С.Ю. БОРУХА, доцент, первый проректор
С.А. РЯДНОВА, канд. пед. наук, начальник управления Ю.В. БОВКУНОВА, к. филос. наук, начальник отдела
Прогностиче ский подход к разработке комплексной программы развития вуза
Решение проблемы прогнозирования развития образовательного учреждения является одним из условий эффективного управления образовательной деятельностью вуза социокультурной сферы. Предложенная в статье технология прогнозирования апробирована, в том числе, на примере ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры ».
Ключевые слова: прогноз, педагогическое прогнозирование, развитие образовательной системы, комплексная программа развития, искусство, культура, управление образованием.
Проблема прогнозирования тенденций развития образовательного учреждения стоит перед руководством вуза особенно остро в условиях диверсификации его услуг. Для грамотного и эффективного решения этой задачи необходимо обладать объемной, конкретной и классифицированной информацией о состоянии и процессах изменения внешней среды образовательного учреждения. Для оперативного сбора информации менеджмент организации должен владеть соответствующей технологией, обладать средствами обработки и систематизации сведений об изменениях в среде как при прямом, так и косвенном воздействии на вуз. Недостаточно полный учет изменений внешней среды может приводить к ошибочным управленческим решениям.
Один из социологических законов гласит, что развитие социотехничес-ких систем идет в направлении повышения их динамичности (изменяемости, гибкости). Динамичность системы образования можно трактовать как ее способность своевременно и адекватно реагировать на изменения в среде, в том числе - на изменение «социального заказа» [1]. Если федеральные
(национальные) исследовательские университеты и инновационные вузы должны обеспечить прорыв России на мировой рынок высшего образования, где ее позиции пока более чем скромны, то возникает вопрос: какова роль в этом процессе вузов культуры и искусства?
В реальной практике управления вузом оценка и анализ влияния внешней
среды на процессы, происходящие внутри вуза, происходит нередко на качественном уровне с опорой на опыт и интуицию руководителей. Предвидение изменений в окружающем мире осуществляется поэтому не всегда корректно, без научно обоснованного анализа, на основе субъективного мнения и личных навыков. Каждый социальный объект, находящийся во внешней среде вуза, отражает ценности определенной локальной группы, которые оказывают влияние на процессы, происходящие внутри. Недостаточный учет этих ценностей приводит к расхождению позиций субъектов образовательного процесса и, как следствие, к нарушению нормального развития вуза. Одним из инструментов совершенствования принятия управленческих решений может стать технология педагогического прогнозирования развития образовательной системы в условиях изменяющейся внешней среды.
Данная технология включает следующие этапы: аналитико-ориентацион-ный, технико-организационный, прогнозно-ретроспективный, прогнознодиагностический, прогнозно-проектировочный, верификационный, корректировочный [2].
Рассмотрим каждый из них подробнее. Приведенные этапы описаны с точки зрения взаимодействия управляющей и управляемой подсистем на основе целеполагания.
На аналитико-ориентационном этапе, целью которого является выявление объекта, предмета и задач прогнозирования, управляющая подсисте-ма(ректор, ректорат) организует деятельность по проблемно-ориентированному анализу состояния вуза, его предшествующих состояний, а также по определению периодов основания и упреждения прогноза целей и задач развития образовательного учрежде-
ния, по выявлению препятствий к осуществлению развития образовательного учреждения, проверке соответствия условий задачам развития образовательного учреждения. В результате формируется доклад - описание объекта, предмета и задач прогнозирования для представления ректором (проректором, назначенным ректором) на Ученом совете вуза с обоснованием заказа на прогноз. От качества проведения данного этапа зависит вся дальнейшая работа по проведению прогноза, поскольку недостаточно качественная начальная информация вносит ошибки в окончательный результат или увеличивает временные затраты на проведение прогноза при повторных обращениях к анализу стартовых условий.
