Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ'

СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / СРЕДСТВО / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Гуреева Евгения Павловна

Персонализация образования является в настоящее время одним из ведущих тенденций его развития. Основным способом персонализации становятся сервисы для создания индивидуальных образовательных траекторий, предоставляющие обучающимся возможность самостоятельно и сознательно выбирать содержание, уровень, темп и скорость обучения, а также в максимальной степени реализовывать собственные потребности и возможности. Результатом персонализированного образования становится формирование у обучающегося понимания ценности образования, развитие его личностного и профессионального потенциала, превращение выпускника в элемент человеческого капитала в условиях общества знания. В статье раскрыты сущность и значение персонализации для развития современного образования, систематизированы и описаны средства персонализации, используемые в настоящее время в рамках электронных курсов, а именно использование таких элементов как входное анкетирование, диагностика личностных и профессиональных качеств, перевернутое обучение, разделение учебного контента по уровням сложности, коммуникации, взаимное оценивание, портфолио, консультирование и индивидуальная поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF PERSONALIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN ELECTRONIC COURSES

Personalization of education is currently one of the leading trends in its development. The main way of personalization is becoming services for creating individual educational trajectories, providing students with the opportunity to independently and consciously choose the content, level, pace and speed of learning, as well as to maximize their own needs and capabilities. The result of personalized education is the formation of a student's understanding of the value of education, the development of his personal and professional potential, the transformation of a graduate into an element of human capital in a knowledge society. The article reveals the essence and significance of personalization for the development of modern education, systematizes and describes the personalization tools currently used in the framework of electronic courses, namely the use of such elements as an input questionnaire, diagnostics of personal and professional qualities, inverted learning, division of educational content by levels of difficulty, communication, mutual assessment, portfolio, consulting and individual support.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ»

Разработка кейсов, содержащих факты о жизненном и профессиональном пути изучаемой личности, его трудах, особенностях личностного развития, становлении в профессии, ценностных ориентациях и целях, способствуют расстановке ценностных акцентов и профессиональных приоритетов, формированию представлений о профессиональном идеале. Обозначая и рассматривая биографии выдающихся ученых и педагогов, необходима оценка поступков, действий, слов, предполагаемых мотивов и намерений, последствий поступков, установление связи между обстоятельствами и последствиями. Изучаемые из кейсов должны подбираться и формулироваться таким образом, чтобы они побуждали перейти от единичных нравственно-правильных обобщений к более общим, абсолютным истинам:

- организация активного диалога в ходе обсуждения кейсов, вызывающего эмоциональный отклик, в процессе анализ образа, жизненной и профессиональной позиции изучаемой личности, с целью выработки личностного эмоционального отношения, организация интеллектуального и эмоционального сопереживания. Выступая значимым другим - личность-идеал, является авторитетом в личностном и профессиональном контексте. Основанием авторитета педагога являются его нравственные качества, эрудированность, преданность своей профессии, знание своего предмета, чувство юмора и т.д. В личности ученого привлекательны оказываются такие качества как: трудолюбие, честность, высокий профессионализм, дисциплинированность, творческое мышление, интеллигентностью, ответственностью;

- организация рефлексии. Процессы и понимание, оценка, интерпретация изучаемой личности и рефлексия собственного поведения, позволяют сформировать необходимые представления, которые в будущем станут основой правильного профессионального и личностного выбора.

Выводы. Проблема формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов является значимым аспектом работы современного преподавателя вуза, а целенаправленная деятельность по ее организации играет существенную роль в становлении личности профессионала. В контексте данной проблемы, путем отраженной субъектности в сознании студента формируется образ «идеального другого» -ученого, педагога, человека выдающегося, добившегося известности и уважения в профессиональных кругах, который может способствовать изменению взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний.

Литература:

1. Бражникова А.Н., Зюзя А.А., Доброта как нравственное качество человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №11(81) - С. 34-40. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/dobrota-kak-nravstvennoe-kachestvo-cheloveka/viewer

2. Герасимов Г.И. Образовательный идеал в дискурсе теории идеала // Гуманитарий юга России. - №3. - 2012. - С. 145-162 [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20503482

3. Которова О.С. Формирование профессионального идеала у студентов педвуза на основе работы с художественными текстами: На материале педагогических дисциплин: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тула, 2003. - 24 с.

