_КАДИЕВ А.А.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Статья написана на актуальную тему, так как развитие агропромышленного комплекса является стратегическим приоритетом государственной социально-экономической политики. Автор проанализировал состояние агропромышленного комплекса республики. Также в статье даются рекомендации по развитию научных исследований с учетом традиций в экономике и труде республики в агропромышленном комплексе.
_KADIEV A.A.
FORECASTING AND STRATEGIC PLANNING OF REGIONAL
AGRICULTURE
Article is written on a vital topic as agriculture development is a strategic priority of the state social and economic policy. The author has analysed a condition of agriculture of republic. As in article recommendations about development of scientific researches taking into account traditions in economy and republic work in agriculture are made.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, экономика, государственная социально-экономическая политика, стратегические приоритеты.
Развитие агропромышленного комплекса является стратегическим приоритетом государственной социально-экономической политики. Наряду с задачей увеличения производства и повышения качества отечественных продуктов питания в агроэкономике, важное значение имеют социальные проблемы, как всего российского общества, так и его регионов, в особенности тех, которые имеют существенные диспропорции в социально-экономическом развитии и значительное отставание по жизнеспособности сельских регионов, здоровью населения, качеству пищевых продуктов.
Как известно, рыночные трансформации российской экономики существенно изменили методологию прогнозирования и планирования развития агропромышленного комплекса. Существовавшая система прогнозирования Советского периода, развивавшаяся параллельно директивному планированию, была хорошо организованна и проводилось масштабное финансирование по комплексному прогнозированию научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на период от 70-80 гг. до 2000 года. В эту деятельность было вовлечено около 3 тыс. научно- исследовательских и образовательных учреждений. Частью данной работы и был прогноз развития агропромышленного комплекса СССР.
Оживление российской экономики после дефолта 1998 года и возвращение к долгосрочному прогнозированию явились мощным импульсом прогностических разработок создания основ методологии долгосрочного про-
гнозирования развития российской экономики, ее многоотраслевых комплексов, отраслей и регионов.
В системе прогнозирования и стратегического планирования регионального агропромышленного комплекса, с учетом его специфики и исходя из основ прогнозирования российской экономики, важное место занимает комплексный анализ тенденций развития агропромышленного комплекса за предшествующий период и выявление особенностей его ресурсного потенциала.
Ресурсный потенциал сельского хозяйства республики очень разнообразен. «Чем разнообразнее ландшафт территории, на которой создается хозяйственная система, тем больше перспектив для развития экономики.»(2).
Сельскохозяйственные угодья в общей земельной площади Дагестана составляют около 66%. В то же время структура сельхозугодий не является оптимальной для развития многоотраслевого сельского хозяйства. Пашня в структуре сельхозугодий составляет 15,6%. На одного жителя в республике пашни меньше в 4,3 раза, чем в России и в 5,1 раза, чем в среднем в ЮФО. Во всех регионах ЮФО пашни в расчете на душу населения в 1,3 - 11,2 раза больше, чем в Дагестане.
Около половины пашни и многолетних насаждений, а также 63% орошаемых земель приходится на равнинную зону. Здесь производится свыше 66% зерна, 78% овощей, 80% подсолнечника, 84% винограда. Вместе с тем, в предгорной и горной зонах имеется значительный потенциал для животноводства. Здесь производится свыше 53% мяса, 55% молока, 68% шерсти.
Деструктивные действия по реформированию земельных отношений, организационно-производственной структуры и системы управления агропромышленным комплексом привели к технологической деградации, декон-центрации и натурализации сельскохозяйственного производства. Несмотря на оптимистичные заявления, сущность институциональных преобразований в аграрном секторе региона, как в целом по России, состоит в переходе от преобладания колхозов и совхозов к преобладанию мелких натуральных хозяйств, что отбросило аграрный сектор в натурально-патриархальный уклад с низкой товарностью и тяжелым ручным трудом.
Доля сельского хозяйства в общей сумме основных фондов республики снизилась с 14, 9% в 1995 году до 10,6% - в 2008 году. Фондовооруженность одного занятого в сельском хозяйстве работника в республике в 2008 году была в 1,6 раза меньше, чем в целом по России. Значительно сократилось количество зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Сельскохозяйственная техника практически полностью выработала амортизационный срок службы.
