Научная статья на тему 'Оперативное управление промышленным предприятием при росте спроса на выпускаемую продукцию'

Оперативное управление промышленным предприятием при росте спроса на выпускаемую продукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / СИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВЫПУСК ИЗДЕЛИЙ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ENTERPRISE / MANAGEMENT DECISIONS / GROSS RECEIPT / SYSTEM FACTORS / PRODUCT OUTPUT / DAY-TO-DAY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаков Владимир Михайлович

Успешно работающие предприятия промышленного производства обычно отличаются многономенклатурным мелкосерийным выпуском изделий с оперативным выполнением заказов потребителей и достаточно быстрым оборотом финансовых средств. В этих условиях предприятия нуждаются в использовании новых эффективных механизмов оперативного управления, основанных на мониторинге в течение каждого месяца роста валовых затрат и валовой выручки. При значительном росте спроса на изделия в очередном месяце у предприятий может оказаться недостаточно оборотных средств. В статье показаны механизмы контроля в течение месяца роста объемов переменных, постоянных издержек, сумм выручки, что позволяет четко определить, достаточно или недостаточно оборотных средств для всех затрат возросшего объема производства. Недостаток оборотных средств может наблюдаться в тех случаях, когда часть выручки за выпущенные в течение месяца изделия поступит в следующем месяце. Механизм управления подобными ситуациями предусматривает обоснованное повышение цен на некоторые изделия, возможное сокращение постоянных, переменных затрат, получение краткосрочного кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational Management in Economics of Industrial Enterprise in the Growth of Demand of Output Goods

Successful small manufacturing enterprises are usually distinguished by multipraduct, short-run output with quick fulfillment of the orders of consumers and rather quick financial turnover. In these conditions, enterprises need using of new effective mechanism of operability on monthly base and management, based on monthly monitoring of gross expenditures and gross receipt. During significant grow of demand on the products for the next month the enterprise can find the lack of turnover assets. In this article the control mechanisms of grow of variable value, fixed charges, grow of the sums of receipt during the month are shown, which let us define the sufficiency of turnover for all the expenditures of increased production volume. The lack of turnover can appear when the part of receipt for the production comes in the next month. In these cases the management mechanism provides ground advance in prices for some products, possible reduce of constant and variable expenses and possible receiving of a short-term credit.

Текст научной работы на тему «Оперативное управление промышленным предприятием при росте спроса на выпускаемую продукцию»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 2

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

В.М. Бугаков1,

канд. техн. наук, ректор ГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПРИ РОСТЕ СПРОСА НА ВЫПУСКАЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ

Успешно работающие предприятия промышленного производства обычно отличаются многономенклатурным мелкосерийным выпуском изделий с оперативным выполнением заказов потребителей и достаточно быстрым оборотом финансовых средств.

В этих условиях предприятия нуждаются в использовании новых эффективных механизмов оперативного управления, основанных на мониторинге в течение каждого месяца роста валовых затрат и валовой выручки. При значительном росте спроса на изделия в очередном месяце у предприятий может оказаться недостаточно оборотных средств. В статье показаны механизмы контроля в течение месяца роста объемов переменных, постоянных издержек, сумм выручки, что позволяет четко определить, достаточно или недостаточно оборотных средств для всех затрат возросшего объема производства.

Недостаток оборотных средств может наблюдаться в тех случаях, когда часть выручки за выпущенные в течение месяца изделия поступит в следующем месяце. Механизм управления подобными ситуациями предусматривает обоснованное повышение цен на некоторые изделия, возможное сокращение постоянных, переменных затрат, получение краткосрочного кредита.

Ключевые слова: предприятие, управленческие решения, валовая прибыль, системные показатели, выпуск изделий, оперативное управление.

Successful small manufacturing enterprises are usually distinguished by mul-tipraduct, short-run output with quick fulfillment of the orders of consumers and rather quick financial turnover.

