Научная статья на тему 'Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения'

Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / METHODOLOGICAL AND PROCEDURAL FRAMEWORK / RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половинко Владимир Семенович, Арбуз Анна Владимировна, Диннер Игорь Владимирович

Разрабатывается методика, позволяющая всесторонне проанализировать профориентацию и профессиональное самоопределение. Актуальность исследования определяется тенденциями цифровизации и четвертой промышленной революции, кардинально меняющими содержание профессий в отраслях и видах занятости и требующими понимания сущности и роли профориентации и профессионального самоопределения как единого процесса на протяжении всей трудовой жизни человека, на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов. Учитывается комплексность данного процесса, характеризуемого многосубъектностью и многообъектностью. В результате подготовки данной методики были выбраны методы сбора объективной и субъективной информации. В качестве объективного метода выступил анализ документов (законодательства, сайтов, статистических данных, программ и отчетов разных субъектов профориентации и др.), субъективного различные виды опроса, а именно анкетирование, работа с фокус-группами. В целях обеспечения репрезентативности результатов исследования в рамках анкетного опроса была рассчитана выборочная совокупность по различным социальным группам (школьникам, их родителям, студентам, ответственным за профориентационную работу в школах, занятому населению). Осуществлен выбор и обоснование показателей, оценивающих профориентацию и профессиональное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of a complex research methodology career guidance and professional self-determination

The article develops a methodology allowing for a comprehensive analysis of career guidance and professional self-determination. The relevance of the study is determined by the trends of digitalization and the fourth industrial revolution. Digitalization and the fourth industrial revolution radically change the content of professions in industries and types of employment and require an understanding of the nature and role of career guidance and professional self-determination as a single process throughout the working life of a person, at all stages of human resources reproduction. The study takes into consideration the complexity of this process characterized by multiple subjects and objects. Methods of collecting objective and subjective information used as preparation to implement the chosen methodology. The objective method comprises the analysis of the documents (legislation, websites, statistics, programs and reports of different subjects of professional guidance, etc.), the subjective method uses different types of survey, namely, questionnaire, work with focus groups. In order to ensure the representativity of the results of the study, a sample of different social groups (schoolchildren, their parents, students responsible for career guidance in schools, the employed population) is calculated in the framework of the questionnaire. The study identifies and substantiates the indicators that evaluate career guidance and professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения»

УДК 331.5 JEL: J21, J23, J24

DO110.25513/1812-3988.2019.17(2)207-216

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В.С. Половинко, А.В. Арбуз, И.В. Диннер

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 14 января 2019 г.

Дата принятия в печать 10 февраля 2019 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Аннотация. Разрабатывается методика, позволяющая всесторонне проанализировать профориентацию и профессиональное самоопределение. Актуальность исследования определяется тенденциями цифровизации и четвертой промышленной революции, кардинально меняющими содержание профессий в отраслях и видах занятости и требующими понимания сущности и роли профориентации и профессионального самоопределения как единого процесса на протяжении всей трудовой жизни человека, на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов. Учитывается комплексность данного процесса, характеризуемого многосубъектностью и многообъектностью. В результате подготовки данной методики были выбраны методы сбора объективной и субъективной информации. В качестве объективного метода выступил анализ документов (законодательства, сайтов, статистических данных, программ и отчетов разных субъектов профориентации и др.), субъективного - различные виды опроса, а именно анкетирование, работа с фокус-группами. В целях обеспечения репрезентативности результатов исследования в рамках анкетного опроса была рассчитана выборочная совокупность по различным социальным группам (школьникам, их родителям, студентам, ответственным за профори-ентационную работу в школах, занятому населению). Осуществлен выбор и обоснование показателей, оценивающих профориентацию и профессиональное самоопределение.

Ключевые слова

Профориентация, профессиональное самоопределение, методологическая и методическая база, методы исследования

Выполнено в рамках гранта РФФИ № 18-010-00944 «Концепция профориентации и профессионального самоопределения в цифровой инновационной экономике».

