Научная статья на тему 'Прогнозирование будущего как механизм личностного и профессионального самоопределения студентов'

Прогнозирование будущего как механизм личностного и профессионального самоопределения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORECASTING FUTURE / TEACHER / ACTIVITY / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО / ПЕДАГОГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рукавишникова Е.Е.

В статье рассматривается проблема прогнозирования будущего как современного научного направления, имеющего междисциплинарный характер. Автором обосновывается актуальность исследования, обусловленная особенностями развития современного общества; актуализируется рассмотрение проблемы прогнозирования будущего в период ранней юности, одной из закономерностей которого является личностное и профессиональное самоопределение. Основное содержание статьи составляет анализ и обобщение результатов исследования по выявлению у студентов педагогического вуза умения прогнозировать свое будущее. На основании анализа экспериментальных результатов устанавливается, что студенты осознают перспективы личностного и профессионального развития, способны видеть изменения и быть готовыми к ним. Перспективным в ситуации неопределенности и вызовов является рассмотрение прогнозирование будущего как возможность изменения вектора развития личности в деятельности и коммуникации, профессии и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рукавишникова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING THE FUTURE AS THE MECHANISM OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The article deals with a problem of forecasting the future as a modern scientific area with an interdisciplinary character. The author justifies the relevance of the study, due to the specifics of the development of modern society. The consideration of the problem of forecasting the future in the period of early adolescence, one of the regularities of which is personal and professional self-determination, is being updated. The main content of the article is the analysis and synthesis of the results of the study to identify students in a pedagogical university of the ability to predict their future. The analysis of experimental results shows that students are aware of prospects for personal and professional development, are able to see changes and be ready for them. Perspective in a situation of uncertainty and challenges is the consideration of forecasting the future as a possibility of changing the vector of personality development in activities and communication, profession and life.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование будущего как механизм личностного и профессионального самоопределения студентов»

4. Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе. Молодой учёный. 2010; Т. 2, № 8: 188 - 190.

5. Павлов Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Высшее образование в России. 2000; 1: 116 - 121.

References

1. Barysheva T.L. Variativnaya sistema ocenki kachestva obucheniya studentov tehnicheskih special'nostej v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Mokeeva O.A., Mokeeva S.A. Kontrol' znanij i umenij studentov. Tavricheskijnauchnyjobozrevatel'. 2016; 4 (9).

3. Korotkov S.G., Krylov D.A., Chupryakov I.S. Kontrol' znanij i umenij buduschih bakalavrov professional'nogo obucheniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2015, 12-4: 674 - 678.

4. Scherbakova E.V. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya organizacii uchebnogo processa v vuze. Molodoj uchenyj. 2010; T. 2, № 8: 188 - 190.

5. Pavlov N., Artemov A., Sidorova T., Frolov V. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000; 1: 116 - 121.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 378

Rukavishnikova E.E., Cand. of Sciences (Psychology), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ree2014rf@mail.ru

FORECASTING THE FUTURE AS THE MECHANISM OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS. The article deals with a problem of forecasting the future as a modern scientific area with an interdisciplinary character. The author justifies the relevance of the study, due to the specifics of the development of modern society. The consideration of the problem of forecasting the future in the period of early adolescence, one of the regularities of which is personal and professional self-determination, is being updated. The main content of the article is the analysis and synthesis of the results of the study to identify students in a pedagogical university of the ability to predict their future. The analysis of experimental results shows that students are aware of prospects for personal and professional development, are able to see changes and be ready for them. Perspective in a situation of uncertainty and challenges is the consideration of forecasting the future as a possibility of changing the vector of personality development in activities and communication, profession and life.

Key words: forecasting future, teacher, activity.

Е.Е. Рукавишникова, канд. психол. наук, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Е-mail: ree2014rf@mail.ru

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО КАК МЕХАНИЗМ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается проблема прогнозирования будущего как современного научного направления, имеющего междисциплинарный характер. Автором обосновывается актуальность исследования, обусловленная особенностями развития современного общества; актуализируется рассмотрение проблемы прогнозирования будущего в период ранней юности, одной из закономерностей которого является личностное и профессиональное самоопределение. Основное содержание статьи составляет анализ и обобщение результатов исследования по выявлению у студентов педагогического вуза умения прогнозировать свое будущее. На основании анализа экспериментальных результатов устанавливается, что студенты осознают перспективы личностного и профессионального развития, способны видеть изменения и быть готовыми к ним. Перспективным в ситуации неопределенности и вызовов является рассмотрение прогнозирование будущего как возможность изменения вектора развития личности в деятельности и коммуникации, профессии и жизни.

