Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ОЦЕНКАХ ЕЕ СУБЪЕКТОВ'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ОЦЕНКАХ ЕЕ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / БЕЗРАБОТИЦА / БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / VOCATIONAL GUIDANCE / SUBJECTS OF VOCATIONAL GUIDANCE / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / YOUTH UNEMPLOYMENT / EFFICIENCY OF VOCATIONAL GUIDANCE / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Елизавета Леонидовна

В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление особенностей реализации профориентационной работы, взаимодействия субъектов профориентации в ЯНАО. На основании проведенного анализа сделан вывод, что основными субъектами профориентационной работы являются школа, семья и социальные партнеры (региональная система профессионального образования и работодатели). Результаты социологического исследования отражают тот факт, что на сегодняшний день деятельность всех субъектов профориентации в регионе является рассогласованной, нескоординированной. Семья и работодатели практически исключены из системы профориентационных взаимодействий, в результате чего работодатели сталкиваются с существенными затруднениями в процессе реализации кадровой политики. Отсутствие взаимодействия между региональной системой профессионального образования и работодателями приводит к тому, что вузы готовят избыточное количество специалистов, которые являются невостребованными. Отмечается необходимость повышения согласования деятельности школы, семьи, региональной системы профессионального образования и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Елизавета Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VOCATIONAL GUIDANCE IN THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS REGION: THE PRESENT STATE IN THE ASSESSMENTS OF ITS SUBJECTS

The paper presents the results of a sociological study aimed at identifying the characteristics of vocational guidance work implementation, interaction of vocational guidance subjects in the Yamal-Nenets Autonomous Region. On the performed analysis, it is concluded that the main subjects of vocational guidance work are school, family and social partners (regional vocational education system and employers). The results of the sociological study reflect the fact that today the activities of all subjects of vocational guidance in the region are uncoordinated. Family and employers are practically excluded from the system of vocational guidance interactions with the result that employers encounter substantial difficulty in implementation of a personnel policy. The lack of interaction between the regional vocational education system and employers leads to the situation when universities prepare an excessive number of specialists who are not in demand. The author notes the need to improve coordination between school, family, regional vocational education system and employers.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ОЦЕНКАХ ЕЕ СУБЪЕКТОВ»

УДК 37.047(571.121)

Соколова Елизавета Леонидовна

магистр социологии

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ОЦЕНКАХ ЕЕ СУБЪЕКТОВ

https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.7 Sokolova Elizaveta Leonidovna Master in Social Science

THE VOCATIONAL GUIDANCE IN THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS REGION: THE PRESENT STATE IN THE ASSESSMENTS OF ITS SUBJECTS

Аннотация:

В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление особенностей реализации профориентационной работы, взаимодействия субъектов профориентации в ЯНАО. На основании проведенного анализа сделан вывод, что основными субъектами профо-риентационной работы являются школа, семья и социальные партнеры (региональная система профессионального образования и работодатели). Результаты социологического исследования отражают тот факт, что на сегодняшний день деятельность всех субъектов профориентации в регионе является рассогласованной, нескоординиро-ванной. Семья и работодатели практически исключены из системы профориентационных взаимодействий, в результате чего работодатели сталкиваются с существенными затруднениями в про-цессе реализации кадровой политики. Отсутствие взаимодействия между региональной системой профессионального образования и работодателями приводит к тому, что вузы готовят избыточное количество специалистов, которые являются невостребованными. Отмечается необходимость повышения согласования деятельности школы, семьи, региональной системы профессионального образования и работодателей.

Ключевые слова:

профориентация, субъекты профориентации, рынок труда, трудоустройство, безработица, безработица среди молодежи, эффективность профориентации, молодежь.

Summary:

The paper presents the results of a sociological study aimed at identifying the characteristics of vocational guidance work implementation, interaction of vocational guidance subjects in the Yamal-Nenets Autonomous Region. On the performed analysis, it is concluded that the main subjects of vocational guidance work are school, family and social partners (regional vocational education system and employers). The results of the sociological study reflect the fact that today the activities of all subjects of vocational guidance in the region are uncoordinated. Family and employers are practically excluded from the system of vocational guidance interactions with the result that employers encounter substantial difficulty in implementation of a personnel policy. The lack of interaction between the regional vocational education system and employers leads to the situation when universities prepare an excessive number of specialists who are not in demand. The author notes the need to improve coordination between school, family, regional vocational education system and employers.

