УДК 001.895:336.13 (476)
А. А. ТИМАЕВ, А. А. ГОНЧАРОВА
ОЦЕНКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
(Поступила в редакцию 20.01.14)
В статье представлена оценка и модели финансирования The article presents estimation and financing of innovation
инновационных проектов в Республике Беларусь. Изображе- projects in the Republic of Belarus. We have shown the models
ны модели финансирования инновационных проектов средст- of financing of innovation projects by regional innovation foun-
вами областного инновационного фонда, региональных науч- dation and regional scientific-technical programmes and Bela-
но-технических программ и Белорусского инновационного rusian innovation foundation, as well as the models of financing
фонда, а также модели финансирования и предоставления and state support in the form of vouchers and grants for physi-
государственной поддержки в виде ваучеров и грантов для cal and legal persons of the Republic of Belarus. физических, юридических лиц Республики Беларусь.
Введение
Содержание инновационной деятельности в условиях ограниченности финансовых ресурсов проявляется в единстве всех составляющих ее элементов, свойств, внутренних процессов. Оно представляет собой целенаправленно осуществляемую совокупность мер, направленных на привлечение необходимого объема инвестиционных ресурсов, рационального формирования их структуры, выбора наиболее эффективных объектов для вложения инвестиций.
В качестве объектов инвестирования могут выступать только проекты, имеющие наилучшие перспективы развития и обеспечивающие наиболее высокую эффективность этих вложений.
Анализ источников
Материалами исследования выступают нормативно-правовые акты Республики Беларусь, касающиеся вопросов инновационной деятельности и финансирования инновационных проектов.
Формирование инновационной экономики является приоритетным направлением развития для Республики Беларусь, при этом первоочередной задачей становится преодоление факторов, сдерживающих разработку и внедрение инновационных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата.
Общие положения осуществления инновационной деятельности регулируются Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».
Финансирование инновационных проектов из средств республиканского и местного бюджетов производится на основании Указов Президента Республики Беларусь «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда» от 25 марта 2008 г. № 174 и «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» от 7 августа 2012 г. № 357.
Процедура выделения грантов прописана в Указе Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов» и Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. № 888 «О порядке предоставления инновационных ваучеров и грантов».
Процесс проведения экспертизы инновационных проектов регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2007 № 1411 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы». Вместе с тем порядок проведения конкурсного отбора проектов осуществляется на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1329 «О порядке конкурсного отбора и реализации проектов и работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов». Согласно законодательству, понятие «инновационный проект» трактуется как комплекс работ, направленных на преобразование новшества в инновацию. Для финансирования инновационных проектов в Беларуси созданы инновационные фонды.
Региональные научно-технические программы также являются одним из источников финансирования инновационных проектов. Их цель - научно-техническое обеспечение развития основных хозяйственных отраслей области, разработка инновационной конкурентоспособной продукции, внедрение мероприятий по совершенствованию системы управления производством, улучшение условий труда [6].
Методы исследования
При проведении исследований использовались различные методы: монографический, сравнительного и системного анализа.
Основная часть
В ходе проведенных исследований установлено, что, кроме собственных средств, источниками финансирования инновационных проектов могут быть средства областных инновационных фондов, Региональных научно-технических программ и Белорусского инновационного фонда. Отличительные особенности источников финансирования нововведений приведены в таблице.
Сравнительная характеристика оценки инновационных проектов
Оценочные показатели Источники финансирования инновационных проектов
Областной инновационный фонд Региональная научно-техническая программа Белорусский инновационный фонд Инновационные ваучеры и гранты
1 2 3 4 5
Критерии оценки Новизна. Актуальность. Научное обоснование. Практическая значимость. Актуальность. Научная и практическая значимость ожидаемых результатов. Научная квалификация коллектива. Обеспеченность материально-технической базой. Новизна. Актуальность. Научное обоснование. Практическая значимость. Коммерческая перспектива. Возможность внедрения и начала производства продукции в срок до 3-х лет с даты окончания конструкторско-технологического этапа инновационного проекта. Привлечение иных источников финансирования. Наличие у заявителя организационных, производственных возможностей, опыта и квалифицированных специалистов. Проведение подготовительной работы по инновационному проекту.
