Научная статья на тему 'Профориентация на базе интернет-технологий: просто, доступно, продуктивно'

Профориентация на базе интернет-технологий: просто, доступно, продуктивно Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
369
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саломатов Александр Владимирович

В настоящее время профориентационная работа имеет ряд особенностей: муниципальная разнородность проводимых мероприятий, существенные различия в подходах, а иногда и отсутствие деятельности как таковой. Решением части этой проблемы должно стать внедрение информационных технологий. Исходя из опыта различных секторов экономики, можно утверждать, что при внедрении программного обеспечения, автоматизации процессов существенно повышается производительность, требуются меньшие человеческие ресурсы для достижения большего результата. Сектор профориентации не является исключением, внедрение частичной автоматизации некоторых процессов будет только на пользу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентация на базе интернет-технологий: просто, доступно, продуктивно»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА

Профориентация на базе интернет-технологий: просто, доступно, продуктивно

В настоящее время профориентационная работа имеет ряд особенностей: муниципальная разнородность проводимых мероприятий, существенные различия в подходах, а иногда и отсутствие деятельности как таковой. Решением части этой проблемы должно стать внедрение информационных технологий. Исходя из опыта различных секторов экономики, можно утверждать, что при внедрении программного обеспечения, автоматизации процессов существенно повышается производительность, требуются меньшие человеческие ресурсы для достижения большего результата. Сектор профориентации не является исключением, внедрение частичной автоматизации некоторых процессов будет только на пользу.

САЛОМАТОВ

Александр Владимирович,

заместитель председателя Молодежного правительства Свердловской области, руководитель проекта «Эстафета поколений» (эстафетапоколений.рф) Екатеринбург

Видеоформат удобен и привычен для современных подростков, он по зволяет кратко, наглядно и привлекательно представить большой объем профориентационных материалов с возможностью последующей организации экскурсионного выезда.

Большинство существующих интернет-ресурсов, предоставляющих помощь в профессиональном самоопределении, работает в платном режиме.

Интернет-технологии для старшеклассников

Информационные технологии существенно расширяют доступ к профориентационным и образовательным материалам (что особенно актуально для школьников из удаленных территорий). Виртуальные информационные ресурсы позволяют в режиме реального времени пройти профориентаци-онное тестирование, соотнести результаты тестирования с востребованными в регионе профессиями и выбрать соответствующее образовательное учреждение.

В реальной жизни даже во время профориентаци-онных часов с приглашением разнопрофильных специалистов подросток не может сложить полную картину направлений трудовой деятельности и наблюдает за работой представителей ограниченного круга профессий — продавца, врача, учителя, официанта, актера, журналиста, телеведущего, в редких случаях инженера. А работу многих предприятий, которые имеют огромное значение для экономики области и испытывают острую потребность в молодых специалистах, подросток и его окружение (родители и педагоги) не видят, экскурсии же на предприятия крайне редки и точечны. К тому же существуют предприятия (обычно из оборонного сектора), на территорию которых не допускают

посторонних. Но эти же предприятия могут разместить на специализированном профори-ентационном портале свои видеоэкскурсии, по информативности не уступающие реальным, а порой и превосходящие их. Видеоформат удобен и привычен для современных подростков, он позволяет кратко, наглядно и привлекательно представить большой объем профориента-ционных материалов с возможностью последующей организации экскурсионного выезда.

Следует отметить, что большинство существующих интернет-ресурсов, предоставляющих помощь в профессиональном самоопределении, работают в платном режиме. Для достижения реального эффекта от внедрения информационных технологий в профориентацию необходимо сделать интернет-сервисы максимально доступными, чтобы профориентационная работа из героических усилий отдельных подвижников-педагогов и разовых благотворительных акций предприятий-работодателей превратилась в удобную общедоступную систему.

Для родителей

Выбор ребенка зачастую основывается на мнении родителей, порой на субъективных, стереотипных, устаревших представлениях о ситуации на рынке труда и оптимальных вариантах построения карьерной траектории.

Родители нынешних подростков — это поколение 40-50-летних, чья молодость и профессиональное становление пришлись на «дикие 90-е». Это поколение начинало свой трудовой путь в условиях кардинальной перестройки экономики, социальной нестабильности, разительных перемен в общественной идеологии. В то время легче адаптировались к происходящим переменам и находили высокооплачиваемую работу люди с вузовским дипломом.