Keywords:

vocational guidance, subjects of vocational guidance, labor market, employment, unemployment, youth unemployment, efficiency of vocational guidance, young people.

Постановка проблемы. В начало третьего тысячелетия российский социум вступил с рядом неразрешенных социально-политических проблем, которые не только не утратили своей актуальности, но и приобрели угрожающие масштабы. Онтологические трансформации конца прошлого столетия усилили масштабные изменения в структуре и объемах занятости населения, привели к образованию достаточно обширной по составу социальной общности - безработной молодежи, которая оказалась не подготовленной к интенсивно меняющимся социально-политическим условиям, обновленным требованиям рынка труда.

Несмотря на понимание негативных последствий, к которым может привести усиление стратификации российского социума, обусловленное ростом безработицы, на сегодняшний день проблема реализации профориентационной работы как эффективного средства минимизации рисков роста безработицы в российском обществе, повышения соответствия уровня подготовки специалиста требованиям работодателя остается острой. В сложившейся ситуации формируется противоречие, обусловленное потребностью личности, работодателя, общества и государства в повышении качества и результативности профориентационной работы и отсутствием понимания наиболее эффективных направлений профориентации, системного осмысления роли субъектов профориентации в адаптации модели выпускника к требованиям современного рынка труда.

Существуют разные определения профориентации. П.А. Шавир этим термином обозначает «научное управление процессом профессионального самоопределения личности, обеспечивающее оптимальное сочетание потребностей народного хозяйства в кадрах с интересами и

возможностями человека» [1, с. 5]. Указанное определение позволяет выявить такие характеристики профориентации, как научное обоснование и направленность на повышение уровня адаптации личностных качеств, характеристик индивидуума к потребностям производства.

Л.А. Йовайша под профориентацией понимает «специально организованную систему воспитательной и образовательной работы, ставящую целью формирование профессиональной направленности учащихся, их способности сознательно выбирать профессию с учетом общественных потребностей и оказание им помощи в самоопределении при выборе» [2, с. 11]. Это определение выделяет системный характер, который должна носить профориентационная работа.

Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова считают профориентацией «совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования» [3, с. 15]. Указанное определение подчеркивает, что в основании профориентации лежит комплекс педагогических и психологических условий, направленных на формирование у обучающегося умений, навыков принятия решений в отношении выбора сферы профессиональной деятельности. Исследователи рассматривают профориентацию как процесс, который «нуждается в педагогическом сопровождении» [4, с. 55].

В.Н. Кормаков, А.О. Мушта утверждают, что профориентационная работа представляет собой «ресурс развития кадрового потенциала региона, состоящий из этапов, осуществляющих поддержку в профессиональном самоопределении» [5], акцентируя внимание на преемственности профориентации и обеспечении развития кадрового ресурса региона.

На основании анализа приведенных дефиниций под профориентацией может пониматься научно обоснованная совокупность педагогических и психологических мер, направленная на повышение уровня профессионального самоопределения личности.

По мнению Д.А. Парнова, система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательной организации с родителями обучающихся и другими социальными партнерами [6, с. 109-110]. Аналогичная позиция представлена в работах И.С. Сергеева, который отмечает, что «всё большую заинтересованность в результатах профориентационной деятельности проявляют представители экономической сферы, обучающиеся и их семьи, представители научно-образовательного сообщества» [7, с. 3]. Иначе говоря, основными субъектами профориентационной работы выступают: 1) школа; 2) семья; 3) социальные партнеры: система профессионального образования и непосредственно работодатели.

Каждый из субъектов профориентационной работы реализует определенные задачи, от успешности решения которых зависит ее качество и результативность, в частности для педагога, школы основными являются следующие задачи [8, с. 103]:

- обогащение профессионально-педагогического потенциала образовательной организации за счет включения школьника в различные виды социально значимой профессиональной деятельности;

- формирование профессиональных компетенций.