In these conditions, enterprises need using of new effective mechanism of operability on monthly base and management, based on monthly monitoring of gross expenditures and gross receipt. During significant grow of demand on the products for the next month the enterprise can find the lack of turnover assets. In this article the control mechanisms of grow of variable value, fixed charges, grow of the sums of receipt during the month are shown, which let us define the sufficiency of turnover for all the expenditures of increased production volume.

The lack of turnover can appear when the part of receipt for the production comes in the next month. In these cases the management mechanism provides

1 Бугаков Владимир Михайлович, тел: + 7 (4732) 53-86-70; e-mail: bvm@vglta.vrn.ru

37

graund advance in prices for some products, possible reduce of constant and variable expenses and possible receiving of a short-term credit.

Key words: enterprise, management decisions, gross receipt, system factors, product output, day-to-day management

В практике оперативного управления предприятиями промышленного производства при росте спроса на выпускаемую продукцию применяются недостаточно эффективные методы принятия управленческих решений, не используются экономико-математические модели валовой выручки Вв(л), валовых затрат Вз(л), валовой прибыли Рв(я) месячного действия, что не обеспечивает наибольшей прибыли за очередной месяц.

Для предприятий промышленного производства с многономенклатурным мелкосерийным выпуском изделий важную роль играет эффективное управление рекламной деятельностью. Предприятие использует несколько видов рекламы и финансирует их в определенных размерах. Ежемесячный, ежеквартальный мониторинг объемов продаж дает возможность определить объем выручки на рубль затрат по каждому виду рекламы. Такие данные позволяют принимать управленческие решения по наиболее эффективному распределению лимита средств по каждому виду рекламы на очередной месяц, квартал. Все это обеспечивает рост спроса на выпускаемую продукцию.

В условиях плотной конкуренции предприятия стремятся повысить качество изделий, использовать конкурентоспособные цены реализации и своевременно выполнять заказы.

Конкуренция среди предприятий — производителей аналогичной продукции диктует острую необходимость модернизации производства с заменой устаревших технологий и изношенного оборудования.

Используя собственные свободные финансовые средства (реже — краткосрочные кредиты), предприятия вынуждены обновлять оборудование, технологии, выпускать конкурентоспособную продукцию, спрос на которую возрастает.

При таких сложных условиях функционирования промышленные предприятия вынуждены использовать новые эффективные механизмы мониторинга текущих показателей экономики и управления, в основе которых лежат систематический учет и оценка притока и оттока финансовых средств в течение каждого месяца2. Здесь наиболее сложным является оперативный мониторинг оттока финансовых средств в виде разного рода издержек.

2 См.: Бугаков В.М. Менеджмент на предприятиях лесного комплекса: Монография. Воронеж, 2008.

Существующая практика экономического управления промышленными предприятиями обычно основана на приблизительных оценках показателей постоянно возникающих организационных, экономических ситуаций, принятии достаточно субъективных управленческих решений без численной оценки текущих экономических показателей и реального размера прибыли.

Промышленные предприятия остро нуждаются в научных исследованиях и в практическом использовании комплекса инноваций для оперативного формирования эффективных управленческих решений на основе систем интеллектуальной поддержки, сформированных экономико-математическими моделями, алгоритмами, программами компьютеризации управления. Данные комплексы и системы позволят принимать наиболее эффективные решения в различных ситуациях организационной и экономической деятельности для увеличения объемов производства и прибыли как основных источников инвестиций для модернизации.

Управление экономическими системами промышленных предприятий должно обеспечить объективный, прозрачный мониторинг численных оценок основных экономических показателей, возникающих в течение месяца ситуаций и оценки роста прибыли от принятия управленческих решений.

Для принятия эффективных экономических решений по управлению предприятиями промышленности необходимо разрабатывать экономико-математические модели системных связей показателей притока и оттока финансовых средств, в том числе выручки, валовых затрат, балансовой и чистой прибыли.

