Научная статья на тему 'Профориентационное взаимодействие педагогического вуза и учреждений дополнительного образования детей творческой направленности: экспертное мнение'

Профориентационное взаимодействие педагогического вуза и учреждений дополнительного образования детей творческой направленности: экспертное мнение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / социальное партнерство / педагогический университет / дополнительное образование детей / career guidance / social partnership / pedagogical university / additional education for children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — E. A. Каюмова

В статье рассматриваются проблемы развития партнерских взаимоотношений (социального партнерства) в системе «педагогический университет учреждение дополнительного образования детей» в профориентационном контексте. Проанализировано мнение экспертов в области образования в сфере культуры и искусств относительно специфики социально-педагогического взаимодействия между образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — E. A. Каюмова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE INTERACTION OF A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN OF CREATIVE ORIENTATION: EXPERT COMMENTARY

The article discusses the development problems of the partnership (social partnership) in the system «pedagogical University institution of additional education of children» in the career guidance context. The opinion of experts in the field of education in the sphere of culture and arts with reference to the specifics of socio-pedagogical collaboration between educational organizations is analyzed.

Текст научной работы на тему «Профориентационное взаимодействие педагогического вуза и учреждений дополнительного образования детей творческой направленности: экспертное мнение»

YAK 378: 371.4

ББК 74.489.0+74.200.536

E.A. КАЮМОВА

E.A. KAYUMOVA

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕИ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

CAREER GUIDANCE INTERACTION OF A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN OF CREATIVE ORIENTATION: EXPERT COMMENTARY

В статье рассматриваются проблемы развития партнерских взаимоотношений (социального партнерства) в системе «педагогический университет - учреждение дополнительного образования детей» в профориентационном контексте. Проанализировано мнение экспертов в области образования в сфере культуры и искусств относительно специфики социально-педагогического взаимодействия между образовательными организациями.

The article discusses the development problems of the partnership (social partnership) in the system «pedagogical University - institution of additional education of children» in the career guidance context. The opinion of experts in the field of education in the sphere of culture and arts with reference to the specifics of socio-pedagogical collaboration between educational organizations is analyzed.

Ключевые слова: профориентация, социальное партнерство, педагогический университет, дополнительное образование детей.

Key words: career guidance, social partnership, pedagogical university, additional education for children.

Взаимодействие образовательных учреждений, их сотрудничество с другими социальными структурами (учреждениями культуры, социальной защиты населения, предприятиями) являются одной из ведущих тенденций развития современной системы образования. В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга педагогов, психологов, социологов, до сих пор проблема научного обоснования развития взаимоотношений педвуза и учреждений дополнительного образования детей (УДОД), работающих в сфере культуры и искусства, является наименее разработанной областью современной педагогики: не определены уровни и показатели сформированности партнерства, мотивации участников партнерских отношений, недостаточно разработаны вопросы, связанные с определением факторов повышения эффективности взаимодействия образовательных организаций, в частности, в отношении профессионального самоопределения обучающихся.

Опыт взаимодействия Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и учреждений дополнительного образования детей по профориентации выпускников, основанный на многолетних наблюдениях и их анализе, показал, что сотрудничество базируется прежде всего на информационной составляющей: осведомлении администрации, педагогов и обучающихся образовательных организаций о правилах приема в вуз, необходимых ЕГЭ, особенностях творческих вступительных экзаменов, условиях обучения в университете, работе подготовительных курсов, о проведении дней открытых дверей. Вектор инициативы такого сотрудничества явно смещен в сторону вуза, заинтересованного в факте набора талантливых абитуриентов, закрытии бюджетных мест и привлечении максимально возможного количе-

ства «платных» студентов. Образовательные учреждения культуры воспринимают такой вид партнерства на протяжении всех лет существования творческих направлений подготовки в ТГПУ с разной степенью индифферентности, собственную инициативу за 10 лет проявляли лишь две школы искусств. Комплексный анализ педагогических систем позволил выявить противоречие между актуальной потребностью педагогической практики в построении социального партнерства педвуза и учреждений дополнительного образования детей, работающих в сфере культуры и искусства с целью консолидации усилий и объединения ресурсов по вопросам профессионального самоопределения обучающихся, с одной стороны, и слабой разработанностью теоретических подходов к проектированию форм организации и развития этого процесса, с другой стороны. Соответственно, была сформулирована проблема определения комплекса условий для развития социального партнерства педвуза и учреждений дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении старшеклассников. На решение данной проблемы направлен ряд исследований, в том числе проведен экспертный опрос о предмете, принципах, содержании социального партнерства вуза и УДОД.

Комплексность проблемы профориентационного взаимодействия вуза и УДОД объясняет необходимость обращения к экспертному опросу как специализированному методу получения количественной и качественной информации о состоянии той или иной проблемы. Основным критерием отбора при формировании экспертной группы было условие непосредственной профессиональной деятельности эксперта в предметной области исследования.

