Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / МЕДИЦИНА / СТОМАТОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ОРДИНАТОРЫ / ИНТЕРНЕТ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

В настоящее время существует множество профессиональных карьер, поэтому выбор профессии играет важную роль в формировании компетенции будущего студента. Цель настоящего исследования - оценка факторов, влияющих на выбор стоматологии в качестве карьеры, а также на выбор будущей узкой специальности после основного образования среди студентов старших курсов стоматологического факультета. В ходе исследования был создан макет анкеты, которая содержала 50 вопросов социопсихологического фактора. Форма вопросника была загружена в MOOD с учебного форума студентов (электронное обучение), затем студентов попросили заполнить форму анонимно и отправить обратно. Из общего количества студентов, участвующих в опросе, 90,5% студентов полностью заполнили анкету, как они видят свое будущее. 67% студентов выбрали стоматологию по собственному желанию, 20,1% - из-за давления со стороны семьи и только 12,8% - из-за своей успеваемости в средней школе. В результате ортопедическая стоматология является популярной специальностью среди студентов, которые стремились продолжить последипломное образование (23,8%), в то время как терапевтическая стоматология заняла второе место по популярности (22,7%), а челюстно-лицевая хирургия заняла третье место (11%). Таким образом, большинство опрошенных студентов считают, что они получили достаточно мотивации для принятия решения о планах на будущее в профессиональной карьере врача стоматолога, в то время как 40% студентов принимали во внимание советы преподавателей, академическую успеваемость в узкой сфере со стороны преподавателей, что оказало наибольшее влияние на выбор дальнейшей профессии, а не рекомендации практикующих стоматологов, членов семьи или друзей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL REASONS FOR CHOOSING THE SPECIALTY OF DENTISTRY AS A PROFESSIONAL CAREER AND FACTORS INFLUENCING THE CHOICE OF SPECIALTY AMONG GRADUATE STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY

Currently, there are many professional careers, so the choice of profession plays an important role in shaping the competence of the future student. The purpose of this study is to assess the factors that influence the choice of dentistry as a career, as well as the choice of a future narrow specialty after basic education among senior students of the Faculty of Dentistry. In the course of the study, a mock questionnaire was created, which contained 50 questions of the sociopsychological factor. The questionnaire form was uploaded to MOOD from the Student Learning Forum (e-learning), then students were asked to fill out the form anonymously and send it back. Of the total number of students participating in the survey, 90.5% of students completed the questionnaire in full, as they see their future. 67% of students chose dentistry on their own, 20.1% - because of family pressure and only 12.8%-because of their performance in high school. As a result, orthopedic dentistry is a popular specialty among students who sought to pursue postgraduate education (23.8%), while therapeutic dentistry ranked second in popularity (22.7%), and maxillofacial surgery ranked third (11%). Thus, the majority of students surveyed believe that they received enough motivation to decide on future plans for a professional career as a dentist, while 40% of students took into account the advice of teachers, academic performance in a narrow field from teachers, which had the greatest impact on the choice of further profession, and not the recommendations of practicing dentists, family members or friends.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА ...

УДК 37.013.004.8.

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0057

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

© Автор (ы) 2021 SPIN: 8707-9340 AuthorlD: 776180 ORCID: 0000-0001-5559-9653

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Стоматология детского возраста» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Аннотация. В настоящее время существует множество профессиональных карьер, поэтому выбор профессии играет важную роль в формировании компетенции будущего студента. Цель настоящего исследования - оценка факторов, влияющих на выбор стоматологии в качестве карьеры, а также на выбор будущей узкой специальности после основного образования среди студентов старших курсов стоматологического факультета. В ходе исследования был создан макет анкеты, которая содержала 50 вопросов социопсихологического фактора. Форма вопросника была загружена в MOOD с учебного форума студентов (электронное обучение), затем студентов попросили заполнить форму анонимно и отправить обратно. Из общего количества студентов, участвующих в опросе, 90,5% студентов полностью заполнили анкету, как они видят свое будущее. 67% студентов выбрали стоматологию по собственному желанию, 20,1% - из-за давления со стороны семьи и только 12,8% - из-за своей успеваемости в средней школе. В результате ортопедическая стоматология является популярной специальностью среди студентов, которые стремились продолжить последипломное образование (23,8%), в то время как терапевтическая стоматология заняла второе место по популярности (22,7%), а челюстно-лицевая хирургия заняла третье место (11%). Таким образом, большинство опрошенных студентов считают, что они получили достаточно мотивации для принятия решения о планах на будущее в профессиональной карьере врача стоматолога, в то время как 40% студентов принимали во внимание советы преподавателей, академическую успеваемость в узкой сфере со стороны преподавателей, что оказало наибольшее влияние на выбор дальнейшей профессии, а не рекомендации практикующих стоматологов, членов семьи или друзей.