Учитывая изменчивые условия внешней экономической среды предприятий, экономико-математические модели должны иметь исходные показатели на месячный срок функционирования с возможной корректировкой их в течение месяца.

Таким образом, экономико-математические модели показателей функционирования экономических систем промышленных предприятий должны иметь ограниченный дискретный календарный период действия — месяц (п), что позволит оперативно учитывать возрастающие инфляционные части издержек. Месячный приток финансов включает нарастающую с начала месяца валовую выручку от реализации Bв(n) и суммы дебиторской задолженности Дз(п). Месячный отток финансовых средств включает нарастающие с начала месяца валовые затраты на производство и реализацию продукции Вз(п) и кредиторскую задолженность предприятия С(п), которую необходимо погасить в течение месяца.

Для оперативного принятия управленческих решений при появлении в течение месяца дополнительного спроса на изделия це-

лесообразно определять рост объема валовых затрат с начала месяца Вз(п) и объем поступившей выручки с начала месяца Вв(п).

Так как в экономике предприятий дебиторские задолженности и оплаты по кредитам проводятся не чаще 1—2 раз в месяц, то учесть приток и отток несложно.

Вполне вероятно, что за выпущенные в течение контролируемого месяца изделия выручка на счета предприятия поступит только в следующем месяце. Поэтому могут быть ситуации, когда в текущем месяце просто не хватит оборотных средств на оперативный выпуск возросшего месячного объема выпускаемой продукции.

Общее количество показателей функционирования экономики предприятий многономенклатурного мелкосерийного производства достаточно велико, что обусловливает достаточно большой объем задач численной оценки движения текущих финансовых средств предприятий.

В этой связи предпочтительнее использовать систему маржинального анализа, которая даст возможность все многочисленные виды затрат делить на переменные и постоянные, что сократит количество показателей информационного обеспечения экономико-математических моделей системных связей управления экономикой рассматриваемых предприятий промышленного производства3.

Используя текущие месячные бухгалтерские отчеты предприятия, известными аналитическими, графическими методами можно определить постоянные и переменные затраты4.

Спрос на продукцию предприятий промышленности на очередной месяц обычно известен, что дает основание сделать ограниченный выбор численных показателей информационного обеспечения механизма экономического управления на каждый очередной период времени п — месяц.

Для решения научных и практических задач оперативного управления экономическими системами промышленных предприятий целесообразно использовать следующие показатели:

— предприятие в следующем месяце (п) выпускает у известных типоразмеров изделий (/ = 1, 2, ..., Щ;

N — общее количество типоразмеров изделий;

I — количество единиц каждого/-го типоразмера изделий, выпускаемых в соответствии со спросом на очередной месяц;

X (п ) = ^Xу (п ) — общее количество всех типоразмеров изделий, выпускаемых в очередном месяце п;

3 См.: Жданов С.С. Экономические модели и методы в управлении. М., 1998.

4 См.: Бугаков В.М. Управление в экономических системах предприятий по производству мебели с арабским и российским дизайном. Воронеж, 2009.

и (п) — переменные затраты на выпуск и реализацию одного экземплярау-го типоразмера изделий в очередной период п, определяются по ежемесячной калькуляции себестоимости; Цу (п) — цена реализации у-го типоразмера изделий; Z(n) — постоянные затраты промышленного предприятия на очередной месяц п;

ао — удельный относительный вес (в долях единицы) реализуемого в период п объема продукции, изготовленного в этот же период;

аг — удельный относительный вес (в долях единицы) реализованной продукции, выпущенной в предыдущие месяцы (п - г), выручка от реализации которой поступает на счета предприятия в очередной месяц п;

^X. (п)ао • Ц. — выручка от реализации части продукции,

у

изготовленной в период п и реализованной в этот период;

__т

. (п - \)аг • Ц . — выручка от реализации изготовленно-

у г=1

го в предыдущие месяцы (п - г) количества / единиц у-го типоразмера изделий, поступившая на счета предприятия в очередном месяце п;

т — среднее число месяцев изготовления и реализации изделий; Ссрс(п) — собственные средства предприятия на очередной месяц п;

Скр(п) — сумма заемных средств на период п;

Рв(п) — валовая (балансовая) прибыль на очередной месяц п;

Рпр — норма налога на прибыль в долях единицы;

Рг(п) = Рв(п) [1 - Рпр] — чистая прибыль на период п;

^Xу (п )и. (п ) — переменные затраты предприятия на очеред-

у

ной месяц.

