Научная статья на тему 'ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ, РАЗРАБОТАННЫЙ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРСАЙТ-СЕССИЙ'

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ, РАЗРАБОТАННЫЙ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРСАЙТ-СЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
форсайт-сессия / тренды образования / ценности педагогической деятельности / профессионально-ценностные ориентации будущих педагогов / изменения в профессиональной подготовке / foresight session / educational trends / values of teaching activity / professional and value orientations of future teachers / changes in professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Татьяна Олеговна

В статье на основе анализа литературы описаны современные тренды образования. К ним автор относит цифровизацию, геймификацию, экологизацию и др. Такая многоплановость трендов ставит вопрос о ценностных основаниях этих глобальных изменений в образовании. В информационном обществе ценностями становится информация, высокоспециализированные знания специалистов, интеллектуальный капитал, творчество как возможность самореализации. При этом неизменными ценностями педагогической профессии философы, педагоги, психологии называют ценности творчества, ориентацию на другого, уважение личности ребенка, ценность детства, педагогическое знание, стремление к развитию ребенка и самосовершенствованию. Методы прогнозирования позволяют получить опережающую информацию об изменениях профессионально-ценностных ориентаций и, как следствие, спрогнозировать изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов. В исследованиях таких феноменов как профессионально-ценностные ориентации большое значение приобретают качественные методы перспективного анализа. В статье описаны результаты форсайт-сессии студентов бакалавриата и магистратуры ОмГПУ и приглашенных молодых специалистов. В результате форсайт-сессии были определены тренды образования, технологии подготовки будущих педагогов на каждом горизонте. Так же участники отметили, что неизменными останутся такие ценности педагогической деятельности как отношение к детству; гуманистическая культура педагога; высокие нравственные качества педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьёва Татьяна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on an analysis of the literature, the article describes modern trends in education. The author includes digitalization, gamification, greening, etc. among them. Such diversity of trends raises the question of the value foundations of these global changes in education. In the information society, information, highly specialized knowledge of specialists, intellectual capital, and creativity as an opportunity for self-realization become values. At the same time, philosophers, teachers, and psychologists call the unchangeable values of the teaching profession the values of creativity, orientation towards others, respect for the child’s personality, the value of childhood, pedagogical knowledge, the desire for the child’s development and self-improvement. Forecasting methods make it possible to obtain advanced information about changes in professional and value orientations and, as a result, to predict changes in the professional training of future teachers. In studies of such phenomena as professional and value orientations, qualitative methods of prospective analysis become of great importance. The article describes the results of a foresight session of undergraduate and graduate students of Omsk State Pedagogical University and invited young specialists. As a result of the foresight session, educational trends and technologies for training future teachers at every horizon were identified. The participants also noted that the following values of pedagogical activity will remain unchanged: attitude towards childhood; humanistic culture of the teacher; high moral qualities of the teacher.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ, РАЗРАБОТАННЫЙ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРСАЙТ-СЕССИЙ»

3. Битинас, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас, Л.Н. Катаева // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 5.

4. Гадзаова, Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции / Л.П. Гадзаова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014,- № 2. - С. 107-112

5. Гадзаова, Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий / Л.П. Гадзаова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 52-55

6. Герасимова, Т.Н. Организация педагогической диагностики в военных вузах в условиях цифровизации образования / Т.Н. Герасимова, Н.В. Гусева // Kant. - 2020. - № 4 (37). - С. 379-383

7. Гусева, Н.В. Государственная итоговая аттестация: методика подготовки и проведения в военном вузе / Н.В. Гусева, П.С. Тенитилов // Мир науки, культуры, образования. -2023. - № 3 (100). - С. 179-181

8. Рахимова, А.Э. Потенциал цифровой образовательной среды в современном педагогическом процессе / А.Э. Рахимова, Ф.Л. Ратнер // Мир науки, культуры, образования. -2023. - № 1(98) - С. 98-100

9. Ростовцева, П.П. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 314-316

10. Спирина, Ю.П. Диагностика уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения / Ю.П. Спирина, С.С. Миронцева // Мир науки, культуры, образования. 2023. -№ 3(100). - С. 188-191

11. Тихомирова, Л.Б. Bnglish for Bconomists. Achievements tests / Л.Б. Тихомирова, Н.И. Князева [Электронный ресурс]: https://zlibrary-asia.se/book/3235452/3df318

12. Шермазанова, С.В. Международные неправительственные организации: Учебное пособие / С.В. Шермазанова. -М.:ВУ, 2019,- 187 с.

