Научная статья на тему 'Механизм укрепления материально -технической базы АПК РД в условиях санкций'

Механизм укрепления материально -технической базы АПК РД в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
275
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА АПК / ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF PHYSICAL INFRASTRUCTURE REPLACEMENT / МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ / MACHINE-TECHNOLOGICAL STATIONS / PHYSICAL INFRASTRUCTURE OF THE AIC

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Адилов Р.М., Адилова У.Ш., Османова М.М.

Организационно-экономический механизм модернизации технической базы является составной частью экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе России и представляет собой систему экономических и организационных мероприятий, направленных на повышение технической оснащенности и совершенствование технологий с целью обеспечения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях с минимальными затратами всех ресурсов. В статье рассмотрены теоретические и методические аспекты организационно-экономического механизма обновления материально-технической базы агропромышленного комплекса Республики Дагестан, анализируется современное состояние и предложены направления совершенствования механизма материальнотехнического обновления сельского хозяйства республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Адилов Р.М., Адилова У.Ш., Османова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF ENFORCEMENT OF THE PHYSICAL INFRASTRUCTURE OF THE AIC OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS

The organizational-economic mechanism of modernization of the physical infrastructure is the component of the economic mechanism of the economy in the agro-industrial complex of Russia, and it represents a system of economic and organizational arrangements directed towards the improvement of technical equipment and advancement of technologies in order to ensure production in agricultural enterprises with the minimal expenditure of all the resources. The manuscript discusses theoretical and methodical aspects of the organizational-economic mechanism of replacement of the physical infrastructure of the agro-industrial complex of the Republic of Dagestan, analyzes the modern state, and offers areas of focus to advance the mechanism of physical infrastructure replacement of the agriculture of the Republic.

Текст научной работы на тему «Механизм укрепления материально -технической базы АПК РД в условиях санкций»

АПК И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

АДИЛОВ Р.М., АДИЛОВА У.Ш., ОСМАНОВА М.М.

МЕХАНИЗМ УКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АПК РД В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. Организационно-экономический механизм модернизации технической базы является составной частью экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе России и представляет собой систему экономических и организационных мероприятий, направленных на повышение технической оснащенности и совершенствование технологий с целью обеспечения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях с минимальными затратами всех ресурсов.

В статье рассмотрены теоретические и методические аспекты организационно-экономического механизма обновления материально-технической базы агропромышленного комплекса Республики Дагестан, анализируется современное состояние и предложены направления совершенствования механизма материально-технического обновления сельского хозяйства республики.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, материально-техническая база АПК, организационно-экономический механизм материально-технического обновления, машинно-технологические станции.

ADILOV И..М., ADILOVA U.SH., OSMANOVA М.М.

THE MECHANISM OF ENFORCEMENT OF THE PHYSICAL INFRASTRUCTURE OF THE AIC OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS

Abstract. The organizational-economic mechanism of modernization of the physical infrastructure is the component of the economic mechanism of the economy in the agro-industrial complex of Russia, and it represents a system of economic and organizational arrangements directed towards the improvement of technical equipment and advancement of technologies in order to ensure production in agricultural enterprises with the minimal expenditure of all the resources.

The manuscript discusses theoretical and methodical aspects of the organizational-economic mechanism of replacement of the physical infrastructure of the agro-industrial complex of the Republic of Dagestan, analyzes the modern state, and offers areas of focus to advance the mechanism of physical infrastructure replacement of the agriculture of the Republic.

Keywords: agro-industrial complex, physical infrastructure of the AIC, organizational-economic mechanism of physical infrastructure replacement, machine-technological stations.

Развитие сельского хозяйства в ближайшие годы с учетом продовольственных санкций встало на повестке дня правительства республики.

Современный уровень научно-технического прогресса в условиях санкций требует новых подходов к решению проблем инвестиционной политики, связанной с импортозамещением техники и оборудования. В процессе замены средств производства на машины и различного рода оборудования нового поколения, внедрения передовых сложных технологий возникает необходимость в использовании адекватных неординарных методов финансирования, инвестирования, кредитования, отвечающих новым условиям.

