Научная статья на тему 'Характеристика зависимости индивидуальной оценки качества обучения по программе ординатуры в контексте трудоустройства выпускников ВГМУ им. Н. Н. Бурденко'

Характеристика зависимости индивидуальной оценки качества обучения по программе ординатуры в контексте трудоустройства выпускников ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДИНАТУРА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТОМАТОЛОГИЯ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / АНКЕТИРОВАНИЕ / RESIDENCY / QUALITY OF EDUCATION / DENTISTRY / POSTGRADUATE EDUCATION / EVALUATION FACTORS / EMPLOYMENT / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плотникова Ирина Егоровна, Лунина Наталия Александровна, Гавриш Артем Вадимович, Берлева Светлана Юрьевна

При попытке подбора объективных критериев оценки качества предоставляемых образовательных услуг может возникать ощутимый методологический дефицит оценочных средств. Возможные результаты социологических и статистических исследований подвержены воздействию огромного массива рыночных, кадровых и психологических факторов, требующих отдельного рассмотрения и интерпретации. Данный диспаритет становится очевидным при оценке качества последипломного образования среди специальностей стоматологического профиля. Среди причин возникновения данных проблем можно выделить ряд факторов, связанных с высокой рыночной конкуренцией в сфере кадровой политики медицинских организаций и непосредственного качества оказания медицинской помощи населению. Наиболее доступным методом, дающим возможность произвести анализ качества реализации последипломного образования на уровне отдельных образовательных учреждений, является социологическое исследование по типу анкетирования. Авторами статьи был проведен анализ анонимных анкет респондентов, являющихся обучающимися по программе "Ординатура" первого и второго года обучения по специальностям стоматологического профиля, и окончивших обучение по данной программе. В статье приведены статистические результаты, указывающие на достоверно определимую тенденцию к повышению субъективной оценки качества как теоретической, так и практической подготовки с течением времени и формирования стажа работы. Незначительные отклонения от данных тенденций наблюдаются в оценках качества подготовки по специальности "Стоматология терапевтическая" и "Стоматология детская". Параллельно фиксируется наибольший процент трудоустроенных в период прохождения обучения респондентов именно среди этих специальностей. Имеет место определимый дефицит специализированных рабочих мест, что может накладывать эффект на итоговый спад оценок по завершению обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плотникова Ирина Егоровна, Лунина Наталия Александровна, Гавриш Артем Вадимович, Берлева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of the dependence of the individual assessment of the quality of postgraduate studies under the program "Residency" in the context of the employment of students of the Voronezh State Medical University named after Nikolai Nilovich Burdenko

When attempting to select objective criteria for assessing the quality of educational services, there may be a perceptible methodological deficit of evaluation tools. The possible results of sociological and statistical studies are exposed to a huge array of marketable, personnel and psychological factors that require separate consideration and interpretation. This disparity becomes apparent when assessing of quality of postgraduate education among dental specialties. Among the causes of these problems are a range of factors associated with high market competition in the field of personnel policy of medical organizations and the direct quality of medical care to the population. The most accessible method, giving the opportunity to analyze the quality of the implementation of postgraduate education at the level of individual educational institutions, is a sociological research by type of questioning. The authors of this article analyzed anonymous questionnaires of respondents who are studying under the program "Residency" of the first and second year of study in the specialties of the dental profile, and who graduated from this program. The article presents statistical results that indicate a reliably definable tendency to increase the subjective quality assessment of both theoretical and practical training over time and the formation of work experience. Minor deviations from these trends are observed in the assessments of the quality of training in the specialty "Dentistry Therapeutic" and "Pediatric Dentistry". At the same time, the largest percentage of the respondents employed during the training period is recorded among these specialties. There is a definable shortage of specialized jobs, which may have an effect on the final decline in grades on completion of training.