Технологическая деградация и потеря конкурентоспособности сельского хозяйства обусловлены также как общим падением инвестиционной деятельности в Дагестане, так и сокращением доли средств, направляемых в эту отрасль, в общем объеме инвестиций. Удельный вес инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в общем числе инвестиций по республике снизился с 2000 по 2006 годы в 2,3 раза.
Значительное количество трудовых ресурсов Дагестана расположено в сельской местности . Более 57% населения республики проживает в сельской местности. Из общего числа безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, 82% приходится на лица, проживающие в сельской местности.
Важным показателем для оценки трудообеспеченности территорий является уровень занятости в неформальном секторе экономики. Неформальный сектор экономики притягивает некоторую часть избыточных трудовых ресурсов, которые не могут трудоустроиться на официальном рынке труда в силу различных причин.
В 2006 году по оценке Росстата в стране были заняты в неформальной экономике около 12,6 млн. человек, в том числе в ЮФО - около 2,7 млн. человек. Уровень занятости в неформальном секторе в стране составил 18%, а в округе - 29%. Получается, что каждый третий работник трудился именно в неформальном секторе экономики, что является максимальным показателем в масштабе страны. Во многих исследованиях пороговым значением данного показателя можно считать 30% занятого населения в неформальном сегменте экономики. Данный показатель в 2006 году оказался превышенным в шести регионах ЮФО, в том числе максимального распространения масштабы неформальной занятости достигли в Дагестане 53%.(1).
Перспективы необходимого и возможного возрождения сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса связаны с инновационными факторами развития, со структурной перестройкой и комплексным решением социальных проблем села. Успехи сельского хозяйства развитых и ряда развивающихся стран позволяют оптимистично смотреть на перспективы развития агропромышленного комплекса при преодолении имевших место негативных тенденций. Преодолеть сложившиеся негативные тенденции в развитии агропромышленного комплекса в целом по стране и в регионах возможно на основе выработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса как центрального звена перспективной социально- экономической и аграрной политики государства.
В последнее время прошло большое количество обсуждений на различных конференциях, в печати стратегия социально- экономического развития республики Дагестан до 2020 года. Было высказано много замечаний, пожеланий по дальнейшей доработке стратегии. Однако рассмотрение в разделе «Приоритеты социально- экономического развития» только параграфа по развитию промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, по нашему мнению, недостаточно отражает стратегию инновационного обновления и повышения конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса.
В стратегии необходимо предусмотреть дифференцированную инновационную политику для разных экономических укладов агропромышленного комплекса. Приоритетное внимание необходимо уделить инновационному обновлению и повышению продуктивности хозяйств, особенно горного на-
селения. Необходимо создать региональные центры и сеть агрозоотехнических пунктов, которые могли бы осуществить бонатировку почв, снабжение и прокат сельхозтехники, снабжение качественными семенами и продуктивными породами скота, агрономическое и зоотехническое обслуживание хозяйств, создать действенную и эффективную систему по переработке и продаже сельскохозяйственной продукции, оказывать помощь государственным племенным и семеноводческим хозяйствам как очагам инновационного обновления аграрного сектора, развивать научные исследования с учетом национальных традиций в экономике и труде республики.
На наш взгляд, в прогнозных планах развития республики необходимо рассмотреть проблему опустынивания земель на севере республики. Она должна быть увязана с системой земледелия и отгонного животноводства. Так как распашка земель на равнине в зоне отгонного животноводства привела к образованию пустыни. Другой причиной является перезагруженность этих земель. И в этой связи опыт наших предков имеет важное значение. Кочевое скотоводство в древних племенах, обитавших на этих землях, которые образовались в результате колебаний уровня Каспийского моря путем образования тонкого слоя плодородной почвы поверх песков, учитывало это обстоятельство, а также и то, что «форма экстенсивного хозяйства весьма выгодна людям, потому что она нетрудоемка и природе, ибо количество скота лимитируется количеством травы. Для природы кочевой быт безвреден и люди живут в равновесии с природой и друг с другом.»(2).
Система материально-технического снабжения агропромышленного комплекса, существовавшая в условиях централизованного планирования и управления экономикой, претерпела глубокие изменения, и в настоящее время ее необходимо создавать заново. В этой связи важное значение имеет использование опыта как нашей страны, так и развитых стран. В работах экономистов по расширению взаимосвязей сельского хозяйства и промышленности указывается на необходимость государственной координации национальной продовольственной системы.
