Научная статья на тему 'Прогноз спроса на мебель, основы теории функционирования экономики и управления предприятиями мебельного производства'

Прогноз спроса на мебель, основы теории функционирования экономики и управления предприятиями мебельного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / ДИРЕКТ-КОСТИНГ / МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаков В. М.

Бугаков В.М. Прогноз спроса на мебель, основы теори функциони рования экономики и управления предприятиями мебельного произ водства. Опыт показал, что наиболее надежным методом прогноза спроса на мебель является метод коэффициентов эластичности спроса по цене мебели или по доходу населения. Используя метод «директ-костинг», по которому все затраты делятся на постоянные и переменные, получаем показатели экономических системных связей теории функционирования экономики и управления предприятиями мебельного производства. Комплекс уравнений системных связей дает возможность составить систему алгоритмов управления в направлении повышения прибыльности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогноз спроса на мебель, основы теории функционирования экономики и управления предприятиями мебельного производства»

ЭКОНОМИКА

ПРОГНОЗ СПРОСА НА МЕБЕЛЬ, ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В.М. БУГАКОВ, доц., ректор ВГЛТА, канд. техн. наук

Предприятия мебельной промышленности работают по заказам оптовых и индивидуальных покупателей, т.е. выпускают различные виды, наборы мебели. Мебельные предприятия - это предприятия многономенклатурного мелкосерийного производства.

Для обеспечения ритмичности работы, финансовой устойчивости мебельных производств необходимы надежные прогнозы спроса на отдельные виды мебели на ближайший месяц, квартал. При этом необходимо учитывать жесткую конкуренцию других производителей аналогичной мебели, а также достаточно быстро меняющиеся тенденции изменения конструкций мебели и предпочтений покупателей.

В связи с этим значение эффективно действующей службы прогноза спроса на отдельные виды мебели невозможно переоценить.

Имея достаточно обоснованные прогнозы спроса на продукцию предприятия многономенклатурного мелкосерийного мебельного производства, можно в ближайшие месяцы эффективно использовать имеющиеся ресурсы для обеспечения более высокого уровня прибыли.

Прогнозирование спроса на мебель представляет собой научно обоснованное предвидение развития платежеспособных потребностей населения, организаций.

При прогнозировании наиболее распространенными являются следующие методы: экономико-математические; с использованием коэффициента эластичности спроса; с использованием структурных моделей.

Но эти методы не обеспечивают достаточно надежный прогноз спроса.

Наиболее простым и приемлемым методом прогнозирования спроса на мебельную продукцию для оперативных и краткосрочных целей является применение коэффициента эластичности спроса по цене и доходу населения [3].

[email protected]

Коэффициент эластичности показывает относительное изменение исследуемого экономического показателя под действием единичного относительного изменения экономического фактора, от которого он зависит при неизменных остальных влияющих на него факторах.

Если записать зависимость у от х как

г ЛУ

ух = lim--,

4р^0 ДХ

и соответствено функцию спроса на мебель (Q) от ее цены (Р)

Q =lim^,

р Др^о ДР

то увидим, что значение производной при каждой цене Р зависит от того, измеряется спрос на мебель в наборах или в отдельных конструкци мебели, или спрос по ценам наборов. Поэтому для измерения чувствительности функции к изменению аргумента в экономике изучают связь не абсолютных изменений переменных, а относительных или процентных.

В дискретном случае определение эластичности уже не столь однозначно, как в непрерывном случае, поскольку в относительном изменении

5х = Дх/х = (x2-Xj)/x

неясно, что брать в качестве х: первоначальное значение (х = х1), конечное значение (х = х2) или среднее х = (х2+х1)/2.

В зависимости от этого выбора различают конечную эластичность

Ех(У) = ^г^УУ^Х-^)^ (1)

где у2 и х2, у1 и х1 - это спрос и цена изделия в текущем и предыдущем месяце; среднюю (дуговую) эластичность

Ex(y) = [2(Уг-У1)/(У1+У2)]/[2(х2-х1)/(х1+ x2)]; (2) а также логарифмическую эластичность Ех(у) = Д1пу/Д1пх = Д1пу2- Д1пу1/Д1пх2-

- Д1пх1 = 1п[У2/ ^1]/ 1п[х2/ x1]. (3)

Если ценовая эластичность спроса по абсолютной величине равна единице, то это спрос с единичной эластичностью.