Ключевые слова: прогнозирование будущего, педагог, деятельность.

Одним из современных направлений научных исследований является изучение механизмов, закономерностей и особенностей прогнозирования будущего. Прогнозирования будущего - это заложенная в онтогенезе и экзистенции личности психологическая потребность. Человек всегда испытывал интерес к будущему, планировал его, предпринимал определенные действия, чтобы приблизится к будущему В этом понимании прогнозирование можно рассматривать как уникальный вид деятельности человека, ориентированный на предвосхищение будущего, создание его идеального образа, осуществление и оценку последствий реализации замыслов [1, с. 134]. Актуальность исследований в этом направлении обусловлена особенностями современного развития общества. Отличительными особенностями этого развития является, с одной стороны, динамизм жизни современного человека, который проявляется в ускорении внешних и внутренних процессов. С другой - неопределенность и риски современного мира, безусловно, снижающие адаптивность и стрессоустойчивость личности, на фоне которых затрудняется процесс прогнозирования. Если рассмотреть исследуемую проблему в возрастной динамике, то наиболее чувствительным к проблеме прогнозирования является период ранней юности. Одной их закономерностей развития личности в этом возрасте является личностное и профессиональное самоопределение. Психологическими механизмами самоопределения является рефлексия и прогнозирование [2, с. 156]. На современном этапе студенты находятся в конфликтующей реальности, что порождает неуверенность в себе, напряженность и неуверенность в своем профессиональном будущем, что в свою очередь влияет на стратегическое планирование своего личного и профессионального будущего [3, с. 249].

Таким образом, актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнения, т. к. целью прогнозирования будущего является самоопределение личности в постоянно изменяющемся мире и обществе. Прогнозирование своего будущего структурируется ближайшими и дальними целями, которые находятся в тесной связи с другими жизненными целями.

Что же такое прогнозирование будущего? Обратимся к словарю, прогнозирование будущего - это построение временной транспективы, предсказание тенденции развития предмета процесса, системы на основании имеющейся специфической информации, сбор которой осуществляется двумя способами: на основе экстраполяции их поведения в прошлом и настоящем, второй способ

осуществляется на основе статистической обработки мнений по конкретным вопросам и областям знания [4, с. 31].

Предметом нашего исследовательского интереса стало выявление у студентов педагогического вуза умения прогнозировать свое будущее и степени уверенности в нем. Для решения поставленной мы использовали второй способ получения информации, в частности - статистическую обработку мнений. Нами было проведено анкетирование студентов 1-4 курсов педагогического института. Количество студентов, участвующих в анкетировании, - 82 человека. Анкетирование было анонимным, анкета включала в себя 11 вопросов, ответы на которые могли воссоздать студенту временную транспективу с многовариантностью настоящего и возможного будущего. Вопросы были представлены так, что, отвечая на них, студент «здесь и сейчас» через рефлексию собственных личностных и профессиональных достижений переходил к размышлениям о прогнозировании своего будущего и своего места в нем. Полученные данные позволяют сделать следующие заключения.

Существенное значение, по нашему мнению, имел вопрос о причинах выбора педагогической специальности. Ответы распределись следующим образом: «чувствую, что это мое призвание» - 46% опрошенных, что, несомненно, очень важно; «по советам родственников, друзей» - так ответило 22% опрошенных; «поступил/а, потому что прошел/а на бюджетную форму обучения» - 18%; затруднились ответить - 14%.

Следует обратить внимание, что вариантами ответов в позиции «Свой вариант ответа» стали такие как «хотел доказать всем, что могу получить высшее образование»; «интерес к изучению истории», «хотелось бы попробовать себя в этой профессии». В этом случае мы видим проявление интереса студентов в области предметного знания и самопознания.

Полученные ответы на этот вопрос позволяют предположить, что выбрав профессию по призванию и имея идеальный образ профессии и педагога (46%), студенты, будут ориентированы на проектирование своей деятельности и ее осуществление на этапе обучения в вузе. Подтверждением являются и ответы на вопрос «Собираетесь ли Вы, связать свою жизнь с педагогической деятельностью?» 66% студентов утвердительно ответили «да», при 7%, которые не планируют связывать будущее с педагогической деятельностью (примечание: предлагаемый вариант ответа «всё покажет время» не был выбран студентами).