Педагогика

37.012.85

кандидат педагогических наук, доцент Соловьёва Татьяна Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ, РАЗРАБОТАННЫЙ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРСАЙТ-СЕССИЙ

Аннотация. В статье на основе анализа литературы описаны современные тренды образования. К ним автор относит цифровизацию, геймификацию, экологизацию и др. Такая многоплановость трендов ставит вопрос о ценностных основаниях этих глобальных изменений в образовании. В информационном обществе ценностями становится информация, высокоспециализированные знания специалистов, интеллектуальный капитал, творчество как возможность самореализации. При этом неизменными ценностями педагогической профессии философы, педагоги, психологии называют ценности творчества, ориентацию на другого, уважение личности ребенка, ценность детства, педагогическое знание, стремление к развитию ребенка и самосовершенствованию. Методы прогнозирования позволяют получить опережающую информацию об изменениях профессионально-ценностных ориентаций и, как следствие, спрогнозировать изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов. В исследованиях таких феноменов как профессионально-ценностные ориентации большое значение приобретают качественные методы перспективного анализа. В статье описаны результаты форсайт-сессии студентов бакалавриата и магистратуры ОмГПУ и приглашенных молодых специалистов. В результате форсайт-сессии были определены тренды образования, технологии подготовки будущих педагогов на каждом горизонте. Так же участники отметили, что неизменными останутся такие ценности педагогической деятельности как отношение к детству; гуманистическая культура педагога; высокие нравственные качества педагога.

Ключевые слова: форсайт-сессия, тренды образования, ценности педагогической деятельности, профессионально-ценностные ориентации будущих педагогов, изменения в профессиональной подготовке.

Annotation. Based on an analysis of the literature, the article describes modern trends in education. The author includes digitalization, gamification, greening, etc. among them. Such diversity of trends raises the question of the value foundations of these global changes in education. In the information society, information, highly specialized knowledge of specialists, intellectual capital, and creativity as an opportunity for self-realization become values. At the same time, philosophers, teachers, and psychologists call the unchangeable values of the teaching profession the values of creativity, orientation towards others, respect for the child's personality, the value of childhood, pedagogical knowledge, the desire for the child's development and self-improvement. Forecasting methods make it possible to obtain advanced information about changes in professional and value orientations and, as a result, to predict changes in the professional training of future teachers. In studies of such phenomena as professional and value orientations, qualitative methods of prospective analysis become of great importance. The article describes the results of a foresight session of undergraduate and graduate students of Omsk State Pedagogical University and invited young specialists. As a result of the foresight session, educational trends and technologies for training future teachers at every horizon were identified. The participants also noted that the following values of pedagogical activity will remain unchanged: attitude towards childhood; humanistic culture of the teacher; high moral qualities of the teacher.

Key words: foresight session, educational trends, values of teaching activity, professional and value orientations of future teachers, changes in professional training.

Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Формирование ценностных ориентаций будущих -учителей в процессе профессиональной подготовки» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» №073-03-2023-018/7 от 09.11.2023 г.)