Изучение предшествующих научных разработок показало, что по своим количественным, качественным и структурным характеристикам материально-техническая база российского агрокомплекса не соответствует требованиям современного этапа экономического развития. Обеспеченность сельского хозяйства России основными техническими средствами в 2013 году составляла по отдельным видам 17-80 % от норматива. При этом, по экспертным оценкам, отечественная техника по сравнению с зарубежными аналогами обеспечивает 90 % потенциальной производительности, 35-40 % надежности, 40 % соответствия мировым стандартам по общему техническому уровню. Технические средства АПК России в основе своей являются

ресурсорасточительными — как по технико-эксплуатационным параметрам, так и по воздействию на окружающую среду. В то же время научные разработки по развитию материально-технической базы АПК были ориентированы преимущественно на совершенствование системы снабжения агрокомплекса необходимыми материально-техническими средствами в рамках стандартных централизованных административных и экономических регуляторов. В условиях рыночных отношений возрастает роль гибких экономических стимулов и механизмов регулирования развития рынка материально-технических средств для АПК. Поэтому решение вопросов стимулирования ограниченного платежеспособного спроса и производства технических средств для российского агрокомплекса требует новых подходов, основанных на принципах комплексности регулирования, компенсационного характера стимулирующих мер и адаптации мирового опыта к условиям российской экономики.

Материально-техническое обновление АПК включает технические, технологические, организационные и экономические мероприятия.

Организационно-экономический механизм обновления технической базы является составной частью экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе России и представляет собой систему экономических и организационных мероприятий, направленных на повышение технической оснащенности и совершенствование технологий с целью обеспечения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях с минимальными затратами всех ресурсов.

Обновление технической базы подразделяется на простое и качественное. При простом обновлении происходит замена отслужившей свой срок машины на новую с аналогичными параметрами. При качественном обновлении происходит замена имеющейся техники на более производительную, применяются более прогрессивные технологии производства возделывания культур или содержания скота и птицы.

Основными блоками организационно-экономического механизма обновления технической базы сельского хозяйства являются:

- анализ состояния и планирование механизации сельскохозяйственного производства, оптимизация состава машинно-тракторного парка;

- проведение экономической оценки новых технологий и сельскохозяйственной техники;

- установление источников финансирования обновления техники (собственных и привлеченных), их размеров;

- формы и методы финансовой поддержки обновления техники из федерального и региональных бюджетов;

- совершенствование ценообразования и сокращение диспаритета цен на сельскохозяйственные технику и продукцию;

- создание новых и совершенствование существующих организационных форм и структуры обслуживающих предприятий по обеспечению и ремонту техники (новой и подержанной), выполнению механизированных работ;

- совершенствование нормативной базы использования и ремонта сельскохозяйственной техники.

Конкретные мероприятия в зависимости от уровня их реализации подразделяются на внешние, зависящие от управленческих структур государства (на федеральном и региональном уровнях), и внутренние, зависящие только от сельскохозяйственных предприятий. К первой группе мероприятий относятся: техническая политика государства по развитию АПК, его финансовая поддержка, налоговая политика, ценообразование, страхование техники, стимулирование технического переоснащения, установление порядка начисления амортизации и списания техники, экономическое обоснование основных концепций развития механизации, обновление нормативной базы и т. д.

Ко второй группе мероприятий, которые определяют сельскохозяйственные предприятия после проведения экономической оценки, относятся: приобретение новой (отечественной или зарубежной) или подержанной техники; выбор поставщиков техники по минимальным ценам с гарантией ее качества, других обслуживающих предприятий, выполняющих механизированные работы (МТС, мехотряды и т. д.), внедрение форм внутрихозяйственного использования техники; восстановление работоспособности подлежащей списанию техники; материальное

стимулирование работников за внедрение новой техники; методы планирования механизации сельскохозяйственного производства; обоснование источников финансирования и способов приобретения техники.

Проблема ресурсного обеспечения российского агрокомплекса имеет два основных аспекта: технический и финансовый. Техническое состояние материально-технической базы отечественного АПК не позволяет достичь такого уровня продуктивности, который позволил бы полностью решить проблему самообеспечения ресурсами.

По состоянию на 1 января 2014 года в сельскохозяйственном производстве Республики Дагестан во всех категориях хозяйств насчитывалось сельскохозяйственной техники (табл. 1).

