Научная статья на тему 'Теория игр как способ повышения конкурентоспособности субъектов рынка сельского туризма'

Теория игр как способ повышения конкурентоспособности субъектов рынка сельского туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТАГОНИЧЕСКАЯ ИГРА / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белинская И. В., Чайковская А. В.

Становление и эффективное развитие туризма в области сельского предпринимательства находится в прямой зависимости от использования управленческих методов и подходов, имеющих широкое распространение во всех сферах туристического бизнеса. Таким проверенным средством создания успешной стратегии развития выступает методология линейного программирования. На ее основе предприятия туристской отрасли могут планировать и реализовывать успешные финансовые решения, направленные на повышение их конкурентоспособности и коммерческой стабильности. В представленной статье рассматриваются вопросы применения методов линейного программирования в целях выработки наиболее оптимальной продуктовой стратегии развития объектов сельского туризма. При этом особенностью формирования стратегии является учет параметров динамичности внешней экономической среды, а также компонентов внутренней структуры, определяющих возможности и направления использования производственных ресурсов. В рамках методологии линейного программирования важное место занимает теория игр, являющаяся инструментом динамического моделирования экономических взаимоотношений участников рынка сельского туризма. На ее основе становится возможным прогнозирование возможных действий контрагентов туристского предприятия, потенциальных и реальных потребителей их услуг, субъектов государственного регулирования. Кроме того, теория игр предоставляет широкие возможности для анализа, оценки и последующего прогнозирования элементов неопределенности внешней среды. Учет факторов, определяющих внешние параметры динамичной экономической системы, влияет на формирование ценовой и продуктовой стратегии туристского предприятия и выбор наиболее успешных с финансовой точки зрения комбинаций предоставляемых туристских продуктов. Возможности для подобного исследования предоставляет «матрица рисков» формирования конкурентоспособной позиции туристского предприятия. С ее помощью становится возможным выбрать ту стратегическую модель развития, которая позволит с наименьшим рисковым показателем получить наибольший финансовый результат как в краткосрочной, так и в длительной перспективе. В представленной статье указаны основные направления использования теории игр в управленческой практике применительно к туристским предприятиям, специализирующимся на оказании услуг сельского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The establishment and effective development of tourism in the area of rural entrepreneurship is directly dependent on the use of managerial methods and approaches that are widespread in all spheres of tourist business. This proven tool to create successful development strategy is the methodology of linear programming. On the basis of enterprises of the tourism industry can plan and implement successful financial solutions to increase their competitiveness and commercial stability. The article considers the questions of application of methods of linear programming to develop optimal product strategy development of rural tourism. A special feature of the formation of the strategy is the consideration of the parameters of the dynamic external economic environment, components, internal structure, defining the possibilities and directions of utilization of production resources. In the methodology of linear programming is game theory, a tool for dynamic modeling of economic relations of market of rural tourism. On its basis it becomes possible to predict possible actions of the counterparties of the tourism business, potential and actual consumers of their services, subjects of state regulation. In addition, game theory provides rich capabilities for analysis, evaluation and further prediction of uncertainties in the external environment. The factors determining the external parameters of a dynamic economic system, influence the formation of pricing and product strategy of the tourist organization and select the most successful from a financial point of view, combinations of the provided tourist products. Opportunities for such studies provides a "risk matrix" formation of competitive position of tourism enterprises. With its help it becomes possible to select the strategic model of development, which will make it the least risky indicator to get the highest financial result in both the short and the long term. The article listed the main uses of game theory in managerial practice with regard to tourism enterprises, specializing in the provision of services of rural tourism.

Текст научной работы на тему «Теория игр как способ повышения конкурентоспособности субъектов рынка сельского туризма»

Литература

1. Исрафилов Н.Т. Восстановление платежеспособности аграрных предприятий страны/ Исрафилов Н.Т.// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2014. -№36. - С. 136-141.

2. Israfilov N.T. Fundamentals of insolvency organizations / Israfilov N.T. // International Conference "Global Science and Innovation". - Chicago, USA. - 12-13 March 2016. - 376 p.

3. Исрафилов Н.Т. Современный консалтинг: проблемы и решение/ Исрафилов Н.Т.// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. -№45. -с. 177-182.

