Научная статья на тему 'Система прогнозирования развития школы: структура, функции, свойства'

Система прогнозирования развития школы: структура, функции, свойства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ / СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ / STRUCTURE AND FUNCTION OF THE SCHOOL DEVELOPMENT FORECASTING SYSTEM / ПОДСИСТЕМА ПРОГНОЗИРУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПОДСИСТЕМА / ACTIVITY SUBSYSTEM / ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА / PROVIDING SUBSYSTEM / THE SCHOOL DEVELOPMENT FORECASTING / SUBSYSTEM OF FORECASTING SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Татьяна Анатольевна

Раскрыто авторское видение категории «прогнозирование развития школы» как системы, порождаемой полисубъектным взаимодействием и выступающей условием и многофункциональным средством обновления жизнедеятельности общеобразовательной организации. Здесь обоснована значимость целостного выстраивания системы прогнозирования развития школы с целью обеспечения взаимосвязи ценностей, смыслов, целей и деятельностных норм прогностической деятельности субъектов. Также представлена структура системы прогнозирования развития школы, включающая субъектную, деятельностную и обеспечивающую подсистемы. Выделены и охарактеризованы три группы свойств системы прогнозирования развития школы: статические, динамические и синтетические. К группе статических свойств отнесены целостность, открытость, внутренняя неоднородность, структурированность системы. В группу динамических свойств включены функциональность, стимулируемость, изменчивость системы со временем, существование в изменяющейся среде. Группа синтетических свойств представлена эмерджентностью, неразделимостью на части, ингерентностью, целесообразностью. Раскрыты функциональные особенности системы прогнозирования развития школы. В качестве основных функций выделены: аксиологическая (обеспечивающая усвоение субъектами моделей, норм, ценностей прогнозирования, формирование смыслов на индивидуальном, межличностном и социально-профессиональном уровнях), развивающая (связанная с возможностью актуализации и последующего совершенствования в поле прогностической деятельности внутренних ресурсов как школы и отдельных ее субъектов), инновационная (способствующая обновлению и совершенствованию образовательной действительности), интегративная (проявляющаяся в возможности объединения в рамках прогнозирования внешних и внутренних контекстов, различных субъектов, процессов и явлений, сопровождающих инновационное развитие школы), регулятивная (обеспечивающая регуляцию как собственно прогностической активности субъектов, так и их качественных характеристик, обуславливающих эффективность разработки прогнозов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF THE SCHOOL DEVELOPMENT FORECASTING: STRUCTURE, FUNCTION, PROPERTIES

There are disclosed the author’s vision of the category “school development forecasting” as a system generated by polysubject interaction and an emerging condition and a multifunctional means of updating the school activity. Here substantiated the importance of a holistic construction of the school development forecasting system with main goal: to ensure the interconnection of values, meanings, goals and activity norms of the subject’s forecasting activity. Also showed the structure of school development forecasting system including subject subsystem, activity subsystem and providing subsystem. Three groups of school development forecasting system’s properties are identified and characterized: static, dynamic and synthetic properties. The group of statistical properties include: integrity, openness, internal heterogeneity, construction of the system. The group of dynamic properties include: functionality, stimulability, system variability in time, existence in a changing environment. The group of synthetic properties include: emergence, inseparability, incompatibility, expediency. Disclosed the functional features of school development forecasting system. As the main function are allocated axiological function (provides assimilation by subjects of models, norms, values of forecasting, formative values on individual, interpersonal and socio-professional levels), developing function (associated with the possibility of actualization and subsequent improvement of the forecasting activities of the internal school’s resources and its individual subject’s resources), innovative function (contributing to the renewal and improvement of educational reality), integrative (manifested in the possibility of unification in the framework of forecasting external and internal contexts, various subjects, processes and phenomena which accompany the school innovative development), regulatory function (ensures the regulation of both activity subject’s forecasting activity and qualitative characteristics of the effective development forecasting).

