Научная статья на тему 'Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы'

Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФМОНИТОРИНГ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / РЫНОК ТРУДА / CAREER-GUIDANCE / PROFESSIONAL MONITORING / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIAL WORK / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукин Валерий Валентинович, Дикарев Владимир Анатольевич

Раскрыты методы работы по профессиональному информированию, просвещению, отбору, обучению, социальной адаптации. В условиях перехода на цифровую экономику происходит переоценка ценностей социально-экономической ситуации в мировом масштабе, которая отражается и на сфере образования, ее отношении к обществу, рынку труда, культуре, человеку, в итоге на экономическом, нравственном, духовном потенциале общества и цивилизации в целом. В статье указаны ценностные установки выбора места учебы и работы отдельными личностями, мотивы выбора профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукин Валерий Валентинович, Дикарев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER-GUIDANCE AND DIGITALIZATION AS LINKS OF ONE PROBLEM

The methods of work on professional information distribution, professional enlightenment, professional selection, professional education, professional social adaptation are revealed. Within the conditions of worldwide transition to digital economy the reevaluation of socio-economic situations occurs which has an eect on education sector, its relation to society, labour market, culture, a human being and, as a result, economic, moral, spiritual potential of society and civilization as a whole. The value system of the choice of the place of work and study by individuals, the motives for the choice of professional activity are specied.

Текст научной работы на тему «Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы»

УДК 331.1

Лукин Валерий Валентинович

д-р пед. наук, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

e-mail: lukinvv1946@mail.ru

Дикарев Владимир Анатольевич

д-р техн. наук, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

e-mail: dikva@mail.ru

Lukin Valeriy

Doctor of Pedagogical Sciences, Moscow City Teachers' Training University, Moscow e-mail: lukinvv1946@mail.ru

Dikarev Vladimir

Doctor of Technical Sciences, Moscow City Teachers' Training University, Moscow e-mail: dikva@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2018-8-135-138

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ - ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Раскрыты методы работы по профессиональному информированию, просвещению, отбору, обучению, социальной адаптации. В условиях перехода на цифровую экономику происходит переоценка ценностей социально-экономической ситуации в мировом масштабе, которая отражается и на сфере образования, ее отношении к обществу, рынку труда, культуре, человеку, в итоге - на экономическом, нравственном, духовном потенциале общества и цивилизации в целом. В статье указаны ценностные установки выбора места учебы и работы отдельными личностями, мотивы выбора профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профориентация, профмониторинг, цифровая экономика, информационная технология, социальная работа, рынок труда.

CAREER-GUIDANCE AND DIGITALIZATION AS LINKS OF ONE PROBLEM

Abstract. The methods of work on professional information distribution, professional enlightenment, professional selection, professional education, professional social adaptation are revealed. Within the conditions of worldwide transition to digital economy the reevaluation of socioeconomic situations occurs which has an effect on education sector, its relation to society, labour market, culture, a human being and, as a result, economic, moral, spiritual potential of society and civilization as a whole. The value system of the choice of the place of work and study by individuals, the motives for the choice of professional activity are specified. Keywords: career-guidance, professional monitoring, digital economy, information technology, social work, labour market.

Экономика России перешла к новой стадии, потому что глобальные социально-экономические изменения задают новые параметры функционирования и модернизации. Задачи, которые стоят перед страной в связи с санкциями и переходом на цифровую экономику требуют нового подхода к системе профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и социальной адаптации, как общества в целом, так и системы образования, в частности. Все это связано с теми процессами, которые диктует современный рынок труда.

В процессе исследования мы видели «тенденции, наметившиеся в изменяющихся профессионально-трудовых отношениях. Во-первых, происходит интеллектуализация массовых профессий. Во-вторых, заметным явлением становится цифровизация информационной базы профессии. В-третьих, универсализация исполнительских функций создает видимость девальвации качественной специфики профессии. В-четвертых, маркетизация перестраивает ценностные ориентиры профессии в сторону коммерциализации и превращает профессию в товар. Наконец, экстремизация труда выдвигает профессионалу требования на пределе его возможностей» [3, с. 5].

Поэтому современное образование, чтобы выполнить свои функции, должно быть, во-первых, важнейшим социальным инструментом, во-вторых, необходимым средством и условием перехода к новому типу цивилизации - цифровой экономике.

Мы установили, что в глобальном «мире целью образования становится подготовка человека к работе в новых условиях, которое оно в последние годы интегрировало в «Интернет людей», «Интернет вещей» (т. е. технических устройств) «Интернет услуг», «Интернет всего» (INTERNET ALL)» [2, с. 5].