Технико-организационный этап технологии педагогического прогнозирования является не менее значимым и соответствует требованиям системы менеджмента качества (СМК), поскольку его целью является создание документа, фиксирующего цели и задачи прогноза и регламентирующего порядок его разработки. На основе анализа материальных, кадровых условий, необходимых для проведения процесса прогнозирования и организации деятельности по разработке документа и оформлению документа, регламентирующего процесс прогнозирования, формируется документ-задание на прогноз, оформленный в печатной и электронной форме в виде приказа ректора, с обоснованием необходимости проведения прогноза, на основе принятого решения Ученого совета о создании прогноза. Бланк задания на прогноз разработан в структуре СМК БГИИК и включен в документированную процедуру «Документооборот».
Целью прогнозно-ретроспективного этапа является изучение состояния
внешней среды образовательного учреждения как прогнозного фона и подсистемы изучаемого объекта. В ходе реализации этого этапа осуществляется выделение объективных и субъективных социальных факторов внешней среды, факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды; определение пространственных границ вуза и его внешней среды, временных и социальных границ вуза и его внешней среды. В задачи управляющей подсистемы входит организация деятельности творческих групп по определению факторов внешней среды вуза; организация процесса определения границ вуза и его внешней среды. В задачи управляемой подсистемы (творческих групп) - определение объективных и субъективных факторов внешней среды; определение факторов прямого и косвенного воздействия на основе опроса экспертов, работы творческих или инициативных групп; построение пространственных границ; описание временных границ вуза и его внешней среды; описание социальных границ вуза и его внешней среды (на основе анализа документов). Реализация данного этапа может осуществляться на основе различных методов, как обусловливающих эффективность группового взаимодействия, так и специализированных, направленных на определение факторов внешней среды вуза [2, 3].
На прогнозно-диагностическом этапе осуществляется прежде всего создание модели внешней среды образовательного учреждения, что включает в себя постановку задачи, построение модели, проверку модели на достоверность, ее корректировку. Таким образом, действиями управляющей подсистемы будет организация деятельности по постановке задачи моделирования, построению модели, проверке
модели на достоверность, корректировке модели внешней среды. Действия управляемой подсистемы в этом случае: постановка проблемы; построение модели внешней среды на основе метода построения профиля среды; анализ полученной модели (в работе творческих групп, работа экспертов); проверка модели на достоверность; корректировка и обновление (в случае необходимости) модели.
При построении модели внешней среды БГИИК был применен метод составления профиля среды, который позволяет оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды [2, 4]. Использование данного метода требует от участников творческих групп не только знания факторов внешней среды, но и умения оценить их важность для системы образования в целом и вуза в частности, осознать уровень их влияния на вуз как открытую систему, а также понять направленность данного влияния. По степени важности каждого фактора, выявленной таким методом, эксперт -участник творческой группы может
Возможности Угрозы
- Активная экономическая политика государства и Белгородской области; - государственная поддержка инфраструктурных региональных проектов; - создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера на культурно-исторической основе региона; - поддержка на региональном уровне развития социальных институтов сферы культуры и искусств; - ориентация государственных органов на сохранение и развитие традиций народной художественной культуры региона; - растущий интерес инорегиональных и иностранных инвесторов и партнеров к ресурсам, проектам и продуктам региона; - приток в регион трудовых ресурсов; - выгодное геополитическое положение вуза; - расширение числа и категорий потребителей образовательных услуг; - развитие финансовой системы (образовательные кредиты) - Сокращение бюджетного финансирования вследствие влияния мирового финансово-экономического кризиса; - неблагоприятные демографические тенденции в стране и регионе; - снижение уровня доходов населения вследствие роста инфляции и снижения доступа к кредитным ресурсам; - выход на образовательный рынок коммерческих образовательных структур в сфере культуры и искусств с низким качеством образования; - невысокий уровень восприимчивости учреждений сферы культуры и искусств к инновациям; - массовая урбанизация, ведущая к усилению позиций массовой культуры; - процессы глобализации, ведущие к утрате народных традиций, унификации культуры, разрыву поколений, возникновению культурного лага; - изменение этнического и конфессионального состава населения области вследствие миграции населения.
