Научная статья на тему 'Повышение мотивации к профориентации'

Повышение мотивации к профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / PROFESSION / ДОЛЖНОСТЬ / POSITION / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / PROFESSIONAL CONSULTATION / SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Т.И.

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования поиска профессионального пути в школьные годы. Каждому молодому человеку очень важно правильно выбрать профессию. Фактически выбор профессии это выбор человеком своей судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the urgent problem of improving the search for a professional way in school years. It is very important to each young person to choose the right profession. In fact, the choice of profession is the choice of man's destiny.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к профориентации»

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

УДК 159.9

Т.И. Зайцева

Шуховский лицей, г. Белгород, Россия.

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования поиска профессионального пути в школьные годы. Каждому молодому человеку очень важно правильно выбрать профессию. Фактически выбор профессии - это выбор человеком своей судьбы.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная консультация, профессия, специальность, должность, квалификация.

Поиск профессионального пути - дело сложное и важное. Восприятие того или иного человека обусловлено сложившимся в обществе стереотипом: мы судим о человеке по его профессии. Важным моментом в оценке не только человека, но и его удовлетворенности жизнью является профессиональный труд. Ведь работа дает людям не только средства к существованию, но и нечто большее, что гораздо важнее денег, своеобразное дополнительное вознаграждение в виде чувства удовлетворения от своего труда, от того, что этот труд нужен и что жизнь имеет смысл [1, С. 3].

Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева, выступая на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «политические науки и регионоведения» в МГИМО, заявила, что считает необходимым возвращение в школы профессиональной ориентации. «Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо в настоящем времени». Она нацеливает обратить внимание на задачу по повышению у вчерашних школьников и будущих студентов профильной мотивации при определении профессии». Васильева отметила что, несмотря на возможность подачи документов на разнообразные факультеты и специальности в рамках ЕГЭ, школьники не всегда могут определиться с выбором профессии [2].

Одна из самых серьезных причин - экономический кризис в стране. Он спровоцировал последствия, побуждающие родителей и детей серьезнее относиться к вопросу профориентации. Родителей тревожит, что их дети могут получить образование, которое не будет востребовано на рынке труда через несколько лет. Поэтому многие задумываются о профориентации ребенка еще в средней школе. Также, на рост интереса к

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

теме профориентации влияет сокращение бюджетных мест в вузах. Многие вынуждены получать образование платно, поэтому родители серьезнее относятся к профессиональному выбору ребенка. Образование должно быть в точку - иначе это будет инвестиция с отрицательным результатом.

Родителям не всегда понятно, что такое качественная профориентационная услуга - это основная проблема. Рынок пока не сформирован, появляется много псевдоуслуг, например, профориентация по отпечатку пальцев. Кого-то это привлекает, но определять интересы и способности человека по отпечатку пальцев это лженаука.

Есть еще одна проблема: в школах должны проводить профориентационную работу с детьми. Но актуальных эффективных методик под это не разрабатывают используют старые (например, дифференциально-диагностический опросник). Сейчас он уже не работает корректно. Все методики должны обновляться и адаптироваться под современное общество.

Непростое время для школ: у многих нет ресурсов на помощь с профориентацией учеников, возможностей хватает только на хозяйственные и учебные вопросы. Еще возникают педагогические и психологические трудности: ребенок вообще ничего не хочет. В этом случае школьнику нужно дать возможность для самоопределения: диагностировать его личностные черты, способности и попросить проанализировать их самостоятельно. После этого ребенок может понять, как его способности и интересы можно применить на практике комплексно.

Современному работодателю нужен не просто сотрудник: человек должен уметь многое, часто даже не в рамках одной сферы, поэтому важно учиться распознавать все свои способности и наклонности. Разумеется, нужен системный подход.

В идеале он включает:

1. Информационный метод: рассказывает о современных профессиях и их востребованности на рынке труда. Многие школьники часто просто не знают, из каких профессий им выбирать будущую специальность.

2. Диагностику. Самому распознать, систематизировать и проанализировать свои интересы и способности в разных сферах, и к тому же еще личностные особенности - трудная задача. В этом случае может помочь специалист психолог-профконсультант.

3. Метод профессиональной пробы: лагеря, игры, тренинги, профессиональные погружения. Информации о самоопределении будет пустой, если человек не попробует сделать что-то на практике.