Текст научной работы на тему «Система прогнозирования развития школы: структура, функции, свойства»

Султанова Татьяна Анатольевна

СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ..

pedagogical sciences

УДК 37.014.3

СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА

© 2017

Султанова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail:[email protected])

Аннотация. Раскрыто авторское видение категории «прогнозирование развития школы» как системы, порождаемой полисубъектным взаимодействием и выступающей условием и многофункциональным средством обновления жизнедеятельности общеобразовательной организации. Здесь обоснована значимость целостного выстраивания системы прогнозирования развития школы с целью обеспечения взаимосвязи ценностей, смыслов, целей и деятельност-ных норм прогностической деятельности субъектов. Также представлена структура системы прогнозирования развития школы, включающая субъектную, деятельностную и обеспечивающую подсистемы. Выделены и охарактеризованы три группы свойств системы прогнозирования развития школы: статические, динамические и синтетические. К группе статических свойств отнесены целостность, открытость, внутренняя неоднородность, структурированность системы. В группу динамических свойств включены функциональность, стимулируемость, изменчивость системы со временем, существование в изменяющейся среде. Группа синтетических свойств представлена эмерджентностью, неразделимостью на части, ингерентностью, целесообразностью. Раскрыты функциональные особенности системы прогнозирования развития школы. В качестве основных функций выделены: аксиологическая (обеспечивающая усвоение субъектами моделей, норм, ценностей прогнозирования, формирование смыслов на индивидуальном, межличностном и социально-профессиональном уровнях), развивающая (связанная с возможностью актуализации и последующего совершенствования в поле прогностической деятельности внутренних ресурсов как школы и отдельных ее субъектов), инновационная (способствующая обновлению и совершенствованию образовательной действительности), интегра-тивная (проявляющаяся в возможности объединения в рамках прогнозирования внешних и внутренних контекстов, различных субъектов, процессов и явлений, сопровождающих инновационное развитие школы), регулятивная (обеспечивающая регуляцию как собственно прогностической активности субъектов, так и их качественных характеристик, обуславливающих эффективность разработки прогнозов).

Ключевые слова: система прогнозирования развития школы, подсистема прогнозирующих субъектов, деятель-ностная подсистема, обеспечивающая подсистема, свойства и функции системы прогнозирования развития школы.

© 2017

THE SYSTEM OF THE SCHOOL DEVELOPMENT FORECASTING: STRUCTURE, FUNCTION, PROPERTIES

Sultanova Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of general and professional pedagogy Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Prospect Pobedi, 13, e-mail: [email protected])

Abstract. There are disclosed the author's vision of the category "school development forecasting" as a system generated by polysubject interaction and an emerging condition and a multifunctional means of updating the school activity. Here substantiated the importance of a holistic construction of the school development forecasting system with main goal: to ensure the interconnection of values, meanings, goals and activity norms of the subject's forecasting activity. Also showed the structure of school development forecasting system including subject subsystem, activity subsystem and providing subsystem. Three groups of school development forecasting system's properties are identified and characterized: static, dynamic and synthetic properties. The group of statistical properties include: integrity, openness, internal heterogeneity, construction of the system. The group of dynamic properties include: functionality, stimulability, system variability in time, existence in a changing environment. The group of synthetic properties include: emergence, inseparability, incompatibility, expediency. Disclosed the functional features of school development forecasting system. As the main function are allocated axiological function (provides assimilation by subjects of models, norms, values of forecasting, formative values on individual, interpersonal and socio-professional levels), developing function (associated with the possibility of actualization and subsequent improvement of the forecasting activities of the internal school's resources and its individual subject's resources), innovative function (contributing to the renewal and improvement of educational reality), integrative (manifested in the possibility of unification in the framework of forecasting external and internal contexts, various subjects, processes and phenomena which accompany the school innovative development), regulatory function (ensures the regulation of both activity - subject's forecasting activity and qualitative characteristics of the effective development forecasting).

Keywords: the school development forecasting, subsystem of forecasting subjects, activity subsystem, providing subsystem, structure and function of the school development forecasting system.

