Литература
1. Исрафилов Н.Т. Восстановление платежеспособности аграрных предприятий страны/ Исрафилов Н.Т.// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2014. -№36. - С. 136-141.
2. Israfilov N.T. Fundamentals of insolvency organizations / Israfilov N.T. // International Conference "Global Science and Innovation". - Chicago, USA. - 12-13 March 2016. - 376 p.
3. Исрафилов Н.Т. Современный консалтинг: проблемы и решение/ Исрафилов Н.Т.// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. -№45. -с. 177-182.
Literatura
1. Israfilov N.T. Vosstanovlenie platejesposobnosti agrarnih predpriaytii strani [Restoring solvency of agricultural enterprises of the country] // Izvestiay Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. [Proceedings of the St. Petersburg State Agrarian University] - 2014. - №36. - p.136 - 141. [in Russian]
2. Israfilov N.T. Fundamentals of insolvency organizations/Israfilov N.T. // International Conference "Global Science and Innovation". - Chicago, USA. - 12-13 March 2016. - 376 p.
3. Israfilov N.T. Sovremennii konsalting: problem i reshenie [Modern Consulting: problems and solution] // Izvestiay Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. [Proceedings of the St. Petersburg State Agrarian University] - 2016. - №45. - p. 177 - 182. [in Russian]
УДК 330.4
Канд. экон. наук И.В. БЕЛИНСКАЯ (СПбГАУ, [email protected]) Канд экон наук A.B. ЧАЙКОВСКАЯ (БАТ [email protected])
ТЕОРИЯ ИГР КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЬЕКТОВ РЫНКА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
Антагоническая игра, сельский туризм, туристический пакет, повышение конкурентоспособности
В последнее десятилетие рынок сельского туризма в нашей стране активно развивается, формируется устойчивая инфраструктура, вырабатываются принципы организации и управления отдельными субъектами. Сельские территории в нашей стране обладают значительным потенциалом для развития всех форм представления услуг экотуризма. Реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях программы поддержки сельского туризма стимулируют активный рост конкурентной среды. Это требует от собственников туристских предприятий использовать современные методы организации и управления хозяйственной деятельностью.
Цель исследования. Для выработки успешной долгосрочной стратегии развития с позиции экономической эффективности целесообразным является использование методов математического программирования. Внешняя экономическая среда в настоящее время характеризуется большой степенью динамичности; реализация предпринимательской функции происходит в условиях естественного столкновения противоположных экономических интересов - потребителей и производителей туристической услуги. В связи с этим закономерным представляется решение задачи поиска оптимального способа формирования пакета предоставляемых услуг в сфере сельского туризма.
Материал и методы исследования. Эффективным инструментом решения данной задачи является применение в рамках построения стратегического плана одной из моделей математической теории игр - модели антагонистической игры. Согласно методологии данного метода участниками «конфликтной ситуации» являются, с одной стороны, туристические организации, предоставляющие услуги сельского туризма (предположим, турфирма А), а с другой стороны - потребители услуги (обозначим их через В). При этом суммарный выигрыш равен нулю. Предположим, турфирма А располагает определенным набором стратегий А1, Аг,..., Ат, т.е. предложений на рынке сельского туризма определенных наборов турпродукции, отличающихся географией путешествия, уровнем комфортабельности, набором дополнительных услуг и т.д. [1]. Потребитель В может находиться в одном из состояний спроса В1, В2, ..., Вп в зависимости от состояния экономики в стране, уровня финансового благосостояния, времени года и других объективных и субъективных рыночных факторов [2].
Состояние данной рыночной ситуации можно задать матрицей стратегической игры или платежной матрицей (табл.1). Элементы Ьц ^ = 1,2,...ш; ] = 1,2...,п) характеризуют прибыль, получаемую турфирмой при реализации ею стратегии А; при условии, что рынок сельского туризма находится в состоянии В^ При этом предполагается, что прибыль, являясь выигрышем турфирмы, одновременно является проигрышем потребителя. Будучи включенной в стоимость турпродукции, эта прибыль не обеспечивается конкретными материальными услугами.
Туристическая компания А при выборе стратегии А; исходит из соображений прибыльности, размер которой не должен быть меньше минимального из значений Ьу в ¡-й строке.