4. Савотина Н.А. Личность педагога в новом формате образовательного пространства // Личность в пространстве и времени. - №8. - 2019. - С. 175-181

5. Тенитилов С.В. Идеалы педагога в образовательном процессе // Вестник Казанского технологического университета. - №21. - 2010. - Том 20. - С. 301-305. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/idealy-pedagoga-v-obrazovatelnom-protsesse/viewer

6. Щербинина О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - №9. - Часть 1. - С. 79-86.

Педагогика

УДК 374.31

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Гуреева Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ

ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ

Аннотация. Персонализация образования является в настоящее время одним из ведущих тенденций его развития. Основным способом персонализации становятся сервисы для создания индивидуальных образовательных траекторий, предоставляющие обучающимся возможность самостоятельно и сознательно выбирать содержание, уровень, темп и скорость обучения, а также в максимальной степени реализовывать собственные потребности и возможности. Результатом персонализированного образования становится формирование у обучающегося понимания ценности образования, развитие его личностного и профессионального потенциала, превращение выпускника в элемент человеческого капитала в условиях общества знания. В статье раскрыты сущность и значение персонализации для развития современного образования, систематизированы и описаны средства персонализации, используемые в настоящее время в рамках электронных курсов, а именно использование таких элементов как входное анкетирование, диагностика личностных и профессиональных качеств, перевернутое обучение, разделение учебного контента по уровням сложности, коммуникации, взаимное оценивание, портфолио, консультирование и индивидуальная поддержка.

Ключевые слова: персонализация, образование, электронный курс, средство, индивидуализация.

Annotation. Personalization of education is currently one of the leading trends in its development. The main way of personalization is becoming services for creating individual educational trajectories, providing students with the opportunity to independently and consciously choose the content, level, pace and speed of learning, as well as to maximize their own needs and capabilities. The result of personalized education is the formation of a student's understanding of the value of education, the development of his personal and professional potential, the transformation of a graduate into an element of human capital in a knowledge society. The article reveals the essence and significance of personalization for the development of modern education, systematizes and describes the personalization tools currently used in the framework of electronic courses, namely the use of such elements as an input questionnaire, diagnostics of personal and professional qualities, inverted learning, division of educational content by levels of difficulty, communication, mutual assessment, portfolio, consulting and individual support.

Keywords: personalization, education, e-course, means, individualization.

Введение. Персонализация - один из важнейших трендов развития современного образования. Реальная непрерывность личностного и профессионального развития человека достигается именно за счет персонализации его развития в формах неформального, корпоративного и самообразования в течение всей жизни. При этом роль формальных институтов постепенно снижается, так, ряд исследователей (Джей Кросс, Том Грам, Стив Уилер и др.) указывают на то, что неформальное образование обеспечивает до 80% личностного и профессионального успеха специалистов различных профессий [4]. Согласно докладу «Образование в течение жизни», подготовленному Институтом ЮНЕСКО, наблюдается трансформация информационного общества («Information Society») в обучающееся общество («Learning Society»), характерными чертами которого станут совмещение образовательной и производственной сфер человеческой деятельности [10].

Важность персонализации для российского образования также получила свое подтверждение в ряде документов стратегического характера. Так, форсайт-исследование «Образование - 2030» агентства стратегических инициатив при Правительстве РФ указывает на персонализацию образования в контексте «университета для одного», который будет реализован посредством сервисов для создания индивидуальных образовательных траекторий, а в долгосрочной перспективе индивидуальная траектория развития человека трансформируется в непрерывную траекторию по типу конструктора, реализующего принцип «собери себя сам».

В настоящее время возможности персонализации образования связаны, в первую очередь, с развитием электронного обучения. Именно электронное обучение и технологии искусственного интеллекта дают возможность существенно приблизиться к реализации персонифицированного обучения, ценность которого признается педагогической наукой [8]. При этом ряд исследователей признают, что несмотря на важность и актуальность персонализации, её реальное воплощение до сих пор относится к сложно решаемым проблемам высшего образования, способа решения которой пока не существует [11, c. 28].