Текст научной работы на тему «Характеристика зависимости индивидуальной оценки качества обучения по программе ординатуры в контексте трудоустройства выпускников ВГМУ им. Н. Н. Бурденко»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/ 13PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Плотникова И.Е., Лунина Н.А., Гавриш А.В., Берлева С.Ю. Характеристика зависимости индивидуальной оценки качества обучения по программе ординатуры в контексте трудоустройства выпускников ВГМУ им. Н.Н. Бурденко // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Plotnikova I.E., Lunina N.A., Gavrish A.V., Berleva S.Yu. (2019). Characteristic of the dependence of the individual assessment of the quality of postgraduate studies under the program "Residency" in the context of the employment of students of the Voronezh State Medical University named after Nikolai Nilovich Burdenko. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN319.pdf (in Russian)

УДК [61+378.09]:331.5 ГРНТИ 14.35.09

Плотникова Ирина Егоровна

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Воронеж, Россия Институт дополнительного профессионального образования Заведующая кафедрой «Педагогики и психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: pedagogika51@mail.ru

Лунина Наталия Александровна

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Воронеж, Россия Институт дополнительного профессионального образования Ассистент кафедры «Педагогики и психологии» Кандидат медицинских наук E-mail: natikvel@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=778487

Гавриш Артем Вадимович

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Воронеж, Россия

Ординатор E-mail: artemgawrish@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=1027598

Берлева Светлана Юрьевна

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Воронеж, Россия Институт дополнительного профессионального образования Ассистент кафедры «Педагогики и психологии» Кандидат психологических наук E-mail: romazzzhka@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=497036

Характеристика зависимости индивидуальной оценки качества обучения по программе ординатуры в контексте трудоустройства выпускников ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

https:// mir-nauki. com

Аннотация. При попытке подбора объективных критериев оценки качества предоставляемых образовательных услуг может возникать ощутимый методологический дефицит оценочных средств. Возможные результаты социологических и статистических исследований подвержены воздействию огромного массива рыночных, кадровых и психологических факторов, требующих отдельного рассмотрения и интерпретации. Данный диспаритет становится очевидным при оценке качества последипломного образования среди специальностей стоматологического профиля. Среди причин возникновения данных проблем можно выделить ряд факторов, связанных с высокой рыночной конкуренцией в сфере кадровой политики медицинских организаций и непосредственного качества оказания медицинской помощи населению. Наиболее доступным методом, дающим возможность произвести анализ качества реализации последипломного образования на уровне отдельных образовательных учреждений, является социологическое исследование по типу анкетирования.

Авторами статьи был проведен анализ анонимных анкет респондентов, являющихся обучающимися по программе "Ординатура" первого и второго года обучения по специальностям стоматологического профиля, и окончивших обучение по данной программе.

В статье приведены статистические результаты, указывающие на достоверно определимую тенденцию к повышению субъективной оценки качества как теоретической, так и практической подготовки с течением времени и формирования стажа работы. Незначительные отклонения от данных тенденций наблюдаются в оценках качества подготовки по специальности "Стоматология терапевтическая" и "Стоматология детская". Параллельно фиксируется наибольший процент трудоустроенных в период прохождения обучения респондентов именно среди этих специальностей. Имеет место определимый дефицит специализированных рабочих мест, что может накладывать эффект на итоговый спад оценок по завершению обучения.

Ключевые слова: ординатура; качество образования; стоматология; постдипломное образование; факторы оценки; трудоустройство; анкетирование

Форма обучения по программе ординатуры всегда являлось обособленной специфической отраслью подготовки квалифицированных кадров в Российской Федерации, требующая отдельных мер по установке механизмов контроля и управления на различных уровнях государственной и административной организации, а также в рамках работы отдельных образовательных учреждений [1]. Но при попытке подбора объективных критериев оценки качества предоставляемых образовательных услуг может возникать ощутимый методологический дефицит оценочных средств [2]. Возможные результаты социологических и статистических исследований подвержены воздействию огромного массива рыночных, кадровых и психологических факторов, требующих отдельного рассмотрения и интерпретации и лежащих за пределами предмета исследования данной работы [3].

