Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ОРДИНАТУРА / АНКЕТИРОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАСТАВНИЧЕСТВО / КАРЬЕРА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

Получение высшей специальности в стоматологии требует изучения новых и совершенствования имеющихся практических и клинических навыков и умений. Смена профессии из общей стоматологии в узконаправленную стоматологическую практику требует значительных вложений времени, финансов и смены привычного образа жизни. Целью настоящего исследования была оценка факторов мотивации студентов стоматологического факультеты к прохождению программы профессиональной подготовки и выявление проблем до начала обучения. Нами был разработан опрос, состоящий из трех частей, изучающий мотивацию к получению узкой специализации, опасения по поводу получения узконаправленной специализации и качества жизни и обучения врачей ординаторов. Мотивационный аспект анкеты был сформулирован на основе анкетирования при подаче заявки на программу обучения в ординатуре. Основным фактором для получения узкой специальности была интеллектуальная стимуляция, заключающаяся в повышении качества оказания высококвалифицированной стоматологической помощи. Большинство участников отметили, что они решили специализироваться только после окончания стоматологического факультета (62,5%), некоторые приняли решение во время обучения в медицинском университете (30,2%) и небольшой процент приняли решение еще до поступления в медицинский университет (7,3%). Понимание мотивации ординаторов является неотъемлемой частью для помощи стоматологическим программам в наставничестве студентов в их будущей карьере, повышения квалификация и уровня оказания стоматологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY TO PASS THE PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM

Obtaining a higher specialty in dentistry requires studying new and improving existing practical and clinical skills and abilities. Changing the profession from general dentistry to a narrowly focused dental practice requires a significant investment of time, finances and a change in the usual lifestyle. The purpose of this study was to assess the factors of motivation of students of the Faculty of Dentistry to pass the professional training program and identify problems before the start of training. We have developed a three-part survey that examines the motivation for obtaining a narrow specialization, concerns about obtaining a narrow specialization, and the quality of life and training of resident doctors. The motivational aspect of the questionnaire was formulated on the basis of the questionnaire when applying for the residency program. The main factor for obtaining a narrow specialty was intellectual stimulation, which consists in improving the quality of providing highly qualified dental care. The majority of participants noted that they decided to specialize only after graduating from the Faculty of Dentistry (62.5%), some made the decision while studying at a medical university (30.2%) and a small percentage made the decision before entering a medical university (7.3%). Understanding the motivation of residents is integral to helping dental programs mentor students in their future careers, improving their qualifications, and improving the level of dental care delivery.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

SERIKOV Vadim Sergeevich

MOTIVATION OF STUDENTS OF THE FACULTY...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" 47 П49 IH fTl I 02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

У/JP-JI- |(сс) VXJ С5У Tbs is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0061 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Автор (ы) 2021 SPIN: 8707-9340 AuthorlD: 776180 ORCID: 0000-0001-5559-9653

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Стоматология детского возраста» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Аннотация. Получение высшей специальности в стоматологии требует изучения новых и совершенствования имеющихся практических и клинических навыков и умений. Смена профессии из общей стоматологии в узконаправленную стоматологическую практику требует значительных вложений времени, финансов и смены привычного образа жизни. Целью настоящего исследования была оценка факторов мотивации студентов стоматологического факультеты к прохождению программы профессиональной подготовки и выявление проблем до начала обучения. Нами был разработан опрос, состоящий из трех частей, изучающий мотивацию к получению узкой специализации, опасения по поводу получения узконаправленной специализации и качества жизни и обучения врачей ординаторов. Мотивационный аспект анкеты был сформулирован на основе анкетирования при подаче заявки на программу обучения в ординатуре. Основным фактором для получения узкой специальности была интеллектуальная стимуляция, заключающаяся в повышении качества оказания высококвалифицированной стоматологической помощи. Большинство участников отметили, что они решили специализироваться только после окончания стоматологического факультета (62,5%), некоторые приняли решение во время обучения в медицинском университете (30,2%) и небольшой процент приняли решение еще до поступления в медицинский университет (7,3%). Понимание мотивации ординаторов является неотъемлемой частью для помощи стоматологическим программам в наставничестве студентов в их будущей карьере, повышения квалификация и уровня оказания стоматологической помощи.

Ключевые слова: стоматология, методология, педагогика, психология, ординатура, анкетирования, мотивация, профессиональная подготовка, наставничество, карьера, специализация, студенты, медицина.

MOTIVATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY TO PASS THE PROFESSIONAL

TRAINING PROGRAM

© Author (s) 2021

SERIKOV Vadim Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor of the Department

"Stomatology of children's age" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Abstract. Obtaining a higher specialty in dentistry requires studying new and improving existing practical and clinical skills and abilities. Changing the profession from general dentistry to a narrowly focused dental practice requires a significant investment of time, finances and a change in the usual lifestyle. The purpose of this study was to assess the factors of motivation of students of the Faculty of Dentistry to pass the professional training program and identify problems before the start of training. We have developed a three-part survey that examines the motivation for obtaining a narrow specialization, concerns about obtaining a narrow specialization, and the quality of life and training of resident doctors. The motivational aspect of the questionnaire was formulated on the basis of the questionnaire when applying for the residency program. The main factor for obtaining a narrow specialty was intellectual stimulation, which consists in improving the quality of providing highly qualified dental care. The majority of participants noted that they decided to specialize only after graduating from the Faculty of Dentistry (62.5%), some made the decision while studying at a medical university (30.2%) and a small percentage made the decision before entering a medical university (7.3%). Understanding the motivation of residents is integral to helping dental programs mentor students in their future careers, improving their qualifications, and improving the level of dental care delivery.

Keywords: dentistry, methodology, pedagogy, psychology, residency, questionnaires, motivation, professional training, mentoring, career, specialization, students, medicine.

ВВЕДЕНИЕ.

Специальность требует изучения новых и совершенствования имеющихся конкретных навыков. Смена профессии из общей стоматологии в специализированную требует значительных вложений времени, финансов и образа жизни. Наличие уникальных специальных навыков, интеллектуальная стимуляция и сложные диагностические проблемы были общими факторами, которые повлияли на решение студентов-стоматологов о выборе специальности. Финансовая выгода также является частой причиной, поскольку специальности, предполагающие более высокую заработную плату, более популярны среди студентов-стоматологов. Тем не менее, стоимость обучения и высокая задолженность по образованию могут также отпугнуть выпускников от продолжения академической, исследовательской или специальной подготовки и вместо этого начать частную общую стоматологическую практику после получения стоматологического образования. Образ жизни аспирантов стоматологических специальностей может быть стрессовым.

Среди стоматологов преобладают высокие уровни стресса и выгорания, что объясняется большой нагрузкой и нехваткой времени для отдыха. Тем не менее, имеется мало информации об их опасениях по поводу начала и прохождения специальной подготовки, такой как беспокойство по поводу финансов, баланса работы и личной жизни, ожиданий по поводу программы обучения или личных отношений [1-12].

Многие исследования по этим темам отражают интересы только студентов-стоматологов и недавних выпускников, которые еще не были приняты в специальную программу или лиц, представляющих одну специальность. Отсутствуют исследования в отношении стажеров по другим программам специальной подготовки, поэтому важно определить мотивацию и озабоченность нынешних стажеров в рамках специальной программы, потому что ответы на эти темы с большей вероятностью будут обоснованы, чем намерения студентов-стоматологов по специальности. Знания, касающиеся их мотивации к специализации, важны для улучшения стомато-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО...

логических программ для наставничества студентов в их будущей карьере, улучшения отбора кандидатов на стоматологические специальности в ординатуре и определения ключевых областей для оказания поддержки до или во время программы [13-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью настоящего исследования - оценка факторов мотивации студентов стоматологического факультеты к прохождению программы профессиональной подготовки и выявление проблем до начала обучения. Нами был разработан опрос, состоящий из трех частей, изучающий мотивацию к получению узкой специализации, опасения по поводу получения узконаправленной специализации и качества жизни и обучения врачей ординаторов. Мотивационный аспект анкеты был сформулирован на основе личных соображений основного автора при подаче заявки на программу обучения в ординатуре. Это была предварительная и основная анкета, которая не прошла валидацию и, таким образом, может иметь некоторую потенциальную предвзятость. Ответы были структурированы путем разделения их на подтемы в рамках основной темы «Мотивации к специализации», включая выбор времени для специализации, факторы, влияющие на решение, и опасения участников по поводу специализации, на которые, возможно, частично повлияла степень воздействия с точки зрения знаний и опыт, который участники имели до начала учебной программы. Опрос был разработан для изучения различных тем, включая мотивацию и качество жизни. В данной статье основное внимание уделяется мотивационным аспектам анкеты. Связи между категориальными переменными были проверены на статистическую значимость (р <0,05) с помощью анализа хи-квадрат.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Мотивационный аспект анкеты был сформулирован на основе анкетирования при подаче заявки на программу обучения в ординатуре. Основным фактором для получения узкой специальности была интеллектуальная стимуляция, заключающаяся в повышении качества оказания высококвалифицированной стоматологической помощи. Большинство участников отметили, что они решили специализироваться только после окончания стоматологического факультета (62,5%), некоторые приняли решение во время обучения в медицинском университете (30,2%) и небольшой процент приняли решение еще до поступления в медицинский университет (7,3%). Понимание мотивации ординаторов является неотъемлемой частью для помощи стоматологическим программам в наставничестве студентов в их будущей карьере, повышения квалификация и уровня оказания стоматологической помощи. Для анализа было доступно 97 ответов. Это из возможных 181. Половине участников было от 24 до 29 лет. Мужчин было 59, женщин - 38. Интеллектуальная стимуляция, страсть к этой специальности, недостаток удовольствия от работы стоматологом-терапевтом, наставничество и личный опыт в этой специальности - вот пять основных причин, побудивших большинство стажеров продолжить обучение по специальности в ординатуре. Основным фактором для получения специальности была интеллектуальная стимуляция. Большинство участников отметили, что они решили специализироваться только после окончания стоматологического факультета (62,5%), некоторые приняли решение во время обучения основной специальности (30,2%) и небольшой процент приняли решение еще до медицинского университета (7,3%).

