Научная статья на тему 'Критерии принятия управленческих решений на базе CVP-анализа в промышленном авиастроении'

Критерии принятия управленческих решений на базе CVP-анализа в промышленном авиастроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / ЗАПАС ПРОЧНОСТИ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД И ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ / ПРОМЫШЛЕННОЕ АВИАСТРОЕНИЕ / MANAGERIAL DECISIONS / MANAGERIAL ANALYSES / BREAK-EVEN POINT / SAFETY MARGIN / MARGINAL REVENUE / OPERATIONAL LEVERAGE / INDUSTRIAL AVIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Виктор Алексеевич, Чувашлова Марина Владимировна, Семенютова Ирина Сергеевна

В статье на основе теоретических и практических научных достижений обоснованы критерии принятия управленческих решений по результатам управленческого анализа. Адаптирована методика CVP-анализа, применительно к отрасти промышленного авиастроения. По данной методике приведены расчеты точки безубыточности, запаса прочности, маржинального дохода и операционного левериджа и обоснованы рекомендации для принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of Managerial Decision Making Based on CVP Analysis in Industrial Aviation

The article is based on theoretical and practical scientific developments and gives ground for the criteria of managerial decision making according to the results of managerial analysis. It presents the adapted method of CVP analysis applied to industrial aviation. This method is used to calculate the break-even point, safety margin, marginal revenue and operational leverage and to justify recommendations for managerial decisions.

Текст научной работы на тему «Критерии принятия управленческих решений на базе CVP-анализа в промышленном авиастроении»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

М.В. Чувашлова

И.С. Семенютова

УДК 658.012.7

Критерии принятия управленческих решений на базе CVP-анализа в промышленном авиастроении

В статье на основе теоретических и практических научных достижений обоснованы критерии принятия управленческих решений по результатам управленческого анализа. Адаптирована методика CVP-анализа, применительно к отрасти промышленного авиастроения. По данной методике приведены расчеты точки безубыточности, запаса прочности, маржинального дохода и операционного левериджа и обоснованы рекомендации для принятия управленческих решений.

Ключевые слова: управленческие решения, управленческий анализ, точка безубыточности, запас прочности, маржинальный доход и операционный леверидж, промышленное авиастроение.

Промышленное производство отрасти авиастроения предполагает ежедневную разработку и реализацию огромного количества стратегических и оперативных управленческих решений, начиная от приобретения материалов и комплектующих изделий у предусмотренных разработчиком продукции поставщиков, обеспечения цикла производства продукции и заканчивая принятием решений по сервисному послепродажному обслуживанию выпущенных самолетов. Принятие грамотного решения невозможно без анализа соответствующей релевантной информации.

Принятие управленческого решения означает выбор из альтернативных вариантов, осуществляемый руководителем как субъектом управления, нацеленный на реализацию возможностей или устранение проблемы в деятельности объекта управления. Особое внимание высшего руководства предприятия уделяется решениям, оказывающим влияние на объем производства, цену продукции и прибыль [4].

Важная роль здесь отводится инструментам управленческого анализа. Это исследование зависимости результатов деятельности хозяйствующего субъекта от расходов и объемов производства. В западной практике данный вид анализа называется «издержки — объем — прибыль» (англ. ^st — volume — profit) или

© Николаев В.А., Чувашлова М.В., Семенютова И.С., 2017

CVP и является одним из наиболее эффективных инструментов краткосрочного и долгосрочного планирования деловой активности организации [3]. Он помогает менеджерам различных уровней определить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, выручкой и объемом деятельности организации.

На предприятиях промышленного авиастроения данный вид анализа используется, причем как в ретро-, так и в перспективных моделях. Приведем пример такого расчета, который сформирован на основе реальных условий хозяйствования для конкретного контрагента, данные отразим в таблице 1.

