Научная статья на тему 'Модель и подготовка инженера-спасателя на уровне современного социального заказа'

Модель и подготовка инженера-спасателя на уровне современного социального заказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Украинец А. А.

В работе представлена система подготовки профессионального специалиста и личности инженера-спасателя нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Украинец А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model and Training of Rescue Engineer Due to the Modern Social Demand Level

In the work questions of organization of teaching and edu cational process, scientific research activity and system of professional selection of the future workers of units and divisions on the extreme situations are considered. Given approach allows attracting youth to educational institutions of the Ministry for Emergency Situations and may raise prestige of the profession of the rescue-engineer of new type.

Текст научной работы на тему «Модель и подготовка инженера-спасателя на уровне современного социального заказа»

УДК 614.8:338

А.А. Украинец к.т.н. (Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь) МОДЕЛЬ И ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРА-СПАСАТЕЛЯ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

A. Ukrainets

MODEL AND TRAINING OF RESCUE ENGINEER DUE TO THE MODERN SOCIAL

DEMAND LEVEL

В работе представлена система подготовки профессионального специалиста и личности инженера-спасателя нового типа.

In the work questions of organization of teaching and educational process, scientific research activity and system of professional selection of the future workers of units and divisions on the extreme situations are considered. Given approach allows attracting youth to educational institutions of the Ministry for Emergency Situations and may raise prestige of the profession of the rescue-engineer of new type.

А.А. Украинец

Реорганизация Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь была проведена в 1998 году. В связи с расширением круга задач, вставших перед вновь созданной структурой, возникла необходимость в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления рисками и безопасностью. В марте 2000 года Гомельское среднее пожарно-техническое училище было преобразовано в Гомельское высшее командно-инженерное училище (ГВКИУ) МЧС Республики Беларусь. Опыт работы по подготовке кадров, проводимой на протяжении ряда последующих лет в созданных учреждениях образования, действительно показал, что требуемый уровень подготовки специалистов-спасателей может быть достигнут только при получении ими высшего образования соответствующего профиля. Поэтому закономерно, что в ноябре 2003 года было принято решение о придании ГВКИУ статуса института, который входит в систему национального образования Республики Беларусь и осуществляет подготовку кадров для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Постановка задачи

Основным нормативным документом, определяющим научно-методическую базу подготовки в нашем институте специалистов с квалификацией «инженер по предупреждению и ликвидации ЧС», является образовательный стандарт по специальности 1-94.01.01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Этот документ, имеющий статус «Руководящий документ Республики Беларусь», был разработан специально созданной рабочей группой, состоявшей из наиболее опытных и подготовленных работников, ученых и педагогов нашего министерства. В соответствии с образовательным стандартом курс обучения в институте рассчитан на 4856 учебных часов (без практик и факультативов) и предусматривает четырехлетнюю нормативную длительность освоения программы при дневной форме обучения [2]. Выпускник института, получая специальное звание «лейтенант внутренней службы», должен быть подготовлен для организационно-управленческой, оперативно-тактической, надзорно-профилактической, ремонтно-эксплуатационной деятельности и направляется на работу в органы и подразделения по ЧС на должности среднего начальствующего состава. При этом значительная часть молодых офицеров сразу после выпуска попадает в аварийно-спасательные службы подразделений, несущих боевые дежурства и в любой момент готовых к выезду на тушение пожаров и ликвидацию других ЧС.

Методы работы

На основе образовательного стандарта были разработаны базовые и рабочие учебные планы, программы, а также их методическое обеспечение, освоено преподавание более 50 учебных дисциплин. В составе института были созданы и функционируют факультеты очного и заочного обучения, магистратура, учебный и научно-исследовательский отделы, учебная пожарная аварийно-спасательная часть, службы

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

морально-идеологического, кадрового и тылового обеспечения, строевые подразделения и ряд других служб, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс в институте.

Полученные результаты работы

На очном факультете обучаются курсанты по четырехлетней учебной программе. В 2006 году на очное обучение впервые была принята группа девушек. На факультете заочного обучения слушатели получают высшее образование без отрыва от работы в МЧС. Здесь на договорной основе могут получить высшее образование по нашей специальности и лица, не работающие в МЧС, которые, как правило, уже во время учебы поступают на работу в органы по ЧС. Срок заочного обучения на базе общего среднего образования — 5 лет. Для лиц, уже имеющих профильное среднее специальное образование, введена сокращенная трехлетняя форма обучения.

В целом на факультетах дневного и заочного обучения в текущем 2007 году занимается около 1100 курсантов и слушателей. При этом обучение ведется как за счет бюджетных средств, так и на договорной (платной) основе.

