Научная статья на тему 'Бутстрэппинг: поиск лучшего пути'

Бутстрэппинг: поиск лучшего пути Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СВОЕ ДЕЛО / ОРГАНИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ИДЕЯ / БУТСТРЕППИНГ / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исрафилов Н.Т.

Раскрываются четыре основных пути организации и развития малого бизнеса при очень незначительном финансировании извне или при полном его отсутствии, то есть бутстрэппинг предполагает минимизацию затрат на создание своего дела (бизнеса). Первый путь: обратиться в структуры поддержки предпринимательства за содействием в использовании различных государственных специальных программ поддержки малого бизнеса. Второй путь: начать с нуля самостоятельно развитие и становление бизнеса, основанного на собственной идее. Третий путь: покупка готового (существующего) бизнеса или тактика разделенной ответственности. И четвертый путь: организация собственного бизнеса с использованием торговой марки и технологии известной продвинутой компании или, другими словами, использования франчайзинга, предусматривающего покупку франшизы (договор или соглашение) между известной крупной продвинутой компанией и малым бизнесом. То есть, по существу, франшиза является арендой определенного бренда или торговой марки, приобретает право пользоваться всеми её наработками, технологиями, репутацией для получения собственной выгоды в виде прибыли. Франчайзинг является самим процессом покупки франшизы, определенное соглашение между сторонами договора. Проще говоря, франшиза является объектом франчайзинга. Раскрываются преимущества и недостатки каждого варианта организации и развития малого бизнеса с предоставлением возможности нашему читателю выбора наиболее приемлемого для него пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disclosed are four main ways the organization and development of small business with very little outside funding or its absence, that is bootstrapping involves minimizing costs to establish their business (business). The first way: contact the business support structure for assistance in the use of various special state support of small business programs. The second way: to start from scratch on their own development and growth of the business, based on his own idea. The third way: the purchase of finished (existing) business or tactics of shared responsibility. And the fourth way: their own businesses using the trade mark and the well-known technology companies advanced, or in other words the use of franchising, providing for the purchase of the franchise (contract or agreement) between the well-known large-scale advanced companies and small businesses. That is, in essence, a franchise is renting a certain brand or trade mark, acquires the right to use all of its operating time, technology, reputation for their own benefit in the form of profit. Franchising is the very process of buying a franchise defined by agreement between the parties. Simply put, a franchise is an object of the franchise. The article describes the advantages and disadvantages of each option, the organization and development of small businesses with the possibility of our readers choose the most suitable way for him.

Текст научной работы на тему «Бутстрэппинг: поиск лучшего пути»

2. Byulleteni о sostoyanii selskogo hozyaystva [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.gks.ru (data obrascheniya 20.02.2017).

3. Sostoyanie zhivotnovodstva na 1 yanvarya 2016 g. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.gks.ru (data obrascheniya 20.02.2017).

4. Smirnova M.F., Smirnova V.V. Povyishenie konkurentosposobnosti proizvod-stva govyadinyi v Rossii // Nikonovskie chteniya - 2016. Nauchno-tehnologicheskoe razvitie APK: problemyi i perspektivyi. - M.: VIAPI im. A.A. Nikonova: «Entsiklopediya rossiyskih dereven», 2016. - S. 46-48.

5. Smirnova M.F., Safronov S.L., Smirnova V.V. Prakticheskoe posobie po myasnomu skotovodstvu: Uchebnoe posobie. - SPb.: Lan, 2016. - 320 s.

6. Smirnova V.V., Safronov S.L. Otsenka tehnologiy proizvodstva govyadinyi v molochnom i myasnom skotovodstve // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. -N43. - S. 113-117.

УДК 338

Доктор экон. наук Н.Т. ИСРАФИЛОВ (СПбГАУ, nti2009@yandex.ru)

БУТСТРЭППИНГ: ПОИСК ЛУЧШЕГО ПУТИ

Малый бизнес, свое дело, организация, бизнес-идея, бутстреппинг, субсидии

В словаре дано следующее определение слову «Бутстрэппинг» (дословно) -«затягивание ремешков на обуви, затягивание поясов на одежде».. Начало которому, например, в Санкт-Петербурге можно заложить не менее, чем по четырём путям развития, проанализировав которые предлагается выбрать лучший вариант из четырех путей развития своего дела (бизнеса): Метод анализа и синтеза, метод наблюдения, метод сравнительного анализа.

