Научная статья на тему 'Структура и эффективность функционирования национальной инновационной системы Республики Беларусь'

Структура и эффективность функционирования национальной инновационной системы Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. И. Дулевич

В статье исследована Национальная инновационная система Республики Беларусь и структура ее управления на республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Изучены результаты ее функционирования в виде комплекса экономических показателей Табло Инновационного Союза (IUS–2011) в сравнении с экономически развитыми странами Европы; факторы, препятствующие инновациям, и предложены пути улучшения функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and efficiency of functioning of the national innovation system of the Republic of Belarus

The article examines the National innovation system of the Republic of Belarus and the structure of its management at the republican, branch and regional levels. We have studied results of its functioning as a complex of economic indicators ‘Innovation Union Scoreboard (IUS-2011)’ in comparison with economically developed European countries and factors which hinder innovations and suggested ways of improving its functioning.

Текст научной работы на тему «Структура и эффективность функционирования национальной инновационной системы Республики Беларусь»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ № 2 2014_

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 001.895 (476)

Л. И. ДУЛЕВИЧ

СТРУКТУРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Поступила в редакцию 09.04.14)

В статье исследована Национальная инновационная The article examines the National innovation system of the

система Республики Беларусь и структура ее управления на Republic of Belarus and the structure of its management at the республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Изу- republican, branch and regional levels. We have studied results чены результаты ее функционирования в виде комплекса of its functioning as a complex of economic indicators 'Innova-экономических показателей Табло Инновационного Союза tion Union Scoreboard (IUS-2011)' in comparison with eco-(IUS-2011) в сравнении с экономически развитыми страна- nomically developed European countries and factors which ми Европы; факторы, препятствующие инновациям, и hinder innovations and suggested ways of improving its func-предложены пути улучшения функционирования. tioning.

Введение

Начало перевода экономики на инновационный путь Беларусь провозгласила еще в 1996 г. [10, 12]. Первая национальная инновационная программа на 2006-2010 гг. и последующая - на 2011-2015 гг. были направлены на превращение научных знаний в конкурентоспособные товары [7]. Объем финансирования научных исследований и разработок с каждым годом увеличивается. В 2005 г. затраты на научные исследования и разработки составили 0,68 % валового внутреннего продукта, в 2009 г. - 0,64 %, в 2010 г. - 0,7 %, в 2012 г. - 0,67 %. В 2010 г. на научные исследования и разработки было израсходовано 1,14 трлн. рублей, что на 29 % больше, чем в 2009 г., а в 2012 г. - 3,54 трлн. рублей, что на 70 % больше, чем в 2011 г. (с учетом инфляции). Затраты организаций промышленности на технологические инновации в 2010 г. составили 2,79 трлн. рублей, в 2011 г. - 8,76, в 2012 г. - 7,94 трлн. рублей. Однако удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной инновационной продукции организациями промышленности за пределы Республики Беларусь снизился с 83 % в 2005 г. до 64,3 % в 2012 г. [2]. На современном этапе для Республики Беларусь наиболее актуальным является не только создание инноваций, но и их внедрение. Создание современных производств новых технологических укладов требует больших финансовых ресурсов для подготовки производства и наличия современной материально-технической базы организаций. Исходя из этого одной из причин неполного освоения в реальном секторе экономики создаваемых наукой результатов является недостаточный спрос со стороны организаций на инновации вследствие значительных собственных затрат, требуемых на их внедрение. Особенно проблематично происходит процесс освоения в производстве технологий и продукции, где требуются значительные инвестиции в обновление технологической и технической базы для внедрения современных разработок, требующих наличия отвечающего мировому уровню технологического оборудования.

Анализ источников

Исследованием формирования инновационной системы занимались известные ученые Р. Дэниелс, М. Портер, П. Самуэльсон, Д. Симмонс, Р. Солоу, К. Фримэн, Ф. Хайек, И Шумпетер, Ю. Глазьев, М. Я. Лемешев и др. За период 2005-2012 гг. в республике было принято более 20 законодательных актов, направленных на стимулирование инновационной деятельности субъектов хозяйствования, основные из которых размещены в списке литературы.

Методы исследования

В ходе исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, системного подхода, сравнительного анализа, экспертных оценок.

Основная часть

В Республике Беларусь построена Национальная инновационная система, представляющая собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности [1]. Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент Республики Беларусь утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь, приоритетные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты и утверждает (согласовывает) инновационные программы; принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров; регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь, приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий; утверждает перечни государственных программ (комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых); обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики.

Республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, иные государственные организации разрабатывают предложения о приоритетах государственной инновационной политики; участвуют в формировании и реализации программ различных уровней и инновационных проектов; выступают государственными заказчиками государственных, научно-технических программ и программ фундаментальных и прикладных научных исследований; создают научные, конструкторско-технологические и проектные организации; осуществляют контроль за выполнением программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и за целевым использованием этих средств; участвуют в создании и развитии инновационной инфраструктуры.