Для реализации взаимодействия на уровне «школа - социальные партнеры» в сфере профориентации в качестве главных задач можно выделить [9, с. 16]:

- оптимизацию процессов разработки стратегических задач современного образования в соответствии с потребностями системы высшего образования и рынка труда;

- повышение качества общего и профессионального образования;

- совершенствование организационно-содержательных условий, позволяющих осуществлять целенаправленную работу по формированию ключевых профессиональных компетенций обучающихся;

- рост конкурентоспособности личности на рынке труда.

Важнейшим актором профориентационной работы является семья обучающегося, задачами которой можно считать [10, с. 66]:

- сохранение, развитие мотивации к обучению, профессиональному развитию, саморазвитию;

- помощь в профессиональном самоопределении.

Следовательно, в наиболее общем виде субъекты профориентационной работы могут быть условно представлены обучающимся, школой, семьей, социальными партнерами (системой профессионального обучения, работодателями), от согласованности, скоординированности действий которых зависит успешность и результативность профориентации.

Нами в январе - марте 2020 г. было выполнено социологическое исследование, направленное на изучение особенностей и эффективности реализации профориентационной работы с точки зрения основных субъектов профориентации на примере Ямало-Ненецкого автономного

округа (ЯНАО). В процессе исследования был проведен опрос выявленных выше субъектов про-фориентационной работы (согласно исследованиям Д.А. Парнова [11], И.С. Сергеева [12]): 1) социальных партнеров школьного учреждения: работодателей и представителей системы профессионального образования; 2) педагогов школьных учреждений; 3) родителей.

Всего опрошено 180 человек - родителей обучающихся 9-х и 11-х классов и педагогов. В данном случае необходимость в обосновании выборки отсутствовала, как и в большинстве исследований, проводимых в образовательных огранизациях, так как экспериментатор имел дело с уже готовыми, сформированными классами, родителями и законными представителями детей, сложившимся школьным коллективом [13, с. 204].

Методом глубинного интервью было опрошено 18 экспертов - социальных партнеров: представителей региональной системы профессионального образования и работодателей.

Определение размера выборки экспертов осуществлялась по формуле:

^м„н = 0,5х( -+0,5),

где d - возможная ошибка результатов экспертизы (0 < d < 1) [14, с. 100].

Принимая предельную ошибку выборки равной 0,05, получаем: ^м„н = 0,5 х ( + 0,5) = 32 человека.

Таким образом, в экспертном опросе приняли участие 18 человек, что, по мнению исследователей, отвечает оптимальной выборке экспертов [15, с. 101]:

10 < Ыопт < 30.

Результаты. Исследование оценивания респондентами системности и эффективности профориентационной работы осуществлялось на основании следующих критериев:

1) факторы, затрудняющие сознательный выбор;

2) системность профориентационных мероприятий в образовательной организации;

3) эффективность региональной системы профориентации;

4) факторы, затрудняющие профориентационную работу в регионе.

Мы выяснили факторы, которые, по мнению педагогов и родителей, затрудняют сознательный выбор профессиональной деятельности в регионе (таблица 1), что позволяет выявить основные направления оптимизации системы профориентационной работы.

Таблица 1 - Результаты опроса о факторах, вызывающих затруднения при выборе профессиональной деятельности школьников_

Вариант ответа Педагоги, % Родители, %

Личностная незрелость учащихся 53 100

Слабая трудовая мотивация 80 87

Отсутствие навыков выбора профессии и планирования карьеры 100 100

Затрудняюсь ответить 3 50

По мнению педагогов, главным фактором, который затрудняет сознательный выбор профессии школьником, является отсутствие навыков выбора профессии и строительства карьеры, а также слабая трудовая мотивация. Для родителей на первом месте стоит личностная незрелость и отсутствие навыков выбора профессии, низкая трудовая мотивация для них значительна в меньшей степени. В данном аспекте наглядно прослеживается региональная специфика состояния профориентации. Как отмечают М.М. Акулич и М.А. Павлова, «родители - это продукт социалистической эпохи воспитания со всеми характерными чертами того времени, идеологией, ценностями; их дети - второе поколение мигрантов, социально сформировавшихся в новую эпоху рыночных отношений, отрицания идейных основ социализма» [16, с. 165]. Соответственно родители являются более инициативными, направленными на преодоление трудностей, дети же в большинстве своем отличаются неопределеным отношением к трудовой деятельности. При этом родители, которые сами всегда много и тяжело работали в суровых условиях Крайнего Севера, не видят в своих детях снижения мотивации к трудовой деятельности. В целом молодежь

