Научная статья на тему 'Профориентационный центр УрФУ: первый опыт работы'

Профориентационный центр УрФУ: первый опыт работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полозов А.А.

В УрФУ много прикладывается усилий для повышения качества образования. Однако все они банкротятся одним простым фактом 70% выпускников УрФУ не работают по специальности. Руководство вуза в большей степени озабочено рейтингом УрФУ, от которого стало сильно зависеть финансирование. Однако в перспективе ключевым фактором рейтинга вуза будут отмеченные СМИ достижения его выпускников. Технически это можно уже сегодня сделать. Пострадавшей стороной в этой ситуации также оказываются студенты, которые делают карьеру в направлении, не подкрепленном высшим образованием. Решением этой задачи второй год занимается профориентационный центр УрФУ. В результате его работы удается эти 70% обнаруживать еще в абитуриентском возрасте и тем самым исправить положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационный центр УрФУ: первый опыт работы»

УДК 377

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР УРФУ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ

А.А. Полозов,

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Аннотация. В УрФУ много прикладывается усилий для повышения качества образования. Однако все они банкротятся одним простым фактом - 70% выпускников УрФУ не работают по специальности. Руководство вуза в большей степени озабочено рейтингом УрФУ, от которого стало сильно зависеть финансирование. Однако в перспективе ключевым фактором рейтинга вуза будут отмеченные СМИ достижения его выпускников. Технически это можно уже сегодня сделать. Пострадавшей стороной в этой ситуации также оказываются студенты, которые делают карьеру в направлении, не подкрепленном высшим образованием. Решением этой задачи второй год занимается профориентационный центр УрФУ В результате его работы удается эти 70% обнаруживать еще в абитуриентском возрасте и тем самым исправить положение.

Ключевые слова: профориентация, структура личности, методика

Актуальность. В 1914—1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек, в 1995 - 2,8 млн., 2011 - 6,5 млн. По данным Института комплексных стратегических исследований в РФ каждый 12-й занятый находится на руководящей должности (в Японии лишь каждый 38-й человек, в США - каждый 21-й). Связано это с тем, что РФ очень высок процент занятых с высшим образованием. При этом для карьеры необходим сам факт наличия образования, а не его качество. Согласно данным ВЦИОМ от 2012 г., у 56% россиян запись в трудовой книжке не соответствует полученному образованию. По разным оценкам 75-92% выпускников не работают по специальности. Применительно к УрФУ эта цифра колеблется около 70%. Эта цифра по тестированным центром студентам за последние 5 лет. Казалось бы, в такой ситуации все абитуриенты должны бегом бежать к нам тестироваться. Однако это не так. Абитуриент хочет ошибаться сам, не доверяя такой возможности сторонним людям. О карьере можно говорить только когда место работы меняется, а направление движения нет. Когда же со сменой места работы меняется направление деятельности, то карьера заканчивается не начавшись. И первым шагом в этом направлении можно считать смену направления сразу после обучения в вузе. Ко мне достаточно часто приходят родители ранее протестированных абитуриентов, чтобы пройти тест самим.

Вопрос профориентации находится в прямой зависимости от вопроса структуры личности и возможности тестирования всех его аспектов. Нерешенность этого вопроса позволяет появляться различным незрелым версиям

тестирования, дискредитирующим направление работ. Например, на выставках в КОСК есть тестирование по отпечатку пальца.

Работа в этом направлении крайне важна для УрФУ. Сегодня все работы выполняются с оглядкой на рейтинг вуза. Значительную ее часть составляют узнаваемость вуза, бренд, мнение делового сообщества и т.д. Иными словами, мнение окружающих. Рано или поздно все эти вторичные параметры будут заменены одним первичным - упоминания в СМИ достижений выпускников данного вуза. Вуз готовит студента. Уже молодым специалистом он может создать новую установку. Об этом сообщат СМИ. На СМИ отреагирует бизнес-сообщество и абитуриенты со всего мира. На это отреагирует рейтинг. Когда то же придет в голову заменить всю цепочку вторичных параметров первичным. Тем более, что создать поисковик для перебора СМИ не составляет большого труда.

Правовой аспект. В РФ вопросы профориентации регулируются постановлением Министерства труда и социального развития РФ 1996 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Согласно документу (п.6.1) "Всероссийский научно - практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития РФ осуществляет работу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, координирует и обеспечивает научно - методическую, организационно - практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". О деятельности этого очередного ВНПЦ судить невозможно по причине полного отсутствия результатов его деятельности. Вообще, с 2003 года государство прекратило свои инициативы в этом направлении. Среди последних известных на сей счет:

- Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год -Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51- 157 ин/13-03/;

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/.

