Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1737
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОФИЛЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / DIGITAL TRACE / DIGITAL PROFILE / DIGITAL TRANSFORMATION / LEARNER PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин С.А., Кузнецова И.Ю.

Введение. Цифровизация экономики страны, активное использование молодежью социальных сетей и сетевых сервисов, расширение возможностей программных платформ требуют изменений концептуальной определенности и коррекции обоснованности профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. Исследование направлено на решение задач технологической обеспеченности механизмов реализации профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи в условиях цифровой модернизации экономики. Предлагается новая модель комплексной профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи (школьников и студентов первых курсов вузов, колледжей) в созданной на основе профессиональных связей образовательной территориальной экосистеме (региона, страны), обусловленной результатами анализа данных, полученных при обработке цифровых профилей пользователей. Методология. Исследование проводится путем анализа научной литературы по заданной проблеме, а также опыта профориентационной работы Кузбасского государственного технического университета и Российского государственного профессионально-педагогического университета. Результаты. Данное исследование подтвердило эффективность анализируемой профориентационной работы двух российских вузов и позволило предложить возможность проведения такой работы в рамках концепции многоуровневой интеллектуальной IT-платформы для территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в виде новой образовательной экосистемы, которая влияет на представление о профессиональном самоопределении как о временном процессе на определенном этапе развития личности и о формировании карьеры в ходе профессиональной деятельности личности. Заключение. По результатам выполненных задач будет сформулирована и обоснована концепция развертывания многоуровневой интеллектуальной IT-платформы для территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в виде новой образовательной экосистемы. В дальнейшем - апробация работоспособности компонентов многоуровневой интеллектуальной IT-платформы, интегрированной с организационно-педагогической территориально распределенной моделью профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дочкин С.А., Кузнецова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

Introduction. Digitalization of the country’s economy, active use of social networks and network services by young people, expansion of opportunities for software platforms requires changes in conceptual certainty and correction of validity of professional self-determination and professional orientation. The study is aimed at solving the problems of technological security of mechanisms of realization of professional self-determination and professional orientation of youth in conditions of digital modernization of the economy. A new model of complex professional orientation and professional self-determination of young people (schoolchildren and first-year students of higher education institutions, colleges) is proposed in the educational territorial ecosystem (region, country) created on the basis of professional connections, acting on the basis of the results of analysis of the data received at processing of digital user profiles. Methodology. The research is carried out on the basis of the analysis of scientific literature on the given problem, and also practical experience of career guidance work of the Kuzbass State Technical University and the Russian State Professional and Pedagogical University. Results. The conducted research allowed to draw conclusions about efficiency of carried out vocational guidance work of two Russian higher education institutions and to offer ways of increase of such work within the limits of the concept of a multilevel intellectual IT-platform for territorially distributed model of professional orientation and professional self-determination of youth in the form of a new educational ecosystem. Such an approach will allow to change the idea of professional self-determination as a temporary process at a certain stage of personal development, to prolong career formation and change of career for the whole professional activity of a person. Conclusion. Based on the results of the completed tasks, the concept of deployment of a multi-level intellectual IT platform for a territorially distributed model of professional orientation and professional self-determination of young people in the form of a new educational ecosystem will be formulated and justified. In the future - testing the performance of the components of a multi-level intellectual IT-platform integrated with the organizational and pedagogical territorially distributed model of vocational guidance and professional self-determination of young people in the region.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION

УДК/UDC 37.018.46 С. А. Дочкин, И. Ю. Кузнецова

S. Dochkin, I. Kuznetsova

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

DIGITAL TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

Введение. Цифровизация экономики страны, активное использование молодежью социальных сетей и сетевых сервисов, расширение возможностей программных платформ требуют изменений концептуальной определенности и коррекции обоснованности профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. Исследование направлено на решение задач технологической обеспеченности механизмов реализации профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи в условиях цифровой модернизации экономики. Предлагается новая модель комплексной профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи (школьников и студентов первых курсов вузов, колледжей) в созданной на основе профессиональных связей образовательной территориальной экосистеме (региона, страны), обусловленной результатами анализа данных, полученных при обработке цифровых профилей пользователей.

Методология. Исследование проводится путем анализа научной литературы по заданной проблеме, а также опыта профориентационной работы Кузбасского государственного технического универ-

ситета и Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Результаты. Данное исследование подтвердило эффективность анализируемой профориента-ционной работы двух российских вузов и позволило предложить возможность проведения такой работы в рамках концепции многоуровневой интеллектуальной 1Т-платформы для территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в виде новой образовательной экосистемы, которая влияет на представление о профессиональном самоопределении как о временном процессе на определенном этапе развития личности и о формировании карьеры в ходе профессиональной деятельности личности.