Наиболее наглядно и полно данный диспаритет становится очевидным при оценке качества последипломного образования по программе ординатуры среди специальностей стоматологического профиля [4]. Среди причин возникновения данных проблем можно выделить ряд факторов, связанных с высокой рыночной конкуренцией как в сфере кадровой политики медицинских организаций, на которую накладывает отпечаток нарастающий профицит узкоспециализированных кадров в данной области, так и в сфере непосредственного качества оказания медицинской помощи населению, значительная часть которой делегирована частному сектору здравоохранения из государственной системы медицинского обеспечения.

Актуальность

Наиболее доступным методом, дающим возможность произвести анализ качества реализации программы ординатуры на уровне отдельных образовательных учреждений, является социологическое исследование по типу анкетирования [5]. Данный подход позволяет отследить динамику субъективной оценки качества обучения в ординатуре как среди обучающихся на данный момент, так и среди лиц, завершивших свое обучение по выбранному направлению. В свою очередь он имеет ряд недостатков, связанных с наиболее выраженным воздействием «человеческого фактора» на получаемые результаты [6]. В частности, склонность намеренно или аффективно завышать или занижать значения предлагаемых критериев оценки [7]. В целях смягчения влияния данных факторов наиболее целесообразна анонимная форма анкетирования [8].

Цель исследования

Оценка субъективной удовлетворенности теоретической и практической подготовкой обучающихся по программе ординатуры среди специальностей стоматологической направленности ВГМУ имени Н.Н. Бурденко и лиц, окончивших обучение по данным направлениям, в свете возможных факторов, повлиявших на данные показатели, в первую очередь - фактора трудоустройства ординаторов.

Задачи исследования

1. Определить удовлетворенность практической и теоретической подготовкой опрашиваемых.

2. Отследить возможную динамику изменения данных среди различных групп респондентов (2018, 2017, 2016 годы окончания преддипломного периода образования).

3. Дать обоснование колебаниям показателей во времени в контексте профессиональной реализации респондентов.

4. Дать характеристику корреляции полученных показателей с определенным уровнем трудоустройства.

Материалы и методы исследования

В качестве основного метода исследования использовался метод анонимного анкетирования. Анкета была выполнена с помощью инструмента Google. Форма, наличествующего в свободном доступе. В опросе участвовали ординаторы и лица, завершившие свое образование по программе ординатуры по специальностям: стоматология терапевтическая (далее ТС), стоматология ортопедическая (далее ОС), стоматология хирургическая (далее ХС), стоматология детская (далее ДС) и ортодонтия (далее Орт.). Анкета включает в себя следующие интересующие разделы: год окончания вуза, специальность ординатуры, трудоустроен ли по специальности респондент на данный момент, были ли выявлены трудности при трудоустройстве, его оценка качества практической и теоретической подготовки (оценка от 1 до 5), степень удовлетворенности собственным выбором направления обучения (от абсолютной удовлетворенности до абсолютной неудовлетворенности). Статистический анализ полученных данных путем группирования ответов по критериям: год окончания, специальность, трудоустройство и возникшие трудности, средняя оценка практической и теоретической подготовки по отдельным специальностям. Анализ динамики изменения отдельных показателей в исследуемых группах, сформированных по принципу года

окончания обучения и направления получаемого образования. Для статистической оценки данных применялся стандартный ^критерий Стьюдента [9].

Ход работы

В результате проведенного исследования было заполнено 104 анкеты, распределение респондентов среди которых представлено в таблице 1.

Таблица 1

Описание выборки

Специальность СТ СО СХ СД Орт

Год окончания

2018 13 15 8 10 10

2017 5 7 3 5 9

2016 3 7 3 3 3

Примечание: р < 0.05

Данный объем выборки позволяет проследить ориентировочную динамику изменений в средних оценках респондентов. Систематизированные данные по ранее выделенным группам продемонстрированы в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика выборки

