Научная статья на тему 'Профориентационная работа в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС (на примере Республики Беларусь)'

Профориентационная работа в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС (на примере Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС (на примере Республики Беларусь)»

обороны». М., 2007. - 4 с.

2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». М., 2005. - 4 с.

3. Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны». М., 2012. - 16 с.

4. Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 359 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». М., 2012. -14 с.

5. Федеральный закон РФ 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». М., 2008. -47 с.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

А.В. Бородако, начальник института, А.Э. Набатова, заместитель начальника института -начальник научно-исследовательского отдела, к.ю.н., доцент, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Современный этап развития системы высшего образования в Республике Беларусь характеризуется конкурентной «борьбой» учреждений высшего образования за потенциальных абитуриентов и уникальность предлагаемых образовательных услуг. Как представляется, эффективность деятельности образовательного учреждения, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, прежде всего, измеряется количеством обучающихся и качеством подготовки специалистов. Количество обучающихся, привлекательность профессии напрямую зависит от эффективности профориентационной работы, проводимой с абитуриентами.

Профессиональная ориентация МЧС Республики Беларусь - система мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии - инженера по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций [1].

Следует отметить, что данная система строиться на единообразных подходах и принципах, декларируемых МЧС Республики Беларусь. Деятельность по профориентации строиться на следующих принципах:

- открытости и доступности информации о деятельности МЧС (деятельность МЧС, образовательных учреждений является открытой, представляется в доступной форме, распространяется на уровне системы электронного правительства, сети Интернет и т.д.);

- объективности и достоверности предоставляемой информации (принцип объективности и достоверности является определяющим, так как МЧС выступает субъектом национальной безопасности, и вся информация о порядке прохождения службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, обучения в учреждениях МЧС носит объективный и достоверный характер с точки зрения правовых критериев);

- развития личности (данный принцип реализуется через возможность выбора будущей специальности, квалификации, что, безусловно, влияет на развитие личности и идентификацию себя как специалиста);

- заблаговременности (принцип заблаговременности обусловлен ранней профессиональной ориентацией, так как порядок поступления в учреждения образования МЧС Республики Беларусь обусловлен необходимостью подбора и проверки кандидатов, прохождения военно-врачебной комиссии);

- планирования (на уровне МЧС ежегодно формируется План мероприятий по профессиональной ориентации молодежи и подбору кандидатов для поступления в учреждения образования МЧС, который утверждается Приказом Министра и подлежит обязательному исполнению).

Определим ключевые аспекты профориентационной работы, проводимой в Государственном учреждении образования «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь (далее по тексту - Институт). В целях реализации указанных ранее принципов профоориентирования и повышения эффективности данной деятельности сформированы внешние индикаторы популярности учреждения.

Прежде всего, это бренд Института, который способствует его узнаванию среди других учреждений высшего образования, и определяет стратегию развития перед заказчиками и потребителями образовательных услуг.

Бренд учреждения высшего образования состоит из:

1. Внутреннего имиджа учреждения, который характеризуется следующими показателями: положительного имиджа руководителя, профессорско-преподавательского состава, обучающихся; материально-технической базой и ее достаточностью на каждого обучающегося; наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности и т.д.; научная и педагогическая квалификация профессорско-преподавательского

состава и т.д.

2. Внешнего имиджа, который сформирован благодаря: эксклюзивному названию учреждения; логотипам; символике; рекламно-информационным фильмам об учреждении на русском, английском языках; рекламным буклетам; узнаваемости через средства массовой информации; участие в публичных мероприятиях и т.д.

Еще одним важным внешним индикатором является медиапространство Института в сети Интернет. Прежде всего, это сайт учреждения на русском, белорусском, английском, французском и арабском языках (§п.Ьу), который постоянно находится в состоянии развития и обновления, содержит информацию о руководстве, подразделениях, контактах, правилах приема и т.д. В настоящее время, добавлен модуль для возможности быстрого опубликования новостей об Институте в популярных социальных сетях, пользователями которых, в большинстве своем, является молодежь.

Еще одним важным индикатором внешней популярности является привлекательность учреждений образования для иностранных обучающихся. География студентов, обучающихся в учреждении, представлена Российской Федерацией, Казахстаном, Туркменистаном, Таджикистаном, Азербайджаном, Украиной, Грузией.

Профориентационная работа как вид деятельности работников Института включает несколько этапов, и строиться на плановой основе.

Первый этап профессиональной ориентации реализуется с сентября по декабрь и обусловлен I этапом репетиционного тестирования.

На данном этапе формируется состав агитационно-пропагандистской группы по проведению профессионального ориентирования молодежи и формируется план-график мероприятий, определяются цели и задачи на текущий период, проводятся дни открытых дверей.

В агитационно-пропагандистскую группу входят: начальники факультетов, работники учебно-методического отдела и отдела идеологической работы, члены приемной комиссии, работники кафедр Института и структурных подразделений МЧС.

Отличительной чертой данного этапа является ранняя профессиональная ориентация учащихся, в которую активно включены органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям на местах, а также работники учреждений образования МЧС Республики Беларусь. Проводиться разъяснительная работа по правилам приема, доводятся критерии профессионального отбора, порядка прохождения военно-врачебной комиссии [2, 3].

Второй этап профориентационой деятельности реализуется в период с января по февраль (II этап репетиционного тестирования).

Данный этап характеризуется активным взаимодействием с Гомельским областным управлением МЧС Республики Беларусь, организовываются и проводятся выезды для проведения профессионально-ориентационных мероприятий с гражданской молодежью во всех районных центрах Гомельской области. Помимо Гомельского областного управления МЧС Республики

Беларусь аналогичная работа проводится на базе других областных управлений республики:

- создается база данных одаренной молодежи выпускных классов;

- проводиться работа по подбору кандидатов для поступления;

- формируются личные дела.