таблица 1

Расчет точки безубыточности в альтернативных условиях, тысяч рублей

№ п/п Наименование статей калькуляции 2015 год

1 вариант 2 вариант предложение заказчика

1 Цена самолета 1000957,00 918739,00 681030,00

2 материалы, полуфабрикаты 98174,00 98174,00 102935,00

3 Покупные комплектующие изделия (ПКИ) 499064,00 499064,00 517680,00

4 Импортные материалы 0,00 0,00 0,00

5 ФОТ основных рабочих 48884,00 48884,00 41575,00

6 Отчисления на социальные нужды 13541,00 13541,00 11546,00

7 Итого переменных затрат 659663,00 659663,00 673736,00

8 Маржинальный доход (МД) 341294,00 259076,00 7294,00

Доля МД 0,34 0,28 0,01

9 ФОТ прочего персонала 128608,00 94103,00 3034,00

10 Страховые взносы 35630,00 26071,00 841,00

11 Амортизация 21756,00 15919,00 812,00

12 Энергозатраты 48093,00 35190,00 2379,00

13 Услуги по ремонту 0,00 0,00 0,00

14 Транспортные расходы 10080,00 7383,00 15,00

15 Налоги и сборы 6200,00 4537,00 0,00

16 Прочие расходы 24281,00 17767,00 213,00

17 Конструкторское сопровождение 8021,00 5869,00 0,00

18 Отчисление ПЗ (профессиональные заболевания) 9214,00 6742,00 0,00

19 Коммерческие расходы (таможенные пошлины) 1746,00 1746,00 0,00

Окончание таблицы

№ п/п Наименование статей калькуляции 2015 год

1 вариант 2 вариант предложение заказчика

20 Итого постоянных затрат на один самолет 293629,00 215327,00 7294,00

21 Всего затрат на самолет 953292,00 874990,00 681030,00

23 Точка безубыточности, штук 0,949999 0,957845 1,00

24 Прибыль от продаж 47665,00 43749,00 0,00

25 Цена 1000957,00 918739,00 681030,00

Источник: разработано авторами.

Основными показателями управленческого анализа, которые используются для дальнейшего принятия управленческих решений, являются: маржинальный доход, точка безубыточности, запас прочности и операционный рычаг [2, с. 378].

Как мы видим, в таблице 1 представлены лишь два показателя: маржинальный доход и точка безубыточности, представленная в оптимистичном (1 вариант), пессимистичном (2 вариант) варианте и в предложении заказчика. Продолжим расчеты, обоснуем формулы и определим запас прочности и эффект операционного рычага для предприятия авиастроения.

1) Маржинальный Доход (МД) — это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции.

МД = ВР (Выручка) — З пер (Переменные затраты) (1),

или МД = З пост (Постоянные затраты) + Прибыль от продаж (2).

Формулу 2 можно записать в виде:

МД = ^ * ^ — ^ * 3 пер на ед. прод.) = g ^ — 3 пер на ед. прод.) (3),

md

где:

Z — продажная цена единицы продукции;

md — маржинальный доход на единицу продукции;

Таким образом формулу (1) можем представить следующим образом:

МД = g * md.

2) Точка безубыточности (порог рентабельности) — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, то есть предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Условием безубыточности является равенство выручки и сово-

купных затрат. Итак, точка безубыточности (Тбезуб) в натуральном выражении:

Т = 3

безуб пост

/ 3 пер на ед. продукции) Зп

/ md

(4).

Выручка от продажи в точке безубыточности называется порогом рентабельности в стоимостном выражении. Графически анализ безубыточности выглядит следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Графическое изображение точки безубыточности.

совокупные затраты; V — переменные затраты; F — пос-

Примечания: S — Выручка; С тоянные затраты. Источник: разработано авторами

3) Запас фактической прочности (ЗФП) — разность между фактической выручкой от продажи изделия и точкой безубыточности в стоимостном выражении.

3ФП = §5факт — §5крит

4) Рост прибыли в зависимости от управления финансовыми ресурсами, вложенными в активы предприятия, характеризуется категорией леве-риджа (рычага).

Выделяют три вида левериджа: операционный (производственный), финансовый (отношение заемного капитала к собственному), производственно-финансовый (рассматривается эффект финансового рычага).

Категория производственного левериджа характеризует взаимосвязь прибыли и себестоимости продукции, которая проявляется через измене-

ния размера и структуры себестоимости. Мы будем рассматривать операционный рычаг, так как объектом нашего исследования выступает именно производственная деятельность.

Итак, эффект операционного рычага (ЭОР) есть коэффициент, который показывает зависимость прибыли от затрат и объема производства, при этом любое изменение объема продаж порождает более сильное изменение прибыли.

ЭОР = МД / Прибыль от продаж (6).

Чем выше эффект операционного рычага, тем выше возможный предпринимательский риск.

Рассчитаем показатели маржинального анализа применительно к предприятию промышленного авиастроения (рисунок 2).

Рисунок 2. Показатели маржинального дохода, точки безубыточности, запаса прочности, эффекта операционного рычага в промышленном авиастроении.

Источник: разработано авторами.

Из рисунка 2 видно, что наиболее прибыльная альтернатива — это первый вариант. Так как при таком развитии событий мы получаем максимальную прибыль и покрываем все расходы, и, хотя уровень рентабельности минимален — 0,5 %, он все же выше двух последующих предложений. Второй вариант также приемлем, поскольку точка безубыточности меньше единицы и предприятие получит прибыль в размере 43 749 000 рублей. А вот вариант заказчика совершенно неприемлем, так как не учитывает обязательные расходы в составе постоянных, без которых невозможно осуществить качественную поставку Ту-204. Далее мы видим два показателя, которые часто используются в финансовом менеджменте: запас финансовой прочности и эффект операционного рычага.