Введение. Черты образования будущего формируется уже сегодня. В разного рода исследованиях, выступлениях политиков, бизнес-проектах, форсайт-проектах прогнозируется будущее российского образования. Прогноз изменений в образовании фиксируется достаточно большим количеством трендов. Ключевые тренды информационного общества в школьном образовании эксперты связывают с цифровизацией, геймификацией, экологизацией, с сетевыми моделями школ вне школы; с обучением в группах, связанных нейросетью. [11, 7]). В ежегодном докладе Horizon Report ассоциации Bducause [6] в тренды высшего образования эксперты включают такие технологии как: искусственный интеллект, открытые

образовательные ресурсы, микростепени (короткие курсы), смешанные и гибридные модели обучения, онлайн-обучение. Такая разнонаправленность трендов образования порождает вопрос о ценностных основаниях данных глобальных изменений в образовании. Именно в ценностях отчетливую форму приобретает познание нового и оценка того, что обладает значимостью. Это означает что продолжающиеся тренды в образовании влекут за собой преобразование ценностей. Очевидно, что ключевой фигурой этих изменений в образовании остается учитель. Каким образом, в этом контексте, изменятся ценности педагогической деятельности, профессионально-ценностные ориентации как свойства сознания педагога и как это скажется на подготовке будущих педагогов? Ответ на этот вопрос представляется важной исследовательской проблемой так как профессионально-ценностные ориентации определяют структуру личности будущего педагога и становятся личностной основой его профессиональной компетенции, значимым мотивом в овладении профессией будущего учителя.

Изложение основного материала статьи. Изучение проблемы педагогических ценностей, присвоение которых связано с формированием профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов не правомерно изучать в отрыве от исследований, которые проводят философы, психологи и педагоги. Философ Л.В Мантатова монографии «Стратегия развития: Ценности новой цивилизации» рассматривает аксиологическую стратегию общественного развития в информационную эпоху. К ценностям современного информационного общества, ученый относит ценность информации, которая призвана выполнять качественно новую функцию, а именно информация станет знанием только в случае если она получит смысл и значение. Ценность теоретических, высокоспециализированных знаний специалиста, широта его кругозора, наличие профессиональных навыков и способностей определяет его социальное положение в будущем. Ценность интеллектуального капитала в информационном обществе трактуется Л.В. Мантатовой как развитие человеческих качеств и креативных способностей специалиста. Не менее значимой ученый считает ценность творчества как возможность самореализации и развития личности в профессиональной деятельности, в этом же контексте рассматривается ценность свободы как принцип творческой деятельности человека [5, С. 106-112]. Традиционный гуманистический идеал - это признание свободы и самоценности человеческой индивидуальности. Стратегию развития информационного общества ученый связывает философией нового экологического гуманизма, который предполагает установление универсального диалога, межличностной коммуникации, «охватывающих интересы выживания человечества как единого целого, процесс совместного творчества новой социальной реальности» [5, С. 28-29]. С точки зрения ученого перспективы устойчивого развития информационного общества связаны с ценностями информации, знания, интеллектуального капитала, творчества, идеями экологического гуманизма, которые обнаруживают себя во всех сферах жизни общества.