SUBSTANTIATION OF A COMPLEX RESEARCH METHODOLOGY CAREER GUIDANCE AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

V.S. Polovinko, A.V. Arbuz, I.V. Dinner

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received January 14, 2019

Accepted February 10, 2019

Type paper

Research paper

Abstract. The article develops a methodology allowing for a comprehensive analysis of career guidance and professional self-determination. The relevance of the study is determined by the trends of digitalization and the fourth industrial revolution. Digitalization and the fourth industrial revolution radically change the content of professions in industries and types of employment and require an understanding of the nature and role of career guidance and professional self-determination as a single process throughout the working life of a person, at all stages of human resources reproduction. The study takes into consideration the complexity of this process characterized by multiple subjects and objects. Methods of collecting objective and subjective information used as preparation to implement the chosen methodology. The objective method comprises the analysis of the documents (legislation, websites, statistics, programs and reports of different subjects of professional guidance, etc.), the subjective method uses different types of survey, namely, questionnaire, work with focus groups. In order to ensure the representativity of the results of the study, a sample of different social groups (schoolchildren, their parents, students responsible for career guidance in schools, the employed population) is calculated in the framework of the questionnaire. The study identifies and substantiates the indicators that evaluate career guidance and professional self-determination.

Acknowledgements. The research was carried out as a part of the RFBR grant No. 18-010-00944 The Concept of Career Guidance and Professional Self-Determination in the Digital Innovation Economy.

Keywords

Career guidance, professional self-determination, methodological and procedural framework, research methods

© В.С. Половинко, раздел 4, 2019 © А.В. Арбуз, разделы 1-3, 5, 2019 © И. В. Диннер, раздел 4, 2019

1. Введение. Тенденции цифровизации и четвертой промышленной революции кардинально меняют содержание профессий в отраслях и видах занятости. Жесткое закрепление функций за той или иной профессией приходит в противоречие с динамикой и гибкостью социально-трудовой сферы. Необходимо понимание сущности и роли профориентации и профессионального самоопределения как единого процесса на протяжении всей трудовой жизни человека, на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов. Актуальной является оценка эффективности применяемых методов профориентации и профессионального самоопределения с точки зрения их соответствия требованиям промышленной революции, перспективам рынка труда, формам занятости и пр. В соответствии с этим важным представляется вопрос методического обоснования исследования профориентации и профессионального самоопределения на разных этапах воспроизводства рабочей силы. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс, охватывающий разные стадии воспроизводства рабочей силы [1-3]. Кроме того, процесс характеризуется многосубъектностью и многообъектностью, является комплексным. Всё это обусловливает наличие комплексной методики, отражающей сложность и много-уровневость исследования. Множественность объектов поставила вопрос о сквозном характере методики, т. е. показатели должны, с одной стороны, отражать особенности экономического поведения конкретного субъекта, а с другой стороны, позволять проводить сравнительный анализ. Целью такой методики должна являться оценка уровня развития системы с точки зрения результата и процесса профориентации и профессионального самоопределения.

2. Обзор литературы. При обосновании методики исследования профориентации и профессионального самоопределения важно понимать как саму сущность данных процессов, так и методологические, методические и организационные основы социологического исследования. Социально-экономические предпосылки профориентации с позиций развития трудовых ресурсов и изменения в социально-трудовой сфере рассмотрены в работах Р.А. Дол-женко [4], Р.И. Капелюшникова [5], К. Шваба [6] и др., которые в неявной форме заложили предпосылки использования профориентации для сбалансирования рынка труда. Вопросы

методологического и методического обоснования исследования представлены в работах В.А. Ядова [7] и др.

В зарубежной литературе вопросы профессиональной ориентации и самоопределения представлены в работах J.A. Felker [8], J. Gui-chard и B. Dumora [9], Z. Li и J. Lowe [10], R. Straube [11], M. Vanhalakka-Ruoho [12], J. Westergaard [13] и др.

3. Гипотезы и методы исследования. Целью данной работы является разработка комплексной методики исследования профессиональной ориентации и профессионального самоопределения на разных этапах воспроизводства рабочей силы.

Можно выделить следующие задачи:

1. Выбор методов сбора объективной и субъективной информации.

2. Обоснование выборочной совокупности исследования по различным группам населения.

3. Расчет показателей, оценивающих профориентацию и профессиональное самоопределение.

Методология исследования основывается на системном подходе, рассматривающим профориентацию и профессиональное самоопределение как самостоятельное системное образование, встроенное в региональную социально-экономическую систему. Процессный подход направляет исследование в контекст непрерывного многоэтапного процесса профессионального развития. Компетентностный подход концентрирует внимание на содержании и цели системы - выбор траектории формирования и развития конкурентоспособных компетенций для эффективной занятости на динамичном рынке труда. Институциональный подход акцентирует исследование на формальных и неформальных институтах, институциональных барьерах, транзакционных издержках при функционировании системы.