В современных условиях одним из важнейших инди- разработанных в общей теории прогностики и в теории

каторов образовательной политики государства является образовательного прогнозирования, и недостаточной на-

развитие системы школьного образования, способного учной обоснованностью их переноса в условия жизнеде-

обеспечить умножение интеллектуального потенциала ятельности школы. В этой связи цель настоящей статьи

страны и являющегося фактором ее процветания и раз- мы связываем с уточнением самого понятия «прогнози-

вития. Данная позиция определяет необходимость по- рование развития школы», а также представлением его

стоянного обновления и повышения эффективности де- свойств, функций и условий эффективной реализации. ятельности каждого общеобразовательного учреждения Анализ современных исследований [5; 6; 7] позволя-

и вызывает естественную активность субъектов школы в ет представить прогнозирование развития школы как си-

направлении поиска адекватной инструментальной базы стему, порождаемую полисубъектным взаимодействием

заявленных процессов. По мнению ряда исследователей и выступающую условием и одновременно многофунк-

[1; 2; 3; 4] значительным потенциалом в решении обо- циональным средством обновления жизнедеятельности

значенной проблемы обладает образовательное прогно- общеобразовательной организации. На наш взгляд це-

зирование. Вместе с тем на практике достаточно остро лостное выстраивание системы прогнозирования разви-

проявляется противоречие между растущими потреб- тия школы способно обеспечить взаимосвязь ценностей,

ностями использования в инновационной деятельности смыслов, целей и деятельностных норм данной формы

школы прогностических идей, подходов и технологий, активности субъектов.

педагогические науки

Султанова Татьяна Анатольевна СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ...

Системное представление прогнозирования развития школы открывает перспективы выделения спектра ее взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов. Изучение практики работы школы позволяет установить, что структурно система прогнозирования развития школы включает субъектную, деятельностную и обеспечивающую подсистемы.

Подсистема прогнозирующих субъектов раскрывается в нашем исследовании как определенная «социально-профессиональная общность - страта, интегрированная своей профессиональной деятельностью, но вместе с тем имеющая значительные различия по своим профессиональным и мировоззренческим чертам» [8, с. 3]. Основание совместной активности прогнозирующих субъектов составляет единство ценностно-смысловых ориентиров обновления жизнедеятельности школы, раскрывающихся через целевой, содержательный и технологический аспекты прогностической деятельности. Сложность и многоаспектность взаимодействия прогнозирующих субъектов обуславливает возможность представления компонентов обозначенной подсистемы в различных срезах. Например, согласно: иерархии управления (управляющая и управляемая подсистема); уровням образования (начальная, основная и старшая ступень школы); структурным единицам образовательной организации (педагогический, административный методический совет, а также совет классных руководителей, воспитателей и т.д.); основным направлениям деятельности школы (образовательная, воспитательная, психологическая, коррекционно-развивающая и т.д.) и т.д.

Вместе с тем для нашего исследования особый интерес представляет соотнесение (синхронизация) подсистемы прогнозирующих субъектов с уровнями прогнозирования (стратегическое, оперативное, педагогическое, учебно-познавательное) [9]. В качестве пояснения к данному тезису хотелось бы отметить следующее. Во-первых, стратификация субъектов по уровням прогнозирования не должна наводить на мысль о необходимости укрепления иерархического начала в контексте их взаимодействия. Напротив, актуальным становится совершенствование взаимосвязей разноуровневых субъектов. Оно предполагает выстраивание взаимодействий на принципах равноправности, солидарности, пропорциональности прав и ответственности всех субъектов, независимо от их функционала. Установление подобных связей осложняется тем, что прогнозирующие субъекты не всегда взаимодействуют напрямую. Это происходит опосредованно через коммуникационные, информационные, инфраструктурные и т.д. каналы. Во-вторых, обозначенные взаимосвязи прогнозирующих субъектов составляют своего рода каркас устойчивости всей системы прогнозирования развития школы. Вокруг данного каркаса разворачиваются функциональные взаимодействия прогнозирующих субъектов и их ближайшего окружения. Именно устойчивость обозначенных связей определяет устойчивость всей конструкции в целом. Таким образом, подсистема прогнозирующих субъектов играет ведущую роль в контексте функционирования исследуемой системы и оказывает наиболее сильное влияние на эффективность разработки прогнозов.