Таблица 1

Наличие сельскохозяйственной техники во всех категориях хозяйств Республики Дагестан (единиц)

1992 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Тракторы 12150 6187 4309 3516 3297 3109 2816 2896 2745 2732

Зерноу борочные комбайны 2067 1246 1022 875 798 755 674 676 639 614

Ку куру зоу бор очные комбайны 233 108 42 42 41 35 35 26 24 22

Кор моу бор очные комбайны 643 215 149 165 133 83 74 79 73 73

Косилки 1551 752 535 493 465 449 413 432 410 406

Пр есс-подбор щики 1798 1029 811 716 685 606 582 567 548 536

Сеялки 2123 1176 928 832 769 684 620 630 612 596

Источник: составлено по данным статистической отчетности формы № 10-мсх за 1992-2013 годы.

Для эффективного ведения сельскохозяйственного производства парк тракторов должен составлять порядка 12 350 ед-ц, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов — 1 160 ед-ц и 473 ед-цы соответственно.

При этом до трех лет эксплуатации составляют тракторы 13,8 % (в 2012 году — 11 %), зерноуборочные комбайны — 3,7 % (3,1 %), кормоуборочные комбайны — 4,1 % (2,7 %) от их общего количества. Со сроком эксплуатации более 10 лет составляют тракторы — 58,2 %, зерноуборочные комбайны — 74,5 %, кормоуборочные комбайны — 91,8 % от их общего количества.

Финансовый аспект проблемы заключается в хронической неплатежеспособности аграрного сектора, которая является естественным следствием многолетней государственной политики ценовых диспаритетов и невыполнения финансовых обязательств последних лет.

По данным отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленных УСХ районов, рентабельность (с учетом субсидий) за 2013 год составила на уровне 7,1 % против 6,8 % в 2012 году. Показатель рентабельности без субсидий отрицательный и составил 10,6 %.

Из-за ограниченных инвестиционных возможностей даже прибыльные сельскохозяйственные предприятия республики не в состоянии приобретать технические средства в необходимом для производства количестве, в бесперспективном положении находятся экономически слабые и убыточные хозяйства, у которых вовсе отсутствуют средства на техническое оснащение. Таких сельскохозяйственных предприятий в республике 67 % и в них сосредоточено 30 % (140 тыс. га) пашни [3].

По данным районных органов управления АПК республики, в 2013 году сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет всех источников инвестирования приобретено 404 ед-цы различной сельскохозяйственной техники на сумму 755,7 млн руб., в том числе 122 ед-цы тракторов, 14 ед-ц зерноуборочных комбайнов, один кормоуборочный комбайн и 7 ед-ц прочих комбайнов [табл. 2].

В 2013 году энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций составила 142 л. с. (в 2012 году — 122 л. с.) на 100 га посевных площадей.

Предусмотренные объемы финансирования мероприятий технической и технологической модернизации в 2013 году из республиканского бюджета не исполнены (табл. 2).

Таблица 2

Приобретено сельскохозяйственной техники в 2013 году

Источники инвестирования

Наименование техники Всего лизинг в том числе собственные кр едитные Средства

РБ ФБ средства ресурсы МО

Тракторы: - единиц - млн руб. 122 263,1 49 68,6 17 23,7 32 44,9 39 31,7 31 158,7 3 4,1

Комбайны, всего - единиц - млн р уб. 22 133,4 6 25,2 5 20,6 1 4,6 1 0,4 12 106,8 3 1,0

В т. ч. зерноуборочные: - единиц - млн р уб. 14 74,1 5 22,0 4 17,4 1 4,6 1 0,4 5 50,7 3 1,0

Кормоуборочные: - единиц - млн р уб. 1 3,2 1 3,2 1 3,2 - - - -

Картофелеуборочные: -единиц - млн р уб. 4 30,1 - - - - 4 30,1 -

Т оматоу бор очные: - единиц - млн руб. 3 26,0 - - - - 3 26,0 -

Сельскохозяйственная техника: - единиц - млн р уб. 260 359,1 45 52,8 12 11,1 33 41,7 77 30,7 128 272,7 10 2,9

Итого: - единиц - млн р уб. 404 755,7 100 146,7 34 55,4 66 91,3 117 62,8 171 538,2 16 8,0

Соотношение источников инвестиций, %: - единиц - млн р уб. 100 100 24,8 19,4 8,4 7,3 16,3 12,1 29,0 8,3 42,3 71,2 4,0 1,0

Источник: составлено по данным статистической отчетности формы № 10-мсх за 1992-2013 годы.