Обобщая ответы на эту серию вопросов, мы можем констатировать, что вектором в прогнозировании и создании студентами своего профессионального будущего является самостоятельный и осознанный выбор. При этом у студентов отмечается достаточно высокая степень уверенности в будущем.

Заслуживает внимание следующая серия вопросов на понимание студентами изменения целей, миссии и функции деятельности педагога в XXI веке и ожидаемые последствия от этих изменений. Почти половина опрошенных (49%) считает, что профессия педагога по своему содержанию претерпевает изменения; каждый третий (31%) студент убежден, что роль и место педагога в обществе останется традиционной, несмотря на происходящие изменения; каждый шестой (15%) признались в том, что еще не задумывались об этом. Интересным представляется то, что независимо от ответа на предыдущий вопрос, все участвующие в анкетировании обозначили, что изменения в педагогической профессии и отношение к ее представителям происходят, прежде всего, под влиянием информатизации общества, а так же экономических и социальных факторов. Ответы на вопросы показали, что большинство студентов выходят в рефлексивную позицию по отношению к предстоящей профессиональной деятельности. Следует отметить, что студенты обращают внимание на те изменения, которые происходят в образовании, обращаясь к своему опыту ученичества: за одиннадцать лет обучения в школе они занимались по разным программам; изменялась система контроля результатов обучения, например, начинали с контрольных работ, а заканчивали ВПР, ОГЭ и ЕГЭ введено в практику образования; в их школы пришли дети с ОВЗ, а раньше их не было. Это было выявлено после завершения анкетирования, которое плавно переходило в беседы и обсуждение по затрагиваемым в анкетировании вопросам. Итак, сами студенты признают, что динамика жизни и происходящих в ней изменения таковы, что далекое будущее наступает стремительно, минуя даже ожидания его, не говоря уже о его прогнозировании, а в некоторых сферах - технологии, сервис, и даже образование, оно наступило, и оно уже «здесь и сейчас».

Особый интерес вызывает следующий вопрос «Как вы считаете, каких знаний вам недостает, для того, чтобы быть педагогом XXI века?». Вопрос был открытым. Ответ на него способствовал погружению студентов в свое вероятное будущее путем проектирования различных ситуаций в ближайшей перспективе для старших курсов и отдаленной для первых. Ответы на этот вопрос были получены такие: «не хватает знаний по профильным предметам», «опыта работы с детьми», «навыков по ведению документации в условиях ФГОС», «умения грамотно излагать свои мысли», «не могу держать дисциплину в классе», «не знаю, что делать с учеником с ОВЗ»; «надо быть на «ты» с современными технологиями, школьники более продвинутые по сравнению с учителями», «не готова ответить на этот вопрос, т.к. еще надо развиваться в различных направлениях, чтобы понять, что нужно»; «даже со школьниками надо играть, нужны игротехники» и др. Анализируя ответы на этот вопрос, нами было отмечено, что студенты отвечали, опираясь на имеющуюся информацию и собственный опыт ученичества (студенты 1 и 2 курсов) и самостоятельной профессиональной деятельности на учебной практике (студенты 3 и 4 курсов). И на сопоставлении этой информации предприняли попытку осуществить переход от знания прошлого к настоящему и будущему. Такое прогнозирование, по нашему предположению, позволит студентам с учетом прошлого опыта, настоящей ситуации и возможных перспектив развития регулировать свою деятельность [5].

Как же оценивают студенты перспективы педагогической специальности в ближайшие 10 лет? 59% опрошенных считают, что «специальность будет востребована на рынке труда»; 18% видят отличные перспективы: «я специалист своего дела и буду совершенствовать себя в профессии», «в будущем значение специальности только возрастает» и др. Вместе с тем 14% указали, что «будут работать в другом направлении», а, по мнению 9%, «специальность утратила свое значение». Ответы показали, что большинство студентов (59% и 18%) видят перспективы педагогической профессии. В беседах студенты выразили понимание того, что профессия педагога пройдет проверку временем, при условии его опережения: образование и педагог должны быть устремлены в будущее.