Изучением педагогических ценностей занимались такие отечественные ученые В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, E.H. Шиянов, И.Ф. Исаев и др. Современные педагоги - исследователи (Ю.Б. Дроботенко[4], Е.В. Габдрахманова [3], Г.А Андреева, С.М. Яковлюк [1] и др.) в своих работах рассматривают вопросы, связанные с формированием профессионально-педагогических ценностей в подготовке студентов современного вуза, трансформацию содержания педагогических ценностей в условиях инновационного развития России, влияние вызовов XXI века на ценности педагогической деятельности и др. В современных исследованиях просматривается направление исследования профессионально-педагогических ценностей, связанное с их изменением в контексте трендов в образовании. В.А Сластенин, И.Ф. Исаева выделяют ценности - ориентиры педагогической деятельности идей, концепций, норм, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в обществе и образовательных институтах. Личностно-педагогические ценности отражают цели, мотивы, идеалы, установки личности педагога. Проявляются они в стиле педагогической деятельности, характере взаимоотношений, выстраиваемых педагогом [10, С. 33]. Исследователь вопросов изменений профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации педагогического образования Дроботенко Ю.Б. приводит в своей статье следующие педагогические ценности: ценность общения с детьми и коллегами, ценность занятия любимым делом, ценность постоянного профессионального совершенствования и личностного развития, ценность творческого характера педагогической деятельности, ценность социальных гарантий для педагогов и др. [4, С. 174]. Интересной представляется формулировка личностно-педагогических ценностей в клятве учителя, принятой на Европейском форуме за свободу в образовании, который прошел в Санкт-Петербурге в мае 1997: уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира; учить служению истине; вкладывать в его душу стремление к лучшему [8, С. 19]. Отметим, что все исследователи к педагогическим ценностям относят ценности творчества, ориентацию на другого, уважение личности ребенка, ценность детства, педагогическое знание, стремление к развитию ребенка и самосовершенствованию. Формирование профессионально-ценностных ориентаций возможно через присвоение профессионально-педагогических ценностей в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Какое отражение последние находят в образовательном стандарте высшего образования? Для ответа на этот вопрос были проанализированы компетенции будущих педагогов, которые заявлены в стандарте ФГОС 3++ [12] на предмет выявления в их содержании профессионально - педагогических ценностей, определенных в науке. Анализ документа показал, что универсальные и общепрофессиональные компетенции включают в себя ценности - ориентиры, а именно работа в команде и лидерство, умением вступать и вести коммуникацию, умение вступать в межкультурное взаимодействие. В общепрофессиональных компетенциях отражены ценности-ориентиры на соблюдение педагогом правовых и этических норм профессиональной деятельности, совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, взаимодействия с участниками образовательных отношений. Отметим, что в образовательном стандарте не нашли отражения личностно-педагогические ценности такие как мотивы, идеалы, установки учителя, что безусловно затрудняет формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей.

Наряду с этим в науке уже сделаны попытки предсказать, как будут изменяться ценности педагогической профессии. Например, в 2007 году на форуме Совета молодых педагогов «Молодой педагог-учитель будущего» был сформулирован образ педагога будущего. Участники форума охарактеризовали его так: «личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом; социально активная личность, осознающая свое место в социуме и свою потенциальную в нем роль; роль педагога будущего - занять в социуме достойное место хранителя и распространителя традиционных высоких нравственных и духовных ценностей» [8, С. 19].

Актуальность прогнозирования особенно высока в периоды нестабильности, интенсивных изменений, кризисных явлений, которые являются признаком информационного общества.

Использование прогностических методов исследования, позволяет более приблизиться к критерию научности педагогического знания, которым сегодня выступает «глубина понимания» [8, С. 44].

Методы прогнозирования в контексте нашего исследования позволяют получить опережающую информацию об изменениях профессионально-ценностных ориентаций и, как следствие, спрогнозировать изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов.

Б.С. Гершунский в монографии «Прогнозирование в образовании: теория и практика» выделил семь групп прогностических методов исследования [9]. К группе общенаучных методов ученый относит: междисциплинарный анализ, ретроспективный анализ, перспективный анализ, факторный анализ, герменевтические методы (интерпретация) и др.

В рамках данного исследования значение имеет перспективный анализ профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов. Он позволит ответить на вопрос: как должна реагировать профессиональная подготовка будущих педагогов на изменения профессинально-ценностных ориентаций, если выявленные тренды будут продолжаться?

Перспективный анализ часто используется социологами и экономистами для изучения явлений и процессов с позиций будущего, определения перспектив развития этих явлений и процессов («аналитическая разведка»).

Перспективный анализ способствует выявлению объективных закономерностей развития явлений и процессов, помогает описать возможные способы достижения определенных результатов в перспективе, оценить их реалистичность, обозначить необходимость принятия тех или иных решений для достижения намеченных результатов. При проведении перспективного анализа используются количественные методы: анализ трендов, позволяющий выявить тенденции изменений в процессе или явлении, а также моделирование текущей ситуации, направленное на установление причинно-следственных связей в рассматриваемых процессах и явлениях. В современных исследованиях, особенно таких феноменов как профессионально-ценностные ориентации большое значение приобретают качественные методы перспективного анализа. Среди них экспертные и проспективные оценки фокус-групп, кейс-стади, смешанные методы (содержащие в структуре перспективного анализа элементы как количественных, так и качественных методов исследования) прогнозная экстраполяция, форсайтинг, сценирование.