в регионе, по мнению М.М. Акулич и М.А. Павловой, может быть охарактеризована как «тепличная»: «...оберегая от негативного влияния экстремального климата, родители зачастую решали многие вопросы их жизни. Всё это порождает безынициативность, вялость и инерцию в поведении молодых людей» [17, с. 165]. Полученные результаты наглядно отображают исключенность семьи, родителей из системы профориентационных взаимодействий, недостаточное взаимодействие на уровне «семья - школа».

Принимая во внимание низкий уровень инициативности, самостоятельности молодежи региона, представляется целесообразным обратиться к выявлению эффективности профориента-ционной работы в ЯНАО, поскольку именно от качества, результативности профориентации во многом зависит сознательность выбора сферы профессиональной деятельности.

Успешность профориентационной работы, по мнению Л.А. Йовайша [18, с. 11] и Е.А. Климова [19, с. 27], зависит от системности проведения профориентационных мероприятий. Соответственно на следующем этапе было выполнено оценивание системности реализации профо-риентационной работы в отдельной образовательной организации и регионе (по мнению родителей и педагогов). Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты оценивания системности проведения профориентационной работы в образовательной организации и регионе

Как показывают полученные данные, 76 % педагогов подчеркивают, что профориентаци-онная работа ведется эпизодически, системность ее проведения отсутствует. Затрудняются с ответом 40 % родителей, это позволяет сделать вывод, что о профориентационных мероприятиях, которые проводятся в школьном учреждении, где учится их ребенок, им неизвестно. Еще 36 % посещают указанные мероприятия, поэтому отмечают, что работа проводится. В целом полученные результаты позволяют сделать вывод, что педагоги, которые в силу особенностей профессиональной деятельности лучше ознакомлены с требованиями к системности профориентационной работы, более критично ее оценивают. Родители либо не знакомы с проводимыми мероприятиями, либо оценивают системность работы более оптимистично, что может быть следствием отсутствия понимания сущности профориентации.

Изучение оценивания эффективности профориентационной работы в образовательной организации педагогами и родителями позволило выявить следующее (рисунок 2).

Полученные данные в целом отражают недостаточный уровень эффективности профори-ентационной деятельности в региональных школьных учреждениях. Оценки педагогов и родителей кардинально отличаются. Причина различий в оценивании эффективности профориентационной работы, по нашему мнению, заключается в большей информированности педагогов. В их задачи входит реализация профориентационных мероприятий, поэтому они осознают, на что должна быть направлена эта работа, к каким результатам привести. Более высокое оценивание эффективности профориентации со стороны родителей может объясняться отсутствием понимания сущности профориентационной работы, ограниченностью представлений о профориентационных мероприятиях, проводимых в школе.

В целом оценивание эффективности профориентационной работы логически вытекает из восприятия ее системности: 40 % родителей не знают, проводятся ли профориентационные мероприятия в школе, где учится их ребенок, 57 % не могут оценить их эффективность; 76 % педа-

гогов отмечают, что профориентационная работа ведется эпизодически, несистемно, соответственно 79 % опрошенных полагают, что она не может быть эффективной. Вновь отмечается рассогласованность координации взаимодействий на уровне «семья - школа».

Рисунок 2 - Результаты оценивания эффективности проведения профориентационной работы в образовательной организации и регионе

Какие же факторы затрудняют профориентационную работу в регионе и конкретной образовательной организации? Полученные в результате опроса данные приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты опроса о факторах, затрудняющих профориентационную работу в регионе, конкретной образовательной организации_

Вариант ответа Педагоги, % Родители, %

Недостаток инновационных технологий, новых форм профориентации 87 20

Недостаток квалифицированных специалистов 70 30

Несовершенство законодательной базы 10 3

Спасибо, всего хватает 3 3

Затрудняюсь ответить 50 100

Необходимо отметить, что ответ на указанный вопрос предполагал наличие выбора нескольких вариантов, в результате чего количество выборов не совпадает с числом респондентов.

