Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТОМАТОЛОГИЯ / ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ханиев Анзор Анатольевич, Гасанбеков Имамудин Межлумович, Лопатин Захар Вадимович

Среди специальностей гуманитарного и естественно-научного профиля медицинское образование считается самым престижным и социально значимым. В то же время среди всех медицинских специальностей наблюдается наиболее высокий спрос на обучение по специальностям стоматологического профиля, это обусловлено и высоким уровнем дохода выпускников, и востребованностью специалистов на рынке труда. Стоимость обучения по программам стоматологического профиля высокая, обучение продолжительное и трудоемкое, а ставки при лечении пациентов высоки, поэтому чтобы снизить риски профессионального выгорания и дальнейшей несостоятельности как специалиста следует более тщательно подходить к профессиональному отбору кандидатов для обучения. Кроме стандартных результатов выпускных экзаменов после общего образования и результатов аккредитации после специалитета, для поступления в стоматологические вузы следует вводить оценку профессиональной пригодности и профориентационные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ханиев Анзор Анатольевич, Гасанбеков Имамудин Межлумович, Лопатин Захар Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE AND OPPORTUNITIES FOR MEDICAL SCHOOL APPLICANTS

Among the specialties of the humanities and natural sciences, medical education is considered the most prestigious and socially significant. At the same time, among all medical specialties, there is the highest demand for training in dental specialties, this is due to both the high level of income of graduates and the demand for specialists in the labor market. The cost of training in dental programs is high, training is long and laborious, and the stakes in the treatment of patients are high, therefore, in order to reduce the risks of professional burnout and further insolvency as a specialist, one should be more careful in the professional selection of candidates for training. In addition to the standard results of final exams after general education and the results of accreditation after a specialist degree, assessment of professional suitability and career guidance should be introduced for admission to dental universities.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ханиев А.АЛ Гасанбеков И.М.2, Лопатин З.В.3

1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 191015,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Среди специальностей гуманитарного и естественно-научного профиля медицинское образование считается самым престижным и социально значимым. В то же время среди всех медицинских специальностей наблюдается наиболее высокий спрос на обучение по специальностям стоматологического профиля, это обусловлено и высоким уровнем дохода выпускников, и востребованностью специалистов на рынке труда. Стоимость обучения по программам стоматологического профиля высокая, обучение продолжительное и трудоемкое, а ставки при лечении пациентов высоки, поэтому чтобы снизить риски профессионального выгорания и дальнейшей несостоятельности как специалиста следует более тщательно подходить к профессиональному отбору кандидатов для обучения. Кроме стандартных результатов выпускных экзаменов после общего образования и результатов аккредитации после специалитета, для поступления в стоматологические вузы следует вводить оценку профессиональной пригодности и профориентационные мероприятия.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ханиев А.А., Гасанбеков И.М., Лопатин З.В. Профориентация и возможности абитуриентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 61-70. Р01: ЬПрБ://Со1. огд/10.33029/2220-8453-2022-13-4-61-70

Статья поступила в редакцию 02.10.2022. Принята в печать 21.1 1.2022.

Ключевые слова:

медицинское

образование;

стоматология;

врач-стоматолог;

профориентация;

выбор профессии;

мотивация

CAREER GUIDANCE AND OPPORTUNITIES FOR MEDICAL SCHOOL APPLICANTS

Khaniev A.A.1, Gasanbekov I.M.2, Lopatin Z.V.3

1 National Research University «Higher School of Economics», 101000, Moscow, Russian Federation

2 Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation

3 North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov of the Ministry of Health of the Russian Federation, 191015, St.-Petersburg, Moscow, Russian Federation

Among the specialties of the humanities and natural sciences, medical education Keywords:

is considered the most prestigious and socially significant. At the same time, medical education;

among all medical specialties, there is the highest demand for training in dental dentistry; dentist;

specialties, this is due to both the high level of income of graduates and the career guidance;

demand for specialists in the labor market. The cost of training in dental programs career choice;

is high, training is long and laborious, and the stakes in the treatment of patients motivation

are high, therefore, in order to reduce the risks of professional burnout and further

insolvency as a specialist, one should be more careful in the professional selection

of candidates for training. In addition to the standard results of final exams after

general education and the results of accreditation after a specialist degree,

assessment of professional suitability and career guidance should be introduced

for admission to dental universities.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Khaniev A.A., Gasanbekov I.M., Lopatin Z.V. Career guidance and opportunities for medical school applicants. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2022; 13 (4): 61-70. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-61-70 (in Russian) Received 02.10.2022. Accepted for publication 21.1 1.2022.