Органы местного управления и самоуправления осуществляют формирование и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов; выступают государственными заказчиками региональных научно-технических и иных программ инновационного развития областей; осуществляют контроль за выполнением региональных научно-технических программ и инновационных проектов; создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.

Структура управления на республиканском уровне

Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода - через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня. Порядок формирования и выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Финансирование научной, научно-технической, инновационной и иной деятельности осуществляется из следующих источников: средства республиканского и (или) местных бюджетов; собственные средства организаций; заемные средства; инновационные фонды; иностранные инвестиции; республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; другие средства в соответствии с законодательством.

Информационное обеспечение функционирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь осуществляется республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией в рамках государственной системы научно-технической информации путем издания информационных материалов о предлагаемых для реализации инновациях и инновационных проектах.

Кадровое обеспечение функционирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь осуществляется путем подготовки научных работников высшей квалификации, специалистов инновационного менеджмента на основе государственного заказа, а также по инициативе субъектов хозяйствования.

Основные функции и задачи управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь на отраслевом уровне: разработка и реализация стратегии инновационного развития отрасли; обеспечение финансирования отраслевых программ инновационного развития; обеспечение выполнения и контроля за показателями инновационного развития отрасли; исполнение мероприятий Государственной программы; информационное и идеологическое обеспечение инновационного развития отрасли; создание товаропроводящей сети внутри страны и за рубежом; укрепление кадрового потенциала отраслевой науки; научно-техническое прогнозирование инновационного развития отрасли; развитие высокотехнологичных производств и увеличение их экспортного потенциала.

Основные функции и задачи управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь на региональном уровне: разработка и реализация стратегии инновационного развития региона; обеспечение выполнения и контроль за показателями инновационного развития региона; координация и исполнение мероприятий Государственной программы на территории региона; информационное и идеологическое обеспечение инновационного развития региона; выполнение программ и бизнес-планов инновационного развития областей, районов, городов и агрогородков; содействие в разработке и реализации целевых программ и бизнес-планов инновационного развития предприятий; создание и развитие региональных инновационных структур; организационно-финансовая поддержка малых и средних инновационных предприятий, предприятий коммунальной собственности; создание центров трансфера технологий, технопарков.

Анализируя структуру Национальной инновационной системы Республики Беларусь, можно отметить, что при ее формировании были учтены положительные особенности Национальных систем экономически развитых стран, а именно: в сфере научной политики - прямая непрерывно увеличивающаяся государственная финансовая поддержка фундаментальной науки, грантовая система финансирования, независимая экспертиза инновационных проектов, предоставление университетам и исследовательским центрам налоговых льгот, всесторонняя поддержка регионального инновационного развития и формирования региональных инновационных систем, ориентация науки и технологической системы на решение социальных проблем; в системе поддержки коммерциализации результатов НИОКР -предоставление инновационным предприятиям налоговых преференций, льготных кредитных линий, применение ускоренной амортизации.

Можно отметить дублирование некоторых функций на разных уровнях инновационной системы, преобладание ведомственных интересов при распределении государственных финансовых ресурсов и заказов на научные исследования.

Анализ данных показателей Табло Инновационного Союза (Ш8-2011) в Республике Беларусь и некоторых странах Европы показал, что наиболее высокие показатели инновационного развития имеют Германия, Швеция и Швейцария (табл.). У этих стран лучшие результативные показатели по созданию инновационных товаров, услуг и их экспорту при высоком удельном весе государственных и коммерческих расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы в валовом внутреннем продукте. Наиболее высокие показатели в таблице выделены жирным шрифтом.

Отдельные показатели Табло Инновационного Союза (ГО8-2011)

Беларусь^ Болгария Венгрия Великобритания Германия Италия Норвегия Польша Франция Чехия Швеция Швейцария

Выпуск аспирантов и докторантов (МСКО 6) на 1000 человек населения в возрасте 25-34лет 0,8 0,6 0,9 2,2 2,6 1,6 1,7 0,8 1,5 1,4 3,1 3,1

Доля населения в возрасте 30-34 лет, имеющего завершенное высшее образование,% 28,4 27,7 25,7 43,0 29,8 19,8 47,3 35,3 43,5 20,4 45,8 44,2

Доля молодежи в возрасте 20-24 лет, получившей, по крайней мере, общее среднее образование,0/) 92,6 84,4 84,0 80,4 74,4 76,3 71,1 91,1 82,8 91,9 85,9 82,3

Доля государственных расходов на НИОКР в ВВП, % 0,21 0,29 0,44 0,65 0,92 0,54 0,83 0,53 0,85 0,58 1,07 0,74

Доля венчурного капитала в ВВП,%1) - 0,015 0,02 0,231 0,051 0,035 0,088 0,034 0,103 0,011 0,212 0,107

Доля коммерческих расходов на НИОКР в ВВП,% 0,46 0,3 0,69 1,08 1,9 0,67 0,88 0,2 1,39 0,97 2,35 2,20