Заключение. По результатам выполненных задач будет сформулирована и обоснована концепция развертывания многоуровневой интеллектуальной 1Т-платформы для территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в виде новой образовательной экосистемы. В дальнейшем - апробация работоспособности компонентов многоуров-

невой интеллектуальной IT-платформы, интегрированной с организационно-педагогической территориально распределенной моделью профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи региона.

Introduction. Digitalization of the country's economy active use of social networks and network services by young people, expansion of opportunities for software platforms requires changes in conceptual certainty and correction of validity of professional self-determination and professional orientation. The study is aimed at solving the problems of technological security of mechanisms of realization of professional self-determination and professional orientation of youth in conditions of digital modernization of the economy. A new model of complex professional orientation and professional self-determination of young people (schoolchildren and first-year students of higher education institutions, colleges) is proposed in the educational territorial ecosystem (region, country) created on the basis of professional connections, acting on the basis of the results of analysis of the data received at processing of digital user profiles.

Methodology. The research is carried out on the basis of the analysis of scientific literature on the given problem, and also practical experience of career guidance work of the Kuzbass State Technical University and the Russian State Professional and Pedagogical University.

Results. The conducted research allowed to draw conclusions about efficiency of carried out vocational guidance work of two Russian higher education institutions and to offer ways of increase of such work within the limits of the concept of a multilevel intellectual IT-platform for territorially distributed model of professional orientation and professional self-determination of youth in the form of a new educational ecosystem. Such an approach will allow to change the idea of professional self-determination as a temporary process at a certain stage of personal development, to prolong career formation and change of career for the whole professional activity of a person.

Conclusion. Based on the results of the completed tasks, the concept of deployment of a multi-level intellectual IT platform for a territorially distributed model of professional orientation and professional self-determination of young people in the form of a new educational ecosystem will be formulated and justified. In the future - testing the performance of the components of a multi-level intellectual IT-platform integrated with the organizational and pedagogical territorially distributed model of vocational guidance and professional self-determination of young people in the region.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, цифровой след, цифровой профиль, цифровая трансформация, профиль обучающегося.

Keywords: professional self-determination, professional orientation, digital trace, digital profile, digital transformation, learner profile.

Введение

Проблема профессионального самоопределения не нова, но со временем ее решение не становится менее актуальным, несмотря на то что различные проблемные аспекты исследовались и исследуются учеными на протяжении длительного периода. Наоборот, в современных условиях вопросы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации молодежи приобретают все большее значение, особенно в условиях изменения экономики, бурного развития технологий и трансформации общества. Профессиональное самоопределение - осознанный выбор направления трудовой деятельности, которое осуществляется с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути.

Приходится признавать, что часто профориентаци-онная работа как система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии, часто носит бессистемный, эпизодический характер. Несмотря на громкие заявления, профориентационные услуги и сервисы, предлагаемые образовательными организациями и муниципальными учреждениями, не стали реальным средством формирования жизненного пути обучающихся, инструментом по проектированию личной профессиональной карьеры.

В октябре 2019 г. в Кузбасском государственном техническом университете и на Интегрированной базовой кафедре профессионально-педагогического образования ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» проводилось исследование отношения студентов к профориентационной работе.

В исследовании приняли участие 86 первокурсников обоих вузов. Анализ результатов анкетирования студентов позволил сделать следующие выводы: 37-43 % студентов не смогли вспомнить наличие профориентационной работы в общеобразовательных организациях, где они обучались, в то же время 52,7 % из оставшейся выборки определили свою будущую специальность, несмотря на результаты проф-

ориентации. Обращает внимание факт, что основными в окончательном выборе будущей профессии (до 45 %) остаются внешние мотивы: высокий доход, возможность продвижения на службе, интересная работа, многообразная деятельность и престиж профессии, а также самореализация. В настоящее время вне зоны внимания остается проблема готовности и внутренней предрасположенности молодежи к будущей профессии, способность молодых людей изучать соответствующие дисциплины, осваивать определенные виды профессиональной деятельности, формировать свою компетентность. Вузы и техникумы ориентируются на усредненный показатель готовности абитуриентов, который формируется из результатов ЕГЭ и личного портфолио потенциального студента. Впоследствии, после начала обучения, педагоги сталкиваются, особенно на первом курсе, с низким творческим потенциалом и с неподготовленностью первокурсников к освоению нового материала.