Персонализация в отечественном высшем образовании также остается открытым вопросом. Как общемировой тренд внедрение разработка индивидуальных образовательных траекторий для студентов не вызывает сомнений, однако явно выделяется как минимум несколько процессов, сопровождающих персонализацию образовательного процесса на практике. Во-первых, несмотря на то, что организация образовательного процесса в университетах не дает полноценной возможности реализовать полноценное персонифицированное обучение в связи с концептуальными, ресурсными, техническими, временными ограничениями, тем не менее, образовательные организации активно развивают электронные образовательные среды, специализированные персонифицированные сервисы, обеспечивающие индивидуальную поддержку обучающихся. Во-вторых, лавинообразно растет количество разнообразных сервисов, программ, ресурсов, которые позволяют эффективно персонализировать отдельные элементы образовательного процесса (подобрать материал по запросу, создать портфолио, планировать обучение и пр.). В-третьих, возможности персонализации значительно возрастают с ростом доли обучающихся, уверенно владеющих информационными навыками, т.е. для представителей молодого поколения Z индивидуальная траектория обучения становится чем-то само собой разумеющимся [6].

Следовательно, можно уверенно говорить о том, что персонализация постепенно становится важным условием востребованности образовательных программ и требованием к самому процесс обучения. Этим обусловлена актуальность изучения возможностей и средств персонализации образовательных ресурсов - для преподавателя в качестве такого ресурса выступает, в первую очередь, материалы электронных курсов, обеспечивающих поддержку дисциплин учебного плана.

Целью статьи выступает описание возможностей персонализации образования посредством использования различных элементов электронных курсов.

Задачи статьи:

- представить теоретические основы и предпосылки персонализации образования как основной тенденции его развития в современных условиях;

- описать возможности, формы и принципы персонализации образования;

- систематизировать средства персонализации образовательного процесса, которые используются в рамках электронных курсов, и дать им описание;

- сформировать выводы относительно возможностей персонализации образования.

Изложение основного материала статьи. Теоретические основы персонализации образования были заложены в философских трудах М.Шелера, Н.Бердяева, Э. Мунье, и в дальнейшем развиты в психолого-педагогических концепциях Петровского А.В., Петровского В.А., научно-педагогических разработках Грачева В.В., Крупнова Ю.В. и др. [7, 9]. В современных представлениях персонализация образования развивается в русле интеграции личностно-деятельностного подхода в направлении дифференциации и индивидуализации образовательного процесса с социализацией личности в контексте самообразования в системе активных формальных и неформальных взаимодействий, как непосредственных, так и виртуальных [10].

Персонализация в образовательном процессе вуз означает, что обучающийся самоопределился в своей будущей профессиональной деятельности и принимает активное участие в совместной учебной и социальной деятельности на правах равного партнера, способного не только осваивать знания и приобретать умения, но и

помогать другим участникам образовательного процесса. Таким образом персонализация образования обеспечивает не только осознание личностью обучающегося своей ценности и неповторимости, но и направлено на развитие потребности личности поделиться своим знанием и опытом с другими.

Результатом персонализированного образования становится формирование у обучающегося понимания ценности образования, развитие его личностного и профессионального потенциала, превращение выпускника в элемент человеческого капитала в условиях общества знания.

Практическая реализация персонифицированного образовательного процесса возможна в нескольких формах, предложенных Бурняшовым Б.А. - в форме дифференцированного обучения, в форме расширения автономности обучающегося (вплоть до самообразования) и в форме адаптивного обучения [2]. Дифференцированное обучение предполагает, что обучающиеся подразделяются на группы, для которых подобраны специфические способы и формы обучения, соответствующие их интересам, потребностям и способностям. Дифференцированное обучение наиболее распространено в образовательной практике, поскольку его реализация не требует особых затрат и специализированного программного обеспечения. Расширение автономности обучающихся получило распространение в зарубежных образовательных учреждениях, студенты которых могут выбирать набор учебных дисциплин и составлять индивидуальный график обучения, в российской образовательной практике эта модель практически не реализуется. Наиболее развитый вариант автономного обучения - самообразование - возможен в современных условиях с использованием электронного обучения, широко использующего возможности социальных сетей, взаимного редактирования и оценивания для развития обучающегося.

