Научная статья на тему 'Порядок осуществления МЧС России надзора за выполнением организациями требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций'

Порядок осуществления МЧС России надзора за выполнением организациями требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беспертов Д. А., Туманова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок осуществления МЧС России надзора за выполнением организациями требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Список использованной литературы

1. Ворошилова Л.Л. Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Ч. 1. [Текст]/ Л.Л. Ворошилова // Российское предпринимательство, 2002. - № 11.

2. Кобылина Е.В. Экономические и налоговые перспективы и проблемы инновационной деятельности в вузах России [Текст] / Е.В. Кобылина // Налоги - 2006. - № 3.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ НАДЗОРА ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Д.А. Беспертов,

Главное управление МЧС России по Кемеровской области, г. Кемерово

Т.А. Туманова, старший преподаватель, к.т.н., Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,

г. Кемерово

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны МЧС России осуществляет надзорные функции в области гражданской обороны.

Вместе с этим государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, также осуществляет МЧС России.

Государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - ГОиЧС) осуществляется в целях проверки выполнения юридическими и физическими лицами установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации требований в области ГОиЧС структурными подразделениями МЧС России по надзорной деятельности.

Полномочия, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих надзор в области ГОиЧС определены подзаконными актами РФ [1, 2]. Конечным результатом исполнения государственной функции является принятие мер по результатам проверки выполнения субъектами надзора

требований в области ГОиЧС [3, 4].

В соответствии с действующим законодательством РФ проверки разделяются на плановые и внеплановые, которые в свою очередь проводятся в форме документарных и (или) выездных [5].

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом плановых проверок, разрабатываемым и согласованным с органами прокуратуры по схеме, приведенной на рисунке.

Я

Проекты планов плановых проверок на год

Орган надзорной деятельности ГУ МЧС России по субъекту РФ

0 и

1

до 1 сентября _

до 1 октября

до 1 ноября ±

-<

Ч

Генеральная прокуратура РФ

до 31 декабря

_

до 1 декабря

Размещение на официальном сайте в сети «Интернет»

Рис. Порядок разработки и согласования с органами прокуратуры ежегодного плана

плановых проверок

В свою очередь внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

1. Истечение срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области ГОиЧС.

2. Поступление в надзорный орган обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

2.1. Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.2. Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности

государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством [5].

По результатам проверки, непосредственно после ее завершения, должностными лицами надзорного органа составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которого вручается (направляется заказным письмом с уведомлением) законному представителю субъекта надзора.

В случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области ГОиЧС должностное лицо надзорного органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:

- выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения;

- принять меры по привлечению лиц, допустивших невыполнение требований в области ГОиЧС, к административной ответственности.

Не смотря на то, что надзор в области ГОиЧС, как вид государственного контроля, создан относительно недавно, МЧС России провело достаточно большой объем работы по нормативно-правовому регулированию в данной области. Создана нормативная правовая база функционирования системы, определена новая организационно-штатная структура надзорных органов, введены различные формы обучения, повышающие профессиональный уровень государственных инспекторов. В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Федеральным законом от 06.11.2011 № 295-ФЗ в 2011 году внесены изменения в статьи 20.6, 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих увеличение сумм административных штрафов за нарушения в данной сфере.

Вместе с этим в последние годы данный надзор занял прочное место по осуществлению государственного контроля за исполнение физическими и юридическими лицами обязательных требований в области ГОиЧС.

Всё это способствовало повышению количества и качества проводимых надзорных мероприятий.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской

обороны». М., 2007. - 4 с.

2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». М., 2005. - 4 с.

3. Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны». М., 2012. - 16 с.

4. Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 359 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». М., 2012. -14 с.

5. Федеральный закон РФ 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». М., 2008. -47 с.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

А.В. Бородако, начальник института, А.Э. Набатова, заместитель начальника института -начальник научно-исследовательского отдела, к.ю.н., доцент, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Современный этап развития системы высшего образования в Республике Беларусь характеризуется конкурентной «борьбой» учреждений высшего образования за потенциальных абитуриентов и уникальность предлагаемых образовательных услуг. Как представляется, эффективность деятельности образовательного учреждения, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, прежде всего, измеряется количеством обучающихся и качеством подготовки специалистов. Количество обучающихся, привлекательность профессии напрямую зависит от эффективности профориентационной работы, проводимой с абитуриентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.