При этом в распоряжении приемных комиссий нет действенных инструментов по оценке общей готовности абитуриентов к процессу обучения в образовательной организации профессионального образования. Как следствие, примерно 33-36 % студентов первого курса к концу первого семестра разочаровываются в своем выборе, еще 27-28 % начинают испытывать затруднения в освоении материала из-за недостаточной подготовленности или личностных качеств.

В этой связи необходимо отметить важность создания региональной системы профессиональной ориентации, особенность которой основана на широком внедрении современных цифровых технологий, разработке открытых информационных пространств, знакомстве с профессиями будущего.

Проблемы планирования молодежью профессионального будущего являются предметом исследования многих ученых: изучение профессионально-личностного самоопределения (Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. Н. Никитина, Н. С. Пряжников, М. В. Ретивых, П. А. Шавир и др.), исследование профессионального становления личности (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Е. С. Романова, Дж. Сьюпер, А. Р. Фона-рев, В. Д. Шадриков и др.), концепция становления личности как субъекта своей профессиональной деятельности (И. В. Самоукина, А. Р. Фонарев и др.), концепция профессионального становления в контексте развития карьеры (Дж. Сьюпер), концепция профессионализма (А. К. Маркова), теория профессионального развития (Е. Гинзберг, Ф. Парсонс) и др. Вопросы поддержки и сопровождения профессионального

самоопределения и карьеры представляют сферу научных интересов Н. Ф. Родичева, А. П. Чернявской, С. Н. Чистяковой и др. [1; 8; 18-21].

Различные аспекты личностного, ценностного, социального, профильного, профессионального самоопределения широко представлены в работах

B. И. Блинова, Е. И. Головахи, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, Л. П. Крившенко, А. В. Мордовской, А. К. Ореш-киной, А. Э. Поповича, М. В. Ретивых, В. Л. Савиных,

C. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др. [2; 3; 8; 18; 21]. В этих исследованиях подчеркнуто, что проявление потребности личности в самоопределении свидетельствует о достижении ею довольно высокого уровня саморазвития, самореализации и самооценки. Пониманию сущности профессионального самоопределения содействовало проведенное отечественными исследователями изучение зависимости формирования и развития индивидуальных особенностей от включенности обучающихся в соответствующие виды деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Бодров, С. А. Будасси, Л. С. Выготский, Ю. М. Забродин, М. Б. Калашникова, С. В. Калинина, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, А. В. Муд-рик, В. А. Петровский, К. К. Платонов, С. Д. Поляков, Л. М. Митина и др. [4; 10; 15].

Много внимания было уделено изучению методологических основ профориентации, например в исследованиях С. Я. Батышева, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, Н. Н. Захарова, В. А. Полякова, Н. Ф. Родичева, В. Д. Симоненко, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, И. Д. Чечель. Это позволило в достаточной мере уточнить понятийный аппарат, обобщить теорию, принципы, методы, формы, определить задачи, структуры профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся. Исследования А. М. Новикова, А. К. Орешкиной, В. П. Пана-сюк, В. А. Полякова, А. Э. Поповича, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, А. Р. Усманова были нацелены на педагогические проблемы, связанные с развитием непрерывного профессионального образования, особенностями его переориентации в новых экономических условиях [7; 8; 16; 21; 22].

Особый интерес в настоящее время представляет зарубежный опыт профессионального самоопределения обучающихся и развития карьеры специалистов. Отдельные аспекты допрофессиональ-ной и профессиональной подготовки обучающихся в США и Германии освещены в работах А. Р. Демченко, М. В. Морозовой, Л. И. Мельниковой, Н. Михайловой, Д. Кипниса, А. Кипниса, С. Соколовой, Н. С. Степанова, М. В. Славгородской, Е. Е. Федотовой, А. Г. Ширина.

Анализ состояния исследования данной проблемы позволяет сделать вывод, что проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся изучались на всех уровнях образования. Все чаще отмечается, что вузы и профессиональные образовательные организации в большей степени становятся субъектами рынка труда, и это предопределяет их стремление к усилению взаимодействия с внешней средой.

В концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, представленной В. И. Блиновым и И. С. Сергеевым (2014), определены характеристики постиндустриального общества, к которым относятся социальное и профессиональное самоопределение как центральный механизм социально-экономического развития страны, региона [2]. Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый в форме постепенного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций на основе его личных возможностей и потребностей. В силу этого актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