Ключевые слова: дистанционное обучения, педагогика, методология, психология, образование, формат обучения, медицина, стоматология, студенты, ординаторы, интернет, непрерывное медицинское образование, специализация, профессиональная карьера, интеграция науки и практики.

MOTIVATIONAL REASONS FOR CHOOSING THE SPECIALTY OF DENTISTRY AS A PROFESSIONAL CAREER AND FACTORS INFLUENCING THE CHOICE OF SPECIALTY AMONG GRADUATE

STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY

©The Author(s) 2021

SERIKOV Vadim Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor of the Department «Stomatology of children's age» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Abstract. Currently, there are many professional careers, so the choice of profession plays an important role in shaping the competence of the future student. The purpose of this study is to assess the factors that influence the choice of dentistry as a career, as well as the choice of a future narrow specialty after basic education among senior students of the Faculty of Dentistry. In the course of the study, a mock questionnaire was created, which contained 50 questions of the sociopsycho-logical factor. The questionnaire form was uploaded to MOOD from the Student Learning Forum (e-learning), then students were asked to fill out the form anonymously and send it back. Of the total number of students participating in the survey, 90.5% of students completed the questionnaire in full, as they see their future. 67% of students chose dentistry on their own, 20.1% - because of family pressure and only 12.8%-because of their performance in high school. As a result, orthopedic dentistry is a popular specialty among students who sought to pursue postgraduate education (23.8%), while therapeutic dentistry ranked second in popularity (22.7%), and maxillofacial surgery ranked third (11%). Thus, the majority of students surveyed believe that they received enough motivation to decide on future plans for a professional career as a dentist, while 40% of students took into account the advice of teachers, academic performance in a narrow field from teachers, which had the greatest impact on the choice of further profession, and not the recommendations of practicing dentists, family members or friends.

Keywords: distance learning, pedagogy, methodology, psychology, education, training format, medicine, dentistry, students, residents, Internet, continuing medical education, specialization, professional career, integration of science and practice.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время существует множество профессиональных карьер, поэтому выбор правильной карьеры играет важную роль в формировании будущего студента. Кроме того, выбор будущей специальности для студентов медицинской профессии представляет большой интерес для преподавателей и приемных комиссий, особенно в области стоматологии [1-8].

Студенты, которые выбирают стоматологию в качестве профессиональной карьеры, демонстрируют широкий спектр мотивационных факторов, и, поскольку доминирующие мотивационные факторы могут меняться со временем и в разных странах, поиск понимания те-

кущих мотивов для работы в стоматологической медицинской помощи имеет решающее значение для здравоохранения и могут привести к серьезным изменениям в политике стоматологического образования [9-12].

Стоматология предоставляет широкий спектр карьерных и деловых возможностей как врача общей практики, так и специалиста. На решение студентов о мотивации и причинах выбора конкретной медицинской специальности влияют многие факторы. Независимо от того, выбирает ли человек конкретную специальность на основании совета друзей или семьи, восхищения определенным наставником или искреннего интереса к специальности, существует несколько стимулов и фак-

SERIKOV Vadim Sergeevich

MOTIVATIONAL REASONS FOR CHOOSING ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

торов, которые сходятся воедино, чтобы принять окончательное решение. Хотя мотивация действительно различается в зависимости от специальности, она может включать выбор образа жизни, возможность частной практики, интерес к конкретным заболеваниям, разнообразный объем практики, интерес к исследованиям и преподаванию или получение более высокого дохода. Также необходимо осознавать важность выбора специальности в будущем и влияние этих решений на рабочую силу стоматологов [13-18].

Это порождает ключевой вопрос: может ли рабочая сила удовлетворить потребности пациентов на национальном уровне, учитывая постоянный рост населения, и, следовательно, могут ли стоматологические специальности удовлетворить не только потребности населения, но и желания студентов. Многие страны провели исследования для определения факторов, которые побудили людей выбрать определенную специальность по сравнению с другими [19-22].