В вопросах профессионального информирования, профессионального просвещения, профессионального отбора, профессионального обучения и в процессе трудоустройства необходимо четкое взаимодействие всех слоев (семьи, общества, предприятий и организаций бизнес-сообщества) в научно-методическом обеспечении, исследовании современных возможностей информационно-коммуникационных технологий и диагностических средств.

© Лукин В.В., Дикарев В.А., 2018

Вестник университета № 8, 2018

Поэтому вопросы выбора жизненного пути молодежью особенно актуальны, потому что выбирая профессию, человек выбирает и стиль жизни, и стиль мышления, и круг общения, к которому он хотел бы принадлежать в будущем.

Важный вопрос, который всегда задают молодые люди: какую профессию избрать? Ответ на этот вопрос подразумевает - куда пойти учиться или как найти достойную работу. И здесь поджидают объективные трудности, связанные с индивидуальной адаптацией к новой среде. Существенную помощь молодежи оказывают специалисты Службы развития персонала (СРП), где работают не только педагоги, психологи, профконсультанты, юристы, но и представители кадровых структур. Они постоянно повторяют, что на современном рынке труда невозможно всерьез претендовать на престижное место работы и учебы без хороших знаний в области информационных и цифровых технологий, без знаний иностранных языков, не бояться отличаться от других, меняться если этого требует жизнь и бизнес, уметь искать новые знания, но и применять их на практике.

Для Службы развития персонала мы разработали «Методику информационной психологической диагностики профессиональной ориентации личности», которая включает профинформацию, профпросвещение, профотбор, профобучение и профадаптацию.

Особенности современного состояния экономики и социальных процессов в обществе, стремительное увеличение объемов информации, внедрение и использование цифровых и информационных технологий требует от человека, вступающего в жизнь, превращения имеющихся у него знаний в источник инновации, необходимость и стремление к саморазвитию, самореализации, т. е. готовности к труду, жизни в условиях глобализации.

Проведенное исследование по изучению мнения молодежи показало, что она практически не подготовлена к вступлению на рынок труда, но озабочена своим выбором и готова к сотрудничеству в вопросах самоопределения.

Важным элементом в этой работе являются «уроки занятости» проводимые СРП, на которых изучаются анализ рынка труда, вопросы самопрезентации, самоопределения. Сложно оценить значимость информации, которая представляется молодежи на этих занятиях, так как наличие и структура вакантных мест и реальное положение на рынке труда у молодежи имеется лишь частично, решение о своем выборе «именно в рамках «уроков занятости» молодежь имеет возможность встретиться с представителями предприятий и учебных заведений, заинтересованных в привлечении будущих работников и студентов. Такое расширение круга взаимодействия агентов рынка труда способствует формированию реального понимания ситуации не только выпускниками, но и самими работодателями. Здесь закладываются основы будущего сотрудничества всех заинтересованных сторон: потребителей рабочей силы, структур, работающих в области трудоустройства населения, и будущих работников» [4, с. 25].

Мы считаем, что для обеспечения успешности и конкурентоспособности молодежи на рынке труда необходимо использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в выборе индивидуальных трудовых траекторий и профессионального маршрута.

Большое влияние на молодежь оказывает подражательный фактор, равнение на старших, друзей, родственников. При этом молодые люди не задумываются о том, соответствуют ли личностные качества требуемой должности или профессии. По данным «многочисленных социологических исследований, практически все студенты после первого года обучения в высших учебных заведениях отмечают несоответствие своих ожиданий и реальной ситуации. Что касается молодежи, начинающей самостоятельную профессиональную деятельность, то здесь это расхождение еще больше. Можно с уверенностью говорить о наличии психологического синдрома выпускника, который объективно связан с началом самостоятельной жизни вчерашних школьников» [5, с. 7-8].

Система образования, бизнес, общество, семья должны помочь молодежи в выборе учебно-трудовой траектории развития личностного потенциала, опирающегося на четырех основополагающих принципах:

- учиться познавать;

- учиться жить;

- учиться работать;

- учится сосуществовать.

Основной задачей нашей «Методики информационной психологической диагностики профессиональной ориентации личности», основанной на формировании информационной базы данных о состоянии спроса и предложений, стало то, что она позволяет всем заинтересованным людям оперативно получать необходимые сведения и использовать их. Эта методика решает следующие задачи:

- помощь в определении наиболее перспективных профессий с позиции соответствия их содержания личным качествам претендента;

- психологические консультации по снятию ролевого напряжения и психологических стрессов у не сумевших устроиться на работу или поступить в желаемое учебное заведение, а также у не умеющих самостоятельно определиться с выбором профессиональной сферы труда;

- психологическая экспертиза причин внутриличностных конфликтов, не позволяющих выпускнику среднего учебного заведения реально оценить отношение к своим способностям и возможностям, помощь в формировании реальной самооценки;

- составление психологического портрета социальной группы молодежи, вступающей на рынок труда, с целью разработки эффективных методов по профессиональной ориентации этих молодых людей [1].