В последнее время все больше исследований по проблематике профессиональной ориентации и профессионального самоопределения посвящаются теории и практике методической и технологической реализации рассмотренных ранее положений [9; 14; 20]. В настоящее время особое место занимают вопросы технологизации всего процесса «вхождения в профессию», соответственно, представляют интерес работы, раскрывающие основы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения на технологическом уровне. Концептуальные и стратегические подходы к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся; формирование и развитие конкурентоспособности образовательных организаций на современном этапе развития образования; методы психолого-педагогической диагностики обучающихся; проблемы управления образованием на региональном уровне с активным использованием инструментов профессиональной ориентации и профессионального самоопределения - вот основные аспекты, которым посвящены работы В. Н. Аверкина, Ю. А. Аксаева, Л. В. Ботяковой, В. И. Блинова, А. Е. Голомштока,

С. С. Гриншпун, Н. С. Данакина, Е. А. Климова, Л. П. Крив-шенко, К. Г. Кязимова, Д. А. Леонтьева, А. Е. Марона,

A. Э. Попович, Н. С. Пряжникова, Н. Ф. Родичева, Е. А. Рыковой, В. Л. Савиных, И. А. Сасовой, С. Н. Чистяковой, Р. М. Шерайзиной, Э. Г. Шейна [4; 5; 10; 11; 17; 20; 22].

Обращает на себя внимание, что в последнее время увеличилось количество исследований по прикладным направлениям профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, все чаще рассматриваются механизмы и проблемы социализации молодежи, ее самоопределения, профессионального становления и самореализации (П. Р. Атутов, В. Е. Гимпельсон, Е. Н. Геворкян,

B. А. Гневашева, Л. В. Загрекова, Л. А. Йовайша, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. В. Петровский, Ю. Н. Фролов, П. А. Шавир, С. Н. Щеклеина и др.); проблемы трудоустройства выпускников, развития рынка труда, взаимодействия рынков труда и системы образования (К. Г. Кязимов, П. Н. Новиков, Е. А. Рыкова, М. В. Самсонова, Н. И. Чернышова, И. Ю. Черникова, Г. А. Чередниченко и др.) [1; 10; 23].

Однако в условиях, когда ежегодно появляются новые профессии, когда активно идет трансформация всего процесса обучения на основе агрессивного продавливания сетевых сервисов, онлайн-обу-чения, автоматизированных систем управления и обучения, социальных сетей и сетевого взаимодействия, для процесса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения необходимы несколько иные подходы и модели.

В последнее время в бизнесе и рекламе очень активно используются так называемые цифровые следы, цифровые профили пользователей, тар-гетированные условия, цифровая идентификация, которые постепенно начинают применяться в педагогике, психологии, социологии. В работах Х. Шварца, М. Косински, Л. Голдберга, А. В. Фещенко, А. Фагерстрома, В. Гойко, Д. Марковири, В. Мацута, Г. В. Можаевой, С. А. Щебетенко нашли свое отражение основные подходы к разработке и моделированию профиля образовательных интересов абитуриентов и обучающихся, а главное возможность их использования для последующего анализа. Например, Х. Шварц в своих публикациях показал взаимосвязь психологических особенностей человека и его текстами в социальных сетях, а М. Косински отметил взаимосвязь личностных свойств индивидуума с посещаемыми сетевыми ресурсами [7; 12; 13; 24].

Особое внимание в зарубежных исследованиях уделяется интегрированным подходам к опреде-

лению психографического портрета пользователя, его психопрофилированию, определению контент-ной составляющей его действий на основе объединения ранее не объединенных элементов интернет-технологий, анализа его цифровых следов. В связи с глобальной цифровизацией и необходимостью развития цифровой экономики активно, по мнению А. А. Баранова, А. Е. Войскунского, А. Л. Журавлева, формируется новая отрасль психологии - киберпси-хология или психология Интернета, которая объединяет методологию, теорию и практику исследования видов, способов и принципов использования людьми социальных сервисов Интернета.

Перспективы развития психологической науки и практики в цифровом сообществе связаны в первую очередь с цифровыми технологиями, поэтому целесообразно более внимательно проанализировать последствия цифровой революции для подходов к проведению исследований и оказанию психологической помощи. Многие из этих последствий, как пишет Т. Нестик: «„Пока остаются вне внимания российских психологов и педагогов» [13]. В этой связи большой интерес для педагогов, психологов, социологов, исследователей и практиков представляет анализ результатов исследований цифрового поведения личности, выполненных в последние годы. С анализируемой проблематикой тесно связано активно формирующееся научное направление педагогических и психологических исследований глобальных процессов в работах Ю. В. Ковалева, А. Л. Журавлева, Н. Мироненко [6; 14]. Новые работы по этому направлению охватывают не только педагогику и психологию, но и социологию, психодиагностику, вычислительную математику, информационные технологии, информационные системы.