Хотя стажеры в возрасте > 40 лет больше всего беспокоились об уровне обучения, необходимом для прохождения курса, разница в уровнях озабоченности между возрастными группами не была значительной. Количество лет, прошедших с момента обучения в университете, не было значительным фактором, связанным с опасениями по поводу необходимого объема обучения. Интересным открытием была тесная корреляция

между статусом личных отношений и опасениями по поводу объема исследования. Участники, которые разведены были наиболее обеспокоены, в то время как их одинокие коллеги были наименее обеспокоены (41,5%) требованиями исследования. Хотя это было значительным в статистическом смысле, критически важным является небольшой размер выборки (2 из 97 участников), что означает, что оценки могут быть нестабильными и, следовательно, должны интерпретироваться с осторожностью. Более трех четвертей участников (77,1%) сообщили, что беспокоились о своих финансах во время программы. Однако возрастной диапазон был значимым фактором, связанным с финансовыми проблемами (Р <0,05). Все участники в возрасте от 40 лет были «умеренно или чрезвычайно озабочены» финансами, за ними следовали участники в возрасте от 30 до 34 лет (90,9%) и от 35 до 39 лет (77,8%). Участники в возрасте 25-29 лет меньше всего беспокоились о своих финансах (66%) во время курса. Существовала значительная связь между статусом личных отношений и финансовыми проблемами. Стажеры, которые были «в отношениях», меньше всего беспокоились о своих финансах (61,5%) по сравнению с их «холостыми» коллегами (66,7%). Тем не менее, участники, которые были женаты (90,9%) или разведены (100%), были наиболее обеспокоены финансами. Большинство стажеров-пародонтологов и ортодонтов считали, что у них ограниченный опыт работы по специальности в качестве стоматологов общего профиля (91,7% и 90,5% соответственно). Точно так же большинство стажеров-специалистов по хирургической медицине (75%) также отметили отсутствие опыта по своей специальности. Напротив, большинство слушателей программы эндодонтии и лечения лиц с особыми потребностями чувствовали себя адекватно знакомыми со своими специальностями, работая стоматологами общего профиля (11,1% и 20% соответственно) (р <0,0001).

В то время как предыдущие исследования предоставили ценную информацию о восприятии студентами-стоматологами аспирантуры стоматологического образования, эти отчеты принадлежат студентам-стоматологам и недавним выпускникам, которые не зачислены на специальную программу, и указывают только на намерение специализироваться.

Немногим более половины слушателей (61%) были серьезно обеспокоены требуемым уровнем обучения. Хотя это может быть связано с множеством причин, включая озабоченность по поводу способности сбалансировать свою личную жизнь и требований специальной программы, важно учитывать это при управлении обучаемыми в программе обучения. Уровень интереса к исследованию был в значительной степени связан с такими переменными, как количество лет, прошедших с момента окончания стоматологического факультета, или возрастной диапазон. Исследования, посвященные изучению уровней стресса у студентов-стоматологов, показали, что у студентов общий высокий уровень стресса, особенно связанный с академической и клинической нагрузкой, но уровни стресса различаются между уровнями года. Однако было невозможно напрямую сравнить эти результаты с результатами настоящего исследования из-за разницы между стоматологическими программами основного обучения и последипломного образования. Первый начинается с академических исследований и постепенно включает в себя клиническую подготовку, а второй - одновременно. Противоположная интерпретация состоит в том, что почти половина слушателей (49%) не были обеспокоены объемом обучения, необходимого в программе обучения, поскольку они уже предполагали, что потребуется работа.

Семейное положение было важной переменной для уровня обеспокоенности исследования. Все учащиеся, которые были разведены или разлучены, испытывали наибольшее беспокойство по поводу учебы по сравнению с одинокими стажерами (41,5%). Это могло быть

245

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

SERIKOV Vadim Sergeevich

MOTIVATION OF STUDENTS OF THE FACULTY... связано с дополнительными личными обязательствами обучающихся, которые разведены / разлучены, но текущие данные не позволяют провести дальнейший анализ этого вывода, а также не было предыдущих исследований, подтверждающих эти результаты.

