Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЛАСТЕЙ ТАРГЕТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛОГОПЕДОВ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЛАСТЕЙ ТАРГЕТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛОГОПЕДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
области таргентированного развития / студенты-логопеды / профильные программы высшего образования / персонализированный подход / высшее образование / areas of targeted development / speech therapist students / specialized higher education programs / personalized approach / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарева Татьяна Александровна

Современные тенденции науки и высшего образования свидетельствуют о необходимости развития и внедрения в работу вузов инновационных технологий, основанных на учете личностных, геополитических, социальных условий обучения и профессионального развития каждого студента. Возникает необходимость проектирования областей таргентированного развития в организации системы воспитания и обучения студенческой молодежи. В материалах данной статьи изложены основные аспекты интерпретации областей таргентированного развития обучающихся в вузе и развития профильных программ высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in science and higher education indicate the need to develop and introduce innovative technologies into the work of universities, based on taking into account the personal, geopolitical, social conditions of learning and professional development of each student. There is a need to design areas of targeted development in organizing the system of education and training of students. The materials in this article outline the main aspects of the interpretation of areas of targeted development of students at a university and the development of specialized higher education programs.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЛАСТЕЙ ТАРГЕТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛОГОПЕДОВ»

Педагогика

УДК 376.1 (082)

кандидат педагогических наук, доцент Гарёва Татьяна Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет (г. Москва)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЛАСТЕЙ ТАРГЕТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ ЛОГОПЕДОВ

Аннотация. Современные тенденции науки и высшего образования свидетельствуют о необходимости развития и внедрения в работу вузов инновационных технологий, основанных на учете личностных, геополитических, социальных условий обучения и профессионального развития каждого студента. Возникает необходимость проектирования областей таргентированного развития в организации системы воспитания и обучения студенческой молодежи. В материалах данной статьи изложены основные аспекты интерпретации областей таргентированного развития обучающихся в вузе и развития профильных программ высшего образования.

Ключевые слова: области таргентированного развития, студенты-логопеды, профильные программы высшего образования, персонализированный подход, высшее образование.

Annotation. Modern trends in science and higher education indicate the need to develop and introduce innovative technologies into the work of universities, based on taking into account the personal, geopolitical, social conditions of learning and professional development of each student. There is a need to design areas of targeted development in organizing the system of education and training of students. The materials in this article outline the main aspects of the interpretation of areas of targeted development of students at a university and the development of specialized higher education programs.

Key words: areas of targeted development, speech therapist students, specialized higher education programs, personalized approach, higher education.

Введение. Современные тенденции развития науки и высшего образования в России и за рубежом свидетельствуют о популярности за последние годы применения инновационных информационно-коммуникативных технологий обучения студентов - различных видеоустройств, онлайн платформ, электронных досок и т.д., способствующие повышению качества преподавания в университетах, внедрению смешанного (гибридного) формата обучения, основанного на интерактивном взаимодействии преподавателей и обучающихся и предполагающее персонализированный подход к проектированию учебного материала для каждого студента.

Изложение основных материалов статьи. Высшее образование во многих странах мира является общедоступным, но скромность финансирования ставит перед вузами важнейшую задачу - разработку стратегий инновационных технологий, способствующих повышению качества обучения студентов, развитию персонализированных моделей обучения по профильным программам. Экономические ресурсы для высшего образования развиваются в соответствии с развитием инноваций, основанных на совершенствовании человеческих ресурсов. Инновационные методы обучения предполагают новые, современные способы взаимодействия в системе «преподаватель-студент», внутри студенческих групп, внедрение цифровых технологий в учебный процесс. Особенности инновационного обучения студенчества содержат работу с опережающим развитием, открытость новым технологиям обучения, новым знаниям; ориентацию на персонализированный подход в обучении; доминирование партнерских отношений в учебном процессе (взаимопомощь, сотрудничество и т.д.) [2, 3].

Становится очевидным - для организации работы современных университетов возникает необходимость проектирования и внедрения в практику обучения и преподавания в вузах инновационной модели - таргентированного развития в профессиональной подготовке студентов, включающей учет и организацию смешанного (гибридного), кооперативного обучения, приоритет ценностей самообучения и самоорганизации знаний и навыков, применение современных активных методов обучения студентов посредством реализации ИКТ для выстраивания качественного кооперативного взаимодействия всех участников образовательного процесса в вузах и опоры на ключевые персонализированные возможности каждого обучающегося, основанные на совокупности их академических и личностных достижений, а также потребностей развития общества в высококвалифицированных кадрах.

