Научная статья на тему 'Профориентация: от тейлоризма до современной профессиональной среды'

Профориентация: от тейлоризма до современной профессиональной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / профориентация / выбор профессии / спрос / labor market / career guidance / choice of profession / demand

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Н. Пятшева

Сегодня социально-экономическое положение России формируется с учетом экономических и геополитических вызовов, под влиянием научно-технического прогресса и цифровизации, изменений рыночной конъектуры, где главными индикаторами качества социальной среды населения выступают занятость и безработица, реагируя на любые трансформации в развитии страны, тем самым поднимая актуальные вопросы востребованности труда и профессионального будущего для населения. С одной стороны, это подчеркивает острую необходимость поиска предложений и новых путей решения вопросов профессиональной подготовки и переподготовки трудоспособного населения, особенно молодежи, которые будут соответствовать потребностям современного рынка труда, высокой занятости населения, эффективному раскрытию личного потенциала и таланта каждого индивида. С другой стороны, это позволяет молодому поколению принять активное участие в социальноэкономической деятельности России, увидеть свое место на рынке труда сегодня, сформировать интерес к выбору своей профессии и получению профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance: From taylorism to the modern professional environment

Today, the macroeconomic situation of Russia is formed taking into account economic and geopolitical challenges, globalization, the influence of scientific and technological progress and digitalization, comprehensive changes in market conditions, where the main quality indicators of the social environment of the population are such important indicators as employment and unemployment, instantly reacting to any transformations in the socioeconomic development of the country, thereby raising the current questions of the demand for labor and professional future for the population. On the one hand, it underlines the urgent need to find proposals and new ways to solve the issues of vocational training and retraining of the able-bodied population, especially young people, which will fully meet the needs of the modern labor market, high employment, effective disclosure of the personal potential of each individual. On the other hand, it allows the younger generation to take an active part in the development of scientific, financial, socio-economic activities of Russia, to see their place in the labor market today, thereby forming a keen interest in choosing their profession and obtaining professional skills.

Текст научной работы на тему «Профориентация: от тейлоризма до современной профессиональной среды»

УДК 331.5:37.04

Б01: 10.28995/2073-6401-2023-3-224-234

Профориентация: от тейлоризма до современной профессиональной среды

Елена Н. Пятшева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, elena.pyatsheva@hotmail.com

Аннотация. Сегодня социально-экономическое положение России формируется с учетом экономических и геополитических вызовов, под влиянием научно-технического прогресса и цифровизации, изменений рыночной конъектуры, где главными индикаторами качества социальной среды населения выступают занятость и безработица, реагируя на любые трансформации в развитии страны, тем самым поднимая актуальные вопросы востребованности труда и профессионального будущего для населения. С одной стороны, это подчеркивает острую необходимость поиска предложений и новых путей решения вопросов профессиональной подготовки и переподготовки трудоспособного населения, особенно молодежи, которые будут соответствовать потребностям современного рынка труда, высокой занятости населения, эффективному раскрытию личного потенциала и таланта каждого индивида. С другой стороны, это позволяет молодому поколению принять активное участие в социально-экономической деятельности России, увидеть свое место на рынке труда сегодня, сформировать интерес к выбору своей профессии и получению профессиональных навыков.

Ключевые слова: рынок труда, профориентация, выбор профессии, спрос

Для цитирования: Пятшева Е.Н. Профориентация: от тейлоризма до современной профессиональной среды // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. Ч. 2. С. 224-234. Б01: 10.28995/2073-6401-2023-3-224-234

© n^meBa E.H., 2023

Career guidance: From taylorism to the modern professional environment

Elena N. Pyatsheva Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, elena.pyatsheva@hotmail.com

Abstract. Today, the macroeconomic situation of Russia is formed taking into account economic and geopolitical challenges, globalization, the influence of scientific and technological progress and digitalization, comprehensive changes in market conditions, where the main quality indicators of the social environment of the population are such important indicators as employment and unemployment, instantly reacting to any transformations in the socioeconomic development of the country, thereby raising the current questions of the demand for labor and professional future for the population. On the one hand, it underlines the urgent need to find proposals and new ways to solve the issues of vocational training and retraining of the able-bodied population, especially young people, which will fully meet the needs of the modern labor market, high employment, effective disclosure of the personal potential of each individual. On the other hand, it allows the younger generation to take an active part in the development of scientific, financial, socio-economic activities of Russia, to see their place in the labor market today, thereby forming a keen interest in choosing their profession and obtaining professional skills.