2018 год СТ СО СХ СД Орт

Трудоустройство (%) 53,8 46,7 12,5 70 30

Трудности в трудоустройстве(%) 69,2 73,3 100 70 90

Средняя оценка практической подготовки (баллы) 2,6 2,46 2 2,3 3,6

Средняя оценка теоретической подготовки (баллы) 3,41 2,4 3 3 3,7

Примечание: р < 0.05

2017 год СТ СО СХ СД Орт

Трудоустройство (%) 60 71,4 33,3 60 66,7

Трудности в трудоустройстве (%) 66,7 42,9 100 60 55,5

Средняя оценка практической подготовки (баллы) 3,6 3,7 3,6 2,6 3,8

Средняя оценка теоретической подготовки (баллы) 3,4 3,42 3,66 3,4 3,77

Примечание: р < 0.05

2018 год СТ СО СХ СД Орт

Трудоустройство (%) 100 85,7 100 66,7 100

Трудности в трудоустройстве(%) 66,7 42,9 100 33,3 66,7

Средняя оценка практической подготовки (баллы) 3,3 3,85 3,66 2,3 4,3

Средняя оценка теоретической подготовки (баллы) 3,66 3,7 3,66 3 3,66

Примечание: р < 0.05

В сравнительном анализе групп респондентов 2018 и 2017 годов выпуска выявлено статистически достоверное повышение средней оценки теоретической подготовки (р < 0,05) по всем программам, кроме специальностей «Стоматология терапевтическая» и «Ортодонтия» (статистически достоверных изменений не выявлено).

Определяется достоверное повышение оценки теоретической подготовки выявлено по специальностям «Стоматология ортопедическая» и «Стоматология терапевтическая» (1о.о5 = 2.13 при р < 0,05) относительно результатов респондентов 2017 и 2016 годов выпуска. Среди оценок респондентов остальных специальностей достоверного прироста не определилось.

Наблюдается статистически достоверное снижение оценки теоретической подготовки между аналогичными группами респондентов (Ь.05 = 10 при р < 0,05) по специальности «Стоматология детская». Выявлен достоверный прирост средней оценки практической подготовки среди групп респондентов 2018 и 2017 годов выпуска (р < 0,05). При статистическом анализе средней оценки практической подготовки среди групп респондентов 2017 и 2016 годов выпуска не выявлено статистически значимых колебаний показаний (р < 0,05), за исключением специальностей «Стоматология ортопедическая» и «Ортодонтия», среди которых был выявлен прирост показаний (при р<0,05 1;о.о5 = 9,375 и ^.05 = 10 соответственно). Наблюдается повышение процента занятости респондентов при рассмотрении каждой из групп на фоне стабильно высоком проценте Возникающих при трудоустройстве проблем.

Анализ результатов

Результаты статистического анализа демонстрируют достоверно определяемую тенденцию к повышению субъективной оценки качества как теоретической, так и практической подготовки с течением времени и формирования стажа работы. Незначительные отклонения от данных тенденций наблюдаются в оценках качества подготовки по специальностям «Стоматология терапевтическая» и «Стоматология детская». Параллельно фиксируется наибольший процент трудоустроенных в период прохождения обучения респондентов именно среди этих специальностей.

Имеет место и определяемый дефицит специализированных рабочих мест, что может накладывать эффект на итоговый спад оценок по завершению обучения. Предположительно, это может быть связано с несоответствием требований работодателей в организациях практического здравоохранения к выпускникам ординатуры [10].

Выводы

1. Наблюдается поступательное повышение субъективной оценки практических и теоретических навыков. При этом имеет место снижение оценок респондентов по специальностям «Стоматология терапевтическая» и «Стоматология детская» после завершения обучения. Полученные нами данные показывают, что необходимо продолжить анализ оценки субъективной удовлетворенности теоретической и практической подготовки обучающихся по программе ординатуры по другим специальностям.

2. С учетом встречаемых в подавляющем большинстве проблем с трудоустройством, можно выдвинуть предположение о негативном воздействии фактора перспективы профессиональной востребованности на субъективную оценку качества образования. Более достоверно определимая корреляция требует дальнейшего изучения в условиях большего объема выборки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферова М.А., Голубчикова М.Г. Сопровождение преподавателя в процессе использования современных образовательных технологий // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2011. - №1. - С. 189-292.

2. Ветшева Н.Н., Трофименко И.А., Низовцова Л.А., Фисенко Е.П., Морозов С.П. и др. Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2017. - № 2-3. - С. 60-68.