Современное понятие «таргетинг» достаточно широко распространено в различных секторах экономики, социологии. Таргентированное развитие в междисциплинарных научных исследованиях означает смешанный (гибридный) формат продвижения объекта исследования в соответствии с анализом статистического запроса общества и персонализированной траектории его развития. Важнейшим преимуществом таргентированного развития является выделение в смешанной аудитории определенной группы заинтересованных лиц обучающихся, которые сходны по уровню развития и предполагаемым потребностям в искомой образовательной услуге. На сегодняшний день основными путями продвижения таргентированных линий развития в педагогике высшей школы является использование современных информационно-коммуникативных технологий, описание которых подробно представлено в нижеизложенном тексте данного параграфа. Преимуществом в вузах продвижений таргентированных линий развития является возможность организации персонализированного подхода в обучении и воспитании студентов, повышения качества преподавательской деятельности, возможность организации качественной педагогической обратной связи всех субъектов образовательного процесса в вузе, возможность проведений углубленных научных исследований и финансовой выгоды для современных вузов [6].

В основе прогнозирования таргентированного развития профессиональной подготовки студентов-дефектологов находится теория трасформационного обучения, основанная на рефлексии социальных, политических и идеологических систем в обществе, предполагающая обучение на протяжении всей жизни через практику, при тесном взаимодействии с ведущими экспертами. Данная образовательная парадигма и идеи социального конструктивизма поощряют применение активных методов обучения студентов (дискуссии, дебаты и т.д.) и основаны на мультикультурном переосмыслении методологии обучения студентов, создающие поликультурные философские основы для проектирования образовательных программ. Из этого следует необходимость разработки актуальной и инновационной профессиональной области -таргентированного развития студентов и преподавателей вузов, что будет являться фундаментальной базой для разработки научной концепции предложенной темы в данном тексте диссертационной работы.

Роль современных преподавателей вузов при организации таргентированного развития видится в разработке обучения, компетенций, оценивания результатов обучения, учебного контента, исполнение функций наставника посредством использования цифровых технологий, разработки персонализированных подходов в обучении студентов, предоставление положительной обратной связи обучающимся, которая будет способствовать их возможности проанализировать

пройденный материал. Ценность преподавания в XXI веке заключается в умение каждого педагога гибко адаптироваться к потребностям общества и каждого обучающегося, т.е. развитие персонализации в обучении студентов.

Обязанностью обучающихся в таргентированном развитии является самостоятельность приобретения новых знаний, овладение учебными дисциплинами, которые разработал преподаватель. Современные цифровые технологии предоставляют возможность студентам освоить множество источников информации и организовать процесс коммуникации [5].

Наиболее популярной формой обучения в таргентированном развитии становится дистанционное обучение, основанное на современных интерактивных технологиях взаимодействия преподавателей и студентов. Новые онлайн-технологии обеспечивают доступ к изучению передового научного опыта всеми без исключения обучающимися. Важным аспектом остается обучение студентов правилам пользования новыми дистанционными технологиями в вузе не только для организации успешного обучения, но и в будущем для применения их в своей профессиональной деятельности.

Современные направления таргентированного развития высшего образования активно внедряют инновационные методы, технологии персонализированного обучения студентов. В связи с этим, вузы рассматриваются как центры развития человеческого капитала, осуществляющегося посредством организации исследований, оценки и взаимодействия преподавателей и обучающихся. Значимость высшего образования сегодня рассматривается сквозь призму компетенций, которые приобрели студенты в процессе обучения. Основой обучения является формирование универсальных компетенций, подготавливающие выпускников к профессиональной деятельности в различных институциональных условиях. Выпускники вузов должны быть проникнуты системой ценностей и проблем современного общества. Важнейшей составляющей является пропаганда активных методов обучения, саморазвитие на протяжении всей жизни, социальное взаимодействие.

Профессиональное обучение студентов предполагает гибкую модель обучения, связанную с организацией таргентированного профессионального развития, включая контактные занятия, семинары и мастер-классы. Разработка учебных программ в вузах должна учитывать жизненные трудности каждого обучающегося и готовность их адаптации к сложившимся ситуациям для повышения качества обучения. Студенты могут учиться в своем темпе и получать качественную обратную связь с профессорско-преподавательским составом. В этом случае, таргентированное развитие существенно расширяет доступ к возможностям обучения не зависимо от их места проживания, социального статуса, организует обучение и преподавание по персонализированным программам, предоставляет студентам право выбора учебной среды и ответственности за свое обучение [7].