Среди педагогов наибольшее количество выборов относится к недостатку новых форм и технологий профориентации: опрошенные подчеркивают, что на сегодняшний день в качестве основной формы профориентации школа продолжает использовать лекции, беседы. Разумеется, в процессе проведения бесед могут применяться современные информационно-коммуникационные технологии, но заметного обновления форм работы не наблюдается, «профессиональная ориентация как в теории, так и на практике решается локально, фрагментарно» [20, с. 173]. При этом школьник продолжает восприниматься как пассивный субъект профориентационной работы, реальное установление субъект-субъектных отношений, позволяющих повысить инициативность, активность, самостоятельность обучающегося, отсутствует. В ситуации низкой самостоятельности и инициативности обучающихся в регионе, о чем говорилось раннее, подобные формы работы отличаются низкой эффективностью, закрепляют и без того зависимые, пассивные модели поведения молодежи. Педагоги указывают и на недостаток технологий, и на отсутствие специалистов. Более того, тот факт, что 50 % педагогов затрудняются с ответом, позволяет утверждать, что не только родители (законные представители), но и педагоги не знакомы с новыми технологиями, эффективными практиками профориентации.

Абсолютное большинство родителей указывают на затруднения с ответом. Это свидетельствует о том, что они плохо знакомы с особенностями проведения профориентационной работы

в конкретной образовательной организации, т. е. даже те родители, которые упоминают отсутствие новых форм профориентации, недостаток кадров как проблемные аспекты ее реализации, в качестве дополнительного варианта ответа выбирают «затрудняюсь ответить». Полученные данные еще раз отражают отсутствие взаимосвязи между семьей и школой в процессе реализации профориентационной работы, а также низкий уровень осведомленности как педагогов, так и родителей о ее современных формах и методах.

Проведение глубинного интервью показало, что на предприятиях региона должность про-фориентолога отсутствует: «В штатном расписании нашего предприятия такого сотрудника нет. Исполняет ли кто-либо из сотрудников обязанности профориентолога, мне не известно» (начальник участка телекоммуникаций и связи службы наземного обеспечения Ноябрьского филиала АО «Аэропорт Сургут»).

Профориентационная работа вузов со школьниками ведется несистемно, специальные программы такой работы отсутствуют. И хотя существуют региональные вузы, готовые проводить целенаправленную подготовку кадров для каждого предприятия, школьники, выражающие желание учиться и работать в ЯНАО, родители, которые могут оплачивать обучение в региональных вузах, в результате отсутствия взаимодействия между системой профессионального образования и работодателем последний сталкивается с существенными затруднениями при реализации кадровой политики.

В качестве негативного, проблемного аспекта профориентации в регионе следует отметить отсутствие взаимосвязи производства и школы: «Данная работа в настоящий момент не проводится и в последние годы не проводилась» (начальник участка телекоммуникаций и связи службы наземного обеспечения Ноябрьского филиала АО «Аэропорт Сургут»). При этом именно взаимодействие с работодателем выступает одним из наиболее значимых факторов выбора будущей профессии для школьника.

Следует отметить, что столь нерациональное отношение к подбору кадров обусловлено преимущественно региональными особенностями: «регион отличается значительной территорией и высокой концентрацией природных ресурсов: 70 % общенациональных и 22 % мировых разведанных запасов природного газа и 12 % нефти находятся на Ямале» [21, с. 137]. Производственная жизнь жителей региона связана с нефтеперерабатывающей сферой. ЯНАО - один из богатейших регионов РФ, традиционно сюда переезжают жители других регионов, в результате чего проблем с поиском кадров у работодателя не возникает. В то же время подобная политика оправданна в отношении низкоквалифицированных специальностей, однако, как отмечают работодатели, существует «наибольшая потребность в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием, имеющих значимый опыт работы и обладающих достаточными практическими умениями и навыками» (начальник участка телекоммуникаций и связи службы наземного обеспечения Ноябрьского филиала АО «Аэропорт Сургут»), Как видим, возникает противоречивая ситуация: работодатель нуждается в высококвалифицированных специалистах, региональные вузы имеют возможность подготовить таких специалистов, школьники хотят учиться и работать в регионе, нацелены на получение высшего образования, однако запроса от работодателя в вуз не поступает.