В виду отсутствия головной организации мы обратились в Управление образования Екатеринбурга и получили рекомендательное письмо в школы, подписанное его начальником Умниковой Е.Л.

Предыстория проблемы. Примером дифференциальнотипологического подхода можно считать работы Джона Голланда (Holland J.L., 1966;1976). В основе было деление по типам личности (и среды): реалистический, исследовательский, артистический-художественный, социальный, предпринимательский, конвенциональный. В структурно-поведенческом подходе обычно выделяют типы карьер, образцы профессионального поведения успешные в труде, варианты жизни (включая и трудовую деятельность),

«картины» максимальной продуктивности и её «спадов» в разные возрастные периоды жизни. Примером институционального подхода является концепция символического интеракционизма Ирвина Гофмана (Goffman E., 1959), где профессиональное поведение людей расценивается как осуществление ими ролей в некотором сценарии, объединяющем действия отдельных персонажей в целостную систему. Человек может быть продавцом и его клиентом, врачом и пациентом, начальником и секретарем и т. В когнитивно-мотивационном подходе процесс профессионального самоопределения рассматривается в контексте индивидуальных особенностей прогнозирования и принятия решений личностью. Альтернативы карьер сравниваются субъектом выбора по ценности связанных с ними возможных событий.

Ведущим специалистом в РФ был разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности д. пси-х. н., академик АПН СССР Е. А. Климов (1930-2014). Исходными положениями концепции ИСД были следующие установленные факты:

1) у любого человека имеются существенные для успеха невоспитуе-мые качества,

2) для любого индивидуума существуют несколько разных по способам, но равноценных по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности;

3) в большинстве профессий есть возможности преодоления слабо выраженных способностей.

Субъектные компоненты профпригодности: гражданские качества, отношение к профессии (склонности, интересы, предпочтения), здоровье (физическое и психическое), единичные и общие способности, навыки (умения, знания, опыт). В советское время личность была маленьким пристроем к ее гражданской позиции.

Основные оппоненты и их концепции. В.Н. Кононова (Центр тестирования и развития) выделяет профили обучения в старших классах общеобразовательной школы: физико-математический, естественно-научный, технологический, социально-экономический, лингвистический, гуманитарный, художественно-эстетический, оборонно-спортивный, индустриальнотехнологический. Дифференциально-диагностический_______опросник

Е.А.Климова делит людей на 5 категорий: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек» , «человек-знак», «человек-художественный образ». Интересно, как развести по известным 7000 профессиям с помощью 5 градаций?

Психограмллы ПВК гида-переводчика (а) и регулировщика радиоаппаратуры (6)

Более современный подход можно найти у профессора МГУ Носковой

О. Г. (2014) в «Психологические основы профориентации. Классификация профессий». предполагает деление действий субъекта труда по ¥ функциям: 1- зрительные действия; 2 - слуховые 3 - память 4 - воображение; 5 - логические (технический интеллект); 6 - логические (вербальный интеллект); 7 -логические (социальный интеллект); 8 - общение; 9 - устная речь; 10 - внимание; 11 - воля, саморегуляция; 12 - двигательные. Любая деятельность оценивается экспертом по этим направлениям по трехбалльной шкале и далее она предлагается человеку, демонстрирующему указанные качества. Такой подход возможен, конечно, для предельно простых видов работ, которые относительно легко автоматизировать. Поэтому Носкова О. Г. (2014) отмечает, что прогнозирование успеха неизбежно носит вероятностный характер и должно опираться на типы личности, мотивацию, склонности, способности и классификации профессий. При этом сама упоминаемая методика не содержит ничего из отмеченного.

Меня не раз спрашивали - почему бы не использовать потенциал департамента психологии в поставленной задаче? В большинстве случаев исследования уважаемых коллег, несомненно актуальные и востребованные, далеки от данного направления. Диссертация и.о. директора в 2014 году Разиной М. В. «Эволюция религиозного (православного) воспитания в России в XVIII века до настоящего времени».(2006). Ближе всего к теме д.пс.н., проф. Исмагилова Ф. С., тема диссертации которой «Профессиональный опыт специалистов и управление им...... Критерием эффективности профессионального опыта выступает конкурентоспособность специалиста, которая обеспечивается за счет:

- интегрированного видения профессиональной среды и себя в ней;

- адекватного требованиям работодателя уровня компетентности,

- готовности изменять этот уровень в соответствии с требованиями работодателя за счет выбора им стратегии управления своими профессиональными ресурсами. Для этого строится матрица конкурентоспособности профессионального опыта. (КПО).