Literatura

1. Israfilov N.T. Vosstanovlenie platejesposobnosti agrarnih predpriaytii strani [Restoring solvency of agricultural enterprises of the country] // Izvestiay Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. [Proceedings of the St. Petersburg State Agrarian University] - 2014. - №36. - p.136 - 141. [in Russian]

2. Israfilov N.T. Fundamentals of insolvency organizations/Israfilov N.T. // International Conference "Global Science and Innovation". - Chicago, USA. - 12-13 March 2016. - 376 p.

3. Israfilov N.T. Sovremennii konsalting: problem i reshenie [Modern Consulting: problems and solution] // Izvestiay Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. [Proceedings of the St. Petersburg State Agrarian University] - 2016. - №45. - p. 177 - 182. [in Russian]

УДК 330.4

Канд. экон. наук И.В. БЕЛИНСКАЯ (СПбГАУ, [email protected]) Канд экон наук A.B. ЧАЙКОВСКАЯ (БАТ [email protected])

ТЕОРИЯ ИГР КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЬЕКТОВ РЫНКА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Антагоническая игра, сельский туризм, туристический пакет, повышение конкурентоспособности

В последнее десятилетие рынок сельского туризма в нашей стране активно развивается, формируется устойчивая инфраструктура, вырабатываются принципы организации и управления отдельными субъектами. Сельские территории в нашей стране обладают значительным потенциалом для развития всех форм представления услуг экотуризма. Реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях программы поддержки сельского туризма стимулируют активный рост конкурентной среды. Это требует от собственников туристских предприятий использовать современные методы организации и управления хозяйственной деятельностью.

Цель исследования. Для выработки успешной долгосрочной стратегии развития с позиции экономической эффективности целесообразным является использование методов математического программирования. Внешняя экономическая среда в настоящее время характеризуется большой степенью динамичности; реализация предпринимательской функции происходит в условиях естественного столкновения противоположных экономических интересов - потребителей и производителей туристической услуги. В связи с этим закономерным представляется решение задачи поиска оптимального способа формирования пакета предоставляемых услуг в сфере сельского туризма.

Материал и методы исследования. Эффективным инструментом решения данной задачи является применение в рамках построения стратегического плана одной из моделей математической теории игр - модели антагонистической игры. Согласно методологии данного метода участниками «конфликтной ситуации» являются, с одной стороны, туристические организации, предоставляющие услуги сельского туризма (предположим, турфирма А), а с другой стороны - потребители услуги (обозначим их через В). При этом суммарный выигрыш равен нулю. Предположим, турфирма А располагает определенным набором стратегий А1, Аг,..., Ат, т.е. предложений на рынке сельского туризма определенных наборов турпродукции, отличающихся географией путешествия, уровнем комфортабельности, набором дополнительных услуг и т.д. [1]. Потребитель В может находиться в одном из состояний спроса В1, В2, ..., Вп в зависимости от состояния экономики в стране, уровня финансового благосостояния, времени года и других объективных и субъективных рыночных факторов [2].

Состояние данной рыночной ситуации можно задать матрицей стратегической игры или платежной матрицей (табл.1). Элементы Ьц ^ = 1,2,...ш; ] = 1,2...,п) характеризуют прибыль, получаемую турфирмой при реализации ею стратегии А; при условии, что рынок сельского туризма находится в состоянии В^ При этом предполагается, что прибыль, являясь выигрышем турфирмы, одновременно является проигрышем потребителя. Будучи включенной в стоимость турпродукции, эта прибыль не обеспечивается конкретными материальными услугами.

Туристическая компания А при выборе стратегии А; исходит из соображений прибыльности, размер которой не должен быть меньше минимального из значений Ьу в ¡-й строке.

Таблица 1. Прибыль, получаемая турфирмой, при реализации ее стратегий и при соответствующем состоянии потребительского рынка

в А в, В; B„

А, b„ Ь]2 bln

А; b21 b- bün

Am bml Ьт2 Ьтп

Соответственно целесообразным является выбор стратегии A¡0, максимизирующей эту минимальную прибыль, то есть:

а = max miné..

i j

Данная «гарантированная прибыль» турфирмы А при любом состоянии потребительского рынка В называется «нижней ценой игры» [3].

