Багавудинова М.Б.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУЛАРСТБЕШЮЕО РЕЕУЛИРОБАНШ МРОПРОМЫППЕННОЕО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
БАГАВУДИНОВА М.Б.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. В данной статье на примере агропромышленного комплекса Республики Дагестан дан анализ эффективности средств государственного регулирования, выделяемых на развитие сельского хозяйства. Ключевые слова: Республика Дагестан, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, субсидии, переработка, эффективность, земельная реформа, спрос, инвестиции.
BAGAVUDINOVA MB.
EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. This manuscript gives an analysis of effectiveness of means of state regulation provided for the development of agriculture, showing it on the example of the agro-industrial complex of the Republic of Dagestan. Keywords: the Republic of Dagestan, the agro-industrial complex, state support, subsidies, processing, effectiveness, a land reform, the demand, investments.
Процессы, призванные регулировать и стабилизировать агропромышленную отрасль экономики Дагестана в рыночных условиях, требуют решения организационно-экономических задач, для которых необходимо привлечь финансовые ресурсы. Поскольку АПК — это совокупность важнейших составляющих народнохозяйственного комплекса, непосредственно отвечающих за производство готового продукта из сельскохозяйственного сырья и жизнеобеспечение населения, следовательно, ясна необходимость государственного регулирования агропромышленной экономики. Положительная динамика развития АПК обеспечивается при достижении устойчивого воспроизводства как в АПК в целом, так и в каждом его структурном подразделении, и особенно в главной отрасли — сельском хозяйстве.
Важнейшей функцией регулировки рыночной экономики является комплексное обеспечение финансовыми ресурсами всех её секторов. Наличие и оптимальное использование этих ресурсов становится возможным только при существовании эффективной системы государственной поддержки и регулирования. Исходя из сути рынка как способа взаимодействия производителей и потребителей, в какой-то момент может оказаться так, что некоторые сектора экономики в силу объективных причин окажутся в положении, менее выгодном по сравнению с другими. И здесь требуется участие государства, роль которого в современной рыночной экономике нельзя недооценивать.
Основы современной организации национальной экономики должна составлять совокупность двух начал — рынка и государственного макроэкономического регулирования. Государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их выполнение всеми участниками. Необходимость участия государства в экономических процессах обусловлено рядом причин.
Первая причина связана с развитием монополий, подрывающих конкурентное начало рыночной экономики, что ведёт к снижению эффективности общественного производства, и антимонополистическая деятельность государства является его важнейшей функцией.
Вторая причина заключается в необходимости капиталоёмкого производства с длительным сроком окупаемости, которые «отторгает» рыночный механизм (в сельском хозяйстве это садоводство и виноградарство).
А третья причина характеризуется как фактор, следующий из ограниченных возможностей рыночных рычагов. Но влияние государства на процессы экономики не может носить произвольный характер, так как поддержка со стороны государства ведёт к ослаблению рычагов рынка.
Региональные проблемы преобразования экономики, №6, 2015
Хозяйственная система АПК в настоящее время должна быть системой качественного преобразования производительных сил агропромышленного комплекса, в котором все его составные части выполняли бы роль стимуляторов в освоении достижений научно-технического прогресса. Наиболее приоритетным направлением повышения устойчивости АПК является организация разработки и стимулирование реализации адаптивной системы интенсификации сельскохозяйственного производства, что позволит максимально использовать потенциал устойчивости территориальных биосистем, природно-климатических условий.
Развитие агропромышленного комплекса определяется уровнем продовольственного обеспечения населения и социально-экономической ситуацией в стране. Значимость агропромышленного комплекса связана, во-первых, со снабжением продуктами питания, а во-вторых, АПК оказывает влияние на занятость населения и эффективность всего национального производства.
К АПК можно отнести все элементы производства и производственное обслуживание, создание и развитие которых подчинены производству потребительской продукции из сельскохозяйственного материала. Исходя из этого, данная отрасль экономики особо нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны государства.
Суть данной статьи состоит в изучении проблем АПК, заключающихся во всеобщем спаде в производственной сфере, а также отсутствии научно-инновационного подхода к реформированию рыночных рычагов и кредитно-финансового механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к разрушению существующей системы.
Текущее состояние агропромышленного комплекса характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей деконструкции системы ведения сельского хозяйства стала трансформация собственности на средства производства. Изменились организационно-правовые формы коллективных предприятий, получила развитие сфера индивидуального предпринимательства на селе. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить одну из самых острых социальных проблем — трудовую занятость населения. Уровень развития АПК влияет на народное благосостояние, так как его продукция насчитывает более 60% товаров торговли.
АПК подразделяют на три основные категории, каждая из них выполняет определённую функцию:
1. Изготовление средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности: техника для обработки сельхозугодий, трактора, удобрения и ядохимикаты, комбикорма.
2. Собственно сельское хозяйство.
3. Транспортировка, заготовка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, вплоть до торговли и общественного питания.