198

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2008

ЭКОНОМИКА

Если спрос неэластичный при Ер (q) < < | 1 |, то спрос на данный вид мебели обеспечен. Если Ер (q) >> | 1 |, то спрос на данный вид мебели в ближайший период будет весьма ограниченным.

Эластичность спроса по цене тем выше, чем выше удельный вес расходов на мебель в доходе потребителя и чем ниже субъективная необходимость в этом виде мебели. Эластичность спроса по цене обычно выше, чем больше промежуток времени. Другими словами, долгосрочная эластичность спроса предполагается выше, чем за долгосрочный промежуток времени потребители могут изменить привычки и найти больше заменителей данному набору мебели.

Однако при этом не учитывается формирование запаса и время износа мебели, оказывающие существенное влияние на решения потребителей и действующие иногда в сторону понижения эластичности с течением времени.

Если спрос на набор мебели не эластичен, то повышение цены приводит к увеличению выручки. Для эластичного спроса изменение выручки происходит в направлении, противоположном изменению цены, и для повышения выручки выгодно понижать цену видов мебели, пользующихся малым спросом. При эластичном спросе выручка растет с уменьшением цены, а при неэластичном - падает.

При введении дополнительного налога, например на импортную мебель, налоговое бремя падает на экономического агента с меньшей эластичностью, у которого меньше возможностей ухода от налогового бремени. В частности, если эластичность спроса равна нулю, то все налоговое бремя ляжет на плечи потребителей, так как независимо от величины налога (а, следовательно, и величины цены) потребители не изменят объема закупок.

Если же спрос на какой-то вид мебели по импорту характеризуется совершенной эластичностью, то в проигрыше окажутся импортеры-производители, т.к. потребители при чрезмерных таможенных сборах переходят к приобретению отечественной качественной мебели. В этом случае все налоговое бремя падает на плечи фирм, импортирующих зарубежную мебель.

Таким образом, эластичность спроса важна при принятии ценовых решений произ-

водителями мебели, коммерческими структурами и другими экономическими субъектами.

От достаточно точного прогноза спроса на те или иные виды, наборы мебели зависит, прежде всего, реальная в перспективе выручка от торговли и финансовая устойчивость.

Наличие больших объемов невостребованных, нереализованных видов мебели является главной причиной низких финансово-экономических показателей производителей мебели. Значительные уценки труднореализуемых видов мебели в лучшем случае как-то снижают убытки.

Компьютеризация учета реализованных видов мебели ценой (Pi) по количеству (х.) и по выручке (Pi x) дает возможность организовать систему автоматизированного прогноза спроса каждого вида мебели на ближайший месяц, квартал. Мебельные предприятия должны проводить гибкую ценовую политику при реализации своей продукции. В этом случае компьютеризация учета объемов реализации отдельных видов мебели дает возможность, с учетом сезонных колебаний спроса по прошлому кварталу, году, делать прогнозы на объем спроса (х) того или иного набора мебели.

Объемы спроса по таким прогнозам должны быть скорректированы не только по наличию остатков нереализуемой мебели, но и по вычисленным величинам эластичности спроса по цене изделий. Если величина эластичности спроса по цене того или иного набора мебели меньше 5-10, то реальный спрос на этот товар на ближайший месяц, квартал, будет определенно обеспечен. Если величина показателя эластичности данного набора изделий больше 10, то спрос на ближайший месяцев будет в ограниченном количестве.

Значительная по величине отрицательная эластичность спроса по цене мебели указывает на ее слабую востребованность, и такая мебель не имеет позитивных перспектив реализации в значительных объемах. Даже реклама таких наборов мебели не увеличит существенно их реализацию в условиях активной конкуренции мебели других производителей [3, 4].