Выбор профессии врача - важное решение, которое принимает человек. Оно влияет на дальнейший профессиональный путь в сфере медицины, на саму систему здравоохранения и на общество в целом [1].

Профессия врача - одна из самых высокооцененных профессий среди студентов. В основном это связано со стабильностью отрасли, финансовыми перспективами, дефицитом врачей на рынке труда и высоким социальным статусом этой профессии [2]. При анализе системы медицинского образования обращает на себя внимание то, что требования к поступающим на обучение по образовательным программам специалитета по специальности «Стоматология» отличаются от других профилей (гуманитарных, технических и т.п.) только набором предметов для сдачи Единого государственного экзамена. Такая унифицированная система отбора абитуриентов не учитывает психологические и личностные особенности, что может негативно отразиться на качестве подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности [6-8]. Совершенствование

системы подготовки специалистов в области медицины - это ключ к качественному образованию и квалифицированной медицинской помощи. В первую очередь совершенствовать ее необходимо еще на первых этапах, которые начинаются до непосредственного обучения,- на этапе проф-ориентационной работы с обучающимися как в выпускных классах, так и в средней школе [5].

Медицинские университеты несут социальную ответственность за выпускников медицинских вузов, за уровень их подготовки. Поэтому проведение профориентационных мероприятий является важным шагом к раннему отбору и правильному позиционированию профессии в среде абитуриентов. Именно университеты должны осуществлять работу по привлечению школьников в профессии, которые востребованы в системе здравоохранения [3]. Немалую роль в кадровом обеспечении занимают работодатели, в компетенции которых осуществлять как краткосрочное,так и стратегическое планирование для поддержания и развития

кадрового потенциала организации и отрасли в целом.

Руководителям медицинских организаций следует планировать и определять будущий состав медицинских кадров, чтобы избежать нехватки и избытка различных медицинских специальностей [4].

Стоматология является одной из самых востребованных медицинских специальностей. В первую очередь это обусловлено тем, что врачи-стоматологи различного профиля в среднем по стране имеют уровень оплаты труда 91 413,00 руб. в месяц, по данным HR-портала Пропроф.ру. Эта цифра значительно больше, чем у других специалистов диагностического, лечебного и медико-профилактического профиля. Кроме того, количество вакансий для врача-стоматолога тоже больше, чем для многих других специальностей1.

Соответственно, динамичный рост отрасли, высокая потребность работодателей в квалифицированных кадрах, размер заработной платы и высокий социальный статус создают предпосылки для спроса на обучение врачей-стоматологов. Как следствие отмечается рост числа медицинских и классических университетов, которые лицензируют образовательные программы уровней специалитета и ординатуры стоматологического профиля. Образовательные организации также заинтересованы в подготовке этих специалистов, несмотря на то что продолжительность обучения и стоимость образовательных программ выше в сравнении с другими специальностями. На основании анализа открытых интернет-источников количество абитуриентов, претендующих на обучение по стоматологическим специальностям, превышает наличие свободных мест

в разы как за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, так и за счет внебюджетных средств. В настоящее время наблюдаемое количество обучающихся на программах стоматологического профиля достигло своего максимума по числу учащихся и выпускников [6-10].

Цель - определить необходимость проф-ориентационных мероприятий для выпускников школ, планирующих обучение по программам специалитета по специальности «Стоматология» и выпускников специалитета - по программам ординатуры стоматологического профиля.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведено анкетирование 100 абитуриентов стоматологических вузов Российской Федерации о причинах выбора профессии врача-стоматолога. Гендерное распределение респондентов: 38 мужчин и 62 женщины. Возраст респондентов от 16 до 35 лет. Дата проведения: с марта по октябрь 2022 г. Опросник составлен авторами статьи и согласован с участием фокус-группы экспертов.