Направления финансирования проектов Инновационные проекты. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Работы по подготовке и освоению производства продукции, технологий. Ориентирование на наращивание экспортного потенциала. Содействие технологическому перевооружению производств. Инновационное развитие экономики области. Инновационные проекты. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Работы по подготовке и освоению производства продукции, технологий. Оказание государственной финансовой поддержки на конструкторско-технологическом этапе инновационного проекта.
Перечень документов Заявка на участие в конкурсном отборе. Технико-экономическое обоснование проектов. Заявочные материалы: задание научно- технической программы; этапы выполнения; технико-экономическое обоснование; карта технического уровня нового вида изделия; калькуляция стоимости работ, выполняемых за счет республиканского бюджета и расшифровки по калькуляционным статьям; калькуляция стоимости работ, выполняемых за счет средств государственно-целевых бюджетных фондов, также внебюджетных средств. Заявочные материалы: этапы разработки и реализации проектов; технико-экономическое обоснование; карта технического уровня новых видов промышленной продукции; карта технического уровня технологического процесса; калькуляция стоимости работ за счет средств республиканского бюджета; калькуляция стоимости работ, выполняемых за счет внебюджетных источников по инновационному проекту. Для венчурных проектов: краткая аннотация; реализация венчурного проекта, финансируемого за счет средств БИФа; календарный план; технико-экономическое обоснование и др. Заявление и инновационный проект. Копии патента на объект права промышленной собственности, с использованием которого реализуется проект. Выписка из реестра объектов промышленной собственности. Юридические лица: копия документов, подтверждающих государственную регистрацию; выписка банка о наличии ср. на банковских счетах; бухгалтерский баланс; сведения о среднесписочной численности работников и объем выручки от реализации без НДС. Физические лица: документы, удостоверяющие личность; договор между заявителем и технопарком о содействии инновационного проекта. Индивидуальные предприниматели: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию.
Экспертиза Экспертиза рабочей группой облисполкома. Предварительная. Государственная научно-техническая экспертиза. Государственная научно-техническая экспертиза. Государственная научно-техническая экспертиза.
Конкурсный отбор Рабочая группа конкурса. Проведение научно-технических советов. Научно-технические советы. Рабочая группа конкурса. Конкурсная комиссия проводит заседание по мере поступления инновационных проектов. Но не реже 1 раза в квартал.
1 2 3 4 5
Сроки подачи документов По мере объявления конкурса. В течение финансового года. За месяц до начала финансового года. До 1 июля текущего года.
Источники финансирования Местный бюджет (Отчисления в размере 10 % от налога на прибыль). Средства республиканского бюджета. Собственные средства организаций. Средства инновационных фондов. Средства, предусмотренные в государственных программах поддержки малого предпринимательства.
Условия финансирования Безвозвратная. Возвратная или безвозвратная; Возвратная основа с долевым участием (венчурные проекты). Безвозвратная (после прохождения конкурсного отбора проектов).
Финансирование венчурных проектов Не осуществляется. За счет средств республиканского бюджета. Не осуществляется.
Областные инновационные фонды создаются в целях финансирования развития высокотехнологических отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирования и развития инновационной инфраструктуры, выполнения новейших исследований и разработок, инновационных проектов.
Отметим, что инновационные фонды формируются областными исполнительными комитетами, которые являются распорядителями средств инновационного фонда.
Региональные научно-технические программы разрабатываются в соответствии с частью третьей статьи 11 Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» и Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.» и направлены на повышение конкурентоспособности продукции организаций областей за счет ее инновационности [11; 12].