Методика была апробирована в ходе диссертационного исследования И.В. Диннера.

4. Результаты исследования. Как мы уже отмечали, множественность объектов поставила вопрос о сквозном характере методики, т. е. показатели должны, с одной стороны, отражать особенности экономического поведения конкретного субъекта, а с другой стороны, позволять проводить сравнительный анализ. Поэтому в методике должны быть предусмотрены как сквозные показатели, применимые для разных объектов, так и особенные показатели,

относящиеся к специфике социальной группы. В системе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (далее -ПОиПС) сочетаются объективные и субъективные процессы. В связи с этим в первую очередь были предусмотрены методы сбора объективной (анализ документов: законодательства, официальных сайтов, статистических данных, программ и отчетов разных субъектов профориентации и др.) и субъективной информации (опросные методы, работа с фокус-группами и др.).

1. Сбор информации по объективным показателям:

1.1. Анализ статистических данных о количестве школьников, студентов, безработных, занятого населения, пенсионеров в динамике. Показатели: численность на момент проведения исследования и динамика численности -позволяют определить объем выборочной совокупности (для опросных методов) и объем потенциальных потребителей услуг системы ПОиПС.

1.2. Анализ государственных программ и ведомственных / межведомственных концепций, влияющих на развитие ПОиПС на уровне страны, в частности Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, программы Федерального агентства по делам молодежи (Рос-молодежь), Минобрнауки России и др. Показатели: наличие программ, цели программ, уровень конкретизации мероприятий и т. п. - позволяют оценить институционализацию и содержание системы.

1.3. Анализ документов и информационных материалов региональных органов управления по вопросам ПОиПС: программ, планов мероприятий, отчетных данных региональных министерств образования, министерств труда и социального развития, служб занятости населения. В качестве регионов для анализа выбраны Омская, Новосибирская и Самарская области, Республика Татарстан. Показатели: наличие программ, данные об охвате различных групп населения программами ПОиПС, разнообразие программ с точки зрения непрерывного многоэтапного процесса, перечень мероприятий - позволяют оценить степень охвата населения программами ПоиПС, изучить опыт и возможности его применения в других регионах.

1.4. Материалы федеральных профориен-тационных мероприятий (деятельность образовательного центра «Сириус», сети детских технопарков «Кванториум», программы Агентства стратегических инициатив и др.) с позиции применения передовых методов ПОиПС, разработок о перспективных профессиях, методов развития надпрофессиональных компетенций и пр.

1.5. Материалы региональных и общественных инициатив в области ПОиПС (центр «Навигатум», Центр развития подростков ^МАКТ-Соитив, Центр «Знатология», Интеллектуальный центр «Перспектива», Центр «Научное общество учащихся» и др.). Показатели: содержание программ, охват различных социальных групп, разнообразие мероприятий, наличие оригинального опыта и пр. - позволят выявить передовые методы, интересы этих субъектов в системе, их включенность в единый процесс ПОиПС.

1.6. Материалы вузовских центров профориентации и трудоустройства (сайты, отчетные документы центров, разнообразие мероприятий, степень включенности студентов в мероприятия, взаимодействие с работодателями и др.). Показатели позволяют оценить развитость мероприятий, выявить передовой опыт, дать оценку результативности мероприятий, спрогнозировать потенциал их участия в системе ПОиПС и пр.

1.7. Материалы служб управления персоналом (используются сайты и отчетные данные организаций г. Омска, представляющих различные отрасли народного хозяйства) по вопросам наличия в организациях программ развития персонала, программ поддержки молодых специалистов, формирование планов развития и работы с резервом персонала. Показатели: наличие программ, степень охвата, наличие программ развития надпрофессиональ-ных компетенций, характеристики НЛ-бренда, мероприятия по работе со школьниками и учебными заведениями и пр. - позволяют оценить уровень развития системы ПОиПС на этапе использования рабочей силы.

2. Сбор информации по субъективным показателям осуществлялся в форме анкетирования (школьники 9, 10, 11 классов организации общего образования, студенты I и IV курсов вузов г. Омска, население, занятое в организациях г. Омска), опроса экспертов в форме анкетирования (опрашивались ответственные за профориентационную работу в школах, класс-

ные руководители, родители), работы в фокус-группах.

После обоснования методов сбора информации важнейшим моментом исследования явилось обоснование выборочной совокупности различных социальных групп, подлежащих исследованию.