Наиболее перспективной, по мнению автора, является персонализация в форме адаптивного обучения. Понимая под адаптивным обучением как специфическую систему обучения, так и современный инструмент организации образовательного процесса, современные исследователи определяют его основную характеристику - возможность выбора обучающимся содержания, объема, уровня знаний, а также инструментов и траектории обучения. Важными характеристиками адаптивного обучения становятся пол, возраст, особенности аудиовизуального восприятия, культурные и прочие особенности. Реализация адаптивного обучения осуществляется в настоящее время через специализированные учебные платформы, такие как Canvas, Loud Cloud, Blackboard, RealizelT, Adaptcourseware, Anewspring, адаптивный контент производят компании Wiley, Pearson, Mc Graw Hill Education, Jones& Bartlett Learning, sixRedMarbles, Smart Sparrow, Acrobatiq, Cengage Learning, Toolwire [2].

Кроме перечисленных форм, персонализация обучения активно реализуется через т.н. «смешанное» (или комбинированное, гибридное) обучение, объединяющее использование электронных образовательных ресурсов, разнообразных обучающих сред, дистанционных образовательных технологий асинхронного и синхронного педагогического взаимодействия [3]. Отличительной чертой смешанного обучения выступает то, что значительная доля образовательного процесса (от трети до половины) осуществляется в виртуальном пространстве Интернет, в котором обучающиеся могут сами выбирать порядок, время и темп изучения материала. В настоящее время все большее количество университетов создают собственные системы и правила смешанного обучения на основе типовых систем управления учебным процессом (LMS, например, MOODLE, Прометей и пр.), предполагающие особый порядок разработки, размещения и использования учебных материалов и ресурсов, а также оценку результатов обучения. Следующим уровнем развития систем локального «смешанного» обучения стали открытые онлайн-курсы (МООК), взрывное распространение которых наблюдается в последние годы [1-3]. МООК в еще большей степени усиливают возможности персонализации образования, предоставляя своим слушателям не только возможность самостоятельно выбирать объем, порядок и темп изучения дисциплины, но возможность выбирать само образовательное учреждение, даже без «привязки» к предметной области и географического местоположения обучавшегося.

В целом можно констатировать, что персонализация обучения строится на максимальном использовании всевозможных факторов и условий внешней образовательной среды и личностных ресурсов самого обучающегося для достижения образовательных целей, что позволяет признавать персонализацию позитивным фактором развития субъектности обучающихся. Максимальная ориентация на самостоятельность познавательной и профессиональной деятельности обучающегося, его внутреннюю активность позволяет персонифицированному обучению поднять на новый уровень овладение важными личностными и профессиональными умениями и навыками. Вместе с тем персонифицированное обучение способствует развитию внутренней позиции обучающегося, важнейшей чертой которой становится способность самостоятельно ориентироваться и эффективно действовать в разнообразных социальных, профессиональных, личностных ситуациях.

Таким образом, персонализация образовательного процесса является в настоящее время одним из важнейших тенденций развития образования, что свидетельствует о необходимости разрабатывать и использовать в образовательной практике различные инструменты и средства персонализации. Учитывая, что наиболее распространенными и доступным для преподавателя университета способом увеличить персональную направленность образовательного процесса является внедрение элементов персонализации в разрабатываемые электронные курсы, предпримем попытку систематизировать и описать существующие в настоящее время средства персонализации образовательного процесса. Отвечая на вопрос «Как сделать обучение в рамках электронного курса более персонализированным?», предполагаем, что основными средствами персонализации образования выступают задания исследовательского и проектного типов, использование индивидуальных учебных планов и индивидуального расписания, применение смешанного обучения с широким доступом к сторонним, самостоятельно выбираемым ресурсам.