Следующая серия вопросов была посвящена изучению того, как студенты прогнозируют себя в личностном пространстве. Если обозначить ранг получен-

Библиографический список

ных ответов, то для студентов, участвующих в анкетировании, наиболее моти-вационно привлекательными сферами жизнедеятельности в будущем являются: 1 - личностная и профессиональная самореализация; 2 - сфера общения; 3 - семья и семейные взаимоотношения; 4 - психологическое и физическое самосохранение; 5 - пятую позицию в рейтинге разделили непрерывное образование (обучение в течение всей жизни, самообразование) и другие виды активности (спорт, хобби, материальные ценности). Ответы на этот вопрос коррелируют с ответами на вопрос о том, чего бы студенты хотели достичь в жизни. Каждую из предложенных позиций студенты оценивали по 5-ти бальной шкале. Результаты представлены так: 1 - хорошие отношения в семье (73); 2 - дело по душе, интересная работа (70); 3 - личная жизнь и удовлетворенность в любви (63); 4 - четвертую позицию разделили удовлетворенность в любви, личной жизни и профессионализм, мастерство и высокий заработок, материальное благополучие (60); 5 - пятую позицию разделили душевное равновесие и самостоятельность, свобода (56); 6 - на шестой позиции оказались одновременно хорошие, верные друзья и возможность путешествовать (54); 7 - безопасность (47); 8 - свое дело, успех в предпринимательстве (46); 8 - возможность полнее проявить себя, свои способности (39); 9 - нетрудная работа, спокойная жизнь (31); 10 - власть, возможность командовать людьми (28); 11 - признание окружающих, слава (26).

Отвечая на вопрос «Какие личные качества необходимы для того, чтобы добиться успеха в жизни и быть востребованным в будущем?», студенты считают, что это (в порядке убывания) целеустремленность (84), профессионализм в своем деле (77), коммуникабельность (52), стремление получать больше знаний (37), доброта, любовь к людям (31), умение достичь своих целей любыми средствами (30), честность (29), умение решать проблемы (10).

На вопрос «Кем бы Вы видите себя через десять лет?» были получены следующие ответы (в порядке убывания): «человеком, имеющим хорошее место работы» - 60; «хорошим семьянином» и «человеком, живущим в достатке» - по 49; «специалистом высокой квалификации» - 36; «уважаемым человеком» - 29; «живущим в другой стране» - 13; известным политическим деятелем - 5.

Сопоставляя ответы на эти вопросы, можно констатировать, что приоритетными для студентов являются общечеловеческие ценности. Можно предположить, что, во-первых, на выбор студентов в какой-то степени оказывает влияние профессия, которая является социально-ориентированной, во-вторых, при личностном и профессиональном самоопределении студенты будут ориентированы на эти ценности.

Обобщая содержание представленного в статье теоретического и эмпирического материала, можно сделать следующие заключения.

Рассматривая и изучая прогнозирование будущего как современное направление в науке, в проведенном исследовании нами была поставлена и решена такая задача - определить, насколько студенты на этапе обучения осознают перспективы личностного и профессионального развития, способны видеть изменения и быть готовыми к ним.

Психологическая сущность прогнозирования будущего выражается в опережающем отражении действительности. Прогнозирование представляется как обоснованный переход к явлениям, процессам, событиям, которых еще нет, но они возможны, т. к. детерминированы закономерностями и тенденциями развития общества, его систем и самой личности. Прогнозирование будущего - процесс вероятностный, который становится еще больше таковым в современной ситуации неопределенности и вызовов. Адаптация к неопределенности во многом определяется способностью личности к прогнозированию. Как показали результаты исследования, студенты понимают, что знание и информация о будущем предоставляют возможность изменения вектора развития событий при определенных условиях. К таким условиям можно отнести включение студентов в систему социальных отношений и профессиональную деятельность уже на этапе обучения в вузе.

Проведенное исследование является этапом в изучении проблемы прогнозирования будущего. В контексте заявленной проблемы планируется изучение объективных и субъективных элементов прогнозирования и механизмов его осуществления.

1. Асмолов А.Г Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл, Академия, 2007.

2. Рукавишникова Е.Е. Формирование рефлексии у студентов педагогического вуза: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Ставрополь: СГПИ, 2017: 155 - 160.

3. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург, 2003.

4. Научное прогнозирование. Available at: https://philosophy_of_science.academic.ru/

5. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва: МОДЭК, 2011.

References

1. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kul'tumo-istoricheskoeponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl, Akademiya, 2007.

2. Rukavishnikova E.E. Formirovanie refleksii u studentov pedagogicheskogo vuza: Materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': SGPI, 2017: 155 - 160.