Остановимся на обосновании выборочной совокупности и репрезентативности результатов исследования.

А) Школьники. Выборочная совокупность отражает два основных критерия - место проживания (город / село) и класс обучения (9, 10, 11 классы). Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1. Структура генеральной и выборочной совокупности исследования (школьники) [3, p. 56]

Table 1. The structure of research total and sampled population (schoolchildren) [3, p. 56]

Категория Генеральная совокупность Выборочная совокупность

Город

9 класс 9 796 3 259

10 класс 5 328 1 845

11 класс 4 753 1 656

Всего 19 877 6 760

Село

9 класс 8 782 2 717

10 класс 3 843 1 067

11 класс 3 567 1 147

Село 16 192 4 931

Всего

9 класс 18 578 5 976

10 класс 9 171 2 912

11 класс 8 320 2 803

Всего 36 069 11 691

Можно утверждать, что результаты исследования репрезентативны с вероятностью 95 %, что позволяет проводить аналитический уровень исследования при ошибке выборки не более 5 %, значимая разность - 3 %. Увеличенный по сравнению с методическими рекомендациями объем выборки объясняется необходимостью соблюдения репрезентативности не только для генеральной совокупности в целом по Омской области, но и для муниципальных районов (в соответствии с целями гранта, в

рамках которого выполнялось исследование). Форма опроса - анкетирование с сопровождением инструктора, объяснявшего содержание вопросов и правила заполнения анкеты.

В) Студенты. Выборка осуществлялась на основе критериев: укрупненная группа специальностей (далее - УГС) (30.00.00 «Экономика и управление», 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»), курс обучения (I и IV курсы). Характеристики представлены в табл. 2.

Таблица 2. Структура генеральной и выборочной совокупности исследования (студенты) Table 2. The structure of research total and sampled population (students)

Категория Генеральная совокупность Выборочная совокупность

всего, чел. доля, % всего, чел. доля, %

УГС 38.00.00

I курс 650 100 254 39,1

IV курс 855 100 299 35,0

Всего 1 505 100 553 36,7

УГС 10.00.00

I курс 375 100 179 47,7

IV курс 193 100 112 58,0

Всего 568 100 291 51,2

Примечание. Сост. на основании предоставленных вузами данных на 1 января 2018 г.

Таким образом, выборка полностью репрезентативна для обозначенных направлений подготовки, а данные достоверны с вероятностью 95 %, что позволяет проводить аналитический уровень исследования при ошибке выборки не более 5 %, значимая разность - 3 %. Опрос осуществлялся в форме анкетирования с сопровождением инструктора, предварительно объяснявшего содержание вопросов и правила заполнения анкеты.

С) Классные руководители и ответственные за профориентационную работу в школах. В выборочную совокупность этой группы включены все классные руководители 9, 10, 11 классов, попавших в выборку «школьники». Кроме того, включены ответственные за профориентационную работу в школе, а также руководители департаментов образования городских и сельских муниципальных районов и их заместители, отвечающие за организацию профориентационной работы.

Всего было опрошено 1 132 чел. этой группы, среди которых 703 респондента из сельских муниципальных районов и 429 - из школ г. Омска. Таким образом, выборку по этой группе можно считать репрезентативной, а результаты достоверны на уровне 95 %, что позволяет проводить аналитический уровень исследования при ошибке выборки не более 5 %, значимая разность - 3 %. Опрос осуществлялся в форме анкетирования с сопровождением инструктора, объяснявшего содержание вопросов и правила заполнения анкеты.

Б) Родители. Включение в выборочную совокупность осуществлялось случайным образом: брался родитель каждого пятого ученика в классе (по списку в школьном журнале). Всего в выборочную совокупность включено 2 700 родителей школьников 9, 10, 11 классов (из них 1 381 школьник из сельских муниципальных районов и 1 319 - из г. Омска). Повышенная пропорция в г. Омске объясняется большей наполняемостью классов. Смещение выборки на 2,7 % связано с отсутствием учеников на занятиях.

Таким образом, выборку по этой группе можно считать репрезентативной, а результаты достоверными на уровне 95 %, что позволяет проводить аналитический уровень исследования при ошибке выборки не более 5 %, значимая разность - 3 %. Опрос осуществлялся в форме анкетирования с сопровождением инструктора, объяснявшего содержание вопросов и правила заполнения анкеты.