Целью нашего исследования было оценить мотива-ционные факторы, влияющие на выбор стоматологии в качестве карьеры, а также на выбор будущей специальности среди студентов выпускных курсов стоматологического факультета.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Это перекрестное исследование было проведено среди студентов выпускного курса стоматологического факультета. К участию в исследовании были приглашены все студенты пятого курса. После объяснения целей исследования участники были уверены в конфиденциальности собранной информации и в том, что они могут отказаться от участия в исследовании.

Форма анкеты (доступная у автора-корреспондента) была загружена на учебный форум студентов (электронное обучение), затем студентов попросили заполнить форму и сдать ее во время урока. 81 заполненная форма была возвращена, и только 19% студентов отказались от участия в исследовании без объяснения причин. Данные вводились вручную и анонимно сохранялись в электронном формате.

Подтверждение результатов опроса было проведено путем тщательного обзора, который показал, что в литературе нет конкретных отчетов о восприятии студентами стоматологических специальностей и скудных данных по анализу переменных, таких как демографические данные и факторы, влияющие на их специальность или карьеру.

В результате мы создали опрос совместно со студентами, которые вместе с исследовательской группой и статистиком проанализировали его содержание, чтобы убедиться, что вопросы были количественными и отражали правильную формулировку.

Опрос был разработан в форме контрольного списка, и он проходил следующим образом: изучались демографические данные, академические характеристики студентов, затем переходили к вопросам, исследующим их мотивационные факторы для выбора стоматологии в качестве карьеры в первую очередь, и, наконец, заканчивая вопросами об их будущем и карьерные планы.

Для числовых данных исследуемых групп рассчитывали значения среднего и стандартного отклонения. Описательная статистика была представлена как пропорции для категориальных переменных, с тестами хи-квадрат, выполняемыми, когда таблицы сопряженности имели любой размер ячейки п > 10, и точным критерием Фишера, когда п <10.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Студентки составили (49,2%), а студенты-юноши составили (50,8%) нашей выборки. Большинство участников были египтянами (97,8%). Значительная часть учащихся была зачислена в национальную систему образования в основном в частном секторе, а не в государственном секторе. В то время как международные системы образования отошли в конец списка, касающе-

гося категоризации образовательной системы. Довольно большая часть участников принадлежит к домохозяй-ствам, где материнское / отцовское образование получило высшее образование или аспирантуру.

Когда студентов спросили о факторах, повлиявших на их выбор стать стоматологом. Результаты были самыми высокими в пользу собственной воли студентов, за которой последовало давление со стороны семьи. В то время как выбор, продиктованный оценками в средней школе, получил наименьшее количество баллов.

В ходе анкетирования выявлено, когда респонденты были старшеклассниками, (26,7%) выразили сожаление по поводу того, что поступили в стоматологическую школу, в основном из-за того, что они вели стрессовый образ жизни, тогда как расходы на образование и длительная образовательная программа составляли значительную часть причины неудовлетворенности.

В соответствии с долей «неудовлетворенных» участников 26% студентов рассматривали возможность смены карьеры после окончания учебы. С другой стороны, почти 80% ответов были в пользу поиска области специализации через зачисление в ординатуру после окончания стоматологического факультета.

Ортопедическая стоматология стала самой популярной специальностью среди студентов, которые стремились продолжить последипломное образование, с общим количеством студентов 43 (23,8%), в то время как терапевтическая стоматология заняла второе место по популярности, поскольку ее выбрали 41 студент (22,7%), однако хирургия полости рта, заняла третье место.

Наблюдалась статистически значимая разница между мужчинами и женщинами в выборе фиксированного протезирования, а также в отношении патологии полости рта (значение р < 0,001)

Участники предпочли специальность в основном из-за того, что она была сложной, оказывала положительное влияние на жизнь их пациентов и решала интересные стоматологические проблемы, набрав 82 (45,6%), 78 (42,2%) и 54 (29,2%) соответственно. Ожидаемое финансовое вознаграждение обеспокоило 48 (25,9%) респондентов, 18,4% респондентов, выбравших определенную специальность, были под влиянием их образцов для подражания в профессии. Однако на их выбор в меньшей степени повлияли престиж специальности и продолжительность рабочего времени: 35 (18,9%) и 14 (7,6%). Однако статистически значимых различий между полами по причинам выбора специальности не было.

Множественный регрессионный анализ использовался для определения того, могут ли такие переменные, как пол, категория школы, образование отцов, образование матерей, присутствие родственников, которые работают в стоматологической сфере и внешние советы, могут повлиять на выбор старшекурсников поступать в ординатуру или нет.