Есть формула профориентации, созданная Е.А.Климовым: «Хочу -Могу - Надо». Она основана на том, что любой профориентационный

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

выбор это компромисс между тремя этими компонентами. Человек оценивает, что может делать, чем интересуется и сводит это с современным рынком труда.

Часто этот компромисс найти сложно, но приходится: учиться самостоятельно, делать выбор нужно еще в школе. Учащийся старших классов выбирает профессию, основываясь на множестве факторов, включая внешние - такие, как мнение родителей, друзей, финансовые возможности. Но именно психологические особенности самого человека, его интересы, способности, склонности, а также личностные черты определяют, в каких сферах деятельности у человека больше возможностей для самореализации, и где его ждет удовольствие от труда.

В настоящее время самым эффективным инструментарием, который оказывает помощь учащимся и их родителям это диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профориентатор». Комплекс разработан Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова.

Комплекс «Профориентатор» позволяет тестирующемуся получить детальное представление об уровне интереса к основным сферам профессиональной деятельности, о выраженности личностных качеств и об уровнях развития основных факторов умственной деятельности. Позволяет оценить и представить в виде цифры, визуализировать в виде графика, уровень развития выраженности интересов, способностей, склонностей и личностных качеств.

Тест включает в себя различные вопросы: это решение задач, выбор наиболее привлекательных альтернатив, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Прохождение тестирования и консультирования помогает учащимся серьезно задуматься о выборе профессии и ответить самому себе на следующие вопросы: Какие профессии и почему подходят на основе анализа интересов, способностей и особенностей характера? Как скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера? Как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах? В каких учебных заведениях можно получить соответствующее образование?

Компьютерный тест «Профориентатор» - система, выдающая испытуемому шкальный профиль, список подходящих профессий и профильных классов, уровень выраженности компетенций, текстовый отчет-интерпретацию, рекомендации по направлениям развития. Задачей профконсультанта является более глубокий анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации тестируемого, выявление артефактов и коррекция профиля, рекомендации испытуемому по развитию способностей, объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

подходит» под показанные тестируемым результаты. Основной акцент психолог или профконсультант делает на содержательную интерпретацию шкал профиля-отчета, связанных с толкованием результатов тестирования.

В этом году в «Шуховском лицее» г. Белгорода учащиеся 9-х классов прошли тестирование комплекса «Профориентатор». Девятиклассники получили детальное представление об уровне интереса к основным сферам профессиональной деятельности, о выраженности личностных качеств и об уровнях развития основных факторов умственной деятельности. Прохождение тестирования помогло им задуматься о вопросах: Кем же мне стать? Какую профессию выбрать? Какие профессии и почему подходят на основе анализа интересов, способностей, и особенностей характера? Как скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера? Как развить способности, необходимые для успешной самореализации и привлекательных профессиональных сферах? В каких учебных заведениях можно получить соответствующее образование? Профконсультантом были даны рекомендации, в свободное время и на каникулах зайти на сайт МГУ им. М.В. Ломоносова Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» пройти бесплатные тесты на развитие способностей и уровень интеллекта.

Каждому человеку очень важно правильно выбрать профессию. От того, насколько верно выбрана профессия, зависит не только общественная значимость человека, его место среди других людей, вклад в развитие общества, но и собственная удовлетворенность жизнью, физическое и нервно-психическое здоровье. Фактически выбор профессии — это выбор человеком своей судьбы. Чтобы не сделать ошибки, важно знать правила этого выбора [1, С. 6].

Библиографический список

1. Прощицкая Е.Н. Мое профессиональное будущее: эксперим. учеб.пособие для 10_го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. яз. обучения, с 12_летним сроком обучения / Е. Н. Прощицкая. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. - 192 с.

2. Министр образования и науки РФ высказалась за возвращение... proektoria.online/.../ministr_obrazovaniya_i_nauki_rf_vyskazalas_za_vozvrashenie_...Министр образования и науки РФ высказалась за возвращение уроков профориентации в школы ... глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки "политические науки и регионоведения" в МГИМО.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПДРАЛИГМД научный журнал

T.I. Zaytseva

Increased motivation for career guidance

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of improving the search for a professional way in school years. It is very important to each young person to choose the right profession. In fact, the choice of profession - is the choice of man's destiny.

Keywords: professional orientation, professional self-determination, professional consultation, profession, specialty, position, qualification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.