Таблица 3

Объемы финансирования из республиканского бюджета в 2013 году (тыс. рублей)

Наименование мероприятия Предусмотрено Фактич ески выделено % исполнения

Взнос в уставный капитал лизингодателя 100 000,0 50 000,0 50,0

Субсидии на возмещение части расходов сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельхозтехники 25 000,0 16 500,0 66,0

Субсидии на возмещение процентных ставок по кр едитам 2 500,0 500,0 20,0

Источник: www.mcxrd.ru, доклад «О ходе и результатах реализации в 2013 году республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Несмотря на реализацию мероприятий программы, направленных на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, продолжается сокращение парка сельскохозяйственной техники. Частично это компенсируется приобретением энергонасыщенной высокопроизводительной техники и внедрением ресурсосберегающих технологий, использующих комбинированные почвообрабатывающие и посевные агрегаты.

Так, в 2013 году приобретено 24 ед-цы энергонасыщенных тракторов, в том числе 23 ед-цы зарубежного производства, 6 ед-ц высокопроизводительных зарубежных зерноуборочных комбайнов, 60 ед-ц комбинированных агрегатов, посевных комплексов, а также комплексов машин для производства картофеля, томатов и кукурузы, благодаря которым на площади более 20 тыс. га внедрены современные ресурсосберегающие технологии.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства необходимо в максимально короткий срок обновить парк сельскохозяйственной техники. Поэтому принятие мер государственной поддержки технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и их эффективное оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям в настоящее время наиболее актуально.

Принятие правительством Республики Дагестан постановления от 8 апреля 2011 года № 97, предусматривающего предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники позволило стимулировать привлечение внебюджетных инвестиций на обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей. За 2013 год данная мера государственной поддержки в объеме 16 500 тыс. рублей оказана 25 хозяйствующим субъектам, которыми приобретено 63 ед-цы сельскохозяйственной техники, в том числе 25 ед-ц тракторов и 3 ед-цы зерноуборочных комбайнов.

В отличие от других регионов страны в сельском хозяйстве республики доминирует мелкотоварное производство, т. е. личные подсобные хозяйства. Свыше 2/3 валовой продукции сельского хозяйства Дагестана производится малыми формами хозяйствования, в их пользовании находится 51 % (242 тыс. га) пашни, 43,3 % (21 тыс. га) многолетних насаждений и 86 % поголовья крупного и мелкого рогатого скота. Преобладание мелкотоварного сектора в сельскохозяйственном производстве республики обуславливает многократное увеличение потребности в сельскохозяйственной технике, снижает эффективность ее использования, ведет к росту эксплуатационных издержек и снижению конкурентоспособности производимой продукции. Кроме этого, посевные площади сельхозтоваропроизводителей 32 горных и предгорных районов небольшими участками разбросаны в нескольких зонах отгонных пастбищ в равнинной части республики, что обуславливает перемещение техники из одного участка на другой и повышение издержек. Общая площадь пашни, обрабатываемая в таких условиях, составляет 81,5 тыс. га.

Эти факторы в сочетании с диспаритетом цен между продукцией сельского хозяйства и машиностроения, низкой платежеспособностью малых форм хозяйствования и небольших сельскохозяйственных предприятий показывают экономическую нецелесообразность закупки собственного парка машин. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования механизма материально-технического обновления, наряду с укреплением технической базы крупных хозяйств, имеет развитие рынка производственно-технических услуг путем создания машинно-технологических станций, которые обеспечат эффективную годовую загрузку сельскохозяйственной техники.

При этом в зонах обслуживания этих формирований будет сосредоточено 249,9 тыс. га пашни и 26,7 тыс. га многолетних насаждений, что составляет 52 и 38 процентов соответственно к их общей площади.

Наличие рынка механизированных услуг посредством МТС даст возможность данным категориям сельхозтоваропроизводителей использовать высокотехнологичную и энергонасыщенную технику в производстве сельскохозяйственной продукции.

Эффективным инструментом для создания экономических условий для стимулирования инвестиций в развитие рынка механизированных услуг (создание и развитие машинно-технологических станций) является субсидирование части их затрат на приобретение сельско-

хозяйственной техники.

