Научная статья на тему 'Разработка моделей описания и оценки эффективности решения задач управления и принятия решений в экономических системах предприятий производства мебели'

Разработка моделей описания и оценки эффективности решения задач управления и принятия решений в экономических системах предприятий производства мебели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SYSTEM / MANAGEMENT / MODEL / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намир К. Халаф, Петровский В. С.

В статье представлены модели системных связей показателей экономических процессов производства и реализации мебели. Модели месячного срока действия учитывают инфляционные факторы и дают возможность получить численные значения экономических показателей возникающих ситуаций и последствий принимаемых решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT THE MODELS OF DESCRIPTION AND EFFECTIVENESS EVALUATION OF MANAGEMENT TASKS AND MADE DECISIONS IN ECONOMICAL SYSTEM INTERPRISES OF FURNIITURE PRODUCION

System links models of indexes of economic process of production and realization of furniture are introduced in this article. Monthly models allows the inflation factors and give the opportunity to define numerical data of economical indexes of the appearing situations and consequences of made decisions

Текст научной работы на тему «Разработка моделей описания и оценки эффективности решения задач управления и принятия решений в экономических системах предприятий производства мебели»

УДК 519.8:338.45:005

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ОПИСАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВА МЕБЕЛИ

Намир К. Халаф, В.С. Петровский

В статье представлены модели системных связей показателей экономических процессов производства и реализации мебели. Модели месячного срока действия учитывают инфляционные факторы и дают возможность получить численные значения экономических показателей возникающих ситуаций и последствий принимаемых решений Ключевые слова: система, управление, модель, эффективность

Валовые затраты У() на выпуск и реализацию всей номенклатуры мебельной продукции предприятия на очередной месяц (1) складываются из переменных затрат У(1) и постоянных затрат Ф(1).

Переменные затраты за месяц (1) зависят от объема производства всей номенклатуры

мебели Е н 1] (1) и включают в себя

ц

затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих, электроэнергии, топлива, зарплату производственного персонала с учетом налогов и обязательных платежей на нее и пр.

Постоянные затраты, не зависящие от месячного объема производства мебели и включают в себя арендную плату за землю, амортизационные отчисления за здания и и оборудование, накладные расходы, плату за связь, затраты на охрану, плату за электроэнергию, топливо, используемое в непроизводственной сфере, заработную плату непроизводственному персоналу с учетом налогов и платежей на нее и пр [1] .

Математическая модель валовых затрат

имеет вид

V з (1) = Y (1) + Ф (1),

(1)

или

Уз(1)=1№ошо+ф(1), (2)

] = 1,2,...М; М - количество типоразмеров мебели, производимой в следующем месяце 1;

1 - количество выпускаемых единиц каждого ) го типоразмера мебели на очередной месяц;

У^1) - переменные затраты на выпуск и реализацию 1 экземпляра ) - го типоразмера мебели в период 1, определяются по

Петровский Владислав Сергеевич -наук, профессор, тел. (4732)53-84-17 Халаф Намир К. - ВГЛТА, аспирант, тел. 8-960-115-85-22

ВГЛТА, д-р техн.

калькуляции себестоимости.

Математическая модель валовой выручки Ув(1) за месяц 1 (на последний день месяца) состоит из двух составляющих: из выручки от реализации части мебели, изготовленной в период 1 и реализованной в этот период, а также и из

выручки от реализации мебели, изготовленной, но не реализованной в предыдущие периоды (1

- г), которая поступила на счета предприятия в очередной период .

У в (1) = £ Н (1)в о Ц) + £ Е Н)г (1 - г)вгЦ) (3)

Где

X Нй (1) = N(1)

- общее- количество

всех М типоразмеров мебели, выпускаемой в период 1;

в0 - удельный относительный вес (в долях единицы), реализованной в период

1 объема мебели, изготовленного в этот же период;

вг, -удельный относительный вес (в долях единицы), реализованной мебели,

изготовленной в предыдущие месяцы (1 - г), но не реализованной на первый день месяца 1, выручка от реализации которой поступает на счета предприятия в рассматриваемый месяц 1;

Ц) , - цены реализации единицы _] - го типоразмера мебели;

х

изготовленной в (1 - г), но не

Е н) (1 - г) количество

г = 1

типоразмеров мебели, предыдущие периоды реализованной на первый день предстоящего месяц 1;

м - среднее число месяцев изготовления и реализации набора мебели.