Основными структурными подразделениями, обеспечивающими учебный процесс и реализующими выполнение учебных планов и программ, являются кафедры:

- организации деятельности органов и подразделений по ЧС;

- пожарной аварийно-спасательной техники;

- тактики проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров;

- пожарной профилактики и предупреждения

ЧС;

- пожарной аварийно-спасательной и физической подготовки;

- гуманитарных наук;

- естественных наук.

Курсанты и слушатели проходят воздушно-десантную и водно-спасательную подготовки, а также получают навыки работы на специальной инженерной и пон-тонно-мостовой технике, имеющейся на вооружении только в Гомельском инженерном институте. В состав парка входят средства наведения понтонно-мостовых переправ, плавающие катера, плавающие транспортеры, инженерные машины разграждения, бронетехника, приспособленная для работы в эпицентрах аварий и ЧС. В институте создана штатная авиационная служба, на вооружении которой имеется 7 самолетов АН-2.

Еще одной уникальной особенностью Гомельского инженерного института является то, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 612 от 25 мая 2004 года «О создании Государственного учреждения образования лицей при Гомельском инженерном институте» с 1 сентября 2004 года открыт лицей на 200 учащихся.

Характерной чертой учебного процесса в институте является тесная связь с практикой. С первого года обучения курсанты несут службу в учебной по-

жарной аварийно-спасательной части, выезжая по тревоге на пожары и для ликвидации других ЧС. В процессе учебы они приобретают опыт выполнения обязанностей каждого номера боевого расчета и начальника караула. В настоящее время создан сводный аварийно-спасательный отряд из курсантов и работников института, который, являясь резервом Министра МЧС Республики Беларусь, уже не раз участвовал в выполнении задач по ликвидации ЧС. Примером тому является участие в эвакуации населения и животных в наводненных районах Полесского региона, а также участие в тушении крупномасштабных пожаров на торфяниках.

В период с 1999 по 2006 год в институте подготовлено 638 инженеров-спасателей по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». В 2006/2007 учебном году еще 221 выпускник института станет работником органов и подразделений по ЧС Республики Беларусь.

За 2002-2007 гг. профессорско-преподавательским составом и научными сотрудниками института подготовлено и издано 530 учебных пособий и учебно-методических материалов, опубликовано 260 статей, докладов и тезисов докладов в научных изданиях. За этот же период времени организованы три международные научно-практические конференции и осуществлено более двадцати теоретических и экспериментальных исследований. Работники и курсанты института приняли участие в 115 научных конференциях, проводимых в Беларуси, России, Украине, Польше и ряде других стран.

Институт активно сотрудничает с учебными и научно-исследовательскими организациями Беларуси, России и Украины. Заключены договора, соглашения и протоколы о сотрудничестве с Академией гражданской защиты МЧС России, Московским автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом), вузами и НИИ Минска, Харькова, Черкасс, Львова.

В рамках договоров, соглашений и протоколов осуществляется сотрудничество по фундаментальным и прикладным научным исследованиям в областях, представляющих взаимный интерес, и доведение их результатов до практического использования. Большое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации сотрудников МЧС Беларуси, России и Украины, обмену научной информацией.

Основными научными направлениями деятельности Института являются:

- Моделирование аварий и катастроф природного и техногенного характера.

- Конструкционно-технологические методы повышения надежности и эффективности аварий -но-спасательной техники и оборудования, методов и веществ, используемых при ликвидации ЧС.

- Разработка теоретических и прикладных аспектов мониторинга ЧС.

- Разработка методов снижения рисков и повышения эффективности ликвидации ЧС на основе изучения их социальных предпосылок и психолого-

педагогических аспектов совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки специалистов МЧС.

В 2006-2007 гг. профессорско-преподавательским составом и научными сотрудниками Института выполнялось 6 заданий в рамках государственных научно-технических программ: «Снижение рисков чрезвычайных ситуаций», «Техническая диагностика», «Защита от чрезвычайных ситуаций»:

- «Разработка рекомендаций по построению картосхем и определению последствий ЧС, установка на воздушное судно, организация и проведение летных испытаний авиационной системы контроля за обстановкой в зоне ЧС».

- «Разработка комплекса аппаратно-программных методик для фототермической диагностики термических напряжений и пространственных дефектов в керамических и композитных материалах».

- «Разработка состава и технологии изготовления огнетушащих порошков на основе отечественного минерального сырья».

- «Разработка технологии и средств имитационного моделирования иерархических процессов опасного производства».

- «Разработка новых технологий оценки ущерба от аварий и катастроф на базе авиационной системы контроля за обстановкой в зоне ЧС».

- «Социологическое обеспечение снижения рисков ЧС».

С целью повышения качества выполняемых исследований и подготовки кадров высшей научной квалификации в институте проведен комплекс подготовительных работ по строительству научно-лабораторного корпуса, в котором планируется создать семь научно-исследовательских лабораторий.