Скажу честно - мне было бы скучно строить матрицу КПО под требования работодателя. Конкурентоспособность - это не критерий, а условие игры. Компенсация слабых сторон не популярна в менеджменте. Для последнего намного эффективнее перераспределить обязанности, чем ждать роста там, где его ранее не наблюдалось. Однако в целом, так или иначе мы строим стратегии адаптации в профессиональной среде с ее неоднократными изменениями в соотношении «опыт - компетентность - требуемая компетентность». К сожалению, использовать потенциал департамента психологии оказалось не так-то просто. В прошлом году они организовали в приемной комиссии пункт профориентационного экспресс-тестирования. Там были тесты коммуникативности, внимания. В общем, решили проблему в соответствии со своими возможностями в данном направлении. Профориентация предполагает долгий и тщательный подбор тестов, их коррекцию в режиме обратной связи и т.д. Дилетанту тут делать нечего.

Также следует выделить работы Зеера В.Ф. (РГППУ). Учебное пособие от 2003 года, видимо, следует считать итоговым документом. Главная особенность монографии в желании объединить все без исключения точки зрения. Там есть ссылки на работы 1953 года и ранее. Я тогда еще не родился. Желание ни с кем не ссорится, отразить все точки зрения, создать на этой основе видимость единой позиции означает отсутствие собственной позиции. В итоге мы тонем в море различных предположений. Полагается узнать собственную точку зрения автора, хотелось бы увидеть ее в тезисах. Вместо этого сотни определений понятий, которые имеют к профориентации косвенное отношение. Они легитимизуют работы от 1953, 1968 года, но совершенно не приближают к решению проблемы. Поэтому чем больше читаешь такие книги, тем меньше понимаешь проблему. Проблематика утонула в обилии ссылок и определений. Наука, как я понимаю, у Зеера В.Ф - это скрепленные понятийным аппаратом все цитируемые точки зрения. Без продвижения к решению проблемы. В итоге, прочитав книгу, я должен выбрать из 7000 специальностей на основании учета сотен факторов. Автор решил проблему? Автор утопил проблему в обилии мало что значащих аспектов. Тем самым переложил решение проблемы на читателя.

В этой структуре есть и серьезные аспекты и забавные. «В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру». Самостоятельная структура, создаваемая в голове ученого, переместилась в психологическую структуру испытуемого. Работа Зеера В.Ф., при всем уважении к автору, пример неэффективной науки, из-за чего саму науку сейчас потрошат и реорганизуют по всему периметру.

Начинается все со структуры личности. Она оказалась четырехкомпонентной:

- направленность (система доминирующих потребностей и мотивов)

- компетенции (осведомленность, эрудированность)

- важные качества (наблюдательность, память, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др.)

- психофизиологические свойства (нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм).

Направленность личности отождествляется с ее мотивацией. Что неверно. Этот подход лишает нас возможности профориентации. Компетенции - это видимо интеллектуальные способности, которые трансформировались в умения и т.п. Однако определение через эрудированность сразу заставляет сомневаться. Психофизиологические свойства - это видимо тип характера. Хотя экстраверсия относится к направленности.

А вот что такое важные качества? Это и память, и мышление, и выносливость... Личность от рождения должна иметь важные качества для 7000 профессий. Зеер В.Ф. снова наделил структуру личности блоком, который отвечает за профориентацию и состоит из разношерстных свойств.

Указанное представление о структуре личности практически делает невозможным профориентацию. Она начинает зависеть от мотивации 16 летнего ребенка, не требует тестирования его интеллектуальных способностей. Зато требует выяснения уровня развития пластичности, нейротизма, выносливости и т.д. для каждой профессии и каждого тестируемого. Дальнейшие рассуждения с обилием цитирований уже неважны - мы не можем конкретно описать структуру личности. И поэтому направить ее тоже не можем. Например, профессии у Зеера В.Ф. делятся на 5 типов Е.А. Климова от 1968 года. Но тут всплывают еще 6 типов Дж. Холланда от 1973 года, на которые приходятся 870 специальностей.

