хуже, гласности и внимания, окружающих идущие чередом саммиты, созываемые для выделения еще одного пакета первой помощи странам, испытывающим сложности с финансами.
Несмотря на проблемы, еврозона на сегодняшний день не только богаче, но и экономически более твердо стоит на ногах, чем большинство других стран и регионов. Главная угроза для евро - это недостающая еврозоне драгоценная маленькая капелька политического единства - «Облегченная федерация» [6], которая сделает солидарность возможной, и даже автоматической, когда это будет необходимо.
Список литературы
1. Клаус, В. Современные проблемы общей европейской валюты / Вацлав Клаус. -URL:http://www.inosmi.ru/europe/20100702/160997873.html
2. Официальный сайт Европейского Союза. - URL: http://europa.eu/pol/emu/ index_en.htm
3. Берг, Б. Похороны евро отменяются / Борис Берг // Литовский Курьер. - URL: http://www.inosmi.ru/baltic/20100617/160656589.html
4. Сорос, Дж. Европе нужен «план Б» / Джордж Сорос // Project Syndicate. - URL: http://inosmi.ru/europe/20110712/171916388.html
5. Доль, Ж. Отстоим Евросоюз! / Жозеф Доль, Мартин Шульц, Ги Верхофштадт // Le Monde. - URL: http://inosmi.ru/europe/20110623/171111441.html
6. Бонино, Э. Европейская муза из Италии? / Эмма Бонино, Марко де Андреас // Project Syndicate. - URL: http://inosmi.ru/europe/20110720/172241546.html
УДК 331
ПРОГНОЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО РАЗВИТИЮ САМОЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ г. ПЕНЗЫ
С. С. Киреева, Н. В. Попова
В статье рассматривается проблема оценки эффективности мер по развитию самозанятости безработного населения региона. Представлены расчеты по различным схемам налогообложения; рассмотрены сложности, возникающие в Пензенской области при развитии самозанятости.
In the article the problem of an assessment o f efficiency of measures _ for development of self-employment of the jobless population of the region is considered.
The calculations for various schemes of the taxation are presented, the difficulties arising in the Penza region at development of self-employment are considered.
Рынок труда - один из основных индикаторов реального состояния экономики. В настоящее время в регионе реализуется программа «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области». В рамках этого законодательного акта не только организованы опережающее обучение работников и общественные работы, но и оказывается активное содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Программа поддержки предпринимательской деятельности и самозанятости среди безработных граждан, оказания им помощи в создании собствен-
ного дела является одним из наиболее результативных направлений активной политики занятости. Затраты по программе одновременно способствуют снижению численности безработных, росту количества новых рабочих мест и развитию экономического потенциала региона.
Безработный гражданин, желающий заняться предпринимательской деятельностью, имеет право на получение государственного пособия в размере 12-ти кратного максимального пособия по безработице, т.е. по состоянию на 01.01.2012 г. - 58 800 руб. Кроме того, гражданам оказываются информационные, консультационные услуги, а также финансовая помощь, в том числе на подготовку учредительных документов, получение услуг правового и технического характера, оплату государственной пошлины и нотариальных действий и т.п.
Однако очевиден вопрос: сколько же реально остается средств от полученной субсидии у начинающего предпринимателя для развития своего бизнеса?
При регистрации предприниматель может выбрать одну из нескольких систем налогообложения: общую систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Если новый вид бизнеса попадает под перечень, определенный законодательством, то обязательным будет уплата единого налога на вмененный доход (ЕНВД). К таким видам бизнеса относятся:
- оказание бытовых и ветеринарных услуг;
- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, хранению автотранспортных средств на платных стоянках, перевозке пассажиров и грузов до 20 транспортных средств;
- розничная торговля (площадь зала не более 150 квадратных метров);
- розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки;
- оказание услуг общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;
- распространение и (или) размещение наружной рекламы и т.д.
Полный перечень видов предпринимательской деятельности, обязанных применять ЕНВД, изложен в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Важно помнить и то, что этот режим регулируются региональным законодательством, поэтому необходимо внимательно просматривать региональные законы. Данный режим интересен для оптимизации налогообложения, так как при нем не важно, сколько предприниматель заработал, заплатит он только фиксированную сумму налога. Однако если у бизнесмена в этом периоде не было доходов, ему все равно придется заплатить этот налог [1].
Общая система налогообложения (ОСН) предполагает такие налоги, как:
- налог на прибыль 20 % (если юридическое лицо);
- подоходный налог 13 % (если ИП);
- налог на добавленную стоимость 18 % (и юридическое лицо, и ИП);
- налог на имущество от 0,1 % до 2,2 %;
- налоги от фонда оплаты труда - ЕСН 34 % и ФСС от НС;
- местные налоги (транспортный, земельный), если есть объекты [2].