Keywords: labor market, career guidance, choice of profession, demand

For citation: Pyatsheva, E.N. (2023), "Career guidance: From taylorism to the modern professional environment", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 3, part 2, pp. 224-234, DOI: 10.28995/20736401-2023-3-224-234

В Х1Х-ХХ вв. в США Ф.У. Тейлором были сделаны попытки обоснования причин, которые легли в основу для создания системы методов, норм и принципов, необходимых для рационального управления производственной деятельностью и организации системы труда, включая подбор кадров и формирование достойной оплаты труда. Основная цель тейлоризма сводилась к повышению экономической эффективности за счет роста производительности труда [Ерманский 1940, с. 7].

Развитие в России земледелия, солеварения, рыбных, охотничьих и рудных промыслов, ремесленного дела считается началом формирования профориентации, когда знания передавались от мастера к подмастерьям. Необходимость освоения Урала и Сиби-

ри в период XVI-XX вв., развитие промышленности и различных промыслов способствовало формированию семейных династий (Строгановых, Демидовых, Шаховских, Голицыных, Всеволожских, Лазаревых и др.). В конце XIX в. все крупные промышленные города (Екатеринбург, Петербург, Сольвычегодск, Томск, Тула, Уфа и др.) имели конторы (бюро), занимающиеся подбором квалифицированных кадров (персонала). Генезис трансформации профориентации отражен в научных трудах О.П. Апостолова [Апостолов 2011, с. 7, 61], Е.В. Гудковой [Гудкова 2004, с. 7] и др.

Согласно «Кающемуся энциклопедисту», опубликованному в конце XIX в. в царской России, традиционно выбор профессии был актуален только для молодежи из разночинцев, поэтому осуществлялся либо из расчета или случайного выбора, либо на основе признания или семейных традиций.

Уже в начале XX в. изучение профориентации в России развивалось по двум основным направлениям - последователи тейлоризма и антитейлористы (критики). Последователи тейлоризма (А. Аронов, А. Гацук, О. Ерманский, В. Железнов, Р. Поляков, Н. Саввин, Н. Сарровский, И. Озеров) придерживались мнения, что для повышения производительности труда и благосостояния граждан необходимо использовать научно-технический прогресс.

Антитейлористы (Г. Алексинский, В. Воронцов, П. Маслов, В. Ленин, И. Поплавский), критикуя это направление науки, подчеркивали отсутствие культуры у рабочих и предпринимателей, связывая это с всеобщей российской отсталостью населения и возможностью работодателей использовать рабочую силу для эксплуатации и только в своих личных интересах.

Революция 1917 г. способствовала перемене отношения В.И. Ленина к тейлоризму, так как в условиях смены политического строя и последствий Гражданской войны для возрождения молодой советской страны и подъема экономики необходим был опыт использования тейлоризма, где национализированные заводы, фабрики и предприятия не могли функционировать без привлечения трудовых ресурсов и их рационального использования для подъема экономики. При этом интенсивный труд противоречил идеологии пролетариата - привилегированности социалистического класса, являясь основанием создания Центрального института труда (ЦИТ) под руководством А.К. Гастева в 20-х гг. XX в.