Именно перспективный анализ и качественные методы, входящие в него, позволят достичь «глубины понимания» того, какие изменения произойдут в профессионально-ценностных ориентациях будущих педагогов, которые влияют на их профессиональную подготовку, если выявленные тренды образования будут продолжаться.

Для прогнозирования изменений в профессионально-ценностных ориентациях будущих педагогов в рамках данного исследования был использован перспективный анализ в формате форсайт-сессии студентов бакалавриата и магистратуры ОмГПУ и приглашенных молодых специалистов, стаж которых не составляет еще 3 лет. В исследовании приняло участие 40 студентов-бакалавров, 15 студентов-магистрантов из них 8 молодых учителей (опыт работы до трех лет) и 7 студентов магистратуры. Всего было проведено три форсайт сессии. В течение трех часов три группы работали с одной и той же картой будущего, которая предварительно была разработана исследователями. В ней так же уже были определены горизонты изменений в образовании. Основой для их выделения стали периоды обучения будущих педагогов. Ближний горизонт (2023-2025) (время обучения в бакалавриате). Средний (2025-2027) (время обучения в магистратуре). Дальний горизонт (2027-2030) (молодой специалист на рынке труда).

На первом такте работы было предложено изучить следующие документы с целью определения трендов образования:

• Атлас профессий будущего 3.0.

• Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование.

• Статья Дроботенко Ю.Б. «Изменение этоса педагогической профессии в современных социокультурных условиях» [4].

• Международный проект Образование 2030.

Участникам нужно было заполнить карту будущего, в которой были предварительно выделены тренды образования на всех трех горизонтах.

На втором такте участники работали с ближним горизонтом на этапе обучения в бакалавриате. Командами наиболее значимыми были отнесены следующие: стремление к социальному общению в кругу единомышленников; стремление к выстраиванию карьерного пути и полноценной социальной и профессиональной деятельности. Так же участники указали на уход педагогов от узконаправленных навыков в сторону «гибких», ^-ориентация образовательного процесса, отказ от «традиционных» форм взаимодействия и акцент на интерактивные. Далее следуя логике карты будущего, участники определили возможности и риски выделенных трендов. К ним были отнесены возможности нестандартного решения профессиональных задач; создания круга единомышленников и обмен опытом; реализация собственных профессиональных амбиций. При этом отмечены такие риски как: потеря академичности знаний, избыточная информационная компетентность всех субъектов образовательного процесса, «угроза потери» индивидуальности личности учителя; потребительское отношение и отсутствие командного духа, и фокус только на себя. В карте будущего следующим шагом было выделение профессионально-ценностных ориентации будущих педагогов. Здесь участники указали на: метапредметные знания, проектное мышление, профессиональное и личностное развитие, коммуникацию между всеми субъектами образовательного процесса; карьера и материальное благополучие педагога и деловые взаимоотношения. В соответствии с предложенной картой будущего завершающим этапом первого горизонта было предложено определить изменения в профессиональной подготовке с учетом тренда и ценностных ориентаций. Участники исследования зафиксировали следующие изменения в профессиональной подготовке будущего учителя: ИОМы при реализации гибридных моделей обучения студентов, реализация сетевых образовательных модулей, факультативные дисциплины направленных на формирование гибких навыков, коммуникативная «открытость» в образовании.