Методология

В рамках рассматриваемой проблемы проводимое нами исследование имеет целью обосновать и разработать модель комплексной профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи (школьников и студентов первых курсов вузов, колледжей, техникумов) в созданной на основе профессиональных связей образовательной территориальной экосистеме (региона, страны) для цифровой экономики будущего.

В ходе исследования необходимо обосновать возможность формирования траектории профессионального развития абитуриента (индивидуальной траектории обучения) на основе обработки больших объемов данных, полученных в результате анализа актив-

ности в социальных сетях (по цифровому следу), что, в свою очередь, позволит определить типовые подходы и перечень социологических инструментов, используемых для анализа пользовательских данных и их математической интерпретации для организации эффективного информационного воздействия (построение цифрового профиля).

Под цифровым следом будем понимать уникальный набор действий пользователя в сети Интернет, то есть информацию, оставленную в результате просмотра веб-страниц и сохраненную в виде небольших фрагментов данных (cookie). Выявление и анализ цифровых следов пользователей позволит выявить их интересы, предпочтения и склонности, необходимые в дальнейшем для целевой, «точечной», работы с данной аудиторией, сформировать расширенный цифровой профиль. В данном случае цифровой профиль будем представлять в виде совокупности цифровых записей о физических лицах, содержащихся в информационных системах, сетевых сервисах и социальных сетях.

Цифровые данные, оставленные человеком в сети, могут использоваться для моделирования и предсказания отдельных психологических черт личности. В настоящее время анализируемые параметры профилей пользователей позволяют выявить среди них тех, кто открыт к поиску знаний в определенной области, а также потенциально мотивируем к обучению. Это позволяет планировать индивидуальную работу и предложение конкретных образовательных услуг потенциальным абитуриентам. Как показал опыт Томского государственного университета (исследования 2016-2018 гг.), гипотеза о возможности выявления образовательных интересов пользователя социальной сети через анализ тематических сообществ, в которых он состоит, подтвердилась (для гуманитарных направлений подготовки). Таким образом, подобные подходы, основанные на больших данных, получаемых на основе анализа цифровых профилей пользователей, позволяют провести цифровую трансформацию работы с молодежью. Это даст возможность образовательным организациям профессионального образования расширить географию охвата по поиску и отбору абитуриентов, повысить релевантность аудитории, организовать персональные коммуникации, организовать целевую профориентационную работу с потенциальными абитуриентами задолго до начала приемной кампании.

Для использования на практике предлагаемых методов по построению цифрового профиля требуется разработка алгоритма выбора и подготовки набора данных по определению сегментированной

целевой аудитории и их агрегации. Следующей задачей исследования должны стать определение карты (матрицы) компетенций для цифровой экономики будущего, отбор психологических и психодиагностических средств выявления склонностей студентов по основным группам (базовые компетенции цифровой экономики, социальное управление, современная инженерия, естественные науки и биотехнологии, 1Т-компетенции, гуманитарные технологии, наука и искусство), формирование типовых паттернов как основы для предлагаемых образовательных услуг.

По результатам выполненных задач будет сформулирована и обоснована концепция развертывания многоуровневой интеллектуальной 1Т-платформы для территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в виде новой образовательной экосистемы. В дальнейшем - апробация работоспособности компонентов многоуровневой интеллектуальной 1Т-платформы, интегрированной с организационно-педагогической территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи региона.

В соответствии с целями исследования при определении методологической, теоретико-концептуальной платформы проекта, поиске доказательств перспективности использования идеи интеграции личностных характеристик субъектов профессионального самоопределения, получаемых из социальных сетей с существующей образовательной экосистемой, нами запланировано использование методов междисциплинарного анализа и синтеза философской, методологической, педагогической, психологической, социально-экономической литературы, литературы по вычислительной математике, 1Т-технологиям и сетевым сервисам по теме проекта; изучение актуального опыта в области профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации общества, появления новых профессий и развития экономики будущего; экстраполяция и проектирование систем и процессов. При разработке концепции развертывания многоуровневой интеллектуальной 1Т-платформы для территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в виде новой образовательной экосистемы - экспертная оценка, обобщение, моделирование, проектирование систем и процессов. Изучение передового зарубежного и отечественного опыта в области формирования траектории профессионального развития абитуриента (индивидуальной

траектории обучения) на основе обработки больших объемов данных, полученных в результате анализа активности в социальных сетях (по цифровому следу), позволит перейти к многоуровневому структурному и математическому моделированию при разработке матрицы компетенций для цифровой экономики будущего, обеспечит отбор психологических и психодиагностических средств выявления склонностей потенциальных обучающихся и формирование типовых паттернов как основы для предлагаемых образовательных услуг.