Деятельностная подсистема раскрывается через особенности осуществления собственно прогнозирования развития школы. Интегрируя различные формы активности субъектов, а именно собственно прогнозирование, целеполагание, планирование, программирование, проектирование, моделирование, принятие решений, подсистема фактически обеспечивает эффективность и результативность прогностической деятельности, направленной на развитие школы. Представленный спектр научно обоснованных форм познания будущих состояний объектов, явлений и процессов находит отражение в практике прогнозирования развития школы. В качестве категории, интегрирующей все формы активности субъектов по разработке прогнозов, в нашем исследовании

представлены прогностические практики развития школы [10; 11]. Именно они составляют суть деятельност-ной подсистемы прогнозирования развития школы.

В качестве основных компонентов обеспечивающей подсистемы выступают информационное, нормативно-правовое, ресурсное и методическое обеспечение. Информационное обеспечение представляет собой совокупность средств, позволяющих удовлетворить информационные потребности прогнозирующих субъектов относительно роли, места, содержания, условий и особенностей реализации деятельности по разработке прогнозов развития школы. Данный компонент открывает перспективы для получения открытого доступа к информации и создания ситуаций информационного обмена, что способствует организации внутрисистемных коммуникаций [12; 13]. Вместе с тем его значимость проявляется в возможности фиксации целостного содержания информации, адресованной и представляющейся разным прогнозирующим субъектам. По сути, предназначение данного компонента обеспечивающей подсистемы состоит в своевременном формировании и предоставлении достоверной, своевременной, адекватной и полезной информации с целью организации прогностической деятельности школы.

Нормативно-правовое обеспечение раскрывается через комплекс обязательных норм, регулирующих отношения субъектов в процессе прогнозирования развития школы и фиксирующих правила данного вида деятельности. Данный компонент включает разнообразные по форме нормативно-правовые акты международного, федерального, регионального и локального уровня [14]. Ресурсное обеспечение предполагает комплексную реализацию процессов актуализации, накопления и распределения ресурсов, открывающую перспективы их эффективного и рационального использования в прогностической деятельности школы. Ресурсное обеспечение связывается: во-первых, с оценкой имеющихся в арсенале учреждения ресурсов (реальных); во-вторых, с их сопоставлением с требуемыми (потенциальными) в контексте достижения целей прогнозирования развития образовательной системы; в-третьих, при необходимости с проектированием и внедрением новых ресурсов (инновационных) [15]. Среди ресурсов школы традиционно особое внимание уделяется [16] кадровым, материально-техническим, финансовым, информационным и т.д. При этом их неповторимость, обусловленная способностью конкретного образовательного учреждения мобилизовать и использовать нужную комбинацию ресурсов, определяет конкурентное преимущество организации в целом. Таким образом, ресурсная уникальность школы составляет основу исключительности и эффективности процесса и результата ее прогностической деятельности.

Методическое обеспечение предполагает наличие совокупности методических средств, обеспечивающих достижение целей разработки прогнозов развития школы путем управления деятельностью прогнозирующих субъектов. Комплекс методических средств включает две группы: регулирующие и описательные [17]. Первая группа - это программы деятельности различных прогнозирующих субъектов, технологические карты коллективной прогностической деятельности и т.д. Вторую группу составляют модели, методы, способы, технологические цепочки и схемы осуществления прогностической деятельности. В целом методическое обеспечение значительно упрощает построение целостной системы прогностической деятельности и оптимизирует спектр используемых ресурсов.

Таким образом, структура прогнозирования развития школы представлена в нашем исследовании тремя подсистемами: субъектной, деятельностной, обеспечивающей. В их контекст интегрированы все значимые для прогнозирования развития школы компоненты. Корректное построение исследуемой системы с учетом множественности и разнохарактерности ее компонен-

Султанова Татьяна Анатольевна pedagogical

СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ... sciences

тов не только обеспечит возможность содержательного и структурного совершенствования различных подсистем, оптимизации и рационализации их взаимосвязей, но позволит определить критерии, показатели и уровни ее развития.