Запас финансовой прочности находится на довольно низком уровне (учитывая оборот), но все же позволяет развиваться предприятию, а вот эффект операционного рычага говорит нам о степени предпринимательского риска, то есть риска потери валовой прибыли организации, связанного с колебаниями объема продаж. То есть мы видим, что затраты предприятия высоки: по первому варианту постоянные затраты выше на 78 302 рубля, этим и объясняется разрыв в 1,24 пункта.

Далее проведем анализ безубыточности по оказываемым самолетостроительным предприятием услугам по доработке самолетов. Для того, чтобы рассчитать критическую точку, рассчитаем маржинальный доход на единицу на примере проекта «Доработки самолетов».

Удельный МД продукта «Доработка самолетов» = 56 660 000 рублей / 3 = 18 866 667 рублей.

Точка безубыточности = 14 320 000 / 18 866 667 = 0,76.

Аналогично проекту «доработки самолетов» рассчитываются показатели для всех видов выпускаемой продукции, работ, услуг.

Лишь по одному из проектов мы видим непокрытые постоянные издержки — изготовление воздушных судов (в частности, Ту-204, его модификаций). По остальным проектам издержки не превышают критического порога.

Далее рассчитаем маржинальность продукта для каждого проекта. Маржинальность продукта — это маржинальный доход, рассчитанный на единицу продукта, выраженный в процентном отношении к выручке от продаж или цене. В нашем примере:

Проект Ту-204 = 12 998,50 / 109 763,00 х 100 = 11,84 %.

Проект Ил-476 = 239 364 / 416 000,00 х 100 = 57,54 %.

Проект «Доработка самолетов» = 18 886,67 / 75 059 х 100 = 25,16 %.

Проект «Авиационно-техническое имущество» = 8 431,00 рублей / 20 044,00 рублей * 100 = 42,06 %.

Проект «Реверсивные устройства» = 28 829,50 рублей / 208 119,00 рублей * 100 = 13,85 %.

Проект «Прочая продукция» = 3 251,00 рублей / 76 845,00 рублей * 100 = 4,23 %.

Показатель «маржинальность продукта» выявляет, какое производство наиболее выгодно. Выгоднее всего за исследуемый период было осуществление опытно-конструкторских разработок по проекту «Ил-476», также совсем немного отстает производство авиационно-технического имущества. И на третьем месте — проект «Доработка самолетов» под конкретного заказчика.

Таким образом, можно признать метод маржинального дохода удобным инструментом определения прибыльности того или иного продукта. Также можно отметить, что система «директ-костинг» не только содействует эффективной политике ценообразования, но и успешно формирует соответствующую информационную базу для проведения анализа безубыточности.

Далее проведем расчет по всем проектам запаса финансовой прочности и рассчитаем эффект операционного рычага. Маржинальный запас прочности (МЗП) для авиастроительного предприятия за исследуемый период составил:

МЗП = (Факт. V продаж — (Крит. V * Ср. цена.) / факт. V Продаж * 100 (7);

Крит. V продаж МЗП = (908 066 — 407 721,64) / 908 066 х 100 = 55 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем выше показатель маржинального запаса прочности, тем лучше для организации. Если маржинальный запас прочности равен 55 %, это означает, что, если в силу изменения рыночной ситуации, сопровождающейся падением спроса, снижением конкурентоспособности, выручка предприятия сократится менее чем на 55 %, то предприятие будет получать прибыль; если более чем на 55 % — окажется в убытке.

При увеличении объема продаж прибыль будет возрастать непропорционально. Нелинейная зависимость скорости процентного изменения прибыли по отношению к процентному изменению объема продаж около точки безубыточности обусловлена наличием постоянных затрат в общей сумме издержек организации, что получило название эффекта операционного (производственного) рычага, или левериджа, который рассчитывается по формуле ЭОР =МД / Прибыль от продаж [1].

Результаты расчета операционного левериджа для каждого вида продукции приведены в таблице 2.

Величина эффекта операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 %. То есть при увеличении (уменьшении) на 1 % выручки от продажи авиацион-но-технического имущества прибыль от продажи увеличится (уменьшится) на 1,21 %, а, например, по проекту «Доработка самолетов» — на 1,34 %.