Особое место среди методов исследования займет лингвистический анализ данных (на основе LIWC и NLTK) и методы психодиагностики (тестирование и опросы), потому что без них невозможна работа с пользовательскими данными социальных сетей школьников и студентов первых курсов образовательных организаций по выявлению их образовательных запросов и потребностей для проектирования индивидуальных траекторий личностного и профессионального развития. Основу тестовых методик составят тесты интеллекта, тесты специальных способностей, в первую очередь способности к определенному виду деятельности (лингвистические, управленческие, педагогические, технологические и т. п.); тесты креативности, предназначенные для измерения творческих способностей.

На заключительном этапе исследования метод анализа пользовательских данных на основе морфологии и синтаксиса текстовых блоков на аккаунтах пользователей сетей, графических объектов и подписок позволит определить личностные характеристики владельцев, обосновать связи между цифровыми данными из профиля пользователя в социальных сетях и его реальными демографическими, социальными и психологическими характеристиками и профессиональными наклонностями, а использование методов корреляционного анализа, интерпретации данных и метода таксонометрии при разработке алгоритма выбора и подготовки набора данных обеспечит формирование сегментированной целевой аудитории и их агрегацию с учетом решаемых задач.

Результаты

Проведенные в ходе исследования мероприятия обосновывают с точки зрения педагогики, психологии и социологии возможность использовать данные, содержащиеся в персональных профилях человека, которые он создает в социальных сетях, для анализа его интеллектуальных и образовательных потребностей и последующего использования для удовлетво-

рения его образовательных запросов. Это позволит подвести научную основу к инновациям, внедряемым в процесс разработки индивидуальной траектории развития личности.

На основе цифрового следа пользователя для решения задачи индивидуализации процесса обучения будут уточнены принципы моделирования психологических, физиологических и когнитивных особенностей потенциальных абитуриентов (пользователей социальных сетей). Сформированные принципы расширят методологическую базу на стыке педагогики, психологии и социологии, сформируют единый кластер для индивидуализированного карьерного ориентирования и консультирования.

В итоге обоснование последовательности работы с полученными данными обеспечит формирование индивидуальной траектории развития личности (в том числе построения профессиональной карьеры) как результата моделирования образовательных интересов.

Разработанная и апробированная модель комплексной профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи повысит эффективность механизмов профориентационной работы в регионе.

К дальнейшим направлениям по реализации исследований мы относим разработку и апробацию алгоритмов выбора и подготовки набора данных по определению сегментированной целевой аудитории и их агрегации с учетом решаемых задач. Полученные данные в дальнейшем будут использоваться для построения цифрового профиля абитуриента (потенциального потребителя образовательных услуг). Анализ цифровых следов потенциальных абитуриентов в социальных сетях позволит прогнозировать уровень мотивации к обучению по определенным направлениям с учетом интеллектуального развития и креативности. С уточненной картой (матрицей) компетенций для цифровой экономики будущего (как перспективной задачи) на основе выделенных склонностей студентов можно сгруппировать обучающихся по группам с учетом типовых компетентностных паттернов как основы для предлагаемых образовательных услуг.

Заключение

В условиях широкой цифровой трансформации экономики и общественной жизни цифровые профили человека в сетевых сервисах и сетях становятся его отражением как личности. Развитие и использование образовательными организациями профессионального образования общедоступных цифровых

данных о пользователях и совершенствование методов сбора, очистки и их структурирования способствуют более продуктивно и эффективно реализовы-вать образовательную политику и механизмы предоставления образовательных услуг. Трансформация существующих систем и моделей профессиональной ориентации и профессионального самоопределения на основе современных цифровых методов и обработки больших данных позволит существенно повысить ее эффективность.

Основным итогом исследования должна стать сформулированная и обоснованная концепция развертывания многоуровневой интеллектуальной 1Т-платформы для территориально распределенной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в виде новой образовательной экосистемы. В основе концепции - интеграция существующих компонентов традиционной системы профориентационных мероприятий и мероприятий по профсамоопределению с интеллектуальной надстройкой; подключение существующих и новых компонентов и резидентов различных систем в целостную экосистему. Предлагаемая концепция может кардинально изменить представление о профессиональном самоопределении как о временном процессе на определенном этапе развития личности, пролонгировать мероприятия по формированию и изменению карьеры на всю профессиональную деятельность личности.

Литература

1. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся // Избранные труды : в 2 т. Т. 1. М., 2001. 360 с.

2. Блинов В. И. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Источник. 2014. № 2. С. 34-36.

3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Киев, 1989. 34 с.

4. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979. 235 с.

5. Гриншпун С. С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65-72.

6. Журавлев А. Л., Ковалева Ю. В. Глобальная психология: основные подходы к пониманию // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 201-209.