Ограничения на переменные математической модели валовой выручки определяются для каждого предприятия индивидуально, исходя из действующих производственно -

экономических условий.

У

В общем случае имеет место три варианта функционирования экономики и соотношения объемов валовой выручки и валовых затрат <

Ув(1)>Уз(1)

или

ЕН) (1>Л+Е ЕНг(1-г)аЦ2Н) ()Уу()+Ф(0 (4)

У У г=1 \

При У3 (1) >Ув (1) предприятие за период 1 является убыточным.

При У3 (1) =Ув (1) предприятие безубыточное, нет прибыли, нет убытков.

При У3 (1) <Ув (1) предприятие за период 1 (месяц) является прибыльным.

Условие безубыточности имеет вид

ЕН) (1>о Ц+Е ЕнК1-г>Ц = ЕН) (1)У5(1)+Ф(1) (5)

1) 1) г=1 1)

Если на очередной месяц 1 предприятие будет прибыльным, то математическая модель

валовой прибыли Пв (1) имеет вид:

П(1) =Ен©0Ц+Е ЕН^-г^Ц-ЁН О)+Ф(1)] (6)

1] 1] г=1 у

С учетом нормы налога на прибыль Л пр в очередном месяце математическая модель чистой прибыли Пг(1)

- (7)

Пч(1)=а-^)[Ен(1)ао ц+Е Е Нцг (1 - г)атЦ) - Е Н (1)У)(1) -Ф(1)]

Объем собственных средств 8с (1) предприятия в очередном в месяце

определяется суммой остатка свободных

средств от предыдущего месяца Б0 (1-1)

и валовой выручки Ув (1) в очередном месяце 1.

84) = Бо(1 -1) + Ув (1)

Или

(8)

&(1) = 8о(1 - 1) + Е Н№оЦ) + Е Е Н)г(1 - г)вгЦ

1) 1) г=1

(9)

Повышение сезонного спроса, т.е. увеличение выпуска всей номенклатуры продукции мебели

X Hj (t)

на очередной месяц может

проходить в условиях значительного недостатка собственных средств 8с (1). В этих ситуациях предприятию на какой - то период месяца нужны разного рода заемные ;редства

Кр (1).

Математическая модель необходимого объема заемных средств Кр (1) на очередной месяц (1) имеет вид:

к©=[ЕН)№+ф(1)Н8о(1 -1)+ЕН-)(1воЦ5+Е Ен^-г^ц]

1) У У г=1

(10)

При Кр (1) > 0

Ограничения на переменные математических моделей (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10)

определяются действующими на период месяца (1) производственно - экономическими условиями .

Предложенные математические модели системных связей закономерностей

функционирования экономики

предприятий мелкосерийного

многономенклатурного производства

мебельных наборов дают возможность разработать алгоритмы механизмов численной оценки показателей экономических ситуаций и выработки адекватных ситуациям, достаточно эффективных управленческих решений.

Особенно актуальным является

своевременная выработка и оперативная реализация ситуационных управленческих решений: при определении на очередной

месяц финансово обеспеченного объема выпуска мебели; для обеспечения прибыльной деятельности предприятия на очередной месяц; при обосновании необходимой суммы заемных средств; при скачках цен на энергоносители, сырье, комплектующие; при обосновании цены одного )-го набора мебели на очередной месяц; при сезонном повышении и снижении спроса на мебель и в других ситуациях.

Литература

1. Латьш Е.В., Петровский В.С. Управление в экономических системах малых предприятий машиностроения . воронеж: Изд-во ВГУ , 2004. 115 с.

Воронежская государственная лесотехническая академия

DEVELOPMENT THE MODELS OF DESCRIPTION AND EFFECTIVENESS EVALUATION OF MANAGEMENT TASKS AND MADE DECISIONS IN ECONOMICAL SYSTEM INTERPRISES OF FURNIITURE PRODUCION

Namir K. Khalaf , V.S. Petrovskiy

System links models of indexes of economic process of production and realization of furniture are introduced in this article. Monthly models allows the inflation factors and give the opportunity to define numerical data of economical indexes of the appearing situations and consequences of made decisions Key words: system, management, model, efficiency

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.