На базе ЦИТ А.К. Гастев создает научно-исследовательский институт и систему - научную организацию труда (НОТ), которая начинает функционировать в условиях экономической отсталости и ограниченности мировой культуры, занимаясь вопросами всех сфер общественного производства, разрабатывая методы стимули-

рования эффективности труда трудящихся благодаря имеющемуся опыту и инновациям. А.К. Гастевым были выделены шесть основных требований к труду, без реализации которых невозможно эффективное управление производством: дисциплина и соответствие должностным инструкциям, делегирование полномочий, иерархичность управления, за выполнение плана обязательная ответственность работника, соблюдение производственных норм и правил. Это легло в основу направления науки «социальный инже-неризм» [Гастев 1972, с. 26-27].

По мнению А.К. Гастева, главным элементом производства является эффективный человеческий труд, который необходим для выполнения производственных программ. Только с помощью личной инициативы были выполнены пятилетки 30-х гг. XX в., увеличивая темпы индустриализации для экономического роста СССР.

Среди критиков тейлоризма, в частности стахановского движения, выступал профессор О.А. Ерманский, делая акцент на интенсивности труда, которая должна достигаться, по его мнению, за счет научной обоснованности и оптимальности, предложив к использованию «физиологический оптимум» (концепцию нормальной интенсивности труда). Именно напряженные методы работы вызывали много критики, несмотря на научные достижения тейло-ристов [Ерманский 1940].

Благодаря О. А. Ерманскому в концепции «физиологического оптимума» были выделены основные тезисы теории организации труда и совершенствования системы управления. Была разработана методология рационализации крупного машинного производства, обоснована идея оптимизации использования всех видов энергии и факторов производственной деятельности, которая сегодня называется «синергетический эффект» или закон синергии, а также принцип физиологического оптимума, который сегодня используется как коэффициент полезности (рациональности), рассчитываемый как соотношение полезного результата и энергетических затрат.

Развитие профориентационной деятельности в России совпадает с общемировыми тенденциями [Милославский и др. 2016, с. 904]. Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию (латинское professio - род занятий и французское orientation - установка)1.

1 Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978. Т. 20. С. 75. ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. Часть 2

В Конвенции № 142 МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» были определены основные положения по развитию про-фориентационной деятельности и профессиональной подготовки, которые должны учитывать национальные, региональные, местные возможности/потребности в развитии человеческого капитала и уровень социального, социально-культурного и экономического развития общества в вопросах занятости населения2.

Переход России к рыночной экономике способствовал новому определению профориентации как обобщенному понятию одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющемуся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда3.

На основе данного постановления выделены семь основных положений профориентации.

1. В рамках профессионального информирования предполагается знакомство/оповещение населения с актуальными изменениями в области производственной деятельности, условий и состояния рынка труда.

2. Профессиональное консультирование направлено на точечную помощь населению, с учетом потребностей общества, сделать разумный и сознательный выбор профессионального пути.

3. Профессиональный подбор носит рекомендательный характер с учетом особенностей профессиональной деятельности, включая различную диагностику (медицинскую, физиологическую и психическую и др.).

4. Профессиональная пригодность работника для каждого конкретно случая определяется на основе нормативов и должностных инструкций, что является частью профотбора.

2 Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» [рус. англ.] URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения 23 июля 2023).

3 Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru (дата обращения 20 апреля 2023).

5. Профадаптация (социальная или производственная) позволяет за счет комплекса мер, направленных на благоприятную социализацию работников, повышать профессиональные качества, работоспособность и профессионализм.

6. Профессиональное воспитание способствует формированию положительных навыков - трудолюбия, профессиональной ответственности.

7. Профессиональное развитие личности способствует карьерному росту, повышению квалификации.

Акцент на профориентации сделан в п. 3 ст. 66 и п. 1 ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что среднее общее и дополнительное образование направлено на получение профессиональных навыков и ориентацию обучающихся, что в дальнейшем будет способствовать созданию оптимальных условий для начала их профессиональной деятельности4.

Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» установили систему мер ранней профориентации для 6-11-и классов, предусматривающую профессиональные пробы для осознанного выбора будущих профессий5.

Следующую трактовку профориентации дают Всемирный банк, Совет Европейского союза и экспертная группа Еврокомиссии по непрерывной ориентации, а также ОЭСР - профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой6.