Е) Занятое население. Для определения генеральной совокупности в разрезе профессионального разделения труда не удалось получить официальных данных. Поэтому в этой части задача ставилась таким образом: проследить тенденции профориентированности и профессионального самоопределения отдельных профессиональных групп работающего населения, а также провести апробации методики с позиции ее применимости для мониторинга системы ПОиПС на этапе использования рабочей силы.

Поэтому в качестве объектов исследования были выбраны работающие по двум профессиональным группам: профессии, соответствующие УГС 30.00.00 «Экономика и управление» и 10.00.00 «Информатика и вычислительная техника» (проследить процесс ПОиПС от студентов к работающим). Были выбраны типичные организации, соответствующие профилю профессии. В каждой из этих организаций с использованием случайной выборки включено в выборку по 50 чел. (использовались данные служб управления персоналом организаций).

Далее целевым образом выбраны отрасли (машиностроение, нефтехимия, торговля), обеспечивающие более 75 % ВРП Омской области. В каждой из отраслей выбрано по два предприятия, наиболее активных на рынке труда. Выбор респондентов в этих организациях осуществлялся случайным образом по спискам отдела кадров: каждый второй специалист /Г-долж-ности, каждый третий - экономической должности. Таким образом, сформировалась выборка, включающая 152 респондента, деятельность которых связана с профессиями УГС 38.00.00, и 132 респондента, деятельность которых связана с профессиями УГС 10.00.00. Учитывая, что данные по генеральной совокупности отсутствуют, следует утверждать, что результаты применимы для описательного плана исследования и достоверны на уровне не более 60 % [7, с. 183]. Опрос осуществлялся в форме анкетирования с сопровождением инструктора, объяснявшего содержание вопросов и правила заполнения анкеты.

¥) Фокус-группы. Для уточнения отдельных вопросов по результатам обработки анкет применялся метод фокус-групп. Всего было проведено две фокус-группы по 18 участников в каждой. Были обсуждены вопросы престижности отдельных профессий, вузов г. Омска, ценностей выбора профессий, результативно-

сти профориентационных мероприятий и деятельности различных субъектов. Выборка для участия в фокус-группах формировалась из школьников г. Омска (равные пропорции 9, 10, 11 классов) - участников проекта «Твой Успех - профориентация», которые прошли первичное обучение по этапам выбора профессии в рамках авторского тренинга.

Остановимся далее на содержательной части опросов. В ходе исследования вопросы анкеты были направлены на получение различных групп показателей:

• Группа показателей «выбор профессии» является целевой, поскольку именно на выбор, его осознанность и устойчивость должна быть ориентирована вся система ПОиПС. В ее состав входят следующие показатели: «наличие выбора» - характеризует уровень определенности с выбором; «устойчивость выбора» -характеристика, отражающая степень уверенности выбора; «значимость выбора профессии» - определяет субъективное восприятие выбора профессии в системе жизненных ориентиров; «подтверждение выбора» - направлен на выяснение правильности выбора профессии на этапах продолжения образования и работы (студенты и занятое население); «причина неустойчивости выбора» - изучался у студентов; «траектория действий при осознании и неверного выбора» - изучался среди студентов, что позволяет выявить четыре траектории предполагаемых действий.

• Группа показателей «процесс выбора» направлена на определение основных параметров процесса выбора. Состоит из следующих показателей: «начало процесса» (характеризует период, когда человек осознанно начал задумываться о выборе профессии); «алгоритм выбора профессии» (отражает последовательность осуществления выбора в комбинации вариантов); «участие в профориентационных мероприятиях» (демонстрирует активность человека и роль этих мероприятий в процесс ПОиПС); «сложности при выборе» (имеет 11 атрибутов и раскрывает возможные препятствия в процессе выбора); «уровень сложности» (раскрывает субъективное восприятие степени сложности).