Сложность системы прогнозирования развития школы позволяет представить многомерное видение ее свойств. Так, все свойства исследуемой системы естественным путем распадаются на три группы [18, с. 29; 19, с. 22]: статические, динамические и синтетические.

Статические свойства описывают особенности конкретного состояния системы прогнозирования развития школы, т.е. то, чем она обладает в любой, но фиксированный момент времени. К таким свойствам относятся целостность, открытость, внутренняя неоднородность, структурированность системы прогнозирования развития школы.

Целостность проявляется в том, что система прогнозирования развития школы позиционируется как нечто единое, целое, обособленное, отличающееся от всего остального. Данное свойство позволяет уточнить границу между системой и окружающим ее пространством. Вместе с тем целостность исследуемой системы не означает ее изолированности от внешних контекстов. Это проявляется в возможности взаимообмена системы и среды различными видами ресурсов (материальных, энергетических, информационных и т.д.) и фиксируется в свойстве открытости. Детальное рассмотрение системы прогнозирования развития школы позволяет увидеть принципиальную различимость ее частей, обусловленную их отличительными качествами и характеристиками. В этом заключается свойство внутренней неоднородности системы. В тоже время взаимодействие отдельных частей, множественность и вариабельность их связей раскрывает свойство структурированности системы и в целом влияет на эффективность ее функционирования.

Динамические свойства системы прогнозирования развития школы отражают изменения ее состояний с течением времени. К данной группе свойств следует отнести функциональность, стимулируемость, изменчивость системы со временем, существование в изменяющейся среде.

Функциональность исследуемой системы отражает проявление ее специфических свойств (функций) в рамках взаимодействия с внешними контекстами. Данное свойство обнаруживается как в уточнении объективной многофункциональности системы прогнозирования развития школы, так и в описании субъективной упорядоченности функций прогностической деятельности. Стимулируемость определяется подверженностью системы прогнозирования развития школы воздействиям внешних контекстов. Их влияние во многом определяет вектор развития и направленность активности системы. Свойство изменчивости системы со временем находит отражение в количественных и качественных характеристиках. Первые определяются изменениями в составе, структуре, появлением различных комбинаций элементов исследуемой системы, фиксируя, таким образом, ее рост. Вторые раскрывают приращения ее сущностных, содержательных параметров, обуславливая повышение уровня системности и организованности исследуемого феномена. Росту и развитию системы как магистральным направлениям ее изменений могут сопутствовать и обратные процессы спада и деградации. Это позволяет говорить о существовании жизненного цикла системы прогнозирования развития школы. Непрерывная динамика внешних контекстов системы прогнозирования развития школы обуславливает еще одно ее свойство -существование в изменяющейся среде. Оно проявляется не только в приспособлении, адаптации системы прогнозирования развития школы к переменам во внешних контекстах. Но и при необходимости в ее стремлении изменить обстановку таким образом, чтобы она в максимальной степени соответствовала внутренним потребностям и возможностям самой системы.

Синтетические свойства как интегральные обобща-

ющие проявления особенностей системы прогнозирования развития школы, позволяют сделать акцент на ее целостности и характере взаимодействия с внешними контекстами существования. К ним относятся эмер-джентность, неразделимость на части, ингерентность, целесообразность.