Сильные стороны Слабые стороны
- Внутривузовская политика, направленная на развитие инновационной активности преподавателей и сотрудников института; - ведомственное подчинение БГИИК управлению культуры Белгородской области; - наличие системы многоуровневой подготовки; - наличие цепочки непрерывной подготовки; - активная комплексная внутривузовская социальная политика; - положительная динамика роста ресурсного потенциала вуза; - наличие устойчивых связей с учреждениями культуры и искусств Белгородской области и России; - научно-методические и творческие связи с учреждениями дополнительного художественного образования региона; - научные, образовательные и творческие связи с учреждениями профессионального образования РФ, ближнего и дальнего зарубежья; - умеренная стоимость образовательных услуг; - наличие успешного опыта по привлечению студентов к участию в инновационных проектах; - лидерство специалистов института в профильных направлениях подготовки; - задел инновационных производств и проектов; - признание на всероссийском и международном уровне творческого потенциала студентов, выпускников института; - осуществление начального этапа разработки СМК; - наличие некоторых специальностей консерваторского цикла; - наличие конкурентных преимуществ в подготовке специалистов по направлениям «дизайн», «народная художественная культура», «актерское искусство»; - отсутствие конкурентов в области подготовки по специальностям «библиотековедение», «книговедение» и «библиографоведение» в регионе - Отсутствие системы маркетинга и мониторинга спроса на образовательные услуги; - разрыв образовательной цепочки в многоступенчатой системе образования (отсутствие магистратуры на момент разработки программы); - преобладание научных исследований прикладного характера над фундаментальными; - невыстроенность цепочки «фундаментальные исследования - прикладные исследования - практическое внедрение»; - слабая интеграция в научно-исследовательскую работу внешних партнеров, отсутствие целенаправленной работы по привлечению бизнеса, низкий уровень коммерциализации результатов исследований и проектной деятельности; - отсутствие системы защиты интеллектуальной собственности по итогам научной, проектной и творческой деятельности; - дефицит научно-педагогических кадров высшей квалификации по социально-культурному менеджменту, хореографии, актерскому искусству и др.; - недостаточно высокий уровень методической подготовленности профессорско-преподавательского состава к реализации ФГОС; - старение профессорско-преподавательского состава; - недостаточная активность ученых в грантоиска-нии; - слабая реализация возможностей международного сотрудничества; - слабая координация между структурными подразделениями и их функциями; - недостаточный уровень интеграции с заинтересованными организациями; - слабая материально-техническая база (устаревающий компьютерный парк, недостаток современных ТСО и ограниченность аудиторного фонда и учебно-производственных помещений)
заключить, какие из факторов среды заслуживают наиболее пристального внимания, какие могут нести угрозы развитию вуза, а в каких скрыты потенциальные возможности. Оценка профиля внешней среды образовательного учреждения является творческим процессом, способствующим раскрытию аналитических способностей каждого участника.
При моделировании внутренней среды вуза осуществляется анализ состояния структуры управления и анализ соответствия структуры управления задачам развития. Управление данным процессом происходит посредством организации деятельности творческих групп по анализу структуры управления образовательным учреждением, а также организации деятельности по анализу соответствия структуры управления задачам развития образовательного учреждения. Управляемая подсистема осуществляет: анализ документов, анализ уровня образовательной подготовки учащихся; анализ соответствия структуры управления задачам развития на основе опроса экспертов; построение модели внутренней среды.
Важным элементом прогнозно-диагностического этапа является моделирование взаимодействия внешней и внутренней среды вуза.
При подготовке комплексной программы развития БГИИК был применен хорошо зарекомендовавший себя в образовательном менеджменте SWOT-анализ. На схеме (с. 66) приведены его результаты в отношении нашего института.
На прогнозно-проектировочном этапе, заключающемся в построении прогностической модели развития образовательного учреждения, осуществляется непосредственно разработка комплексной программы развития, а также
определение критериев и показателей эффективности реализации комплексной программы развития.
Управляющая подсистема обеспечивает организацию деятельности по разработке комплексной программы развития образовательного учреждения, включая критерии и показатели ее эффективности. Управляемая подсистема занимается разработкой комплексной программы развития на основе, например, метода выстраивания «дерева целей» и «дерева проблем», а также разработкой критериев и показателей эффективности комплексной программы развития.