• Группа показателей «факторы выбора» определяет причины выбора профессии, субъекты влияния и степень самостоятельности. Включает: показатель «ценности» (имеет десять атрибутов, связанных с ценностями, которые важны для респондентов в профессии);

показатель «самостоятельность выбора» (направлен на выявление мнений респондентов о роли других субъектов в профессиональном самоопределении); показатель «субъекты влияния на выбор» (на основе ранжирования предложенных вариантов ответа позволяет выявить тех субъектов, которые в большей / меньшей степени влияют на выбор); показатель «активность субъектов профориентации» изучался на примере классных руководителей и родителей; показатель «влияние субъектов профориентации и профессионального самоопределения» изучался на примере студентов и занятого населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Группа показателей «результативность профориентационных мероприятий» направлена на оценку реализуемых мероприятий с целью определения их потенциала и перспективности использования. В ее составе «удовлетворенность мероприятиями» (выявляет субъективную оценку комплекса мероприятий, в которых участвовал респондент); «оценка результативности конкретных мероприятий» (дает возможность выявить долю респондентов, которые принимают участие в этих мероприятиях, а также мнения респондентов о результативности, перспективности мероприятий, имеет пятнадцать атрибутов, которые могут быть сгруппированы на мероприятия общей, профессиональной и индивидуальной направленности); «причины снижения результативности» (позволяет на основе ранжирования семи атрибутов выявить проблемы в организации проведения мероприятий, форм предоставления информации и пр.).

• Группа показателей «выбор образовательной организации» раскрывается в четырех аспектах: показатель «траектория после школы» (показывает вектор деятельности после окончания учебного заведения); показатель «уровень определенности с учебным заведением» (оценивает наличие выбора образовательной организации для продолжения своего развития); показатель «место продолжения образования» (позволяет определить востребованность вузов г. Омска); показатель «факторы выбора учебного заведения» (имеет восемь атрибутов, раскрывающих причины выбора образовательной организации).

• Группа показателей «занятость и трудоустройство» раскрывает аспекты части системы ПОиПС, связанные с использованием и распределением рабочей силы: показатель «причины трудоустройства после окончания

школы» имеет пять атрибутов и показывает причины ухода с траектории дальнейшего обучения; показатель «форма занятости» раскрывает характер труда, который предпочитают респонденты - работа по найму (государственные, частные организации) и гибкие формы занятости (фриланс, самозанятость и предпринимательство); показатель «регион трудоустройства» включает в себя шесть альтернатив и позволяет прогнозировать миграционные ожидания респондентов, привлекательность омских организаций как места трудоустройства; показатель «сложности при выборе варианта трудоустройства» изучался при опросе студентов и занятого населения.

• Группа показателей «информационное обеспечение» направлена на вопросы информационного сопровождения системы ПОиПС: показатель «степень важности информации» показывает роль этой подсистемы в ПОиПС; показатель «наличие информации о профессии» оценивает полноту информации в доступных источниках; показатель «наличие информации об учебных заведениях» дает основания оценить профориентационные мероприятия, проводимые вузами и другими субъектами; показатель «значимость Интернета» развивает гипотезу об использовании Интернета в ПОиПС.

Группа показателей «развитие компетенций» показывает направленность профессионального развития - ориентированы ли респонденты только на профессиональные компетенции или же осознают необходимость развития компетенций надпрофессиональных: показатель «необходимость компетенций» отражает субъективное осознание значимости надпрофессиональных компетенций для трудовой деятельности; показатель «развитость компетенции» отражает субъективную оценку уровня развития соответствующей надпрофес-сиональной компетенции; показатель «методы развития компетенций» выявляет предпочитаемые методы развития; показатель «наличие возможностей для развития компетенций»; показатель «удовлетворенность трудовой деятельностью» изучался среди работающего населения - он показывает степень удовлетворенности семью параметрами.

Показатели «паспортички» включены для анализа содержательных мнений респондентов в разрезе пола, возрастных групп, социального статуса.

5. Заключение. Таким образом, нами была обоснована методика исследования профессиональной ориентации и профессионального самоопределения на различных этапах воспроизводства рабочей силы.

Комплексная методика исследования включает:

1. Выбор методов сбора объективной и субъективной информации. Методом сбора объективной информации выступил анализ документов: законодательства, сайтов, статистических данных, программ и отчетов разных субъектов профориентации и др. Для сбора субъективной информации были привлечены различные виды опроса, а именно анкетирование, работа с фокус-группами и др.

2. Обоснование выборочной совокупности исследуемых социальных групп. Была рассчитана выборка и доказана репрезентативность результатов исследования таких групп, как школьники 9, 10, 11 классов, студенты I и IV курсов по укрупненным группам специальностей (30.00.00 «Экономика и управление», 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»), классные руководители и ответственные за профориентационную работу в школах, родители школьников, занятое население.