Отметим, что целью Программы является научно-техническое обеспечение развития основных хозяйственных отраслей области, создание и освоение в производстве энерго- и ресурсосберегающих технологий, основанных на применении новых видов сырья; повышение эффективности агропромышленного комплекса, сферы социальных услуг; разработка и внедрение новых видов энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования для предприятий машиностроения, пищевой промышленности и др.; разработка инновационной конкурентоспособной продукции; внедрение мероприятий по совершенствованию системы управления производством, улучшению условий труда.
Еще одним источником финансирования проектов является Белорусский инновационный фонд, который осуществляет финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках реализации инновационных проектов, работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, и оказание государственной финансовой поддержки при реализации инновационных проектов в виде предоставления инновационных ваучеров и грантов за счет направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду средств инновационных фондов [2].
Для получения финансирования организации-исполнители должны в установленные сроки предоставить перечень заявительных материалов для участия в конкурсном отборе и экспертизе. Наибольшее количество документов для финансирования проектов требуется Белорусским инновационным фондом.
Для получения финансирования в обязательном порядке инновационные проекты проходят конкурсный отбор и экспертизу проектов. Так, согласно Инструкции «О порядке проведения открытого конкурсного отбора и экспертизы проектов в соответствии с направлениями использования средств инновационного фонда Могилевского областного исполнительного комитета», конкурсный отбор проводится рабочей группой по отбору проектов для включения в смету расходов средств инновационного фонда облисполкома. Экспертиза инновационных проектов проводится Комитетом экономики. При проведении экспертизы проекты оцениваются на соответствие критериев и направлений [8].
Следует отметить, что наиболее длительным является процесс отбора и финансирования проектов по линии Региональных научно-технических программ и Белорусского инновационного фонда, так как они должны пройти в обязательном порядке предварительную и государственную научно-
техническую экспертизы, последняя из которых проводится Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь [9]. При этом Областной инновационный фонд только проводит конкурс и экспертизу рабочей группой областного исполнительного комитета.
Срок подачи документов организациями-заявителями за счет средств Областного инновационного фонда осуществляется в сроки объявленного конкурса, Региональных научно-технических программ - в течение финансового года Белорусского инновационного фонда - за месяц до начала финансового года, и соответственно до 1-го июля текущего года для получения государственной поддержки в виде грантов и ваучеров.
По результатам исследований установлено, что источниками финансирования инновационных проектов могут являтся средства местного и республиканского бюджетов. Необходимо отметить, что Региональные научно-технические программы и Белорусский инновационный фонд осуществляют финансирование проектов с обязательным финансовым участием организаций-заявителей.
Процесс финансирования из областных инновационных фондов и по линии Региональных научно-технических программ осуществляется на безвозвратной основе. При этом отличительной особенностью является то, что Белорусский инновационный фонд оказывает материальную поддержку как на возвратной, так и безвозвратной основах. На безвозвратной основе с долевым участием венчурной организации осуществляется финансирование венчурного проекта. При этом, финансирование одного такого проекта не должно превышать 50 % балансовой стоимости организации.
В результате проведенных исследований нами разработаны алгоритмы финансирования инновационных проектов (рис. 1-5).
Рис. 1. Модель финансирования инновационных проектов средствами областного инновационного фонда
Для описания последовательных действий финансирования проектов была применена нотация BPMN и Business Studio 4.0. Следует отметить, что общим условием для всех источников финансирования является: подача документов организациями-заявителями; заключение договоров; осуществление проектов; подготовка отчета по результатам осуществления проектов (рис.1-3).