В качестве примера рассмотрим комплексную Программу развития ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» на период до 2016 г. (www.bgiik.ru). Программа включает в себя необходимые сведения о развитии БГИИК, анализ нынешнего состояния научной, образовательной, инновационной и творческой деятельности института и его конкурентных преимуществ, формулировку стратегических целей и задач, перечень соответствующих программ и проектов. В программе спроектиро-
ваны основные направления развития вуза и намечены пути достижения поставленных целей.
Программа разработана для определения целевых ориентиров в развитии института, выражающихся в создании образовательно-инновационного и научно-творческого кластеров на базе института и в реализации условий и механизмов, позволяющих обеспечить интенсивное развитие образовательной, научной, инновационной и творческой деятельности института, сформировать комфортную среду для студентов, преподавателей и сотрудников.
Для формирования целей развития института на долгосрочную перспективу необходимо задать ценностные ориентиры его деятельности: подготовка высококвалифицированных кадров для сферы искусства и культуры и переход вуза к инновационному развитию.
Проведенный анализ позволил выявить поле проблем и болевые точки, сформулировать стратегическую цель, стратегические направления развития БГИИК и задачи, обеспечивающие их реализацию, а также разработать комплексную программу развития вуза, цель которой - сформировать на его базе современный образовательноинновационный и научно-творческий кластер, обеспечивающий сохранение и развитие социально-культурной целостности и культурной идентичности полиэтнического российского общества, социальной сферы региона и России. Сформулированные цели и задачи могут быть осуществлены на основе: организации подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих востребованными обществом компетенциями; проведения научных исследований, направленных на получение новых знаний в области культуры и искусства; продвижения на рынок
результатов интеллектуальной и творческой деятельности, обладающих конкурентными преимуществами; обеспечения стратегического партнерства учебных заведений, бизнеса и власти регионального уровня.
Достижение стратегической цели требует сбалансированного ресурсообеспеченного развития БГИИК. Для этого определены следующие стратегические направления развития вуза.
1. Использование потенциала имеющихся образовательных структур региона в сфере культуры и искусств на основе социального партнерства для инновационного развития высшего образования отрасли в регионе и РФ, совершенствования системы повышения квалификации кадров.
2. Интегрирование образовательных учреждений и учреждений культуры и искусства в образовательно-инновационный и научно-творческий кластеры с целью наиболее эффективного использования научных, творческих и образовательных ресурсов региона.
3. Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, культурного, социального и творческого характера, имеющих международный, федеральный, межрегиональный, региональный и отраслевой уровень, активизация научных исследований, творческой и инновационной деятельности.
Прогнозная модель позволила сформулировать приоритетные задачи, решение которых обеспечивает реализацию стратегических направлений развития БГИИК. Среди них:
1) формирование духовно-нравственной среды на основе поддержания и развития национальной культуры и традиций региона;
2) сохранение, развитие и трансляция будущим поколениям образцов народной культуры, прикладного творче-
ства, традиционных и современных видов искусства с целью возрождения общечеловеческих идеалов и предотвращения дегуманизации общества;
3) создание системы профессионального развития кадров культуры и искусства, несущих миссию сохранения и развития культуры, обладающих креативностью, предприимчивостью, развитыми духовно-творческими качествами, на основе магистратуры, аспирантуры и системы повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров;
4) проектная деятельность как средство развития инновационного потенциала вуза.
Что касается верификационного этапа, то он заключается в оценивании эффективности прогностической модели, ее достоверности, обоснованности на основе опроса экспертов. Подробная мониторинговая анкета разработана в СМК и является одним из инструментов внутреннего аудита. Управляющая подсистема организовывает деятельность по оцениванию эффективности прогностической модели, ее достоверности, обоснованности; управляемая подсистема занимается непосредственной оценкой эффективности прогностической модели, ее достоверности, обоснованности.