Цель исследования. В экономике данный термин обозначает - организация малого бизнеса при очень незначительном финансировании извне или при полном его отсутствии. Другими словами, бутстрэппинг предполагает минимизацию затрат на создание своего дела (бизнеса),

Результаты исследования. По первому пути развития бизнеса в Санкт-Петербурге возможно использование различных государственных специальных программ поддержки малого бизнеса предпринимательства: во-первых, гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса; во-вторых, содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства; в-третьих, субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; в-четвертых, приобретение основных средств (техники) в лизинг; в-пятых, в Санкт-Петербурге не без успеха осуществляется специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», утвержденная распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга. Бюджетные ассигнования, выделяемые на реализацию вышеприведенной программы, ежегодно осваиваются в полном объеме.

Выбирая второй путь развития собственного дела, необходимо подготовиться начать самостоятельно с нуля становление бизнеса, основанного на своей идее. Бизнес, в основе которого лежит бутстрэппинг, означающий или полное отсутствие первоначального капитала, или привлечение извне внешних инвесторов, предполагает возможность использования каких-то незначительных собственных наличных денег с целью

открытии закусочной или кафе и менее крупными - при организации маленькой эконом класса парикмахерской или солярия или небольшого рекламного бизнеса «на асфальте». Поэтому рассмотрим несколько вариантов организации малого бизнеса по второму пути.

Вероятнее всего, найдется мало людей, знающих о не малой государственной сумме субсидирования - 58800 рублей для мотивации привлечения людей к занятию предпринимательством с целью открытия и регистрации собственного малого бизнеса. Для получения этой суммы в первую очередь определяется жизненная бизнес-идея и соответственно готовится грамотный и пробивной бизнес-план, которые помогут в этом. На сегодняшний день (01.12.2016 г.) в большинстве регионов отменили эту субсидию, но всё же в некоторых субъектах РФ её выдают. Однако при этом деньги за регистрацию бизнеса возвращают всегда.

Предположим, что вам одобрили субсидию на развитие бизнеса в 58800 рублей. Вы как бывший безработный (обязательное условие), создавший в своём открывшемся бизнесе дополнительное рабочее место для безработного, получите ещё одну субсидию в таком же размере (58800 руб.), приняв его к себе на работу.

Ещё пару советов: не регистрируйте индивидуальное предприятие, пока не получите извещение о положительном решении и не заключите договор на получение субсидии! Вначале узнайте в местном центре занятости, действует ли у них данная программа субсидирования. Если нет, то вам в любом случае возместят средства на регистрацию бизнеса. Имеющийся опыт гласит: прежде всего, отложив все дела, в начале года предусмотреть подачу заявки, пока в бюджете есть на это деньги, ведь в некоторых местах (городах) вводят якобы ограничения на подобные мероприятия (предположим, всего выделяется 5 субсидий на весь год).

И ещё одно - последнее: получить субсидию центра занятости можно, обязательно встав на учет в местном центре занятости в качестве безработного.

По имеющимся сведениям, в год на один Центр занятости населения Санкт-Петербурга приходится пять субсидий. В течение трёх месяцев со дня получения субсидии необходимо предоставить в Центр занятости населения документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств. Полученная от Центра занятости населения субсидия не считается доходом (хотя ИФНС могут и будут оспаривать этот факт), полученным в результате предпринимательской деятельности, и налогами не должна облагаться (Письмо Минфина РФ от 27.08.10 №03-11-11/224). При этом многие инспекции федеральной налоговой службы могут требовать заплатить налог, считая субсидию доходом, полученным не в результате предпринимательской деятельности: либо требуют доказать целевое использование средств и с нее нужно будет уплатить налог на прибыль; либо налог на доход физического лица при общей системе налогообложения (OCHO); либо включить в состав доходов при упрощенной системе налогообложения (УСН); либо даже при едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) заставляют заплатить налог (по OCHO, НДФЛ или УСН).

Поэтому выгоднее сразу перейти на УСН. Необходимо помнить, что за любую материальную помощь вам нужно будет отчитаться перед инспекцией федеральной налоговой службы (ИФНС), предоставив все товарные и кассовые чеки. И не забыть, что получить субсидию центра занятости можно, только обязательно встав на учет в местном центре занятости в качестве безработного.

Выбирая третий путь развития собственного малого бизнеса необходимо принять решение о покупке готового (существующего) бизнеса. На что здесь необходимо обратить внимание? Главное: как купить готовый малый бизнес и при этом не разориться? Как это ни странно, даже с малым бизнесом возникает как множество проблем (недостатков), так и преимуществ.

Во-первых, это гораздо проще создания (организации) нового предприятия, так как стремиться выстроить эффективную бизнес-систему придется с уже имеющейся материально-финансовой площадки, легко поддающейся оценке и позволяющей учесть

ошибки прошлого и успехи. Во-вторых, известна и отработана схема работы; в-третьих, обеспечение доступности обучения; в-четвертых, полный контроль над стратегическим направлением; в-пятых, возможность проанализировать прошлые успехи и неудачи.

