Научная статья на тему 'Влияние регионального маркетинга на инновационное развитие пищевой промышленности России'

Влияние регионального маркетинга на инновационное развитие пищевой промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванникова Н.И.

В настоящее время инновационная деятельность является синонимом успешного развития для каждого сектора экономики и одним из определяющих моментом в развитии отечественной пищевой промышленности, являющейся одним из ключевых факторов обеспечения национальной продовольственной безопасности России. В условиях современной экономики без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние регионального маркетинга на инновационное развитие пищевой промышленности России»

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

© Иванникова Н.И.*

Орловский государственный технический университет, г. Орел

В настоящее время инновационная деятельность является синонимом успешного развития для каждого сектора экономики и одним из определяющих моментом в развитии отечественной пищевой промышленности, являющейся одним из ключевых факторов обеспечения национальной продовольственной безопасности России.

В условиях современной экономики без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как они ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних [1].

Успех инновационной деятельности в пищевой промышленности в значительной степени определяется формами ее организации и способами поддержки. Генерирующими источниками для развития инноваций могут быть государство, предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица и т. д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию пищевой промышленности и, в частности, ее инновационной составляющей [6].

Для того чтобы понять, как развивается инновационная деятельность в пищевой промышленности, необходимо проанализировать общую ситуацию, складывающуюся в этой сфере в России за последнее время.

В РФ значительно возросла доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. В табл. 1 представлены основные отрасли, в которых наибольшее число инновационно-активных предприятий [2, 4].

♦ Аспирант

Таблица 1

Производство инновационной продукции по отраслям экономики в 2007 году

Отгружено продукции, млн. руб. Доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции, % Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

Всего За пределы РФ Инновационно-активных предприятий

Промышленность, всего 3538196 573458 154626 4,4 298339

электроэнергетика 285929 656 3456 1,2 23295

топливная 753762 152236 7304 1,0 120104

черная металлургия 352172 88335 17298 4,9 21416

цветная металлургия 398160 80210 6137 1,5 33562

химическая и нефтехимическая 241648 53827 16739 6,9 14887

машиностроение и металлообработка 672691 106803 69372 10,3 27672

лесная и деревообрабатывающая 153973 50591 4576 3,0 12639

промышленность строительных материалов 84986 744 3363 4,0 4239

легкая 55671 3643 1278 2,3 2452

пищевая 417562 22188 22418 5,4 31786

медицинская 28648 976 1367 4,8 1320

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что за период 2007 года большая часть инновационно-активных предприятий принадлежала отрасли машиностроения и металлообработки - 69372 предприятий, а на втором месте предприятия пищевой промышленности - 22418. Если же рассмотреть активность инновационной деятельности предприятий с точки зрения доли инновационной продукции в объеме отгруженной продукции, то можно сделать вывод, что здесь прослеживаются иные тенденции. Наибольшее количество отгруженной продукции имели предприятия отрасли машиностроения и металлообработки (10,3 %), химической и нефтехимической промышленности (6,9 %), а предприятия пищевой отрасли находятся на третьем месте (5,4 %).

Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод о том, что инновационное развитие пищевой промышленности находится не на лидирующих позициях, что приводит к поиску новых научно-методических и практических методов изучения основополагающих моментов для ее развития в современных рыночных условиях с учетом геополитического положения России.

Как известно, развитие любого элемента идет от меньшего к большему, от простого к сложному. И для лучшего развития инновационной сфе-

ры пищевой промышленности в России необходимо сделать акцент на региональный уровень развития инновационной сферы, на все его элементы, факторы и определяющие. Поскольку от того как будет развиваться регион и какая ситуация будет складываться на региональном уровне, будет зависеть и ситуация в целом по стране [3].

Региональная инновационная политика в пищевой промышленности, за рубежом, иногда называемая «новой экономической географией», становится одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы. В течение последних нескольких лет в результате теоретических дискуссий и общественного признания новых идей по национальному инновационному развитию, важность «региона» значительно возросла это обусловлено следующими причинами:

1. Становится общепризнанным фактом, что в условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится ее внутренняя организация, включая способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро и чутко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры в промышленности, осуществлять быструю адаптацию за счет огромного арсенала средств инновационной политики в отрасли. Иными словами, соотношение между глобальным и локальным в российской политике принимает важное значение и многократно усиливает требования к высокой организации локальных систем. Это не столько касается их способности создавать новые технологические решения, сколько управлять экономикой, гибко изменяя ее параметры в направлении поддержания инновационной среды отрасли. Именно региональная среда во многом, на наш взгляд, будет определять конкурентоспособность на современном мировом рынке.