Анализ официальных интернет-сайтов высших учебных заведений, осуществляющих реализацию образовательных программ специалитета и ординатуры по стоматологическим специальностям:Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава России (далее - МГМСУ им. А.И. Евдокимова) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государст-

1 URL: https://proprof.ru/karera/statistika-i-reitingi/samye-vostrebovannye-professii-stomatologov-v-2021-godu

Затрудняюсь ответить Нетрудная работа Продолжить семейную династию В медицинский вуз легко поступить Личный опыт общения со стоматологом

Легко найти работу Желание родителей Престижность профессии Стоматологи хорошо зарабатывают

2,94

0

И 5,8

□ 14,71

8,82

8,82

] 17,65

] 41,1!

10

20

30

40

50

Рис. 1. Результаты опроса о мотивации при выборе дальнейшей профессии абитуриентов стоматологических специальностей

0

0

венный университет имени Х.М. Бербекова» (далее - КБГУ им. Х.М. Бербекова).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Наиболее распространенной причиной выбора профессии врача-стоматолога абитуриентами стал уровень заработной платы: 41,18% респондентов ответили, что стоматологи хорошо зарабатывают. На 2-м месте по популярности - престижность профессии, учитывая высокий статус врача в обществе,- 17,65% ответов. Среди причин, набравших менее 10%, абитуриенты отмечают: желание родителей - 8,82%, в медицинский легко поступить - 8,82%, личный опыт общения со стоматологами - 5,88%, продолжить семейную династию - 2,94%. Однако 14,71% не смогли ответить, почему выбрали профессию врача-стоматолога (рис. 1).

В Российской Федерации подготовка медицинских и фармацевтических кадров осуществляется в 62-х образовательных организациях высшего медицинского об-

разования, подведомственных Минздраву России, на 45 медицинских факультетах классических университетов, подведомственных Минобрнауки России, а также в частных образовательных организациях.

Согласно порталу «Карта вузов», 50 образовательных организаций осуществляют подготовку уровня специалитета по специальности «Стоматология» (рис. 2) [11].

Медицинское образование врачей-стоматологов в Российской Федерации представляет собой 5-летнее очное обучение. После завершения образовательной программы специалитета выпускник может сдать первичную аккредитацию по специальности «Стоматология», которая состоит из трех этапов: тестирование, выполнение практических заданий в симулированных условиях и решение ситуационных задач в формате электронных кейсов. После этого экзамена специалист может занимать должность врача-стоматолога и осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом

Рис. 2. Карта стоматологического образования в Российской Федерации На основании данных портала «Карта вузов» Рособрнадзора [11].

[12]. Выпускник также может продолжить свое обучение в ординатуре для освоения более узкой специальности. Подготовка кадров в ординатуре по стоматологическим специальностям осуществляется по 7 специальностям:детская стоматология, ортодонтия, ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология, стоматоло-

гия общей практики, хирургическая стоматология, челюстно-лицевая хирургия [13].

На основании данных Российского статистического ежегодника, выпущенного в 2021 г. можно предположить тенденцию к увеличению количества врачей, завершивших обучение по программам ординатуры стоматологической направленности.

1500

1000

500

1170

_966И_

799 ГПИ 808 772840

Щ-тШ_ГЦ—-

/V /

^

0<с^ С</

с?

сЯ

//

О 2019 • 2020 Рис. 3. Выпуск ординаторов по стоматологическим специальностям в 2019, 2020 гг.

0

Социальная работа

Менеджмент Экономика

Клиническая психология

Фармация

Медико-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профилактическое дело

Стоматология Педиатрия Лечебное дело

0

1

1 102

1111

1 133

1 133

1 133

133

46

46

25

125

150

175

50 75 100 Стоимость, тыс. руб.