Если с преимуществами всё понятно, то перечислим проблемы или недостатки: во-первых, проблемы передачи собственности; во-вторых, сложности с деньгами на покупку; в-третъих, трудности с внедрением существенных изменений в организации (фирме); в-четвертых, сложности с поиском новых возможностей; в-пятых, скрытые проблемы предыдущего (бывшего) владельца. Поскольку приобретая готовый бизнес, покупатель рискует получить «вдогонку» массу неприятных проблем в лице прямого соперничества непосредственно с прежними хозяевами либо вплоть до скрытого их противодействия вместо должной добросовестности или, как принято во всем деловом мире, осуществлять стандартные мероприятия и процедуры «due diligence», то есть соответствующего формирования объективного представления об объекте собственности [1, с. 136-141] либо инвестирования (покупки), включающего в себя инвестиционные риски.

Как уйти от этих «не чистых на руку» людей и их действий, приобретая готовый бизнес?

И во главе угла стоит предпринимательский риск. Представим ситуацию: покупатель готового (действующего) бизнеса в силу не очень хороших знаний ситуации на рынке либо полного отсутствия предпринимательского опыта никак не решится принять верные и, следовательно, необходимые для компании действия, и в результате такого бездействия процветающая ранее фирма становится на грань несостоятельности (банкротства) [2, с 106 -109]. И вот здесь-то как раз необходима помощь прежнего владельца бизнеса, замотивированного на его сопровождение, добиться которого возможно за депонировав на срок один-два квартала не более 6-й либо не менее 10-й доли стоимости контракта. Не производя окончательного расчета по сделке при уклонении бывшего владельца от помощи, он рискует не получить этой суммы. Депозит может, и будет служить гарантом исполнения этих и некоторых других обязательств контракта.

Другим риском при покупке готового бизнеса является возможность появления уже после смены собственника вне балансовых «забытых» финансовых обязательств организации. Ранее упоминавшийся депозит и в данном случае будет служить гарантом «отсутствия забывчивости» компаньона-продавца на тот же срок - полгода. А уже для обеспечения запрета недобросовестной, нечестной конкуренции необходимо пролонгировать действие депозита на полтора-два года, закрепив эти пункты контракта письменным отказом продавца готового бизнеса от непосредственной прямой конкурентной борьбы с его покупателем на тот же срок.

Выбирая четвёртый путь развития собственного бизнеса, предполагается возможность организации его (собственного бизнеса) с использованием торговой марки и технологии известной продвинутой компании или другими словами использования франчайзинга, предусматривающего покупку франшизы (договор или соглашение) между известной крупной продвинутой компанией и малым бизнесом (фирмой). То есть, по существу, франшиза является арендой определенного бренда или торговой марки, приобретает право пользоваться всеми её наработками, технологиями, репутацией для получения собственной выгоды в виде прибыли. Франчайзинг является самим процессом покупки франшизы, определенное соглашение между сторонами договора. Проще говоря, франшиза является объектом франчайзинга. Сторонами данного договора являются франчайзер и франчайзи. Первый - это тот, кто продает франшизу, второй - это тот, кто ее покупает. А это означает, что франшиза представляет определенный набор документов и прав на пользование элементами бизнеса: своей технологией и ноу-хау, лицензией, фирменными торговыми знаками, марками, логотипами, брендами, программным обеспечением, методами ведения бизнеса и т.п.

Помимо этого, в договоре оговаривается и оплата стоимости франшизы, осуществляемая в двух видах: в форме паушального платежа осуществляется одноразовая

оплата стоимости франшизы; в форме роялти проводится выплата процентов от прибыли, полученной в процессе использования франшизы или выплата фиксированного платежа за определенный период.

У франчайзеров есть конкретная заинтересованность в увеличении продаж франчайзи, так как они получают ежемесячные сборы в форме роялти, периодически помогая своим франчайзи советами.

Такая система наиболее подходит для начинающих предпринимателей, которые собираются открыть собственное дело, но не уверены в своих силах, о чём мы говорили выше. Франшиза предоставляет возможность получить собственное готовое дело, управлять им и приобретать опыт в бизнес-сфере, а также другие положительные стороны: узнаваемость бренда; маркетинговая поддержка, рекомендации, консультации головного офиса; наличие четкой системы; всего лишь менее пяти процентов предприятий франчайзинга прекращают свое существование.

К недостаткам можно отнести низкий уровень конкуренции. Каждый франчайзи получает свою территорию, на которой будет вестись и развиваться бизнес. Конкурентов, которые могли бы обладать такой же франшизой, на этой территории точно не будет. При этом вы не можете использовать свои идеи или инновации для улучшения ведения бизнеса и обязаны руководствоваться четко предписанным шаблоном. Такой бизнес губит свежие идеи и не дает компании развиваться в новом направлении. И теперь самый главный и большой минус или недостаток - довольно-таки высокая стоимость франшизы и для ее покупки понадобятся немалые средства и неизвестно, когда они окупятся. Но в направлении снижения стоимости франшизы или изменения условий оплаты обязательно необходимо работать, даже если это предложение будет «первой ласточкой или белой вороной в этом непростом море жизни»!