В 2005 году, в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки инженеров по предупреждению и ликвидации ЧС, была открыта магистратура. В процессе обучения в магистратуре слушатели приобретают углубленные знания по гуманитарным, общенаучным и специальным дисциплинам, получают навыки научно-исследовательской деятельности. Магистрантам предоставляется возможность сдачи экзаменов кандидатского минимума и написания магистерской диссертации, что является первым шагом к последующей работе над диссертацией на соискание ученой степени кандидата наук. Срок обучения в магистратуре -1 год.

Активно участвуют в научно-исследовательской работе и курсанты. Они регулярно становятся лауреатами открытых конкурсов научных работ студентов вузов Российской Федерации, республиканских конкурсов творческих работ, а также научных конференций, проводимых в республике и за рубежом. Создание в 2007 году Научного общества курсантов практически завершило формирование непрерывной системы (курсант-магистрант-адъюнкт) организации научно-исследовательской деятельности и подготовки научных кадров в институте.

Необходимость достижения образовательной

и профессиональной готовности к деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС остро поставила проблему организации качественного отбора кандидатов для подготовки в вузе будущих инженеров-спа-сателей.

Как и другие учебные заведения МЧС, мы не могли в готовом виде принять сложившуюся в системе высшего образования практику набора и подготовки специалистов. «Несмотря на то, что образование возникло как средство для передачи из поколения в поколение обобщенного и систематизированного знания, накопленного человечеством, — отмечает Э. Р. Бариев, — существующие механизмы трансляции социального и инженерного опыта оказываются неэффективными. Традиционные методы обучения и профессиональной подготовки не обеспечивают готовность человека к безопасной жизнедеятельности. Люди проявляют обеспокоенность и неуверенность в принятых решениях, оказываются беспомощными перед проблемами современного мира» [1, с. 4]. И если это положение относится ко всему населению, то тем более остро вопрос стоит в отношении подготовки кадров для органов и подразделений по ЧС. В таких условиях необходимо было по-новому организовать профессиональный отбор и из всех желающих выбрать молодых людей, способных стать инженером-спасателем и высоко нести честь работника МЧС.

С одной стороны, высокий социальный престиж МЧС и профессии спасателя среди населения нашей республики и, особенно среди молодежи, обеспечивает большое количество желающих поступить в учебные заведения МЧС. С другой стороны, динамичность задач, определяемых МЧС и образовательным стандартом специальности, требуют изыскания новых, научно обоснованных подходов к организации качественного профессионального отбора кандидатов для поступления в высшие учебные заведения МЧС.

Исходя из этого, была разработана и отлажена своеобразная модель профессионального отбора будущих инженеров-спасателей, сочетающая в себе как классические методы, так и некоторые новые, либо значительно модернизированные подходы. Как результат, в настоящее время сложилась своеобразная система профессионального отбора кандидатов для подготовки специалистов МЧС, способных выполнять поставленные задачи.

Что представляют собой основные элементы этой системы?

Предварительный отбор кандидатов для поступления в институт осуществляется кадровыми аппаратами ОПЧС, которые на местах изучают и оценивают личные качества потенциальных абитуриентов, организуют прохождение ими военно-врачебной комиссии (проверяющей не только состояние здоровья, но и психофизиологические данные), а также обеспечивают дополнительное изучение личных морально-психологических качеств и семейно-бытовых условий кандидатов. Уже на этом этапе происходит

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

значительный отсев молодых людей, изъявивших желание учиться в наших вузах. Дополнительный «профотбор» в период вступительных испытаний заключается в сдаче зачета по физической подготовке в соответствии с нормативами, установленными МЧС, и дополнительный медицинский осмотр абитуриентов в период вступительных испытаний в вузе. На этом этапе также происходит отсев определенного количества абитуриентов.

Подготовка потенциальных абитуриентов в рамках специализированных лицейских классов средних школ, созданных практически по всей Беларуси (профильные выпускные классы при Гомельском инженерном институте МЧС были организованы еще в 1999 в средней школе № 11 г. Гомеля). Программа обучения в лицейских классах предусматривает изучение таких дисциплин как организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, пожарная профилактика и предупреждение ЧС, основы тактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, пожарная аварийно-спасательная техника и связь, пожарная аварийно-спасательная подготовка, физическая подготовка и пожарно-спасательный спорт, производственная практика.

Занятия в лицейских классах МЧС проводятся таким образом, чтобы заинтересовать учеников в выборе профессии спасателя, привить желание к овладению данной профессией и выработать навыки использования полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью осуществляются выездные занятия на объекты и в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, где опытные работники рассказывают о своем участии в ликвидации последствий ЧС, делятся своим жизненным и профессиональным опытом. Естественно, что выпускники лицейских профильных классов МЧС составляют значительную часть наших абитуриентов, а затем и курсантов, сделавших вполне осознанный выбор благородной, но опасной профессии спасателя.