С 1996 г. по решению Ученого совета МГУ за компанией «Гуманитарные технологии» закреплены функции Центра психологического и профориентационного тестирования старшеклассников и абитуриентов. Научный руководитель - профессор А. Г. Шмелев. В 2001 г. создан компьютерный диагностический комплекс «Профориентатор». Центр имеет свыше 200 региональных подразделений на территории РФ. В течение месяца обследуется порядка 500 человек. Тестирование - 1 час. Беседа - 0,5 часа. Структура личности, которая используется в тесте выглядит так:

Структура интересов, 84 утверждений Структура интеллекта 73 вопроса Структура личности 50 утверждений

Е.А. Климов Дж. Холланд Большой Пятерке (Big Five) личностных качеств

Техника Лексика Активность, инициативность

Наука Вычисления Согласие - сотрудничество

Искусство Зрительная логика Самоконтроль - планирование

Общение Эрудиция Эмоциональная стабильность - устойчивость к стрессу

Бизнес Абстрактная логика

Знак Внимание

Природа

Риск

В итоге тестируемый получает на руки две диаграммы.

Рис. 1. Образец диагностического профиля. Пол - мужской, 9 класс.

После получения результатов их смотрит опытный психолог, который должен на этой основе дать совет - куда пойти учится.

К методике Шмелева А.Г. трудно предъявить какие то претензии. Как и все синтетическое, собранное с миру по нитке она обречена беспрерывно совершенствоваться и улучшаться, следовать за научной модой. Интересно другое - как авторы убеждали сами себя в надежности методики. Я с уважением отношусь к самому А.Г. Шмелеву и реализующему ее в УрФУ к.б.н. А.В. Мальцеву. Однако должен зафиксировать различия в подходах.

1. Тест Шмелева А.Г. не является профориентационным. Он перекладывает на тестируемого интерпретацию полученных результатов. Не дает названий специальностей, их рейтинговой оценки для абитуриента, никак не связан с будущим материальным благополучием и т.д. Результатом решения одного ребуса стал другой.

2. Точность методики достигается за счет очень грубого деления всех направлений дальнейшей учебы на 8. Если поделить всех окружающих на гуманитариев и технарей, то будут еще более впечатляющие показатели.

3. В ходе работ одни и те же лица выступают и как тестируемые, и как эксперты. Приходит в центр абитуриент и ему говорят что он чистый гуманитарий. И ему подойдет гуманитарное направление. Он идет учиться в это направление. 70% выпускников не работают по специальности. Вряд ли авторы методики могли этого не знать. Однако они предпочли имитировать свою успешность высокой оценкой солидарного решения с абитуриентом. Соответственно, больше чем на 30% эффективности методики они рассчитывать не могут. "Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию; но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть". (А.Эйнштейн).

4. Отдельная история с так называемым лицензированием. В 2003 г. комплекс «Профориентатор» получил поддержку Министерства образования РФ и рекомендован для формирования профильных классов и консультативной помощи учащимся. Однако этот факт на местном уровне подается как лицензирование. Никакой лицензии, насколько мне известно, у данной методики нет. Ее просто некому выдавать. Задуманный в 1996 году ВНПЦ так и не ожил, а лицензирование сторонними организациями не может иметь значения. На мой взгляд, Министерство образования РФ не должно давать повод для такого ряда искажений, которые могут приводить к монополизации рынка соответствующих услуг.

5. Взаимная корреляция между собой разных аспектов личности. Уп-

рощенно суть вопроса. Я могу написать книгу за счет высокой абстрактной логики, но у меня совсем не получается говорить на английском языке. Вот почему то взаимная корреляция не связанных между собой аспектов личности выдвигается как основной довод хорошей работы. Одаренность не может переноситься с абстрактной логики на лингвистические возможности. Стало быть, корреляции быть не должно. Но она есть. Тогда о чем это может говорить? О том, что используются взаимосвязанные аспекты личности. Если я, условно говоря, возьму экстраверсию и общительность, то несомненно корреляция будет. Только зачем в тесте две однотипные характеристики? Первое что надо делать - убрать из теста общительность. Именно так я и делаю в своей методике. Не нужно плодить вторичные параметры. Однако в методике А.Г. Шмелева вместо этого набавляются новые вторичные параметры. В нашем условном примере можно было бы добавить к общительности клиентоориентированность..