Одной из особенностей источников финансирования является то, что областные исполнительные комитеты самостоятельно утверждают сметы расходов средств инновационного фонда по направлениям использования, а также проводят мониторинг целевого использования средств областного инновационного фонда. Что касается финансирования инновационных проектов за счет средств Региональных научно-технических программ и Белорусского инновационного фонда, то процесс непосредственно связан с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь. Так как инновационные проекты, представленные для финансирования средствами Региональных научно-технических программ, одобренные научно-техническим советом, которые проводят областные исполнительные комитеты, направляются в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь для прохождения государственной научно-технической экспертизы. В то же время оказание государственной финансовой поддержки на подготовительном или конструкторско-технологическом этапе реализации инновационного проекта осуществляется за счет предоставления ваучеров или грантов, которые выдают на безвозвратной основе согласно договорам, заключаемым Белорусским инновационным фондом с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами, реализующими инновационные проекты, после прохождения конкурсного отбора проектов (рис. 45). Отметим, что финансирование инновационных проектов Региональными научно-техническими программами является наиболее сложным процессом (рис. 2).
Рис. 3. Модель финансирования инновационных проектов средствами Белорусского инновационного фонда
Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействуют четыре субъекта: организации-заявители, головная организация-исполнитель работ по программе, областной исполнительный комитет и Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. При этом в финансировании из областного инновационного фонда участие принимают лишь организации-заявители и облисполком (рис. 1), это способствует упрощению времени в процессе финансирования. Общим для всех является то, что субъекты процесса подготавливают отчеты о результатах осуществления, финансирования и эффективности использования денежных средств. Для получения государственной финансовой поддержки в виде грантов и ваучеров заключается трехсторонний договор между Белорусским инновационным фондом, физическим лицом и технопарком (рис. 4).
Предоставление государственной поддержки физическим лицам Республики Беларусь
Организации-исполнители
Белорусский инновационный фонд
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь
Технопарк (бизнес-инкубаторы)
Принимает решение о направлении проектов
Государственная научно-техническая экспертиза
Коммерческая перспектива; Возможность внедрения и начала производства продукции в срок до 3х лет с даты окончания конструкторско-
инновационного проекта; Привлечение иных источников финансирования; Наличие у заявителя организационных, производственных возможностей, опыта и квалифицированных специалистов; Проведение подготовительной работы по инновационному проекту
Г(—г >
^^ритерии оценки для
предоставление ваучеров
или грантов
1 г
Принимает решение о
целесообразности (нецелесообразности) предоставления ваучера или гранта
Выполнение проекта
Принятие решения об оказании государственной финансовой поддержки, в форме приказа
Заключает договор о предоставлении государственной финансовой поддержки
Возврат неизрасходованных средств
Осуществляет текущий контроль за выполнением работ по договору, и за использованием средств
Рис. 4. Модель финансирования и предоставления государственной финансовой поддержки в виде грантов и ваучеров
для физических лиц Республики Беларусь
Получение аналогичной поддержки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требует составления договора между тремя субъектами (организации-заявители, Белорусский инновационный фонд и Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь), что делает эту процедуру менее сложной (рис. 5).
Рис. 5. Модель финансирования предоставления государственной финансовой поддержки в виде ваучеров и грантов
для юридических лиц Республики Беларусь
Заключение
Инновационные проекты, как проекты, связанные с высокой степенью риска, не всегда могут найти источники для их реализации. Поэтому финансирование инновационных проектов осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов, которые соответствуют критериям и приоритетным направлениям государственной инновационной политики, республиканских инновационных программ и порядку формирования и использования средств инновационного фонда, прошедших этапы, - конкурсный отбор и экспертиза инновационных проектов. При этом приоритет отдается оказанию финансовой поддержки наиболее перспективным проектам.
Источниками финансирования инновационных проектов могут быть средства областных инновационных фондов, Региональных научно-технических программ и Белорусского инновационного фонда. В связи с этим любой субъект хозяйствования, предоставляющий к рассмотрению инновационный проект, выбирает для себя наиболее удобную процедуру получения финансовой поддержки. Все это свидетельствует о том, что в Республике Беларусь созданы все условия для финансовой поддержки инновационных проектов, которые предусматривают создание и освоение в производстве энерго-и ресурсосберегающих технологий, основанных на применении новых видов сырья и внедрении новых видов энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования.