В основе таргентированного развития профессиональной подготовки студентов-дефектологов заложена персонализация, базирующаяся на достижении каждого студента, его потенциальных возможностей и ресурсов развития, которые в дальнейшем будут основой социально-экономического роста страны. Персонализация в вузах рассматривается как взаимодействие между преподавателями и обучающимися в учебной среде. В процессе такого взаимодействия каждый обучающийся закладывает для себя основы будущего профессионального проектирования карьерного пути в соответствии с собственными возможностями и стратегическими потребностями общества (9, п. 4). Персонализация прослеживает идеи проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в условиях смешанного обучения и является нелинейной формой организации образовательного процесса в вузе реализуемой посредством активного внедрения в практику работы университетов современных информационно-коммуникативных технологий, позволяющих анализировать данные о профессиональных программах, элективных курсах, индивидуальных достижений студентов, предоставление студенту возможности проектировать свой образовательный маршрут в вузе, основываясь на собственных потенциальных возможностях профессионального роста и требований к вакансиям на современном рынке труда. Таким образом, персонализация в вузе позволяет выстроить преемственность в развитии универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для каждого обучающегося в рамках инновационной модульной подготовки специалистов в выбранном направлении профессиональной подготовки. Помимо этого, персонализация в современной высшей школе позволяет определить связь реализуемых профильных образовательных программ со статистическим анализом запросов и требований вакансий рынка труда, их конкурентоспособности на международной арене, предоставляемые возможность выбора профессионального пути каждому обучающемуся и работодателю, ориентируясь на выстроенные информационные рейтинги выпускников вуза [1].

Персонализированный подход в высшей школе основывается на рефлексивной деятельности преподавателя и студентов, обеспечивающей полноценность коммуникативного, познавательного и социального развития обучающихся. Основными средствами персонализированного подхода в высшей школе являются лекции, практические занятия, семинары, консультации и т.д., которые фиксируют уровень профессиональной подготовки и продвижения каждого студента, предполагая осмысление и переосмысление собственного «Я». Персонализация в высшей школе предполагает олицетворение знаний, передающееся от преподавателя к студентам с целью самостоятельного развития их способностей. В последние годы в теории и практике воспитания и обучения детей с ОВЗ широко распространен персонализированный подход, предполагающий учет медико-социальных маркеров нарушенного развития с целью создания оптимальных условий их коррекции и профилактики возникновения вторичных нарушений. Разработка персонализированных приемов в работе дефектолога тесно связана с выявлением коморбидных расстройств.

В качестве одной из современных стратегий таргентированного развития студентов в высшей школе является кооперативное (персонализированное) обучение, т.е. в составе малых подгрупп, оказывающее благоприятное воздействие на качестве высшего образования и способствующее активному вовлечению обучающихся в учебный процесс. Важнейшей основой таргентированного развития является ценность каждого студента, что способствует развитию социальных и профессиональных ориентиров. Таргентированное развитие предполагает наблюдение и помощь опытных наставников за академическими успехами каждого студента для осознания его трудностей и путей дальнейшего профессионального роста и включает поэтапное обучение исследовательским навыкам, предполагающим получение новых знаний через практикумы, семинары с необходимым набором дидактических пособий при руководстве опытных наставников или преподавателей. Исследовательские навыки помогают выявить текущие проблемы современной практики, а также индивидуальные трудности каждого обучающегося. Роль современного наставника, тьютора заключается в персонализированной поддержке каждого обучающегося. Современные учебные исследовательские программы основываются на выборе и постановке целей, планировании, реализации и подведении итогов. В случае кооперативного (персонализированного) обучения на каждого студента определяется академические и личностные показатели успешности в виде высокого, среднего и низкого параметров их сформированности. Соответственно, все учебные мероприятия направлены на удовлетворение потребностей персонально каждого обучающегося и в более широком смысле - всех студентов группы. Не менее важным критерием успешности является создание эффективной учебной среды, которая способствует построению интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся.

В основе таргентнрованного развития студентов-дефектологов находится саморегулируемое обучение. Саморегулируемое обучение основывается на концепции «учиться самому», что является необходимым для постановки и реализации собственных действий, эмоций, стратегий для реализации обозначенных целей обучения. Саморегулируемое обучение состоит из трех фаз: начала, подталкивающее студентов к достижению поставленных целей; осуществление стратегического планирования и фаза исполнения и саморефлексии. Значимость роли саморегулируемого обучения заключается в двойственном понимании роли преподавателя как субъекта, который также учиться всю жизнь и обучает других. Саморегулируемое обучение связано с конкретными собственными действиями, которые позволяют полностью реализовать ход поставленных задач. На этапе планирования и выполнения важным аспектом является стратегическое планирование, наличие мотивации и самозаписи результатов обучения для последующей рефлексии.