Рассмотренные экономические показатели дают возможность получить экономико-математические модели системных связей выходных показателей функционирования управления экономическими системами промышленных предприятий.

Увеличение спроса на продукцию предприятия на текущий месяц (п) диктует необходимость быстрого и эффективного увеличения объема производства изделий ^X. (п ) .

у

В следующий месяц (п + 1) будет известный увеличенный объем

спроса на изделия предприятия X (п +1) = ^X. (п +1).

у

Известны цены реализации всех видов выпускаемой продукции Д., соответственно увеличатся суммарные переменные затраты и (п + 1) = ЕХу (п + 1)-иу (п +1), будут известными и постоянные затраты 2 (п + 1). Показатели удельного относительного веса реализации изделий на следующий месяц (п + 1) ао, аг, скорее всего, останутся без изменений.

В очередной период (п + 1) из-за увеличения объема выпуска продукции возрастет валовая выручка Вв(п + 1):

в'

т

Бв (п +1) = ^Xу (п + 1НДу + ^Еха (п +1 - г)а Ц .

у у г=1

Одновременно возрастут валовые затраты Вз (п +1):

Вз (п + 1) = ЕX у (п + 1)иу (п +1)+ 2 (п +1).

(1)

(2)

Расчеты этих показателей дают возможность в следующем за текущим месяце (п + 1) определить валовую прибыль Рв(п + 1):

или

Рв (п +1) =

Рв(п + 1) = Вв(п + 1) - Вз(п + 1)

Ех у (п+1Нду+ЕЕху (п+1 - гКЦ

у уг Г=1

ЕXу (п + 1)иу (п +1)+ 2 (п +1)

(3)

Эти аналитические построения системных связей показателей экономического управления промышленным предприятием определяют процедуру поиска управленческих решений для реализации мероприятий по увеличению объема выпуска изделий на следующий месяц (п + 1).

Если валовая выручка на следующий месяц Вв (п + 1) будет существенно выше валовых затрат Вз (п + 1) и объем валовой прибыли будет достаточным, то управленческие решения по увеличению объема производства продукции экономически оправданы. Если Вз(п + 1) > Вв(п + 1), то необходимо повысить некоторые цены Д.. в допустимых пределах, а также за счет реализуемых резервов снизить переменные и (п + 1) и постоянные затраты 2(п + 1) на этот период. Возможно, следует получить краткосрочный кредит, так как полная сумма валовой выручки поступает обычно в следующий месяц (п + 2), а в период (п + 1) может быть недостаточно оборотных средств для покрытия всех обязательных затрат.

При интенсивном росте спроса на выпускаемую продукцию и ограниченных объемах оборотных средств необходимо использовать краткосрочные кредиты с приемлемыми процентными ставками. В данных обстоятельствах предприятия заинтересованы в использовании краткосрочных обязательств, так как проценты по обслуживанию заемных средств рассматриваются как расходы и не включаются в налогооблагаемую прибыль, а расходы на выплату процентов обычно значительно ниже прибыли, полученной от заемных средств предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала5.

В рыночной экономике большая и увеличивающаяся доля собственного капитала еще не означает улучшения положения. Наоборот, использование заемных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить заемные средства и своевременно возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире.

Одной из сложных задач управления экономическими системами предприятий при росте спроса на выпускаемую продукцию является ценообразование. В этих ситуациях цена зависит от качества продукции и цены аналогичной продукции у других производителей.