Так же осуществляется взаимодействие с отделами образования районов г. Гомеля. С их помощью проводится работа с родителями и учащимися. В их адрес направляется информация о преимуществах обучения в Институте и алгоритме действий для поступления.

На втором этапе к профориентации активно привлекаются курсанты и студенты инженерного факультета в период каникулярного отпуска, которые информируют учащихся средних образовательных учреждений и распространяют информацию об Институте.

Третий этап осуществляется в марте - апреле и обусловлен III этапом репетиционного тестирования. Реализация данного этапа сопровождается следующими мероприятиями:

- распространение информации о работе приемной комиссии и правилах приема в Институт;

- размещение аудио-, видео-рекламы о начале вступительной компании;

- выступление в СМИ;

- представление информации для выпуска «Справочник абитуриента. Высшие учебные заведения Республики Беларусь»;

- рассылка информации в министерства и ведомства иностранных государств о правилах приема для иностранных граждан;

- ежегодное участие в выставках: «Ярмарка профессий», «Образование и карьера»;

- проведение индивидуальной профориентационной работы с выпускниками учреждения образования «Лицей при Гомельском инженерном институте» МЧС Республики Беларусь;

- проведение выездных встреч с выпускниками специальности «предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» учреждения образования «Солигорский государственный горно-химический колледж» по вопросам получения образования в заочной форме обучения;

- проведение экскурсий по институту.

Четвертый этап - июнь - централизованное тестирование. Профессиональная ориентация осуществляется в рамках функционирование приемной комиссии, реализуются следующие мероприятия:

- прием документов от абитуриентов;

- проведение централизованного тестирования на базе института;

- выдача сертификатов;

- зачисление на обучение.

Таким образом, определим ключевые моменты в организационных аспектах профориентационной деятельности, осуществляемой институтом и перспективы развития данной работы:

1. Порядок ее проведения регламентируется документированной процедурой СТ ГИИ ДП 3.13-2010 «Взаимодействие с поставщиками». К его формам следует отнести:

- взаимодействие с учреждениями образования, обеспечивающими общее среднее образование, профессионально-техническое образование с общим средним образованием, среднее специальное образование, осуществляемое путем проведения профориентационной работы, в т.ч. на основании заключаемых договоров о сотрудничестве;

- взаимодействие с комплектующими органами (областные и Минское городское УМЧС).

2. В качестве субъектов, в отношении которых проводится профориентационная работа, выделим:

- учащихся и выпускников учреждений образования, обеспечивающих общее среднее образование;

- выпускников учреждений профессионально-технического образования с общим средним образованием;

- выпускников средне-специальных учреждений образования;

- учащихся профильных классов;

- иностранных граждан;

- военнослужащих.

3. Как представляется, особое внимание необходимо уделять ранней профессиональной ориентации в рамках сформированного учебно-образовательного комплекса при ГУО «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь, куда входят ГУО «Лицей при Гомельском инженерном институте», УО «Гомельский государственный машиностроительный колледж»; Гомельское городское кадетское училище.

В качестве форм проведения данной работы можно рекомендовать:

- организация совместных культурно-массовых, героико-патриотических и спортивных мероприятий;

- проведение открытых дверей и экскурсий;

- участие в ритуалах и церемониалах, проводимых в институте;

- разработка программы профориентирования на базе Инновационного центра безопасности жизнедеятельности, функционирующего в ГУО «Лицей при Гомельском инженерном институте»;

- популяризация специальности «предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».

Список использованной литературы

1. Образовательный стандарт высшей школы на первой ступени высшего образования по специальности 1 -94 01 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» - ОСВО 1-94 01 01-2013. - Минск, 2013. - 30 с.

2. Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям

Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16 июля 2009 г. № 45-З (изм. и доп. от 1 января 2015 г. № 232-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2015. - 2/2230.

3. Положение о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: Указ Президента от 11 января 2013 г. № 22 (изм. и доп. от 30 января 2014 г., № 49) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2014. - 1/14788.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ В ТАМБОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

В.Я. Борщев, профессор, д.т.н., профессор, Н.Ц. Гатапова, заведующий кафедрой, профессор, д.т.н., Тамбовский государственный технический университет,

г. Тамбов

Частые катастрофы, стихийные бедствия в последние годы свидетельствуют о необходимости организации эффективных действий спасательных сил, их готовности на высоком профессиональном уровне выполнять служебные обязанности в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера характеризуются наличием негативных факторов, опасных для жизни и здоровья специалистов МЧС.

В настоящее время развитие высшего образования, существенные изменения в статусе образовательных учреждений России, содержание учебных программ и методов обучения, которые вызваны модернизацией образования в нашей стране, требуют новых подходов к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в вузах. Особенно это актуально для университетов, которые осуществляют профессиональную подготовку специалистов МЧС России. Именно эти специалисты призваны бороться со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Только их профессионализм, грамотные и решительные действия могут спасти жизнь и обеспечить благополучие людей.

В Тамбовской области, также как и в других регионах Российской Федерации, весьма актуальной является подготовка специалистов МЧС. Вследствие того, что в регионе нет специализированных высших учебных заведений МЧС, то для подготовки таких специалистов в Тамбовском государственном техническом университете на кафедре «Технологические процессы, аппараты и техносферная безопасность» в рамках направления «Техносферная безопасность» был открыт прикладной бакалавриат по профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях». Первый набор абитуриентов осуществлён в 2015 году.

Учебный план профиля «Защита в чрезвычайных ситуациях», наряду с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.