Это достаточно затратный и сложный режим, требующий грамотного учета.
Бывает два вида упрощенных систем налогообложения (УСН):
- УСН-доходы: налог, уплачивается полностью с доходов по ставке 6 %;
- УСН-доходы минус расходы: налог, уплачивается с доходов, уменьшенных на сумму произведенных расходов по ставке 15 %.
УСН достаточно удобна и проста с точки зрения ведения бухгалтерского учета. Вся сложность заключается в определении с объектом налогообложения - по ставке 6 % или 15 %.
Рассчитаем размер конечной суммы, получаемой предпринимателем после уплаты всех налогов при различных системах налогообложения. При этом не будем учитывать подготовку документов, предоставляемых при регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимательства, оплату нотариальных действий, оплату государственной пошлины за регистрацию предпринимательской деятельности, приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов и т.п., так как эти расходы компенсирует Центр занятости. Все расчеты представим в виде табл. 1.
Таблица 1
Расчет общей суммы налогов, уплачиваемых с государственной субсидии в рамках программы «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области» при различных системах налогообложения
Режим налогообложения Размер субсидии, руб. Сумма обязательных платежей в фонды, руб. Ставка налога, % Сумма к налогообложению за вычетом расходов, руб. Сумма налога в соответствии с режимом налогообложения, руб. сЗ г о « а б1 ю « гУ сЗ Л е а К т о г Л Ч Сумма налогов итого, руб. Размер оставшейся субсидии, руб. Оставшиеся средства, %
2010 г.
ОСН 58800 12003 13 46797 6084 - 18087 40713 69
УСН по ставке 6 % 58800 12003 6 46797 2808 1404 13407 45393 77
УСН по ставке 15 % 58800 12003 15 46797 7020 3510 15513 43287 74
ЕНВД 58800 12003 13 46797 6084 - 18087 40713 6
201 г.
ОСН 58800 16160 13 42640 5543 - 21703 37097 63
УСН по ставке 6 % 58800 16160 6 42640 2558 1279 17439 41361 70
УСН по ставке 15 % 58800 16160 15 42640 6396 3198 19358 39442 67
ЕНВД 58800 16160 13 42640 5543 - 21703 37097 63
Необходимо помнить, что с 2010 г. единый социальный налог отменен, вместо него нынешние налогоплательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. Общая сумма платежей в обязательные фонды в 2010 г. составила: для Пенсионного фонда: 4330 • 0,2 • 12 = 10392 руб.; для Федерального фонда ОМС: 4330 • 0,011 • 12 = 572 руб.; для Территориального фонда ОМС: 4330 • 0,02 • 12 = 1039 руб.
Итого: 12003 руб.
Общая сумма платежей в обязательные фонды в 2011 г. составила: для Пенсионного фонда - 4330 • 0,26 • 12 = 13509,6 руб.; для Федерального фонда ОМС - 4330 • 0,021 • 12 = 1091,16 руб.; для Территориального фонда ОМС - 4330 • 0,03 • 12 = 1558,8 руб. Итого: 16159,56 руб.
Большинство предпринимателей, организовавших собственный бизнес с помощью государственной субсидии, попадают в список видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход. Поэтому после уплаты всех налогов у них Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 г. не изменены, а с 1 января 2011 г. будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому после уплаты всех налогов у них остается всего лишь 37 097 руб. на покупку необходимого оборудования, аренду помещения, наем сотрудников и т.д. Однако этой суммы недостаточно, чтобы бизнес бывшего безработного стал устойчивым, развивался и перешел к расширенному воспроизводству. Хорошо, если такой бизнес просуществует хотя бы год. Дальше - ситуация неясна. Поэтому регионы начали самостоятельно искать варианты того, как развитие бизнеса безработного сделать устойчивым.
Прецедент создан в Тамбовской области. В этом регионе предусмотрено специальное мероприятие службы занятости - «Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, создаваемым безработными гражданами, работниками, находящимися под угрозой увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных сил». В 2010 г. по этой программе 200 безработных Тамбовской области получат на развитие бизнеса по 250 тыс. руб. Впервые это мероприятие опробовано в прошлом году. Пока нет ни одного грантополучателя, прекратившего предпринимательскую деятельность [3].
Такая схема работы с безработными выглядит действительно перспективной. Возможно, Пензенской области стоит перенять удачный опыт ближайших соседей.