Профессиональную ориентацию как социально-экономический феномен более подробно начали изучать с конца XIX в. с различных точек зрения - социологи, управленцы, психологи, урбанисты, экономисты и многие другие ученые.

4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22 августа 2022).

5 Распоряжение Минпросвещения России от 23.09.2019 № Р-97 «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка"». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 12 января 2023).

6 OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development. Paris, 2004.

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, общественное разделение труда и специализация трудовой деятельности являются основой социализации индивида, что в дальнейшем способствовало появлению профессий7. Данной проблематикой также занимались М. Вебер [Вебер 2002, с. 345], Э. Дюркгейм [Дюркгейм 1991, с. 65], Г.Т. Парсонс [Парсонс 2000, с. 202] и др.

Профориентация и проблемы профессионального выбора раскрыты и отражены в работах по психологии труда А. Адлера [Адлер 202, с. 76], К.А. Абульханова-Славской [Абульханова-Славская 1991, с. 34], Э. Роу [Роу 1956].

Вопросами профессионального самоопределения и профориентации в рамках исследований школьников и студентов занимались Е.И. Головаха [Головаха 1989], Е.А. Климов [Климов 1996], С.И. Крягжде [Крягжде 1981], Н.С. Пряжников, М.И. Ретивых [Ретивых 1990] и др. Также данная проблематика нашла отражение в исследованиях социологии труда И.С. Кона, Ж.Т. Тощенко, О.И. Шкаратана, В.А. Ядова.

Отдельного внимания заслуживает психологический подход, предложенный Е.А. Климовым, который определяет систему «человек-профессиональная среда» на основе пяти основных компонентов: профессиональная среда, предметы и средства труда, социальная и физическая среда. Проводится компонентно-целевой анализ, использующий личную мотивацию работников, что позволяет классифицировать типы профессий и предметы труда (табл. 1).

В заключение стоит отметить, что 2023 г. объявлен Годом педагога и наставника, реализация проекта «Билет в Будущее» позволит выявить и объединить лучшие профориентационные практики по всей России и во всех школах страны.

7 Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 489; Маркс К. Капитал. Т. I // Там же. Т. 23. М., 1984. С. 363.

Таблица 1 ^

о •9*

Матрица типов профессий

№ п/п Тип профессий Альтернативные обозначения Основа Виды профессий/ специальностей

1 Биономические «человек-природа» Работа с природными явлениями и объектами (живая природа) агроном, ветврач, зоотехник, эколог, доярка, садовод

2 Технологические «человек-техника» Объединяют работу с техникой, техническими устройствами и науками (неживая природа) машинист, сварщик, электрик, швея, водитель, шахтер

3 Социономические «человек-человек» В основе заложено общение между людьми, иногда в сложных условиях, напряженность работы и личностных коммуникаций учитель, врач, юрист, журналист, воспитатель, следователь, психолог, администратор, гид, менеджер

4 Сигнономические «человек-знаковая система» Работа с символами, знаками, цифрами, кодами, формулами, таблицами, текстами программист, связист, радист, переводчик, кассир, бухгалтер, корректор, чертежник, аудитор, налоговый инспектор

5 Эргономические «человек- художественный образ» Художественное отображение действительности писатель, актер, музыкант, модельер, дирижер, композитор

Источник: [Климов 2004]

ко

Благодарности

Статья выполнена в рамках Государственного задания № 1021091313151-0-5.4.1 «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения (FSZG-2022-0001)».

Acknowledgements

The article was carried out within the framework of State Assignment No. 1021091313151-0-5.4.1 "Social factors of labor productivity. State, issues, solutions (FSZG-2022-0001)".

Литература

Абульханова-Славская 1991 - Абульханова-Славская А.К. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 230 с.