Еще одним элементом в системе не только профессионального отбора, но и в системе подготовки будущих командных кадров органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям является лицей, созданный при Гомельском инженерном институте, призванный стать кузницей будущего поколения курсантов высших учебных заведений МЧС.

Культурно-массовая работа с населением и молодежью, а также освещение деятельности МЧС в средствах массовой информации является своеобразным элементом, способствующим проведению качественного профессионального отбора абитуриентов. И в этом плане свою роль играют наш духовой оркестр; взвод почетного караула, созданный и экипированный при содействии облисполкома г. Гомеля и ставший непременным участником всех торжественных мероприятий, проводимых в городе; вокально-инструментальный ансамбль «Чрезвычайная ситуация»; команда КВН; детско-юношеская спортивная школа «Омега», в которой работают секции по 8-ми видам спорта. Исключительно положительно был воспринят гомельчанами и тот факт, что силами коллектива института перевезен из зоны отселения и заново возведен православный Храм Архистратега Михаила

— памятник пожарным-спасателям, отдавшим жизнь при ликвидации Чернобыльской катастрофы.

Безусловно, что все это привлекает молодежь к институту, повышает престиж и авторитет инженера-спасателя.

Учебно-полевой сбор («курс молодого бойца») проводится с молодыми курсантами, успешно сдавшими вступительные испытания, прошедшими по конкурсу и зачисленными для обучения в институте. В данном случае в период адаптации молодых людей к условиям службы и учебы в вузе МЧС в сочетании со значительными физическими нагрузками, отсева из числа поступивших практически не бывает.

Таким образом, вышеперечисленные элементы образуют целостную систему профессионального отбора будущих работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, которая позволяет привлечь молодежь в учебные заведения МЧС, повышает престиж и авторитет профессии инженера-спасателя. Это подтверждают результаты социологических опросов курсантов института. Так, в ходе одного из проведенных опросов изучался блок мировоззренческих ценностей курсантов. Их замер, в частности, осуществлялся по вопросу: Закончите, пожалуйста, фразу: «Я пошел в МЧС потому, что это...». Распределение ответов на вопрос о целеполагании выбора МЧС как сферы профессиональной самореализации представлено в табл. 1.

Как видно из приведенной таблицы, среди опрошенных в целом доминируют ценности социаль-

Таблица 1.

Работа, достойная настоящего мужчины 15, 1%

Интересная профессия 11,1%

Престижная профессия 10,7%

Способ обеспечить себе будущее 8,6 %

Способ служить людям 8,3 %

Способ получить хорошее образование 6,8 %

Возможность сделать в своей жизни что-нибудь стоящее 6,4 %

Возможность стать физически сильным и здоровым человеком 5,3 %

Возможность исполнить свой долг перед Родиной 5,1 %

Возможность работать в сплоченном коллективе 4,4 %

Способ самореализоваться 4,2 %

ной и нравственной значимости; «работа, достойная настоящего мужчины» (15,1 %), «интересная профессия» (11,1 %), «престижная профессия» (10,7 %) и др. Они занимают самые верхние строчки и их сумма составляет 65,5 %. При этом заметим, что и остальные респонденты также отметили вполне позитивные мотивы своего выбора профессии инженера-спасателя [3, с. 263-264].

В конечном итоге проводимая работа по повышению качества подготовки курсантов и слушателей призвана обеспечить органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям такими специалистами, которые со знанием дела смогут организовать работу

по предупреждению ЧС, а в случае необходимости всегда сумеют эффективно действовать в экстремальных условиях.

Вывод. Гомельский инженерный институт МЧС в настоящее время пользуется заслуженным авторитетом в республике, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также среди других высших учебных заведений. Его десятилетие командный, профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и все работники института встречают полными планов и идей, направленных на совершенствование модели и практики подготовки специалиста спасательного дела для органов и подразделений МЧС Республики Беларусь.

Литература

1. Бариев, Э. Р. Чрезвычайные ситуации: образование и наука // Научно-практический журнал ГИИ МЧС Республики Беларусь. — 2006. — № 1, Т.1 — С. 4.

2. Образовательный стандарт специальности 1-94.01.01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» / руководящий документ Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — 26 с.

3. Украинец, А. А. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: социологические аспекты / А. А. Украинец // Защита от чрезвычайных ситуаций: инновации и перспективы дополнительного образования: материалы научно-практ. конф., Светлая Роща, 21-22 сент. 2006 г. / ИППК МЧС — Светлая Роща, 2006.

- С. 262-265.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.