Стоит обратить внимание и на сложности, возникающие при реализации программы «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области». Одна из них заключается в том, что лишь часть безработных граждан, получивших государственную субсидию, действительно открывает собственное дело. Их доля в общей массе безработных, получивших услуги по содействию самозанятости, составляет чуть более 50 %. Возникает вопрос: почему же около
40 % участников настоящей программы оказываются от возможности стать деловым человеком? Можно найти несколько причин, объясняющих такое положение вещей:
1) некоторые безработные граждане предполагают, что регистрация фирмы и покупка необходимого оборудования - это самые сложные этапы в становлении их компании. И узнав о том, что для организации успешного бизнеса требуется не только желание стать успешным дельцом, но и каждодневное внимание, значительные финансовые затраты, недюжинные силы на борьбу с конкурентами, они бросают эту затею;
2) многие из безработных граждан, желающих организовать собственное дело, имеют профессию, которая никак не связана с предпринимательской деятельностью (например парикмахер или слесарь). Поэтому для того чтобы разобраться во всех тонкостях ведения финансовой отчетности, налогового и бухгалтерского учета, им необходимо пройти курсы профессионального обучения. Но не все безработные в силу объективных или субъективных причин заканчивают обучение. Кроме того, некоторые из будущих предпринимателей предпочитают трудоустроиться по вновь приобретенной профессии;
3) часть безработных граждан, изъявив желание заняться предпринимательством, не представляют, какого рода бизнес они хотят организовать, кто будет потребителем их продукции и где будет располагаться ее рынок сбыта. Поэтому их бизнес-план подчас носит фантастический характер, и работники Центра занятости не утверждают его и не выдают горе-предпринимателю государственного пособия [4].
Для того чтобы избежать этих проблем в будущем, стоит рассмотреть возможность привлечения экспертов из числа успешных бизнесменов или менеджеров для работы с безработным на всех этапах функционирования данной программы. Эти специалисты смогут не только грамотно оценить личностные качества безработного и перспективность предлагаемого им бизнес-плана, но и исходя из собственного опыта предположить, кто из безработных действительно хочет стать предпринимателем. Кроме того, не обозначены единые критерии и механизмы контроля экономической эффективности предпринимательской деятельности граждан.
В настоящий момент ведется работа над этими проблемами, скорее всего, в скором времени они будут устранены и программа «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области» будет работать по-прежнему эффективно [5].
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 2. - Ст. 266.
2. Налоговый Кодекс РФ.
3. Постановление Правительства Пензенской области от 12.01.2009 № 1-пП «Об утверждении программы Пензенской области «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году» // Пензенские губернские ведомости. - 2009. - № 5. -28 янв.
4. Постановление Правительства Пензенской области от 10.12.2009 № 954-пП «Об утверждении программы Пензенской области «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2010 году» // Пензенские губернские ведомости. - 2009. -№ 102. - 24 дек.
5. URL: http://www.pro-biznes.com/samozanyatost-naseleniya/vmmame-ostorozhm-subsidiya-chast-2.html
УДК 338.2
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ
Л. Г. Котова
В статье отражена взаимосвязь доходов населения и экономической доступности продовольствия в России. Рассмотрены результаты аналитического исследования распределения доходов среди населения страны в 2011 г. Проведен анализ статистических данных по сравнению с другими странами.
This article reflected the interrelation of the income of the population and economic availability of the food in Russia. The results of analytical research of distribution of the income among the country population in 2011 are considered. The analysis of statistical data in comparison with other countries is carried out.
Агропродовольственный сектор России, как и вся экономика в целом, в настоящее время находится в сложном периоде реформирования на основе рыночных отношений, с присущим только ему способом решения проблемы -продовольственной безопасности. В комплексе выявленных продовольственных диспропорций отражены многофакторные тенденции развития сельскохозяйственного производства и механизма АПК. Эти тенденции проявляются, прежде всего, в противоречиях и несостыкованности, обусловленных меняющейся государственной структурой аграрных отношений и частным предпринимательством.
Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму от 10 до 25 млрд долл. (прежде всего мяса, фруктов, сахара, алкогольных и безалкогольных напитков, табака, какао, а также молочных продуктов) и экспортируя на 3-4 млрд долл. (главным образом, зерно и другое сельхозсырье) [1].
Поставки продукции с высокой степенью переработки составляют менее половины стоимостного объема российского агропродовольственного экспорта.
С начала нынешнего десятилетия стоимость ввезенного продовольствия ежегодно увеличивалась приблизительно на 30 % в год и к прошлому году достигла почти 30 млрд долл.
Некогда ведущая аграрная держава теперь покупает продуктов не меньше, чем производит сама. Мы буквально проедаем свои невозобновляе-