Тем не менее, было обнаружено, что наиболее важной причиной для поступления в медицинский университет были «собственная воля студентов» и «предпочтения» (67%), за которыми следовало «влияние семьи» (20%). Косвенное влияние со стороны членов семьи, возможно, играет роль в формировании склонностей и отношения студентов к будущей карьере.

Наш опрос показал, что получение престижного профессионального статуса было наиболее часто выбираемым мотивационным фактором (70%) для поступления в медицинский университет. Финансовая безопасность, семейные проблемы и обеспечение относительно безопасной работы были следующими приоритетами в порядке убывания.

Что касается вариантов будущей карьеры, более трех четвертей исследовательской группы рассматривают специализацию, а не работу в качестве врачей общей практики, этот вывод явно противоречит результатам аналогичных исследований, где довольно высокий процент их групп, как правило, предпочитает общую прак-

252

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА ...

тику. Чрезмерная специализация, несмотря на более высокий профессиональный статус и годовой доход, который студенты могли зарабатывать, это было напрямую связано с увеличением платы за обучение и ограничениями по долгам, которые могли отрицательно повлиять на решения студентов, где оплата высшего образования в первую очередь зависит от стоимости, а это скорее заставляет их захотеть заняться частной практикой сразу после окончания учебы, чтобы выплатить долги. ВЫВОДЫ.

Множественный регрессионный анализ показал, что «Категория средней школы» показала статистическую значимость в прогнозе, p <0,05. Заключение: 67% наших респондентов считают, что они получили достаточно вдохновения и рекомендаций для принятия решения о планах на будущее, в то время как 39% этих учеников руководствовались со стороны преподавателей, что оказало наибольшее влияние, а не рекомендации практикующих стоматологов, членов семьи или друзей.

Почти три четверти студентов остались довольны своим решением поступить в медицинский университет, однако значительный процент (26%) студентов были недовольны своим выбором. Наиболее частой причиной был стрессовый образ жизни, который студенты ведут в школьные годы, это можно объяснить обширной учебной программой, которая включает в себя академические репетиторство, а также практическую подготовку по большинству специальностей со значительной нагрузкой.

Стоит упомянуть, что при изучении взглядов студентов на их планы на будущее, возможно, будет более уместным учесть, что некоторые студенты могут изменить свои планы в связи с практикой, по финансовым или социальным причинам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тишков Д.С. Интеграция гендерного аспекта в области исследований и инноваций у аспирантов и молодых ученых // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. № 3 (32). -С. 267-269

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 56-58.

3. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

4. Соловьёва К.О., Москаленко И.С. Непрерывное образование: перспективы подготовки научных кадров //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50-2. С. 127-132.

5. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60-73.

6. Кривдина Н.Д., Матвиенко Е.В., Хмелевская И.Г. Мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения и особенности воспитательной работы на педиатрическом факультете // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 28-31.

7. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы. М.: Русайнс, 2018. - 226 c.

8. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2016. - 256 c.

9. Тишков Д.С., Есаян З.В., БровкинаИ.ЛИспользование практи-ко-ориентированной направленности обучения при подготовке к первичной аккредитации студентов стоматологического факультета. — В сборнике: Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченкои, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. 2017. С. 592-596

10. Vygotsky L.S. Mind and society: The development of higher mental processes. 2008. р.341

11. Whitman NA.Peer teaching: To teach is to learn twice. 2016, р.54

12. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. М.: Дашков и Ко, 2013. - 298 c.

13. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Наставничество как решение задачи повышения профессиональной компетентности врача-стоматолога // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - 268с.

14. Репринцева Е.В. Сравнительная оценка обеспеченности врачами здравоохранения РФ и стран Европы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 240-243.

15. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2016. - 260 c.

16. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -

400 с.

17. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia, 2017. - 312 с.

18. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: Сфера, 2015. -327 c.

19. Тишков Д.С. Дистанционное обучение студентов с ограниченными возможностями //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. № 3 (32). - С. 261-263.

20. Тишков Д.С. Метакогнитивный анализ влияния нейробио-логического подхода на академическую успеваемость студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 4 (33). - С. 241-243.

21. Фирсов М.В. Социальная педагогика. М.: КноРус, 2017. - 397 с.

22. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания. М.: Инфра-М, 2017. - 56 с.

Статья поступила в редакцию 12.01.2021 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.