6. Вопросы сформированы как утверждения. Тем самым происходит подмена понятия способности на интерес. Все вопросы предполагают контекст "мне нравится заниматься ....". Цель профориентации не в том чтобы одобрить то, что ребенку нравится. Цель в том, чтобы найти работу, в которой он будет наиболее эффективен. Почувствуйте разницу. Данный

тест не оценивает способности абитуриента к разным видам деятельности, а только выделяет то, что ему просто интересно.

Методика профориентационного центра УрФУ в тезисах:

1. Основой является типологическая модель структуры личности, которая состоит из типов личности (ТЛ), характера (ТХ) и ряда типов интеллекта (ТИ), некоторые из которых могут доминировать.

2. Абитуриенту даются рекомендации, которые были получены из ответов студентов последнего года обучения с аналогичным профилем ТЛ,ТХ, ТИ.

3. Студенты, как правило, выбирают профиль деятельности, который опирается на две дихотомии и поддерживающий этот выбор доминирующий ТИ. Например, архитектором чаще хотят работать NF с пространственным ТИ. Поэтому профиль архитектора переносится на все варианты ТЛ с ТБ.

4. Каждый ТЛ содержит не менее 6 профилей. Работа должна использовать их все пропорционально возможностям соответствующих ТИ. Тогда человек заменяет собою целый отдел. Так получаем исходный список профилей. ТЛ.

5. Список профилей ТЛ заменяется списком специальностей УрФУ для ТЛ.

6. ТХ первым секвеструет этот список спецификой взаимоотношения с окружающими. Например, нарциссическим ТХ необходимы управленческие специальности. Получаем список для каждого ТЛ+ТХ.

7. Мы получили универсальный вариант для персоналий без выраженной аномалии в ТИ. Это редкость. Теперь из каждого сочетания ТЛ+ТХ исключаются специальности, которые не поддерживаются необходимыми для нее ТИ. Получаем список ТЛ+ТХ+ТИ.

8. Рейтинговая оценка каждой специальности в созданных списках ТЛ+ТХ+ТИ состоит из внутренней и внешней части Персональные:

- растет с ростом числа необходимых профилей, которые она содержит. (продажа недвижимости = инженер + юрист).

- соответствует мотивации на момент окончания вуза

- совпадает с профессией одного из родителей.

9. В рейтинговую оценку входят внешне, макроэкономические факторы:

- обучение в более рейтинговом институте УрФУ,

- зарплата по окончании вуза,

- экономические приоритеты РФ (региона), бюджетные приоритеты

- прогнозами авторитетных организаций по востребованности профессии.

10. Тестирование формирует набор ключевых слов, который позволяет серверной машине искать точку будущего роста под персональные характеристики и информировать его о таких возможностях.

11. Тест содержит в себе стимулирующие процесс познавательные аспекты. Испытуемый отвечает на серию вопросов по степени удовлетворенно-

стью разными видами деятельности, выбирает понравившиеся специальности из Атласа Сколкова 2015 и инновационные технологии Википедии и др..

12. В заключении отмечены тренды:

- возможно больше ступеней образования (колледж ... магистратура)

- желательность получение двух взаимодополняющих образований

- желательность пробной кратковременной работы в выбранном направлении.

Типологическая модель структуры личности. Вопрос по структуре личности в науке на данный момент не имеет решения, однако лучше руководствоваться некой ожидаемой, обоснованной версией, чем вообще никакой. Ранее в (5) была представлена версия типологической структуры личности, Поэтому здесь приведем ее схематическое изображение.

Виды спорта

п

Мотивация

ТУ

Телесно-кинестетический Аналитический Внутри личностный

VvW/v+!wAwvVvVvVvVvVvWvWAWAWAW/y

Лингвистический Пространственный Музыкальный Межличностный

ТИПЫ ИНТЕ ЛЛЕКТА (Г. ГАРДНЕР, 1983) и др.

