Научная статья на тему 'Прогнозирование и планирование инновационного развития как основа формирования, координации и реализации инновационной, социальной и региональной политики'

Прогнозирование и планирование инновационного развития как основа формирования, координации и реализации инновационной, социальной и региональной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н., Капорцева О.Н.

В статье показана роль прогнозирования и планирования для осуществления координации социальной, инновационной и региональной политики, освещены методические вопросы планирования инновационного развития на макро-, мезои микроуровнях, оценки эффективности использования в народном хозяйстве республики результатов научно-исследовательских, опытно-технологических, опытно-конструкторских работ и инновационных проектов, изложены проблемы и даны рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование и планирование инновационного развития как основа формирования, координации и реализации инновационной, социальной и региональной политики»

ЦИСН, 2006.

4. Статистический сборник «Регионы России». - М., 2007.

5. Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г. Кузнецова, профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 320 с.

6 Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономической рост // Экономист. - 2007. - № 6. - С. 5-8.

7. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом - 2008. - № 1.

8. Ларин С.Н. Основные тенденции деятельности в регионе: зарубежный опыт и российская деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 5.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ, КООРДИНАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

© Кандаурова Г.АД Кандауров Н.Н.¥, Капорцева О.Н.*

Белорусский государственный экономический университет, Институт современных знаний им. А.М. Широкова, г. Минск

В статье показана роль прогнозирования и планирования для осуществления координации социальной, инновационной и региональной политики, освещены методические вопросы планирования инновационного развития на макро-, мезо- и микроуровнях, оценки эффективности использования в народном хозяйстве республики результатов научно-исследовательских, опытно-технологических, опытно-конструкторских работ и инновационных проектов, изложены проблемы и даны рекомендации по их решению.

Стратегической целью устойчивого развития Беларуси является динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития

♦ Профессор кафедры Регионального управления, кандидат экономических наук, доцент " Профессор кафедры Управления, кандидат экономических наук, доцент

* Старший преподаватель кафедры Управления

экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Важнейшей задачей является переход на инновационный путь развития.

Для достижения стратегической цели и решения важнейших задач разрабатывается социально-экономическая политика, основными составляющими которой являются социальная, инновационная и региональная политики. Европейский союз решает задачи обеспечения координации всех составляющих экономической политики под вектором инноваций.

Основой формирования социальной, инновационной и региональной политики должны служить прогнозные расчеты показателей, характеризующих эти виды политики. На основе результатов прогнозов должна формироваться и совершенствоваться каждая из них. Для координации социальной, инновационной и региональной политики и их реализации необходимо осуществлять планирование. Если в планировании социального и регионального развития накоплен определенный опыт, то в планировании инновационного развития в Республике Беларусь в современных условиях делаются первые шаги. Его развитию должно придаваться особое значение, так как результаты инновационного развития оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, уровень благосостояния народа и повышение конкурентоспособности продукции, отрасли, региона и экономики страны в целом.

Планирование инновационного развития предполагает научное обоснование целей, приоритетов, путей и средств их достижения. Его необходимо осуществлять на всех уровнях управления экономикой при их взаимодействии.

На макроуровне должны разрабатываться программы инновационного развития республики, государственные научно-технические программы (ГНТП), на мезоуровне - отраслевые и региональные программы. На микроуровне должно осуществляться планирование инноваций, предусматривающее разработку программы инновационного развития предприятия (долгосрочного инновационного плана) и текущего инновационного плана (плана научно-технического развития). В рамках инновационного плана (программы) должны разрабатываться инновационные проекты, включающие систему, взаимообусловленных и взаимосвязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий по достижению поставленных целей на определенном направлении развития науки, техники, организации и управления предприятия.

Следует отметить, что в Республике Беларусь в последние годы усилено внимание к планированию инновационного развития. В частности, разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В ней предусмотрена ускоренная разработка и освоение новых видов конкурентоспособной продукции и

передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности, таких как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и других форм, развитие научного потенциала крупных предприятий и объединений в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные структуры [1]. Разрабатываются и реализуются также государственные научно-технические [2], отраслевые, региональные и другие программы.

Методология и практика разработки научно-технических программ, целевых комплексных программ и инновационных (инвестиционных) проектов постоянно совершенствуется. Однако многие вопросы остаются нерешенными. Это касается проблемы прогнозирования показателей, определения эффективности программ и проектов, финансового обеспечения их реализации.

Особое значение в процессе планирования инновационного развития должно придаваться оценке эффективности результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (проектов), на основе, которой должны приниматься решения по отбору лучших проектов из возможных альтернативных вариантов для их инвестирования и использования результатов в производстве.