Саморегулируемое обучение включает в себя мотив, методы, время, развивая в студентах самостоятельность за принятие решений в обучении. Саморегулируемое обучение представляет возможность моделирования персонализированных программ обучения посредством применения интерактивных учебных пособий, позволяющим последовательно и дифференцировано изложить учебный материал для изучения студентами, а также результаты его выполнения.

К тому же, таргентированное развитие является преимуществом дальнейшего развития персонализации в отечественном и зарубежном высшем образовании. Наиболее важными знаниями в современном обществе оказываются знания, полученные посредством использования дистанционных технологий. Существующее дистанционное обучение основано на объективно-рациональном подходе, где знание и истина воспринимаются вне зависимости от индивида, как объективные. Современные реформы в различных сферах общественной жизни привели к конструктивизму в педагогическом проектировании дистанционного обучения, при котором знания и истина являются достижением человеческого разума. Благодаря конструктивизму обучающийся находит смысл в учении, выстраивает научную иерархию собственных знаний, т.е. становится активным участником образовательного процесса [3].

Еще одним достоинством таргентнрованного развития в вузах является возможность разрабатывать персонализированные профессиональные программы для студентов, предполагающие гибкость в изменении методологии обучения. Основной целью таргентированного развития является достижение самоэффективности среди студентов, ориентированных на обучение ради развития уверенности, овладения новыми перспективами, связанными с открытой моделью обучения, улучшением социального статуса обучающегося. Таргентированное развитие гибко адаптирует учебную деятельность под индивидуальные особенности каждого обучающегося. В этом случае преподаватель лишь направляет студентов к активному участию в процессе обучения, реализуя при этом с ними совместные проекты. Роль преподавателей в таргентированном развитии заключается в дальнейшем проектировании персонализированных программ обучения студентов, учебной среды, организации смешанного обучения.

Выводы. Современный опыт персонализированного обучения посредством применения современных информационно-коммуникативных технологий открывает возможности студентам профессионального общения с ведущими экспертами из ведущих научных мировых сообществ. На сегодняшний день высшее образование должно трансформировать свои усилия под возможности и способности обучающихся. Для этого современные университеты должны осуществлять поиск и отбор студентов по уровням академических знаний и морально-личностной готовности к ведению профессиональной деятельности; планировать их перспективный спектр знаний и предполагаемых результатов от обучения в вузе; организацию современных образовательных услуг, наставничества и т.д.

Литература:

1. Гарёва, Т.А. Исторический анализ отечественной системы профессиональной подготовки студентов-дефектологов / Т.А. Гарёва // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-1. - С. 114-116

2. Коробейников, И.А. Освоение профессиональных компетенций будущими педагогами и психологами в ходе совместной подготовки в вузе / И.А. Коробейников, Т.В. Кузьмичева // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, №3. -С. 97-106

3. Приходько, О.Г. Актуальные вопросы подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования / О.Г. Приходько, А.С. Павлова // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика. Матер. Международной научно-практической конференции. - 2022. - Минск. - С. 238-242

4. Abatihun Alehegn Sewagegn, Boitumelo M. Diale Empowering Learners Using Active Learning in Higher Education Institutions / Abatihun Alehegn Sewagegn, Boitumelo M. Diale 11 Active Learning - Beyond the Future. - 2019. - URL: https://www.intechopen.com/chapters/63456 (дата обращения: 04.12.2023)

5. Abdullahi Abubakar Yunusa, Irfan Naufal Umar, Brandford Bervell Massive Open Online Courses (MOOCs) in Sub-Saharan African Higher Education Landscape: A Bibliometric Review / Abdullahi Abubakar Yunusa, Irfan Naufal Umar, Brandford Bervell 11 MOOC (Massive Open Online Courses). - 2021 - URL: https://www.intechopen.com/chapters/78755 (дата обращения: 04.12.2023)

6. Benard Chigonga Formative Assessment in Mathematics Education in the Twenty-First Century / Benard Chigonga 11 Theorizing STEM Education in the 21st Century. - 2019 - URL: https://www.intechopen.com/chapters/69139 (дата обращения: 04.12.2023)

7. Carolina Zambrano-Matamala, Darío Rojas-Diaz, Pedro Salcedo-Lagos, Felipe Albarran-Torres, AlejandroDiaz-Mujica Perception of Student-Teachers Regarding Self-Regulated Learning / Carolina Zambrano-Matamala, DaríoRojas-Diaz, Pedro Salcedo-Lagos, Felipe Albarran-Torres, AlejandroDiaz-Mujica 11 Pedagogy in Basic and Higher Education - Current Developments and Challenges. - 2019. - URL: https://www.intechopen.com/chapters/69330 (дата обращения: 04.12.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.