Для того, чтобы используемые в электронном курсе средства персонализации эффективно использовались, целесообразно опираться на ряд принципов, среди которых:

- использование входной дифференциации контингента обучающихся;

- избыточность и вариативность содержания;

- высокая интерактивность и мультимедийность контента;

- большое разнообразие форм представления учебной информации;

- разнообразие контрольно-измерительных материалов, в т.ч. с автоматической проверкой;

- интуитивно понятный интерфейс;

- наличие дополнительных инструментов и сервисов.

Возможные средства персонализации образовательного процесса в рамках электронных курсов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средства персонализации образовательного процесса

Средство персонализации Содержание и формы средства персонализации

Входное анкетирование Предназначено для дифференциации обучающихся по уровню входных знаний по дисциплине, может быть дополнено рекомендациями по восполнению пробелов и выбору уровня изучения курса (при наличии).

Диагностика личностных и профессиональных качеств Обеспечивает учет индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся, формируя их осознанное представление о смысле и потребности в изучении учебного материала. Целесообразно представлять диагностическими методиками, размещенными в свободном доступе.

Перевернутое обучение Перевернутое обучение как набирающая популярность форма организации образовательного процесса позволяет эффективно персонализировать образовательный процесс в рамках электронного курса. Для этого часть задания, предназначенная для самостоятельного освоения, должны иметь исследовательский/эвристический характер, позволяя обучающему самостоятельно искать, отбирать и систематизировать учебный материал, а также формулировать собственные выводы и точку зрения на изучаемый вопрос.

Разделение учебного контента по уровням сложности Позволяет обеспечить персонализацию уровня изучения материала в зависимости от степени готовности обучающегося. Возможным вариантом реализации может быть следующий: - базовый уровень, включающий краткое содержание курса, базовые учебные пособия, глоссарий, персоналии; - средний уровень, обеспечивающий освоение всего теоретического материала, дополненного материалами в свободном доступе из Интернет, блоком заданий для самопроверки, ответами на задания с комментариями преподавателя/других обучающихся; - повышенный уровень, включающий оригинальные задания исследовательского или проектного характера (выполнение проектов, научные и практические публикации, самостоятельные научные исследования и пр.).

Коммуникации Использование коммуникаций как средства персонализации позволяет обеспечить обучающимся возможности для открытого выражения собственного мнения, оценивания самого курса и его содержания, взаимного общения и самооценки. Вариантами использования коммуникационных средств для персонализации электронных курсов становятся: - комментирование контента курса на внутренних форумах, чатах; - дополнения к контенту курса на специально созданных площадках на основе облачных сервисов социальных медиа (DriveGoogle.com, Scup.it, Curata.com и др.).

Взаимное оценивание Взаимное оценивание - важнейший инструмент для развития самостоятельности, умения аргументировать собственную позицию и развития субъектности обучающихся. Задания на взаимное оценивание носят, как правило, эвристический или творческий характер, и предполагают вовлечение студентов в развернутую дискуссию по поводу проблемных вопросов изучения материала.

Портфолио Портфолио как форма сбора разнообразной информации о различных аспектах творческой, профессиональной, спортивной и пр. видов деятельности обучающихся выступает непосредственным отражением результатов персонализации обучения. В настоящее время необходимость создавать портфолио в электронных курсах пропала, поскольку широкие возможности для накопления достижений представляю специализированные платформы (например, 4portfolio.ru), блоги и социальные сети. Достижения обучающегося, собранные в рамках портфолио, позволяют, в частности, отслеживать динамику обучения, мотивировать на новые профессиональные достижения.

Консультирование и индивидуальная поддержка Персонализация образовательного процесса предполагает возможность индивидуальных консультаций с преподавателей как важнейшее условие эффективного взаимодействия.

Выводы. Таким образом, персонализация образования выступает важнейшей тенденцией его развития на современном этапе, что стало во многом возможным благодаря интенсивному развитию информационных технологий, дистанционного обучения и электронных образовательных систем. Наличие персонализированного контента и возможность реализовывать индивидуализированное обучение в соответствии с потребностями, запросами и особенности каждого обучающегося постепенно становится основным условием конкурентоспособности образовательных программ и курсов. Средствами персонализации образовательного процесса становятся диагностика уровня готовности и личностно-

профессиональных качеств, уровневое и перевернутое обучение, активное использование средств коммуникации, индивидуальной поддержки и консультирования, взаимное оценивание.