Частенько малые предприятия работают без каких-либо установленных стандартов, что, несомненно, не является образцом поведения на рынке. Это может быть хорошо для существующего владельца, но новому собственнику не пойдет на пользу. Ему необходимо уточнить дальнейшее направление развития, и конкретные советы по вопросам политики и практики в компании ему в этом помогут. Немаловажно помнить о наличии различных расходов на будущие периоды. Они не включаются в согласованную цену покупки бизнеса, в связи с чем необходимо заранее попросить продавца бизнеса составить список таких расходов, чтобы исключить появление нежданных сюрпризов при закрытии сделки.

Покупатель малого бизнеса иногда забывает о важности действующих деловых связей, и имеющиеся наработки по нетворкингу составляют реальный актив, составляющий ценный источник стратегических партнеров. В связи с чем покупка бизнеса в отрасли за пределами имеющейся у Вас сети потребует построения новой сети контактов с нуля, что может значительно сдерживать темпы роста бизнеса. И в конце, оценив свои финансовые возможности, некоторые отрасли требуют более крупных инвестиций, чем другие, допустим технологические разработки, а вот небольшие консалтинговые фирмы можно вести при минимальных затратах [3, с. 177-182].

Вести малый бизнес в РФ не так легко, номинально власти поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития, а на деле нередко государство ставит немало преград. Неоценимая поддержка в нашей стране оказывается Президентом, Правительством и на федеральном уровне власти, чего не скажешь о муниципальной власти. Складывается уникальная ситуация, когда уровень власти, ближе всего находящейся к малому бизнесу менее всего содействует его развитию.

Заключение (выводы). Раскрыты как преимущества, так и недостатки каждого из четырех вариантов организации и развития малого бизнеса с предоставлением возможности нашему читателю выбора наиболее приемлемого для него пути.

Литература

1. Исрафилов НЛ. Восстановление платежеспособности аграрных предприятий страны/ Исрафилов Н.Т.// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2014. -№36. - С. 136-141.

2. Israfilov N.T. Fundamentals of insolvency organizations / Israfilov N.T. // International Conference "Global Science and Innovation". - Chicago, USA. - 12-13 March 2016. - 376 p.

3. Исрафилов НЛ. Современный консалтинг: проблемы и решение/ Исрафилов Н.Т.// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. -№45. -с. 177-182.

Literatura

1. Israfilov N.T. Vosstanovlenie platejesposobnosti agrarnih predpriaytii strani [Restoring solvency of agricultural enterprises of the country] // Izvestiay Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. [Proceedings of the St. Petersburg State Agrarian University] - 2014. - №36. - p.136 - 141. [in Russian]

2. Israfilov N.T. Fundamentals of insolvency organizations/Israfilov N.T. // International Conference "Global Science and Innovation". - Chicago, USA. - 12-13 March 2016. - 376 p.

3. Israfilov N.T. Sovremennii konsalting: problem i reshenie [Modern Consulting: problems and solution] // Izvestiay Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. [Proceedings of the St. Petersburg State Agrarian University] - 2016. - №45. - p. 177 - 182. [in Russian]

УДК 330.4

Канд. экон. наук И.В. БЕЛИНСКАЯ (СПбГАУ, belinska@yandex.ru) Канд экон наук A.B. ЧАЙКОВСКАЯ (БАТ sasha_chaikovska@list.ru)

ТЕОРИЯ ИГР КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЬЕКТОВ РЫНКА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Антагоническая игра, сельский туризм, туристический пакет, повышение конкурентоспособности

В последнее десятилетие рынок сельского туризма в нашей стране активно развивается, формируется устойчивая инфраструктура, вырабатываются принципы организации и управления отдельными субъектами. Сельские территории в нашей стране обладают значительным потенциалом для развития всех форм представления услуг экотуризма. Реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях программы поддержки сельского туризма стимулируют активный рост конкурентной среды. Это требует от собственников туристских предприятий использовать современные методы организации и управления хозяйственной деятельностью.

Цель исследования. Для выработки успешной долгосрочной стратегии развития с позиции экономической эффективности целесообразным является использование методов математического программирования. Внешняя экономическая среда в настоящее время характеризуется большой степенью динамичности; реализация предпринимательской функции происходит в условиях естественного столкновения противоположных экономических интересов - потребителей и производителей туристической услуги. В связи с этим закономерным представляется решение задачи поиска оптимального способа формирования пакета предоставляемых услуг в сфере сельского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.