В настоящее время состояние АПК Республики Дагестан неоднозначно. С одной стороны, имеют место положительные тенденции: наметился рост производства в некоторых отраслях, увеличивается количество предприятий, работающих с прибылью, но с другой стороны, остаются и продолжают прогрессировать отрицательные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как негативное, не отвечающее задачам развития экономики. Разработаны региональные программы, работающие по принципу софинансирования, которые уже дают определённые результаты.
Структурные изменения в сельском хозяйстве республики и перевод на рыночные методы хозяйствования в условиях ослабления государственной поддержки и неблагоприятного для сельского хозяйства инвестиционного фона в отрасли обусловили сильное снижение уровня платёжеспособности огромного количества производителей сельскохозяйственного товара и, как следствие, разрушение их материально-технической базы. При сложившейся ситуации есть опасность потерять продовольственную независимость. Основной проблемой является сокращение всех элементов производственной базы во всех регионах страны. Также снизилась энергетическая мощность сельского хозяйства республики с 2 163 тыс. кВт в 1990 г. до 574 тыс. кВт на начало 2011 г. (в 3,8 раза), а энергообеспеченность снизилась до уровня 60-х годов прошлого столетия.
Практически нет машин в хозяйствах для внесения удобрений и поддержания в рабочем состоянии оросительной системы. Наблюдается большая нехватка техники для предпосевной об-
Багавудинова М.Б.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕОСУЛАРСТБЕННОЕО РЕГУЛИРОВАНИИ МРОПРОМЫППЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
работки почвы и защиты растений менее чем на 1/3. Техника имеется для производства риса, а при возделывании овощей, картофеля и плодов преобладает тяжёлый ручной труд. В целом, обеспеченность сельскохозяйственного производства в республике основными видами техники на начало 2013 г. не превышала 35%, а общая стоимость недостающей техники превышает 10 млрд руб. при стоимости оптимального парка машин 15 млрд руб.
Тенденция снижения уровня технической оснащённости продолжает сохраняться: ежегодные темпы убытия техники в несколько раз опережают темпы обновления. Критическое состояние хозяйств и сложившееся неоднократное неравенство цен между продукцией машиностроения и сельского хозяйства не позволяют предприятиям закупать необходимую для производства технику и прицепные к ней механизмы.
Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. В реформировании АПК необходимо держать курс на обновление и эффективное использование материально-технической базы аграрного сектора. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все свои плюсы, развивается медленными темпами.
В каждом регионе есть свои характерные особенности, которые нужно учитывать. Сельское хозяйство Республики Дагестан можно охарактеризовать общим социально-экономическим кризисом в АПК. Принятые меры направлены на решение данной проблемы, а именно: развитие республиканских целевых программ сельского хозяйства. И это направление в 2015 г. является наиболее приоритетным. На сегодняшний день есть ряд целевых республиканских программ, которые направлены на модернизацию и развитие сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса Дагестана.
Целевые программы призваны повышать уровень оснащённости технической базы сельскохозяйственного производства. Государственные программы должны быть максимально рентабельны и эффективны. Реализация программ даст возможность концентрировать ресурсы всех уровней, координировать усилия заинтересованных органов исполнительной власти республики и создать единое экономическое пространство в решении вопросов технической базы сельскохозяйственного производства.
Цель программы — улучшить качественные показатели машинно-тракторного парка (МТП) сельхозтоваропроизводителей для увеличения объёма поставок сельскохозяйственным организациям, фермерским и личным хозяйствам базовых видов сельхозтехники различных марок. Планируется закупить 2 590 новых тракторов, 250 и 95 зерно- и кормодобывающих комбайнов. Общий объём финансирования программы составляет более 4,15 млрд руб., в том числе средства из федерального и республиканского бюджетов — 82 млн и 1 189 млн руб., внебюджетных источников — 2 881,5 млн руб. Разработанная научно-обоснованная программа повышения технической оснащённости сельскохозяйственного производства республики отвечает всем требованиям времени. Ниже представлена таблица с информацией о государственной поддержке на 2014-2015 гг.
Таблица 1
Информация о формах государственной поддержки на 2014-2015 гг., осуществляемой в рамках реализуемых республиканских целевых программ в области АПК
№ п/п Республиканская целевая программа Объём предусмотренных в РЦП на 2015 г. средств (млн руб.) Ставка субсидий
РФ РД
1. РЦП «Повышение технической оснащённости сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 гг.»
Субсидии на возмещение части расходов сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельхозтехники - 25,0 На 2014-2015 гг. -30% от стоимости приобретённой сельскохозяйственной техники (стоимость дилера-изготовителя с учётом доставки), но не более 1,5 млн руб. на одного получателя
Субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам 8,0 2,0 Порядок не разработан
Региональные проблемы преобразования экономики, №6, 2015
Результат от реализации программы складывается из следующих элементов:
- получение дополнительной продукции, минимизируя потери вследствие соблюдения рекомендуемых агротехнических сроков выполнения механизированных работ в полеводстве и усовершенствования их качества;
- получение дополнительной продукции за счёт возвращения в севооборот ранее не используемой из-за нехватки (отсутствия) сельскохозяйственной техники пашни;
- сокращение затрат на техническое обслуживание и ремонтные работы сельхоз техники;
- снижение эксплуатационных затрат на выполнение механизированных работ в рамках ресурсосберегающих технологий.