Рис. 4. Стоимость обучения на платной основе в КБГУ им. Х.М. Бербекова в 2022/2023 учебном году

При этом, как видно на рис. 3, наиболее популярной специальностью является стоматология ортопедическая, далее расположены ортодонтия, стоматология терапевтическая и стоматология хирургическая. Наименьшее количество выпускников наблюдается по стоматологии общей практики и детской стоматологии [14]. Такое распределение может зависеть как от уровня заработной платы,соответственно у стоматологии ортопедической она выше, чем у других спе-

Социальная работа

Менеджмент

Экономика Клиническая психология Стоматология

Лечебное дело

циальностей, так и от востребованности специалистов на рынке труда и спросе пациентов на их услуги.

В настоящее время подготовка врачей любой специальности является массовой и практически не индивидуализирована. С одной стороны, это негативный фактор для выпускника: чтобы приобрести профессиональную индивидуальность, он вынужден проходить дополнительное обучение после основной образовательной програм-

□ 255

□ 245

И 245

Ц 250

□ 470

395

0

100

200

300

400

500

Стоимость, тыс. руб.

Рис. 5. Стоимость обучения на платной основе в МГМСУ им. А.И. Евдокимова в 2022/2023 учебном году

Педиатрия

Хирургия

Отоларингология

Терапия

Стоматология

детская

Стоматология

ортопедическая

Урология Ортодонтия

Стоматология терапевтическая

Пластическая хирургия

Дерматовенерология

Акушерство и гинекология

146

□ 160

146

□ 176

146

Ц 166

□ 160

] 155

146

И 176

50

100

150

□ 176 200

И 259

250

300

Стоимость, тыс. руб.

Рис. 6. Стоимость обучения на платной основе в ординатуре в КБГУ им. Х.М. Бербекова в 2022/2023 учебном году

Педиатрия

Хирургия

Отоларингология

Терапия

Стоматология

детская

Стоматология

ортопедическая

Урология

Ортодонтия

Стоматология терапевтическая

Челюстно-лицевая хирургия

Дерматовенерология

Акушерство и гинекология

□ 406

□ 406

406

406 Z1 415

Ц 470

430

410

40

40

430 6

] 520

0

100

200

300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

400

500

600

Стоимость, тыс. руб.

Рис. 7. Стоимость обучения на платной основе в ординатуре в МГМСУ им. А.И. Евдокимова в 2022/2023 учебном году

0

мы в рамках повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования. С другой стороны, массовизация позволяет образовательным организациям создавать образовательные программы, которые удовлетворяют отрасль здравоохранения, и стоматологическое образование - не исключение. Стандартизация высшего стоматологического образования в нашей стране также обусловлена практикой поступления в вузы на основании результатов Единого государственного экзамена [15]. Указанные выше факторы способствуют увеличению количества организаций, осуществляющих подготовку специалистов стоматологического профиля, в то же время увеличивается и количество обучающихся. Несмотря на высокую стоимость обучения, абитуриентов, подающих документы в вузы, больше, чем мест, поэтому наблюдается тенденция к сокращению бюджетных мест и принятию студентов с низкими баллами на контрактную основу. Например, минимальная сумма проходных баллов на платной основе по образовательной программе «Стоматология» в МГМСУ им. А.И. Евдокимова и КБГУ им. Х.М. Бербекова - 166, при этом в единый государственный экзамен входят 3 предмета: русский язык, химия, биология. Согласно приемной кампании 2021 г., в МГМСУ им. А.И. Евдокимова на 111 бюджетных мест подали 2482 абитуриента, конкурс составил 22 человека на место, а на 450 мест за счет внебюджетных средств подали 1288 человек, внебюджетный конкурс составил 3 абитуриента на место. Согласно данным приемной кампании 2021 г., в КБГУ им. Х.М. Бербекова бюджетных мест не было выделено, прием абитуриентов осуществлялся на 120 мест за счет внебюджетных средств.

На рис. 4 и 5 представлена стоимость обучения за счет внебюджетных средств. Если

в региональном классическом университете (КБГУ им. Х.М. Бербекова) на себя обращает внимание незначительная разница в стоимости обучения по медицинским специальностям, то в столичном профильном МГМСУ им. А.И. Евдокимова стоимость обучения по специальности «Стоматология» значительно выше и составляет 470 тыс. руб. [7, 8].

