Научная статья на тему 'Cost - volume - profit - анализ в системе управления'

Cost - volume - profit - анализ в системе управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ЗАПАС ПРОЧНОСТИ / ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидова Нелли Георгиевна

Главной задачей управления в промышленных предприятиях является контроль за уровнем затрат, а также принятие решений по установлению цены и регулированию объемов реализации продукции. Одним из мощных инструментов в установлении предела, до которого может упасть размер продаж, чтобы не было убытка данной точки, является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты объем прибыль» (Cost Volume Profit; CVP анализ). Он позволяет руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cost - volume - profit - анализ в системе управления»

COST - VOLUME - PROFIT - АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Гамидова Нелли Георгиевна, к.э.н., старший преподаватель кафедры "Бухгалтерскийучет и аудит" Орловский ГАУ, г.Орёл, Россия

Главной задачей управления в промышленных предприятиях является контроль за уровнем затрат, а также принятие решений по установлению цены и регулированию объемов реализации продукции. Одним из мощных инструментов в установлении предела, до которого может упасть размер продаж, чтобы не было убытка данной точки, является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» (Cost - Volume - Profit; CVP - анализ). Он позволяет руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Ключевые слова: постоянные затраты, переменные затраты, маржинальный запас прочности, порог рентабельности, маржинальный доход, производственный леверидж.

СоБ11-Уо1ите-Ргой1 - анализ сводится к расчету большого количества показателей и представляет собой достаточно трудоемкий процесс. Расчеты при реализации СУР - анализа базируются на классификации затрат на постоянные и переменные.

Постоянными называют такие затраты, величина которых не изменяется при изменении объема выпускаемой продукции: затраты на эксплуатацию зданий, административно-управленческие расходы, арендная плата, некоторые налоги и платежи, страховые взносы. Данные затраты остаются неизменными при любых объемах производства продукции, они должны быть оплачены, даже если предприятие ничего не производит (рисунок 1) [2, с. 218].

Выручка

Величина

А'

Количество

^_¿1

Количество пподанной ппотукпии

X X

Рисунок 1 - Модель поведения постоянных затрат

Переменными называются затраты, величина которых изменяется прямо пропорционально изменению объема выпускаемой продукция (затраты на материалы, топливо, энергию, на оплату труда) (рисунок2) [2, с. 221].

Выручка

Расход растет пропорционально увеличению объема бизнеса

Количество проданной продукции

Рисунок 2 - Модель поведения переменных затрат

Таким образом, при нулевой активности переменные затраты равны нулю.

В качестве основных элементов анализа соотношения «затраты - объем - прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), маржинальный запас прочности и производственный леверидж (таблица 1) [4, с. 257].

Таблица 1 - Определение основных элементов СУР - метода

Понятие Определение

Маржинальный доход Разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат

Порог рентабельности (точка безубыточности) Показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Маржинальный запас прочности Процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Производственный леверидж Механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Проводя анализ соотношения «затраты-объем-прибыль», менеджер задействует в основном количественную учетную информацию. Кроме того, полезным является нормативный материал, (содержится в

производственных паспортах, ценниках, прейскурантах, справочниках), а также и техническая информация (паспорта машин и оборудования, чертежи, спецификации).

Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара [4, с. 298].

Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации; увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат, пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

Рисунок 3 - Схема определения точки безубыточности (порога рентабельности) графическим методом

Анализ соотношения «затраты — объем - прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как BEP (аббревиатура «break-even

point»), т.е. точка или порог рентабельности. Для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль» (рисунок 8). Таким образом, если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль [1, с. 411].

Для определения точки безубыточности в международной практике также используют метод уравнений (рисунок 4).

Г___ _Л

Выручка

Переменные затраты

Постоянные затраты

Прибыль

У

Рисунок 4 - Схема исчисления прибыли предприятия

В качественном выражении точку безубыточности можно определить по следящей формуле:

_ _ _ Постоянные затраты

Точка безубыточности = ------- (1)

Цена за единицу продукции—'Затраты переменные

Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах, умножив полученное значение на цену.

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

„ Постоянные затраты

Точка безубыточности = --(2)

Норма маржинального дохода

В итоге, следует сказать, что анализ безубыточности является весьма полезным инструментом на ранней стадии принятия решений, когда важно получить общий взгляд на бизнес. На основе него получаем информацию о минимальном объеме производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Маржинальный запас прочности - это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации [2, с. 292]. Данный показатель характеризует изменение выручки в силу каких - либо обстоятельств. Если выручка сократится на величину меньше полученной, то предприятие будет получать прибыль [3, с. 302].

, , „ Фактическа выручка—Пороговая выручка ч

Маржинальный запас прочности = - (3)

Фактическая выручка*100%

Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. Для его оценки используются следующие показатели:

коэффициент производственного левериджа и эффект производственного левериджа.

Коэффициент производственного левериджа определяется по формуле:

т. , , Издержки постоянные //1Ч

Коэффициент производственного левериджа =- (4)

Издержки общие

Для расчета эффекта производственного левериджа используется следующее выражение:

„ , , Маржинальный доход

Эффект производственного левериджа =-----(5)

Прибыль

Высокий операционный рычаг наблюдается при высоких постоянных затратах и низких переменных затратах на единицу продукции. В этом случае при прохождении точки безубыточности прибыль предприятия начинает быстро расти с ростом объема продаж. Зато при недостижении точки безубыточности при падении объема продаж столь же быстро растут убытки. Соответственно, предприятиям в данном случае важно быстрее достигнуть точки безубыточности [1, с. 438].

Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности.

Таким образом, говоря о производственном леверидже, следует отметить, что использование этого механизма, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е издание, дополненное.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 208 с.

2. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет.6-е издание.- М.: Омега-Л, 2009. - 570 с.

3. Молчанов С.С. Управленческий учет за 14 дней. Экспресс-курс. 2-е издание, исправленное. - М.: Эксмо, 2009. - 544 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник. - Мн: Новое знание, 2004.- 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.