На третьем такте форсайт сессии участники работали со средним горизонтом (2025-2027). К трендам этого горизонта были отнесены: ориентация на гибридную реальность; ориентация на творчество в повседневной жизни; ориентация на экологическое отношение в профессиональном сообществе; индивидуализация и персонификация процессов образования и воспитания, наставничество и коучинг, деловой диалог. Далее участники определили возможности и риски выделенных трендов. К возможностям были отнесены: доступность разнообразной информации; создание круга единомышленников и обмена опытом. Были выделены риски: «отставание» информационной компетенции педагога, рост индивидуального над коллективным, упрощение решения профессиональных задач; технологические погрешности искусственного интеллекта; потеря индивидуальности личности. В соответствии с этим на данном горизонте были определены профессионально-ценностные ориентации будущих педагогов: комфортные технологичные условия труда; деловые взаимоотношения в цифровой среде; принадлежность к группе профессионалов, здоровье, благополучие (физического, психологического и психического). Изменения в профессиональной подготовке будущего учителя участники связывают с: уменьшение роли профильных предметов в сторону метапредметности и индивидуального сопровождения обучающихся; увеличение доли социально-психолгических тренингов, коуч сессий для студентов; обучение с помощью нейросетей; профилактика эмоционального выгорания.

На четвертом такте в определении трендов на дальнем горизонте (2027-2030) участниками были указаны следующие: построение образовательных экосистем на всех уровнях образовательного процесса; продвижение своей цифровой личности; изменение системы оценивания на основе искусственного интеллекта, метапредметность; персонификация образования. К возможностям тренда образования участниками сессии были отнесены оценка динамики личностного роста

с использованием искусственного интеллекта; раскрытие способностей и индивидуальности обучающегося через персонификацию образования, уходит понятие среднего ученика; развивается креативность всех участников образовательного процесса. Риски участники определили следующие: потеря фундаментальности образования; трудность в выборе критериев оценки индивидуального прогресса, обучающегося; разобщенность, нарушение социализации всех субъектов образовательного процесса. Участники предположили, что педагогическими ценностями в этот период будут: развитие партнерства между всеми субъектами образования; профессиональная самореализация в он-лайн и офф лайн среде; экологическое сознание учителя; цифровая безопасность; психологическое здоровье; критическое мышление. Изменения в профессиональной подготовке будущего учителя участники связывают с введением в образовательный процесс вуза карьерного консультирования будущих учителей; проведение занятий на местах практики или использование виртуальной реальности для создания профессиональной среды; приоритет аутентичного оценивания достижений, обучающихся; гибридные модели высшего образования.

В процессе обсуждения результатов работы с картами будущего эксперты- участники исследования высказали некоторые комментарии. При снижении академичности подготовки будущих учителей, все же ценность фундаментального знания сохраняется. Высоко оценивая значение цифровой личности учителя вызывает опасение цифровизация профессиональной деятельности учителя, при этом участники форсайт сессии называли признаки негативной трансформации личности учителя. К ним были отнесены: низкая цифровая культура; потеря идентичности личности; небезопасное поведение в цифровой среде и т.д. Профилактикой этого может стать овладение цифровой культурой, ее нормами и ценностями на всех этапах профессиональной подготовки. Далее участники отмечали, что формальное отношение к получению образования, в связи с его доступностью, сможет стать распространённым явлением. При это ценность образования как такового останется высокой. Виртуальные и реальные профессиональные сообщества, которые уже сегодня существуют в профессиональной среде облегчают профессиональное взаимодействие, позволяют развивать свой интеллектуальный капитал. К, сожалению препятствием взаимодействия нередко становиться не развития межличностная коммуникация участников этих сообществ. Особо эксперты-участники исследования подчеркнули, что на фоне распространения и доступности разнообразной информации не всегда становится знанием. Знанием становится только та информация, которая обладает смыслом для ее владельца. Обретение таких смыслов и есть суть получения образования. Если выделенные тренды будут продолжаться, то главной тенденцией в образовании становиться его персонификация, использовании информационных технологий (в том числе и искусственного интеллекта) для достижения высоких результатов образования. При этом, в связи с развитием моделей гибридного образования, диверсификации обучения остается высоким запрос на ценность умения работать в команде, принимать нестандартные решения, критически мыслить.