На рис. 6 и 7 представлена стоимость обучения в ординатуре по стоматологическим и другим клиническим специальностям. И в классическом, и в медицинском университете следует отметить, что в прейскуранте на оказание платных образовательных услуг самая высокая стоимость у образовательных программ по специальности «Ортодонтия». При этом разрыв стоимости между «Орто-донтией» и следующей по стоимости программой в МГМСУ им. А.И. Евдокимова составляет 50 тыс. руб., а в КБГУ им. Х.М. Бербекова - 86 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам анализа причин выбора профессии и востребованности стоматологических специальностей у абитуриентов следует, что основным фактором выбора дальнейшей профессии является финансовая обеспеченность специалистов. Высокий конкурс на обучение по стоматологическим специальностям на уровне специалитета на примере приемной кампании в 2022 г. был зафиксирован в КБГУ им. Х.М. Бербекова и МГМСУ им. А.И. Евдокимова, что подтверждает стремление обучающихся работать в данной сфере. Высокий спрос на обучение, себестоимость реализации образовательных программ и потребность работодателей влияют на стоимость обучения, которая среди остальных специальностей выше по специальности «Стоматология», а среди специальностей ордина-

туры - «Ортодонтия». Кроме стандартных результатов выпускных экзаменов после общего образования и результатов аккредитации после специалитета, для поступления в стоматологические вузы следует вводить оценку профессиональной пригодности и профориентационные мероприятия. Стоимость обучения по программам стома-

тологического профиля высокая, обучение продолжительное и трудоемкое, а ставки при лечении пациентов высоки, поэтому, чтобы снизить риски профессионального выгорания и дальнейшей несостоятельности как специалиста, следует более тщательно подходить к профессиональному отбору кандидатов для обучения.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ханиев Анзор Анатольевич (Anzor A. Khaniev)* - врач-стоматолог, магистр программы «Управление и экономика здравоохранения» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация E-mail: AlimentiO70mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3072-4144

Гасанбеков Имамудин Межлумович (Imamudin M. Gasanbekov) - ординатор ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: imam_postuplenie0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1969-2628

Лопатин Захар Вадимович (Zakhar V. Lopatin) - кандидат медицинских наук, начальник учебного управления, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им. С.М. Рысса ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: Zakhar.vadimovich0gmail.com https://orcid.org/0000-0001-7283-9911

ЛИТЕРАТУРА

1. Daud A., Matoug-Elwerfelli M., Du X. et al. A qualitative enquiry into dental students' perceptions of dentistry as a career choice in the State of Qatar // BMC Med Educ. 2022. Vol. 22, N 1. P. 452.

2. Lal P., Malhotra C., Nath A., Malhotra R., Ingle GK. Career aspirations and apprehensions regarding medical education among first year medical students in Delhi // Indian J Community Med. 2007. Vol. 32. P. 217-218.

3. Clithero-Eridon A., Crandall C., Ross A. Future medical student practice intentions: the South Africa experience // BMC Med Educ. 2020. Vol. 434.

4. Avidan A., Weissman C., Elchalal U. et al. Medical specialty selection criteria of Israeli medical students early in their clinical experience: subgroups // Isr J Health Policy Res. 2018. Vol. 7, N 1. P. 20.

5. Адуева Т.П. Квалификация специалистов здравоохранения: допуск, номенклатура, аттестация: сб. нормативных документов. Москва: МЦФЭР, 2004. 480 с.

6. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / под ред. Г.Э. Улумбекова, В.А. Медик. 2-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 1 144 с.

7. Официальный сайт МГМСУ им. А.И. Евдокимова. URL: https://www.msmsu.ru/ (дата обращения 30.1 1.2022]

8. Официальный сайт Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. URL: https://kbsu. ru/ (дата обращения 30.1 1.2022]

9. Репринцева Е.В. Оценка Изменений В Кадровом Обеспечении Российского Рынка Стоматологических Услуг // АНИ: экономика и управление. 2020. № 1 (30].