Мы выделили основные информационные области необходимые молодежи в процессе профессионального самоопределения. Это знания о себе, о мире профессий, о рынке образовательных услуг и рынке труда города, региона, страны и их специфике. Она учитывает все аспекты молодежной аудитории: возраст, недостаточную социализированность и другие параметры.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют молодежи по нашей методике по ссылкам на цифровые образовательные ресурсы углубиться в изучаемый материал и самостоятельно определить свою учебно-трудовую траекторию. Это позволяет получать информацию в удобном виде, удобное время, приобрести опыт самопрезентации на рынке труда.

Системный подход в построении нашей методики (содержание, практические задания, ссылки на различные источники информации: учебники, цифровые образовательные ресурсы, электронные библиотеки, специализированные и цифровые сайты, технологические карты) способствуют развитию навыков продуктивной деятельности, что в целом повышает уровень самоопределения и повышает степень доверия к полученной информации о состоянии регионального рынка труда, заставляет более серьезно подходить к своему самоопределению, а для работников предприятий является источником сведений о состоянии целевых молодежных сегментов рынка труда.

Экспериментальное внедрение разработанной методики позволило выявить существенное изменение отношения молодежи как к содержанию деятельности предприятий, ВУЗов, ССУЗов и СРП в целом, так и к сотрудничеству со специалистами в области психологии.

Таким образом, профориентация и цифровизация - обеспечивают новые возможности для повышения уровня к выбору учебно-трудовой траектории своего развития и открывают для всех постоянный доступ к необходимой информации, возможность в любое время через Интернет получать консультации специалистов, постоянное использование актуальных материалов и ресурсов, отслеживать свой уровень готовности, использовать гибкий график в получении информации для работы, самостоятельно оценивать свой уровень готовности к работе. Поэтому что в рыночной экономике человек свободно распоряжается своим главным капиталом - квалификацией, в которой важнейшую роль играют фундаментальные знания об информационных процессах в природе и новых цифровых технологий.

Библиографический список

1. Лукин, В. В. Образование. Технология. Экономика. Монография. - М.: Образование и информатика, 2018. - 112 с.

2. Князев, В. Н. Социальное управление рынком труда: энциклопедия. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 679 с.

3. Лукин, В. В. Единство образования и кадровой политики как инструмент развития методической системы в условиях информационного общества. - М.: Образование и информатика, 2002. - 120 с.

4. Рагозин, Ю. Н. Реализация системы управления рынком труда и образования с использованием информационных технологий. Материалы всероссийской конференции «Профильное обучение: состояние и перспективы (13 ноября 2007 г.)». - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - С. 23-27.

5. Чистякова, С. Н. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения. - М.: ИОСОРАУ, 2002. - 214 с.

References

1. Lukin V. V. Obrazovaniye. Tekhnologiya. Ekonomica. Monographiya [Education. Technology. Economy. Monograph]. Moscow, Education and Informatics, 2018. 112 p.

BecmuuK yuueepcumema № 8, 2018

2. Knyazev V. N. Sotsialnoye upravleniye rynkom truda: entsiklopediya [Social management of labour market, Encyclopedia]. Moscow, the State University of Management Publ., 2017. 679 p.

3. Lukin V V. Yedinstvo obrazovaniya i kadrovoy politiki kak instrument razvitiya metodicheskoy sistemy v usloviyakh informat-sionnogo obshchestva [The unity of education and personnel policy as an instrument of methodical system development within the conditions of information society]. Moscow, Education and Informatics, 2002. 120 p.

4. Ragozin Y. N. Realizaciya sistemy upravleniya rynkom truda i obrazovaniya s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij [Realization of the system of labour market and education management with the use of information technology]. Materialy vserossiyskoy konferentsiyi «Profilnoye obucheniye: sostoyaniye i perspectivy» [The matter of the Russia-wide conf. «Subject oriented training: state and prospects (13 November, 2007)»]. Moscow, AST-PRESS, 2007. p. 23-27.

5. Chistyakova S. N. Metodika diagnostiki gotovnosti k vyboru profilya obucheniya [The methods of the diagnostics of the readiness to choose the educational profile]. Moscow, IOSORAU, 2002. 214 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.