138
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
ОЦЕНКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
© Капорцева О.Н.*
Институт современных знаний им. A.M. Широкова, Республика Беларусь, г. Минск
В статье рассматриваются теоретические основы оценки безубыточности инновационного проекта, недостатки существующей методики оценки безубыточности, излагаются предложения по их устранению: расширение круга показателей оценки, методика расчета показателей в различных сферах экономики.
При оценке эффективности инновационных проектов важное значение имеет обоснование их безубыточности. Обоснование осуществляется на основе значений цены реализации, условно-переменных и условно-постоянных затрат. При этом делается допущение постоянства цены во времени, неизменности условно-переменных затрат на единицу продукции и общей суммы условно-постоянных затрат на выпуск продукции при росте объема производства: цена изменяется во времени вследствие конкуренции и роста цен на ресурсы, условно-переменные затраты могут быть неизменными, увеличиваться или уменьшаться при росте объема производства [1]. Сумма условно-постоянных затрат в определенном диапазоне изменения объема производства может быть также неизменной или изменяться скачкообразно. Однако при незначительном изменении объема производства можно допустить постоянство указанных показателей.
Следует отметить, что в методических рекомендациях и литературных источниках игнорируются особенности обоснования безубыточности проекта в различных отраслях экономики. Кроме этого перечень показателей оценки ограничивается точкой и уровнем безубыточности [2, 5]. По нашему мнению целесообразно дополнить указанный перечень показателями, характеризующими прибыльность продаж и уровень риска проекта. В методических материалах по разработке бизнес-планов инновационных проектов необходимо предусмотреть оценку уровня указанных показателей и особенности оценки безубыточности в различных сферах экономики.
Обоснование безубыточности однопродуктового проекта в промышленности необходимо делать на основе значений следующих показателей.
Простая точка безубыточности (q„), «денежная» (qd) и точка нормальной рентабельности (qp) в натуральном выражении. Их значения можно рассчитать по формулам:
* Старший преподаватель кафедры Управления.
дн = С / (ц -V) (1)
дд = (С - А)/(ц - V) (2)
др = (С + ПЧН)/ (ц-V) (3)
где С - общая сумма условно-постоянных затрат на выпуск продукции;
V - сумма условно-переменных затрат на единицу продукции;
ц - цена единицы продукции без налогов;
А - сумма амортизационных отчислений по основным фондам проекта;
ПЧН - нормальная чистая прибыль.
Значения соответствующих точек безубыточности в стоимостном выражении (дщ, ддц, дрц) можно определить учетом цены (днц = дя • ц ; ддц = ■ ц;
Чрц = дР • ч).
Запас безубыточности. Его величина характеризует зону прибыльности. Запас по простой точке безубыточности определяется по формуле:
36 = (дп - д„) / дп (4)
Значение запаса по другим точкам (дд, др) можно рассчитать аналогично.
Устойчивость. Характеризует прибыльность объема продаж и рассчитывается по формуле:
У = П / ОП = Зб(1- с1щ) (5)
где П - прибыль;
ОП - объем продаж;
- доля переменных затрат в цене.
Операционный леверидж. Характеризует меру риска потери прибыли при уменьшении количества продаж. Его значение можно определить по формуле:
ь = Пм / П = 1/36 (6)
где Пм - маржинальная прибыль (Пм = д„ц - д„ V).
Значение левериджа показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) прибыль при увеличении (уменьшении) количества продаж на 1 %. Чем больше значение левериджа, тем больше риск потери прибыли при снижении количества продаж.
В расчете точек безубыточности многопродуктового проекта в сфере материального производства и проекта в сфере услуг имеются некоторые особенности.
При оценке безубыточности многопродуктового проекта в промышленности необходимо рассчитать точки безубыточности по каждому виду продукции по методике, изложенной выше и общую точку безубыточности (дко):
140
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Чяо = С Кцср - Уср) (7)
где цср, уср - соответственно средневзвешенные цена и переменные затраты:
Чср = X ЧМ-7X Ч , уср = X 7 X Ч
где Чг - плановое качество продукции /-го вида;
Цг, V, - соответственно цена и переменные затраты на единицу /-ой продукции).
Другие показатели по каждому виду продукции (Зб/, У,, Ь,) и общие, запас безубыточности (Збо), устойчивость (У0), леверидж (Ь0) рассчитываются по формулам, аналогичным (4)-(6).
В сфере услуг оценивается критический объем услуг (ОРк) в стоимостном выражении [4]:
орк = с/(1 - аГяр - аялр) (8)
где аКор, а„,ор - соответственно доля общих переменных затрат, доля налогов в плановом объеме реализации услуг (ОРп).
Запас безубыточности, устойчивость и леверидж рассчитываются по методике, аналогичной изложенной выше:
Зб = (ОРп - ОРг) / ОРп (9)
У = П / ОРп = (ОРп -V- С - Н) / ОРп (10)
Ь = Пм / П= (ОРп - V-H) / П (11)
где V, С, П, Н - общая сумма соответственно переменных, постоянных затрат, прибыли, налогов.
В торговле важными объемными показателями являются объем товарооборота (ОТ) и валового дохода (ВД).
Критические значения объема товарооборота (ОРк) и чистого валового дохода (ВДК) определяются по формулам:
ОТк = Ис ' ^ " - анш )> (12)
ВДК = ис /(! - - dн.вд) (13)
где dЗKoт, dн,oт - соответственно доля переменных затрат, налогов в объеме товарооборота; dv.вд, dHщ - соответственно доля переменных издержек обращения, налогов в объеме валового дохода.
Другие показатели безубыточности (запас безубыточности, устойчивость, леверидж) проекта в торговле могут быть рассчитаны, аналогично их расчету в сфере услуг.
В методических рекомендациях по бизнес-планирования инноваций следует предусмотреть анализ чувствительности показателей безубыточности (точки безубыточности, устойчивости, левериджа) в зависимости от изменения цены, условно-переменных и условно-постоянных затрат [3].
Список литературы:
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208 с.
2. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник / А.И. Ильин. -2-е изд., перераб. - Мн.: Новое знание, 2001. - 635 с.
3. Кандауров H.H. Инновационный менеджмент: курс лекций / H.H. Кан-дауров, О.Н. Капорцева, Г.А. Кандаурова. - Мн.: Современные знания, 2006. - 132 с.
4. Капорцева О.Н. Инновационный менеджмент: практикум / О.Н. Капорцева. - Мн.: Современные знания, 2007. - 84 с.
5. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (Утверждены Министерством экономики РБ, Постановление № 158 от 31.08.2005 г.) с изменениями и дополнениями в соответствии с Постановлением МЭ РБ № 214 от 07.12.2007 г.
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
© Королева Е.В.*
Российская государственная академия интеллектуальной собственности,
г. Москва
В данной статье автор показывает роль интеллектуальной собственности в инновационном развитии хозяйствующих субъектов, раскрывает сущность управления интеллектуальной собственностью, показывается необходимость осуществления концептуального подхода к системе управления интеллектуальной собственностью.
В настоящее время интеллектуальная собственность (ИС) является одним из стратегически важных ресурсов, которыми располагает страна, фактором обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. В связи с этим вопросы, связанные с управлением интеллектуальной собственностью, выходят сегодня на передний план.
На начальном этапе формирования рынка ИС интеллектуальная собственность оставалась за рамками экономической теории и менеджмента.
* Заведующий кафедрой «Управление инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности», кандидат экономических наук, доцент.