Заключение. Полученные данные позволяют сделать следующий вывод. В настоящее время система взаимодействий между школьником, школой, системой профессионального образования и производством в организации профориентационной работы отличается низким уровнем координации, что не отвечает потребностям всех субъектов, участвующих в этой деятельности.

Сложившаяся ситуация объясняется рядом факторов:

1. Общим неудовлетворительным состоянием профориентационной работы, низким уровнем использования новых форм профориентации, отсутствием должности профориентолога на региональных предприятиях, тем фактом, что профориентационная работа перекладывается на плечи педагогов, которые в силу загруженности относятся к реализации профориентационных мероприятий формально. Более того, как показывают результаты исследования, мнение педагогов не имеет высокой значимости в глазах школьников. Большим авторитетом для молодых людей обладают непосредственно работодатели, которые, к сожалению, профориентационную работу со школой практически не проводят.

2. Особенностями молодежи в ЯНАО: в отличие от своих родителей дети отличаются безынициативностью, отсутствием самостоятельности, высокой зависимостью от мнения семьи, в результате чего профессиональный выбор осуществляется неосознанно, под влиянием окружающих.

3. Низким уровнем вовлеченности работодателей в реализацию профориентационной работы, что обусловлено особенностями производственной сферы региона. Так как ЯНАО является одним из богатейших регионов РФ, это привлекает сюда множество внутренних и внешних мигрантов, в результате чего, как правило, работодатель не испытывает затруднений с подбором

кадров. В то же время, как отражают результаты глубинного интервью, подобная кадровая политика, точнее, ее отсутствие в определенной степени оправдывает себя при приеме на работу низкоквалифицированных кадров, однако при этом у работодателей месяцы уходят на поиски специалистов высокой квалификации.

Важно отметить, что несогласованность субъектов профориентации существует в условиях готовности школьников учиться и работать в ЯНАО, вузов - обеспечивать подготовку специалистов, востребованных в регионе, родителей - оплачивать образовательные услуги, работодателей - принимать на работу молодых специалистов. Для изменения нынешнего положения требуется существенно повысить скоординированность деятельности субъектов, влияющих на осуществление обучающимися школ профессионального выбора, что позволит максимально полно использовать региональные возможности, обеспечить выпускников работой, отвечающей личностным потребностям, вузы - абитуриентами, а работодателей - высококвалифицированными специалистами.

Ссылки:

1. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень, 1980. 87 с.

2. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983. 128 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. М., 2005. 159 с.

4. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.

5. Кормаков В.Н., Мушта А.О. Профессиональная ориентация школьников как ресурс развития кадрового потенциала региона // Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019. № 1. С. 23-28.

6. Парнов Д.А. Социально-педагогический компонент профессиональной ориентации школьников // Социальная педагогика. 2011. № 6. С. 107-114.

7. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2017. 44 с.

8. Золотова Г.И. Факторы и условия, оказывающие влияние на формирование профессионально-педагогической культуры социального работника в высшей школе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 13. С. 102-105.

9. Комолова В.А. Взаимодействие с социальными партнерами как одно из условий успешного развития образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С. 13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Матюшкова Е.А. Педагогическое взаимодействие учителей и родителей учащихся: теоретические подходы и современное состояние // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 9-1. С. 65-69.

11. Парнов Д.А. Указ. соч.

12. Сергеев И.С. Указ. соч.

13. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск, 2010. 317 с.

14. Кошевой О.С., Голосова Е.С., Сеидов Ш.Г. Организация экспертного опроса с привлечением органов государственного и муниципального управления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия: Общественные науки. 2012. № 1 (21). С. 98-107.

15. Там же. С. 101.

16. Акулич М.М., Павлова М.А. Особенности организации процесса социализации молодёжи в экстремальных климатических условиях (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 163-170.

17. Там же. С. 165.

18. Йовайша Л.А. Указ. соч. С. 11.

19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. М., 2004. 304 с.

20. Чистякова С.Н., Сахарова В.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 171-176.

21. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Специфика жизни и педагогической деятельности на Крайнем Севере (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Арктика и Север. 2017. № 26. С. 136-150. https://doi.org/10.17238/issn2221 -2698.2017.26.136.

Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.