Целью экспертного опроса являлось выявление мнения специалистов в области образования в сфере культуры и искусств относительно специфических проблем, возникающих при выстраивании социально-педагогического взаимодействия между образовательными организациями высшего, среднего и дополнительного звеньев с акцентированием внимания на профориентации. Использовался метод анкетного опроса (открытого типа) в форме письменного анкетирования или интервью, с последующим контент-анализом ответов респондентов.

В опросе приняло участие 17 специалистов: руководитель Департамента по культуре и туризму ТО, директор среднего специального учебного заведения, администрация учреждений дополнительного образования (руководители, заместители руководителей) (6), преподаватели ТГПУ (7), методисты учреждений дополнительного образования (2).

Оценивая кадровую ситуацию в сфере образовательных учреждений, работающих в сфере культуры и искусства, респонденты выделили ряд существенных моментов:

1.В Томске (как региональном центре, осуществляющем подготовку кадров) в настоящее время создана разноуровневая сеть образовательных организаций, занимающихся предпрофессиональной (детские музыкальные школы, детские художественные школы, школы искусств) и профессиональной подготовкой специалистов (2 ссуза, 2 вуза) практически по всем направлениям искусства - музыка, изобразительное искусство, хореография. Это безусловный «плюс» для Томской области, - ведь еще пять лет назад, чтобы закрыть вакансию педагога-хореографа с высшим образованием, необходимо было «подготовить» его в иногороднем вузе искусств. Однако экспертами отмечается отсутствие преемственности (например, в содержании образовательных программ) между образовательными организациями.

2. Кадровая ситуация выглядит, по мнению одного из экспертов, как «ситуация стабильного некритического дефицита. Стабильный, потому что существует постоянно... Некритичный - потому, что в целом не нарушает функционирования учреждений». Причем, в городских школах кадровый вопрос остро не стоит. Здесь речь идет в основном о «необходимости замены кадров пенсионного возраста». Не так однозначно дело обстоит на селе, куда молодые педагоги не стремятся вернуться после обучения в районном цен-

тре или переехать на постоянное место жительства и работы. Отчасти проблему дефицита кадров с высшим образованием на селе решают возможности заочного обучения, но бюджетных мест по творческим направлениям на заочном отделении в педвузе на сегодняшний день нет. Как показывает практика, не всякий муниципалитет, а уж, тем более, сам педагог, готовы оплачивать заочное обучение.

3. Проблема сохранения кадров в профессии - еще один важный момент, отмеченный экспертами. Существует вероятность того, что, даже придя в УДОД, молодой специалист надолго там не задержится из-за непрестижности и невысокого материального ресурса профессии. Отмеченный факт коррелирует с отрицательной тенденцией, обозначенной в документе Департамента общего образования Томской области «Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования Томской области. Дополнительное образование как фактор развития региона. 2014 год» [1]: в 2013 году в системе дополнительного образования детей ТО количество педагогических работников составляло 1355 человек, в 2014 - уменьшилось на 12% (1187 чел.). При этом доля педагогических работников в возрасте до 30 лет также уменьшилась на 0,06 единиц. В 2016 году в муниципальных образовательных учреждениях доля молодых специалистов в УДОД составила лишь 5, 29% (34 чел.) [2].

В целом финансовый вопрос и вопрос престижа педагогической профессии выделили 15 из 17 экспертов (88%).

Отмечая важное значение профориентационной деятельности (94% респондентов), эксперты, опираясь на собственный опыт или опыт из профессиональной практики других образовательных организаций, предлагают ряд рекомендаций. Их анализ позволил обобщить мнение специалистов, выделив 3 аспекта:

1. Деятельностный: профориентационная работа не может быть эпизодической - это должен быть перманентный процесс всех участников образовательного процесса - и вуза, и УДОД. Абитуриенту важно понимать, что после обучения в вузе, ему будет гарантировано рабочее место.

2. Содержательный: начинать профориентационную работу желательно как можно раньше, возможно - на уровне дошкольной подготовки. Ориентировать на творческую педагогическую профессию необходимо не только обучающихся - потенциальных абитуриентов, работу надо вести и с родителями, и с педагогами, психологами, т.к. именно их положительное отношение к выбору профессии является значимым для ребенка.

3. Управленческий. На внешнем (общероссийском) уровне, как уже было отмечено, - это вопрос повышения престижа профессии, увеличение финансирования отрасли. На внутреннем (местном) уровне проблемы не решить без продуманных управленческих шагов. Частично выполнить задачу воспроизводства кадров может целевая подготовка специалистов по заявкам руководителей УДОД. Суть управленческого влияния выразил один из экспертов: «Только при их (муниципальных органов управления) заинтересованном отношении ... профориентацией всерьез займутся сами учреждения». Представляется также оправданным введение новой должности в соответствующих департаментах, чья деятельность была бы направлена исключительно на решение кадровых проблем дополнительного образования.