Выводы. Таким образом, отвечая на вопрос как изменятся профессинально-ценностные ориентации будущих педагогов, если выявленные тренды образования информационного общества будут продолжаться, участники отметили, что ценностями педагогической деятельности сохранятся: ценность доступности разнообразной информации, при этом возрастает ценность фундаментального знания. Интеллектуальный капитал участники исследования связывают с метапредметностью, использованием IT-технологий. Свобода творчества как возможность выбора траекторий получения образования , способов самореализации всех участников образовательного процесса. Экологический гуманизм участники форсайт сессии связывают с трендом it-ориентация образовательного процесса. Современные образовательные технологии создают искусственные социальные и образовательные среды на основе законов этих же технологий, но при этом эти среды должны соответствовать как природе человека, так и «человеческим» законам его жизни. Существование, получение образования, профессиональное развитие обучающегося в этих средах есть по сути множество всех образовательных взаимоотношений в форме универсального диалога и межличностной коммуникации. Несомненной профессионально-ценностной ориентацией на всех горизонтах остается стремление будущего специалиста к успеху, карьерные достижения и материальное благополучие, при этом значимость здоровья, комфортного социально-психологического климата на этом фоне будет только возрастать. При этом в дискуссии все эксперты говорили о том, что неизменным останутся: отношение к детству; гуманистическая культура педагога; высокие нравственные качества педагога.

Литература:

1. Андреева, Г.А. Духовность и ценности будущего учителя: вызов XXI века / Г.А. Андреева, С.М. Яковлюк // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - Кострома: КГУ, 2010. -№1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/duhovnost-i-tsennosti-buduschego-uchitelya-vyzov-xxi-veka (дата обращения: 11.10.2023)

2. Болотова, Ж.А. Ценности педагогической деятельности / Ю.В. Кострикова, Е.А. Радченко, М.Н. Рахманова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1-2. - С. 257-259

3. Габдрахманова, Е.В. Трансформация содержания педагогических ценностей в условиях инновационного развития России (на примере педагогической практики студентов гуманитарного вуза) / Е.В. Габдрахманова // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2016. - №1 (9). -С. 56-59

4. Дроботенко, Ю.Б. Изменение этоса педагогической профессии в современных социокультурных условиях / Ю.Б Дроботенко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №1 (23). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/izmenenie-etosa-pedagogicheskoy-professii-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (дата обращения: 11.10.2023)

5. Мантатова,Л.В.Стратегия развития: Ценностиновойцивилизации / Л.В.Мантатова. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004.-242 с.

6. Между ростом и коллапсом. Какое будущее эксперты предсказывают высшему образованию. - URL: https://skillbox.ru/media/education/mezhdu-rostom-i-kollapsom-kakoe-budushchee-eksperty-predskazyvayut-vysshemu-obrazovaniyu/(flaTa обращения: 11.10.2023)

7. Окладникова, Е.А. Образование к 2030 и 2035 гг.: форсайт-технологии и телеология рисков и благоприобретений / Е.А. Окладникова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - 2021. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovanie-k-2030-i-2035-gg-forsayt-tehnologii-i-teleologiya-riskov-i-blagopriobreteniy (дата обращения: 11.10.2023)

8. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Бахмутский A.B., Вершинина H.A. [и др.]. - СПб.: Питер,2018.-304 с.

9. Прогнозирование в образовании: теория и практика / под ред. Б.С. Гершунского. - М.: ИТПиМИО, 1993. - 209 с.

10. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

11. Суров, Д.Н. Новые тренды в образовании / Д.Н. Суров // МНИЖ. - 2021. - №6-4 (108). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/novye-trendy-v-obrazovanii (дата обращения: 11.10.2023)

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование: утв. приказом Минобрнауки РФ от 10.01.2018 № 9. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20V00/o203++/ Bak/010302_ B_3_08022018.pdf (дата обращения: 11.10.2023)

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики образовательной деятельности, профессор кафедры педагогики и психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); начальник подготовительного курса специального факультета Оржеховский Алексей Станиславович

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск

«Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» (г. Москва)

ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К КОНСТРУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Аннотация. В статье продемонстрированы некоторые черты процесса подготовки российскими военными вузами иностранных учащихся к конструктивному взаимодействию. Непосредственно перед этим изучается текущая международная обстановка. На основе её анализа доказывается необходимость развития сотрудничества со странами-партнёрами в сфере военного образования, в т.ч. в части формирования у курсантов из зарубежья соответствующих навыков. В качестве действенного средства, позволяющего оптимизировать их развитие, авторами понимаются меры, направленные на скорейшую адаптацию иностранных обучающихся к условиям реализации образовательной деятельности в организациях соответствующего типа. Также рассматриваются возможные затруднения, необходимые к учёты в ходе планирования соответствующих мероприятий.

Ключевые слова: высшее образование, высшее военное образование, иностранные слушатели российских военных вузов, адаптация иностранных обучающихся в российских вузах, формирование навыков конструктивного взаимодействия.

Annotation. The article demonstrates some features of the preparing foreign students for constructive interaction by Russian military universities process. Immediately before that, the current international situation is being studied. Based on its analysis, it proves the need to develop cooperation with partner countries in the field of military education, including in terms of the formation of appropriate skills among cadets from abroad. As an effective means to optimize their development, the authors understand measures aimed at the early adaptation of foreign students to the educational activities conditions implementation in the appropriate type organizations. Possible difficulties that need to be taken into account during the planning of relevant activities are also considered.

Key words: higher education, higher military education, foreign students of Russian military universities, adaptation of foreign students in Russian universities, formation of constructive interaction skills.

Введение. Дальнейшее поступательное развитие военного дела нашей страны, а, значит, и её выживание в современном мире, представляются чрезвычайно затруднёнными без упрочения связей с государствами-партнёрами (Х.С. Байчорова, В.Ф. Самохин, О.Ю. Тарская, И.А. Чухлебова). Симметричный ответ на ряд глобальных вызовов возможен только совместными союзническими усилиями [4, С. 110-111]. В свою очередь, одним из путей укрепления сотрудничества в данной сфере является подготовка иностранных военных специалистов российскими образовательными организациями [11, С. 193].

При решении педагогами соответствующих вопросов особое внимание уделяется генерации безопасной образовательной среды (Н.В. Жукова, О.А. Ляпина, Т.А. Маскаева, А.Л. Столяров, М.А. Якунчев). Особенности её функционирования должны способствовать достижению следующих результатов:

- развитие профессионально значимых качеств будущих военных специалистов [3, С. 180];

- рост мотивации курсантов из зарубежных стран к овладению русским языком - значимым фактором дальнейшего усвоения военно-специальных дисциплин [2, С. 39];

- осознанная рецепция военно-профессиональных ценностей;

- установление конструктивного общения иностранных обучающихся с прочими субъектами образовательных отношений (Б.В. Запорощенко, Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова).

Создание такой среды представляет собой одну из важнейших задач, стоящих перед администрацией, профессорско-преподавательским составов и методическими службами современных военных вузов [14, С. 347]. На сегодняшний день педагогами-исследователями и практиками накоплен большой массив данных, раскрывающих особенности адаптации обучающихся, относимых к рассматриваемой категории (М.В. Зарудняя, И.К. Кардович, Б.В. Коробова, З.И. Лаврентьева, Т.А. Маскаева, Ю.А. Панасенко, Б.Ю. Толмачева). Зачастую в их трудах встречаются упоминание о необходимости развития навыков конструктивного взаимодействия у иностранных военнослужащих (И.К. Кардович, З.И. Лаврентьева, И.Г. Фабрика, Б.Ю. Толмачева, Н.В. Яшникова). Однако соответствующая тема пока не получила должного раскрытия.

Попытка частичной ликвидации соответствующего недостатка осуществлена на страницах нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. На данный момент опыт подготовки иностранных военнослужащих военными вузами РФ позволяет говорить о некоторых существенных особенностях указанного процесса (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.