Завершающим этапом прогнозирования развития образовательной системы является корректировка - внесение необходимых изменений в прогностическую модель. Действия управляющей подсистемы: анализ результатов оценивания прогностической модели; организация деятельности по корректировке прогностической модели. Действия управляемой подсистемы: разработка и внесение корректив в прогностическую модель. Временные границы данного этапа расплывчаты, поскольку прогностические модели в образова-
тельном менеджменте не являются статичными объектами, а подвергаются изменениям уже в процессе их реализации. Что, собственно, и наблюдается. С момента разработки программы в нашем вузе прошло менее года, а уже пролицензированы новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры и осуществлен набор студентов. Созданы необходимые условия для того, чтобы к началу 2012-2013 учебного года была завершена процедура слияния БГИИК и музыкального колледжа, которая обеспечит непрерывный процесс подготовки специалистов: среднее профессиональное образование -двухуровневое высшее образова-ние(бакалавриат, магистратура)- послевузовское образование (аспирантура). Детский музыкально-эстетический центр реорганизован в школу искусств, что позволяет создать базу для реализации интегрированных образовательных программ в области искусств. Существенно расширены материальнотехнические возможности образовательного процесса. Эти и другие изменения, ежедневно происходящие в институте, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.
Литература
1. Прогноз развития системы образования
на основе функционального моделирования // Разумные решения в управлении, образовании, бизнесе. URL: http:// practiceducation.com/ node/146
2. Давыденко Т.М., Боруха С.Ю. Прогнозиро-
вание развития образовательного учреждения. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 180 с.
3. Давыденко Т.М. Боруха С.Ю. Механизмы
развития образовательного учреждения в условиях изменяющейся внешней среды // Научные ведомости БелГУ. Сер. «Педагогика». 2006. № 1 (27). Вып. 2. С. 201-210.
4. Виханский О. Стратегическое управление:
Учебник для вузов. М.: Гардарика, 2003. 296 с.
BORUKHA S., RIADNOVA S., BOVKUNOVA U. APPLICATION OF PREDICTIVE METHODS TO DEVELOPING AN INTEGRATED PROGRAM OF COLLEGE
Solving the problem of the development of educational institutions is a prerequisite for effective management of educational activities at the institution of social and cultural sphere. The proposed forecasting technology is approved at Belgorod State Institute of Fine Arts and Culture.
Key words: forecasting technology, pedagogical prediction, development of educational system, an integrated development program, education in the fine arts and culture, education management.
В.И. КОВАЛЕНКО, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики профессионального образования
Непрерывная
профессиональная
подготовка
педагогических кадров
В статье освещены основные направления внутривузовского непрерывного обучения преподавателей Белгородского государственного института искусств и культуры, обозначены некоторые проблемы и пути их решения в подготовке научно-педагогических кадров, рассматриваются актуальные направления диссертационных исследований.
Ключевые слова: развитие образовательной системы вуза, образовательная политика, система внутривузовской непрерывной профессиональной подготовки педагогов, подготовка научно-педагогических кадров, факторы определения проблематики педагогических исследований.
Для интенсивно развивающегося вуза сферы культуры и искусства нет, пожалуй, сегодня более актуальной проблемы, чем профессиональная подготовка собственных педагогических кадров. В условиях реформирования системы российского образования и смены образовательных ориентиров перед отраслевыми вузами встает комплекс проблем, требующих не только научно обоснованных решений, но, главное, - наличия педагогов, способных эти решения принимать и воплощать в жизнь. Возникла необходимость активизировать работу по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, по разработке и апробации новых образовательных программ, обеспечению их методическими комплексами, внедрению инновационных образовательных методов и технологий. Существующий порядок перепод-
готовки и повышения квалификации кадров, при котором педагог обязан повышать свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет, не соответствует требованиям новых государственных образовательных стандартов по всем реализуемым и вновь вводимым в БГИИК образовательным программам. В связи с этим возникает острая потребность в организации перманентного образования преподавателей вуза. В институте реализуется комплексная программа подготовки и повышения квалификации профессорско-педагогического состава по трем направлениям: работа с начинающими педагогами, повышение квалификации и педагогического мастерства опытных преподавателей и аспирантская подготовка научно-педагогических кадров.
На кафедре педагогики и методики