7. Инновационные модели в профессиональной ориентации обучающихся в условиях рынка труда / Е. А. Пахомова, А. Р. Демченко, Н. Э. Касаткина и др. Новосибирск, 2015. 171 с.

8. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 351 с.

9. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 40-48.

10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.

11. Крившенко Л. П. Теория и практика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональному самоопределению школьников : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 332 с.

12. Можаева Г. В. Онлайн-обучение в современном университете: от брендирования и рекрутинга к новому качеству образования // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики : сб. науч. ст. по материалам XVII Меж-дунар. науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 251-257.

13. Можаева Г В., Слободская А. В., Фещенко А. В. Информационный потенциал социальных сетей для выявления образовательных потребностей школьников // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3 (67). С. 25-29.

14. Пахомова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда региона. М., 2015. 175 с.

15. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. 216 с.

16. Поляков В. А. Технология карьеры. М., 1995. 128 с.

17. Пряжников Н. С. Активизирующие профконсультационные опросники // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 1997. Т. 2. С. 66-75.

18. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 224-230.

19. Ретивых М. В. Формирование у старшеклассников готовности к самоопределению : дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1998. 326 с.

20. Родичев Н. Ф. Содержание, формы и методы медико-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.

21. Чистякова C. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987. 164 с.

22. Чистякова С. Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19-27.

23. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. 96 с.

24. Щебетенко С. А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6., № 4. С. 73-83.

Reference

1. Atutov P. R. Pedagogika trudovogo stanovleniya uchashchihsya [Pedagogy of labor formation of students]. Selected works. In 2 vol., vol. 1. Moscow, 2001, 360 p. (In Russian).

2. Blinov V. I. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v uslo-viyah nepreryvnosti obrazovaniya [Organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuity of education]. Source, 2014, no. 2, pp. 34-36. (In Russian).

3. Golovakha E. I. Zhiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi [Life prospect and professional self-determination of youth]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Kiev, 1989, 34 p. (In Russian).

4. Golomshtok A. E. Vybor professii i vospitanie lichnosti shkol'nika [The choice of profession and education of personality of a schoolboy]. Moscow, 1979, 235 p. (In Russian).

5. Grinshpun S. S. Professional'naya orientaciya shkol'nikov v SShA [Professional orientation of schoolchildren in the USA]. Pedagogy, 2005, no. 9, pp. 65-72. (In Russian).

6. Zhuravlev A. L., Kovaleva Yu. V. Global'naya psihologiya: osnovnye podhody k ponimaniyu [Global Psychology: Main Approaches to Understanding]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 5, pp. 201-209. (In Russian).

7. Pakhomova E. A., Demchenko A. R., Kasatkina N. E. et al. Innovacionnye modeli v professional'nojorientacii obuchayushchihsya v usloviyah rynka truda [Innovative models in professional orientation of the students in the conditions of the labor market]. Novosibirsk, 2015, 171 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kasatkina N. E. Teoriya i praktika formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya molodezhi v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya [Theory and practice of the formation of professional self-determination of young people in conditions of continuous education]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 1995, 351 p. (In Russian).

9. Kilina I. A. Regional'naya model' organizacionno-pedagogiches-kogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya [Regional model of organizational and pedagogical support of professional self-determination]. Professional Education in Russia and Abroad, 2014, no. 2 (14), pp. 40-48. (In Russian).

10. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004, 304 p. (In Russian).

11. Krivshenko L. P. Teoriya i praktika podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza k professional'nomu samoopredeleniyu shkol'nikov [Theory and practice of preparing students of a pedagogical university for the professional self-determination of schoolchildren]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 2000, 332 p. (In Russian).

12. Mozhaeva G. V. Onlajn-obuchenie v sovremennom universitete: ot brendirovaniya i rekrutinga k novomu kachestvu obrazovaniya [Online learning in a modern university: from branding and recruiting to a new quality of education]. Management of the XXI century: education in the era of the digital economy. Collection of scientific articles based on the materials of the XVII International Scientific-Practical Conference. St. Petersburg, 2019, pp. 251-257. (In Russian).

13. Mozhaeva G. V., Slobodskaya A. V., Feshchenko A. V. Informacionnyj potencial social'nyh setej dlya vyyavleniya obrazovatel'nyh potrebnostej shkol'nikov [Informational potential of social networks for revealing pupils educational needs]. Open and Distance Education, 2017, no. 3 (67), pp. 25-29. (In Russian).

14. Pakhomova E. A. Professional'noe samoopredelenie obuchayushchihsya v usloviyah rynka truda regiona [Professional self-determination of students under the regional labor market conditions]. Moscow, 2015, 175 p. (In Russian).