инженеры, педагоги, врачи, ученые становились менеджерами, предпринимателями, бухгалтерами, журналистами, психологами, работая не по специальности. неудивительно, что многие старшеклассники воспринимают высшее образование как самоцель, а не как способ освоить востребованную профессию. Эти устаревшие стереотипы становятся помехой и сбалансированному развитию рынка труда, и профессиональному становлению молодежи.

Для учителей

существенное воздействие на выбор будущей профессии оказывают учителя. информационные технологии могут существенно облегчить профориентационную работу для школьных педагогов и методистов. Примером такого информационного ресурса может служить создаваемый профориентационный комплекс «Эстафета поколений» (www.эстафетапо-колений.рф).

**

ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

во-первых, комплекс содержит достаточное количество интерактивных материалов для работы с детьми. во-вторых, ресурс предоставляет простой способ анализа интересов и достижений подростков. зарегистрированные на сайте классные руководители и педагоги получают доступ к анкетам учеников своего класса и ко всей базе данных, могут в автоматическом режиме отслеживать профессиональные предпочтения и склонности детей. основываясь на этих данных, гораздо проще разработать программу профориентационных мероприятий для выбранной группы учащихся. в-третьих, представленное на сайте описание профессий и ведущих предприятий-работодателей позволит увлекательно рассказать о них на классных часах. А приглашения от профессиональных учебных заведений и предприятий помогут сформировать собственный план выездных профориентационных мероприятий.

Для вузов и колледжей

Упомянутые выше анкеты школьников, формирующие единую базу данных интернет-комплекса «Эстафета поколений», позволят сотрудникам профессиональных образовательных организаций ознакомиться с интересами и достижениями старшеклассников, подобрать кандидатов для будущей учебы, разослать школьникам, их родителям и педагогам приглашения на свои образовательные программы и мероприятия. здесь же можно бесплатно рассказать о проводимых олимпиадах и научно-практических конференциях для школьников, опера-

с использованием интернета

профориентация

тивно знакомить целевую аудиторию со своими новостями и событиями, в том числе и в видеоформате.

Для предприятий-работодателей

для предприятий-работодателей использование информационных технологий в профориентационной деятельности — это способ заблаговременно получить представление о том, какие кадры поступят к ним в ближайшее время, а также выбрать и привлечь талантливых будущих сотрудников.

как правило, старшеклассники принимают решение о выборе рабочей профессии или специальности среднего профессионального образования к 9 классу, определяются с выбором направления или специальности высшего профессионального образования к 11 классу. Планомерная работа со школьниками дает предприятию-работодателю возможность нацелить школьников на освоение востребованных на предприятии профессий — вести подобную работу с молодыми людьми, уже получившими образование, зачастую уже поздно. Умело используя возможности интернета, предприятие может заранее завоевывать лояльность своих потенциальных сотрудников и потребителей, укреплять позиции своего бренда среди молодежи. общение посредством информационно-коммуникационных каналов связи позволяет минимизировать издержки

взаимодействия с молодежной аудиторией. ***

внедрение информационных технологий в сектор профессиональной ориентации детей и молодежи вкупе с действующими механизмами позволит добиться реального социально-экономического эффекта для свердловской области, сделать процесс профориентации для всех его участников проще, интереснее и привлекательнее. Несмотря на поддержку Правительством свердловской области инициативы молодежных объединений нашего региона по внедрению информационных технологий в сектор профориентации, требуется всестороннее включение всех заинтересованных участников этого процесса: общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, центров профориентации, предприятий-работодателей, муниципалитетов, профсоюзов, общественных организаций и учреждений.

Многие старшеклассники воспринимают высшее образование как самоцель, а не как способ освоить востребованную профессию. Эти устаревшие стереотипы становятся помехой и сбалансированному развитию рынка труда, и профессиональному становлению молодежи.

Для предприятий-работодателей использование информационных технологий в профориентационной деятельности — это способ заблаговременно получить представление о том, какие кадры поступят к ним в ближайшее время, а также выбрать и привлечь талантливых будущих сотрудников.

Общение посредством информационно-коммуникационных каналов связи позволяет минимизировать издержки взаимодействия с молодежной аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.