таблица 2

Данные о размере операционного левериджа по видам продукции предприятия промышленного авиастроения

№ п/п Виды продукции (работ, услуг) Операционный леверидж

1. Проект «Ту-204» -17,84

2. Проект изд. «Ил-476» 9,39

3. Проект доработки самолетов 1,34

4. Проект изготовления авиационно-технического имущества 1,21

5. Проект изготовления реверсивных устройств 1,6

6. Проект «Прочая продукция» 1,57

Источник: разработано авторами.

Кроме того, данный показатель позволяет выявить, на сколько процентов должна уменьшиться выручка, чтобы организация перестала получать прибыль, достигла критической точки. Так, как видно из таблицы 2, выручка от продажи реверсивных устройств должна уменьшиться на 62,5 % (100/1,6), а по проекту «Изготовление ВС», в частности Ту-204, наоборот, должна увеличиться на 5,61 % (100/—17,8), только в этом случае организация по данным изделиям выйдет на нулевую прибыль.

При движении объема продаж к критической точке прибыль стремится к нулю, а величина операционного рычага неограниченно возрастает. При этом снижение выручки на несколько процентов, скажем, из-за уменьшения цены, может вызвать падение прибыли в несколько раз, и наоборот. Чтобы избежать такой ситуации, связанной с высоким риском и высоким уровнем неустойчивости, руководство организации должно стараться поддерживать объем продаж не менее чем на 15—20 % выше точки безубыточности.

Подводя итоги, отметим, что применение инструментов управленческого анализа в деятельности предприятий конкретных отраслей промышленности помогает в формировании критериев принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Особая роль здесь отводится показателям маржинального дохода, точки безубыточности и запаса прочности, которые формируют подконтрольные показатели при разработке бюджета организации.

Литература

1. Боброва Е.А., Латыпова Н.А. Система управленческого учета в управлении себестоимостью продукции промышленных предприятий // Вестник Орел ГИЭТ. 2013. № 3(25). URL: http://www.orelgiet.ru/docs/ pdf/25/24-bobrova-lytneva.pdf (дата обращения: 13 марта 2017 года).

2. Иванов О.Б. Принятие управленческих решений в компании на основе системы внутреннего контроля и аудита (опыт ОАО «Российские железные дороги») // Электронное научное издание «Альманах пространство и время». Т. 9. Вып. 2. 2015.

3. Киселева О.В. Методы прогнозирования затрат в инвестиционном планировании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук // 2012. Т. 14 № 4(2). С. 737-742.

4. Маркова О.В., Дуань Юнь. Финансовая оценка объема продаж, обеспечивающего безубыточное производство // Управленческий учет. 2006. № 4. URL: http://www.upruchet.ru/articles/2006/4/4594.html (дата обращения: 13 марта 2017 года).

5. Рожкова Е.В., Байгулов Р.М. Управление промышленным предприятием: специфика поиска инновационных бизнес-идей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: http://www.science-education.ru/102-5896 (дата обращения: 13 марта 2017 года)

References

1. Bobrova E.A., Latypova N.A. Sistema upravlencheskogo ucheta v upravlenii sebestoimost'yu produkcii promyshlennyh predpriyatij [The system of management accounting in product cost management of industrial enterprises] // Vestnik Orel GIEHT [Proceedings Orel GIEHT], 2013, no. 3 (25) Available at: http:// www.orelgiet.ru/docs/pdf/25/24-bobrova-lytneva.pdf (accessed 13 March 2017). (In Russian).

2. Ivanov O.B. Prinyatie uprevlencheskih resheniy v kompanii na osnove vnutrennego kontrolya i audita (opyt OAO «Rossiyskie zheleznye dorogi») [Management decisions in the company on the basis of the system of internal control and audit (experience of "Russian Railways")] // Electronic scientific publication «Almanac Space and Time». T. 9. Vol. 2. 2015. (In Russian).

3. Kiseleva O.V. Metody prognozirovaniya zatrat v investicionnom planirovanii /Methods of forecasting costs in investment planning] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Samara scientific center, Russian Academy of Sciences], 2012, vol. 14, no. 4(2), pp. 737—742. (In Russian).

4. Markova O.V., Duan' YUn'. Finansovaya ocenka ob"ema prodazh, obespechivayushchego bezubytochnoe proizvodstvo [Financial estimation of the sales that provides break-even production] // Upravlencheskij uchet [Management accounting], 2006, no. 4. Available at: http://www.upruchet.ru/ articles/2006/4/4594.html, (accessed 13 March 2017). (In Russian).

5. Rozhkova E.V., Bajgulov R.M. Upravlenie promyshlennym predpriyatiem: specifika poiska innovacionnyh biznes-idej [Management of industrial enterprise: peculiarities of innovative business ideas]// Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no. 2. Available at: http://www.science-education.ru/102-5896. (accessed 13 March 2017). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.