Прогнозируется положительная динамика прироста за счёт грамотного регулирования и распределения данных средств.
Прогресс АПК невозможен без введения инновационных технологий. Наука и АПК должны тесно взаимодействовать друг с другом. Бюджетная поддержка АПК должна основываться на принципе финансовой самодостаточности отрасли. Необходимо от схемы централизованной ведомственной поддержки перейти к территориально-целевому финансированию с организацией специальных фондов финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях. Источниками средств этих фондов должны стать налоговые и таможенные поступления от реализации продовольствия. Передача определённой части средств в регионы позволит более сбалансировано их использовать. В данный момент имеет смысл сохранение выплат дотаций на сельскохозяйственную продукцию из бюджетов субъектов РФ. Министерство финансов при определении взаимоотношений в рамках консолидированного бюджета с субъектами РФ должно предусмотреть в их бюджетах необходимые средства для выплаты указанных дотаций.
Необходимо увеличить налоговые льготы для сельских товаропроизводителей, а именно: налогооблагаемую базу для расчёта земельного налога следует уменьшить на величину собственных средств, вложенных в улучшение земель; исключить из налогообложения суммы, направляемые на развитие производства и переработку сельскохозяйственной продукции. Требуется ввести аналогичные льготы в налогообложении перерабатывающих, агросервисных и других предприятий АПК. При переходе к рыночным отношениям необходимо реформирование банковской системы АПК.
В рамках данной реформы целесообразно:
1. Ввести гибкую систему льготного кредитования при поддержке государством наиболее эффективных мероприятий, в частности, по созданию базы переработки и реализации продукции, повышению плодородия почвы, строительству дорог.
2. Стимулировать вложения промышленных предприятий, отраслей народного хозяйства в развитие АПК путём предоставления им льготных кредитов на эти цели.
3. Усилить контроль за целевым использованием ассигнований (в том числе кредитов) из федерального бюджета на местах.
Особенно предпочтительными являются краткосрочные инвестиционные программы, отвечающие специфике периода нестабильности в экономике и позволяющие обеспечить финансовыми ресурсами начало структурных сдвигов. Следует учитывать, что инвестиционная политика должна быть направлена на поддержку перспективных отраслей и предприятий регионального значения.
Главным критерием инвестиционной политики является поддержание единых региональных цен на продукты АПК первой необходимости, в основе которых лежат цены на зерно. Данные меры позволят контролировать производство, регулировать рыночные отношения, стимулировать выпуск дефицитных товаров, гарантировать производителям ожидаемый доход, уменьшить возможность спекуляций. В подобных условиях на уровне регионов необходимо организовать службу мониторинга за ценами на товары, издержками производства и доходностью отраслей. Такие меры позволят регулировать рыночные отношения, цель которых состоит в поддержании доходов предприятий АПК на уровне, обеспечивающем условия для расширенного воспроизводства.
Багавудинова М.Б.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ!) РЕГУЛИРОВАНИИ МРОПРОМЫППЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Литература
1. Александрова Р. Н. Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК. Справочное пособие. — М.: Агропромиздат, 2000.
2. Бобылев С. Н., Киселев С. В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики //АПК: экономика и управление. — 2006. — № 11. — С. 78.
3. Богомолов Е. В. Организационные вопросы и методы государственного регулирования экономики в период новой экономической политики. — М., 2002. — 167 с.
4. Статистический бюллетень: ф. 29-сх, ф. 24-сх. — Дагестанстат, 2005-2009.
5. Статистический бюллетень: Производство и реализация сельскохозяйственной продукции. — Даге-станстат, 2005-2009.
6. Статистический бюллетень: Сельское хозяйство. — Дагестанстат, 2005-2009.
7. Экономический обзор «Сельское хозяйство Дагестана, Минсельхоз Республики Дагестан». — Махачкала, 2014.
8. Экономическая отчётность по агропромышленной политике Минэкономики Республики Дагестан.
9. Полиевктова Е. В., Чинякова М. Ю. Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: 2001. — 558 с.
References:
1. Alexandrova R. N. Economic analysis of activity ofprocessing enterprises of agroindustrial complex. A reference guide. — M.: Agropromizdat, 2000.
2. Bobylev S. N., Kiselev S. V. State regulation of agriculture under conditions of transition economy // AIC: Economics and management. — 2006. — No. 11. — P. 78.
3. Bogomolov, E. V. Organizational matters and methods of state regulation of the economy during the new economic policy. — M., 2002. — 167 C.
4. Statistical Bulletin: f. 29-CX, f. 24-CX. — Dagestanskih, 2005-2009.
5. Statistical Bulletin: Production and marketing of agricultural products. — Dagestanskih, 2005-2009.
6. Statistical Bulletin: Agriculture. — Dagestanskih, 2005-2009.
7. Economic review "Agriculture of Dagestan, the Ministry of agriculture of the Republic of Dagestan ". — Makhachkala, 2014.
8. Economic reporting for agricultural policy the Ministry of economy of the Republic of Dagestan.
9. Polievktov, E. V. and M. Y. Chinyakova State regulation of market economy. — M.: 2001. — 558 p.