» (см. рис. 4). Следовательно, с этого периода можно ожидать не только сокращения численности и доли населения старше трудоспособного возраста, но и падения влияния этой группы населения на емкость и долю сегмента платных медицинских услуг (см. табл. 2).

Исследования авторов свидетельствуют о том, что улучшение социально-экономического положения населения сопровождается стремлением населения к получению качественных медицинских услуг и увеличением расходов на медицинское обслуживание, и, как следствие, расширением физической емкости сегмента платных медицинских услуг (см. рис. 5).

В итоге необходимо отметить, что российский рынок услуг здравоохранения продолжает формироваться под влиянием множества факторов, которые, в первую очередь, связаны с переменами в демографической среде, изменением социально-экономического положения населения, отношением населения России к здоровому образу жизни и т.п. Кроме того, динамика факторов, оказывающих влияние на развитие рынка услуг здравоохранения, характеризуется волатильностью, зависимостью от глобальных процессов

и т. п. Следовательно, для понимания ситуации на этом рынке возникает необходимость непрерывного мониторинга и оценки перспектив его развития. По мнению авторов, только такой подход может обеспечить разработку стратегий эффективного развития отрасли и успешного функционирования компаний на этом рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что российский рынок услуг здравоохранения исследован недостаточно глубоко, не в полной мере определены основные факторы, определяющие перспективы развития этого рынка, в частности, сегмента платных медицинских услуг. Полученные авторами результаты позволяют сделать следующие основные выводы:

♦ российский рынок услугздраво-охранения находится в стадии активного формирования, носит динамичный характер и подвержен влиянию множества факторов, среди которых особое место занимают демографические и социально-экономические факторы, отношение населения к здоровому образу жизни и некоторые другие;

♦ перемены, происходящие в демографической и социально-экономической среде под влиянием глобальной маркетинговой среды, сопровождаются изменением емкости рынка услуг здравоохранения в целом и его структуры: значительно более быстрыми темпами будет расширяться доля и физическая емкость физкультурно-спортив-ного и санаторно-оздорови-тельного сегментов рынка здравоохранения;

♦ ожидается, что доля сегмента платных медицинских услуг

будет сокращаться, при этом продолжится увеличение его физической емкости;

♦ рост физического объема рынка платных медицинских услуг произойдет за счет повышения спроса на качественные платные медицинские услуги, сопровождающегося ростом их стоимости;

♦ наиболее значимым фактором развития рынка услуг здравоохранения является количество и возрастная структура населе-

ния: рост численности населения сопровождается адекватным ростом спроса на услуги здравоохранения; ♦ значительное влияние на точность результатов прогнозирования перспектив развития сегмента рынка платных медицинских услуг может оказывать учет динамики количественных и качественных характеристик поколения «бэби-бум»: прогнозируемое сокращение его доли в структуре населения приведет

к ослаблению его влияния на емкость и долю сегмента платных медицинских услуг.

Кроме того, необходимо отметить, что для понимания ситуации на этом рынке целесообразно осуществлять непрерывный мониторинг и уточнение тенденций его развития. Такой подход обеспечит разработку более обоснованных стратегий развития отрасли и функционирования компаний на рынке.

ИСТОЧНИИКИ

1. Сухих С.В., Вершинина Е.Л., Вершинин Ю.Б. Формирование и развитие государственно-частного партнерства на региональном рынке медицинских услуг // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 10. — С. 425-430.

2. Плесовский П.А. Экономическое содержание механизма функционирования рынка медицинских услуг // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2007. — № 2. — С. 70—80.

3. Виницкий Д.В. Конкурентная среда как характеристика рынка негосударственных медицинских услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 4 (60). — С. 326—329.

4. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Paramonova T.N., Uryaseva T.I., Kalugina S.A. Perception of price fluctuations in the context of consumption traditions and consumer expectations amid globalization of markets // Revista ESPACIOS. — ISSN 0798 1015. — Vol. 39 (No 48). —2018. — P. 34 (URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n48/18394834.html).

5. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Концепция социально-гуманистического маркетинга как необходимое условие функционирования компаний в эпоху глобальных рынков // Практический маркетинг. — 2017. — №6 (244). — С. 3— 11.

6. Пилипенко В.И., Жданов Р.В. Современные тенденции развития рынка медицинских платных услуг в Российской Федерации // Мир человека. — 2009. — № 1. — С. 110—119.

7. Сибурина Т.А. Современные технологии обеспечения конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг // Социальные аспекты здоровья населения. — 2010. — Т. 15. — № 3. — С. 1.

8. Насрулаева П.М. Основные тенденции и проблемы развития рынка медицинских услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 1 (23). — С. 25.

9. Киселев С.В., Даминов М.Р. Специфика функционирования регионального рынка частных медицинских услуг // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 2. — С. 384—389.

10. БулгаковаЛ.В. Организационно-экономические особенности рынка медицинских услуг // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2009. — № 3 (27). — С. 76—78.

11. Плесовский П.А. Основные пути дальнейшего совершенствования рынка медицинских услуг в Российской Федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2008. — № 2. — С. 79—99.

12. Федоров В.А., Иващенко Е.А Сегментирование рынка медицинских услуг в системе здравоохранения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2009. — № 4 (15). — С. 173—182.

13. Ермакова С.Э., Евдокимова Е.Г. Анализ российского рынка платных медицинских услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2014. — №2(112). — С. 62—66.

14. ДемиденкоЯ.А., ОрловаА.А. Перспективы развития российского рынка частных медицинских услуг в современных условиях // Горизонты экономики. — 2016. — № 2 (28). — С. 47—50.

15. Ломакина Н.А. Некоторые аспекты развития коммерческого сегмента российского рынка медицинских услуг // Труд и социальные отношения. — 2017. — № 5. — С. 23—31.

16. Снегирева Ю.Ю., Ломакина Н.А, ЗудинА.Б. Перспективы развития рынка платных медицинских услуг в российской системе здравоохранения // Труд и социальные отношения. — 2016. — № 2. — С. 3—20.

17. Капустин С., Капустин Н. Концепция риск-менеджмента инновационных медицинских сервисов национальной экономики в условиях глобализации // Актуальные вопросы инновационной экономики. — 2014. — № 8-2. — С. 52—66.

18. Емельянова АМ, Древинг С.Р. Влияние санкций на развитие российского рынка частной медицины // Управленческие науки в современном мире. — 2015. — Т. 2. — № 1. — С. 679—685.

Forecasting the Prospects for the Russian Market of Paid Medical Services Development Ramazanov Ibragim Agaevich,

Doctor of economics, Professor of Plekhanov Russian University of Economics, Stremyanny Lane36, Moscow, 117997, Russia ([email protected])

Grigorieva Elena Sergeevna,

Master of Moscow University for the Humanities, Yunosty str. 5, Moscow, 111395, Russia ([email protected])

The article presents the results of a study on the prospects for the development of paid medical services for health care. The main demographic and socio-economic factors that determine the development prospects of the market of paid medical services have been Identified. It is concluded that the Russian market of health services is at the stage of active formation and is subject to the influence of many factors. The prospects for its development are significantly influenced by the changes taking place in the demographic and socio-economic environment. The rapid rates of expansion of the share and increase in the capacity of the sports and health segments of the health care market are predicted. It is proved that the share of the segment of paid medical services will decrease, and its physical capacity will grow due to the growth in demand for quality services. Given the close correlation between changes in the age structure of the population and the dynamics of the quantitative characteristics of the medical services market, it is proved that the most significant factors in the development of the health care services market are the number and age structure of the population. The necessity of taking into account the peculiarities of the development of the baby boom generation and its influence on the formation of the medical services market is indicated. The erroneousness of the Rosstat forecasts, according to which the long-term share of the population over working age is expected, is shown. On the contrary, it proves a gradual reduction in the proportion of the population older than working age as the baby boom generation retires and the impact on the capacity and share of the paid medical services segment decreases.