У

личность

НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ II СКЛОННОСТЕЙ УЗ-

типы личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(МАЙЕРС-БРИГГС, 1962) и ^р (ENTT) (ISFP) (INTJ) (ESFJ)

ВОЛИ II ЧУВСТВ

(INTP) (ESFP) (ENTJ) (ISFJ) (ESTJ) (INFJ) (ENFP) (ISEP)

4^

ТИПЫ ХАРАКТЕРА ХОРНИ (1995) и Ш Шизоидный Параноидальный арщнссический Психопатический

ZvWAVAWvVvVvVvVvVvWVvWvWAWAWAVvVvVvVvVvVvVvVvVvVvWvWAWAW/

Компульсивный Истерический Депрессивный Мазохистический

Диаграмма 1. Структура личности ТЛ+ТХ+ТИ Обозначения

J - рассудительность - judging; P -восприимчивость - perceiving

I - интроверсия - introversion; E - экстраверсия - exstraversion;

S - ощущение (сенсорика) - sensation; N - интуиция - intuition;

T - мышление - thinking; F - чувствование - feeling;

Мотивацию мы связываем с работой внутриличностного интеллекта. Она оценивается на основе 47 вопросах, где надо выбрать одну из двух альтернатив. Каждый вариант выбора (5) ориентирован на определенный мотив.

Всего их 11 (Познания, негативный, материальный, власти, и др.). Зная ТЛ, ТХ и возраст можно получить ожидаемое распределение по мотивам (5,6).

Наибольшей трудностью, разумеется, является создание тестовой базы, однако бесчисленные методические трудности в статье вряд ли уместны. Тестируется 9 ТИ, ТЛ, ТХ, иерархия из 11 мотивов. Есть свой алгоритм замены вопросов. Продолжительность теста примерно 1,5 часа. Далее примерно 0,5 часа уточняем правильность определения ТЛ и ТХ, и др.. Еще 1 час занимает общение с абитуриентом и его родителями.

На протяжении 5 лет тестировали студентов, которые заканчивали Ур-ФУ и уже определились с дальнейшим местом работы. Определяли ТЛ, ТХ, развитие разных видов ТИ, мотивация. Внешние факторы в рейтинге специальности зависят от рейтинга обучающего института в УрФУ, отзывов рекрутинговых агентств. Также рейтинг зависит от прогнозов наиболее востребованных профессий (Forbes, Fast Future и др.), упоминания в институтом McKinsey, Википедией связанной с профилем инновационной технологией. Учтены приоритетные направления в России до 2020: энергетика, ИТ, космические и телекомуникационные системы (ГЛОНАС и т.п), повышение энергоэффективности, медицинские технологии и фармацевтика. .

Чего хочет абитуриент? Обычно он хочет чтобы "работа была по душе", быстрый карьерный рост и устойчивое материальное положение. Работа будет "по душе", если найти профиль его интересов, подкрепленный соответствующим интеллектом и связать его с конкретными специальностями. Быстрый карьерный рост возможен с внедрением инновационных технологий (3Д-принтер, "умные" дома...). Материальный аспект учтен в рейтинге. В 2013 году самыми высокооплачиваемыми в РФ были программист, специалист по ИТ, юрист, Web-программист, стилист-визажист, стоматолог, инженер-проектировщик, аудитор, менеджер по закупкам.

Чего хотят родители абитуриента?

- Прежде всего, они не хотят, чтобы им дали ничего не значащую рекомендацию. Для того, чтобы родители отнеслись к нам серьезно первые полторы страницы отчета занимают аннотации соответствующих ТЛ и ТХ, мотивации. Родителю легко сверить написанное с тем, что он знает о ребенке.

- Им нужны специальности, а не просто "идите в гуманитарное направление". В итоге они получают перечень из 20-25 специальностей УрФУ в порядке убывания их предпочтительности для ребенка.

- Обычно родители хотят разобрать все рассматриваемые ими варианты в сфере полученных результатов теста.

- Родители заинтересованы отправить ребенка в ту сферу, где они могут ему помогать реально. Если ребенок может быть экономистом или бухгалтером, а мама работает бухгалтером, то последний вариант дает конкурентное преимущество самому ребенку.

Отношения с родителями в условиях их конфликта с ребенком по выбору профессии. Как правило, в таких случаях ребенок сразу садится в отдалении от родителя. Обычно такое бывает, когда ребенок хорошо ощущает

свою перспективу, а родители хотят оставить его в подконтрольной им сфере. Здесь важно не оказаться с кем-то и против кого-то, а наоборот консолидировать усилия сторон. Одна девушка сказала мне, что она получала высшее образование для родителей, а теперь идет получать второе высшее для себя. Жесткое решение родителей спустя несколько лет может закончиться конфликтом с ребенком, ухудшением отношений. Важно лояльно предупредить родителей об этом.