Комплементация элементов системы порождает качественно новые ее свойства, не сводящиеся и не выводящиеся из свойств отдельных частей. Они присущи данной системе и проявляются только тогда, когда она представляет единое целое. В этом проявляется свойство эмер-джентности, которое придает системе прогнозирования развития школы более емкое значение, нежели простой совокупности отдельных элементов. Логическим продолжением свойства эмерджентности системы прогнозирования развития школы является ее неразделимость на части. Существование и функционирование системы возможно лишь в случае сохранения ее полного состава. А изъятие отдельных элементов приведет к возникновению другой системы, обладающей собственной спецификой, иными свойствами и структурой. Ингерентность системы прогнозирования развития школы проявляется в ее согласованности, приспособленности и совместимости с внешними контекстами. Данное свойство обуславливает уровень и качество реализации основных функций системы. Свойство целесообразности отражает подчиненность состава, структуры, ресурсов, возможностей системы прогнозирования развития школы поставленной перед ней цели. Данное свойство позволяет определить исследуемую систему как средство достижения цели разработки прогнозов развития школы.

Уточним, что представленные свойства присущи большинству сложных социальных систем. Вместе с тем в контексте проблемного поля нашего исследования, обозначенные свойства проявляют себя в индивидуальной, уникальной форме согласно особенностям функционирования системы прогнозирования развития школы.

Выявляя значение системы прогнозирования развития школы, обратимся к ее функциональным особенностям. Понимая под функцией «роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому» [20], заметим, что потенциально их количество может быть неограниченным. Таким образом, полнота функционала исследуемой системы, а также приоритетность и значимость отдельных функций зависит на наш взгляд от уровня развития субъектов прогнозирования, особенностей управления данной деятельностью в школе, степени влияния внешних контекстов и т.д. В качестве основных нами выделены следующие функции системы прогнозирования развития школы.

Аксиологическая функция системы прогнозирования развития школы обеспечивает усвоение субъектами моделей прогностической деятельности, принятие ее норм, ценностей, формирование смыслов на индивидуальном, межличностном и социально-профессиональном уровнях. Оценочный эффект реализации данной функции находит отражение в формировании нового содержания и изменения направленности взаимодействия отдельных субъектов прогностической деятельности; праксиологический - проявляется в опосредованном воздействии на их практическую деятельность путем введения новых целей, норм и средств индивидуальных и коллективных прогностических действий; кумулятивный - обеспечивает усиление прогностической активности субъектов путем концентрации их усилий в заданном направлении.

Развивающая функция системы связана с возможностью актуализации и последующего совершенствования в контекстном поле прогностической деятельности внутренних ресурсов как школы в целом, так и отдельных ее субъектов. Развитие субъектности и творческих начал личности обусловлено тем, что непосредственная разработка образовательных прогнозов сопровождается появлением и формированием новых смыслов и представлений об окружающей действительности, совершенство-

педагогические науки

Султанова Татьяна Анатольевна СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ...

ванием системы ценностей, приращением знании и освоением новых видов индивидуальной и коллективной активности. Таким образом, прогнозирование выступает источником развития и саморазвития субъектов, участвующих в данном виде деятельности.

Инновационная функция системы предопределена ситуацией емкой свободы выбора и разнообразия новшеств, введение которых способствует обновлению и совершенствованию образовательной действительности. Основу развития современной школы составляют не только поступающие «сверху» рекомендации, но и инновационные проекты, создающиеся в результате самостоятельной активности школы. В подобных условиях прогностическая деятельность с одной стороны способствует формированию многовариантного видения траекторий инновационного развития школы, а с другой обеспечивает выбор вводимых в ее жизнедеятельность инноваций адекватно запросам и потребностям конкретных образовательных субъектов. Таким образом, инновационная функция системы прогнозирования развития школы находит отражение в процессах изучения, генерирования и создания теоретически обусловленных или практически необходимых нововведений.

Интегративная функция системы проявляется в возможности объединения в рамках прогнозирования внешних и внутренних контекстов, различных субъектов, а также процессов и явлений, сопутствующих инновационному развитию школы. Данная функция обеспечивает целостность процесса прогнозирования развития школы. Интегративное предназначение проявляется на трех уровнях структурирования исследуемой системы. Первый отражает ценностно-смысловую общность, возникающую в рамках полисубъектного взаимодействия и обеспечивающую эффективность разработки прогнозов; второй фиксирует единство субъектной, деятельностной и обеспечивающей подсистем; третий описывает прогнозирование развития школы как определенную динамическую целостность, интегрирующую содержательные, процессуальные и технологические аспекты. Таким образом, интегративная функция определяет возможность выработки социально-ценностных педагогических действий на основе результатов теоретического познания будущих состояний развития школы. Продуктивный характер таких действий должен соответствовать личностным стратегиям жизнедеятельности конкретных образовательных субъектов.