*Автор для корреспонденции.

10. Пост-релиз по итогам пресс-конференции Главного стоматолога МЗ РФ, ректора МГМСУ, Президента Общества Врачей России [ОВР], член-корреспондента РАН Янушевича О.О. и Президента СтАР, директора НИИАМС В.В. Садовского. URL: https://dentalcommunity.ru/common/1661/ [дата обращения 30.1 1.2022]

11. Интерактивный ресурс Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Карта вузов». URL: https://map.obrnadzor.gov.ru/ [дата обращения 30.1 1.2022]

12. Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 227н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог»» [Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2016 N 42399]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199094 [дата обращения 30.1 1.2022]

13. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo. ru/fgosvo/index/9/188 [дата обращения 30.1 1.2022]

14. Российский статистический ежегодник 2021 г., Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. Москва. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 [дата обращения 30.1 1.2022]

15. Нурмухаметова В.В. Социально-философские аспекты образования как фактора обеспечения социальной мобильности в современном обществе. Казань: Издательство «Познание», 2019. 100 с.

REFERENCES

1. Daud A., Matoug-Elwerfelli M., Du X. et al. A qualitative enquiry into dental students' perceptions of dentistry as a career choice in the State of Qatar. BMC Med Educ. 2022; 22 (1): 452.

2. Lal P., Malhotra C., Nath A., Malhotra R., Ingle GK. Career aspirations and apprehensions regarding medical education among first year medical students in Delhi. Indian J Community Med. 2007; 32: 217-8.

3. Clithero-Eridon A., Crandall C., Ross A. Future medical student practice intentions: the South Africa experience. BMC Med Educ. 2020; 434.

4. Avidan A., Weissman C., Elchalal U. et al. Medical specialty selection criteria of Israeli medical students early in their clinical experience: subgroups. Isr J Health Policy Res. 2018; 7 (1): 20.

5. Adueva T.P. Qualification of healthcare professionals: admission, nomenclature, certification: collection of regulatory documents. Moscow: ICFER, 2004. 480 p. (in Russian)

6. Public health and healthcare. National Leadership / in G.E. Ulumbekov, V.A. Medik ed. 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2022. 1 144 p. (in Russian)

7. Official website of the Moscow State Medical University named after A.I. Evdokimov. URL: https://www.msmsu.ru/ (date of access 30.1 1.2022) (in Russian)

8. Official website of Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. URL: https://kbsu.ru/ (date of access 30.1 1.2022) (in Russian)

9. Reprintseva E.V. Evaluation Of Changes In The Staffing Of The Russian Market Of Dental Services. ANI: ekonomika i upravlenie [ANI: Economics and Management]. 2020; 1 (30). (in Russian)

10. Post-release on the results of the press conference of the Chief Dentist of the Ministry of Health of the Russian Federation, Rector of the Moscow State Medical University, President of the Society of Physicians of Russia (OVR), Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences O.O. Yanushevich and President of StAR, Director of NIIAMS V.V. Sadovsky. URL: https://dentalcommunity.ru/common/1661/ (date of access 30.1 1.2022) (in Russian)

11. Interactive resource of the Federal Service for Supervision of Education and Science «Map of universities». URL: https://map.obrnadzor.gov.ru/ (date of access 30.1 1.2022) (in Russian)

12. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 10.05.2016 N 227n «On approval of the professional standard «Dentist» (Registered with the Ministry of Justice of Russia 02.06.2016 N 42399). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199094 (date of access 30.1 1.2022) (in Russian)

13. Portal of Federal state educational standards of higher education. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/9Z188 (date of access 30.1 1.2022) (in Russian)

14. Russian Statistical Yearbook 2021, Federal State Statistics Service (Rosstat). Moscow. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/210/document/12994 (date of access 30.1 1.2022) (in Russian)

15. Nurmukhametova V.V. Socio-philosophical aspects of education as a factor of ensuring social mobility in modern society. Kazan: Publishing House «Cognition», 2019. 100 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.