Таблица 1. Прибыль, получаемая турфирмой, при реализации ее стратегий и при соответствующем состоянии потребительского рынка
в А в, В; B„
А, b„ Ь]2 bln
А; b21 b- bün
Am bml Ьт2 Ьтп
Соответственно целесообразным является выбор стратегии A¡0, максимизирующей эту минимальную прибыль, то есть:
а = max miné..
i j
Данная «гарантированная прибыль» турфирмы А при любом состоянии потребительского рынка В называется «нижней ценой игры» [3].
Если потребитель В находится в состоянии B¡, то даже при наиболее негативном развитии событий он будет иметь проигрыш, равный maxbij. Минимизация этого максимального проигрыша является одновременно значением «верхней цены» игры:
р = max min b¡
j i
Соответствующее этому состояние потребителя называется «минимаксным».
При реализации различных продуктовых стратегий турфирмами на рынке сельского туризма состояние потребителя В1, В2, ..., Вп является результатом его осознанного действия. Следовательно, любые сознательные действия каждой из сторон будут направлены на увеличение получаемой прибыли или на уменьшение проигрыша потребителя. Оптимальная стратегия турфирмы А на рынке сельского туризма в этом случае может быть определена с использованием техники «смешанных стратегий» и решением задачи линейного программирования. Однако в реальной действительности состояния потребителей В1, В2, ..., Вп определяются не сознательным выбором той или иной стратегии, а объективной экономической действительностью и рядом других факторов, на которые потребитель В не может повлиять. То есть фактически в роли «второго игрока» выступает объективная действительность, действия которой стохастичны, так как носят случайный, малопредсказуемый характер. В силу этой стохастичности невозможно определенно предсказать, в каком из состояний находится в данный момент потребительский рынок, а возможно только предсказать с некоторой долей вероятности.
В ряде случаев в силу значительной статической базы может быть известно вероятностное распределение состояний В1, В2,..., Вп. При отсутствии же такой информации требуется вводить ряд критериев, позволяющих количественно оценить результат деятельности турфирмы в условиях стохастичности потребительского рынка.
Заданные в табл. 1 условия антагонистической игры необходимо расширить «матрицей рисков», позволяющей учитывать стохастический характер развития «конфликтной ситуации» [4]:
Я =
ггллгл~...гл Л
11 12 1п Г21Г22---Г2 п
Гт\Гт2"'Гтп
(3)
общий элемент которой:
тах Ь.
(4)
является разностью между максимальной прибылью, которую получает турфирма А, зная, что потребительская среда находится в состоянии В^ и прибылью, которую она получает, используя стратегию А;.
Матрица рисков позволяет количественно оценить эффективность различных стратегий А; в зависимости от состояния потребительской среды В].
Таблица 2 . Прибыль турфирмы при реализации проектов на потребительском рынке
\в в, В2 В3 М1Ы в,, } МАХ В,| }
а, 6 8 9 6 9
а: 15 11 7 7 15
а., 8 15 4 4 15
а4 17 5 8 5 17
Предположим, туристическая компания А располагает четырьмя проектами А1, Аг, Аз, А4 выхода на рынок сельского туризма. Потребительская среда, определяющая прибыль
от реализации каждого из этих проектов, может находиться в одном из трех состояний В1, Вг, Вз [5]. Матрица, определяющая прибыль турфирмы при осуществлении каждого из ее проектов и при определенном состоянии потребительской среды, приведена в табл. 2. Компоненты «матрицы рисков» представлены в таблице 3.
Таблица 3 Матрица рисков
в, в2 в3 МАХГу j
а, 11 7 0 11
а; 2 4 2 4
аз 9 0 5 9
а4 0 10 1 10
Согласно данным табл. 3, проект Ai при состоянии потребительской среды В2 позволяет получить турфирме такую же прибыль, как и проект A3 при состоянии среды Bi, а также проект A4 при состоянии среды Вз. Однако данные табл. 3 свидетельствуют, что существенно меньший риск достигается только в последнем случае, при реализации стратегии, уровень рискованности которой можно представить в виде:
г(Аь В2) = 7, г(А3, ВО = 9, г(А4, В3) = 1 . (5)
Результаты исследования. Основой для проведения расчетов на принципах линейного программирования при формировании оптимального пакета представляемых услуг сельского туризма является наличие подробных карт состояния внешней и внутренней экономической ситуации, позволяющих определить характеристики исследуемых показателей. На их базе происходит построение математических моделей, характеризующих систему взаимоотношений потребителя и поставщика услуг сельского туризма.