Важную роль в технической модернизации отрасли играет механизм лизинга как на республиканском (ОАО «Дагагроснаб»), так и на федеральном уровнях (ОАО «Росагролизинг»), показавших свою эффективность и широко востребованных сельскохозяйственными товаропроизводителями.

С использованием средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направленных на обеспечение АПК продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга), в 2013 году приобретено и передано хозяйствующим субъектам 34 ед-цы сельскохозяйственной техники на сумму 55 400 тыс. руб., в том числе 17 ед-ц тракторов (13,9 % от общего количества тракторов, приобретенных в 2013 году), 4 ед-цы зерноуборочных комбайна (28,6 % от общего количества зерноуборочных комбайнов, приобретенных в 2013 году) и один кормоуборочный комбайн.

В 2013 году активизирована работа по привлечению средств федерального аграрного лизинга. С использованием данного механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителями закуплено 66 ед-ц сельскохозяйственной техники на сумму 91 300 тыс. руб. (в 2012 году — 47 ед-ц на 38 600 тыс. руб.), в том числе 32 трактора и один зерноуборочный комбайн.

ДРФ ОАО «Россельхозбанк» в 2013 году было выделено кредитов на закупку сельскохозяйственной техники на 538 200 тыс. руб., за счет которых сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 171 ед-цу различной сельскохозяйственной техники, в том числе 31 трактор (28 % от общего количества в 2013 году), 5 зерноуборочных комбайнов (36 % от общего количества зерноуборочных комбайнов).

Таким образом, для модернизации материально-технической базы АПК республики необходимо решение следующих основных задач:

- максимально эффективное использование сельскохозяйственными товаропроизводителями мер государственной поддержки, предоставленных на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства;

- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;

- создание экономически благополучных условий для стимулирования привлечения внебюджетных инвестиций в обновление парка машин;

- развитие в агропромышленном комплексе рынка механизированных услуг;

- сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве;

- повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе.

Эффективность реализации основных направлений обновления технической базы проявляется в выполнении полностью и в установленные сроки технологических процессов по возделыванию сельскохозяйственных культур и производству продукции животноводства, в обеспечении планируемых объемов сельскохозяйственной продукции, в снижении затрат на эксплуатацию техники и их доли в себестоимости продукции.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы» (с изменениями и дополнениями).

2. Закон Республики Дагестан от 02.03.2012 №11 об утверждении республиканской программы «Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020годы».

3. Закон Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года № 94 «Об утверждении республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы "».

4. Стратегия машинно -технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020года. Ю. Ф. Лачуга и др.; М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009.

5. Адилов Р. М. Экономический механизм материально-технического обеспечения сельского хозяйства. М.: ВНИЭТУСХ, 2001.

6. Адилов Р. М. Азаева М. М. Материально-техническая база АПК: проблемы и перспективы // Пробле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мы развития АПК региона. — № 3. — 2012.

7. Адилов Р. М. Османова М. М. Экономический механизм обновления материально-технической базы АПК РД// Управление экономическими системами: электронный журнал ecs.mcnip.ru, 2014. — Вып. 72. УЭкС. 12/2014.

References:

1. The RF Government decree of 14 July 2012 No. 717 "About the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020" (with amendments and additions).

2. The law of the Republic of Dagestan from 02.03.2012 No. 11 on approval of the Republican program "Improving of technical equipment of agricultural production in the Republic of Dagestan for 2012—2020 ".

3. The law of the Republic of Dagestan dated December 17, 2012. No. 94 "On approval of the Republican program Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020".

4. Strategy of machine-technological modernization of agriculture of Russia for the period up to 2020. Y. F. Shack, etc. M.: FSSI "Rosinformagrotech". 2009.

5. Adilov R. M. Economic mechanism logistical support of agriculture. M.: Vnietucx. 2001.

6. Adilov R. M., M. M. Aseeva Material and technical base of the agroindustrial complex: problems and prospects // Problems of agricultural development in the region. No. 3. 2012.

7. Adilov R. M., Osmanova M. M. Economic mechanism of the material-technical base of agriculture RD // Management of economic systems: electronic journal ecs.mcnip.ru/ 2014, release (72) MES, 12/2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.