При этом отмечается усиливающаяся трудность в достижении взаимопонимания между участниками агробизнеса при согласовании общих целей. Считается, что эти общие цели будут определяться более правильно, если все участники, то есть производители сельскохозяйственной продукции, фирмы по переработке, транспортировке, хранению и реализации этой продукции, будут одинаково понимать взаимозависимость компонентов их товарной системы, а также настоящие и потенциальные пути и средства, которыми может быть достигнуто решение общих целей. Необходимость координации национальной продовольственной системы усугубляется по мере перехода от локальных рывков к крупным национальным и международным сферам сбыта.
Как показывает опыт европейских стран , отсутствие какого-либо централизованного управления процессами формирования агропромышленного комплекса вовсе не означает безучастность отношения правительства к проблемам проникновения промышленных методов в сельскохозяйственное
производство, всех стадий прохождения фермерской продукции до потребителя. После второй мировой войны, когда методы государственного регулирования экономики получили значительное развитие, государство финансировало большую часть теоретических и прикладных исследований непосредственно в сельском хозяйстве, подготовке кадров для агробизнеса. Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики во второй половине 20 века стало стимулирование значительных изменений в ее структуре . Значительно увеличились государственные ассигнования в исследования проблем межотраслевой структуры, развития приоритетных отраслей и производств и в повышение эффективности работы государственного аппарата.
Расширение и углубление межотраслевых связей , проникновение промышленных методов в сельскохозяйственное производство в рыночных условиях ведет к созданию особого промежуточного механизма между этими отраслями - сферы материально-технического снабжения и производственного обслуживания сельского хозяйства .
Опыт создания такого механизма для обслуживания межотраслевых производственных связей сельского хозяйства и промышленности уникален и имеет важное значение, поскольку такого механизма не существует на стыке, например, ТЭК и сталелитейной и автомобильной промышленности и др.
Специфика предприятий по оптовому и розничному сбыту сельскохозяйственной промышленной продукции состоит в выполнении, наряду с торговыми функциями, многообразных функций производственного и финансового характера. В силу специфики производства сельскохозяйственной продукции и степени развития межотраслевых и внутриотраслевых связей эти функции могут сильно различаться. Но как показывает зарубежный и отечественный опыт, в стратегии долгосрочного развития АПК важное значение имеет развитие транспортной системы , учет товарности всей сельскохозяйственной продукции, высокой порайонной и внутрихозяйственной специализации производства. Важное значение, в особенности в нашей горной республике, имеет развитие автомобильного транспорта, который позволяет наиболее эффективно преодолевать объективные трудности, возникающие при сбыте сельскохозяйственной продукции в силу большой распыленности хозяйств, относительно малой в сравнении с промышленностью концентрации готового продукта, а также специфического характера самого продукта. Эффективность автомобильного транспорта состоит в его относительной дешевизне, возможности перевозки груза небольшими партиями, ликвидации многократных перевозок с одного вида транспорта на другой, высокой территориальной мобильности.
В настоящее время, наряду с увеличением производства различных машин для сельского хозяйства, растет парк сельскохозяйственных машин зарубежного производства различных марок и образцов. В этой связи огромное значение приобретает организация снабжения запасными частями, комплектующими деталями.
В рамках приоритетного развития агропромышленного комплекса необходимо разработать целевые программы системы ранжированных по степени и срокам реализации отраслевых, региональных и институциональных приоритетов. Основным субприоритетом должно быть материально- техническое снабжение и производственное обслуживание сельского хозяйства. Необходимо предусмотреть систему изучения местного спроса, досборки, монтажа, наладки машин и оборудования, проведение специальных торговых компаний по сбыту новой техники, гарантийный и текущий ремонт и техническое обслуживание, торговлю запасными частями, оказание разнообразных производственных услуг сельскому хозяйству, широкую агрономическую, зоотехническую и экономическую консультацию крестьянских и фермерских хозяйств.
Литература
1. Абидов М.Х. Об организации труда и социальной защите работника. Вестник ДГТУ, Махачкала, 2003 год, с.23-27.
2. Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. М: 2003г., с.28-29
3. Гумеров Р. О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритет народнохозяйственного роста. РЭЖ № 9-10 , 2005г., с.33-41