С этой целью разработана «Инструкция по оценке эффективности использования в народном хозяйстве республики результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» [3]. В ней представлена методика определения экономического эффекта от использования результатов НИОКР и ОТР. Разработаны и утверждены Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 31.08.2005 г. № 158 «Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» взамен действующих с 1999 г. методических рекомендаций [4]. Разработаны новые «Методические рекомендации по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок» и утверждены Постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь 3.01.2008 г. № 1. Однако последние методические рекомендации и Правила направлены на упрощение расчетов экономической эффективности разработок и проектов. В то же время проблема повышения точности расчетов показателей экономической эффективности для принятия обоснованных решений по инновационному развитию остается не решенной. Главными составляющими для расчета экономической эффективности являются объем продаж новой и инновационной продукции, цены, затраты. Степень точности оценки возможного объема продаж во многом зависит от глубины маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков. Что касается цен, то в «Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» отмечается, что прогнозируемые отпускные цены на продукцию на протяжении горизонта расчета принимаются ус-

ловно-постоянными. Следовательно, затраты на изготовление и реализацию должны быть тоже условно-постоянными. С одной стороны, с этим можно согласиться, поскольку неучтенный рост отпускных цен сгладит неучтенный рост цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы и другие затраты на изготовление и реализацию новой продукции. Однако, необходимо учитывать, что цены на сырье, материалы, топливо, энергию и цены на готовую продукцию изменяются, как правило, разными темпами. Подтверждением этому является рост цен на газ в 2,14 раза в 2007 г. и доведение до предприятий предельного норматива роста цен на продукцию в пределах 0,5-0,6 % в месяц. Это может оказать существенное влияние на результаты расчетов и привести к искажению показателей эффективности. Спорным также является вопрос определения экономической эффективности программы, проекта без учета изменения цен на материалы и готовую продукцию, даже если расчеты проводятся в условных единицах. По отношению к свободно конвертируемой валюте тоже существует вероятность изменения курса и инфляции. Поэтому должны рассчитываться прогнозные цены на новую, инновационную продукцию с учетом факторов внешней среды и прогнозные затраты дифференцированно по их элементам (с учетом изменения цен на приобретаемое сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, темпов роста заработной платы и других затрат). Для этого необходимо создать информационную базу и постоянно ее уточнять с учетом изменения внешних факторов.

При прогнозировании затрат можно использовать индексный метод в процессе разработки прогнозной калькуляции себестоимости единицы продукции. Для этого надо знать долю затрат по элементам и индексы изменения цен на материалы, комплектующие изделия, заработной платы. На основе прогнозного уровня затрат можно рассчитать цену на новое изделие. Если определенная таким способом цена будет выше ожидаемой рыночной, должна ставиться задача спроектировать изделие с учетом целевой себестоимости. Расчет себестоимости в данном случае будет производиться исходя из предварительно установленной цены реализации (ожидаемой рыночной цены новой продукции), определенной на основе маркетинговых исследований. Для определения целевой себестоимости изделия величина прибыли, которую хочет получить производитель продукции, вычитается из рыночной цены.

В рыночных условиях определение цены на новую технику осуществляется в рамках «ценового коридора». Варьирование в ценовом коридоре происходит под влиянием различных факторов. Нижняя граница ценового коридора обычно представляет собой сумму себестоимости и прибыли. При определении верхней границы должен учитываться полезный эффект у потребителя с учетом технических параметров продукции и / или параметров качества.

Недостаточно обоснованным является выбор ставки дисконтирования, обеспечивающей требуемую доходность вложенных финансовых ресурсов. При ее обосновании не учитываются специфические риски, присущие инновационным проектам, целью которых является производство новой продукции. Это искажает возможные результаты реализации проекта, приводит к завышению чистого дисконтированного дохода, занижению срока окупаемости и искажению других показателей. Поэтому проекты, оцененные в процессе их обоснования как высокоэффективные, при практической реализации порой оказываются убыточными.

С целью эффективного использования финансовых ресурсов, определения последовательности осуществления инновационных проектов и оптимального их набора необходимо разрабатывать оптимальную инвестиционную программу с применением методов оптимизации. В качестве критерия оптимальности следует использовать чистый дисконтированный доход по проектам, а ограничивающих условий - инвестиции. Это будет шагом вперед по сравнению с применяемыми традиционными методами в процессе формирования перечня наиболее эффективных инновационных проектов [5].

Список литературы:

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. - [Электронный ресурс] // Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы. - Минск, 2007. - Режим доступа: http://belisa.org.by /ги. Дата доступа: 17.11.2007.

2. Об утверждении государственных научно-технических программ: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 янв. 2006 г., № 5 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. -№ 6. - 5/17078.

3. Инструкция по оценке эффективности использования в народном хозяйстве республики результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 18.05.02. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь № 57. - 5/10462.

4. Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 31 авг. 2005 г., № 158. - [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 25.01.2006.

5. Кандаурова Г.А., Капорцева О.Н. Методические вопросы планирования инновационного развития национальной экономики // Вести ИСЗ -2008. - № 3. - С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.