Доля расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продук-ции,% 1,55 0,95 0,74 0,88 0,61 0,1 1,25 0,47 1,04 0,74 1,16

Доля МСП, осуществляющих внутренние инновации в общем числе МСП3), % 4,7 17,09 12,6 46,03 34,09 25,42 13,76 29,95 29,58 37,02 28,2

Доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП,% 4,21 20,72 16,82 25,1 53,61 36,91 28,91 17,55 32,09 34,86 40,59 54,37

Доля МСП, внедряющих маркетинговые или организационные инновации, в общем числе МСП,% 0,99 17,35 20,52 31,06 62,63 40,62 30,8 18,65 38,51 45,87 36,73

Доля занятости в наукоемких видах деятельности (производство и услуги) к общей занятости,% 27,36 8,6 12,8 17,0 15,3 13,7 14,2 9,1 13,8 11,8 17,1 19,9

Доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта продук-ции,% 37,2 25,66 68,03 50,6 63,18 50,36 16,7 52,39 58,56 62,1 50,99 63,62

Доля экспорта наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг,% 26,57 23,48 28,88 65,8 57,63 31,47 53,96 33,05 32,58 38,03 42,74 31,02

Продажа новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем товарообороте,% 17,45 14,2 16,44 7,31 17,38 11,79 4,79 9,84 13,25 18,67 9,16 19,23

Количество наивысших характеристик 3 - 1 3 8 - 3 2 1 4 6 6

Примечание: расчеты автора на основе источника [2].

1) капитал, вкладываемый в проекты, которые из-за своей новизны отличаются особенно высокой степенью риска и которые не удается финансировать с помощью традиционных средств внешнего финансирования; в основном вкладывается в новые или реорганизуемые компании, в том числе малые предприятия с высоким потенциалом развития, или в рискованные акции.

2) Здесь и далее данные за 2012 г.

3) МСП - малые и средние предприятия.

Заключение

Результаты исследований показали, что по сравнению с экономически развитыми странами Европы, Республика Беларусь имеет наибольший удельный вес расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции, и наибольший удельный вес занятости в наукоемких видах деятельности (производство и услуги) к общей занятости. Однако республика значительно отстает от стран-лидеров по удельному весу государственных и коммерческих расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы в валовом внутреннем продукте и доле экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта продукции, а также по доле экспорта наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг.

Доля малых и средних предприятий, осуществляющих внутренние инновации, а также внедряющих продуктовые или процессные инновации, маркетинговые или организационные инновации, в общем числе малых и средних предприятий Беларуси, незначительна.

В Республике Беларусь создана разветвленная, многоуровневая, сложная Национальная инновационная система. За период 2005-2012 гг. издано множество законодательных актов, направленных на стимулирование инновационной активности организаций. Однако на современном этапе основными проблемами низкого уровня инновационной активности организаций по-прежнему остаются недостаточно отработанные механизмы внедрения созданных технологий и наукоемкой продукции с учетом вывода продуктов на рынок, а также отсутствие единых взаимовыгодных связей научной сферы с организациями инновационного технологического сектора экономики. По опросу среди руководителей организаций промышленности основными (решающими) факторами, препятствующими инновациям, являются недостаток собственных денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства, высокие экономический риск и стоимость нововведений, длительные сроки окупаемости нововведений [2].

Необходимо продолжить развитие государственно-частного партнерства в сфере НИОКР на условиях обязательного внедрения результатов исследований, оказывать содействие в создании негосударственных венчурных организаций и фондов финансирования инновационных проектов в малых и средних предприятий частного сектора, способствовать развитию конкурсного венчурного финансирования совместных проектов бизнеса и исследовательских организаций. Существующая система государственной финансовой поддержки и стимулирования малых и средних предприятий на этапе научных разработок и создания опытных образцов сложна, требует большого количества согласований, документального оформления и отчетности и нуждается в упрощении и большей доступности для малых и средних предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www. gknt.org.by/opencms/opencms/ru/nis. - Дата доступа: 15.03.2014.

2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2013. - 118 с.

3. Об утверждении Положения о республиканском конкурсе инновационных проектов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2010 № 98 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

4. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры: Указ Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 № 1 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

5. Об утверждении Положения о порядке формирования перечня инновационных товаров: постановление Совета Министров РБ от 31.10.2012 № 995 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

6. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 425-З // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

7. О Государственной программе освоения в производстве новых и высоких технологий на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.11.2010 № 1618 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

8. О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2009 № 123 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

9. О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов: Указ Президента Республики Беларусь от 20.05.2013 № 229 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

10. О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях: Указ Президента Республики Беларусь от 08.07.1996 № 244 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

11. О порядке формирования и использования средств инновационных фондов: Указ Президента РБ от 07.08.2012 № 357 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

12. О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.1997 № 139 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

13. Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 22.07.2010 № 378 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.