Если потребитель В находится в состоянии B¡, то даже при наиболее негативном развитии событий он будет иметь проигрыш, равный maxbij. Минимизация этого максимального проигрыша является одновременно значением «верхней цены» игры:

р = max min b¡

j i

Соответствующее этому состояние потребителя называется «минимаксным».

При реализации различных продуктовых стратегий турфирмами на рынке сельского туризма состояние потребителя В1, В2, ..., Вп является результатом его осознанного действия. Следовательно, любые сознательные действия каждой из сторон будут направлены на увеличение получаемой прибыли или на уменьшение проигрыша потребителя. Оптимальная стратегия турфирмы А на рынке сельского туризма в этом случае может быть определена с использованием техники «смешанных стратегий» и решением задачи линейного программирования. Однако в реальной действительности состояния потребителей В1, В2, ..., Вп определяются не сознательным выбором той или иной стратегии, а объективной экономической действительностью и рядом других факторов, на которые потребитель В не может повлиять. То есть фактически в роли «второго игрока» выступает объективная действительность, действия которой стохастичны, так как носят случайный, малопредсказуемый характер. В силу этой стохастичности невозможно определенно предсказать, в каком из состояний находится в данный момент потребительский рынок, а возможно только предсказать с некоторой долей вероятности.

В ряде случаев в силу значительной статической базы может быть известно вероятностное распределение состояний В1, В2,..., Вп. При отсутствии же такой информации требуется вводить ряд критериев, позволяющих количественно оценить результат деятельности турфирмы в условиях стохастичности потребительского рынка.

Заданные в табл. 1 условия антагонистической игры необходимо расширить «матрицей рисков», позволяющей учитывать стохастический характер развития «конфликтной ситуации» [4]:

Я =

ггллгл~...гл Л

11 12 1п Г21Г22---Г2 п

Гт\Гт2"'Гтп

(3)

общий элемент которой:

тах Ь.

(4)

является разностью между максимальной прибылью, которую получает турфирма А, зная, что потребительская среда находится в состоянии В^ и прибылью, которую она получает, используя стратегию А;.

Матрица рисков позволяет количественно оценить эффективность различных стратегий А; в зависимости от состояния потребительской среды В].

Таблица 2 . Прибыль турфирмы при реализации проектов на потребительском рынке

\в в, В2 В3 М1Ы в,, } МАХ В,| }

а, 6 8 9 6 9

а: 15 11 7 7 15

а., 8 15 4 4 15

а4 17 5 8 5 17

Предположим, туристическая компания А располагает четырьмя проектами А1, Аг, Аз, А4 выхода на рынок сельского туризма. Потребительская среда, определяющая прибыль

от реализации каждого из этих проектов, может находиться в одном из трех состояний В1, Вг, Вз [5]. Матрица, определяющая прибыль турфирмы при осуществлении каждого из ее проектов и при определенном состоянии потребительской среды, приведена в табл. 2. Компоненты «матрицы рисков» представлены в таблице 3.

Таблица 3 Матрица рисков

в, в2 в3 МАХГу j

а, 11 7 0 11

а; 2 4 2 4

аз 9 0 5 9

а4 0 10 1 10

Согласно данным табл. 3, проект Ai при состоянии потребительской среды В2 позволяет получить турфирме такую же прибыль, как и проект A3 при состоянии среды Bi, а также проект A4 при состоянии среды Вз. Однако данные табл. 3 свидетельствуют, что существенно меньший риск достигается только в последнем случае, при реализации стратегии, уровень рискованности которой можно представить в виде:

г(Аь В2) = 7, г(А3, ВО = 9, г(А4, В3) = 1 . (5)

Результаты исследования. Основой для проведения расчетов на принципах линейного программирования при формировании оптимального пакета представляемых услуг сельского туризма является наличие подробных карт состояния внешней и внутренней экономической ситуации, позволяющих определить характеристики исследуемых показателей. На их базе происходит построение математических моделей, характеризующих систему взаимоотношений потребителя и поставщика услуг сельского туризма.

Выводы. Основным преимуществом использования методов линейного программирования, в частности, модели антагонистической игры, является возможность исключения малорентабельных элементов из формируемого турпакета, а также возможности для выбора наиболее востребованных с точки зрения потребителей туристических услуг. С учетом незначительной степени разработанности методологии создания конкурентоспособных услуг в сфере сельского туризма применение методов линейного программирования является эффективным управленческим инструментом.