Обеспечение баланса между работой и личной жизнью во время программы было серьезной проблемой для ординаторов. Наблюдалась тесная корреляция между программой специальности и различиями в вопросах баланса между работой и личной жизнью. Количество лет в программе также было важной переменной, связанной с разным уровнем беспокойства по поводу баланса работы и личной жизни во время программы. Наибольшее беспокойство по этому поводу у слушателей третьего курса (75%) по сравнению с учениками первого и второго года обучения (66,7% и 61%) соответственно. Возможное объяснение может заключаться в том, что стажеры третьего курса уже переносили эти стрессы в течение последних 2 лет. Возможно, это уже повлияло на их личные отношения, что может усугубиться дополнительным стрессом, связанным с выполнением их обязательных клинических и академических требований и, возможно, даже перспективами трудоустройства.

В целом 68,8% стажеров считали, что у них были минимальные знания о своей специальности во время учебы в стоматологии. Интересно, что разница в этом восприятии была значительной между разными специальностями. Стажеры по специальностям ортодонтия, хирургия и детская стоматология считали, что они в наибольшей степени знакомы со своими специальностями в качестве студентов-стоматологов, в отличие от стажеров-эндодонтистов и ортопедов. Поскольку большинство студентов заканчивают обучение и становятся стоматологами общего профиля, директорам программ необходимо было расставить приоритеты и обеспечить компетентность в определенных областях стоматологии, которые обычно выполняются в общей практике, таких как эндодонтия и протезирование. Следовательно, Студенты-стоматологи могут быть ознакомлены только с теоретическими концепциями других специальностей, но их требования к клинической практике могут быть чрезмерными по сравнению с учебной программой.

ВЫВОДЫ.

Специальная стоматологическая подготовка требует самоотверженности, целеустремленности и жертв от стажеров, которые, следовательно, требуют правильной мотивации. Настоящее исследование подчеркивает, что страсть к специальности и интеллектуальное стимулирование были основными мотивами для стажеров к специализации. Однако во время учебной программы высказывались опасения по поводу необходимого объема обучения, финансов и баланса работы и личной жизни. Большинство стажеров планировали работать в частной практике после окончания учебы, и лишь немногие желали рассматривать академические должности. Рассмотрение кандидатов, которые увлечены исследованиями или академическими кругами во время процесса отбора, или поощрение интереса к этим областям во время учебной программы может решить эту проблему. Стажеры-специалисты - это ценные стоматологи, которые внесут свой вклад в развитие стоматологического сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса к процессу обучения в университете / А.Э. Бондарева, О.В. Ирышкова, Д.С. Тишков и др. // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12-5. - С. 672

2. Тишков Д.С., Пихур О.Л., Брусенцова А.Е., Чевычелова О.Н. Эргономические аспекты в работе врача-стоматолога терапевтического профиля. Институт стоматологии. - 2019. - № 4 (85). - С. 41-43.

3. Бородина К.М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов // Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

4. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного ин-тегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

(21). С. 269-272.

5. Тишков Д.С., Перетягина И.Н. Симуляционное обучение как эффективный метод практической подготовки // Карельский научный журнал.-2020. - Т. 9. № 2 (31). - С. 22-24.

6. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

7. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Academia, 2019. - 352 c.

8. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

9. Дубровина И.В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 1990. — 464 с.

10. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. - n 2. - с. 40-42.

11. Тишков Д.С. Изучение факторов, влияющих на успеваемость студентов медицинского вуза //Балтийский гуманитарный журнал. -2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 181-183.

12. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р. 60—73.

13. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

14. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

15. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. - М.: Academia, 2017. - 312 c.

16. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. М.: Academia, 2015. - 16 c.

17. Тишков Д.С. Систематический обзор интерактивных приложений компьютерной модели реальности для высшего медицинского образования // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. Т. 9. - № 4 (33). - С. 182-184.

18. Zhang X. Thoughts on improving the quality of undergraduate theses //J Inn Mong Normal Univ (Educ Sci Ed), 26 (3).2013. pp. 99-101

19. Бодина О.В., Тишков Д.С. Профессионально-этические проблемы при подготовке специалистов-стоматологов в медицинских вузах и их решение. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. - 2019. - № 2. - С. 39-43.

20. Тишков Д.С. Анализ прочности на изгиб и пористости высокопорошковых жидких и модифицированных смолой стеклоиономерных цементов. Региональный вестник. - 2020. - № 8 (47). - С. 6-7.

21. Тишков Д.С. Изучение ассоциации нейроповеденческих качеств и когнитивных способностей, приводящих к академическим достижениям в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. -2020. - Т. 9. - № 4 (33). - С. 185-187.

Статья поступила в редакцию 27.01.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.