Регулятивная функция состоит в том, что исследуемая система в равной степени обеспечивает регуляцию как собственно прогностической активности образовательных субъектов, так и их качественных характеристик, обуславливающих эффективность разработки прогнозов. Первый аспект раскрывается через создание и закрепление комплекса норм прогностической деятельности как основы управления практикой прогнозирования применительно к конкретной цели, задаче, процессу, ситуации и т.д. Второй аспект связан с необходимостью управления процессами формирования и развития прогностической компетентности образовательных субъектов, имеющей большое функциональное значение и составляющей фундамент реализации системного и целенаправленного прогнозирования развития школы. Представленные функции исследуемой системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Дополняя и обогащая друг друга, они фактически представляют единый процесс функционирования системы прогнозирования развития школы.

Подводя итоги, отметим, что в процессе выстраивания исследуемой системы осмысление и учет ее компонентного состава, свойств и функций позволит создать единое пространство прогнозирования развития школы и достигнуть согласованности его ценностей, смыслов, целей и деятельностных норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боруха С.Ю. Педагогическое прогнозирование развития школы в условиях изменяющейся внешней среды: : автореферат ... канд. пед. наук. Белгород, 2002. 22 с.

2. Осипова Л.Я. Философско-педагогические осно-

вы прогнозирования социальной эффективности образования: автореферат дисс. .д-ра. пед. наук. Ульяновск, 2009. 51 с.

3. Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика): автореферат дисс. .д-ра. пед. наук. Челябинск, 2006. 42 с.

4. Шеховцова Т.С. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей педагогическому прогнозированию: автореферат дисс. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 22 с.

5. Карманчиков А.И. Технология коллективного прогнозирования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 79-84.

6. Панова Е.С. Разработка системы педагогического прогнозирования успешности обучения в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 53-57.

7. Осипова Л.Я. Функции системы образования в образовательно-педагогическом прогнозировании // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 5. С. 396-404.

8. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х / В.Ф. Курлов, В.В. Тумалеев и др. / под ред. Е.Э. Смирновой. СПб.: изд-во ГУПМ, 1995. 224 с.

9. Султанова Т.А. Коллективный субъект прогнозирования развития школы // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. № 5. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/222PVN515.pdf.

10. Султанова Т.А. Прогностические практики развития школы: характеристика и уровни реализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 3. С. 171-174.

11. Шерешик Н.С. Классификация практик социального прогнозирования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 41-43.

12. Дубров А.П. Теория информационного общества и информационного обеспечения // Вестник Саратовского государственного технического университета 2013. № 3. С. 201-208.

13. Бордуковская Е.А. Информационное обеспечение воспитательной деятельности в социокультурной среде вуза // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 105-108.

14. Султанова Т.А. Нормативные детерминанты развития школы как инновационной образовательной системы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11. С. 208-211.

15. Квасникова Н.М. Ресурсное обеспечение образовательного учреждения как источник устойчивого развития организации // Вестник Костромского государственного университета. 2010. № 2. С. 239-242.

16. Десятереченко М.А. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 32-36.

17. Стефанова Н.Л. Система методического обеспечения самостоятельной учебно-профессиональной деятельности будущих учителей математики // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2009. № 53. С. 65-68.

18. Тарасенко, Ф.П. Прикладной системный анализ / Ф.П. Тарасенко. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.

19. Добрынин Н.М., Золотарева М.В. Государственно-территориальное устройство России: системный подход // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. № 1. С. 22-37.

20. Большой энциклопедический словарь. Режим доступа: http://www.onlinedics.rU/slovar/bes/i/1-istorizm.html.

Статья поступила в редакцию 12.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.