Литература

1. Колокольцев В.Н., Малафеев O.A. Математическое моделирование многоагентных систем конкуренции и кооперации. Теория игр для всех. - М.: Лань, 2012. - 624 с.

2. Закорин Н.Д., Гаврильчак И.Н., Чайковская A.C. Формирование критериев эффективности реализации турпродукта // Вестник Национальной академии туризма. -2014. №3 (31).-С. 25-29.

3. Гаврильчак И.Н. Макроэкономический уровень программирования и экономико-математическое моделирование туризма как сферы экономики социальных услуг // Образование, экономика, общество. - СПб.: НОИР, 2011. - №4. - 16 с.

4. Козырев А. Матрица риска. Характеристика, анализ и оценка рисков. // База авторских статей. Официальный ресурс. URL:// http://fb.ru/article/264337/matritsa-riska-harakteristika-analiz-i-otsenka-riskov

5. Терентьева Ю.Г., Белинская И.В. Перспективы развития предпринимательской

деятельности в туристской сфере // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. - №32. - С. 228-232.

Literatura

1. Kolokolcev V.N., Malafeev O.A. Matematicheskoe modelirovanie mnodoagentnih system konkurencii I kooperacii. Teoría dla vseh. - M.: Lan, 2012. - 624 s.

2. Zakorin N.D., Gavrilchak I.N., Chaykovskaya A.V. Formalnie kriterii effektivnosti realizacii turrodukta // Vestnik Nacionalnoy akademii turizma. - 2014. - №3 (31). - S. 25-29.

3. Gavrilchak I.N. Makroeconomicheskiy uroven programmirovania I ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie turizma turizma kak sveri economiki socialialnih uslug // Obrazovanie, economika, obchestvo. - SPb: NOIR, 2011. - №4. - 16 s.

4. Kozirev A. Matrica riska. Harakteristika, analiz I ocenka riskov // Baza avtorskih statey. Oficialniy resurs. URL:// http://fb.ru/article/264337/matritsa-riska-harakteristika-analiz-i-otsenka-riskov

5. Terenteva U.G., Belinskaya I.V. Perspektivi razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti v turistskoy sfere // Izvestya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2013.-№32. -S. 228-232.

УДК 65.011.8

Соискатель С.А. тимошенко

(СПбГАУ, [email protected])

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ВУЗОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНОВ СЕВЕРОЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одной из важнейших составляющих аграрной политики Российской Федерации является совершенствование кадрового потенциала, который изначально формируется в высших учебных заведениях. Надо отметить, что ситуация с кадрами в сельском хозяйстве достаточно сложная: происходит старение кадров, молодежь, которая получает дипломы в сфере сельского хозяйства, не ставит перед собой цели остаться и развиваться в отрасли.

Анализ всего агропромышленного комплекса в целом показывает, что ситуация имеет и положительные тенденции, так как интерес к перерабатывающему производству, промышленной отрасли, особенно той части, которая занимается производством сельскохозяйственных машин, достаточно высок и эти составляющие АПК не испытывают острого дефицита в кадрах, имея мощную государственную поддержку. На основании этого можно сделать вывод о возможности предоставления наиболее привлекательных условий для своих сотрудников. Существенным образом отличается сельское хозяйство, прерогатива которого заключается в обеспечении продовольственной безопасности, формировании продовольственных рынков и решении других актуальных задач. Учитывая важность данной отрасли, государство ей оказывает поддержку в отношении стимулирования притока специалистов на село: разрабатываются и воплощаются в жизнь социальные программы поддержки сельского хозяйства, начиная от льгот, предоставляемых молодым специалистам, и заканчивая государственным субсидированием ряда приоритетных направлений в сельском хозяйстве.

Профессиональная подготовка в системе образования происходит на второй год обучения студента в магистратуре, когда сам процесс обучения переходит от теоретических аспектов к практическим, то есть приобретаются навыки будущей профессии непосредственно на самом предприятии. Поэтому очень важно, чтобы была создана система обратной связи, которая бы включала в себя все заинтересованные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.