Литература:

1. Бакулев А.В., Бондарев М.Г. Peer Assessment как метод контроля в смешанном обучении английскому языку для специальных целей. Южный федеральный университет. URL: http://www.apkpro.ru/doc/ 22.06.2016%20Peer%20Assessment.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

2. Бурняшов Б.А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26078 (дата обращения: 01.04.2021).

3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 2. - С. 12-19.

4. Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. - 2012. - №1. - С. 20-28.

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2000. - 572 с.

6. Киселева А.А, Стародубцев В.А.. Персональная образовательная сфера как агрегатор формального и неформального образования // Открытое образование. - 2013. - № 6. - C. 53-60.

7. Кондратьев М., Кондратьева А. Научная психологическая школа А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Развитие личности. - 2014. - №2. - С. 198-210.

8. Крупнов Ю.В. Практика персонального образования. URL: http://personaledu.narod.ru/6.htm (дата обращения: 01.04.2021).

9. Орнатская Л.А., Лузина Т.И. Идея духовности в философском персонализме: М. - Шелер, Н. Бердяев, Э. Мунье // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - Т.15. - Вып. 4. -С. 121-130.

10. Страдубцев В.А. Персонализация виртуальной образовательной среды // Информаионно-коммуникационные технологии в образовании. - 2015. - №7. - С. 24-29.

11. Johnson, L., Adams Becker, S., Cummins, M., Estrada, V., Freeman, A. & Hall, C. (2016). NMC Horizon Report: 2016 Higher Education Edition. Austin, Texas: The New Media Consortium. Retrieved February 15, 2021 from https://www.learntechlib.org/p/171478/(дата обращения: 01.04.2021)

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии Прядко Наталья Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский Федеральный университет» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии Шеховцова Татьяна Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский Федеральный университет» (г. Ставрополь)

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Представлен алгоритм коррекционной работы по формированию игровых навыков у детей с РАС, который способствует дальнейшему развитию их игровой деятельности, успешной подготовке, адаптации к школьному этапу обучения, освоению социальных норм и правил.

Ключевые слова: дети с РАС, игровые навыки, игровая деятельность, социальная адаптация, психическая сфера, социальное взаимодействие, коррекционная работа, зона ближайшего развития, игровое пространство, социальный опыт, эмоциональный контакт.

Annotation. The article deals with one of the topical issues of defectology - the violation of play activity and the formation of play skills in children with autism spectrum disorders. The paper presents an algorithm of correctional work on the formation of gaming skills in children with ASD, which contributes to the further development of gaming activities, successful preparation, adaptation to the school stage of education, the development of social norms and rules.

Keywords: children with ASD, play skills, play activity, social adaptation, mental sphere, social interaction, correctional work, zone of immediate development, play space, social experience, emotional contact.

Введение. Игра служит основным каналом приобщения человека к социальной культуре, необходимым условием воспитания и обучения ребенка. Это делает игру важнейшим средством освоения социальных ролей и правил на этапе дошкольного детства. Успешное прохождение процесса освоения игровых навыков ребенком является одним из определяющих факторов того, насколько успешно пройдет его подготовка к школьному обучению, будет гармонично развиваться его психика, а также насколько быстро будут освоены и осознаны основные социальные роли. Особое значение представляет формирование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) [5].

Овладение игровыми навыками ребенком дошкольного возраста, в том числе и ребенком с РАС, осуществляется на основе понимания им социальных отношений, стремления к социальному взаимодействию. При овладении игровыми навыками, ребенок обучается новому специфически человеческому способу общения с людьми, реализация которого возможна благодаря успешному освоению социальных ролей, а также у него появляется возможность взаимодействовать с другими людьми, с целью достижения определенного результата совместной деятельности. Эффективность процесса успешной социальной адаптации ребенка с РАС непосредственно зависит от степени сформированности у него игровых навыков. Однако вопрос формирования игровых навыков у детей с нарушениями относится к числу трудных навыков, формируемых медленно и требующих организации систематической работы [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.