На вопрос о партнерских отношениях в большинстве случаев (94%) респонденты выразили мнение о необходимости развития взаимовыгодного сотрудничества. Отмечена явственно потребительская позиция одного из экспертов по отношению к вузу («кураторство и помощь по внедрению федеральных государственных требований, написание внешних рецензий на программы художественной школы, участие в аттестации педагогических кадров школы»), стремление переложить инициативу на вуз («предлагаю ... взять на себя организацию...; создать сайт ...; продолжить практику ...; возглавить оргкомитет»).

Рейтинг ответов по видам совместной деятельности выглядит следующим образом:

- педагогическая (например, летняя практика) - 12 чел.,

- творческая (конкурсы, фестивали, концерты, выставки) - 10 чел.,

- научная (подготовка выпускных квалификационных работа, курсовых работ, конференции, гранты, ) - 6 чел.

- кураторство, шефская работа - 3 чел.

- повышение квалификации, переподготовка - 3 чел.,

- методическая - 2 чел.

Следует отметить, что полученные результаты соотносятся с данными параллельного исследования, где эмпирическим путем были обозначены в числе главных направлений партнерства научная и творческая деятельности. Ответы второй группы респондентов - работодателей (представителей работодателей) (36 чел.), принимавшей участие в обозначенном опросе, на вопросы: «Что, по-Вашему мешает развитию сотрудничества между учреждениями образования в сфере культуры и педагогическим университетом? Каковы причины такой ситуации?» были сгруппированы и представлены в виде диаграммы (рис. 1).

■ разная подведомственность

■ низкая мотивация

■ самодостаточность для решения своих целей

■ многоуровневая система подготовки не работает

■ финансовые

■ кадровые

■ отсутствие двухсторонней инициативы

■ не гарантировано трудоустройство молодых специалистов

■ непрестижность педагогического вуза

узкая направленность педагогической профессии

Рис. 1. Причины, мешающие развитию сотрудничества между УДОД и ТГПУ

Как видно из представленных на диаграмме данных, главные причины бессистемных отношений ОО, по мнению этой группы экспертов, лежат в мотивационной области и происходят от отсутствия двухсторонней инициативы. Управленческие, финансовые вопросы и вопрос престижа вуза в данном случае вторичны. Лишь один представитель организации - работодателя выразил мнение: «Я не вижу особых помех для развития сотрудничества».

На вопрос о том, какие индикаторы и критерии могут свидетельствовать об успешности партнерских отношений между УДОД в сфере культуры и ТГПУ, мнения экспертов выстроились следующим образом: количество поступивших в вуз и количество доучившихся (10 чел.); трудоустройство молодых специалистов по своей специальности (3 чел.); профессиональная компетентность выпускников (2 чел.); количество заключенных договоров на целевую подготовку бакалавров (1 чел.); количество педагогических инноваций (внедренных новшеств) (1 чел.). Ответ одного из экспертов затронул вопрос преемственности образовательных программ, предлагая считать критерием «количество и качество совместных ОП».

В целом, анализ высказываний экспертов и консультантов позволяет констатировать целый спектр проблем в рассматриваемой области. На наш взгляд, их «корнем» является инерционность и архаизированный профессионализм руководителей и педагогов всех звеньев, задействованных в профо-

риентационной работе, носящие системный характер («самодостаточность для решения своих уставных целей», «преподаватели не проходят повышение квалификации в вузе ... в силу консерватизма», «практики далеки от теории...», «...не все преподаватели имеют практическое подкрепление собственного теоретического знания», «кадры ... нужны, а телодвижения совершать особого энтузиазма . не наблюдается»). Следствием чего становится отсутствие грамотного менеджмента и маркетинга на рынке образовательных услуг, и, как результат - обозначенное проблемное поле исследования.

Результаты исследования позволяют сформулировать вывод о необходимости конструирования модели партнерских взаимодействий ОО в профо-риентационном контексте, включающей конкретные механизмы взаимодействия, с последующей реализацией ее в Томской области и оценки эффективности.

Литература

1. Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования Томской области. Дополнительное образование как фактор развития региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/ slide/945720/ (дата обращения: 10.01.2018 г.).

2. Васильева, О.В. О состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования в 2016-2017 учебном году : Публичный информационно-аналитический доклад [Электронный ресурс] / О.В. Васильева, И.В. Швайко, Т.И. Никитина. - Томск, 2017. - Режим доступа: admin.tomsk. ru/pgs/7s9/$FILE/Публичный%20доклад.doc (дата обращения: 10.01.2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.