3. Калягин А.Н., Быков Ю.Н., Горяев Ю.А. Система менеджмента качества в подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре // Система менеджмента качества: опыт и перспективы: Иркутский государственный медицинский университет. Иркутск, 2014. - С. 7-11.

4. Калягин А.Н., Орлова И.В., Быков Ю.Н. Ординатура как высшая форма подготовки квалифицированных врачей-специалистов // Система менеджмента качества: опыт и перспективы: Иркутский государственный медицинский университет. Иркутск, 2018. - С. 12-15.

5. Караваева Ю.В., Быкова С.С. Категориально-понятийные основы исследования доверия населения к результатам социологических исследований // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - 2017.

6. Панасенко С.В. Подходы к анкетированию студентов и работодателей в процессе образовательной деятельности в вузах // Южно-уральские научные чтения. - 2016 - С. 103-105.

7. Сильвестров П.В. Анкетирование как метод информационного обеспечения // Агропродовольственная политика России. - 2014. - С. 84-86.

8. Реут В.Г. Концептуальные основания оценки качества повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях развития дополнительного педагогического образования // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании. Сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием: ГУО «Академия последипломного образования». Минск, 2017. - С. 266-271.

9. Комлевая Н.О., Махиненко А.Ю., Луговской В.А., Провоторов В.В. Использование критерия Стьюдента для выявления статистически значимых различий в задачах классификации // Современные информационные и электронные технологии. - 2014. - С. 18-19.

10. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Ахеджак-Нагузе С.К. Оптимизация учебного процесса для повышения качества образования и содействия трудоустройству выпускников в ГБОУ ВПО КУБГМУ Минздрава России // Новые информационные технологии в медицине, биологии, фармакологии и экологии. Материалы Международной конференции под редакцией Е.Л. Глориозова. - 2016. - С. 16-26.

Plotnikova Irina Egorovna

«Voronezh state medical university named after N.N. Burdenko» of the ministry of public health of the Russian Federation, Voronezh, Russia

E-mail: pedagogika51@mail.ru

Lunina Nataliya Alexandrovna

«Voronezh state medical university named after N.N. Burdenko» of the ministry of public health of the Russian Federation, Voronezh, Russia

E-mail: natikvel@mail.ru

Gavrish ArtemVadimovich

«Voronezh state medical university named after N.N. Burdenko» of the ministry of public health of the Russian Federation, Voronezh, Russia

E-mail: artemgawrish@mail.ru

Berleva Svetlana Yurievna

«Voronezh state medical university named after N.N. Burdenko» of the ministry of public health of the Russian Federation, Voronezh, Russia

E-mail: romazzzhka@mail.ru

Characteristic of the dependence of the individual assessment of the quality of postgraduate studies under the program "Residency" in the context of the employment of students of the Voronezh State Medical University named after Nikolai Nilovich Burdenko

Abstract. When attempting to select objective criteria for assessing the quality of educational services, there may be a perceptible methodological deficit of evaluation tools. The possible results of sociological and statistical studies are exposed to a huge array of marketable, personnel and psychological factors that require separate consideration and interpretation. This disparity becomes apparent when assessing of quality of postgraduate education among dental specialties. Among the causes of these problems are a range of factors associated with high market competition in the field of personnel policy of medical organizations and the direct quality of medical care to the population. The most accessible method, giving the opportunity to analyze the quality of the implementation of postgraduate education at the level of individual educational institutions, is a sociological research by type of questioning.

The authors of this article analyzed anonymous questionnaires of respondents who are studying under the program "Residency" of the first and second year of study in the specialties of the dental profile, and who graduated from this program.

The article presents statistical results that indicate a reliably definable tendency to increase the subjective quality assessment of both theoretical and practical training over time and the formation of work experience. Minor deviations from these trends are observed in the assessments of the quality of training in the specialty "Dentistry Therapeutic" and "Pediatric Dentistry". At the same time, the largest percentage of the respondents employed during the training period is recorded among these specialties. There is a definable shortage of specialized jobs, which may have an effect on the final decline in grades on completion of training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: residency; the quality of education; dentistry; postgraduate education; evaluation factors; employment; questioning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.