Keywords: medical services market; baby boom generation; population structure; market forecasting.

REFERENCES

1. Sukhikh, S.V.; Vershinina, E.L.; Vershinin, Yu.B. (2010) Formation and development of public-private partnerships in the regional market of medical services. Bulletin of Kazan Technological University, 2010, No. 10, pp. 425—430.

2. Plesovsky, P.A. (2007) The economic content of the mechanism of functioning of the medical services market. Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Capital Investments at Syktyvkar State University, 2007, No. 2, pp. 70—80.

3. Vinitsky, D.V. (2008) Competitive environment as a characteristic of the market of non-state medical services. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 2008, No. 4, pp. 326—329.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ramazanov, I.A.; Panasenko, S.V.; Paramonova, T.N.; Uryaseva, T.I.; Kalugina, S.A. (2018) Perception of price fluctuations in the context of consumption traditions and consumer expectations amid globalization of markets. Revista ESPACIOS, Vol. 39 (No 48), 2018, p. 34. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n48/18394834.html.

5. Paramonova, T.N.; Ramazanov, I.A. (2017) Concept of Socio-Humanistic Marketing as a Requirement for Companies in the Era of Global Markets. Practical marketing, 2017, No. 6, pp. 3—11.

6. Pilipenko, V.I.; Zhdanov, R.V. (2009) Modern trends in the development of the market of medical paid services in the Russian Federation. Human World, 2009, No. 1, pp. 110-119.

7. Siburina, T.A. (2010) Modern technologies to ensure the competitive advantage of healthcare institutions in the market of medical services. Social aspects of public health, 2010, Vol. 15, No. 3, p. 1.

8. Nasrulayeva, P.M. (2010) Major trends and problems of development of the medical services market. Regional problems of economic transformation, 2010, No. 1, p. 25.

9. Kiselev, S.V.; Daminov, M.R. (2010) The specifics of the functioning of the regional market of private medical services. Bulletin of Kazan Technological University, 2010, No. 2, pp. 384-389.

10. Bulgakova, L.V. (2009) Organizational and economic features of the medical services market. Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University, 2009, No. 3, pp. 76-78.

11. Plesovsky, P.A. (2008) The main ways to further improve the medical services market in the Russian Federation. Corporate Governance and Innovative Development of the North Economy: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Governance and Venture Investment of Syktyvkar State University, 2008, No. 2, pp. 79-99.

12. Fedorov, V.A.; Ivashchenko, E.A. (2009) Segmentation of the medical services market in the health care system. Pacific State University Bulletin, 2009, No. 4, pp. 173-182.

13. Ermakova, S.E.; Evdokimova, E.G. (2014) Analysis of the Russian market of paid medical services. Bulletin of the Samara State University of Economics, 2014, No. 2, pp. 62-66.

14. Demidenko, Ya.A.; Orlova, A.A. (2016) Prospects for the development of the Russian market of private medical services in modern conditions. Economy horizons, 2016, No. 2, pp. 47-50.

15. Lomakina, N.A. (2017) Some aspects of the development of the commercial segment of the Russian medical services market. Labor and social relations, 2017, No. 5, pp. 23-31.

16. Snegireva, Yu.Yu.; Lomakina, N.A.; Zudin, A.B. (2016) Prospects of development of the market of paid medical services in the Russian health care system. Labor and social relations, 2016, No. 2, pp. 3-20.

17. Kapustin, S.; Kapustin, N. (2014) The concept of risk management of innovative medical services of the national economy in the context of globalization. Actual questions of innovative economy, 2014, No. 8-2, pp. 52-66.

18. Yemelyanova, A.M.; Dreving, S.R. (2015) The impact of sanctions on the development of the Russian market of private medicine. Management sciences in the modern world, 2015, Vol. 2, No. 1, pp. 679-685.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.