Назначаемые цены целесообразно проверить по экономико-математической модели (3), которая определяет величину валовой прибыли на очередной месяц. Воспользуемся экономико-математическими моделями валовой выручки (1) и валовых затрат (2). Считается вполне достаточной 20%-я прибыль, т.е. Вв (п + 1) = 1,2 Вз (п + 1).

При росте спроса на продукцию в очередном месяце возникают ситуации увеличения тарифов на энергоносители, цен на сырье, материалы и комплектующие. В подобной ситуации в текущем месяце увеличатся и валовые затраты Вз (п + 1). Необходимо сопоставить валовые затраты с ожидаемой валовой выручкой Вв (п + 1) и определить величину прибыли, которая может быть недостаточной. В этом случае следует принять управленческие решения по повышению цены на некоторые изделия, пользующиеся повышенным спросом, и снижению в допустимых пределах некоторых статей постоянных 2 (п + 1) и переменных и (п + 1) затрат.

При устойчивом ежемесячном систематическом росте спроса на выпускаемые предприятием изделия возникает ситуация недостатка технологического оборудования, производственных помещений. Здесь необходимо использовать методику формирования инвестиций и их эффективной реализации.

Плотная конкуренция производителей аналогичных изделий является главным стимулом замены устаревшего оборудования и

5 См.: Бугаков В.М. Менеджмент на предприятиях лесного комплекса: Монография.

технологий. Новое оборудование, новые эффективные технологии обеспечивают, как правило, более высокое качество изделий, снижение затрат и повышение эффективности производства.

Для замены устаревшего оборудования и технологий необходимы значительные объемы финансовых средств на инвестиции, т.е. приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию нового технологического оборудования.

Рассмотрим процесс формирования инвестиций.

Весь комплекс технологического, транспортного и прочего оборудования распределяется по однородным группам единых нормативных сроков амортизации N (г = 1, 2,..., Н), где Н — общее количество однородных групп оборудования по нормативным срокам амортизации.

По каждой однородной группе нормативных сроков амортизации оборудования в конце года определяется сумма начисленных амортизационных отчислений за прошедший год Ам и суммарный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объем амортизационных отчислений по всему оборудованию X Ам {. Годовая сумма амортизационных отчислений входит в себестоимость выпуска продукции, производства работ и услуг. Дается оценка степени износа оборудования по амортизационным срокам эксплуатации.

Определяется состав оборудования с истекшим амортизационным сроком эксплуатации -^СНС, которое нужно заменить в очередном году со списанием с баланса предприятия.

Определяется необходимый объем инвестиций И (п) для замены в очередном году устаревшего оборудования, для приобретения, монтажа, ввода в эксплуатацию нового оборудования.

Объем необходимых инвестиций И (п) сопоставляется с годовой суммой амортизационных отчислений:

X Ам , (п -1).

Если И(п) > X АМ I (п -1), то недостаток суммы амортизации

1=1

необходимо восполнить в основном из собственных средств, т.е. из прибыли Рв и частично из заемных средств:

ЛРВ + АС кр = И( п)-X Ам1 (п-1),

где ЛРв — основная часть годовой прибыли, использованной для инвестиций в очередном году (п); ЛСкр — часть заемных средств для покрытия недостатка инвестиций в очередном году (п).

Рассмотренные логико-вычислительные построения дают возможность сформировать алгоритм повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятий лесного комплекса в очередном году при замене устаревшего технологического оборудования с нормативным сроком эксплуатации. Для реализации этого алгоритма необходимо придерживаться установленных форм бухгалтерского учета и использования амортизационных отчислений.

При повышении спроса на продукцию предприятия возникают сложные организационно-экономические ситуации, показатели которых могут быть определены по представленным выше экономико-математическим моделям. Эта экономическая информация является основанием для выработки перспективных управленческих решений, позволяющих финансово обеспечить возросший объем спроса и получить прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.