3. Выявление следующих групп показателей для обоснования содержательной части исследования: «выбор профессии», «процесс выбора», «факторы выбора», «результативность профориентационных мероприятий», «выбор образовательной организации», «занятость и трудоустройство», «информационное обеспечение», «развитие компетенций», - каждая из которых позволяет проанализировать и оценить профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение на различных этапах воспроизводства рабочей силы.

Реализация данной методики даст возможность сформировать обширную аналитическую базу, позволяющую всесторонне исследовать профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение.

Литература

1. Dinner I., Polovinko V. Features of professional self-determination and profession orientation of young people in the digital economy // The 12th International Days of Statistics and Economics : Conference Proceedings (September 6-8, 2018) / Eds. T. Loster, T. Pavelka. - Prague : Libuse Macakova :

Melendrium, 2018. - P. 335-343. - URL : https://msed.vse.cz/msed_2018/article/204-Dinner-Igor-paper.pdf.

2. Polovinko V., Arbuz A. Influence of HR-brand on professional self-determination and professional orientation of young people (by the example of Omsk) // The 12th International Days of Statistics and Economics : Conference Proceedings (September 6-8, 2018) / Eds. T. Loster, T. Pavelka. - Prague : Libuse Macakova : Melendrium, 2018. - P. 1450-1459. - URL : https://msed.vse.cz/msed_2018/article /197-Polovinko-Vladimir-paper.pdf.

3. Arbuz A., Dinner I. Influence of professional self-determination and professional orientation of young people of Omsk region on migration expectations // The 12th International Days of Statistics and Economics : Conference Proceedings (September 6-8, 2018) / Eds. T. Loster, T. Pavelka. - Prague : Libuse Macakova : Melendrium, 2018. - P. 54-63. - URL : https://msed.vse.cz/msed_2018/article/199-Arbuz-Anna-paper.pdf.

4. Долженко Р. А., Половинко В. С. Новые ориентиры развития трудовых отношений в инновационной экономике : моногр. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. - 363 с.

5. Капелюшников Р. И. Технологический прогресс - пожиратель рабочих мест? // Вопросы экономики. - 2017. - № 11. - С. 111-140. - DOI: 10.32609/0042-8736-2017-11-111-140.

6. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М. : Эксмо, 2016. - 231 с.

7. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М. : Наука, 1987. - 248 с.

8. Felker J. A. Professional development through self-directed expatriation: Intentions and outcomes for young, educated Eastern Europeans // International Journal of Training and Development. -2011. - Vol. 15, Iss. 1. - P. 76-86. - DOI: 10.1111/j.1468-2419.2010.00369.x.

9. Guichard J., Dumora B. A Constructivist Approach to Ethically Grounded Vocational Development Interventions for Young People // International Handbook of Career Guidance / Eds. J. A. Athanasou, R. Van Esbroeck. - Dordrecht : Springer, 2008. - P. 187-208. - DOI: 10.1007/978-1-4020-6230-8_9.

10. Zhen Li, Lowe J. Mobile student to mobile worker: the role of universities in the "war for talent" // British Journal of Sociology of Education. - 2016. - Vol. 37, Iss. 1. - P. 11-29. - DOI: 10.1080/01425692.2015.1095636.

11. Straube R. Soft Skills in der Lehrerbildung - Probleme und Folgen // Soft Skills / Ed. T. Hansel. - Herbolzheim : Centaurus Verlag & Media, 2010. - P. 105-120. - (Schulpädagogik, Vol. 10). - DOI: 10.1007/978-3-86226-466-7_7.

12. Vanhalakka-Ruoho M. Relational aspects in career and life-designing of young people // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2010. - Vol. 10, Iss. 2. - P. 109-123. -DOI: 10.1007/s10775-010-9178-8.

13. Westergaard J. Career guidance and therapeutic counselling: Sharing 'what works' in practice with young people // British Journal of Guidance & Counselling. - 2012. - Vol. 40, Iss. 4. - P. 327-339. -DOI: 10.1080/03069885.2012.687711.

References

1. Dinner I., Polovinko V. Features of professional self-determination and profession orientation of young people in the digital economy, in: Loster T., Pavelka T. (Eds.) The 12th International Days of Statistics and Economics, Conference Proceedings (September 6-8, 2018), Prague, Libuse Macakova publ., Melendrium publ., 2018, pp. 335-343, available at: https://msed.vse.cz/msed_2018/article/204-Dinner-Igor-paper.pdf.

