безопасностью (именами, полномочиями пользователей и их правами доступа к информации). Использование таких средств существенно затрудняет единое управление полномочиями пользователей в организации;
- отсутствием коллективного управления полномочиями пользователей. При наличии в САЗ ПОО нескольких сервисов можно утверждать, что средства единого управления окажутся в распоряжении только одного из этих сервисов. В этом случае, контроль за использованием средств САЗ ПОО и корректностью их настройки будет утерян, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Контроль за соблюдением соответствия реального состояния защиты информации в ИСБ требованиям положений политики безопасности предполагает периодический сбор информации о значениях контролируемых настроек сетевого оборудования, компьютерных средств, прав доступа пользователей и т.д. и их сравнение с настройками, указанными в организационно-распорядительных документах. При обнаружении несоответствия возможна корректировка как прав доступа пользователя, так и положений этих документов.
Рассмотренные проблемы являются основным фактором, сдерживающим практическую реализацию комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности для реально функционирующих САЗ ПОО.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
О.В. Беспалова, доцент, к.э.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Развитие рынка образовательных услуг и системы образования вынуждают высшие учебные заведения соответствовать данным условиям и быть конкурентоспособными. Мировая практика показывает, что организации, не использующие инновационные разработки, не могут своевременно развиваться и модернизироваться, следовательно, не могут занимать лидирующие позиции на рынке.
Ряд ученых утверждает о необходимости модернизации и развитии образования в современных условиях.
Так, Ворошилова Л.Л. под инновационным развитием вуза понимает целенаправленный и необратимый, происходящий во времени процесс трансформации вуза из одного состояния, в другое, который характеризуется внедрением прогрессивных обновлений, позволяющих повысить качество образования и конкурентоспособность образовательных услуг [1].
В своей работе Кобылина Е.В. рассматривает понятие «инновационное развитие вуза», как деятельность, направленную на воспроизводство инновационного потенциала, формирование инновационной структуры,
интеграцию всех уровней образования с академической наукой, бизнесом и властными структурами, повышающая адаптивность научно-образовательного комплекса к требованиям внешней среды [2].
Авторы сходятся в том, что инновационное развитие приведет к повышению качества образования и повышению конкурентоспособности образовательных учреждений на рынке образовательных услуг.
Необходимо отметить, что ключевым фактором развития конкурентоспособности учебных заведений является система управления.
Специфика управления высшим учебным заведением обусловлена необходимостью решения ряда задач:
- решение проблем образования с учетом стратегических направлений государственной политики;
- реализация принципов системности и эффективности в управлении образованием;
- привлечением к решению задач подготовки кадров;
- изменение соотношения ролей преподавателей и обучающихся в образовательном процессе.
Для успешного решения всех перечисленных задач необходима разработка и внедрение инноваций во всех сферах деятельности учебного заведения.
Однако, инновационное развитие высшего образовательного учреждения невозможно без создания инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации (РФ) на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования, интеграция системы образования РФ в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Для высшего учебного заведения цель разработки и внедрения инновационных технологий - создание предпосылок дальнейшей трансформации и формирования конкурентоспособного учебного заведения, которое:
- обеспечит качественные изменения в процессе образования, предоставляя будущему специалисту возможность многогранно развиваться в соответствии с требованиями современного рынка;
- создаст условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;
- в полной мере будет учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;
- отвечает тенденциям развития современной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.
К инновационным проектам, предлагаемым высшими учебными заведениями, которые могут воздействовать на повышение рейтинга и на
экономическую эффективность, конкурентоспособность вуза, можно отнести открытие новых востребованных и актуальных специальностей, разработку бизнес-проектов для потребительского рынка, аналитическую деятельность, научно-исследовательскую работу.
Решение о внедрении инновационной разработки принимается в соответствии с комплексом требований, среди которых ключевыми являются: владение необходимым финансовым, материально-техническим, научным, методическим и кадровым возможностям для внедрения данных образовательных инноваций, а также положительные прогнозы от внедрения данных проектов
Однако ряд авторов отмечает, что на разработку и внедрение инновационных технологий влияют группы факторов:
- экономические (недостаточное финансирование, устаревшее материально-техническое обеспечение);
- социальные (неэффективная система распространения новшеств);
- педагогические (определенные традиции как организационно-педагогической, так и управленческой работы как отдельно взятого образовательного учреждения, так и системы в целом, вступающих в противоречия с инновационными методами);
- временные, то есть реализация инноваций или распространение положительного опыта требуют некоторого времени, необходимого для того, чтобы система усвоила это новшество [1, 2].
Для снижения негативного влияния этих факторов, образовательному учреждению необходимо, чтобы при внедрении инновационных разработок соблюдался индивидуальный подход к потребителю. Например, при оказании образовательной услуги производителю необходимо, чтобы услуга была направлена на конкретного потребителя. Для оказания образовательной услуги ВУЗ должен знать о предполагаемых потребностях потребителей. Однако для максимального удовлетворения потребителя и повышения качества и конкурентоспособности данных услуг производитель необходимо анализировать и учитывать не предполагаемые (неожиданные) преимущества (например, отделение дополнительного образования, позволяющее студентам и специалистам приобрести дополнительные знания). Выявление дополнительных преимуществ при оказании образовательной услуги, позволит организовать качественный процесс обучения, расширить контингент обучающихся, отобразить результаты работы в научных исследованиях.
Разработка и внедрение комплекса инноваций в различных сферах деятельности высших учебных заведений позволит функционировать им с учетом стратегических направлений развития государства, развиваться в соответствии с мировым стандартами образования и привлекаться к решению задач всех заинтересованных субъектов рынка и тем самым повышать конкурентоспособность.
Список использованной литературы
1. Ворошилова Л.Л. Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Ч. 1. [Текст]/ Л.Л. Ворошилова // Российское предпринимательство, 2002. - № 11.
2. Кобылина Е.В. Экономические и налоговые перспективы и проблемы инновационной деятельности в вузах России [Текст] / Е.В. Кобылина // Налоги - 2006. - № 3.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ НАДЗОРА ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Д.А. Беспертов,
Главное управление МЧС России по Кемеровской области, г. Кемерово
Т.А. Туманова, старший преподаватель, к.т.н., Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,
г. Кемерово
В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны МЧС России осуществляет надзорные функции в области гражданской обороны.
Вместе с этим государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, также осуществляет МЧС России.
Государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - ГОиЧС) осуществляется в целях проверки выполнения юридическими и физическими лицами установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации требований в области ГОиЧС структурными подразделениями МЧС России по надзорной деятельности.
Полномочия, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих надзор в области ГОиЧС определены подзаконными актами РФ [1, 2]. Конечным результатом исполнения государственной функции является принятие мер по результатам проверки выполнения субъектами надзора