3. Regush L.A. Psihologiya prognozirovaniya: uspehi v poznanii buduschego. Sankt-Peterburg, 2003.

4. Nauchnoeprognozirovanie. Available at: https://philosophy_of_science.academic.ru/

5. Lomov B.F. Sistemnost' v psihologii. Moskva: MOD'EK, 2011.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PSYCHO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES THAT DETERMINE THE SUCCESS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article presents a psychological and pedagogical analysis of professionally significant personal qualities that determine the success of professional pedagogical activity. For successful professional activity the teacher must have a set of abilities, certain psychophysiological properties and qualities of an individual, as well as have a humanistic professional orientation of an individual. Pedagogical maturity is important for a successful teacher. At the same time, the lack of any professionally significant personal qualities means incompetence.

Key words: pedagogical activity, teacher, professionally significant personal qualities.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область,

поселок Электроизолятор; проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье сделан психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности. Для успешной профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать совокупностью способностей, определённых психофизиологических свойств и качеств личности, а также иметь гуманистическую профессиональную направленность личности. Для успешного педагога важна педагогическая зрелость, предполагающая наличие способности проявлять в педагогической деятельности своё неповторимое «Я» и уметь принимать другого таким, каков он есть. При этом отсутствие у педагога каких-либо профессионально значимых личностных качеств способствует формированию определённой некомпетентности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагог, профессионально - значимые личностные качества.

В педагогической профессии аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, «педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта» [1, с. 44]. В этой связи педагог выступает в роли транслятора общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат общественные культурные ценности народов, населяющих регионы, а также цивилизации в целом. Наиболее полно основные черты личности, отражающие социально-нравственную направленность можно представить следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Черты личности, образующие социально-нравственную направленность педагога

№ Черты личности

1. педагог - это творческая личность, мыслящая диалектически, проявляющая творчество во всех сферах жизнедеятельности.

2. педагог - это гуманная личность, относящаяся с любовью ко всему живому;

3. педагог - это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры;

4. педагог - это духовно-богатая личность, обладающая высокими духовными потребностями;

В свою очередь отметим, что высокий уровень духовной культуры педагога, являясь основой формирования гуманистической направленности, проявляется в центрированности на воспитаннике, а не на преподаваемом предмете, установке принятия ученика таким, каков он есть, что очень важно для создания благоприятной атмосферы, максимального раскрытия способностей, заложенных в ребёнке.

Однако, помимо социально-нравственной направленности личности педагога, большое значение имеет его профессионально-педагогическая направленность, сущность которой наиболее полно была раскрыта в работах П.Ф. Каптере-ва, Н.В. Кузьминой, и ряда других исследователей.

Лишь совокупность определённых качеств, отмечает Н.В. Кузьмина, обусловливает истинно педагогическую направленность.

Назовём эти качества: профессионально-педагогический интерес, увлечённость педагогической работой, психолого-педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение и ряд других.

Ряд учёных считает немаловажными и такие качества, как педагогический долг ответственность и соблюдение педагогической морали [2 и др.].

Некоторыми исследователями указывается также познавательная направленность педагога, которая определяется его интеллектуальной активностью, научной эрудицией, чувством нового и готовностью к непрерывному самообразованию.

Профессионально-значимые качества личности педагога достаточно глубоко изучены отечественными учёными Л.М. Митиной [3] и др. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить более 70 профессионально-значимых качеств педагога. Среди них наиболее часто встречаются:

Таблица 2

Профессионально-значимые качества педагога

№ Качества Учёные, которые придавали им ведущее значение в личности педагога

1. любовь к детям Ш.А. Амонашвили, Л.М. Митина

2. противостояние синдрому эмоционального сгорания Н.А. Аминов

3. способность понимать учащихся. центрированность на ученике С.Д. Поляков, Э.А. Гришин

4. общительность Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Го-ноблин, В.И. Гинецин-ский),

5. пластичность поведения Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина

6. эмоциональность A. Р. Прохоров, B.П. Трусов

7. эмпатия Н.В. Козиев

8. социальная зрелость личности педагога И. А. Зязюн

Представляют интерес данные в результате комплексного исследования определившей качества успешного воспитателя: адекватная самооценка, точное восприятие различных людей, развитое педагогическое мышление, интеллектуальная гибкость, повышенная эмоциональность, артистичность, повышенная критичность к результатам своей деятельности [4]. Нами также учтены данные Л.И. Уманского [5], выделившего 18 типичных личностных качеств организатора воспитательного процесса (таб. 3):

Таблица 3

Качества педагога-организатора по Л.И. Уманскому

№ качества

1. активность;

2. инициатива, как творческая, так и исполнительская;

3. наблюдательность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.