Выводы. Основным преимуществом использования методов линейного программирования, в частности, модели антагонистической игры, является возможность исключения малорентабельных элементов из формируемого турпакета, а также возможности для выбора наиболее востребованных с точки зрения потребителей туристических услуг. С учетом незначительной степени разработанности методологии создания конкурентоспособных услуг в сфере сельского туризма применение методов линейного программирования является эффективным управленческим инструментом.
Литература
1. Колокольцев В.Н., Малафеев O.A. Математическое моделирование многоагентных систем конкуренции и кооперации. Теория игр для всех. - М.: Лань, 2012. - 624 с.
2. Закорин Н.Д., Гаврильчак И.Н., Чайковская A.C. Формирование критериев эффективности реализации турпродукта // Вестник Национальной академии туризма. -2014. №3 (31).-С. 25-29.
3. Гаврильчак И.Н. Макроэкономический уровень программирования и экономико-математическое моделирование туризма как сферы экономики социальных услуг // Образование, экономика, общество. - СПб.: НОИР, 2011. - №4. - 16 с.
4. Козырев А. Матрица риска. Характеристика, анализ и оценка рисков. // База авторских статей. Официальный ресурс. URL:// http://fb.ru/article/264337/matritsa-riska-harakteristika-analiz-i-otsenka-riskov
5. Терентьева Ю.Г., Белинская И.В. Перспективы развития предпринимательской
деятельности в туристской сфере // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. - №32. - С. 228-232.
Literatura
1. Kolokolcev V.N., Malafeev O.A. Matematicheskoe modelirovanie mnodoagentnih system konkurencii I kooperacii. Teoría dla vseh. - M.: Lan, 2012. - 624 s.
2. Zakorin N.D., Gavrilchak I.N., Chaykovskaya A.V. Formalnie kriterii effektivnosti realizacii turrodukta // Vestnik Nacionalnoy akademii turizma. - 2014. - №3 (31). - S. 25-29.
3. Gavrilchak I.N. Makroeconomicheskiy uroven programmirovania I ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie turizma turizma kak sveri economiki socialialnih uslug // Obrazovanie, economika, obchestvo. - SPb: NOIR, 2011. - №4. - 16 s.
4. Kozirev A. Matrica riska. Harakteristika, analiz I ocenka riskov // Baza avtorskih statey. Oficialniy resurs. URL:// http://fb.ru/article/264337/matritsa-riska-harakteristika-analiz-i-otsenka-riskov
5. Terenteva U.G., Belinskaya I.V. Perspektivi razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti v turistskoy sfere // Izvestya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2013.-№32. -S. 228-232.
УДК 65.011.8
Соискатель С.А. тимошенко
(СПбГАУ, [email protected])
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ВУЗОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНОВ СЕВЕРОЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одной из важнейших составляющих аграрной политики Российской Федерации является совершенствование кадрового потенциала, который изначально формируется в высших учебных заведениях. Надо отметить, что ситуация с кадрами в сельском хозяйстве достаточно сложная: происходит старение кадров, молодежь, которая получает дипломы в сфере сельского хозяйства, не ставит перед собой цели остаться и развиваться в отрасли.
Анализ всего агропромышленного комплекса в целом показывает, что ситуация имеет и положительные тенденции, так как интерес к перерабатывающему производству, промышленной отрасли, особенно той части, которая занимается производством сельскохозяйственных машин, достаточно высок и эти составляющие АПК не испытывают острого дефицита в кадрах, имея мощную государственную поддержку. На основании этого можно сделать вывод о возможности предоставления наиболее привлекательных условий для своих сотрудников. Существенным образом отличается сельское хозяйство, прерогатива которого заключается в обеспечении продовольственной безопасности, формировании продовольственных рынков и решении других актуальных задач. Учитывая важность данной отрасли, государство ей оказывает поддержку в отношении стимулирования притока специалистов на село: разрабатываются и воплощаются в жизнь социальные программы поддержки сельского хозяйства, начиная от льгот, предоставляемых молодым специалистам, и заканчивая государственным субсидированием ряда приоритетных направлений в сельском хозяйстве.
Профессиональная подготовка в системе образования происходит на второй год обучения студента в магистратуре, когда сам процесс обучения переходит от теоретических аспектов к практическим, то есть приобретаются навыки будущей профессии непосредственно на самом предприятии. Поэтому очень важно, чтобы была создана система обратной связи, которая бы включала в себя все заинтересованные стороны.