2. Polovinko V., Arbuz A. Influence of HR-brand on professional self-determination and professional orientation of young people (by the example of Omsk), in: Loster T., Pavelka T. (Eds.) The 12th International Days of Statistics and Economics, Conference Proceedings (September 6-8, 2018), Prague, Libuse Macakova publ., Melendrium publ., 2018, pp. 1450-1459, available at https://msed.vse.cz/msed_ 2018/article/197-Polovinko-Vladimir-paper.pdf.

3. Arbuz A., Dinner I. Influence of professional self-determination and professional orientation of young people of Omsk region on migration expectations, in: Loster T., Pavelka T. (Eds.) The 12th International Days of Statistics and Economics, Conference Proceedings (September 6-8, 2018), Prague, Li-

buse Macáková publ., Melendrium publ., 2018, pp. 54-63, available at: https://msed.vse.cz/msed_2018/ article/199-Arbuz-Anna-paper.pdf.

4. Dolzhenko R.A., Polovinko V.S. Novye orientiry razvitiya trudovykh otnoshenii v innovatsionnoi ekonomike [New development trends of labour management in innovation economy], Monograph, Omsk, Dostoevsky Omsk State University publ., 2017, 363 p. (in Russian).

5. Kapeliushnikov R. Is technological change a devourer of jobs? Voprosy Ekonomiki, 2017, no. 11, pp. 111-140. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-11-111-140. (in Russian).

6. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution, Moscow, Eksmo publ., 2016, 231 p. (in Russian).

7. Yadov V.A. Sotsiologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody [Sociology study: methodology, programme, procedures], Moscow, Nauka publ., 1987, 248 p. (in Russian).

8. Felker J.A. Professional development through self-directed expatriation: Intentions and outcomes for young, educated Eastern Europeans. International Journal of Training and Development, 2011, Vol. 15, iss. 1, pp. 76-86. DOI: 10.1111/j.1468-2419.2010.00369.x.

9. Guichard J., Dumora B. A Constructivist Approach to Ethically Grounded Vocational Development Interventions for Young People, in: Athanasou J.A., Van Esbroeck R. (Eds.) International Handbook of Career Guidance, Dordrecht, Springer publ., 2008, pp. 187-208. DOI: 10.1007/978-1-4020-6230-8_9.

10. Zhen Li, Lowe J. Mobile student to mobile worker: the role of universities in the "war for talent". British Journal of Sociology of Education, 2016, Vol. 37, iss. 1, pp. 11-29. DOI: 10.1080/01425692.2015.1095636.

11. Straube R. Soft Skills in der Lehrerbildung - Probleme und Folgen, in: Hansel T. (Ed.) Soft Skills, Schulpädagogik, vol. 10, Herbolzheim, Centaurus Verlag & Media publ., 2010, pp. 105-120. DOI: 10.1007/978-3-86226-466-7_7. (in German).

12. Vanhalakka-Ruoho M. Relational aspects in career and life-designing of young people. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2010, Vol. 10, iss. 2, pp. 109-123. DOI: 10.1007/s10775-010-9178-8.

13. Westergaard J. Career guidance and therapeutic counselling: Sharing 'what works' in practice with young people. British Journal of Guidance & Counselling, 2012, Vol. 40, iss. 4, pp. 327-339. DOI: 10.1080/03069885.2012.687711.

Сведения об авторах

Половинко Владимир Семенович - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления человеческими ресурсами Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: pw3@mail.ru РИНЦ ID: 155877

Арбуз Анна Владимировна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления человеческими ресурсами

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: denezhkina1@mail.ru РИНЦ ID: 310088

Диннер Игорь Владимирович - канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления человеческими ресурсами Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: igor-dinner@yandex.ru РИНЦ ID: 971476

About the authors

Vladimir V. Polovinko - Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Economics and Human Resource Management Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: pw3@mail.ru RSCI ID: 155877

Anna A. Arbuz - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Human Resource Management Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: denezhkina1@mail.ru RSCI ID: 310088

Igor V. Dinner - PhD in Economic Sciences, Senior Fellow of the Department of Economics and Human Resource Management

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: igor-dinner@yandex.ru RSCI ID: 971476

Для цитирования

Половинко В. С., Арбуз А. В., Диннер И. В. Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 207-216. - DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).207-216.

For citations

Polovinko V.S., Arbuz A.V., Dinner I.V. Substantiation of a complex research methodology career guidance and professional self-determination. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 2, pp. 207216. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).207-216. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.