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ - Дата доступа: 28.08.2013.
2. О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда: Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 28.08.2013.
3. О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов: Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ - Дата доступа: 19.01.2014.
4. О порядке формирования и использования средств инновационных фондов: Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gknt.org.by/- Дата доступа: 29.08.2013.
5. О порядке предоставления инновационных ваучеров и грантов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. № 888. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ - Дата доступа: 18.01.2014.
6. Региональная научно-техническая программа: «Разработка экономических и социально значимых инноваций и внедрение их в отраслях экономики Могилевской области» на 2011-2015гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mogilev-region.gov.by -Дата доступа: 28.08.2013.
7. О порядке формирования и использования средств инновационного фонда Могилевского областного исполнительного комитета: Решение Могилевского областного Совета депутатов от 12 октября 2012 г. № 18-3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mogilev-region.gov.by- Дата доступа: 28.08.2013.
8. Об утверждении Инструкции о порядке проведения открытого конкурсного отбора и экспертизы проектов (работ) в соответствии с направлениями использования средств инновационного фонда Могилевского областного исполнительного комитета: Решение Могилевского областного Совета депутатов от 18 декабря 2012 г. № 19-13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mogilev-region.gov.by- Дата доступа: 28.08.2013.
9. О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2007 № 1411: в ред. постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. № 996 и от 10 января 2013 г. № 20. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gknt.org.by/- Дата доступа: 28.08.2013.
10. О порядке конкурсного отбора и реализации проектов и работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1329. . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gknt.org.by/- Дата доступа: 28.08.2013.
11. Об основах государственной научно-технической политики: Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ - Дата доступа: 28.08.2013.
12. Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ - Дата доступа: 30.08.2013.
13. Правовое обеспечение направлений научно-технической и инновационной деятельности: метод. пособие / И. В. Войтов [ и др.]. - Минск: ГУ «Бел ИСА», 2012. - 160 с.
УДК 001. 895: 338. 512 : 635. 1/. 8. 044
С. Ш. РОМАНОВА, В. С. ОБУХОВИЧ
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В ОВОЩЕВОДСТВЕ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА
(Поступила в редакцию 20.01.14)
В статье рассмотрены характерные особенности произ- The article examines characteristic features of the produc-
водства овощей защищенного грунта, приведены примеры tion of vegetables in protected ground, shows examples of intro-
внедрения и использования инновационных технологических duction and use of innovative technological decisions in some
решений некоторыми крупными тепличными комбинатами large greenhouse complexes of the Republic of Belarus. We
Респуолики Беларусь. Проведен корреляционно-регрессионный have conducted correlation-regression analysis to determine
анализ для определения зависимости жжду основными пока- dependences between the main indicators of production of
зателями производства тепличной продукции. Рассмотрены greenhouse produce. We have examined directions of increasing
направления повышения экономическ°й эффективности теп- economic efficiency of greenhouse branch and established the личной отрасли и выявлено влияние инновационных техноло-
influence of innovative technological decisions on production гическихрешений на себестоимость производства. J J ° r
Введение
Важной составляющей современного агропромышленного комплекса является овощеводство защищенного грунта - это одна из самых индустриальных, ресурсоемких отраслей растениеводства. Ей принадлежит приоритетная роль в удовлетворении потребностей населения в свежих овощах во внесезонное время. Трудно переоценить значение овощей, особенно потребляемых в свежем виде. Они биологически необходимы для улучшения здоровья людей - содержат много витаминов группы В, С, Н, Р, Е, К, РР, U, А и D, стимулирующих обменные процессы, функции желез внутренней секреции, образующих гормоны, минеральные вещества и аминокислоты.
Первоочередной задачей овощеводства является ликвидация сезонности в производстве овощей и обеспечение населения овощами по научно-обоснованным нормам и доступным ценам. Предпосылкой решения данной задачи выступает повышение эффективности тепличного производства, что предполагает увеличение объема производства овощей и снижение их себестоимости. Экономическая