Прогнозирование спроса на мебель покупателями представляет собой задачу, решение которой реально, если работает компьютерный учет фактического спроса с оп-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2008

199

ЭКОНОМИКА

ределением эластичностей по каждому виду мебели, с учетом изменения покупательной способности населения и сезонных колебаний спроса на те или иные виды, наборы мебели за отдельные месяцы прошлого года.

Особый интерес представляет прогноз спроса на абсолютно новые виды конструкций мебели. Здесь возможен большой экономический риск невостребованности таких изделий, поэтому перед началом их производства нужно провести экспертные оценки прогноза спроса.

Весь комплекс задач учета и управления в экономической системе предприятий по мелкосерийному производству многих типоразмеров мебели может эффективно решаться при использовании методов оценки показателей производственно-экономических ситуаций и принятии оперативных управленческих решений. Для этого необходимо иметь методы определения системных связей основных экономических параметров производства мебели. В этом случае представляется целесообразным использовать систему «Директ-костинг», метод маржинального анализа [3], который все затраты делит на переменные и постоянные, что значительно сокращает количество показателей информационного обеспечения уравнений системных связей экономики мелкосерийного многономенклатурного производства мебели [2, 4].

Спрос на продукцию предприятия мебельного производства на очередной месяц обычно достаточно известен, что дает основание построить показатели информационного обеспечения на дискретный период времени, и-месяц.

Для решения научных и практических задач управления в экономической системе предприятия мебельного производства используем следующие показатели: предприятие в следующем месяце (и) выпускает j типоразмеров мебели, j = 1,2,...,А; N - количество типоразмеров мебели (в очередном месяце); i - количество единиц каждого j-го типоразмера мебели в соответствии со спросом на очередной месяц; Х(и) = ЪХ (и) - общее количество всех N; U (п) - переменные затраты на выпуск и реализацию 1 экземпляра j-го типоразмера набора мебели в период и, опреде-

ляются по калькуляции себестоимости; Ц.(и)

- цены реализации единицы j-ro типоразмера мебели; Z(n) - постоянные затраты предприятия на месяц и; а0 - удельный относительный вес (в долях единицы) реализованного в период и объема мебели, изготовленного в этот же период; аг - удельный относительный вес (в долях единицы) реализованной мебельной продукции, выпущенной в предыдущие месяцы (и - r), выручка от реализации которой поступает на счета предприятия в месяц и; 'ZfX.(п)aЦ - выручка от реализации части мебели, изготовленной в период n и реализованной в этот период; - YXX^iH - г)а-Цх

- выручка от реализации изготовленного в предыдущие месяцы (и - г) количества i единиц j - типоразмеров мебели, поступившая на счета предприятия, в месяц и; m - среднее число месяцев изготовления и реализации набора мебели; Ссрс(и) - собственные средства предприятия на месяц и; Ркр (и) - сумма заемных средств на период и; Рв(и) - валовая (балансовая) прибыль на месяц и; Р^ - норма налога на прибыль в относительных величинах в долях единицы; - Рг(и) = Рв(и)[1-Рпр]

- чистая прибыль на период и; - "EX^^Uty)

- переменные затраты предприятия на месяц и; - SXj(и)a0Цj^SSXjг(и - г)а-Ц. - валовая выручка за месяц и; - Вз(и) = ^Xj(ri)U](ri)+Z(ri)

- валовые затраты на период и.

Валовые затраты Вз(и) на выпуск и реализацию всей номенклатуры мебельной продукции складываются из переменных U(ri) и постоянных затрат Z^).

Уравнение валовых затрат имеет вид: Вз(и) = U^+Z^), или

В3 (n)=z xUj (b)+z (n). (1)

j

Ограничения на переменные в уравнении (1) определяются индивидуально для каждого предприятия.