Тестовые трудности работы. Все интроверты с депрессивным ТХ считают себя экстравертами. Все экстраверты с шизоидным ТХ - интровертами. Люди с психопатическим ТХ самостоятельно оттестироваться не способны вообще. Девочки чаше выбирают F, а мальчики - T. Хорошо развитый интеллект может превращать F в T. Любой компульсивный R становится J, а N превращается в S. Мотивация может индуцироваться родителями. Особенно это характерно для депрессивного ТХ. Люди с шизоидным ТХ имеют 2-3 очень узкоспецифичных направления интересов и наше мнение, предлагающее выход за эти рамки просто не будет иметь никакого значения. Поэтому для них невозможно заготовить шаблонного решения. Для истерического ТХ в работе необходимы возбуждающие переживания. Это существенно затрудняет наше решение. Люди с высокой концентрацией внимания выглядят старше своих лет. И так далее. Сложность структуры личности приводит к низкому проценту адекватного тестирования. Обычно ребенок затрудняется с ответом на вопросы, которые ранее ему никто не задавал. Однако если ему дать время подумать и провести повторное тестирование, то ответы детей намного точнее.

В 2015 году Агентство стратегических инициатив и фонд "Сколково" выпустили т.н. атлас (7) новых профессий на ближайшие 15-20 лет. Гора в очередной раз родила мышь. В исследовании приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов в 19 отраслях экономики. Не покидает ощущение, что вся она сделана одним человеком, который прячется за спины 2500 экспертов. И не совсем понятно - на какой планете он проживает. Ведь ему необходимы проектировщик космических сооружений, менеджер космотуризма, инженер-космодорожник, космобиолог и космогеолог. Как будет на нас смотреть мама абитуриента, которому предложили готовиться добывать редкие металлы на Марсе? Как автовладельца меня, конечно, не может не радовать упразднение рабочего места сотрудника ДПС и замена его роботом. Однако рынок робототехники на сегодня меньше рынка открыток. Для страны, где 50-60% бюджета формируется из цен на нефть странно выглядит профиль метеоэнергетик (прогнозирует уровень производства энергии от долгосрочных метеопрогнозов). Совсем поднялось настроение, когда я увидел профиль проектировщика дирижаблей. Полное ощущение, что все улетели. А я остался. Также любопытно, что для профессии разработчика образовательных траекторий и тренера по майнд-фитнесу обязательно учитывать психотип, способности отдельного человека. Это уже просто условие работы.

Местами Атлас выглядит как баловство. Однако есть более серьезные вещи. В ближайшие пять лет также появятся и будут востребованы такие специалисты, как сетевой врач, эксперт по здоровой одежде, тренер творческих состояний, игромастер. Защитник прав потребителей электроэнергии научит, как платить за этот ресурс меньше. От инфостилиста потребуется грамотное составление информационного контента для конкретного человека, чтобы он не получал ненужной рекламы. Арт-оценщик должен с легкостью разбираться в самых разных формах современного искусства, выявлять новые его формы. Дизайнер эмоций будет управлять воздействием на органы чувств, чтобы, воспринимая информацию, пользователь испытывал необходимые заказчику ощущения и эмоции. Архитектор виртуальности разработает специальное оборудование, которое поможет человеку работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности. Консьерж робототехники будет в гостиницах следить за автоматизированными швейцарами, горничными и курьерами: В УрФУ нет ни одной специальности из Атласа. Поэтому нет необходимости вносить изменения.

Заключение. 70% выпускников УрФУ не работают по специальности. Методика профориентационного центра УрФУ позволяет выявлять эти 70% еще на уровне абитуриента и исправить ситуацию. Это принесет существенный вклад в рейтинг вуза, ключевым фактором которого в перспективе будут отмеченные СМИ достижения его выпускников.

Библиографический список

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М., 1982

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию? -М., 1984; 2-е изд. М., 1990.

3. Шмелев А.Г., Серебряков А.Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. 2006. № 2. с. 4-16.

4. Иванова О.Н., Одинцова В.В. Комплекс тестирования «Профориентатор»: психометрические и прагматические свойства теста // Психологическая диагностика. 2006. № 2. с. 41-69.

5. Полозов А.А., Скорых С.А. Исследование мотивационной сферы студентов с разными типами личности и характера. Университетское управление, 2011, №6

6. www.polozov.nemi-ekb.ru

7. http://www.skolkovo.ru/public/ru/research/sedec/sedec-actual/sedec-asi/

8. Зеер Э.Ф. 347 Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с. -(«Gaudeamus»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.