15. Platonov K. K. O sisteme psihologii [On the system of psychology]. Moscow, 1972, 216 p. (In Russian).

16. Polyakov V. A. Tekhnologiya kar'ery [Technology career]. Moscow, 1995, 128 p. (In Russian).

17. Pryazhnikov N. S. Aktiviziruyushchie profkonsul'tacionnye oprosniki [Activating professional consultation questionnaires]. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 1997, vol. 2, pp. 66-75. (In Russian).

18. Pryazhnikova E. Yu. K voprosu ob istorii razvitiya proforientacii i professional'nogo samoopredeleniya [To a question about history of development of vocational guidance and professional self-determination]. Educational Studies Moscow, 2006, no. 3, pp. 224-230. (In Russian).

19. Retivykh M. V. Formirovanie u starsheklassnikov gotovnosti k samoopredeleniyu [Formation of readiness for self-determination in high school students]. Doctor's degree dissertation. Magnitogorsk, 1998, 326 p. (In Russian).

20. Rodichev N. F. Soderzhanie, formy i metody mediko-pedago-gicheskojpodderzhki professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [The content, forms and methods of medical and pedagogical support of professional self-determination of high school students]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 1996, 20 p. (In Russian).

21. Chistyakova S. N., Zakharov N. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov: organizaciya i upravlenie [Professional orientation of schoolchildren: organization and management]. Moscow, 1987, 164 p. (In Russian).

22. Chistyakova S. N. Problemy samoopredeleniya starsheklassnikov pri vybore profilya obucheniya [Problems of self-determination of high school students when choosing a profile of education]. Pedagogy, 2005, no. 1, pp. 19-27. (In Russian).

23. Shavir P. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya v rannej yunosti [Psychology of professional self-determination in early youth]. Moscow, 1981, 96 p. (In Russian).

24. Shchebetenko S. A. Bol'shaya pyaterka chert lichnosti i aktivnost' pol'zovatelej v social'noj seti «VKontakte» [Big five and usage of the "VK" online social network]. Bulletin of the South Ural State University. Series "Psychology", 2013, vol. 6, no. 4, pp. 73-83. (In Russian).

УДК/UDC 377.1 М. А. Мазниченко, Д. В. Лопатинский

M. Maznichenko, D. Lopatinsky

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INTEGRATION OF TRADITIONAL AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме применения традиционных и цифровых технологий в реализации программ среднего профессионального образования. Цель статьи - описать особенности и проблемы внедрения цифровых технологий в реализацию программ СПО, предложить матрицу сопряжения и модели продуктивной интеграции цифровых технологий с традиционными.

Методология. Исследование проведено с использованием методов анализа стратегических и нормативных документов, анкетирования педагогов колледжа, отбора цифровых и традиционных технологий, соответствующих приоритетным направлениям развития российской системы профессионального образования, выявления предпосылок в педагогической науке и практике для интеграции таких технологий, проектирования матрицы их дидактических возможностей, моделирования способов интеграции.

Результаты. Обозначены особенности (сочетание общеобразовательной и профессиональной направленности, формирования универсальных учебных действий и профессиональных компетенций; необходимость обеспечения практикоориентированности и ориентации на региональный рынок труда); основные проблемы (использование ограниченного спектра цифровых технологий, недооценка педагогами их дидактических возможностей, разобщенность применения традиционных и цифровых технологий) и риски (снижение умственной активности, критич-

ности мышления обучающихся; потеря базовых когнитивных компетенций; уход от фундаментальности; возникновение проблем формирования практических навыков, готовности выпускников к эффективным устным деловым коммуникациям; снижение мотивации к формированию навыков общения и работы в команде; нарушения физического развития; возникновение цифровой зависимости) внедрения цифровых технологий в реализацию программ СПО. Обосновано, что средством предупреждения рисков и решения проблем может выступить интеграция цифровых и традиционных технологий. Описаны четыре модели такой интеграции с позиций возрастания дидактической продуктивности: дополнение, замещение, развитие, трансформация. Разработана матрица, позволившая соотнести дидактические возможности традиционных и цифровых технологий для их последующей интеграции. Выделены два типа такой интеграции: взаимоусили-вающая и взаимодополняющая.

Заключение. Авторы отмечают, что внедрение цифровых технологий в реализацию программ среднего профессионального образования необходимое, но недостаточное условие для повышения качества образования. Необходима интеграция цифровых технологий с традиционными, усиливающая и дополняющая их дидактические возможности. При этом каждая из интегрируемых технологий должна обладать высокими дидактическими возможностями, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.