2. Важность «регионализации» инновационной политики в пищевой промышленности также связана с характером инновационного развития российской экономики. Постепенно уходит эпоха крупного стандартизированного производства, в котором доминируют крупные предприятия. Малый и средний бизнес начинает играть доминирующую роль, как наиболее приспособленный к быстрой смене технологий продуктов, который может создавать конкурентоспособную продукцию при многократно более низких капиталовложениях и который может быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике локальные альянсы ученых, предпринимателей и местной администрации являются значительным фактором достижения успеха на рынке.

3. «Регионализация» инновационной деятельности связана с особенностями самих «технологических ресурсов», их создания и использования.

4. Немаловажной причиной усиления роли регионального влияния на

развитие современной инновационной деятельности в пищевой промышленности является то, что в качестве своих значительных составляющих имеет процессы «изучать действуя» и «изучать взаимодействуя». То есть успех инновационной политики во многом зависит от того, насколько новые знания формируются в зависимости от характера задач при реализации планов экономического развития региона и насколько тесно взаимодействуют субъекты региона для обмена информацией [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развитие инновационной деятельности в пищевой промышленности будет зависеть от маркетинга региона.

По мнению специалистов (И.В. Арженовский, А.П. Панкрухин, А.М. Лавров) региональный маркетинг является планомерным и системным процессом изучения состояния и тенденций развития территории региона с целью принятия рациональных решений (о сегментации рынков, выборе целевого рынка, обосновании маркетинговой стратегии выхода на рынок, разработке комплекса маркетинга и др.) [7-8]. В самой общей форме механизм действия регионального маркетинга основывается на совокупности ряда основных элементов, образующих взаимосвязанную систему, в которой они тесно переплетены и активно взаимодействуют для развития инноваций в пищевой промышленности.

Важнейшими из них являются:

1. Внешнеэкономические связи региона, их структура и принципы развития;

2. Правовые формы и методы регулирования деятельности региона и поддержки региональной пищевой промышленности;

3. Планирование как важное звено в процессе формирования потенциала пищевой отрасли региона;

4. Финансово-экономическая поддержка пищевой промышленности как стратегического сектора экономики, обеспечивающего национальную безопасность страны, реализуемая на уровне региона;

5. Формирование нового стиля поведения потребителей, ориентированного на национального производителя;

Таким образом, региональная инновационная политика, акцентированная на инструменты регионального маркетинга, представляется важным моментом на пути к созданию национальной инновационной системы в России в целом и в пищевой промышленности, в частности.

Список литературы:

1. Калинин М.Я. Инвестиции в инновации: Учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ЮНИТИ, 2002. -356 с.

2. Наука России в цифрах - 2007: Статистический сборник. - М.:

ЦИСН, 2006.

4. Статистический сборник «Регионы России». - М., 2007.

5. Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г. Кузнецова, профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 320 с.

6 Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономической рост // Экономист. - 2007. - № 6. - С. 5-8.

7. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом - 2008. - № 1.

8. Ларин С.Н. Основные тенденции деятельности в регионе: зарубежный опыт и российская деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 5.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ, КООРДИНАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

© Кандаурова Г.А.4, Кандауров Н.Н.¥, Капорцева О.Н.*

Белорусский государственный экономический университет, Институт современных знаний им. А.М. Широкова, г. Минск

В статье показана роль прогнозирования и планирования для осуществления координации социальной, инновационной и региональной политики, освещены методические вопросы планирования инновационного развития на макро-, мезо- и микроуровнях, оценки эффективности использования в народном хозяйстве республики результатов научно-исследовательских, опытно-технологических, опытно-конструкторских работ и инновационных проектов, изложены проблемы и даны рекомендации по их решению.

Стратегической целью устойчивого развития Беларуси является динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития

♦ Профессор кафедры Регионального управления, кандидат экономических наук, доцент " Профессор кафедры Управления, кандидат экономических наук, доцент

* Старший преподаватель кафедры Управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.