Адлер 2002 - Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во

Ин-та психотерапии, 2002. 212 с. Апостолов 2011 - Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт,

проблемы, перспективы). М.: ИП М.В. Татаринов, 2011. 183 с. Вебер 2002 - Вебер М. Основные социологические понятия. М.: Книжный дом

«Университет», 2002. 424 с. Гастев 1972 - Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М.: Экономика, 1972. 478 с. Головаха 1988 - Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с. Гудкова 2004 - Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального

консультирования. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с. Дюркгейм 1991 - Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. 576 с.

Ерманский 1940 - Ерманский О.А. Стахановское движение и стахановские методы.

М.: СОЦЭКГИЗ, 1940. 372 с. Климов 1996 - Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.

Ростов н/Д.: Финист, 1996. 205 с. Климов 2004 - Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:

Академия, 2004. 304 с. Крягжде 1981 - Крягжде С.И. Управление формированием профессиональных

интересов. Вильнюс, 1981. 196 с. Милославский, Алиева, Соловьев 2016 - Милославский В.Г., Алиева Н.Х., Соловьев С.М. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 905-911. Парсонс 2000 - Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.

Ретивых 1990 - Ретивых М.В. Как помочь выбрать профессию. Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. 156 с.

Роу 1956 - Роу А. Психология профессий. Нью-Йорк: Уайли, 1956. 360 с.

References

Abulkhanova-Slavskaya, A.K. (1991), Strategiyazhizni [Strategy of life], Mysl, Moscow, Russia.

Adler, A. (2002), Praktika i teoriya individual'noi psikhologii [Practice and theory of individual psychology], Izd-vo In-ta psikhoterapii, Moscow, Russia.

Apostolov, O.P. (2011), Professional'naya orientatsiya v Rossii (opyt, problemy, per-spektivy) [Professional orientation in Russia (experience, issues, prospects)], IP M.V. Tatarinov, Moscow, Russia.

Durkheim, E. (1991), O razdelenii obshchestvennogo truda [On the division of social labor], Nauka, Moscow, Russia.

Ermanskii, O.A. (1940), Stakhanovskoe dvizhenie i stakhanovskie metody [Stakhanov movement and Stakhanov methods], SOTSEKGIZ, Moscow, Russia.

Gastev, A.K. (1972), Kak nado rabotat'. Prakticheskoe vvedenie v nauku organizatsii truda [How to work. Practical introduction to the science of labor organization], Ekonomika, Moscow, Russia.

Golovakha, E.I. (1988), Zhiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi [Life perspective and professional self-determination of youth], Naukova dumka, Kiev, Russia.

Gudkova, E.V. (2004), Osnovy proforientatsii i professional'nogo konsul'tirovaniya [Fundamentals of career guidance and professional counseling], Izd-vo YuUrGU,, Chelyabinsk, Russia.

Klimov, E.A. (1996), Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination], Finist, Rostov/Don, Russia.

Klimov, E.A. (2004), Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination], Akademiya, Moscow, Russia.

Kryagzhde, S.I. (1981), Upravlenie formirovaniem professional'nykh interesov [Management in the professional interests formation], Vilnius, Russia.

Miloslavskii,V.G., Alieva, N.Kh. and Solov'ev, S.M. (2016), "Theory and practice of career guidance in Russia. Issues and prospects", Young scientist, no. 7 (111), pp. 905-911.

Parsons, T. (2000), O strukture sotsial'nogo deistviya [On the structure of social action], Akademicheskii Proect, Moscow, Russia.

Retivykh, M.V. (1990), Kak pomoch' vybrat'professiyu [How to help choose a profession], Priok. kn. izd-vo, Tula: Russia.

Roe, A. (1956), Psikhologiya professii [The Psychology of Occupations], Wiley, New York, USA.

Weber, M. (2002), Osnovnye sotsiologicheskie ponyatiya [Basic sociological concepts], Knizhnyi dom "Universitet", Moscow, Russia.

Информация об авторе

Елена Н. Пятшева, кандидат социологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; elena.pyatsheva@hotmail.com

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena N. Pyatsheva, Cand. of Sci. (Sociology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; elena.pyatsheva@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.