Уравнение валовой выручки Вв(и) за период и (на последний день месяца) состоит из двух составляющих: из выручки от реализации части мебели, изготовленной в период и и реализованной в этот период, а также из выручки от реализации мебели, изготовленной в предыдущие периоды (и - г), которая поступила на счета предприятия в очередной период и

Вв(n)=TXj(nHЦj +£Ехуг(и - г)а;ЦР (2)

ij i г=1

200

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2008

ЭКОНОМИКА

где Е Х (n)= X(n) - общее количество всех N

i] типоразмеров мебели, выпускаемой в

период n;

Ограничения на переменные уравнений валовой выручки (2) определяются для каждого предприятия индивидуально исходя из действующих производственно-экономических условий.

В общем случае имеет место три варианта функционирования экономики предприятия и соотношения объемов валовой выручки и валовых затрат

Вв (п) В (п) или

m

ЕхДДД+ЕЕ х1]г(п - г)а;Ц.*

i j r=i

Д^Х (nyjj (n)+z (n). (3)

У

При B(n) > BB(n) предприятие за период n является убыточным.

При Вз(п) = BB(n) предприятие безубыточное, нет прибыли, нет убытков.

При Вз(п) < BB(n) предприятие за период n (месяц) является прибыльным.

Условие безубыточности имеет вид

m

Е ХДДД +ЕЕ х (n - г)агЦ. =

Ь i] r=l

= ЕХ (n)J] (n)+z(n). (4)

j

Если на очередной месяц n предприятие будет прибыльным, то уравнение валовой прибыли Рв имеет вид

р (п)=ЕX] (п)аЦ] +еЕ хДп - г)а;Ц-

Ь i] r=l

(5)

С учетом нормы налога на прибыль Р^ в очередном месяце уравнение чистой прибыли P (n)

Р (n)=(l-P„

t

Е X] (п)аЦ] +еЕ X]r (п - г)аД] -

i r=l

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i

(6)

Объем собственных средств Ссрс(п) предприятия в очередном месяце определяются суммой остатка свободных средств от предыдущего месяца C0(n-1) и валовой выручки BB(n) в очередном месяце n.

CJp) = Co(n-l) + Вв(п), (7)

или Ссрс(п) = Co(n-1) +Е хДДЦД

m У

+ЕЕ x]r(n - r)ar'Цl^, (8)

i] r=1

Повышение сезонного спроса, т.е. увеличение выпуска всей номенклатуры продукции Е Xj (n) может проходить в условиях значительного недостатка собственных средств Ссрс(п). В этих ситуациях предприятию нужны разного рода заемные средства C (n).

Математическое уравнение для необходимого объема заемных средств на очередной месяц (n) имеет вид

Скр (n)=LX] (P)J] (n)+ ZnJ-

c0 (n-\yEXj (пУ>Ц] +EExJr (р-гДгЦ]

_ i] ij r=1 _

. (9)

Ограничения на переменные математических уравнений определяются действующими на период месяца (n) производственноэкономическими условиями [4].

Рассмотренный метод и математические уравнения системных связей закономерностей функционирования экономики предприятий мелкосерийного многономенклатурного производства мебельных наборов дают возможность разработать систему механизмов оценки показателей экономических ситуаций и выработки достаточно эффективных управленческих решений.

Управленческие решения находятся с помощью соответствующих алгоритмов, составленных по уравнениям (1-9) и направленных на максимизацию прибыли на каждый очередной месяц [1]. Варианты управленческих решений по спросу, по ценам, по переменным и постоянным затратам, условиям реализации, использованию заемных средств образуют единую цель алгоритмов - повышение прибыли.

Библиографический список

1. Бугаков, В.М. Менеджмент на предприятиях лесного комплекса: / В.М. Бугаков. - Воронеж: ВГЛ-ТУ 2008. - 267 с.

2. Жданов, С.С. Экономические модели и методы в управлении: / С.С. Жданов. - М.: Дело и сервис, 1998. - 173 с.

3. Петровский, В.С. Статика, динамика и финансовая устойчивость торговли промышленными товарами: / В.С. Петровский, Ю.Н. Кретинина. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 212 с.

4. Степанов, Г.В. Математические модели, алгоритмы управления в системах реализации многономенклатурной мелкосерийной продукции промышленности: / Г.В. Степанов. - Воронеж: ВГЛУ, 2007. - 218 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2008

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.